Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 
Электронные государственные услуги и сервисы Росреестра с каждым годом набирают все большую популярность. Граждане и организации могут оперативно через Интернет знакомиться с информацией об объектах недвижимости, записаться на прием к специалистам Росреестра, получать различные услуги Росреестра в режиме реального времени и отслеживать статус своей заявки на получение этих услуг. С января по декабрь 2017 года специалистами Управления Росреестра по Томской области с помощью сервиса для подачи документов на государственную регистрацию прав в электронном виде было получено 8171 заявление. Для сравнения, в 2016 году таких заявлений было только 1462. 
Вместе с тем значительно снизилось количество зарегистрированных договоров долевого участия в строительстве – на 36,5 % (с 3121 до 1981). Это связанно с изменением законодательства в сфере долевого строительства. С 30.07.2017 внесен ряд изменений в законодательство, направленных на защиту прав участников долевого строительства, так же поправки вводят повышенные требования к застройщикам. Так одному застройщику должно выдаваться не более одного разрешения на строительство, а размер собственных средств застройщика на протяжении всего периода реализации проекта должен составлять не менее 10% от стоимости строительства. Изменения касаются и опыта работы застройщика: организация (или ее дочерние компании) должна не менее трех лет участвовать в возведении многоквартирных домов и получить разрешение на ввод не менее 10 тыс. кв. м жилья.

 
Контакты для СМИ
Пресс-служба Управления Росреестра по Томской области
3822 65-19-39 (доб.2121) Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
Межевание земельного участка проводится для установления его границ на местности. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами новых земельных участков, купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности. 
Самостоятельно провести межевание участка нельзя, поскольку для этого необходимо иметь лицензию на право осуществления геодезической и картографической деятельности. Кадастровые работы по межеванию выполняются кадастровым инженером и включают в себя обычно комплекс работ (ст. 22 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ; п. п. 3 - 8 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утв. Росземкадастром 17.02.2003; п. п. 8, 16 Инструкции).
По результатам проведенного межевания подготавливается межевой план в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Если это предусмотрено договором подряда, межевой план также может быть подготовлен в форме документа на бумажном носителе, который заверяется подписью и печатью подготовившего его кадастрового инженера (ч. 12 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
Срок постановки на кадастровый учет земельного участка и государственной регистрации прав на него не должен превышать 10 рабочих дней со дня приема Росреестром заявления и необходимых документов. Если заявление было подано через МФЦ, то срок рассмотрения заявления составит 12 рабочих дней. Течение этого срока начинается со следующего рабочего дня после даты приема документов (п. п. 5, 6 ч. 1 ст. 16 Закона 218-ФЗ).
Если Ваш участок уже стоит на учете, то промежевать его - это Ваше право, а не обязанность, но опираясь на свой профессиональный опыт советую Вам земельный участок отмежевать и согласовать границы с собственниками смежных земельных участков - так как кадастровый номер в кадастровой палате есть, то скорее всего участок стоит на учете декларативно, скорее всего по данным инвентаризации земель населенного пункта, но к сожалению, в массовой инвентаризации слишком много ошибок.
Преимущество межевания – это, прежде всего согласование границ с собственниками смежных участков и установление точной площади участка, которая в свою очередь будет влиять на величину земельного налога. Кроме этого, процедура межевания позволяет с точностью определить границы Вашего земельного участка. Это поможет Вам избежать правопритязаний соседей, и в случае возникновения спорных ситуаций факт наличия межевого дела у Вас может стать решающим в суде.
Обязательное межевание устанавливается только для тех земельных участков, которые сейчас образуются из других земельных участков, т. е. когда участок делится, перераспределяется, из него выделяется доля. В таком случае для кадастрового учета потребуется межевой план на вновь образованный земельный участок.
Хотя Федеральным законом от 30.12.2015 N 447-ФЗ с 01.01.2018 г. был наложен запрет на совершение сделок с земельными участками, не прошедшими межевание, новое требование так и не вступило в силу, и Росреестр зарегистрирует сделку с неразмежеванным участком и после 1 января 2018 года, тем не менее, специалисты советуют покупателям настаивать на том, чтобы нынешний владелец занялся межеванием перед продажей земли. Покупка участка без установленных границ связана с определенными рисками. Впоследствии может выясниться, что купленный участок имеет меньшую или большую площадь, чем было заявлено продавцом.
По всем вопросам, связанным с межеванием земельных участков и регистрации права собственности на них обращайтесь в Парабельский отдел Управления Росреестра по Томской области по адресу: Томская область, с. Парабель, ул. Советская, 18, каб. № 5, или по тел. 838(252)2-10-45.

