Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 
Важную роль в системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) играет межведомственное информационное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с органом регистрации прав.
Порядок взаимодействия органов власти при предоставлении услуг закреплен действующим законодательством (Федеральный закон от 27.07.2010 года №210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг», ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1123-р).
Межведомственное взаимодействие подразумевает возложение обязанности на органы государственной власти и местного самоуправления осуществлять обмен документами, находящимися в их распоряжении, для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
Иными словами, заявитель, обращаясь за получением государственных услуг Росреестра, имеет возможность не представлять некоторые документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов и необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Орган регистрации прав самостоятельно запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в органах власти и местного самоуправления, если они не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Однако следует помнить, что документы личного хранения (паспорта, правоустанавливающие документы и т.п.) заявители должны представлять сами при обращении за государственными услугами.
Управлением Росреестра по Томской области осуществляется активное межведомственное взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления как в части предоставления информации по запросам, так и в части получения информации от указанных органов для оказания услуг.
Так, например, от региональных органов исполнительной власти (РОИВ) поступает следующая информация:
  • сведения, содержащиеся в разрешении на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства;
  • сведения, содержащиеся в разрешении на строительство;
  • решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое, нежилого помещения - в жилое;
  • документ, подтверждающий принадлежность земельного участка к определенной категории земель;
  • документ, подтверждающий установленное разрешенное использование земельного участка;
  • сведения о принадлежности имущества к государственной собственности субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности;
  • заключение органа местного самоуправления поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства.
За 1 полугодие 2018 года от региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Томской области в орган регистрации прав поступило более 16 тыс. запросов. 
В настоящее перечень сведений, которые должны предоставляться в порядке межведомственного взаимодействия, находится в доработке, планируется выполнение ряда мер, направленных на расширение электронного межведомственного взаимодействия Росреестра с органами государственной власти и органами местного самоуправления в процессе регистрации прав и кадастрового учета, в том числе получения информации по защищенным каналам связи в максимально короткие сроки. 
Это позволит обеспечить достоверность документов, которые используются при проведении учетно-регистрационных процедур, что является одной из составляющих гарантии законности зарегистрированных прав, а также будет способствовать уменьшению затрат потребителей государственных услуг, минимизации бумажного документооборота и снижению риска коррупционных проявлений.
В соответствии с положениями статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Таким образом, законодательством устанавливается особый порядок приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. На первом этапе необходимо принятие такой вещи на учет в качестве бесхозяйной органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Затем закон предусматривает годичный срок, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого периода времени суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, может признать бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.
То есть право собственности на бесхозяйную недвижимость может возникнуть на основании признания этого права в судебном порядке, причем данный юридический факт может повлечь возникновение только муниципальной собственности. В частную собственность бесхозяйное недвижимое имущество может перейти только на основании приобретательной давности.
10 декабря 2015 года был принят Приказ Минэкономразвития России N 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Порядок), которым определены, в том числе, перечень органов, учреждений, осуществляющих принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей; порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей; основания возвращения органом регистрации прав заявления и документов; основания снятия с учета объекта недвижимого имущества.
В приложениях приведены формы заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, уведомления о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался, уведомления о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Так, согласно положений Порядка прием, проверка сведений и внесение записи в Единый государственный реестр недвижимости в отношении учета бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия и в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Срок принятия решения о постановке бесхозяйного объекта на учет составляет пятнадцать рабочих дней. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943.
После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества
При наличии причин, препятствующих постановке на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного имущества (например, если из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным) принимается решение о возврате заявления и прилагаемых к нему документов.
Апелляционная комиссия по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на территории Томской области создана Распоряжением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 05.04.2017 № Р/0092.
Ее деятельность направлена на защиту интересов правообладателей объектов недвижимости и кадастровых инженеров по обжалованию в досудебном порядке решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, а также на сокращение количества приостановлений осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Апелляционная комиссия является постоянно действующим органом при Управлении Росреестра по Томской области. В ее состав входят представители Управления и представители национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
Порядок работы апелляционной комиссии утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 №193 «Об утверждении Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе кадастрового учета, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы».
Апелляционная комиссия оценивает обоснованность принятия решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2,5,1 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 статьи 26 Закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на основании поступившего в Комиссию заявления об обжаловании решения о приостановлении.
Обратиться в Апелляционную комиссию с заявлением об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета вправе заявитель или его представитель, а также кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическое лицо, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета, в течение тридцати дней с даты принятия такого решения органом регистрации прав.
Повторная подача заявления об обжаловании решения о приостановлении в отношении одного и того же решения органа кадастрового учета не допускается.
Заявление об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета рассматривается Апелляционной комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.
За период работы с апреля 2017 по сентябрь 2018 в Апелляционную комиссию поступило 45 обращений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. Из числа рассмотренных Апелляционной комиссией заявлений, по 9 принято решение об отказе в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении, по 28 принято решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении, 8 заявлений отозваны заявителями.
