Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области информирует о начале предоставления платных консультационных услуг, в том числе связанных с подготовкой проектов договоров в простой письменной форме, в соответствии с утвержденными тарифами:
  • консультационные услуги, связанные с оборотом объектов недвижимости, требующие предварительной проработки, за 1 консультацию – 700 руб.;
  • консультационные услуги, связанные с оборотом объектов недвижимости, требующие предварительной проработки, с подготовкой письменной резолюции по результатам консультации, за 1 консультацию – 1100 руб.;
  • консультационные услуги по составу пакета документов для составления договоров в простой письменной форме (без составления такого договора), за 1 договор - 500 руб.;
  • консультационные услуги по подготовке проектов договоров в простой письменной форме (между физическими лицами), за 1 договор - 700 руб.;
  • консультационные услуги по подготовке проектов договоров в простой письменной форме (между физическими лицами и юридическим лицом), за 1 договор - 900 руб.;
  • консультационные услуги по подготовке проектов договоров в простой письменной форме (между юридическими лицами или между физическими лицами и несколькими юридическими лицами), за 1 договор - 1050 руб.
С полным пакетом документов (форма договора, тарифы, условия и порядок оплаты, форма бланка платежного документа (квитанции) и образцы их заполнения) можно ознакомиться на официальном сайте kadastr.ru в разделе «Новости».
Получить услугу в г. Томске можно в пункте приема, расположенном по адресу: г. Томск, пр. Кирова, 58, строение 55, 2 этаж, кабинет №7, телефон (3822) 48-09-80.

Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
 
Межевание - это определение границ земельного участка на местности и их регистрация. Благодаря этому устанавливается его площадь и расположение по отношению к другим подобным объектам недвижимости.
Последние изменения законодательства обязывают владельцев земельных участков провести межевание в обязательном порядке. Согласно ФЗ № 447 от 22.12.2014 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", межевание земельного участка необходимо завершить до начала 2018 года. В противном случае для собственника земли будет ограничена возможность осуществления сделок. Вне закона окажутся и строительные работы на такой земле. При этом собственники участка смогут провести его межевание бесплатно.
Кто имеет право на бесплатное межевание?
Бесплатное межевание земельного участка осуществляется кадастровой службой муниципалитета. Воспользоваться правом бесплатного межевания можно:
- При выкупе земли или заключении аренды через аукцион муниципалитета.
- В рамках комплексных кадастровых работ, когда межевание проводится сразу на крупных территориях (кадастровых кварталах). В процессе таких работ осуществляется и индивидуальное межевание участков, входящих в кадастровые кварталы. Под комплексные кадастровые работы разработана специальная федеральная программа.
При бесплатном межевании кадастровых кварталов местная власть, территориальный отдел Росреестра и непосредственный исполнитель кадастровых работ информируют об этом собственников участков, которые входят в кадастровые кварталы. Информация может рассылаться адресно, также она размещается в СМИ и на официальных сайтах организаций.
Однако владельцы земельных участков вовсе не обязаны пользоваться именно государственными услугами. За дополнительную плату можно обратиться в частную организацию. При этом важно проверить наличие у организации лицензии на осуществление кадастровой деятельности.
Как провести межевание?
При проведении бесплатного межевания муниципалитет направит своего кадастрового инженера, который будет заниматься всеми работами. Если собственник сотрудничает с частной организацией, то необходимо подписать договор на оказание услуг, после чего инженер начнет процесс установления границ.
Перед началом работ инженер проверяет все необходимые документы и проводит беседу с соседями с целью выявить наличие претензий относительно смежных территорий. Мероприятия в рамках установления границ земельных участков включают фактическую разметку границ надела (обычно при участии собственников соседних участков) и установление площади участка.
По завершении работ создается межевой план участка. На нем схематично изображена форма участка, размеры его сторон, а в описании указана площадь и основные параметры. На кадастровом плане также могут быть изображены соседние участки.
Какие нужны документы?
Собственник участка обязан собрать следующие документы для осуществления межевания :
- копию паспорта (для физических лиц) или копии учредительных документов (для юридических лиц);
- свидетельство права на владение землей;
- правоустанавливающий документ (договор купли-продажи, дарения, наследства и т. д);
- свидетельство об официальной регистрации участка;
- бумаги БТИ об имеющихся на нем строениях;
- кадастровый паспорт участка и план территории.