Автор: Новиков М.И.
Начальник Парабельского отдела
Нередки случаи, когда гражданин имеет в собственности земельный участок или земельную долю, иной объект недвижимости, которым фактически не пользуется. 
И как показывает практика о таких объектах, например, доставшихся по наследству, собственники нередко забывают до момента, пока не приходит налоговое уведомление об оплате налога на имущество. Тогда встает резонный вопрос: как быть? Продавать подобный объект смысла нет, так как после всех затрат на его реализацию окажется, что вместо прибыли получаешь лишь убыток и потерю времени.
Статья 53 Земельного кодекса РФ, во взаимосвязи со ст. 56 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» дает возможность отказаться от принадлежащего собственнику земельного участка или земельной доли путем подачи заявления в орган регистрации. При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права.
Орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней с даты государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю обязан направить уведомление об этом в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности.
Если на принадлежащем земельном участке расположена недвижимость, в отношении которой зарегистрировано право собственности, то отказаться от земельного участка не получится. Статья 35 Земельного Кодекса РФ прямо запрещает отчуждение земельного участка, если на нем расположено здание, сооружение, принадлежащее одному и тому же лицу.
Непростая задача, в отличие от отказа от права собственности на земельный участок, отказаться от права собственности на жилое или нежилое помещение. Статья 236 ГК РФ устанавливает общие правила отказа от права собственности на любое (движимое и недвижимое) имущество. Условием отказа является самовольное отстранение собственника от владения имуществом без намерения его сохранить. При этом даже, если вы и произвели указанные выше действия, вы все равно обязаны нести бремя собственника до тех пор, пока не найдется лицо, готовое приобрести такое имущество в собственность.
Наиболее простая и распространенная форма отказа от права собственности на объект капитального строительства (ОКС) это подача заявления в орган местного самоуправления, по месту нахождения имущества. После того, как гражданин или юридическое лицо подали заявление об отказе от права собственности в орган местного самоуправления по местонахождению объекта недвижимости, имущество приобретает режим бесхозяйной вещи.
Парабельский отдел Управления Росреестра по Томской области осуществляет на основании статьи 225 ГК РФ и Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" постановку на учет бесхозяйных вещей, расположенных на территории на Парабельского района. Для принятия на учет бесхозяйного имущества необходимо заявление органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, представляемое в единственном экземпляре.
По истечении одного года, со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, до признания ее по решению суда муниципальной собственностью, может быть вновь принята во владение, а не признанная, может опять поступить в пользование и распоряжение оставившего ее собственника (по его заявлению), либо приобретена в собственность иным лицом, в силу приобретательной давности иным лицом.
 
Начальник Парабельского
межмуниципального отдела Новиков М.И.
 
