Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Название показателя
|
Январь-март 2016 года |
Январь-март 2015 года |
Динамика (%) |
Зарегистрированные права, сделки,
ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество
|
40 165 | 39 559 | 1,5 |
Сведения, предоставленные из
Единого государственного реестра прав
на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)
|
255 189 | 169 269 | 50,8 |
Название показателя | По состоянию на 01.04.2016 | По состоянию на 01.04.2015 |
Всего объектов недвижимости, в том числе: | 750 193 | 713 336 |
жилые помещения | 388 752 | 373 268 |
земельные участки | 223 594 | 210 177 |
нежилые здания (строения) | 38 349 | 37 553 |
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на земельный участок (нарушения требований ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации);
- использование земельного участка не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (нарушения требований ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, является одним из оснований для проведения внеплановой проверки (подпункт 1 пункта 2 статьи 10 ФЗ).
В соответствии с Административным регламентом в течение пятнадцати дней с момента истечения срока устранения нарушения земельного законодательства, установленного предписанием выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, проводится проверка устранения ранее выявленного нарушения.
В случае неустранения нарушения земельного законодательства инспектором одновременно с актом составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с частью 25 статьи 19.5, за повторное в течение года совершение административного правонарушения предусмотрена ответственность частью 26 статьи 19.5. Протокол об административном правонарушении в составе административного дела направляется на рассмотрение в мировой суд в течение трех суток с момента составления.
Частью 25 статьи 19,5 предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок предписания федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства - влечет наложением административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет; на юридическое лицо – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 26 статьи 19,5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное в течение года совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 25 настоящей статьи,- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот до трехсот тысяч рублей.
Также в ходе внеплановой проверки факта не устранения нарушений, указанных в предписании, в обязательном порядке одновременно с актом составляется протокол об административном правонарушении в соответствии со статьей 7.1; КоАП РФ и повторно выдается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Ст. 7.1 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок,- влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти до десяти тысяч рублей; на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Примечание:
- За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
- В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитывается из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади занятой части земельного участка.
Автор статьи:
главный специалист-эксперт,
Арндт Е.С.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Помимо профессионального высшего образования и сдачи квалификационного экзамена потенциальному кадастровому инженеру потребуется в течение двух лет пройти стажировку в качестве помощника кадастрового инженера. Затем раз в три года кадастровый инженер должен проходить переподготовку. Также в числе требований к кадастровому инженеру: отсутствие наказания в виде дисквалификации за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете и отсутствие судимости.
Проведение экзамена в целях подтверждения наличия у претендента профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, организуется национальным объединением.
По закону кадастровый инженер должен будет также иметь договор обязательного страхования гражданской ответственности. Таким образом, убытки, причиненные действиями (или бездействием) кадастрового инженера заказчику кадастровых работ или третьим лицам, подлежат возмещению по договору страхования.
Также определены основания, по которым кадастровый инженер исключается из саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
Кроме того, в рамках нового федерального закона предусмотрено осуществление государственного надзора за соблюдением СРО кадастровых инженеров федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении СРО КИ и (или) их должностных лиц, рассмотрение таких дел или передача их на рассмотрение суда.
В частности, установлено, что лицо, претендующее на приобретение статуса кадастрового инженера, должно иметь высшее образование и опыт работы в качестве кадастрового инженера не менее двух лет.
Уточняются правовые основания приостановления и аннулирования действия квалификационного аттестата кадастрового инженера.
Вводится обязанность раз в три года проходить обучение по программе повышения квалификации в объеме не менее 40 часов.
Кроме того, вводится механизм обжалования в досудебном порядке решений органа кадастрового учета, в том числе определен круг лиц, которые имеют право обжаловать решение, установлены сроки и порядок обжалования, а также основания для удовлетворения или отказа заявления об обжаловании.
