Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) начала прием заявлений на регистрацию прав на недвижимость по экстерриториальному принципу в каждом регионе России. Экстерриториальный принцип – это возможность обращаться за регистрацией прав в офис приема-выдачи документов безотносительно места расположения объекта недвижимости. Такая возможность предусмотрена для заявителя вступившим в силу с 1 января 2017 года Федеральным законом №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». 
Для оказания услуги по регистрации прав по экстерриториальному принципу выделены отдельные офисы в каждом субъекте России. Найти офисы, в которых можно подать заявление на регистрацию прав на объект недвижимости, расположенный в других регионах, можно на сайте Росреестра в сервисе "Офисы и приемные".
В случае подачи заявления по экстерриториальному принципу регистрацию прав, сделок, ограничений и обременений проводит орган регистрации по месту нахождения объекта недвижимости. Регистрация проводится на основании электронных документов, созданных органом регистрации по месту приема от заявителя документов в бумажном виде и подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора этого органа. В этом случае государственный регистратор также обязан провести проверку представленных документов на предмет отсутствия предусмотренных законом «О государственной регистрации» оснований для возврата заявления без рассмотрения, а также – их соответствия требованиям закона.
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), подтверждающая проведение регистрации по экстерриториальному принципу, содержит информацию о государственном регистраторе, осуществившем регистрационные действия, и заверяется государственным регистратором по месту приема документов. Регистрационная надпись на документах проставляется государственным регистратором по месту приема документов и содержит слова «Регистрация осуществлена по месту нахождения объекта», а также наименование соответствующего территориального органа Росреестра.
Документы на государственную регистрацию по экстерриториальному принципу можно сдать в Филиалах ФГБУ ФКП Росреестра по Томской области по адресу: г. Томск ул. Белинского 8 и ЗАТО Северск, ул. Ленина, 88а.
Стрежевской межмуниципальный отдел
Автор статьи
Начальник отдела А.П. Ляшенко
 
Нередки случаи обращения в Управление заявителей, которые «что-то подписали» под видом сбора подписей. При этом заявителями высказываются опасения, что они могли помимо своей воли подписать в пользу третьих лиц документы, позволяющие распоряжаться недвижимостью. 
Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, как можно обезопасить себя в подобных ситуациях. Любой собственник, чьи права зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, может обратиться за внесением записи о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без его личного участия. Это означает, что никто, кроме собственника, не сможет обратиться за государственной регистрацией сделок, прав. В том числе и по доверенности.
Для того, чтобы такая запись была внесена, собственнику необходимо лично с паспортом обратиться в любой из офисов приема. Специалисты приема помогут составить заявление. Государственная пошлина в данном случае не уплачивается. Обращаем Ваше внимание, что несоблюдение процедуры подачи заявления о невозможности государственной регистрации без личного участия является основанием для отказа в его удовлетворении. Поэтому не нужно присылать заявления по почте, подавать их через канцелярию Управления.
 
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) начала прием заявлений на регистрацию прав на недвижимость по экстерриториальному принципу в каждом регионе России. 
Экстерриториальный принцип – это возможность обращаться за регистрацией прав в офис приема-выдачи документов безотносительно места расположения объекта недвижимости. Такая возможность предусмотрена для заявителя вступившим в силу с 1 января 2017 года Федеральным законом №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Для оказания услуги по регистрации прав по экстерриториальному принципу выделены отдельные офисы в каждом субъекте России. Найти офисы, в которых можно подать заявление на регистрацию прав на объект недвижимости, расположенный в других регионах, можно на сайте Росреестра в сервисе "Офисы и приемные".
В случае подачи заявления по экстерриториальному принципу регистрацию прав, сделок, ограничений и обременений проводит орган регистрации по месту нахождения объекта недвижимости. Регистрация проводится на основании электронных документов, созданных органом регистрации по месту приема от заявителя документов в бумажном виде и подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора этого органа. В этом случае государственный регистратор также обязан провести проверку представленных документов на предмет отсутствия предусмотренных законом «О государственной регистрации» оснований для возврата заявления без рассмотрения, а также – их соответствия требованиям закона.
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), подтверждающая проведение регистрации по экстерриториальному принципу, содержит информацию о государственном регистраторе, осуществившем регистрационные действия, и заверяется государственным регистратором по месту приема документов. Регистрационная надпись на документах проставляется государственным регистратором по месту приема документов и содержит слова «Регистрация осуществлена по месту нахождения объекта», а также наименование соответствующего территориального органа Росреестра.
Документы на государственную регистрацию по экстерриториальному принципу можно сдать в Филиалах ФГБУ ФКП Росреестра по Томской области по адресу: г. Томск ул. Белинского 8 и ЗАТО Северск, ул. Ленина, 88а.
 