11 августа  вступил в силу Федеральный Закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон). Согласно указанному Закону  сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее- ЕГРН) будут приоритетными по отношению к сведениям, содержащимися в государственном лесном реестре субъекта Федерации.
Главная цель Закона это защита прав граждан на объекты недвижимости, однако, существуют также механизмы сохранения лесов, особо охраняемых природных территорий и иных территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность. Наряду с сохранением мер по защите лесов Закон предусматривает и новый алгоритм действий для исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере лесного хозяйства (на территории Томской области таким органом является Департамент лесного хозяйства Томской области). Например, проводить работу и принимать определённые действия по случаям, когда земли граждан и организаций по материалам лесоустроительной документации оказались в лесном фонде.
В частности, Департамент лесного хозяйства Томской области после получения соответствующей информации о пересечении границ земельных участков с лесным фондом обязан не только дать оценку сложившейся ситуации, но и в случае выявления противоправных действий в течение трех месяцев обратиться в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации.
Закон обеспечивает защиту в первую очередь объектов недвижимости граждан (индивидуальные жилые дома, сады, дачи, огороды), которые в связи с различными проблемами в учетных и регистрационных государственных системах оказались в лесном фонде.
Согласно Закону, сведения ЕГРН будут приоритетными по отношению к сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Федерации.
Это означает, что если земельный участок согласно сведениям государственного лесного реестра, лесного плана субъекта Федерации, относится к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на него – к иной категории земель, его принадлежность к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН.
Если же в ЕГРН указанные сведения отсутствуют, то учитываются сведения, указанные в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на участок. Однако для применения этого правила необходимо, чтобы права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Если данные ЕГРН о принадлежности земельного участка к землям определенной категории противоречат данным, указанным в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на него, то правообладатель имеет право обратиться с заявлением на отнесение участка к категории, указанной в его документах на участок.
Важно: правоустанавливающие документы должны быть получены до вступления закона в силу. Но если прежде данный участок уже был переведен в другую категорию, то данное правило неприменимо.
Кроме того, положения нового закона направлены и на решение проблем граждан, проживающих в бывших военных городках и лесных поселках, расположенных в лесном фонде. Закон «о лесной амнистии» вводит механизмы, чтобы придать им статус полноценных населенных пунктов, развивать инфраструктуру, обеспечить нормальные условия жизни населения.

Исполняющая обязанности начальника отдела
регистрации земельных участков И.А. Гончарова
Собственники любого объекта недвижимости могут добиться снижения его кадастровой стоимости, таким образом снизив свою налоговую нагрузку. На основе кадастровой стоимости рассчитывается ставка налога на недвижимость. 
Пересмотреть кадастровую стоимость можно в двух случаях: если для ее определения использовались недостоверные сведения об объекте недвижимости или если кадастровая стоимость отличается от рыночной.
Сейчас есть возможность оспорить кадастровую стоимость либо посредством обращения в суд, либо посредством обращения в комиссию, которая специально создана при Управлении Росреестра по Томской области.
Решение по величине кадастровой стоимости выносится в течение пяти рабочих дней и передается заявителю в письменном виде. Далее новые сведения вносятся в Единый государственный реестр налогоплательщиков.
В работе комиссий принимают участие как эксперты со стороны Управления Росреестра и филиала Федеральной кадастровой палаты, так и представители региональных органов власти и оценочного сообщества. Таким образом, решения о пересмотре стоимости принимаются коллегиально несколькими экспертами.
Для оспаривания нужно подать заявление и отчет, подготовленный независимыми оценщиками. Комиссия на заседании решает, изменить ли кадастровую стоимость в меньшую сторону или отказать заявителю. В Томской области такая комиссия заседает каждые две недели и более чем в 70% случаев принимает решения о понижении кадастровой стоимости.
За 11 месяцев 2017 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении поступило 324 заявления о пересмотре кадастровой стоимости в отношении 360 объектов недвижимости. Установлена кадастровая стоимость в размере рыночной по 263 заявлениям о пересмотре в отношении 296 объектов недвижимости (74% от рассмотренных заявлений на заседаниях комиссии). Суммарная величина кадастровой стоимости объектов недвижимости (до оспаривания и после оспаривания) за 11 месяцев 2017 года снизилась на 53% с 15,1 млрд. рублей до 7,1 млрд. рублей.
 
