Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 
В Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее- Управление) регулярно поступают вопросы по осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на земельные участки. 
Обращения граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления в большинстве случаев поступаю письменно, посредством почтового направления, также вопросы поступают на сайт Росреестра, с проблемными вопросам граждане и юридические лица обращаются на приём к начальникам отделов.
В связи с вступлением в силу 11.08.2017г. Федерального закона от 29.07.2017г. №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель» (далее- Закон о лесной амнистии) поступало много вопросов по применению указанного акта, в том числе, по исключению сведений о земельных участков из Государственного лесного реестра.
Больше всего вопросов поступало по одновременной процедуре осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на земельные участки в связи с преобразованием (раздел, объединение и т.д.). Специалисты Управления давали подробные разъяснения, в том числе, объясняли какие документы необходимо предоставлять по единой процедуре.
Возникали вопросы по осуществлению государственного кадастрового учёта и государственной регистрации ограничения в виде аренды на части лесных участков. По наиболее сложным вопросам Управлением принимались меры, направленные на их решение- были созданы межведомственные рабочие группы, запрашивалась позиция регулирующих органов, проводились совместные совещания с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Необходимо отметить, что в течение года Управлением проводились различные мероприятия нацеленные на информирование граждан «дни открытых дверей», «горячие» телефонные линии, специалисты Управления также принимали участие в радиоэфирах где подробно рассказывали об осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав объектов недвижимого имущества. В режиме прямой трансляции (on-line) специалисты Управления отвечали на вопросы радиослушателей, по сложным, проблемным вопросам приглашали на консультации в Управление.
Достаточно много вопросов поступало от кадастровых инженеров, в том числе, по вопросам учёта изменений описания местоположения границ земельных участков. Управлением совместно с Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области была выработана определённая практика с учётом положений Закона о регистрации и иных нормативно - правовых актов, указанная позиция доводилась до кадастровых инженеров. Следует отметить, что все проблемные вопросы по осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав анализируется специалистами Управления, при необходимости запрашивается мнение Росреестра, указанная информация обобщается и направляется кадастровым инженерам для использования в работе.
По прежнему актуальными были вопросы по оформлению прав на земельные участки по «дачной амнистии», в том числе по документам любого прежнего собственника земельного участка.
Многие граждане в течение этого года обращались с вопросами о прекращении прав на земельный участок вследствие отказа от права собственности на земельный участок, о государственной регистрации ограничения в виде аренды на земельный участок, образованный в результате раздела, по государственной регистрации земельных участков, входящих в состав общего имущества многоквартирного жилого дома, о порядке выдела земельного участка сельскохозяйственного назначения в счёт земельной доли, об изменении категории и видов разрешенного использования земельных участков.
На все поступающие вопросы специалисты Управления давали подробные ответы, с разъяснением положений действующего законодательства. Специалисты Управления оказывали консультативную помощь по документам, необходимых для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.

Исполняющая обязанности начальника отдела регистрации земельных участков И.А. Гончарова
 
 
Статьей 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность. 
Административное наказание по ст. 7.34 КоАП РФ предусмотрено в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ, до 1 января 2016 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ не обязаны переоформлять право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками следующие лица: органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные), казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Таким образом, юридические лица, не исполнившие обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок на право аренды или приобретение земельного участка в собственность подлежат административной ответственности по ст. 7.34 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 74 Земельного кодекса Российской Федерации привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред. Поэтому для устранения нарушения действующего законодательства юридическому лицу, на которое земельным законодательством возложена соответствующая обязанность, необходимо переоформить права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести их в собственность.

