Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 
Объем, порядок и условия предоставления информации, содержащейся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлены ст.7,8 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации).
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам (далее - запросы о предоставлении сведений) любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, предоставляются в виде выписки из Единого государственного реестра прав или в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Выписка из Единого государственного реестра прав должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости, отметки о возражении в отношении зарегистрированного права на него.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено Законом о регистрации.
В случае представления запроса через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) срок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого запроса в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.
Если запрос о предоставлении сведений, указанных в п.3 ст.7 Закона о регистрации, представляется посредством почтового отправления, подлинность подписи лица, запрашивающего их, или его представителя на таком запросе и верность копий документов, прилагаемых к такому запросу, должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке, если иное не установлено органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
В соответствии с п.6 Приказа Министерства экономического развития РФ от 14.05.2010 г. №180 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок» в случае представления запроса при личном обращении, кроме запроса о выдаче сведений о содержании правоустанавливающего документа в виде бумажного документа, о выдаче бумажной копии договора, иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенных в простой письменной форме, такой запрос представляется в любой орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, независимо от места нахождения объекта недвижимости или адреса места жительства (места нахождения) правообладателя, в отношении которых представляется такой запрос.
Перечень адресов органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, по которым осуществляется прием запросов при личном обращении, публикуется на официальном сайте: www.rosreestr.ru.
В случае, если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в Едином государственном реестре прав отсутствуют запрашиваемые сведения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в установленный срок выдает или направляет обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений.
При наличии в запросе указания о получении (выдаче) сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, через многофункциональный центр орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан передать в многофункциональный центр подготовленный в установленный срок документ, содержащий запрашиваемые сведения, либо решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, либо уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений.
Порядок передачи многофункциональным центром принятых им запросов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и порядок передачи органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, подготовленных им документов в многофункциональный центр определяются заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. При этом сроки передачи многофункциональным центром принятых им запросов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и сроки передачи органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, подготовленных им документов в многофункциональный центр не должны превышать два рабочих дня.
Решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжаловано в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона о регистрации сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только:
  • самим правообладателям или их законным представителям;
  • физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя;
  • залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся у него в залоге;
  • руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченным решениями руководителей данных органов или фондов, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий данных органов или фондов в установленной сфере деятельности, в том числе для предоставления государственных или муниципальных услуг;
  • руководителям или заместителям руководителей многофункциональных центров на основании межведомственных запросов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг;
  • судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями, а также органам прокуратуры Российской Федерации в целях осуществления надзора за исполнением законодательства Российской Федерации;
  • лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону;
  • арбитражному управляющему в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества;
  • руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в целях исполнения ими обязанностей по противодействию коррупции;
  • Председателю Счетной палаты Российской Федерации, его заместителю и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации для обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации;
  • генеральному директору Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, действующему на основании распоряжения Правительства Российской Федерации, заместителям генерального директора указанного Фонда, руководителям филиалов и представительств указанного Фонда, действующим на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, если соответствующие сведения необходимы для подготовки предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства") предложений об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для жилищного строительства, для передачи жилищно-строительным кооперативам и (или) гражданам, являющимся членами жилищно-строительных кооперативов, для размещения объектов, предназначенных для производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и иного развития территории.
За предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, а также за предоставление информации, указанной в пункте 6 статьи 7 Закона о регистрации, взимается плата.
Размер оплаты за предоставление о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, а также за выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, установлен Приказом Министерства экономического развития РФ от 16.12.2010 г. №650 «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок, выдачу копий договор и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и размерах такой оплаты».
Перечисление платежа производится по выбору заявителя, до или после представления запроса, если запрос представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, физическим лицом в виде бумажного документа при личном обращении.
Оплата за предоставление сведений должна быть осуществлена не позднее одного месяца, с даты предоставления запроса.
В соответствии с п.2 ст.8 Закона о регистрации, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, бесплатно предоставляет информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам:
  • правоохранительных органов, судов, судебных приставов-исполнителей по находящимся в производстве уголовным и гражданским делам;
  • органов прокуратуры Российской Федерации в целях осуществления надзора за исполнением законодательства Российской Федерации;
  • федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и многофункциональных центров;
  • Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка;
  • Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации;
  • Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;
  • арбитражного управляющего в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества;
  • нотариуса в связи с совершаемыми нотариальными действиями;
  • иных определенных федеральными законами органов и организаций.
Старший специалист 1 разряда
Стрежевского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
М.А.Зенюкова
С 01.02.2014 Федеральным законом от 21.12.2013 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 379-ФЗ), внесены изменения и в том числе в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I (далее – Основы).
В статью 16 Закона о регистрации внесены изменения, устанавливающие, что в случае, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть также представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, работником нотариуса, имеющим письменное подтверждение его полномочий на подачу заявлений и иных необходимых для государственной регистрации прав документов, выданное нотариусом и скрепленное его подписью и печатью.
С учетом внесенных изменений, если право на объект недвижимого имущества возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, например свидетельства о праве на наследство, документы на государственную регистрацию имеют право представить:
- нотариус;
- лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса;
- работник нотариуса. 
Исходя из анализа норм действующего законодательства, считаем необходимым разъяснить, что к заявлению о государственной регистрации прав в рассматриваемом случае должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия представившего заявление лица:
- копия приказа территориального органа Минюста РФ, подтверждающего полномочия нотариуса или лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, подписавшего заявление и удостоверившего документы;
- копия распорядительного акта нотариуса о наделении работника нотариуса полномочиями на подачу документов на государственную регистрацию, скрепленное его подписью и печатью, с указанием реквизитов документа, на основании которых работник нотариуса осуществляет свою деятельность (договор с нотариусом).
Также следует отметить, что при необходимости осуществления до государственной регистрации на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия перехода права, его ограничения (обременения) государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, нотариус, удостоверивший сделку или совершивший иное нотариальное действие, на основании которых подлежит проведению государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения), не может подать заявление о государственной регистрации такого ранее возникшего права на объект недвижимого имущества без нотариально удостоверенной доверенности в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации.
Обращаем внимание на то, что работник нотариуса не наделен полномочиями на подписание заявлений, он может только представить на регистрацию заявление, подписанное и удостоверенное нотариусом, либо лицом, замещающим временно отсутствующего нотариуса, а также не наделен правом подачи заявлений о государственной регистрации ипотеки. 
Так, согласно пункту 5 статьи 29 Закона о регистрации особенности государственной регистрации ипотеки также могут устанавливаться Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее – Закон об ипотеке).
В соответствии со статьей 20 Закона об ипотеке:
государственная регистрация ипотеки, возникающей в силу нотариально удостоверенного договора об ипотеке, может осуществляться также на основании заявления нотариуса, удостоверившего договор об ипотеке;
государственная регистрация ипотеки в силу закона осуществляется на основании заявления залогодержателя или залогодателя либо нотариуса, удостоверившего договор, влекущий за собой возникновение ипотеки в силу закона, без уплаты государственной пошлины.
Нотариус, удостоверивший сделку или совершивший иное нотариальное действие, на основании которых подлежит проведению государственная регистрация прав на объект недвижимого имущества, и представивший соответствующее заявление о государственной регистрации прав, вправе представлять также иные, в том числе предусмотренные пунктом 3 статьи 19, пунктом 4 стати 20 Закона о регистрации заявления, касающиеся осуществления государственной регистрации прав на основании ранее представленного им заявления о государственной регистрации прав, а также заявления о внесении изменений.
Однако, нотариус, лицо его замещающее и работник нотариуса не вправе подавать заявления, предусмотренные пунктами 1, 2 статьи 28.1 Закона о регистрации (о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без личного участия собственника (его законного представителя) такого объекта недвижимости), поскольку такие заявления не являются заявлениями о государственной регистрации прав.
 
