Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 
С 1 января 2017 года, в связи вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество выдаваться не будет.
Государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество будет удостоверяться выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), а договоров и иных сделок - посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.
Благодаря созданию единой базы ЕГРН станет возможной одновременная постановка объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и регистрация прав на объект.
ЕГРН объединит Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственный кадастр недвижимости (ГКН), что позволит не только устранить дублирование сведений и свести к минимуму количество технических ошибок, но и поможет сократить общий срок регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (Управление Росреестра по Томской области) подводит итоги предоставления на территории Томской области государственных услуг по регистрации прав на недвижимое имущество за январь-март 2016 года.
Предоставление основных государственных услуг
Название показателя   
Январь-март 
2016 года
Январь-март 
2015 года
Динамика (%)
Зарегистрированные права, сделки,
ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество
40 165 39 559 1,5
Сведения, предоставленные из
Единого государственного реестра прав
на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)
255 189 169 269 50,8
 
Сведения об объектах недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРП
Название показателя  По состоянию на 01.04.2016 По состоянию на 01.04.2015
Всего объектов недвижимости, в том числе: 750 193 713 336
жилые помещения 388 752 373 268
земельные участки 223 594 210 177
нежилые здания (строения) 38 349 37 553
 
За январь-март 2016 года зарегистрировано 807 договоров участия в долевом строительстве (в январе-марте 2015 года – 620 договоров).
Количество зарегистрированной ипотеки жилья за тот же период составило 2 361 (в январе-марте 2015 года – 1 849).
За 3 месяца 2016 года количество регистрационных действий (зарегистрированных прав), совершенных в упрощенном порядке («дачная амнистия»), составило 722 права (в январе – марте 2015 года – 1 455 прав).
 
statinfo ikv2016
Уже не первый год в нашей стране идет целенаправленная работа по созданию информационного общества и развитию информационных технологий. Многие федеральные и региональные органы власти переводят взаимодействие с населением в электронный вид, и Росреестр является одним из лидеров в этом направлении.
По результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения услуги Росреестра в электронном виде получили наивысшую оценку пользователей. В соответствии с ответами потребителей услуг Росреестра ведомство стало лидером по оценке удобства получения информации о статусе заявки, удовлетворенности скоростью предоставления услуги.
Высокие результаты говорят о признании пользователями качества предоставления государственных услуг Росреестра в электронном виде по сравнению с государственными услугами иных федеральных органов власти.
Перевод услуг в электронный вид – приоритетное направление повышения качества услуг Росреестра. В целях достижения комфортных и доступных условий для получения государственных услуг Росреестр постоянно совершенствует свои электронные сервисы, а также вводит новые электронные возможности для заявителей.
Портал государственных услуг Росреестра (далее – Портал), посредством которого осуществляется предоставление государственных услуг в электронном виде, является первым помощником заявителей, содержащим всю необходимую информацию о деятельности службы.
Здесь даны пошаговые инструкции получения каждой услуги, ее сроки, стоимость и многое другое.
Посредством Портала можно также предварительно записаться на прием к специалистам, узнать справочную информацию об объектах недвижимости в режиме онлайн, отследить статус своей заявки, получить сведения из Фонда данных государственной кадастровой оценки, ознакомиться со сведениями об объекте недвижимости на Публичной кадастровой карте. Направить обращение в Росреестр граждане также могут с помощью специального сервиса. Всего же Портал содержит 30 электронных сервисов.
На Портале в полной мере реализована возможность получения в электронном виде четырех наиболее востребованных услуг Росреестра:
- государственная регистрация прав;
- постановка на кадастровый учет;
- получение сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП);
- и государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН).
Электронные услуги Росреестра выгодны сразу по нескольким причинам: экономия времени и средств, дополнительная защита от мошенников, преграда для возникновения коррупции.
При электронных услугах работает принцип экстерриториальности, т.е. находясь в любом месте можно получить услугу, не обращаясь в офисы приема.
При получении услуги в электронном виде размер государственной пошлины для физических лиц сокращается на 30%. Снижена плата и за предоставление сведений из ЕГРП в электронном виде: для физических лиц она составляет 150 рублей вместо 200 рублей, для юридических – 300 рублей вместо 600 рублей. А при использовании сервиса «Запрос к информационному ресурсу: для физических лиц справочная информация о 100 объектах обойдется в 250 рублей, для юридических – в 500 рублей.