Что нужно сделать после межевания?
После всех работ собственник земельного участка должен встать на кадастровый учет. Для этого нужно написать заявление в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и приложить к нему кадастровый план и копию паспорта. По итогам будет выдана выписка из ЕГРН, в которой будут указаны все характеристики данного участка, его кадастровый номер, а также оценка.
Дальше оформляется регистрация права собственности. Подать заявление можно через МФЦ, местное отделение Росреестра и портал госуслуг. Для регистрации права собственности собственнику потребуются выписка из ЕГРН, правоустанавливающий документ, СНИЛС и паспорт. Госпошлина составляет 350 рублей. По итогам регистрации собственнику выдается выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
 
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
С 09.08.2017 прекращен прием – выдача документов сотрудниками Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Томской области» по адресам:
- Томская область, г. Стрежевой, ул. Ермакова, д. 86;
- Томская область, Александровский район, с. Александровское, ул. Лебедева, д. 30.
Прием документов для получения услуг Росреестра в полной мере будет осуществляться в офисах Томского областного многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (Томский МФЦ), а также в офисе Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области (Филиал) по адресу: Томская область, г. Томск, пр. Кирова, д. 55, стр. 58.
Полный перечень офисов и приемных пунктов Томскского МФЦ и Филиала размещен на официальном сайте Росреестра http://rosreestr.ru в разделе «Сервисы – Офисы и приемные».
Подробную информацию об отделах Томского МФЦ можно получить также на сайте МФЦ (http://www.mfc.tomsk.ru) и по телефону Регионального центра телефонного обслуживания (единый бесплатный номер): 8-800-350-08-50.
«Телефон доверия» по вопросам противодействия коррупции в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области 8 (3822)90-11-34. «Телефон доверия» в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области функционирует ежедневно, круглосуточно, без выходных и перерывов, в автоматическом режиме и оснащен системой записи поступающих обращений (функция «автоответчик»).
По «телефону доверия» принимается и рассматривается информация о фактах:
  •  коррупционных проявлений в действиях работников филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области;
  •  конфликта интересов в действиях (бездействии) работников филиала
ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области;
  • несоблюдения работниками ограничений и запретов, в отношении которых законодательством Российской Федерации такие запреты и ограничения установлены. Статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена
уголовная ответственность за заведомо ложный донос о совершении преступления. «Телефон доверия» по вопросам противодействия коррупции в центральном аппарате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 8 (495) 917-38-25. «Телефон доверия» по вопросам противодействия коррупции в ФГБУ «ФКП Росреестра» 8 (495) 982-79-79 доб. 60-70. «Телефон доверия» по вопросам противодействия коррупции в Управлении Росреестра по Томской области 8 (3822) 65-03-20. Электронная форма для обращений по вопросам противодействия коррупции на сайт в сети интернет: kadastr.ru/site/fback/anticorrupt/form.htm
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области информирует всех участников рынка недвижимости о доступности электронных услуг Росреестра .
В настоящее время на портале Росреестра rosreestr.ru доступны все базовые услуги ведомства: государственная регистрация прав, постановка на кадастровый учет, получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости. Кроме того, в электронном виде в полной мере реализован принцип экстерриториальности, когда поданное заявление на портал Росреестра поступает в соответствующий территориальный орган на обработку. Можно продать свою недвижимость, находящуюся в другом городе или регионе.
Необходимым условием для получения услуг по постановке на учет и регистрации прав и сделок с недвижимостью в электронном виде является наличие личной электронной цифровой подписи. Получить такую подпись можно в любом аккредитованном удостоверяющем центре, список которых представлен на сайте Росреестра. Определить перечень документов, который необходим для получения услуги по регистрации прав, пользователю поможет сервис "Жизненные ситуации". Этот сервис предлагает заполнить интерактивный опросник, после чего в удобной и наглядной форме показывает список документов, необходимых в конкретной ситуации.
Пользоваться электронными услугами Росреестра просто и удобно. На портале Росреестра даны пошаговые инструкции получения каждой услуги, сроки ее предоставления и стоимость. Не надо бояться пользоваться электронными услугами. Этот способ безопасней традиционного: при электронном взаимодействии вероятность потери информации близка к нулю. В этом случае предусмотрено резервное копирование данных на всех уровнях.