Начальник отдела государственного земельного надзора А.И. Ткачев
 
С начала 2018 года специалистами филиала Кадастровой палаты по Томской области подготовлено свыше 300 тысяч документов, отражающих сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Большая часть запросов поступила в электронном виде и по системе межведомственного электронного взаимодействия.
Напомним, что выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах – это документ, содержащий сведения об объекте недвижимости, который предоставляется гражданам по запросу в электронном или бумажном виде. Выписка из ЕГРН - единственная возможность подтверждения права собственности на недвижимость в России. В выписке из реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах содержатся следующие сведения:
• адрес недвижимости, ее площадь и назначение, этаж;
• ФИО собственников (правообладателей) недвижимости и их доли в ней, номер и дата регистрации права, на основании какого документа приобретена недвижимость (например, договор купли-продажи, договор дарения и т.п.);
• наличие ограничения (обременения) на недвижимость, на основании какого документа оно наложено, в чью пользу и на какой срок (например, если квартира в ипотеке, то будет указано «Залог» или «Залог в силу закона»);
• кадастровый номер, кадастровая стоимость;
• описание местоположения недвижимости. В выписке на квартиру или другое помещение будет изображен план квартиры (помещения) на этаже. В выписке на земельный участок — проекция его границ на местности. В выписке на здание — проекция его контура на земельном участке.
Сведения из ЕГРН в виде выписки предоставляются в срок не более 3 рабочих дней со дня получения запроса. Заказать такой документ можно, воспользовавшись электронными сервисами официального сайта Росреестра или обратившись в любой из офисов многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Сведения, содержащиеся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости, актуальны на момент ее выдачи.
Контакты для СМИ
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
Телефон (3822)52-62-52 (вн.2419)
Задумываясь о приобретении земельного участка необходимо тщательно собрать максимально полную информацию о нем. Для определения возможности использования земли для строительства дома, здания или иного сооружения одной из важных составляющих является информации о зонах с особыми условиями использования территорий. Как показывает практика, недостаток или несвоевременное получение такой информации зачастую отрицательным образом сказывается не только на бюджете и сроках строительства объекта недвижимости, но и в целом на судьбе построенного объекта. 
Какие бывают виды охранных зон?
Охранная зона устанавливается в зависимости от вида охраняемого объекта.
Перечень видов зон установлен Земельным кодексом, согласно которому определено 28 видов зон с особыми условиями использования территории, например, охранные зоны трубопроводов, объектов электросетевого хозяйства, линий сооружений и связи, придорожные полосы и т.д.
В зависимости от вида зон в пределах ее территории устанавливаются те или иные ограничения использования земельных участков. Связаны эти ограничения, в основном, с возможностью размещения объектов капитального строительства в принципе или соблюдением определенных параметров возводимого объекта, проведением тех или иных строительных работ.
Как узнать, какие охранные зоны есть на участке?
При проверке планируемого к приобретению земельного участка особое внимание следует уделять размещенным в его границах либо на прилегающих участках инженерным сетям. Например, вокруг надземного или подземного трубопровода возникает охранная зона, режим которой может стать неприятным сюрпризом для застройщика, особенно это касается подземных сооружений, которые визуально обнаружить невозможно.
Поэтому необходимо заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости ЕГРН) и посмотреть раздел «Ограничения». Кроме того, сведения о зонах с особыми условиями использования территории отображаются на Публичной кадастровой карте на сайте Росреестра. Также можно сделать запрос в органы архитектуры о том, какие охранные зоны содержатся в документации по планировке территории.
Охранная зона в выписке из ЕГРН не указана, почему?
Бывают случаи, когда в ЕГРН отсутствует запись об охранной зоне, но исходя из местоположения промышленного объекта на местности понятно, что она есть. Это связано в первую очередь с тем, что собственник промышленного объекта в нарушение законодательства не определил границы охранной зоны и не внес их в Единый государственный реестр недвижимости. Это является существенным нарушением режима использования такого объекта и является основанием для обращения в надзорные органы. При не урегулировании данного вопроса в дальнейшем при попытке строительства зданий, строений сооружений на участке, попавшем в охранную зону (даже при отсутствии такой записи в ЕГРН) может возникнуть множество проблем.
Следует отметить, что если вблизи земельного участка расположена линия электропередачи, трубопровод и т.д., то это может указывать на то, что земельный участок входит в охранную зону, а отсутствие в ЕГРН сведений об охранной зоне не является основанием для освобождения собственника земельного участка, расположенного в границах такой зоны, от выполнения требований к режиму использования таких земель.
Чем опасны охранные зоны на земельном участке?
Любая охранная зона предполагает наличие ограничений по целевому использованию земельного участка. Охранная зона газопровода или ЛЭП может повлечь запрет на строительство каких-либо зданий, строений и сооружений. Наличие санитарно-защитной зоны указывает на запрет строительства объектов жилого назначения. Наличие кабеля означает, что любые земляные работы проводятся только при наличии согласования организации – собственника такой кабельной линии.
Происходит ли изъятие участков в охранной зоне?
Земельные участки у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, но в границах этих участков может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления таких зон.
Кто согласовывает работы в охранной зоне газопровода?
Любые земляные, взрывные, строительные работы, а также иные действия, которые могут повлечь сбой нормальной эксплуатации газопровода, проводятся только по согласованию с собственником линейного промышленного объекта. Перед тем, как осуществлять согласование, для определения местоположения участка охранной зоны необходимо запросить сведения Единого государственного реестра недвижимости.
Можно ли изменить охранную зону земельного участка?
Если у землепользователя возникли сомнения в правильности установленных размеров охранной зоны, возможно обратиться к кадастровому инженеру, чтобы он проверил расстояние от объекта, в связи с размещением которого установлена данная зона, до границ земельного участка и сравнить его с тем, что внесен в Единый государственный реестр недвижимости. Если они не совпадают, и очевидно, что участок в охранную зону не попадает, далее нужно написать письмо в эксплуатирующую объект организацию с требованием пересмотреть границы охранной зоны.
Какая ответственность предусмотрена за работы в охранной зоне без согласования?
Для должностных лиц организаций это будет, в первую очередь, дисциплинарная ответственность, а дальше, в зависимости от последствий, может наступить административная, уголовная ответственность. Так, например, работы в охранной зоне газопровода без согласования газовой организации могут повлечь взрыв и нанести вред здоровью проводивших работы лиц. Очевидно, что за такое происшествие должностное лицо привлекут к уголовной ответственности. Если речь идет о действиях организации, работы которой привели к сбою газовой системы, то это в первую очередь будет гражданско-правовые последствия и возмещение убытков.
С кого взыскать убытки, если охранная зона не позволяет использовать земельный участок по назначению?
Убытки взыскиваются с собственника объекта, для которого установлена охранная зона. Если убытки не возмещаются либо возмещаются в незначительном размере, необходимо обращаться в суд.