Безусловно, предоставление услуг в электронном виде – это антикоррупционная мера, поскольку заявитель не общается непосредственно с чиновником и любое ответное действие чиновника также можно проконтролировать.
Не надо бояться пользоваться электронными услугами, этот способ безопаснее традиционного. Информация для получения услуг в электронном виде надежно защищена. Для сервиса государственной регистрации прав предусмотрено резервное копирование информации на всех уровнях, что невозможно реализовать с бумажными документами. Благодаря этому устраняются риски потери, искажения или недоступности информации.
Электронные услуги Росреестра – это простой способ получить услуги ведомства напрямую, без посредников. Тем самым Росреестр помогает гражданам экономить время и деньги.
 
Стрежевской межмуниципальный отдел 
Управления Росреестра по Томской области
В целях формирования единой правоприменительной практики осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения, доводим до сведения позицию Министерства экономического развития Российской Федерации по указанному вопросу.
В силу общих требований Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества необходимы разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающий документ на земельный участок.
В соответствии с пунктами 6, 8 статьи 90 Земельного Кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта земельные участки могут предоставляться исключительно для размещения наземных объектов, в том числе необходимых для строительства подземных сооружений. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным Кодексом Российской Федерации, не требуется.
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений Земельного Кодекса Российской Федерации, необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, в том числе сооружения, созданного с применением технологии горизонтально-направленного бурения, части которого находятся под поверхностью земельных участков, земельным законодательством не предусмотрена.
В том случае, если проектная документация, информация органов, уполномоченных выдавать разрешение на строительство, содержит сведения о том, что созданное сооружение представляет собой совокупность наземных и подземных элементов, то представление на государственную регистрацию прав на такие объекты недвижимости правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части такого сооружения, не требуется.
При постановке на государственный кадастровый учет такого сооружения сведения о характеристиках, свидетельствующие о его создании с применением технологии горизонтально-направленного бурения и о нахождении части (частей) такого сооружения под поверхностью земельных участков, должны содержаться в документах, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета сооружения, в орган кадастрового учета.
Согласно позиции Минэкономразвития России внесение указанных сведений в документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сооружений, созданных с применением технологии горизонтально-направленного бурения, должно быть обеспечено заказчиком кадастровых работ (письмо Минэкономразвития России от 04.03.2016 № 6013-ПК/Д23и).
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве, регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 214 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ), действие которого распространяется на отношения по привлечению денежных средств для строительства объектов недвижимости, разрешение на строительство которых получено после 31 марта 2005 г.
В соответствии с положениями ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона № 214-ФЗ застройщик имеет право привлекать денежные средства граждан и юридических лиц для строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у участника долевого строительства возникает право собственности на жилое или нежилое помещение в строящемся доме, на основании договора участия в долевом строительстве, если он:
1) является юридическим лицом любой организационно-правовой формы;
2) имеет в собственности или в аренде (субаренде) земельный участок, причем право собственности или договор аренды должен быть зарегистрирован в Едином государственном реестре прав;
3) имеет разрешение на строительство;
4) раскрыл информацию о застройщике и проекте строительства в проектной декларации.
С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2012 № 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 294-ФЗ) внесший существенные изменения в Закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».
Согласно п. 2 ст. 12.1. Закона № 214-ФЗ исполнение обязательств застройщика по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по всем договорам, заключенным для строительства многоквартирного дома и иного объекта недвижимости на основании одного разрешения на строительство, наряду с залогом должно обеспечиваться по выбору застройщика одним из следующих способов:
1) поручительство банка в порядке, установленном ст. 15.1 Закона № 214-ФЗ;
2) страхование гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном ст. 15.2 Закона № 214-ФЗ.
Согласно п. 2 и 9 ст. 15.2 Закона № 214-ФЗ застройщик в порядке и на условиях, которые установлены Законом № 214-ФЗ, до государственной регистрации договора, заключенного с первым участником долевого строительства, за свой счет осуществляет страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по передаче жилого помещения по договору; договор страхования считается заключенным со дня государственной регистрации договора участия в долевом строительстве и действует до предусмотренного таким договором срока передачи застройщиком жилого помещения участнику долевого строительства.