Стрежевской межмуниципальный отдел
Автор статьи
Начальник отдела А.П. Ляшенко
 
В 2017 году в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области  (далее – комиссия) поступило 415 заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. 
По сравнению с аналогичным периодом 2016 года поток заявителей в Комиссию сократился на 15%. Если в первые два года работы Комиссии оспаривали кадастровую стоимость в большинстве своем собственники земельных участков, которые несут налоговую нагрузку, то в 2017 году большинство заявителей - это арендаторы, у которых арендная плата земельных участков рассчитывается от кадастровой стоимости, и заявители, которые выкупают в собственность земельные участки.
Оспаривается в комиссии чаще всего кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных в границах муниципального образования «Город Томск» (92% заявителей).
Большинство заявлений подано в комиссию с целью установления в отношении объектов недвижимости его рыночной стоимости (99 % заявлений, поступивших в комиссию).
В настоящее время количество обратившихся в комиссию физических и юридических лиц практически сравнялось. В аналогичном периоде прошлого года юридические лица составляли до 80% от обратившихся в комиссию. При этом физические лица в соответствии с положениями действующего законодательства имеют возможность выбора обращения либо в комиссию либо в суд. Срок рассмотрения комиссией заявлений о пересмотре кадастровой стоимости гораздо меньше, чем рассматриваются аналогичные заявления в суде.
В соответствии с действующим законодательством заявления рассматриваются комиссией в течение одного месяца с даты их поступления, фактически в течение 14-20 дней с момента поступления заявления в комиссию.
По статистике, заявления о пересмотре удовлетворяются комиссией в 77% случаев. Основанием для отклонения заявлений является несоответствие отчетов об оценке рыночной стоимости законодательству об оценочной деятельности.
Суммарная величина кадастровой стоимости объектов недвижимости (до оспаривания и после оспаривания) снизилась на 52,8%, с 16,3 млрд. рублей до 7,7 млрд. рублей.
В целях обеспечения открытости работы комиссии на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.ru в соответствующем разделе «Информация о работе комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» размещается информация о проведении заседаний комиссии, а также обобщенная информация о решениях, принимаемых комиссией, в том числе протоколы заседаний комиссии и принятые решения.

Начальник отдела землеустройства и
мониторинга земель, кадастровой
оценки недвижимости, геодезии и
картографии
О.Г. Бобкова
 
В 2017 году высокий рост показала регистрация ипотеки жилья. В целом по области она выросла на 21,2% (с 10863до 13166), ипотека жилья на основании договора- на 163,3% по сравнению с 2016 годом. Объективной причиной такого роста специалисты отдела регистрации объектов нежилого назначения и ипотеки Управления Росреестра по Томской области считают существенное снижение в 2017 году процентных ставок кредитных организаций.
В тоже время сроки государственной регистрации права и ипотеки на недвижимость с 01.01.2017 значительно сократились, что делает сделку купли-продажи значительно комфортнее как для Покупателя, так и Продавца, ведь часто в ипотечных сделках, с применением материнского (семейного) капитала, деньги он получает после перехода права собственности к Покупателю. Еще одной причиной роста стал проект «Электронная ипотека», который позволяет гражданам и бизнесу при получении ипотечного кредита или же в отношении любых сделок с недвижимостью, прямо в офисе банка, без посещения офиса органа регистрации или многофункционального центра «Мои документы» подавать документы на регистрацию перехода права в электронном виде.