Контакты для СМИ
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
Телефон (3822)52-62-52 (вн.2419)
 
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации). 
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке.
Лица, по заявлениям которых осуществляется государственный кадастровый учет, перечислены в ст. 15 Закона о регистрации.
П. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 5 ст. 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Исходя из приведенных положений ч. 1 ст. 14 и п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, отсутствие заявления о государственном кадастровом учете может являться основанием для приостановления государственного кадастрового учета.
Вместе с тем ст. 58 Закона о регистрации предусмотрен порядок осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда, определен круг лиц, по заявлению которых может быть осуществлена государственная регистрация прав, тогда как порядок осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества на основании решения суда, в том числе круг лиц, по заявлению которых возможно проведение государственного кадастрового учета, Законом о регистрации не определен.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона о регистрации срок осуществления государственного кадастрового учета составляет пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет.
Исходя из требований законодательства РФ, следует, что судебные акты могут быть отменены или изменены только в установленном процессуальным законом порядке. Государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт. Кроме того, уполномоченные органы и должностные лица в своих действиях не могут исходить из предположения, что вступивший в законную силу акт является неправильным и(или) не содержащим информацию, необходимую для его исполнения.
Исходя из изложенного, с учетом требований ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации, указывающей на заявительный порядок проведения ГКУ и отсутствия прямо предусмотренного Законом о регистрации исключения из общего правила об осуществлении ГКУ на основании судебных актов без заявления правообладателя, полагаем, что, при осуществлении государственного кадастрового учета на основании вступивших в силу судебных актов, должно осуществляться в общем порядке, то есть, при наличии заявления лиц, указанных в Законе о регистрации.
Начальник Парабельского Межмуниципального отдела М. Новиков
 