При этом согласно п. 3 ст. 7 Закона № 294-ФЗ действие положений ст. 25.1 Закона о регистрации (в редакции Закона № 294-ФЗ), статей 51.1, 15.2 Закона № 214-ФЗ (в редакции Закона № 294-ФЗ) распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, если государственная регистрация первого договора участия в долевом строительстве осуществляется после дня вступления в силу, в том числе статьи 4 Закона № 294-ФЗ, то есть после 01.01.2014.
Таким образом, договор страхования или договор поручительства в обязательном порядке представляется на государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве, составленного и подписанного до 01.01.2014, но представленного на государственную регистрацию после 01.01.2014.
01.10.2015 вступают в силу подпункты "а" и "б" пункта 3 и подпункты "а" - "в" пункта 4 статьи 5 Федеральный закон от 13.07.2015 № 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 236-ФЗ), которые вносят изменения в Закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».
В случае если страховая организация или кредитная организация, с которыми застройщиком заключен соответственно договор страхования или договор поручительства, не соответствует требованиям части 1 статьи 15.1 и пункта 2 части 1 статьи 15.2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", застройщик в течение пятнадцати дней со дня вступления в силу Закона № 236-ФЗ обязан заключить договор страхования своей гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору участия в долевом строительстве с другой страховой организацией или обществом взаимного страхования либо договор поручительства за надлежащее исполнение своих обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору участия в долевом строительстве с другой кредитной организацией.
Основанием одностороннего отказа от исполнения договора поручительства за надлежащее исполнение обязательств застройщика по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору участия в долевом строительстве или договора страхования гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору участия в долевом строительстве для застройщика является несоответствие кредитной организации или страховой организации требованиям части 1 статьи 15.1 и пункта 2 части 1 статьи 15.2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Обратиться за получением услуг Росреестра теперь можно не только через офисы ведомства, но и через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 1376 от 22 декабря 2012 года. Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг организует предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашением о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Многофункциональный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями комфортности и доступности для получателей государственных и муниципальных услуг.
В настоящее время должным образом налажено предоставление четырех основных государственных услуг Росреестра:
а) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
б) предоставление сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) государственный кадастровый учет недвижимого имущества;
г) предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
При сдаче документов на государственную регистрацию работник многофункционального центра, осуществляющий прием заявления должен удостовериться в личности заявителя, засвидетельствовать подлинность его подписи на заявлении, а также составить и заверить своей подписью с указанием фамилии, имени, отчества опись принятых документов. Заявления, которые подаются через многофункциональный центр, подписываются в присутствии его работника.
При отсутствии у заявителя заполненного заявления или неправильном его заполнении работник, осуществляющий прием заполняет заявление самостоятельно с последующим представлением на подпись заявителю или помогает заявителю собственноручно заполнить заявление.
Заявления и представленные документы, необходимые для предоставления государственных услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, подлежат передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию – Стрежевской межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Томской области.
Заявления и представленные документы, необходимые для предоставления государственных услуг по государственному кадастровому учету недвижимого имущества, по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, подлежат передаче в орган кадастрового учета – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области.
Выдача документов по результатам предоставления государственных услуг при личном обращении заявителя в многофункциональный центр осуществляется его работником, ответственным за выдачу документов, сформированных по результатам рассмотрения заявления о предоставлении государственных услуг.
При обращении заявителя в многофункциональный центр за выдачей документов работник, осуществляющий выдачу документов:
а) устанавливает личность заявителя и проверяет его правомочия;
б) находит документы подлежащие выдаче и знакомит заявителя с их перечнем;
в) выдает документы заявителю и делает соответствующие отметки на копиях заявлений и предлагает проставить подпись заявителю;
г) отказывает в выдаче документов в случае, если за ней обратилось ненадлежащее лицо, либо обратившееся лицо отказалось предъявить документ, удостоверяющий личность.