Заместитель начальника
Стрежевского межмуниципального отдела
Фрис Н.В
Управление Росреестра по Томской области напоминает, что с 14 февраля 2014 года предварительная запись на подачу документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в офисах межрайонных отделов Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра».
Самостоятельно можно записаться на портале государственных услуг Росреестра (https://rosreestr.ru) в рубрике «Направление деятельности Росреестра» выбрать раздел «Регистрация прав» и подраздел «Офисы и приемные», затем регион «Томская область». В списке офисов найти необходимый межрайонный отдел в городе или области (70 Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области) и выбрать соответствующий день месяца и время приема документов.
Также заявители могут воспользоваться телефоном горячей линии Ведомственного центра телефонного обслуживания Росреестра (далее по тексту – ВЦТО) 8-800-100-34-34. При обращении заявителя в ВЦТО как по телефону, так и через e-mail, Сайт поддержки либо голосовые сообщения (ivr) с целью получения какой-либо информации о деятельности Росреестра и подведомственных ему организаций, в т.ч. по государственным услугам Росреестра, необходимому пакету документов, размеру госпошлины, статусе поданного заявления, формированию заявки на предоставление услуг через официальный сайт Росреестра и прочим условиям обслуживания, оператор ВЦТО определяет возможность предоставления заявителю интересующей его информации непосредственно во время разговора либо необходимость дополнительного времени на предоставление заявителю информации.
С 30 июня 2014 года вступают в силу правила представления документов для государственной регистрации прав на недвижимость в форме электронных документов.
Утверждены следующие документы:
  • порядок представления заявления о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с недвижимым имуществом и иных необходимых для государственной регистрации прав документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в форме электронных документов, электронных образов документов;
  • порядок представления заявления об исправлении технической ошибки в записях ЕГРП в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в форме электронного документа;
  • порядок представления заявления о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, заявления о погашении записи в ЕГРП о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, заявления о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без личного участия собственника (его законного представителя), заявления об отзыве ранее представленного заявления о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без личного участия собственника (его законного представителя) в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в форме электронных документов.
Предусмотрено, в частности, что документы о государственной регистрации представляются в форме электронных документов, электронных образов документов с использованием сетей связи общего пользования по выбору заявителя посредством отправки через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), посредством отправки через официальный сайт Росреестра в сети Интернет по адресу www.rosreestr.ru или посредством отправки с использованием веб-сервисов. Заявление о государственной регистрации подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.
Электронные подписи выдают удостоверяющие центры. Порядок получения электронных подписей и перечень удостоверяющих центров размещен на портале услуг Росреестра. В г. Томске удостоверяющим центром является «Удостоверяющий Центр Сибири ТУСУР г. Томск».
 