Россия находится в числе немногих стран, в которых сложился очень емкий и разнообразный рынок недвижимости. Чтобы рынок недвижимости мог нормально функционировать, в нашей стране действует комплексная система учета и регистрации объектов недвижимости. 
Она предполагает взаимодействие территориальных подразделений Росреестра, постоянный информационный обмен с офисами МФЦ, региональными органами власти и различными ведомствами. Реформировать такую масштабную систему невероятно сложно. Тем не менее, Росреестр справился с этой задачей. До 2017 года кадастровый учет и регистрация недвижимости были разными процедурами. Благодаря созданию Единого государственного реестра недвижимости стала возможной одновременная подача заявления на кадастровый учет и регистрацию прав, что экономит время граждан и делает операции с недвижимостью более удобными.
Так, в 2017 году на территории Томской области было подано 12216 заявлений о регистрации прав на недвижимость с одновременной постановкой ее на кадастровый учет.
Всего в 2017 году в Управление поступило более 279 тысяч заявлений о регистрации прав на недвижимое имущество, что остается примерно на уровне 2016 года.
Электронные государственные услуги и сервисы Росреестра с каждым годом набирают все большую популярность. Граждане и организации могут оперативно через Интернет знакомиться с информацией об объектах недвижимости, записаться на прием к специалистам Росреестра, получать различные услуги Росреестра в режиме реального времени и отслеживать статус своей заявки на получение этих услуг. С января по декабрь 2017 года специалистами Управления Росреестра по Томской области с помощью сервиса для подачи документов на государственную регистрацию прав в электронном виде было получено 8171 заявление. Для сравнения, в 2016 году таких заявлений было только 1462.
Вместе с тем значительно снизилось количество зарегистрированных договоров долевого участия в строительстве – на 36,5 % (с 3121 до 1981). Это связанно с изменением законодательства в сфере долевого строительства. С 30.07.2017 года внесен ряд изменений в законодательство, направленных на защиту прав участников долевого строительства, так же поправки вводят повышенные требования к застройщикам. Так одному застройщику должно выдаваться не более одного разрешения на строительство, а размер собственных средств застройщика на протяжении всего периода реализации проекта должен составлять не менее 10% от стоимости строительства. Изменения касаются и опыта работы застройщика: организация (или ее дочерние компании) должна не менее трех лет участвовать в возведении многоквартирных домов и получить разрешение на ввод не менее 10 тыс. кв. м жилья.
Высокий рост показала регистрация ипотеки. В целом по области она выросла на 21% (с 10863до 13166), ипотека жилья - на 163,3%. Объективной причиной такого роста специалисты отдела регистрации объектов нежилого назначения и ипотеки Управления считают существенное снижение в 2017 году процентных ставок кредитных организаций. В тоже время сроки государственной регистрации права и ипотеки на недвижимость с 01.01.2017г. значительно сократились, что делает сделку купли-продажи значительно комфортнее как для Покупателя, так и Продавца, ведь часто в ипотечных сделках, с применением материнского (семейного) капитала, деньги он получает после перехода права собственности к Покупателю. Еще одной причиной роста стал проект «Электронная ипотека», который позволяет гражданам и бизнесу при получении ипотечного кредита или же в отношении любых сделок с недвижимостью, прямо в офисе банка, без посещения офиса органа регистрации или многофункционального центра «Мои документы» подавать документы на регистрацию перdivхода права в электронном виде.