Также многофункциональный центр обеспечивает хранение полученных от Управления Росреестра соответствующего субъекта документов, предназначенных для выдачи заявителю, в течение следующих тридцати дней со дня получения таких документов от Управления и направляет по истечении трех дней со дня получения документов от Управления заявителю по почтовому адресу или адресу электронной почты, указанному в заявлении, сообщение о том, что эти документы доступны для получения в многофункциональном центре.
Если заявителем вместе с заявлением о государственной регистрации прав по собственной инициативе не представлен документ об уплате государственной пошлины за предоставление государственной услуги документ, подтверждающий наличие льгот в соответствии со статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, работник, осуществляющий прием документов разъясняет заявителю, что днем приема документов для государственной регистрации прав будет считаться день представления заявителем документа об уплате государственной пошлины или получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в установленном федеральном законом порядке, сведений об уплате государственной пошлины.
При установлении фактов несоответствия представленных документов требованиям действующего законодательства работник, осуществляющий прием документов предлагает заявителю прервать подачу документов и разъясняет, что указанные несоответствия могут препятствовать проведению государственной регистрации. Если заявитель настаивает на приеме документов, специалист многофункционального центра делает соответствующую запись на заявлении о государственной регистрации прав.
В случае подачи заявления или представления запроса через многофункциональный центр срок предоставления услуги исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого запроса в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав либо орган кадастрового учета.
Порядок передачи многофункциональным центром принятых им заявлений на регистрацию прав, кадастровый учет или запросов о предоставлении сведений, внесенных в ЕГРП или ГКН в Росреестр либо кадастровую палату и порядок передачи подготовленных документов обратно в многофункциональный центр для выдачи заявителям определяются соглашением, заключенным ими в установленном законом порядке. При этом срок передачи документов не должны превышать 2 рабочих дня.
МФЦ – это удобный и комфортный центр, где комплексно предоставляются различные государственные и муниципальные услуги, расположенный по адресу: Томская область, г. Стрежевой, 4 микрорайон, д. 405, пом. 1; Томская область,  Александровский район, с. Александровское, ул. Лебедева, д. 30.
 
Стрежевской межмуниципальный отдел 
Управления Росреестра по Томской области
В соответствии с  Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 30.06.2011 № 318 , лицу, в отношении которого проводилась проверка, одновременно с актом вручается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в случае выявления:
  • самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на земельный участок (нарушения требований ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации);
  • использование земельного участка не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (нарушения требований ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Граждане, должностные лица, юридические лица обязаны неукоснительно исполнять возложенные на них законом обязанности, связанные со сферой их деятельности, выполнять адресованные им предписания органов государственного надзора и контроля.
Истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, является одним из оснований для проведения внеплановой проверки (подпункт 1 пункта 2 статьи 10 ФЗ).
В соответствии с Административным регламентом в течение пятнадцати дней с момента истечения срока устранения нарушения земельного законодательства, установленного предписанием выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, проводится проверка устранения ранее выявленного нарушения.
В случае неустранения нарушения земельного законодательства инспектором одновременно с актом составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с частью 25 статьи 19.5, за повторное в течение года совершение административного правонарушения предусмотрена ответственность частью 26 статьи 19.5. Протокол об административном правонарушении в составе административного дела направляется на рассмотрение в мировой суд в течение трех суток с момента составления.
Частью 25 статьи 19,5 предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок предписания федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства - влечет наложением административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет; на юридическое лицо – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 26 статьи 19,5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное в течение года совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 25 настоящей статьи,- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот до трехсот тысяч рублей.
Также в ходе внеплановой проверки факта не устранения нарушений, указанных в предписании, в обязательном порядке одновременно с актом составляется протокол об административном правонарушении в соответствии со статьей 7.1; КоАП РФ и повторно выдается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Ст. 7.1 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок,- влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти до десяти тысяч рублей; на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Примечание:
  • За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
  • В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитывается из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади занятой части земельного участка.
Стрежевской межмуниципальный отдел
Автор статьи:
главный специалист-эксперт,
Арндт Е.С.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2015 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» с 1 июля 2016 года вступают в силу изменения, повышающие требования к кадастровым инженерам.
Обращаем внимание на главные изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»
Законом установлено обязательное членство кадастровых инженеров в соответствующих саморегулируемых организациях (СРО). Контроль за профессиональной деятельностью кадастрового инженера возложен на СРО, членом которой он является.