Государственный регистратор Альшанова А.А.
Соглашение об изменении и дополнении договора аренды – это сделка, изменяющая отношения сторон, возникшие на основании ранее заключенного договора. В соответствии с п. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение о расторжении или изменении договора заключаются в той же форме, что и договор.
Если договор аренды недвижимого имущества подлежал государственной регистрации, то и внесение изменений в него производится по соглашению сторон путем составления дополнительного соглашения к нему.
Данное дополнительное соглашение подлежит государственной регистрации.
Законом предусмотрено, что с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды, а также и соглашения о досрочном расторжении договора может обратиться одна из сторон сделки. Для проведения регистрации заявитель представляет не менее двух подлинных экземпляров соглашения.
За государственную регистрацию дополнительного соглашения к аренде взимается государственная пошлина в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса РФ с физических лиц – 200 рублей, с юридических – 600 рублей. На государственную регистрацию предоставляется подлинник и копия квитанции об уплате государственной пошлины.
За государственную регистрацию соглашения о досрочном расторжении договора аренды государственная пошлина не взимается.
Срок государственной регистрации дополнительного соглашения составляет 18 календарных дней.
Кроме того, учитывая то, что государственная регистрация носит заявительный характер, запись в Едином государственном реестре прав об аренде сохраняет свою актуальность и после истечения срока аренды.
В этом случае аренда может быть прекращена либо по заявлению одной из сторон договора, либо соглашением о расторжении договора аренды.
Также, в соответствии с ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или договором (статья 450 ГК РФ).
В данном случае досрочное расторжение либо изменение условий аренды возможно по заявлению одной из сторон договора с представлением в регистрирующий орган соответствующего решения суда, вступившего в законную силу. Для целей регистрации заявитель предоставляет две копии решения, заверенные судом.
В случае, когда арендодатель и арендатор решили изменить условия договора аренды помещения, целесообразнее всего будет заключить дополнительное соглашения к такому договору. В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ дополнительное соглашение будет являться неотъемлемой частью договора аренды. Дополнительным соглашением можно предусмотреть такие изменения, как: замена стороны по договору аренды, изменения площади арендуемого помещения, изменения сроков договора аренды, изменения арендной платы и другие.
Но существуют дополнительные соглашения, регистрировать которые не нужно: во-первых, дополнительные соглашения к договорам аренды, не подлежащим государственной регистрации (договора аренды, заключенные на срок менее 1 года); во-вторых, можно не регистрировать дополнительные соглашения изменяющие размер арендной платы, если договор аренды содержит условие, предусматривающее ежегодное изменения арендной платы в соответствии с уровнем инфляции в регионе, а также дополнительные соглашения, условиями которых, были изменены банковские реквизиты арендатора или арендодателя.
 