 
Контакты для СМИ
Пресс-служба Управления Росреестра по Томской области
3822 65-19-39 (доб.2121) Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Электронные государственные услуги и сервисы Росреестра с каждым годом набирают все большую популярность. Граждане и организации могут оперативно через Интернет знакомиться с информацией об объектах недвижимости, записаться на прием к специалистам Росреестра, получать различные услуги Росреестра в режиме реального времени и отслеживать статус своей заявки на получение этих услуг. С января по декабрь 2017 года специалистами Управления Росреестра по Томской области с помощью сервиса для подачи документов на государственную регистрацию прав в электронном виде было получено 8171 заявление. Для сравнения, в 2016 году таких заявлений было только 1462. 
Вместе с тем значительно снизилось количество зарегистрированных договоров долевого участия в строительстве – на 36,5 % (с 3121 до 1981). Это связанно с изменением законодательства в сфере долевого строительства. С 30.07.2017 внесен ряд изменений в законодательство, направленных на защиту прав участников долевого строительства, так же поправки вводят повышенные требования к застройщикам. Так одному застройщику должно выдаваться не более одного разрешения на строительство, а размер собственных средств застройщика на протяжении всего периода реализации проекта должен составлять не менее 10% от стоимости строительства. Изменения касаются и опыта работы застройщика: организация (или ее дочерние компании) должна не менее трех лет участвовать в возведении многоквартирных домов и получить разрешение на ввод не менее 10 тыс. кв. м жилья.

 
Контакты для СМИ
Пресс-служба Управления Росреестра по Томской области
3822 65-19-39 (доб.2121) Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
Межевание земельного участка проводится для установления его границ на местности. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами новых земельных участков, купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности. 
Самостоятельно провести межевание участка нельзя, поскольку для этого необходимо иметь лицензию на право осуществления геодезической и картографической деятельности. Кадастровые работы по межеванию выполняются кадастровым инженером и включают в себя обычно комплекс работ (ст. 22 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ; п. п. 3 - 8 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утв. Росземкадастром 17.02.2003; п. п. 8, 16 Инструкции).
По результатам проведенного межевания подготавливается межевой план в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Если это предусмотрено договором подряда, межевой план также может быть подготовлен в форме документа на бумажном носителе, который заверяется подписью и печатью подготовившего его кадастрового инженера (ч. 12 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
Срок постановки на кадастровый учет земельного участка и государственной регистрации прав на него не должен превышать 10 рабочих дней со дня приема Росреестром заявления и необходимых документов. Если заявление было подано через МФЦ, то срок рассмотрения заявления составит 12 рабочих дней. Течение этого срока начинается со следующего рабочего дня после даты приема документов (п. п. 5, 6 ч. 1 ст. 16 Закона 218-ФЗ).
Если Ваш участок уже стоит на учете, то промежевать его - это Ваше право, а не обязанность, но опираясь на свой профессиональный опыт советую Вам земельный участок отмежевать и согласовать границы с собственниками смежных земельных участков - так как кадастровый номер в кадастровой палате есть, то скорее всего участок стоит на учете декларативно, скорее всего по данным инвентаризации земель населенного пункта, но к сожалению, в массовой инвентаризации слишком много ошибок.
Преимущество межевания – это, прежде всего согласование границ с собственниками смежных участков и установление точной площади участка, которая в свою очередь будет влиять на величину земельного налога. Кроме этого, процедура межевания позволяет с точностью определить границы Вашего земельного участка. Это поможет Вам избежать правопритязаний соседей, и в случае возникновения спорных ситуаций факт наличия межевого дела у Вас может стать решающим в суде.
Обязательное межевание устанавливается только для тех земельных участков, которые сейчас образуются из других земельных участков, т. е. когда участок делится, перераспределяется, из него выделяется доля. В таком случае для кадастрового учета потребуется межевой план на вновь образованный земельный участок.
Хотя Федеральным законом от 30.12.2015 N 447-ФЗ с 01.01.2018 г. был наложен запрет на совершение сделок с земельными участками, не прошедшими межевание, новое требование так и не вступило в силу, и Росреестр зарегистрирует сделку с неразмежеванным участком и после 1 января 2018 года, тем не менее, специалисты советуют покупателям настаивать на том, чтобы нынешний владелец занялся межеванием перед продажей земли. Покупка участка без установленных границ связана с определенными рисками. Впоследствии может выясниться, что купленный участок имеет меньшую или большую площадь, чем было заявлено продавцом.
По всем вопросам, связанным с межеванием земельных участков и регистрации права собственности на них обращайтесь в Парабельский отдел Управления Росреестра по Томской области по адресу: Томская область, с. Парабель, ул. Советская, 18, каб. № 5, или по тел. 838(252)2-10-45.