Помимо профессионального высшего образования и сдачи квалификационного экзамена потенциальному кадастровому инженеру потребуется в течение двух лет пройти стажировку в качестве помощника кадастрового инженера. Затем раз в три года кадастровый инженер должен проходить переподготовку. Также в числе требований к кадастровому инженеру: отсутствие наказания в виде дисквалификации за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете и отсутствие судимости.
Проведение экзамена в целях подтверждения наличия у претендента профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, организуется национальным объединением.
По закону кадастровый инженер должен будет также иметь договор обязательного страхования гражданской ответственности. Таким образом, убытки, причиненные действиями (или бездействием) кадастрового инженера заказчику кадастровых работ или третьим лицам, подлежат возмещению по договору страхования.
Также определены основания, по которым кадастровый инженер исключается из саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
Кроме того, в рамках нового федерального закона предусмотрено осуществление государственного надзора за соблюдением СРО кадастровых инженеров федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении СРО КИ и (или) их должностных лиц, рассмотрение таких дел или передача их на рассмотрение суда.
В частности, установлено, что лицо, претендующее на приобретение статуса кадастрового инженера, должно иметь высшее образование и опыт работы в качестве кадастрового инженера не менее двух лет.
Уточняются правовые основания приостановления и аннулирования действия квалификационного аттестата кадастрового инженера.
Вводится обязанность раз в три года проходить обучение по программе повышения квалификации в объеме не менее 40 часов.
Кроме того, вводится механизм обжалования в досудебном порядке решений органа кадастрового учета, в том числе определен круг лиц, которые имеют право обжаловать решение, установлены сроки и порядок обжалования, а также основания для удовлетворения или отказа заявления об обжаловании.
Поправками предусмотрена передача отдельных функций регулирования в области кадастровых отношений саморегулируемым организациям (СРО) кадастровых инженеров и национальному объединению СРО кадастровых инженеров. Определены функции СРО, их права и обязанности, а также вводятся положения о надзоре за их деятельностью.
Введена обязанность кадастрового инженера устранять технические ошибки за свой счет. Если заказчик работ обнаружил их до внесения в регистрирующий орган, на исправление отводится один рабочий день, если после - три календарных дня.
Вводится обязательное страхование ответственности кадастрового инженера (на сумму не менее 2,5 млн. руб. в отношении каждого кадастрового инженера).
Стрежевской межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Томской области информирует, что в 2015 году в сфере осуществления государственного земельного надзора произошли существенные изменения.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 234-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Закон изменяет отдельные положения Земельного кодекса, а именно законодателем переработана глава XII Земельного кодекса с целью совершенствования системы государственного земельного надзора, муниципального и общественного земельного контроля.
К основным нововведениям федерального закона № 234-ФЗ относится включение в Земельный кодекс Российской Федерации основ планирования и организации проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства (ст. 71, 71.1 Земельного кодекса РФ).
В новой редакции Земельного кодекса определен предмет проверок при осуществлении государственного земельного надзора и включены права должностных лиц органов государственного земельного надзора.
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
В частности, новыми изменениями было определено, что государственный земельный надзор осуществляется в соответствии с законодательством о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но с учетом особенностей, определенных Земельным кодексом РФ.
Одним из положений федерального закона № 234-ФЗ, которое следует отметить, является введение административного обследования объектов земельных отношений (ст. 71.2 Земельного кодекса РФ). Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами. Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 № 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений» установлен порядок оформления его результатов в случае выявления признаков нарушений земельного законодательства.
Данные Правила устанавливают порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства Российской Федерации, которое осуществляется должностными лицами органов государственного земельного надзора, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства.
Из числа подзаконных актов стоит отметить Постановление Правительства Российской Федерации № 1 от 2 января 2015 года. Данным Постановлением утверждено новое положение о государственном земельном надзоре, которое устанавливает порядок осуществления государственного земельного надзора.
Серьезные изменения в законодательство были внесены Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который вступил в силу 20 марта 2015 года. Результатом принятия данного нормативного акта стало многократное увеличение штрафов за нарушения положений земельного законодательства, а также изменение порядка их исчисления.