Всем желающим, кто хоть раз задумался о перепланировке своей квартиры, необходимо знать, что перепланировку нужно делать по определенным правилам.
Кадастровая палата по Томской области сообщает о порядке проведения перепланировки жилого помещения и поэтапного оформления документов для осуществления данной процедуры. 
Перепланировка жилого помещения предусматривает изменение его конфигурации, и проводится по согласованию с администрацией города или поселения, в которых расположен объект перепланировки.
Согласование потребуется при демонтаже или возведении межкомнатных перегородок, пробивке проемов и арок в несущих стенах или изменение их расположения, изменении площади ванной комнаты или ее объединение с санузлом, монтаж, демонтаж или перенос сантехнических узлов и оборудования, пристройка дополнительных помещений, создание балкона или лоджии, либо их трансформация в жилую площадь квартиры.
Не забывайте, что стены могут не только иметь функцию перегородки, но и быть несущими. Поэтому отнеситесь к сносу профессионально.
Для проведения перепланировки жилого помещения собственнику необходимо предоставить в орган, согласовывающий перепланировку или переустройство жилого помещения: заявление о переустройстве и (или) перепланировке, правоустанавливающие документы и проект перепланировки.
Далее, орган, осуществляющий согласование, выдает заявителю документ, подтверждающий принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки. Такой документ является основанием для проведения перепланировки жилого помещения.
Завершение перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Владелец квартиры с актом обращается к кадастровому инженеру. На основании акта оформляется технический план помещения. Технический план помещения оформляется, в том числе, на электронном носителе – на диске.
Далее подготовленные документы нужно предоставить в электронном виде или отнести их в офис МФЦ.

 
Контакты для СМИ
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
Телефон (3822)52-62-52 (вн.2419)
 
Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним существует уже достаточно давно. Сегодня каждый гражданин, желающий стать законным правообладателем недвижимого имущества, знает, что для этого необходимо зарегистрировать свое право в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и проводится на всей территории Российской Федерации по установленной системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях, что делает его ценнейшим банком информации на рынке недвижимости.
Не все знают, что информация из Единого государственного реестра недвижимости является общедоступной, что такой информацией можно и нужно пользоваться.
Любое лицо, предъявившее удостоверение личности и запрос по установленной форме, может получить общедоступную информацию из Единого государственного реестра недвижимости о любом объекте недвижимости, независимо от места нахождения объекта. К общедоступной информации относятся:
 сведения об объекте недвижимости;
 сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
 сведения о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве;
 сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
 сведения о переходе прав на объект недвижимости.
Для получения сведений из ЕГРН посредством личного обращения, необходимо обратиться в любой из офисов приема ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», расположенных по адресам:
-г.Томск,ул.Тверская,74;
-г.Томск,пр.Фрунзе,103д;
-г.Томск,ул.Пушкина,63,строен.5;
-г.Томск, пер. Дербышевский, 26 б.
Сведения Единого государственного реестра недвижимости предоставляются также посредством электронных сервисов, размещенных на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.ru) в разделе «Электронные услуги и сервисы»
В настоящее время получить сведений Единого государственного реестра недвижимости в электронном виде можно тремя способами.
Первый способ - это возможность получения сведений через официальный сайт Росреестра в режиме онлайн.
По данному запросу будет доступна информация о наличии либо отсутствии сведений об объекте недвижимости, об имеющемся обременении права собственности, а также кадастровая стоимость, кадастровый (условный) номер, площадь.
Данный сервис размещен на сайте Росреестра в разделе: «Электронные услуги и сервисы – Сервисы - Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», доступен любому пользователю на безвозмездной основе. Информация предоставляется только в электронном виде.
Второй способ - это получение сведений в объеме выписок из Единого государственного реестра недвижимости путем заполнения размещенной на Портале формы запроса в разделе: «Электронные услуги и сервисы – Государственные услуги».
С помощью данного сервиса реализована возможность получения всех видов информации из Единого государственного реестра недвижимости.
Заявитель при заполнении запроса вправе выбрать способ получения, в электронном виде или на бумажном носителе (заверенного подписью уполномоченного лица и оттиском печати) посредством личного получения или почтового направления.
Указанная услуга является платной, размер оплаты зависит от способа получения и вида выписки из Единого государственного реестра недвижимости, например: на бумажном носителе – 400 руб. за один объект, 200 руб. за один объект, если информация из Единого государственного реестра недвижимости предоставляется в электронном виде.
Информация о готовности ответа на запрос поступит на адрес электронной почты, указанный при заполнении запроса.
Третьим способом является предоставления сведений из Единого государственного реестра недвижимости посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН).
Сервис размещен на сайте Росреестра в разделе: «Государственные услуги - Запрос посредством доступа к ФГИС ЕГРН».
Указанный сервис обеспечивает возможность осуществлять поиск и просмотр общедоступных сведений об объектах недвижимости, а также запрос и копирование указанных сведений в объеме выписки из Единого государственного реестра недвижимости. При направлении запроса с использованием этого сервиса документ, содержащий сведения из Единого государственного реестра недвижимости, направляется заявителю только в электронном виде.
Указанная услуга является платной. Размер платы зависит от объема запрашиваемой информации и составляет:
- для физических лиц: 320руб. за 100 объектов, 1600руб. за 1000 объектов, и т.д.
Для использования указанного сервиса необходимо обладать действующим ключом доступа, который можно получить через «Личный кабинет» на Официальном сайте Росреестра.
Консультации по вопросам получения государственных услуг Росреестра можно получить в Службе поддержки сайта через раздел: «Помощь и поддержка» или по телефону горячей линии 8-800-100-34-34.
 
Начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Т.А. Фёдорова
 
В Томске и районах области гражданам и организациям будет оказана правовая помощь, консультирование в сферах государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, государственного земельного надзора, кадастровой деятельности и государственной кадастровой оценки. 
Прием граждан в Управлении Росреестра по Томской области будет проводиться с 12 часов 00 минут до 20 часов 00 минут по адресам:
 
-г. Томск, ул. Пушкина 34/1
-г Томск, пр. Ленина, 111
-г. Северск, ул. Ленина, 88 а
- г. Стрежевой, ул. Ермакова, 86
- г. Колпашево, ул. Советский Север, 19-50
- с. Парабель, ул. Советская, 18
- г. Асино, ул. им. Ленина, 66
- с. Мельниково, ул. Коммунистическая, 9 пом.1
- с. Молчаново, ул. Советская, 33, стр.1
 
Действующими нормативно-правовыми актами предусмотрена обязанность органов региональной власти и местного самоуправления обеспечить выполнение работ по проведению землеустроительных работ в отношении границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон с последующим внесением сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее-ЕГРН). Необходимость выполнения указанных мероприятий, а также сроки и ответственные исполнители закреплены  как Правительственными, так и региональными нормативно-правовыми актами. 
В частности, целевой моделью "Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р (далее - целевая модель), предусмотрены мероприятия по проведению землеустроительных работ для внесения в ЕГРН сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и населенных пунктов, а также территориальных зон. Целевая модель направлена на повышение эффективности процедур предоставления земельных участков, находящихся в государственной (федеральной, региональной) или муниципальной собственности, и призвана создать благоприятные условия для ведения бизнеса в регионе, развития конкуренции и улучшения инвестиционного климата в регионах Российской Федерации.
В Томской области разработан план мероприятий («дорожная карта») «Внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности Томской области», утвержденный Распоряжением Администрации Томской области от 01.03.2017 №121-ра.
«Дорожная карта» устанавливает значения показателей в части внесения в ЕГРН 100% сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и населенных пунктов до 1 января 2021 года.
Согласно Федеральному закону от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» до 11.01.2018 к объектам землеустройства относились территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части указанных территорий и зон. Федеральным законом от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», в соответствии с которыми территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части таких территорий исключены из перечня объектов землеустройства. Также отменена необходимость составления землеустроительной документации в отношении границ таких объектов и проведение в отношении нее государственной экспертизы, что значительно упростило порядок подготовки соответствующих сведений в целях внесения в ЕГРН.
По состоянию на 01.11.2018 года в ЕГРН внесено:
- сведения о координатном описании местоположения 2 участков границы Томской области (граница между Томской областью и Красноярским краем, граница между Томской и Тюменской областями), что составило 33,3% общей протяженности границы;
- сведения о координатном описании местоположения границы 6 муниципальных образований (Молчановский, Кривошеинский, Чаинский, Колпашевский районы, город Кедровый, Зональненское сельское поселение), это 4,3% от количества муниципальных образований на территории Томской области;
- сведения о координатном описании местоположения границы 261 населенного пункта (45,2% от общего количества населенных пунктов области);
- сведения о координатном описании местоположения границы 24 территориальных зон (0,7% от общего количества территориальных зон области).
Внесение в ЕГРН сведений о границах муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон создаст предпосылки для сокращения финансовых и временных затрат на оформление документов, обеспечит информирование заинтересованных лиц, позволит организовать качественное управление земельными ресурсами и включить в оборот неиспользуемые объекты недвижимости, что будет способствовать формированию достоверной и актуальной базы налогообложения, планированию доходов бюджетов всех уровней в части земельного налога и арендной платы и обеспечит рост бюджетных доходов.
 
