В Российской Федерации согласно ст. 71 Земельного Кодекса РФ специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный надзор за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 г. № 457 таким государственным органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Государственный земельный надзор в Томской области осуществляется Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области в форме проверок, проводимых в соответствии с утвержденным руководителем планом.
Порядок организации и проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами установлен Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и соответствующим административным регламентом.
Цель проверки: предупредить, выявить и пресечь нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Задачами проверки являются: обеспечение выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков; о недопущении самовольного обмена, самовольного занятия и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; о порядке переуступки права пользования землей, предоставления сведений о состоянии земель.
По основаниям проведения проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодными планами проверок, которые согласовываются с органами прокуратуры. При этом плановые проверки могут проводиться в отношении одного и того же юридического лица или индивидуального предпринимателя не чаще чем один раз в три года.
Ежегодный план проведения проверок размещается на официальном сайте органа государственного земельного надзора в сети «Интернет». Также в срок до 31 декабря текущего календарного года на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» размещается сводный план проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Заинтересованные лица могут заранее ознакомиться с указанными планами проверок. По общему правилу срок каждой проверки в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия, а для микропредприятия – пятнадцать часов в год.
Основаниями для проведения внеплановых проверок являются:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Проверка проводится на основании соответствующего распоряжения с уведомлением проверяемого лица. До проведения проверки проверяемому лицу разъясняются его права и обязанности, установленные действующим законодательством. По результатам проверки оформляется акт, с приложением к нему схемы расположения земельного участка, обмера и фототаблицы. В случае выявления нарушений выдается предписание об их устранении и рассматривается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.
Субъекты, использующие земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить должностным лицам специально уполномоченных органов доступ на эти участки и предоставить документацию, необходимую для проведения проверки.
В соответствии со статьей 607 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Обязательность государственной регистрации договора аренды определяется объектом и сроком аренды. Подлежат государственной регистрации и считаются заключенными с момента регистрации:
1. Договоры аренды земельных участков, зданий, сооружений и нежилых помещений, заключенные на срок не менее одного года (п. 2 ст. 651 Гражданского кодекса РФ, ст. 26 Земельного кодекса РФ);
2. Договоры аренды лесного участка (ч. 3 ст. 71, ст. 93 Лесного кодекса РФ);
3. Договоры аренды предприятия как имущественного комплекса независимо от срока аренды (п. 2 ст. 658 Гражданского кодекса РФ):
4. Договоры субаренды, к которым применимы вышеуказанные правила о договорах аренды (п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса РФ);
5. Смешанный договор, содержащий элементы договора аренды недвижимого имущества.
Заключенные до вступления в силу Закона о регистрации прав (Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») договоры аренды являются действительными и не подлежат обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
В договоре аренды должныбыть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче арендатору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо составе другого недвижимого имущества (п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса РФ). Согласно п. 2 ст. 26 Закона о регистрации прав, если в аренду сдается земельный участок или его часть, к представляемому договору аренды прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием его части, передаваемой в аренду. В соответствии с п. 3 этой же статьи, к договору аренды здания, сооружения, помещения или части помещений должны быть приложены кадастровый паспорт соответственно здания, сооружения или помещения, с указанием арендуемой площади. В соответствии со статей 552 ГК РФ, 35 ЗК РФ и статьи 25.5 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, к покупателю этой недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на нее переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды).
Если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи).
В соответствии со статьей 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Арендодатель, заключивший договор аренды и принявший на себя обязательство по передаче имущества арендатору во владение и пользование либо только в пользование, должен обладать правом собственности на него в момент передачи имущества арендатору.
Регистрация договора аренды осуществляется в органе, осуществляющим государственную регистрацию, по заявлению любой из сторон договора – арендодателя или арендатора. Если договор аренды не подлежит государственной регистрации, то право аренды недвижимости возникает с момента подписания сторонами договора аренды, а если договор подлежит государственной регистрации, то с момента государственной регистрации договора. Соглашение об изменении и дополнении договора аренды – сделка, изменяющая отношения сторон, возникающие на основании ранее заключенного договора аренды. Поскольку договор аренды, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным и вступает в силу с момента регистрации, то и соглашение о внесении изменений считается вступившим в силу с момента его регистрации.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ за регистрацию договора аренды взимается государственная пошлина, а именно для физических лиц 1 000 руб., для юридических лиц 15 000 руб.
Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Законом могут устанавливаться максимальные сроки договора аренды для отдельного вида аренды. Так, Законом об обороте сельхозземель установлено, что договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен на срок, не превышающий 49 лет (п. 3 ст. 9). Максимальный срок аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен Лесным кодексом РФ и не может превышать 49 лет.
Дата начала аренды может не совпадать с датой регистрации договора. Стороны могут установить, что условия заключенного им договора применяются к отношениям, существовавшим в течение определенного периода времени до его заключения.
В случае прекращения арендных отношений необходима регистрация прекращения аренды. Регистрационная запись об аренде может быть погашена на основании судебного решения или соглашения сторон о расторжении договора аренды.
Здесь можно записаться на прием в Стрежевской отдел РосреестраУважаемые заявители!
В настоящее время внедрение электронных сервисов позволяет воспользоваться рядом услуг Росреестра в электронном виде.
Уже сегодня Управление Росреестра по Томской области осуществляет предоставление государственных услуг в электронном виде посредством Портала услуг Росреестра, размещенного на интернет-сайте Росреестра (https://rosreestr.ru), который предоставляет следующие возможности:
1. Получение информации из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) посредством сервиса «Запрос к информационному ресурсу».
Сервис размещен на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru) в разделе: «Государственные услуги - Перечень оказываемых услуг - Дополнительные возможности - Запрос к информационному ресурсу». Здесь же имеется подробная информация о работе сервиса, а также доступные для понимания руководства пользователей: для заявителей – представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и для заявителей – физических и юридических лиц, арбитражных управляющих и нотариусов.
Сервис «Запрос к информационному ресурсу» обеспечивает возможность:
- осуществлять поиск и просмотр общедоступных сведений об объектах недвижимости;
- осуществлять запрос и копирование общедоступных сведений об объекте в объеме выписки из ЕГРП;
- осуществлять запрос и копирование сведений об имеющихся (имевшихся) правах отдельного лица в объеме выписки из ЕГРП;
- получать уведомления об изменении сведений.
Указанная услуга является платной (за исключением заявителей, имеющих в соответствии с законодательством право на безвозмездное получение сведений из ЕГРП). Размер платы зависит от объема запрашиваемой информации и составляет:
- для физических лиц: 250руб. за 100 объектов, 1000руб. за 1000 объектов, и т.д.;
- для юридических лиц: 500руб. за 100 объектов, 2000руб. за 1000 объектов, и т.д.
Для использования указанного сервиса необходимо обладать действующим ключом доступа, который выдается сроком на один год при личном обращении в офисе приема либо в электронном виде на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru) в разделе: «Государственный услуги - Перечень оказываемых услуг - Запрос о предоставлении ключа доступа».
Для заявителей – представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП). Порядок получения ЭЦП и перечень удостоверяющих центров размещен на портале услуг Росреестра в разделе «Государственные услуги-Государственный кадастровый учет недвижимого имущества-Программное обеспечение-Перечень Удостоверяющих Центров».
Для заявителей, получающих сведения из ЕГРП на возмездной основе:
- для получения сведений о правах на объект недвижимости ЭЦП не нужна;
- для получения сведений о правах отдельного лица на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости наличие ЭЦП необходимо.
При направлении запроса с использованием указанного сервиса документ, содержащий сведения из ЕГРП, направляется заявителю только в электронном виде.
2. Получение информации из ЕГРП путем заполнения размещенной на Портале формы запроса.
Реализована возможность получения всех видов информации из ЕГРП.
Для использования данного сервиса необходимо получение ЭЦП в удостоверяющем центре, однако физическим лицам для получения общедоступных сведений ЭЦП не нужна.
Заявитель при заполнении запроса вправе выбрать способ получения информации из ЕГРП: в электронном виде, на бумажном носителе посредством почтового отправления либо на бумажном носителе в офисе приема граждан.
3. Получение сведений из Государственного кадастра недвижимости (ГКН) путем заполнения размещенной на Портале формы запроса.
4. Постановка на государственный кадастровый учет.