Автор: Новиков М.И.
Начальник Парабельского отдела
11 августа  вступил в силу Федеральный Закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон). Согласно указанному Закону  сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее- ЕГРН) будут приоритетными по отношению к сведениям, содержащимися в государственном лесном реестре субъекта Федерации.
Главная цель Закона это защита прав граждан на объекты недвижимости, однако, существуют также механизмы сохранения лесов, особо охраняемых природных территорий и иных территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность. Наряду с сохранением мер по защите лесов Закон предусматривает и новый алгоритм действий для исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере лесного хозяйства (на территории Томской области таким органом является Департамент лесного хозяйства Томской области). Например, проводить работу и принимать определённые действия по случаям, когда земли граждан и организаций по материалам лесоустроительной документации оказались в лесном фонде.
В частности, Департамент лесного хозяйства Томской области после получения соответствующей информации о пересечении границ земельных участков с лесным фондом обязан не только дать оценку сложившейся ситуации, но и в случае выявления противоправных действий в течение трех месяцев обратиться в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации.
Закон обеспечивает защиту в первую очередь объектов недвижимости граждан (индивидуальные жилые дома, сады, дачи, огороды), которые в связи с различными проблемами в учетных и регистрационных государственных системах оказались в лесном фонде.
Согласно Закону, сведения ЕГРН будут приоритетными по отношению к сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Федерации.
Это означает, что если земельный участок согласно сведениям государственного лесного реестра, лесного плана субъекта Федерации, относится к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на него – к иной категории земель, его принадлежность к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН.
Если же в ЕГРН указанные сведения отсутствуют, то учитываются сведения, указанные в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на участок. Однако для применения этого правила необходимо, чтобы права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Если данные ЕГРН о принадлежности земельного участка к землям определенной категории противоречат данным, указанным в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на него, то правообладатель имеет право обратиться с заявлением на отнесение участка к категории, указанной в его документах на участок.
Важно: правоустанавливающие документы должны быть получены до вступления закона в силу. Но если прежде данный участок уже был переведен в другую категорию, то данное правило неприменимо.
Кроме того, положения нового закона направлены и на решение проблем граждан, проживающих в бывших военных городках и лесных поселках, расположенных в лесном фонде. Закон «о лесной амнистии» вводит механизмы, чтобы придать им статус полноценных населенных пунктов, развивать инфраструктуру, обеспечить нормальные условия жизни населения.

Исполняющая обязанности начальника отдела
регистрации земельных участков И.А. Гончарова
Россия находится в числе немногих стран, в которых сложился очень емкий и разнообразный рынок недвижимости. Чтобы рынок недвижимости мог нормально функционировать, в нашей стране действует комплексная система учета и регистрации объектов недвижимости. 
Она предполагает взаимодействие территориальных подразделений Росреестра, постоянный информационный обмен с офисами МФЦ, региональными органами власти и различными ведомствами. Реформировать такую масштабную систему невероятно сложно. Тем не менее, Росреестр справился с этой задачей. До 2017 года кадастровый учет и регистрация недвижимости были разными процедурами. Благодаря созданию Единого государственного реестра недвижимости стала возможной одновременная подача заявления на кадастровый учет и регистрацию прав, что экономит время граждан и делает операции с недвижимостью более удобными.
Так, в 2017 году на территории Томской области было подано 12216 заявлений о регистрации прав на недвижимость с одновременной постановкой ее на кадастровый учет.
Всего в 2017 году в Управление поступило более 279 тысяч заявлений о регистрации прав на недвижимое имущество, что остается примерно на уровне 2016 года.
Электронные государственные услуги и сервисы Росреестра с каждым годом набирают все большую популярность. Граждане и организации могут оперативно через Интернет знакомиться с информацией об объектах недвижимости, записаться на прием к специалистам Росреестра, получать различные услуги Росреестра в режиме реального времени и отслеживать статус своей заявки на получение этих услуг. С января по декабрь 2017 года специалистами Управления Росреестра по Томской области с помощью сервиса для подачи документов на государственную регистрацию прав в электронном виде было получено 8171 заявление. Для сравнения, в 2016 году таких заявлений было только 1462.
Вместе с тем значительно снизилось количество зарегистрированных договоров долевого участия в строительстве – на 36,5 % (с 3121 до 1981). Это связанно с изменением законодательства в сфере долевого строительства. С 30.07.2017 года внесен ряд изменений в законодательство, направленных на защиту прав участников долевого строительства, так же поправки вводят повышенные требования к застройщикам. Так одному застройщику должно выдаваться не более одного разрешения на строительство, а размер собственных средств застройщика на протяжении всего периода реализации проекта должен составлять не менее 10% от стоимости строительства. Изменения касаются и опыта работы застройщика: организация (или ее дочерние компании) должна не менее трех лет участвовать в возведении многоквартирных домов и получить разрешение на ввод не менее 10 тыс. кв. м жилья.
Высокий рост показала регистрация ипотеки. В целом по области она выросла на 21% (с 10863до 13166), ипотека жилья - на 163,3%. Объективной причиной такого роста специалисты отдела регистрации объектов нежилого назначения и ипотеки Управления считают существенное снижение в 2017 году процентных ставок кредитных организаций. В тоже время сроки государственной регистрации права и ипотеки на недвижимость с 01.01.2017г. значительно сократились, что делает сделку купли-продажи значительно комфортнее как для Покупателя, так и Продавца, ведь часто в ипотечных сделках, с применением материнского (семейного) капитала, деньги он получает после перехода права собственности к Покупателю. Еще одной причиной роста стал проект «Электронная ипотека», который позволяет гражданам и бизнесу при получении ипотечного кредита или же в отношении любых сделок с недвижимостью, прямо в офисе банка, без посещения офиса органа регистрации или многофункционального центра «Мои документы» подавать документы на регистрацию перdivхода права в электронном виде.