Пресс-служба Управления Росреестра
по Томской области
 
Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним существует уже достаточно давно. Сегодня каждый гражданин, желающий стать законным правообладателем недвижимого имущества, знает, что для этого необходимо зарегистрировать свое право в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и проводится на всей территории Российской Федерации по установленной системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях, что делает его ценнейшим банком информации на рынке недвижимости.
Не все знают, что информация из Единого государственного реестра недвижимости является общедоступной, что такой информацией можно и нужно пользоваться.
Любое лицо, предъявившее удостоверение личности и запрос по установленной форме, может получить открытую информацию из Единого государственного реестра недвижимости о любом объекте недвижимости, независимо от места нахождения объекта. К открытой информации относятся:
 сведения об объекте недвижимости;
 сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
 сведения о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве;
 сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
 сведения о переходе прав на объект недвижимости.
В электронном виде сведения Единого государственного реестра недвижимости предоставляются посредством электронных сервисов, размещенных на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.ru) в разделе «Электронные услуги и сервисы».
В настоящее время получить сведений Единого государственного реестра недвижимости в электронном виде можно тремя способами.
Первый способ - это возможность получения сведений через официальный сайт Росреестра в режиме онлайн.
По данному запросу будет доступна информация о наличии либо отсутствии сведений об объекте недвижимости, об имеющемся обременении права собственности, а также кадастровая стоимость, кадастровый (условный) номер, площадь.
Данный сервис размещен на сайте Росреестра в разделе: «Электронные услуги и сервисы – Сервисы - Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», доступен любому пользователю на безвозмездной основе. Для использования сервиса дополнительно получать ничего не нужно. Информация предоставляется только в электронном виде.
Второй способ - это получение сведений в объеме выписок из Единого государственного реестра недвижимости путем заполнения размещенной на Портале формы запроса в разделе: «Электронные услуги и сервисы – Государственные услуги».
С помощью данного сервиса реализована возможность получения всех видов информации из Единого государственного реестра недвижимости.
Заявитель при заполнении запроса вправе выбрать способ получения, в электронном виде или на бумажном носителе (заверенного подписью уполномоченного лица и оттиском печати) посредством личного получения или почтового направления.
Указанная услуга является платной, размер оплаты зависит от способа получения и вида выписки из Единого государственного реестра недвижимости, например: на бумажном носителе - 400руб. за один объект, 250руб. за один объект, если информация из Единого государственного реестра недвижимости предоставляется в электронном виде.
Информация о готовности ответа на запрос поступит на адрес электронной почты, указанный при заполнении запроса.
Третьим способом является предоставления сведений из Единого государственного реестра недвижимости посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН).
Сервис размещен на сайте Росреестра в разделе: «Государственные услуги - Запрос посредством доступа к ФГИС ЕГРН».
Указанный сервис обеспечивает возможность осуществлять поиск и просмотр общедоступных сведений об объектах недвижимости, а также запрос и копирование указанных сведений в объеме выписки из Единого государственного реестра недвижимости. При направлении запроса с использованием этого сервиса документ, содержащий сведения из Единого государственного реестра недвижимости, направляется заявителю только в электронном виде.
Указанная услуга является платной. Размер платы зависит от объема запрашиваемой информации и составляет:
- для физических лиц: 320руб. за 100 объектов, 1600руб. за 1000 объектов, и т.д.
Для использования указанного сервиса необходимо обладать действующим ключом доступа, который можно получить через Личный кабинет на Официальном сайте Росреестра.
Консультации по вопросам получения государственных услуг Росреестра можно получить в Службе поддержки сайта через раздел: «Помощь и поддержка» или по телефону горячей линии 8-800-100-34-34.
 
Исполняющая обязанности
начальника отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН Е.С.Терехова
Самовольное занятие земельного участка является правонарушением, за совершение которое предусмотрена административная ответственность статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). 
Под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Объективная сторона правонарушения представляет собой активные действия по самовольному занятию земельного участка, которое выражается в фактическом завладении земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.
Например, гражданин, имеющий в собственности земельный участок, огородил забором помимо своего участка еще и участок земель общего пользования. В таком случае в действиях гражданина будут усматриваться признаки самовольного занятия земельного участка.
Надзор за соблюдением требований земельного законодательства, в т.ч. о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) и ее территориальные органы.
Надзор за законностью использования земельных участков как объектов недвижимости на территории Томской области осуществляет Управление Росреестра по Томской области.
Кроме того, полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением требований земельного законодательства при использовании земельных участков также наделены органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный земельный контроль. Таким органом на территории г. Томска является Департамент недвижимости администрации города Томска.
Также следует отметить, что в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по ряду составов земельных правонарушений, в т.ч. за самовольное занятие земельного участка.
В соответствии с КоАП РФ полномочиями по рассмотрению административных дел по фактам самовольного занятия земельных участков наделены только должностные лица Управления Росреестра по Томской области.
В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ за самовольное занятие земельного участка предусмотрен административный штраф для граждан в размере от 1% до 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, при этом его сумма должна составить не менее 5 тыс. рублей. Для юридических лиц размер штрафа составляет от 2% до 3% от кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. рублей.
Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ как юридические лица.
Для избежания административной ответственности за самовольное занятие земельных участков или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, необходимо своевременно оформлять права на используемые земельные участки.
Для оформления прав на землю необходимо обращаться в органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. А после подписания с органами местного самоуправления правоустанавливающих документов, по общему правилу, необходимо обращаться в Управление Росреестра по Томской области для регистрации своих прав на землю. При этом следует обратить внимание, что регистрация прав на земельные участки не требуется в случае, если договор аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключен на срок менее чем один год, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 26 ЗК РФ).
 