 
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) напоминает, что для авторизации в личном кабинете Росреестра используется подтвержденная учетная запись пользователя на едином портале государственных услуг Российской Федерации. С порядком подтверждения такой учетной записи можно ознакомиться здесь: https://www.gosuslugi.ru/help/faq/popular/2
С помощью сервиса личный кабинет, который размещен на главной странице сайта Росреестра, можно подать заявление и документы на регистрацию прав, кадастровый учет, а также получение единой процедуры. Только в личном кабинете можно получить ключ доступа к ФГИС ЕГРН, посредством которого сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) можно получить в самое короткое время. Кроме того, в личном кабинете правообладатель может подать заявление на исправление технической ошибки в сведениях ЕГРН о принадлежащем ему объекте недвижимости, а также заявить о внесении в ЕГРН записи о невозможности проведения любых действий с его недвижимостью без его личного участия.
В личном кабинете заявитель также может предварительно записаться на прием в любой из офисов Кадастровой палаты для получения услуг ведомства, выбрав удобные для него дату и время.
 

Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
Вопросу межведомственного информационного взаимодействия в последние годы уделяется большое внимание. Порядок взаимодействия органов власти при предоставлении услуг закреплен действующим законодательством.
Основной целью развития данного направления деятельности является:
  •  повышение качества предоставления государственных услуг населению и бизнесу путем использования общих информационных ресурсов,
  • обеспечение возможности оперативного получения достоверной информации в максимально короткие сроки по защищённым каналам связи без участия заявителя, тем самым решается проблема очередей в офисах приема граждан. 
Обмен сведениями, необходимыми для оказания услуг между органами власти производится с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, так называемой СМЭВ.
В настоящее время Управлением Росреестра по Томской области осуществляется активное межведомственное взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления как в части предоставления информации по запросам, так и в части получения информации от указанных органов для оказания услуг.
В текущем году более 90% общего количества запросов о предоставлении информации о зарегистрированных правах на недвижимость поступили в Управлением Росреестра по Томской области в электронном виде.
В свою очередь, основной объем информации, необходимой Управлению Росреестра по Томской области для оказания государственных услуг по регистрации прав, запрашивается на данный момент в федеральных органах исполнительной власти (налоговые органы, миграционная служба), пенсионный фонд, а также в органах власти субъекта и органах местного самоуправления в электронном виде, так называемые р-сведения.
В целях популяризации электронных сервисов, позволяющих оперативно обмениваться информацией, Управлением на регулярной основе анализируется осуществляемое электронное взаимодействия, направляются различного рода информационные письма, проводятся рабочие встречи.
В дальнейшем совместные усилия органов власти должны быть направлены на активизацию использования электронных сервисов, позволяющих осуществлять межведомственное взаимодействие исключительно в электронном виде, поскольку это способствует значительному сокращению как временных, так и материальных затрат, ускоряет процесс оказания государственных и муниципальных услуг, повышая их качество, формирует тем самым положительное отношение граждан к органам власти.
 
Заместитель
начальника отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН Н.С.Терехова
Действующее законодательство определяет сервитут на земельный участок, как право ограниченного пользования соседним земельным участком (ст. 274 ГК РФ).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В некоторых случаях сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством.
Требования к соглашению об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее- Соглашение) установлены ст. 39.25 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, Соглашение должно содержать кадастровый номер земельного участка, учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, сведения о сторонах, цели и основания установления сервитута, срок действия сервитута, размер платы и другое.
Плата по Соглашению определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В случае заключения Соглашения на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
Обращаем внимание, что сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.
По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно пункту 5 статьи 3 которого особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены Федеральным законом.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ (ред. от 01.07.2017 « Об особенностях отчуждения государственного и муниципального имущества..» установлены особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого ими имущества.
Передача субъектам предпринимательства указанных объектов сопровождается определенными ограничениями: переданное имущество должно использоваться строго по целевому назначению; запрещается переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности. Данные ограничения направлены на то, чтобы субъекты предпринимательства использовали переданное им имущество для ведения активной экономической, а не пассивной экономической деятельности.
Так в ст. 3 Закона предусмотрено, что субъекты предпринимательства, за исключением указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых, при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком.
Такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 г. находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 ст. 9 данного Закона; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества или на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; арендуемое имущество не включено в утвержденный Перечень, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества.
Кроме того, указанные субъекты вправе воспользоваться преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества, как не включенного, так и включенного в Перечень, по своей инициативе. В первом случае они должны соответствовать вышеуказанным требованиям (ст. 3 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества). Во втором случае они должны соответствовать следующим условиям: арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 г. находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендуемое имущество включено в Перечень в течение пяти и более лет до дня подачи заявления; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества или на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (ч. ч. 2.1, 4 ст. 9).
Приобретаемое в таком порядке недвижимое имущество оплачивается единовременно или в рассрочку посредством ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях. Срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами такого имущества при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества устанавливается законами субъектов РФ, но не должен составлять менее 5 лет (ст. 5 Закона ). Предусмотренное вышеуказанным Законом право субъектов предпринимательства на выкуп арендованного ими недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности, будет действовать только до 1 июля 2018 г.
Сделки по приватизации государственного или муниципального имущества и иные сделки, направленные на возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества и совершенные с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом, ничтожны.
В случае продажи арендуемого имущества с нарушением преимущественного права на его приобретение субъект предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, в течение двух месяцев с момента, когда он узнал или должен был узнать о таком нарушении в отношении арендуемого имущества, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей покупателя в судебном порядке.  
С 13 августа 2017 года вступил в силу приказ Росреестра от 02.05.2017 № П/0203 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в процессе лицензирования геодезической и картографической деятельности (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание (обновление) государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения государственной границы Российской Федерации, а также установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований» (зарегистрировано в Минюсте России 01.08.2017 № 47625).
В связи с чем, обращаем внимание соискателей о предоставлении лицензии, а также лицензиатов о ее переоформлении и заинтересованных лиц для получения сведений из реестра лицензий, о необходимости при подаче заявлений использовать новые формы документов.
По новому образцу оформляются заявления о предоставлении и переоформлении лицензии, прекращении деятельности, выдаче выписки о лицензиате, уведомления об устранении нарушений, о возврате заявлений, об отказе в предоставлении лицензии.
Новые формы документов для лицензирования геодезической и картографической деятельности и образцы их заполнения размещены на сайте Росреестра (rosreestr.ru).
К основным видам геодезической и картографической деятельности, подлежащим лицензированию относятся:
- создание и обновление государственных топографических карт или планов;
- установление и изменение государственной границы, а также границ между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;
- определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля;
-создание государственных геодезических, нивелирных, гравиметрических сетей, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций.
Лицензирование геодезической и картографической деятельности осуществляется территориальными органами Росреестра.
Прием заявлений о предоставлении и переоформлении лицензии, прекращении деятельности, выдаче выписки о лицензиате, в Управлении Росреестра по Томской области, осуществляется по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 111, кабинет №8 в часы приема:
  • понедельник - четверг: 08.45 - 18.00 (перерыв с 13.00 до 14.00);
  • пятница: 08.45 - 16.15(перерыв с 13.00 до 13.30. Телефон для справок: 8(3822) 51-36-22.
Возможность отчуждения заложенного имущества при условии согласия залогодержателя и  сохранение ипотеки при переходе прав на  заложенное  имущество  к  другому лицу  закреплены  в общих положениях гражданского  законодательства (ст. 346, 353 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости), которым в своей деятельности руководствуется орган регистрации прав, также содержит аналогичные нормы.
Согласно ч. 4 ст. 53 Закона о недвижимости, если в отношении объекта недвижимого имущества или права на объект недвижимости осуществлена государственная регистрация перехода права собственности, внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), о таком объекте недвижимого имущества осуществляется при наличии письменного согласия залогодержателя, если иное не установлено законом или договором об ипотеке. При государственной регистрации перехода права собственности на такой объект недвижимого имущества запись, содержащаяся в ЕГРН, о государственной регистрации ипотеки такого объекта недвижимости или такого права сохраняется.
Однако, наиболее подробно порядок отчуждения заложенного имущества урегулирован в Федеральном законе «Об ипотеке (залоге недвижимости)» №102-ФЗ от 16.07.1998г. (далее - Закон об ипотеке).