Пресс-служба Управления Росреестра
по Томской области
 
Самовольное занятие земельного участка является правонарушением, за совершение которое предусмотрена административная ответственность статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). 
Под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Объективная сторона правонарушения представляет собой активные действия по самовольному занятию земельного участка, которое выражается в фактическом завладении земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.
Например, гражданин, имеющий в собственности земельный участок, огородил забором помимо своего участка еще и участок земель общего пользования. В таком случае в действиях гражданина будут усматриваться признаки самовольного занятия земельного участка.
Надзор за соблюдением требований земельного законодательства, в т.ч. о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) и ее территориальные органы.
Надзор за законностью использования земельных участков как объектов недвижимости на территории Томской области осуществляет Управление Росреестра по Томской области.
Кроме того, полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением требований земельного законодательства при использовании земельных участков также наделены органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный земельный контроль. Таким органом на территории г. Томска является Департамент недвижимости администрации города Томска.
Также следует отметить, что в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по ряду составов земельных правонарушений, в т.ч. за самовольное занятие земельного участка.
В соответствии с КоАП РФ полномочиями по рассмотрению административных дел по фактам самовольного занятия земельных участков наделены только должностные лица Управления Росреестра по Томской области.
В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ за самовольное занятие земельного участка предусмотрен административный штраф для граждан в размере от 1% до 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, при этом его сумма должна составить не менее 5 тыс. рублей. Для юридических лиц размер штрафа составляет от 2% до 3% от кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. рублей.
Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ как юридические лица.
Для избежания административной ответственности за самовольное занятие земельных участков или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, необходимо своевременно оформлять права на используемые земельные участки.
Для оформления прав на землю необходимо обращаться в органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. А после подписания с органами местного самоуправления правоустанавливающих документов, по общему правилу, необходимо обращаться в Управление Росреестра по Томской области для регистрации своих прав на землю. При этом следует обратить внимание, что регистрация прав на земельные участки не требуется в случае, если договор аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключен на срок менее чем один год, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 26 ЗК РФ).
 
Начальник отдела
государственного земельного надзора
А.И. Ткачев
 
Государственный земельный надзор, осуществляемый территориальными органами Росреестра, имеет своей целью защитить законные права и интересы правообладателей от действий нарушителей земельного законодательства. 
Для выявления нарушений государственные инспекторы по использованию и охране земель проводят проверки соблюдения земельного законодательства юридическими, физическими или должностными лицами. В случае их обнаружения возбуждается дело об административном нарушении, на основании которого устанавливаются его обстоятельства, и выносится решение о назначении административного наказания в виде штрафа. К числу наиболее частых нарушений относятся самовольное занятие земельного участка, а также неиспользование земельного участка или его использование не по целевому назначению.
За 11 месяцев 2017 года государственные инспекторы Управления Росреестра по Томской области провели 1493 проверки. Благодаря применению риск-ориентированного подхода и расширению практики административных обследований земельных участков наблюдается снижение количества проверок и повышение эффективности земельного надзора.
По результатам проверок выявлено 815 нарушений земельного законодательства. На нарушителей наложен 281 штраф на общую сумму 3 млн. 461 тыс. рублей. С января по ноябрь 2017 года Управлением выдано 496 предписаний. Исполнено предписаний 405 на общую сумму свыше 2 млн. рублей.