Старший специалист 1 разряда
Стрежевского отдела Управления Росреестра по ТО
А.М. Черных
5 мая 2014 года Стрежевской отдел Управления Росреестра по Томской области совместно с Федеральной кадастровой палатой Росреестра по Томской области проводит День открытых дверей для участников, ветеранов Великой Отечественной войны, участников локальных войн и тружеников тыла по вопросам регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Часы приема с 9.00 до 17.00 часов в помещении Стрежевского отдела: Томская область, г. Стрежевой, ул. Ермакова, 86 (кабинеты №№ 205, 208, 201). Участие в указанном мероприятии примут: начальник отдела А.П. Ляшенко, главный специалист-эксперт А.А. Альшанова, старший специалист 1 разряда А.М. Черных.
Контактные телефоны: 3-92-69; 5-31-63.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 21 июля 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав. При этом свидетельство о государственной регистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе.
Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.
Форма свидетельства о государственной регистрации прав и форма специальной регистрационной надписи, состав включаемых в них сведений и требования к их заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Свидетельство о государственной регистрации прав содержит:
  • данные о правообладателе (фамилия, имя отчество, дата рождения, паспортные данные, место жительство физического лица, полное фирменное наименование, местонахождение, реквизиты государственной регистрации юридического лица);
  • описание объекта: назначение (жилой дом, квартира, гараж и пр.), адрес, площадь, этажность (этаж), кадастровый номер;
  • вид зарегистрированного права (собственность, общая долевая собственность или другое вещное право);
  • основание приобретенного права, т.е. правоустанавливающий документ (например, договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство, договор приватизации жилого помещения, решение суда о признании права, договор мены, дарения и пр.);
  • ограничения (обременения) зарегистрированного права, зарегистрированные на момент выдачи свидетельства.
Формы свидетельства о государственной регистрации, введенные отдельными субъектами Российской Федерации и администрациями городов до установления единой формы свидетельства, признаются юридически действительными.
По ходатайству правообладателя свидетельство может быть выдано повторно (взамен утерянного, пришедшего в негодность), пока заявитель является правообладателем недвижимого имущества. Вместе с заявлением о повторной выдаче свидетельства представляется документ об уплате государственной пошлины (размеры госпошлины установлены подп. 21-33 п. 1 ст. 333.33 Главы 25.3 Налогового кодекса РФ):
для юридических лиц – 600руб.
для физических лиц – 200 руб.
Регистрация права собственности или иного вещного права, возникшего на основании сделки удостоверяется регистрационным штампом на договоре, в котором указываются вид зарегистрированного права, номер и дата его регистрации.
Изъятие подлинников документов и свидетельств о государственной регистрации права регистрирующими органами при регистрации отчуждения недвижимости не предусмотрено. Поэтому возможно наличие подлинных правоустанавливающих документов и свидетельства о государственной регистрации права у лиц, не имеющих прав на недвижимость.
В настоящее время наличие права на недвижимость, а также отсутствие ограничений (обременений) можно подтвердить выпиской из Единого государственного реестра прав, а не подлинниками или дубликатами документов, после составления которых, может пройти несколько лет. Наличие свидетельства только подтверждает проведенную регистрацию в соответствии с указанной в нем датой. Ответ, является ли собственником лицо, предъявившее свидетельство, можно найти только в Едином государственном реестре прав. Приобретатель недвижимости, действующий разумно, добросовестно и осмотрительно, должен предварительно обратиться к данным Единого государственного реестра прав, т.е. подать заявление о предоставлении информации в Управление Росреестра.
Согласно статье 8 Закона о регистрации за предоставление сведений, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, взимается плата, размер которой установлен Приказом Минэкономразвития от 16.12.2010 № 650 «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и размерах такой платы»:
для юридических лиц – 600 руб.
для физических лиц – 200 руб.
В муниципальном образовании городской округ Стрежевой такую информацию можно получить по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Ермакова, 86, телефон 8(38259)5-31-63, 3-92-69.
В Александровском районе по адресу: Томская область, Александровский район, с. Александровское, ул. Лебедева, 30, телефон 8(38255)2-47-88.
 