Согласно статьи 37 Закона об ипотеке имущество, заложенное по договору об ипотеке, может быть отчуждено залогодателем другому лицу путем продажи, дарения, обмена, внесения его в качестве вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в имущество производственного кооператива или иным способом лишь с согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено договором об ипотеке.
Установленный перечень является открытым, что предполагает применение установленного порядка распоряжения заложенным имуществом также при совершении иных действий по отчуждению заложенного имущества.
Например, необходимо будет получение согласия залогодержателя на такие сделки, как договоры ренты, договоры аренды с правом выкупа недвижимого имущества, брачный договор, в котором предусматривается изменение режима собственности в отношении заложенного имущества.
Совершение отчуждения объекта с согласия залогодержателя позволяет обеспечить соблюдение прав залогодержателя, заинтересованного в сохранении имущества к моменту, когда на него потребуется обратить взыскание.
В то же время иные условия отчуждения имущества могут быть предусмотрены договором об ипотеке. Так, стороны могут исключить необходимость получения такого согласия, определить перечень сделок, совершение которых возможно без согласия залогодержателя, предусмотреть условия, при которых считается полученным заранее данное согласие залогодержателя.
Закон об ипотеке также предусматривает исключения из общего правила о необходимости получения согласия залогодержателя при распоряжении заложенным имуществом, в частности, путем составления завещания либо при прекращении права собственности на имущество, вследствие изъятия имущества для государственных или муниципальных нужд, его реквизиции или национализации, конфискации.
Согласие залогодержателя на отчуждение имущества, согласно ст. 53 Закона о недвижимости, оформляется письменно в виде отдельного документа с отражением в нем всех существенных условий такого отчуждения и предоставляется на государственную регистрацию.
В случае выдачи закладной отчуждение заложенного имущества допускается, если право залогодателя на это предусмотрено в закладной и с соблюдением условий, которые в ней установлены.
Также, согласно ст. 38 Закона об ипотеке лицо, которое приобрело заложенное по договору об ипотеке имущество в результате его отчуждения или в порядке универсального правопреемства, в том числе в результате реорганизации юридического лица или в порядке наследования, становится на место залогодателя и несет все обязанности последнего по договору об ипотеке, включая и те, которые не были надлежаще выполнены первоначальным залогодателем. Новый залогодатель может быть освобожден от какой-либо из этих обязанностей лишь по соглашению с залогодержателем.
Если имущество, заложенное по договору об ипотеке, перешло к нескольким лицам, каждый из правопреемников первоначального залогодателя несет вытекающие из отношений ипотеки последствия неисполнения обеспеченного ипотекой обязательства соразмерно перешедшей к нему части заложенного имущества. Если предмет ипотеки неделим или по иным основаниям поступает в общую собственность правопреемников залогодателя, правопреемники становятся солидарными залогодателями (когда залогодержатель вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга).
Закон также устанавливает правило, согласно которому залог имущества по договору об ипотеке сохраняет силу независимо от того, были ли при переходе этого имущества к другим лицам нарушены какие-либо установленные для такого перехода правила.
Эти нормы направлены на защиту интересов кредитора по обеспеченному залогом обязательству, под нарушениями можно понимать как нарушения норм законодательства, так и соответствующих условия договоров.
Хотелось бы обратить отдельное внимание на правило, согласно которому при приобретении прав на имущество, обремененное ипотекой, на основании сделок (договора купли-продажи, мены, дарения или иных) приобретатель должен быть осведомлен о наличии ипотеки и, соответственно, согласен принять имущество, обремененное правами залогодержателя.
Так, пункт 17 ч.1 ст. 26 Закона о недвижимости одним из оснований для приостановления государственной регистрации и последующего отказа предусматривает случай, когда сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации прав, не содержит установленные федеральным законом или договором ограничения прав сторон такой сделки.
Из вышеизложенного следует, что в случае государственной регистрации перехода права собственности на основании сделки по отчуждению имущества необходимо соблюдение следующих условий: предоставление на государственную регистрацию письменного согласия залогодержателя на отчуждение имущества и указание в сделке на наличие имеющегося обременения.
Запись об обременении права нового приобретателя имущества вносится в ЕГРН государственным регистратором одновременно с регистрацией права собственности, наличие дополнительного заявления о государственной регистрации ипотеки в данном случае не требуется.
 
Заместитель начальника отдела регистрации
объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки М.Г. Коломиец