В Российской Федерации согласно ст. 71 Земельного Кодекса РФ специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный надзор за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 г. № 457 таким государственным органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Государственный земельный надзор в Томской области осуществляется Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области в форме проверок, проводимых в соответствии с утвержденным руководителем планом.
Порядок организации и проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами установлен Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и соответствующим административным регламентом.
Цель проверки: предупредить, выявить и пресечь нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Задачами проверки являются: обеспечение выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков; о недопущении самовольного обмена, самовольного занятия и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; о порядке переуступки права пользования землей, предоставления сведений о состоянии земель.
По основаниям проведения проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодными планами проверок, которые согласовываются с органами прокуратуры. При этом плановые проверки могут проводиться в отношении одного и того же юридического лица или индивидуального предпринимателя не чаще чем один раз в три года.
Ежегодный план проведения проверок размещается на официальном сайте органа государственного земельного надзора в сети «Интернет». Также в срок до 31 декабря текущего календарного года на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» размещается сводный план проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Заинтересованные лица могут заранее ознакомиться с указанными планами проверок. По общему правилу срок каждой проверки в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия, а для микропредприятия – пятнадцать часов в год.
Основаниями для проведения внеплановых проверок являются:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Проверка проводится на основании соответствующего распоряжения с уведомлением проверяемого лица. До проведения проверки проверяемому лицу разъясняются его права и обязанности, установленные действующим законодательством. По результатам проверки оформляется акт, с приложением к нему схемы расположения земельного участка, обмера и фототаблицы. В случае выявления нарушений выдается предписание об их устранении и рассматривается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.
Субъекты, использующие земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить должностным лицам специально уполномоченных органов доступ на эти участки и предоставить документацию, необходимую для проведения проверки.
И.В. Акижанова,
Заместитель начальника Стрежевского отдела
Управления Росреестра по Томской области