Причинами отказов в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении являлось истечение тридцатидневного срока, установленного для обжалования решения, несоответствие заявлений утвержденной форме, а также направление заявлений об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственной регистрации права собственности, которые не подлежат рассмотрению апелляционной комиссией.
Апелляционная комиссия проводит тщательный анализ принятых государственными регистраторами решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, на основании которого принимает окончательное решение.
Большая часть причин, послуживших принятию государственными регистраторами решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, связана с несоответствием технических и межевых планов требованиям действующего законодательства, а также непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, таких например, как разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, либо не представлены (не поступили) документы, запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам, для учета изменений категории и разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, деятельность апелляционной комиссии является одним из действенных механизмов, направленных как на оценку законности принимаемых государственными регистраторами решений о приостановлении государственного кадастрового учета, так и на сокращение количества приостановлений (отказов) в сфере государственного кадастрового учета объектов недвижимости, а также на сокращение количества судебных разбирательств в этой сфере.
В соответствии с п. 1 ст. 71 Земельного кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ) под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
В силу пп. 5 п. 5 ст. 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора (уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения (получения) лицом, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченным представителем.
Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного правонарушения и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 6 месяцев. Указанный в предписании срок устранения нарушений может быть продлен, не более чем на 6 месяцев, по ходатайству лица, которому выдано предписание или его представителя, уполномоченного надлежащим образом.
В случае выявления факта неисполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, принимает решение о возбуждении в отношении нарушителя дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 или 26 ст. 19.5 КоАП, а также выдает нарушителю новое предписание об устранении нарушения земельного законодательства.
Согласно положениям ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб.; на должностных лиц - от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб.
При этом следует отметить, что согласно положениям ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ за повторное совершение в течение года административного правонарушения, предусмотренного ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.; на должностных лиц - от 70 тыс. руб. до 100 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 200 тыс. руб. до 300 тыс. руб.
При оказании государственной услуги по государственному кадастровому учету или госрегистрации прав на недвижимое имущество Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области установлено, что одной из причин отказа является обращение с заявлением ненадлежащего лица.
Круг лиц, имеющих право на обращение в орган регистрации с заявлениями о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации, установлен статьей 15 Закона № 218-ФЗ.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образованные объекты недвижимости осуществляются в том числе по заявлению: собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости; кадастрового инженера в случаях, установленных федеральным законом; иного лица в случаях, установленных федеральным законом.
Федеральным законодательством установлен единственный случай, когда с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на недвижимое имущество вправе обращаться кадастровый инженер без доверенности.
Он регламентируется подпунктом 5 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении земельного участка, образованного по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в целях подготовки и организации аукциона по продаже участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды. В этом случае кадастровый инженер может подать заявление в орган регистрации прав без получения доверенности или иного уполномочивающего документа.
В иных случаях специалист вправе обращаться в орган регистрации в качестве представителя надлежащего заявителя при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности или в качестве уполномоченного органом государственной власти или органом местного самоуправления лица (части 4 и 5 статьи 15 Закона №218-ФЗ). Полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления могут подтверждаться доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя.
При наличии доверенности кадастровый инженер самостоятельно подает заявление на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в случае необходимости - дополнительные документы (исправленные межевые, технические планы) и представляет интересы доверителя вплоть до принятия решения по конкретному заявлению.
В рамках профилактики нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований законодательства Управление Росреестра по Томской области сообщает.
В случае выявления государственным инспектором при проведении проверки нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в обязательном порядке выдается предписание об устранении выявленного нарушения с установлением конкретного срока его исполнения.
Невыполнение законного требования органа государственного земельного надзора об устранении нарушений земельного законодательства является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет наказание в виде штрафа в размере:
  • на граждан - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; 
  • на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, выразившееся в неисполнении предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства, влечет повышенную административную ответственность лица, допустившего данное правонарушение. В соответствии с ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ размер штрафа составит: 
  • для граждан - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; 
  • на должностных лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; 
  • на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. 
Таким образом, в целях избежания негативных последствий в виде дополнительных штрафных санкций выявленное в ходе проверки нарушение земельного законодательства должно быть устранено правонарушителем в срок, установленный соответствующим предписанием. 
Порой возникают объективные причины, не позволяющие завершить оформление документов на земельный участок и тем самым исполнить предписание в срок, установленный органом государственного земельного надзора. 
Для таких случаев законодатель предусмотрел возможность продления срока исполнения предписания на основании ходатайства лица, которому такое предписание выдано. 
Ходатайство подается государственному инспектору, выдавшему предписание, заблаговременно – не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения. 
К ходатайству в обязательном порядке прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения. 
Ходатайство о продлении срока исполнения предписания рассматривается государственным инспектором в течение 3 рабочих дней с момента поступления. По результатам рассмотрения ходатайства выносится определение об удовлетворении ходатайства и продлении срока исполнения предписания либо об отклонении ходатайства и оставлении срока устранения нарушения земельного законодательства без изменения (в случае если в установленный предписанием срок нарушение возможно устранить, но нарушителем не приняты все зависящие от него меры, необходимые для устранения выявленного нарушения).
 