1 октября вступил в силу Федеральный закон от 23 июля 2013 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости».
Этот закон вносит изменения и дополнения в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации)
Закон о регистрации содержит новые положения, помогающие заявителю защитить свои права на недвижимое имущество.
Теперь в Единый государственный реестр прав (далее - ЕГРП) возможно внести запись о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости. С вышеуказанным заявлением в Управление Росреестра вправе обратиться лицо, чье право собственности в ЕГРП было зарегистрировано ранее (то есть предшествующий правообладатель).
Заявление о возражении в отношении зарегистрированного права бывшим правообладателем подается в регистрирующий орган тогда, когда бывший правообладатель объекта предполагает обратиться в суд и оспорить право или сделку.
Необходимо отметить, что запись в ЕГРП о наличии возражения не является основанием для приостановления либо отказа в государственной регистрации последующих регистрационных действий.
Запись в ЕГРП о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости погашается на основании заявления предшествующего правообладателя, представленного в течение трех месяцев с момента ее внесения в ЕГРП на основании заявления данного лица. 
Запись может быть погашена без заявления предшествующего правообладателя на основании решения государственного регистратора в случаях, если:
- предшествующий правообладатель не оспорил данное право в суде;
- в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступил документ, подтверждающий, что предшествующий правообладатель оспорил данное право в суде одновременно с внесением в Единый государственный реестр прав записи, указывающей на наличие заявленного в судебном порядке права требования;
- в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступило или представлено решение суда, которое вступило в законную силу и согласно которому данное право прекращено, установлено право иного лица на объект, либо в прекращении данного права отказано.
Заявление о наличии возражения в отношении зарегистрированного права подается в Управление Росреестра, государственная пошлина при этом не взимается.
Записи о наличии возражения в отношении зарегистрированного права вносятся в ЕГРП в срок до трех рабочих дней со дня поступления в Управление Росреестра соответствующих заявлений.
Управление Росреестра в письменной форме уведомляет как заявителей, так и правообладателей, в отношении чьих прав подано заявление о возражении, о совершенных действиях по внесению отметки в ЕГРП, либо возвращении заявления без рассмотрения в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого заявления.
 
Государственный регистратор
Т.Г. Мосейчук
Статья 28.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон о регистрации) посвящена внесению в Единый государственный реестр прав записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя.
При представлении лицом, указанным в Едином государственном реестре прав в качестве собственника объекта недвижимости, или его законным представителем заявления о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на такой объект недвижимости без его личного участия (далее по тексту - заявление о невозможности государственной регистрации) по заявлению о государственной регистрации права, представленному иным лицом, в том числе представителем собственника, не являющимся его законным представителем, или второй стороной сделки, если Закон о регистрации или другой федеральный закон допускает осуществление государственной регистрации права на основании заявления одной из сторон сделки, в Единый государственный реестр прав вносится запись о заявлении о невозможности государственной регистрации.
Запись в Едином государственном реестре прав о заявлении о невозможности государственной регистрации погашается на основании:
  • решения государственного регистратора (без заявления собственника, его законного представителя) одновременно с государственной регистрацией перехода, прекращения права собственности указанного собственника;
  • заявления собственника (его законного представителя) об отзыве ранее представленного заявления о невозможности государственной регистрации;
  • вступившего в законную силу судебного акта.
Наличие указанной в настоящем пункте записи в Едином государственном реестре прав является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного иным лицом (не являющимся собственником объекта недвижимости, его законным представителем) на государственную регистрацию перехода, ограничения (обременения), прекращения права на соответствующий объект недвижимости. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан уведомить в письменной форме заявителя о возврате указанного заявления без рассмотрения с указанием причины возврата в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого заявления. Запись в Едином государственном реестре прав о заявлении о невозможности государственной регистрации не препятствует осуществлению государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права, если основанием для государственной регистрации права по заявлению иного лица является вступившее в законную силу решение суда, а также требование судебного пристава - исполнителя в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", и в иных случаях, установленных другим федеральным законом.
Указанные заявления могут быть представлены соответствующими лицами в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или его законного представителя, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. Формы указанных заявлений и требования к их заполнению, а также требования к формату заявлений в электронной форме устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
 
Заместитель начальника Стрежевского отдела
Управления Росреестра по Томской области
Н.В. Фрис
В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 689, государственный земельный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения указанных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный земельный надзор осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан. 
Плановые и внеплановые проверки существенно отличаются по основаниям их проведения.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки:
1) обращения и заявления, которые не позволяют установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, т.е. анонимные обращения и заявления. Правило о недопустимости рассмотрения анонимных обращений и заявлений является общим. Так, например, согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается;
2) обращения и заявления, которые не содержат сведений о фактах нарушения земельного законодательства, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. 

Кроме того, в качестве основания для проведения внеплановой проверки не может являться нанесение имущественного ущерба, так как защита имущественных прав может осуществляться в судебном порядке в соответствии с гражданским законодательством.
Нарушение требований в части оснований проведения внеплановой выездной проверки согласно п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ относится к грубым нарушениям требований законодательства, являясь безусловным основанием для признания результатов проверки недействительными.
 