5. Получение справочной информации о наличии или отсутствии данных об объекте недвижимости в ЕГРП в режиме online.
Преимущества использования электронных сервисов:
1. срок предоставления государственной услуги в электронном виде значительно меньше;
2. исключена необходимость неоднократного личного посещения офиса приема, что значительно экономит время, затраченное на получение государственной услуги;
3. затраты потребителей государственных услуг в электронном виде существенно ниже:
- размер платы за предоставление государственных услуг в электронном виде значительно ниже,
- размер платы при получении сведений из ЕГРП посредством использования сервиса «Запрос к Информационному ресурсу» значительно ниже размера платы за получение сведений из ЕГРП посредством использования других сервисов либо посредством личного обращения,
- возможность направления запроса в электронном виде позволяет сократить почтовые расходы потребителей государственной услуги,
- возможность получения информации из ЕГРП по экстерриториальному принципу позволяет исключить транспортные расходы потребителей государственной услуги.
4. реализована возможность оперативно получать информацию об изменении сведений, содержащихся в ЕГРП.
Подробнее с видами оказываемых услуг можно ознакомиться в разделе: «Государственный услуги - Перечень оказываемых услуг» на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии http://rosreestr.ru
Консультации по вопросам получения государственных услуг Росреестра в электронном виде можно получить в офисе приема Управления Росреестра по Томской области по адресу: г.Томск, пр.Ленина, 111 либо по телефонам:
- Отдел предоставления информации о зарегистрированных правах на объекты недвижимости Управления Росреестра по Томской области: (3822) 51-30-94;
- Региональный центр телефонного обслуживания (единый бесплатный номер): 8-800-350-08-50.
Контакты Управления Росреестра по Томской области:
Почтовый адрес: 634003, г. Томск, ул. Пушкина, д. 34/1
Общий многоканальный телефон: (3822) 65-19-39
Факс: (3822) 65-66-59
Адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области
Уважаемые стрежевчане! Стрежевской отдел Управления Росреестра уведомляет о способах подачи документов на государственную регистрацию. В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о регистрации прав (в ред. действующей с 01.03.2010 г.) документы на государственную регистрацию могут быть:
представлены лично заявителями;
направлены по почте (с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении), если сделка с недвижимостью нотариально удостоверена;
представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете.
представлены через многофункциональный центр.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, и документ об уплате государственной пошлины (п. 2, 4 ст. 16 Закона о регистрации прав).
Отказ в приеме документов, представленных на государственную регистрацию, не допускается (п. 4 ст. 13 Закона о регистрации прав). Вместе с тем не подлежат приему на регистрацию документы с подчистками, неоговоренными исправлениями, с повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание (п. 3 ст. 18 Закона о регистрации прав).
При приеме лично предоставленных документов, в соответствии со ст. 16, Закона о регистрации прав, после внесения записи о принятии документов в книгу учета входящих документов, заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает получение документов на государственную регистрацию прав. Второй экземпляр расписки приобщается к принятым документам.
Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете.(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
Если документы представлены посредством почтового отправления, расписка направляется по указанному в заявлении адресу в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом (п. 6 ст. 16 Закона о регистрации прав).
В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона о регистрации прав все документы, необходимые для регистрации, предоставляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником, который возвращается заявителю после регистрации.
Заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть представлены заявителем лично через многофункциональный центр.
(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
В случае представления заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов через многофункциональный центр работник многофункционального центра, принявший заявление и указанные документы, после удостоверения личности заявителя (представителя правообладателя, стороны сделки), должен засвидетельствовать подлинность его подписи на заявлении, а также составить и заверить своей подписью с указанием фамилии, имени, отчества опись принятых заявления и прилагаемых к нему документов. Заявление, которое подается через многофункциональный центр, подписывается заявителем (представителем правообладателя, стороны сделки) в присутствии работника многофункционального центра.
(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
На данный момент в г. Стрежевом и с. Александровское отсутствуют многофункциональные центры, документы можно сдавать на государственную регистрацию в Филиале Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» расположенного по адресу:
Томская область, г. Стрежевой, ул. Ермакова 86;
Томская область, Александровский район, с. Александровское, ул. Лебедева 30.