Главный специалист-эксперт 
Стрежевского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области Балян И.В.
Можно ли отказаться от земельного участка, если продать его не получается и участок не используется? Сделать это действительно можно. 
Так, например, Земельный кодекс РФ предусматривает в качестве одного из оснований прекращения прав на земельный участок отказ от права на него. Такое действие осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации права. Для этого собственнику необходимо обратиться в любой из офисов МФЦ с заявлением о прекращении права собственности либо воспользоваться электронными сервисами портала Росреестра ( https://rosreestr.ru ) и подать заявление в электронном виде.
Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю осуществляется на основании заявления собственника земельного участка. К заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок либо документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельную долю. Если право собственности на этот земельный участок или земельную долю ранее было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), то представление указанных документов не требуется.
Стоит отметить, что при таком прекращении права одновременно осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будет отнесен этот земельный участок или земельная доля.
При этом в случае отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком соответствующее заявление заинтересованным лицом подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения права собственности на земельный участок в обоих случаях не уплачивается.

Контакты для СМИ
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
Телефон (3822)52-62-52 (вн.2419)
 
Кадастровые инженеры появились не так давно – в 2011 году. Однако сложно переоценить важность и значимость этой профессии. Кто же они такие и чем они занимаются? 
Основная задача кадастрового инженера - выполнение работ по составлению технического плана и межевания земли. Такой специалист выполняет все необходимые замеры земли, определяет специфику и статус, как земельного участка, так и недвижимости. После чего все изготовленные документы передают в соответствующие государственные органы.
От качества выполненной работы кадастрового инженера зависит, как быстро граждане смогут поставить на кадастровый учет объекты недвижимости. Для каждого собственника приостановка (отказ) осуществления кадастрового учета означают потерянное время и отмененные сделки.
Как же правильно выбрать надежного кадастрового инженера?
Во-первых, согласно 29 статье 221 ФЗ "О кадастровой деятельности" каждый кадастровый инженер обязан быть членом саморегулируемой организации (СРО), которая контролирует и оценивает его профессиональную деятельность.
Во-вторых, при выборе кадастрового инженера необходимо проверить имеющуюся о нем информацию на портале Росреестра в разделе "Реестр кадастровых инженеров" . Всего в настоящее время на территории Томской области на сайте Росреестра зарегистрированы 369 кадастровых инженеров, но в I полугодии свою деятельность осуществляли лишь 332 специалиста. Для того, чтобы найти кадастрового инженера достаточно знать только ФИО специалиста. В досье включены истории сделок, сведения о количестве приостановок и отказов в осуществлении государственного кадастрового учета, которые связаны с некачественной подготовкой кадастровым инженером межевого плана, технического плана, акта обследования, иных документов, а также данные о квалификации специалиста либо аннулировании профессионального аттестата. В личной карточке следует обратить внимание на следующие моменты: в поле "Статус" должна стоять галочка - это означает, что инженер имеет действующий аттестат и право вести кадастровую деятельность. Красный крестик означает, что специалист был лишен аттестата, а значит, не может заниматься кадастровыми работами.
