Важную роль в системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) играет межведомственное информационное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с органом регистрации прав.
Порядок взаимодействия органов власти при предоставлении услуг закреплен действующим законодательством (Федеральный закон от 27.07.2010 года №210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг», ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1123-р).
Межведомственное взаимодействие подразумевает возложение обязанности на органы государственной власти и местного самоуправления осуществлять обмен документами, находящимися в их распоряжении, для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
Иными словами, заявитель, обращаясь за получением государственных услуг Росреестра, имеет возможность не представлять некоторые документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов и необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Орган регистрации прав самостоятельно запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в органах власти и местного самоуправления, если они не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Однако следует помнить, что документы личного хранения (паспорта, правоустанавливающие документы и т.п.) заявители должны представлять сами при обращении за государственными услугами.
Управлением Росреестра по Томской области осуществляется активное межведомственное взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления как в части предоставления информации по запросам, так и в части получения информации от указанных органов для оказания услуг.
Так, например, от региональных органов исполнительной власти (РОИВ) поступает следующая информация:
- сведения, содержащиеся в разрешении на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства;
- сведения, содержащиеся в разрешении на строительство;
- решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое, нежилого помещения - в жилое;
- документ, подтверждающий принадлежность земельного участка к определенной категории земель;
- документ, подтверждающий установленное разрешенное использование земельного участка;
- сведения о принадлежности имущества к государственной собственности субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности;
- заключение органа местного самоуправления поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства.
За 1 полугодие 2018 года от региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Томской области в орган регистрации прав поступило более 16 тыс. запросов.
В настоящее перечень сведений, которые должны предоставляться в порядке межведомственного взаимодействия, находится в доработке, планируется выполнение ряда мер, направленных на расширение электронного межведомственного взаимодействия Росреестра с органами государственной власти и органами местного самоуправления в процессе регистрации прав и кадастрового учета, в том числе получения информации по защищенным каналам связи в максимально короткие сроки.
Это позволит обеспечить достоверность документов, которые используются при проведении учетно-регистрационных процедур, что является одной из составляющих гарантии законности зарегистрированных прав, а также будет способствовать уменьшению затрат потребителей государственных услуг, минимизации бумажного документооборота и снижению риска коррупционных проявлений.