Начальник отдела
государственного земельного надзора
А.И. Ткачев
 
Кадастровая палата по Томской области информирует, что за неиспользование земельного участка по назначению собственнику в лучшем случае грозит штраф, в худшем - изъятие участка. 
Зачастую, приобретая земельный участок, собственники рассчитывают в дальнейшем либо продать его дороже, либо использовать под строительство объектов недвижимости. При этом правообладатели не всегда учитывают важную деталь: вместе с правами появляются и обязанности.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственник обязан использовать участок по назначению. За неисполнение данной обязанности статьей 8.8 КоАП РФ предусмотрен штраф. В частности, неиспользование участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях гражданам грозит штрафом в размере не менее 20 тысяч рублей, должностным лицам - не менее 50 тысяч, а юридическим - не менее 400 тысяч рублей. А если участок, предназначенный для ведения сельского хозяйства или строительства, не используется по целевому назначению в течение трех лет и законом не установлен более длительный срок, то в соответствии со статьей 284 ГК РФ он может быть изъят у собственника.
Изъятие участка в судебном порядке - крайняя мера. Чаще всего земельные инспекторы ограничиваются наложением штрафа и выдачей предписания по устранению нарушения. Однако такой опыт существует и используется для расширения практики ответственного пользования земельными ресурсами.
Правообладатель имеет право изменить целевое назначение своего участка. Для этого необходимо обратиться в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением. Узнать текущее назначение своего участка можно, запросив в Кадастровой палате выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

 
Контакты для СМИ
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
3822 90-11-31
 
Государственный земельный надзор, осуществляемый территориальными органами Росреестра, имеет своей целью защитить законные права и интересы правообладателей от действий нарушителей земельного законодательства. 
Для выявления нарушений государственные инспекторы по использованию и охране земель проводят проверки соблюдения земельного законодательства юридическими, физическими или должностными лицами. В случае их обнаружения возбуждается дело об административном нарушении, на основании которого устанавливаются его обстоятельства, и выносится решение о назначении административного наказания в виде штрафа. К числу наиболее частых нарушений относятся самовольное занятие земельного участка, а также неиспользование земельного участка или его использование не по целевому назначению.
За 11 месяцев 2017 года государственные инспекторы Управления Росреестра по Томской области провели 1493 проверки. Благодаря применению риск-ориентированного подхода и расширению практики административных обследований земельных участков наблюдается снижение количества проверок и повышение эффективности земельного надзора.
По результатам проверок выявлено 815 нарушений земельного законодательства. На нарушителей наложен 281 штраф на общую сумму 3 млн. 461 тыс. рублей. С января по ноябрь 2017 года Управлением выдано 496 предписаний. Исполнено предписаний 405 на общую сумму свыше 2 млн. рублей.
 