Также в карточке отображены данные о профессиональной активности кадастрового инженера в виде списка выполненных работ. Если кадастровый инженер не работал по специальности продолжительное время, есть повод усомниться в его компетентности. Более того, здесь также отображается информация об организации (юридическом лице), в которой работает кадастровый инженер и результаты его профессиональной деятельности.
За допущенные в работе ошибки кадастровый инженер отвечает своим аттестатом, которого он может лишиться, получив долю отказов в кадастровом учете 25% от общего количества подготовленных технических и межевых планов, актов обследования.
Высокая компетентность на рынке кадастровых работ - качество, которым должен обладать каждый кадастровый инженер. Оперативность и квалифицированная помощь в сложных и нестандартных ситуациях сэкономят не только время, но и нервы своему клиенту. Рекомендации Кадастровой палаты по Томской области позволят вам снизить риск выбора неквалифицированного специалиста до минимума.
Контакты для СМИ
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
Телефон (3822)52-62-52 (вн.2419)
 
В настоящий момент значительно упрощен порядок сделок с недвижимостью, но вместе с тем в жизни томичей появилось беспокойство: не могут ли мошенники воспользоваться имуществом в отсутствии хозяина? Кадастровая палата по Томской области подскажет собственникам надежный способ обезопасить свою недвижимость. 
Каждый житель области может бесплатно оформить запрет на любые действия с недвижимостью без его личного присутствия при сделке. Такое заявление можно подать на любой объект недвижимости, стоящий на кадастровом учете, будь то квартира, комната, индивидуальный жилой дом или машино-место. Без присутствия собственника, даже при наличии нотариальной доверенности, никто не сможет продать, подарить, сдать в залог (при ипотечном кредитовании) или в аренду, а также распорядиться недвижимостью иными способами и на основании таких действий оформить права на собственность. Такое заявление исключает возможность предоставления посторонними лицами документов посредством почтовых отправлений либо электронной почтой.
Подать заявление о запрете можно несколькими способами: обратиться для оформления заявления лично в любой многофункциональный центр "Мои документы", отправить в электронном виде в "Личном кабинете" на сайте Росреестра, либо направить письмо с уведомлением в Управление Росреестра.
При отправке через "Личный кабинет" на сайте rosreestr.ru заявление оформляется как электронный документ и заверяется Электронной цифровой подписью собственника жилья. Получить такую подпись можно в Удостоверяющем центре Кадастровой палаты по адресу: г. Томск, ул. Белинского, д. 8.
Дополнительную информацию можно узнать на сайте Удостоверяющего центра https://uc.kadastr.ru/.
Также независимо от региона нахождения недвижимости с таким заявлением можно обратиться по экстерриториальному принципу лично в офис Кадастровой палаты по Томской области. Например, если гражданин владеет недвижимостью в Ивановской области, а проживает в Томске, то он может запретить распоряжаться своим имуществом без личного участия, не выезжая из региона проживания.
Данная информация вносится в Единый государственный реестр недвижимости. Если после этого кто-то подает заявление на совершение с недвижимостью каких-либо операций, например по доверенности, но без личного присутствия владельца, то документы возвращаются заявителю без рассмотрения. Исключение сделают для вступивших в законную силу решений суда, в которых обжалован сам запрет, а также для требований судебного пристава-исполнителя.
Запрет будет действовать до момента повторного обращения гражданина с заявлением либо об аннулировании заявления, либо о разрешении конкретному лицу осуществить от его имени действия по сделке, при условии обязательного наличия у представителя нотариальной доверенности.
Услуга по внесению в ЕГРН сведений о запрете на сделки без личного участия оказывается бесплатно, а за аннулирование заявления установлена госпошлина размере 350 рублей.