Главный специалист-эксперт Стрежевского отдела 
Управления Росреестра по Томской области Е.С. Арндт 
Согласно ст. 19 Федерального закона "О землеустройстве" от 18.06.2001 № 78 ФЗ к видам землеустроительной документации относятся:
  • генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;
  • карты (планы) объектов землеустройства;
  • проекты внутрихозяйственного землеустройства;
  • проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;
  • материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;
  • тематические карты и атласы состояния и использования земель.
Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 14.11.2006 №376, предусмотрено, что общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
Документы государственного фонда данных используются для обеспечения землеустроительной документацией органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан.
Заинтересованные лица представляют заявление для получения документов государственного фонда данных:
  • лично;
  • почтовым отправлением.
При подаче заявления лично, заинтересованные лица предъявляют:
  • документ, удостоверяющий личность заинтересованного лица или его уполномоченного представителя;
  • доверенность.
Для получения документов государственного фонда данных по почте. Заинтересованные лица представляют по почте заявление - для предоставления документов государственного фонда данных, носящих открытый общедоступный характер.
Для получения документов государственного фонда данных, отнесенных к информации ограниченного доступа, заинтересованные лица при обращении лично дополнительно к документам, предъявляют оригинал документа, дающего право на получение документов государственного фонда данных, отнесенных к информации, доступ к которой ограничен, или копию указанного документа, засвидетельствованную нотариусом или иным надлежащим образом.
Документы государственного фонда данных, отнесенные к категории информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, заинтересованным лицам по почте не предоставляются.
Запрашиваемые Документы государственного фонда данных или мотивированный отказ в их предоставлении подготавливаются для передачи заинтересованным лицам в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня принятия Заявления. В случае обращения за Документами государственного фонда данных по почте предоставление копий Документов государственного фонда данных или мотивированный отказ в их предоставлении производится в течение 15 дней со дня получения Заявления о предоставлении копий Документов государственного фонда данных.
Пользователь не может запросить за один раз более десяти единиц хранения - документов, имеющих самостоятельный инвентарный номер (планшет, карта, землеустроительное дело).
Государственная услуга предоставляется безвозмездно.
 
Старший специалист 1 разряда Стрежевского отдела
УправленияРосреестра по Томской области
Милованов В.В.
С 1 октября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости", которым были внесены существенные изменения, регулирующие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
 
В связи с этим полагаем необходимым обратить ваше внимание на существенное изменение, которое касается срока государственной регистрации прав.
Так, в настоящее время сокращен предельный общий срок осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, до 18 календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для ее проведения. Ранее такой срок составлял 20 календарных дней. Также следует напомнить о других сроках государственной регистрации, - государственная регистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений проводится не позднее чем в течение 15 рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, ипотеки жилых помещений не позднее чем в течение 5 рабочих дней с указанного дня. В случае, если ипотека возникла на основании нотариально удостоверенного договора об ипотеке, то государственная регистрация проводится не позднее чем в течение 5 рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.
Согласно последнему изменению, внесенному в Закон о регистрации, вступившего в силу с 1 февраля 2014г., государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов и представленных на государственную регистрацию нотариусом или его работником, проводится не позднее чем в течение 5 рабочих дней, следующих за днем приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.
Днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных документов, является день получения таких заявления и документов соответствующим органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Кроме того, приказом Управления Росреестра по Томской области сокращен срок государственной регистрации на некоторые виды регистрационных и иных юридически значимых действий: до 10 рабочих дней - регистрация договоров уступки прав требования и регистрация дополнительных соглашений к зарегистрированным договорам участия в долевом строительстве; до 15 календарных дней – регистрация прав, совершаемых в рамках социальных программ на уровне Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований (в т.ч. прав владельцев жилищных сертификатов); до 5 рабочих дней – повторная выдача свидетельств о государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимого имущества, за исключением повторной выдачи свидетельства в связи с внесением изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Данные мероприятия призваны обеспечить заявителям наибольшее удобство и доступность услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Стрежевской отдел Управления Росреестра по Томской области расположен по ул. Ермакова, 86, 1 подъезд. Телефоны для справок 3-42-69 и 5-31-63. Можно самостоятельно осуществить предварительную запись на представление документов на государственную регистрацию прав на объекты недвижимости посредством единого сервиса предварительной записи на прием, находящегося в разделе "Офисы и приемные" на официальном сайте Росреестра: http://www.rosreestr.ru.


Ведущий специалист-эксперт О.И. Серсикеева