Начальник отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии О.Г. Бобкова
 
Многие из вас оформляют права на земельные участки, а также образовывают земельные участки, вносят изменения в основные и дополнительные характеристики земельных участков. Наверняка многие из вас знают о необходимости подготовки межевого плана земельного участка, чтобы, например,  обратиться за учётом изменений характеристик земельного участка (уточнить площадь, изменить вид разрешённого использования земельного участка и т.д.). Сегодня мы кратко расскажем о требованиях к межевому плану, чтобы в дальнейшем при обращении с соответствующим заявлением и предоставлением межевого плана вы получили быстрый и качественный результат государственной услуги.  
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о земельном участке, в котором воспроизведены определенные сведения. В межевом плане указываются:
- сведения об образуемых земельном участке или участках;
- сведения о части или частях земельного участка;
- новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ.
Если местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана территории или выписки из ЕГРН о земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, а также доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования).
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка утверждены Приказом Министерства Экономического развития РФ от 08.12.2015 №921.

Исполняющая обязанности начальника отдела регистрации земельных участков И.А. Гончарова
 
 
С 21 октября 2017 года регистрация первого договора участия в долевом строительстве без уплаты обязательных отчислений (взносов) в Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства не допускается.
 
Согласно части 5 статьи 25 Федерального Закона РФ N 218-ФЗ от 29.07.2017 г. «О публично - правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность застройщика по уплате обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд возникает в отношении многоквартирного дома и (или) жилого дома блокированной застройки, состоящего из трех и более блоков, если договор участия в долевом строительстве с первым участником долевого строительства такого объекта недвижимости представлен на государственную регистрацию после даты государственной регистрации Фонда. С даты государственной регистрации Фонда не допускается регистрация первого договора участия в долевом строительстве без уплаты обязательных отчислений (взносов) в Фонд.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона N 218-ФЗ от 29.07.2017 г. «О публично - правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязательные отчисления (взносы) застройщиков вносятся на номинальный счет Фонда, владельцем которого является Фонд, не менее чем за три рабочих дня до даты представления документов на государственную регистрацию договора в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картография (далее - Росреестр).
При государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, Росреестр направляет в Фонд запрос об уплате или неуплате застройщиком обязательных отчислений (взносов) по договору участия в долевом строительстве.
На основании полученного ответа из фонда об уплате взноса регистратор принимает решение о регистрации договора участия в долевом строительстве.
В течение одного рабочего дня со дня осуществления государственной регистрации договора участия в долевом строительстве или отказа в его государственной регистрации орган регистрации прав направляет с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия сведения об этом в Фонд.
Фонд вносит в единый реестр застройщиков информацию об объектах долевого строительства, в отношении которых застройщиком уплачены обязательные отчисления (взносы) в компенсационный фонд, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления денежных средств на счет компенсационного фонда.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", срок государственной регистрации договора участия в долевом строительстве устанавливается от 7 до 9 рабочих дней в зависимости от способа предоставления документов на государственную регистрацию.
 
И.о начальникаАсиновского межмуниципального отдела Л.Ю. Елькина