Поправками предусмотрена передача отдельных функций регулирования в области кадастровых отношений саморегулируемым организациям (СРО) кадастровых инженеров и национальному объединению СРО кадастровых инженеров. Определены функции СРО, их права и обязанности, а также вводятся положения о надзоре за их деятельностью.
Введена обязанность кадастрового инженера устранять технические ошибки за свой счет. Если заказчик работ обнаружил их до внесения в регистрирующий орган, на исправление отводится один рабочий день, если после - три календарных дня.
Вводится обязательное страхование ответственности кадастрового инженера (на сумму не менее 2,5 млн. руб. в отношении каждого кадастрового инженера).
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
К основным нововведениям федерального закона № 234-ФЗ относится включение в Земельный кодекс Российской Федерации основ планирования и организации проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства (ст. 71, 71.1 Земельного кодекса РФ).
В новой редакции Земельного кодекса определен предмет проверок при осуществлении государственного земельного надзора и включены права должностных лиц органов государственного земельного надзора.
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
В частности, новыми изменениями было определено, что государственный земельный надзор осуществляется в соответствии с законодательством о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но с учетом особенностей, определенных Земельным кодексом РФ.
Одним из положений федерального закона № 234-ФЗ, которое следует отметить, является введение административного обследования объектов земельных отношений (ст. 71.2 Земельного кодекса РФ). Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами. Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 № 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений» установлен порядок оформления его результатов в случае выявления признаков нарушений земельного законодательства.
Данные Правила устанавливают порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства Российской Федерации, которое осуществляется должностными лицами органов государственного земельного надзора, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства.
Из числа подзаконных актов стоит отметить Постановление Правительства Российской Федерации № 1 от 2 января 2015 года. Данным Постановлением утверждено новое положение о государственном земельном надзоре, которое устанавливает порядок осуществления государственного земельного надзора.
Серьезные изменения в законодательство были внесены Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который вступил в силу 20 марта 2015 года. Результатом принятия данного нормативного акта стало многократное увеличение штрафов за нарушения положений земельного законодательства, а также изменение порядка их исчисления.
Вместе с фиксированной суммой административного штрафа за некоторые правонарушения теперь предусмотрен штраф в процентном выражении от кадастровой стоимости земельного участка. Действующие же ставки штрафов увеличены в 10-40 раз.
В соответствии с законом за самовольное занятие земельного участка предусмотрен административный штраф по ст. 7.1 КоАП РФ для граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ как юридические лица.
За использование земельного участка не по целевому назначению влечет наложение административного штрафа по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Также стоит отметить, что в статью 19.5. КоАП РФ за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль была включена часть 25, которая предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Также включена часть 26, предусматривающая ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 ст. 19.5 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на должностных лиц - от 70 тыс. до 100 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 200 тыс. до 300 тыс. руб.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
При этом, административное обследование может быть осуществлено в отношении земельных участков, принадлежащих как гражданам, так и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Согласование в органах прокуратуры административного обследования, организуемого в отношении земельного участка юридического лица или индивидуального предпринимателя, не требуется. Это вторая особенность административного обследования.
В отличие от плановых, внеплановых и документарных проверок соблюдения земельного законодательства в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя административное обследование проводится вне рамок действия Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
На первый взгляд у лиц, использующих земельные участки, могут возникнуть опасения на предмет четкого соблюдения государственными инспекторами их защищаемых законодательством прав, вне зависимости от того являются ли они нарушителями земельного законодательства или нет.
Однако, оснований для подобного рода беспокойства нет.
Процедура осуществления административного обследования четко прописана на законодательном уровне.
Административное обследование фактически является сбором и анализом информации, сведений из официальных информационных источников, актуальность которых подтверждена на законодательном и государственном уровне.
Например, государственные инспекторы Управления в ходе проводимых ими административных обследований запрашивают сведения об объектах земельных отношений (т.е. земельных участках), содержащихся:
в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
в государственном кадастре недвижимости,
в государственном фонде данных,
в информационных базах и архивах органов государственной власти и местного самоуправления.