Вместе с фиксированной суммой административного штрафа за некоторые правонарушения теперь предусмотрен штраф в процентном выражении от кадастровой стоимости земельного участка. Действующие же ставки штрафов увеличены в 10-40 раз.
В соответствии с законом за самовольное занятие земельного участка предусмотрен административный штраф по ст. 7.1 КоАП РФ для граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ как юридические лица.
За использование земельного участка не по целевому назначению влечет наложение административного штрафа по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Также стоит отметить, что в статью 19.5. КоАП РФ за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль была включена часть 25, которая предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Также включена часть 26, предусматривающая ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 ст. 19.5 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на должностных лиц - от 70 тыс. до 100 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 200 тыс. до 300 тыс. руб.
В 2015 году у государственных инспекторов по использованию и охране земель Управления Росреестра по Томской области появился новый инструмент для повышений эффективности государственного земельного надзора – административное обследование объектов земельных отношений.
Первой и главной особенностью административного обследования является то, что данный вид надзорных мероприятий осуществляется государственными инспекторами Управления без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
При этом, административное обследование может быть осуществлено в отношении земельных участков, принадлежащих как гражданам, так и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Согласование в органах прокуратуры административного обследования, организуемого в отношении земельного участка юридического лица или индивидуального предпринимателя, не требуется. Это вторая особенность административного обследования.
В отличие от плановых, внеплановых и документарных проверок соблюдения земельного законодательства в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя административное обследование проводится вне рамок действия Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
На первый взгляд у лиц, использующих земельные участки, могут возникнуть опасения на предмет четкого соблюдения государственными инспекторами их защищаемых законодательством прав, вне зависимости от того являются ли они нарушителями земельного законодательства или нет.
Однако, оснований для подобного рода беспокойства нет.
Процедура осуществления административного обследования четко прописана на законодательном уровне.
Административное обследование фактически является сбором и анализом информации, сведений из официальных информационных источников, актуальность которых подтверждена на законодательном и государственном уровне.
Например, государственные инспекторы Управления в ходе проводимых ими административных обследований запрашивают сведения об объектах земельных отношений (т.е. земельных участках), содержащихся:
в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
в государственном кадастре недвижимости,
в государственном фонде данных,
в информационных базах и архивах органов государственной власти и местного самоуправления.
Что важно, непосредственное обследование земельного участка на местности государственными инспекторами не проводится. Единственным действием инструментального исследования земельного участка при административном обследовании является визуальный осмотр земельного участка с внешней стороны его границ, установленного ограждения, возведенных на участке построек.
Вся необходимая для административного обследования информация запрашивается государственными инспекторами официально, в установленном для этого порядке.
Копии полученных документов в обязательном порядке прилагаются к формируемым материалам административного обследования.
По результатам анализа всех полученных в рамках административного обследования сведений, информации государственный инспектор должен сделать вывод о наличии или отсутствии признаков нарушения земельного законодательства, допущенных при использовании конкретного земельного участка.
В зависимости от сделанных государственным инспектором выводов результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
В случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
В случае отсутствия по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
В акт административного обследования объекта земельных отношений (заключение об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации) включается описание объекта земельных отношений или нескольких объектов земельных отношений, позволяющее однозначно идентифицировать такие объекты (кадастровый номер, адрес, описание местоположения и т.д.).
После составления государственным инспектором акта административного обследования объекта земельных отношений (заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации) в окончательном виде, с приложением всех подтверждающих документов, данный акт (заключение) представляется на рассмотрение уполномоченному вышестоящему должностному лицу Управления. В случае согласия вышестоящего должностного лица с выводами, результатами административного обследования, акт (заключение) утверждается.
В силу закона государственные инспекторы Управления, осуществившие административное обследование объекта земельных отношений, а также должностные лица, утвердившие акты административного обследования объекта земельных отношений (заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации), несут в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, административную и дисциплинарную ответственность, в том числе за достоверность и обоснованность установленных в результате административного обследования объекта земельных отношений обстоятельств.
В соответствии с действующим законодательством результаты административного обследования объекта земельных отношений подлежат опубликованию на официальном сайте органа государственного земельного надзора, осуществившего такое административное обследование, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта административного обследования объекта земельных отношений (заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации). Опубликование осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации ограничений, в том числе ограничений, связанных с защитой персональных данных.