Контакты для СМИ
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
Телефон (3822)52-62-52 (вн.2419)
 
3 сентября 2018 года Управление  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области  отметит 20-летний юбилей. 
31 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Реализация закона положила начало новому этапу в развитии правового регулирования регистрации прав на недвижимость, была решена одна из основных государственных задач – организован оборот недвижимого имущества, что позволило в новых экономических условиях обеспечить гарантию прав собственности на недвижимость, а также улучшить инвестиционный климат государства.
В соответствии с законодательством регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляли соответствующие региональные учреждения юстиции. Государственную регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Томской области с 03.09.1998г. осуществляло Учреждение юстиции «Томский областной регистрационный центр» на основании постановления Главы Администрации Томской области от 31.08.1998 №305.
С 1998 по 2004 годы учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, находилось в ведении Минюста России. Томский областной регистрационный центр был представлен 8 филиалами в районах и городах области и 2 отделами государственной регистрации прав в г. Томске, выполняющими в полном объеме регистрационные действия, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации прав"
В последующем полномочия по регистрации прав были переданы на федеральный уровень.
Правопреемником Томского областного регистрационного центра в 2004 году стало Управление Федеральной регистрационной службы по Томской области. Расширились и его функции. Кроме регистрационных действий Управление стало осуществлять деятельность в сфере государственной регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, контроль и надзор в сфере адвокатуры и нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, контроль за деятельностью саморегулируемых организаций.
В ходе многих преобразований и реформ, произошедших в сфере недвижимости, функции, возложенные 20 лет назад на Управление Федеральной Регистрационной службы, с 2008 года были отнесены к компетенции Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (Управления Росреестра по Томской области).
В настоящее время Управление кроме вопросов, касающихся регистрации прав и сделок, выполняет полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке земель и мониторингу земель, осуществляет государственный земельный надзор, а также контроль в сфере геодезии и картографии и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
За 20 лет в Томской области зарегистрировано 1 350 000 прав на более чем 1 млн. объектов недвижимости.
Специалисты Управления качественно и на высоком профессиональном уровне решают сложные задачи и вопросы, возлагаемые на Росреестр. Опыт и выработанный подход к делу позволил увеличить количественный показатель по основному направлению деятельности – государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним – до 10 тысяч регистрационных действий ежемесячно.

Пресс-Служба
Управления Росреестра
по Томской области
 
Управление Росреестра по Томской области обращает внимание, что в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение юридически значимых действий при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрена государственная пошлина. Размеры государственной госпошлины определены Налоговым кодексом Российской Федерации. 
Оплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав по заявлению, поданному при личном обращении через офисы МФЦ, с 03.09.2018 производится по уникальному идентификатору начисления (УИН), выданному в ходе приема заявления, который может быть использован только один раз в отношении одной заказанной услуги.
При необходимости получения нескольких услуг заявителю будет выдан УИН для оплаты каждой заказанной услуги.
УИН необходим для однозначной идентификации платежа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) и получения Росреестром подтверждения факта оплаты за конкретную государственную услугу.
В этом случае информация об оплате будет получена из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) и предоставление копии платежного документа, подтверждающего оплату, не требуется.
Заявителям при оплате рекомендуется обратить внимание кредитной организации на необходимость обязательного указания УИН в платежном документе.
Внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав должно быть осуществлено не позднее пяти календарных дней с даты получения УИН.
Консультации по вопросам получения государственных услуг Росреестра можно получить через раздел: «Помощь и поддержка» или по телефону горячей линии 8-800-100-34-34.
 
Начальник отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН
Т.А.Фёдорова