Что важно, непосредственное обследование земельного участка на местности государственными инспекторами не проводится. Единственным действием инструментального исследования земельного участка при административном обследовании является визуальный осмотр земельного участка с внешней стороны его границ, установленного ограждения, возведенных на участке построек.
Вся необходимая для административного обследования информация запрашивается государственными инспекторами официально, в установленном для этого порядке.
Копии полученных документов в обязательном порядке прилагаются к формируемым материалам административного обследования.
По результатам анализа всех полученных в рамках административного обследования сведений, информации государственный инспектор должен сделать вывод о наличии или отсутствии признаков нарушения земельного законодательства, допущенных при использовании конкретного земельного участка.
В зависимости от сделанных государственным инспектором выводов результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
В случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
В случае отсутствия по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
В акт административного обследования объекта земельных отношений (заключение об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации) включается описание объекта земельных отношений или нескольких объектов земельных отношений, позволяющее однозначно идентифицировать такие объекты (кадастровый номер, адрес, описание местоположения и т.д.).
После составления государственным инспектором акта административного обследования объекта земельных отношений (заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации) в окончательном виде, с приложением всех подтверждающих документов, данный акт (заключение) представляется на рассмотрение уполномоченному вышестоящему должностному лицу Управления. В случае согласия вышестоящего должностного лица с выводами, результатами административного обследования, акт (заключение) утверждается.
В силу закона государственные инспекторы Управления, осуществившие административное обследование объекта земельных отношений, а также должностные лица, утвердившие акты административного обследования объекта земельных отношений (заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации), несут в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, административную и дисциплинарную ответственность, в том числе за достоверность и обоснованность установленных в результате административного обследования объекта земельных отношений обстоятельств.
В соответствии с действующим законодательством результаты административного обследования объекта земельных отношений подлежат опубликованию на официальном сайте органа государственного земельного надзора, осуществившего такое административное обследование, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта административного обследования объекта земельных отношений (заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации). Опубликование осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации ограничений, в том числе ограничений, связанных с защитой персональных данных.
Таким образом, любое лицо наделено правом и возможностью ознакомления с результатами проведенных Управлением административных обследований на конкретных земельных участках Персональные данные лиц, использующих обследованные участки, при размещении соответствующей информации на сайте Управлением во избежание нарушения охраняемых законом прав не раскрываются.
Объект земельных отношений, в отношении которого было проведено административное обследование, не выявившее признаков нарушений земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, не может быть включен в ежегодный план проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства Российской Федерации в течение 3 лет со дня проведения административного обследования.
Если же в результате административного обследования были выявлены признаки нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, например, было выявлено самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, административная ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, то Управлением в соответствии с подпунктом 2 пунктом 6 статьи 71.1 Земельного кодекса РФ организуется проведение внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства в отношении лица, использующего земельный участок с признаками нарушений.
На данной стадии Управлением неукоснительно применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающие порядок организации и проведения плановых и внеплановых проверок, порядок взаимодействия органов надзора с проверяемыми лицами.
В частности, внеплановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводится Управлением после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки. Согласование с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления не требуется. Внеплановая проверка проводится исключительно в присутствии лица, использующего земельный участок, или его уполномоченного представителя.
В случае подтверждения в ходе внеплановой проверки наличия признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, государственным инспектором Управления принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении. Все действия по административному производству, связанному с выявленным нарушением земельного законодательства, осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как показывает практика деятельности Управления, внедрение процедуры административного обследования существенным образом повысило качество информационного наполнения сведений о состоянии законности в сфере земельных отношений, что, в свою очередь, повлекло за собой оперативность реагирования на поступающие в Управление сигналы о возможных нарушениях земельного законодательства.
Автор статьи
Заместитель главного государственного
инспектора по использованию и охране земель
Акижанова И.В.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)