Таким образом, любое лицо наделено правом и возможностью ознакомления с результатами проведенных Управлением административных обследований на конкретных земельных участках Персональные данные лиц, использующих обследованные участки, при размещении соответствующей информации на сайте Управлением во избежание нарушения охраняемых законом прав не раскрываются.
Объект земельных отношений, в отношении которого было проведено административное обследование, не выявившее признаков нарушений земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, не может быть включен в ежегодный план проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства Российской Федерации в течение 3 лет со дня проведения административного обследования.
Если же в результате административного обследования были выявлены признаки нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, например, было выявлено самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, административная ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, то Управлением в соответствии с подпунктом 2 пунктом 6 статьи 71.1 Земельного кодекса РФ организуется проведение внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства в отношении лица, использующего земельный участок с признаками нарушений.
На данной стадии Управлением неукоснительно применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающие порядок организации и проведения плановых и внеплановых проверок, порядок взаимодействия органов надзора с проверяемыми лицами.
В частности, внеплановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводится Управлением после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки. Согласование с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления не требуется. Внеплановая проверка проводится исключительно в присутствии лица, использующего земельный участок, или его уполномоченного представителя.
В случае подтверждения в ходе внеплановой проверки наличия признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, государственным инспектором Управления принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении. Все действия по административному производству, связанному с выявленным нарушением земельного законодательства, осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как показывает практика деятельности Управления, внедрение процедуры административного обследования существенным образом повысило качество информационного наполнения сведений о состоянии законности в сфере земельных отношений, что, в свою очередь, повлекло за собой оперативность реагирования на поступающие в Управление сигналы о возможных нарушениях земельного законодательства.
 
Стрежевской межмуниципальный отдел
Автор статьи
Заместитель главного государственного
инспектора по использованию и охране земель
Акижанова И.В.
В настоящее время большое количество земельных участков имеют владельцев только номинально. Но собственникам и иным владельцам земельных участков, не обрабатывающим свои наделы, не стоит забывать, что помимо прав на землю у них есть и обязанности. Собственник земельного участка должен содержать принадлежащее ему имущество, оплачивать все необходимые налоги и платежи.
Для того чтобы не копились долги по налогам, в случае, если земельный участок фактически не нужен его владельцу, а совершить какую-либо сделку с участком нет желания, от участка можно просто отказаться.
На сегодняшний день для совершения этого действия надо пройти определенную процедуру.
Согласно ст. 53 Земельного Кодекса Российской Федерации № 136-ФЗ от 25.10.2001 (далее ЗК РФ) и п. 1 ст. 30.2 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон о регистрации) государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявления собственника земельного участка или земельной доли.
В случае, если право заявителя на земельный участок или земельную долю зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП), на государственную регистрацию нужно представить лишь заявление об отказе от права собственности на земельный участок, а при отсутствии регистрации - необходимо дополнительно представить правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы (свидетельство на право собственности на землю, свидетельство о праве на наследство, распоряжение или постановление органа местного самоуправления о предоставлении участка, договоры купли-продажи, дарения, мены и т.д.). Предоставление кадастрового паспорта такого земельного участка не требуется.
В соответствии с п. 1.1. ст. 19 ЗК РФ, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, будет являться собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.
Стоит знать, что право собственности на такой земельный участок прекращается только с момента государственной регистрации прекращения указанного права.
Согласно п. 4 ст. 30.2 Закона о регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в течение пяти дней с даты государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю, направляет уведомление об этом в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такой земельный участок или такую земельную долю.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком владельцу земельного участка необходимо подать заявление об отказе от права в орган местного самоуправления (администрацию), что установлено п. 3 ст. 53 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Государственная регистрация отказа от прав на земельные участки осуществляется бесплатно.
Перечень адресов органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, по приему заявлений при личном обращении, публикуется на официальном сайте: www.rosreestr.ru.
Офисы приема документов Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра расположены по адресу: г. Стрежевой, ул. Ермакова, 86, с. Александровское, ул. Лебедева, 30.
 
Ведущий специалист-эксперт Стрежевского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Серсикеева О.И.