Предметом плановой проверки является соблюдение в отношении объектов земельных отношений   гражданами обязательных требований. 
Юридическим фактом - основанием для принятия решения о проведении плановой проверки являются утвержденные Росреестром или его территориальными органами ежегодные планы проведения плановых проверок на соответствующий год. Решение о проведении плановой проверки выносится руководителем (заместителем руководителя) Росреестра (территориального органа) в форме распоряжения о проведении плановой проверки. Основанием для включения физического лица, являющегося правообладателем земельного участка, в ежегодный план проведения плановых проверок граждан является истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки. В план проведения плановых проверок граждан включаются физические лица, являющиеся правообладателями земельных участков. В ежегодных планах проведения плановых проверок граждан указываются следующие сведения: - фамилии, имена, отчества граждан, подлежащих плановой проверке, места жительства граждан; цель и основание проведения каждой плановой проверки; дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки; наименование органа государственного надзора осуществляющего конкретную плановую проверку. Указываются сведения об объектах земельных отношений, на которых будет проводиться проверка, позволяющие их идентифицировать (кадастровый номер (при наличии), адрес и (или) описание местоположения).
Проведение плановых проверок включает в себя следующие административные действия: принятие решения о проведении проверки в соответствии с планом проверки, подготовка к проверке, проведение проверки, подготовка акта проверки.
Плановые проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки.
В распоряжении о проведении плановой проверки указываются: наименование органа государственного надзора, вид государственного надзора, а также реестровый номер функции в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)";
фамилии, имена, отчества должности должностного лица ли должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; фамилия, имя, отчество гражданина, проверка которых проводится, места жительства гражданина, цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования; подлежащие проверке обязательные требования; сроки проведения и
перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, перечень административных регламентов по осуществлению государственного надзора, перечень документов, представление которых, гражданином необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки.
Юридическим фактом - основанием для подготовки и проведения плановой проверки - является распоряжение о проведении плановой проверки.
Должностное лицо при подготовке к проведению плановой проверки, при необходимости запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия следующие документы и (или) информацию: сведения из Единого государственного реестра юридических лиц; сведения о регистрации по месту пребывания гражданина Российской Федерации; сведения о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства;
О проведении плановой документарной и (или) выездной проверки, гражданин уведомляется не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения руководителя, заместителя руководителя Росреестра (территориального органа) о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, обеспечивающим фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Проведение документарной плановой проверки
В процессе проведения плановой документарной проверки должностными лицами рассматриваются документы гражданина, имеющиеся в распоряжении Росреестра (территориального органа), в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях, материалы административного обследования объектов земельных отношений. Должностное лицо, которое проводит плановую документарную проверку, обязано рассмотреть представленные гражданином, его уполномоченным представителем пояснения и
документы, в том числе подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
Проведение выездной плановой проверки
Плановая выездная проверка проводится в случае, если при плановой документарной проверке не представляется возможным: удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении Росреестра (территориального органа) документах гражданина; оценить соответствие деятельности гражданина обязательным требованиям.
Распоряжение о проведении плановой выездной проверки вручается под роспись гражданину либо его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебного удостоверения.
Плановая выездная проверка проводится в присутствии гражданина, его законного или уполномоченного представителя, а также может быть проведена в отсутствие указанных лиц в случае их надлежащего уведомления.
При проведении плановой выездной проверки должностные лица: проверяют документы, удостоверяющие личность гражданина или их представителя; запрашивают имеющиеся документы, подтверждающие возникновение права владения и пользования объектом земельных отношений и иные документы, относящиеся к предмету проверки. Осуществляют: обмер границ проверяемого земельного участка; определение местоположения характерных точек границ проверяемого земельного участка (при наличии технической возможности); - фотосъемку. Устанавливают: фактическое использование земельного участка, его соответствие установленным для земельного участка целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенному использованию; соблюдение требования о приведении земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; соответствие площади земельного участка площади, указанной в Едином государственном реестре недвижимости и в правоустанавливающих документах; соблюдение требований о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. В случае если проведение плановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием гражданина, его уполномоченного представителя, либо в связи с иными действиями (бездействием) гражданина, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо Росреестра (территориального органа) составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае Росреестр (территориальный орган) в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении гражданина плановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления гражданина.
Оформление результатов плановой проверки
По результатам плановой проверки должностным лицом проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах, в котором указываются установленные сведения отдельно по каждому земельному участку. В акте проверки указываются: дата, время и место составления акта проверки; наименование органа государственного надзора; дата и номер распоряжения; фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; фамилия, имя, отчество гражданина, присутствовавших при проведении проверки; дата, время, продолжительность и место проведения проверки; сведения о результатах плановой проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и лицах, допустивших указанные нарушения, а также: сведения о правоустанавливающих и иных документах; нормы законодательства Российской Федерации, которые нарушены; статьи КоАП, которыми предусмотрена административная ответственность в случае выявления нарушений, за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
В случае проведения выездной проверки дополнительно указываются: информация о наличии ограждения земельного участка, возможности доступа, наличии строений и сооружений, растительности, осуществляемой деятельности, наличии межевых знаков и иные сведения, характеризующие фактическое использование земельного участка; результаты и методы измерения границ земельного участка и вычисления его площади, используемое оборудование, сведения о поверке; сведения о проведении фотосъемки; перечень документов, которые проанализированы в ходе проведения проверки; факты, указывающие на соблюдение (несоблюдение) требований земельного законодательства при предоставлении земельных участков; норма законодательства, которой предусмотрена ответственность за выявленное нарушение земельного законодательства.
В случае выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Должностное лицо вручает экземпляр акта проверки с копиями приложений проверяемому лицу (его представителю) под роспись об ознакомлении (об отказе в ознакомлении с актом проверки). В случае отсутствия проверяемого лица (его представителя) акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Росреестра (территориального органа).

Специалист эксперт Шегарского межмуниципального отдела
И.Л. Масленников