Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 
С начала 2018 года специалистами филиала Кадастровой палаты по Томской области подготовлено свыше 300 тысяч документов, отражающих сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Большая часть запросов поступила в электронном виде и по системе межведомственного электронного взаимодействия.
Напомним, что выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах – это документ, содержащий сведения об объекте недвижимости, который предоставляется гражданам по запросу в электронном или бумажном виде. Выписка из ЕГРН - единственная возможность подтверждения права собственности на недвижимость в России. В выписке из реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах содержатся следующие сведения:
• адрес недвижимости, ее площадь и назначение, этаж;
• ФИО собственников (правообладателей) недвижимости и их доли в ней, номер и дата регистрации права, на основании какого документа приобретена недвижимость (например, договор купли-продажи, договор дарения и т.п.);
• наличие ограничения (обременения) на недвижимость, на основании какого документа оно наложено, в чью пользу и на какой срок (например, если квартира в ипотеке, то будет указано «Залог» или «Залог в силу закона»);
• кадастровый номер, кадастровая стоимость;
• описание местоположения недвижимости. В выписке на квартиру или другое помещение будет изображен план квартиры (помещения) на этаже. В выписке на земельный участок — проекция его границ на местности. В выписке на здание — проекция его контура на земельном участке.
Сведения из ЕГРН в виде выписки предоставляются в срок не более 3 рабочих дней со дня получения запроса. Заказать такой документ можно, воспользовавшись электронными сервисами официального сайта Росреестра или обратившись в любой из офисов многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Сведения, содержащиеся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости, актуальны на момент ее выдачи.
Контакты для СМИ
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
Телефон (3822)52-62-52 (вн.2419)
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации). 
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке.
Лица, по заявлениям которых осуществляется государственный кадастровый учет, перечислены в ст. 15 Закона о регистрации.
П. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 5 ст. 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Исходя из приведенных положений ч. 1 ст. 14 и п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, отсутствие заявления о государственном кадастровом учете может являться основанием для приостановления государственного кадастрового учета.
Вместе с тем ст. 58 Закона о регистрации предусмотрен порядок осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда, определен круг лиц, по заявлению которых может быть осуществлена государственная регистрация прав, тогда как порядок осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества на основании решения суда, в том числе круг лиц, по заявлению которых возможно проведение государственного кадастрового учета, Законом о регистрации не определен.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона о регистрации срок осуществления государственного кадастрового учета составляет пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет.
Исходя из требований законодательства РФ, следует, что судебные акты могут быть отменены или изменены только в установленном процессуальным законом порядке. Государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт. Кроме того, уполномоченные органы и должностные лица в своих действиях не могут исходить из предположения, что вступивший в законную силу акт является неправильным и(или) не содержащим информацию, необходимую для его исполнения.
Исходя из изложенного, с учетом требований ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации, указывающей на заявительный порядок проведения ГКУ и отсутствия прямо предусмотренного Законом о регистрации исключения из общего правила об осуществлении ГКУ на основании судебных актов без заявления правообладателя, полагаем, что, при осуществлении государственного кадастрового учета на основании вступивших в силу судебных актов, должно осуществляться в общем порядке, то есть, при наличии заявления лиц, указанных в Законе о регистрации.
Начальник Парабельского Межмуниципального отдела М. Новиков
 
Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним существует уже достаточно давно. Сегодня каждый гражданин, желающий стать законным правообладателем недвижимого имущества, знает, что для этого необходимо зарегистрировать свое право в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и проводится на всей территории Российской Федерации по установленной системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях, что делает его ценнейшим банком информации на рынке недвижимости.
Не все знают, что информация из Единого государственного реестра недвижимости является общедоступной, что такой информацией можно и нужно пользоваться.
Любое лицо, предъявившее удостоверение личности и запрос по установленной форме, может получить общедоступную информацию из Единого государственного реестра недвижимости о любом объекте недвижимости, независимо от места нахождения объекта. К общедоступной информации относятся:
 сведения об объекте недвижимости;
 сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
 сведения о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве;
 сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
 сведения о переходе прав на объект недвижимости.
Для получения сведений из ЕГРН посредством личного обращения, необходимо обратиться в любой из офисов приема ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», расположенных по адресам:
-г.Томск,ул.Тверская,74;
-г.Томск,пр.Фрунзе,103д;
-г.Томск,ул.Пушкина,63,строен.5;
-г.Томск, пер. Дербышевский, 26 б.
Сведения Единого государственного реестра недвижимости предоставляются также посредством электронных сервисов, размещенных на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.ru) в разделе «Электронные услуги и сервисы»
В настоящее время получить сведений Единого государственного реестра недвижимости в электронном виде можно тремя способами.
Первый способ - это возможность получения сведений через официальный сайт Росреестра в режиме онлайн.
По данному запросу будет доступна информация о наличии либо отсутствии сведений об объекте недвижимости, об имеющемся обременении права собственности, а также кадастровая стоимость, кадастровый (условный) номер, площадь.
Данный сервис размещен на сайте Росреестра в разделе: «Электронные услуги и сервисы – Сервисы - Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», доступен любому пользователю на безвозмездной основе. Информация предоставляется только в электронном виде.
Второй способ - это получение сведений в объеме выписок из Единого государственного реестра недвижимости путем заполнения размещенной на Портале формы запроса в разделе: «Электронные услуги и сервисы – Государственные услуги».
С помощью данного сервиса реализована возможность получения всех видов информации из Единого государственного реестра недвижимости.
Заявитель при заполнении запроса вправе выбрать способ получения, в электронном виде или на бумажном носителе (заверенного подписью уполномоченного лица и оттиском печати) посредством личного получения или почтового направления.
Указанная услуга является платной, размер оплаты зависит от способа получения и вида выписки из Единого государственного реестра недвижимости, например: на бумажном носителе – 400 руб. за один объект, 200 руб. за один объект, если информация из Единого государственного реестра недвижимости предоставляется в электронном виде.
Информация о готовности ответа на запрос поступит на адрес электронной почты, указанный при заполнении запроса.
Третьим способом является предоставления сведений из Единого государственного реестра недвижимости посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН).
Сервис размещен на сайте Росреестра в разделе: «Государственные услуги - Запрос посредством доступа к ФГИС ЕГРН».
Указанный сервис обеспечивает возможность осуществлять поиск и просмотр общедоступных сведений об объектах недвижимости, а также запрос и копирование указанных сведений в объеме выписки из Единого государственного реестра недвижимости. При направлении запроса с использованием этого сервиса документ, содержащий сведения из Единого государственного реестра недвижимости, направляется заявителю только в электронном виде.
Указанная услуга является платной. Размер платы зависит от объема запрашиваемой информации и составляет:
- для физических лиц: 320руб. за 100 объектов, 1600руб. за 1000 объектов, и т.д.
Для использования указанного сервиса необходимо обладать действующим ключом доступа, который можно получить через «Личный кабинет» на Официальном сайте Росреестра.
Консультации по вопросам получения государственных услуг Росреестра можно получить в Службе поддержки сайта через раздел: «Помощь и поддержка» или по телефону горячей линии 8-800-100-34-34.
 
Начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Т.А. Фёдорова
 
Действующими нормативно-правовыми актами предусмотрена обязанность органов региональной власти и местного самоуправления обеспечить выполнение работ по проведению землеустроительных работ в отношении границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон с последующим внесением сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее-ЕГРН). Необходимость выполнения указанных мероприятий, а также сроки и ответственные исполнители закреплены  как Правительственными, так и региональными нормативно-правовыми актами. 
В частности, целевой моделью "Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р (далее - целевая модель), предусмотрены мероприятия по проведению землеустроительных работ для внесения в ЕГРН сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и населенных пунктов, а также территориальных зон. Целевая модель направлена на повышение эффективности процедур предоставления земельных участков, находящихся в государственной (федеральной, региональной) или муниципальной собственности, и призвана создать благоприятные условия для ведения бизнеса в регионе, развития конкуренции и улучшения инвестиционного климата в регионах Российской Федерации.
В Томской области разработан план мероприятий («дорожная карта») «Внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности Томской области», утвержденный Распоряжением Администрации Томской области от 01.03.2017 №121-ра.
«Дорожная карта» устанавливает значения показателей в части внесения в ЕГРН 100% сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и населенных пунктов до 1 января 2021 года.
Согласно Федеральному закону от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» до 11.01.2018 к объектам землеустройства относились территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части указанных территорий и зон. Федеральным законом от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», в соответствии с которыми территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части таких территорий исключены из перечня объектов землеустройства. Также отменена необходимость составления землеустроительной документации в отношении границ таких объектов и проведение в отношении нее государственной экспертизы, что значительно упростило порядок подготовки соответствующих сведений в целях внесения в ЕГРН.
По состоянию на 01.11.2018 года в ЕГРН внесено:
- сведения о координатном описании местоположения 2 участков границы Томской области (граница между Томской областью и Красноярским краем, граница между Томской и Тюменской областями), что составило 33,3% общей протяженности границы;
- сведения о координатном описании местоположения границы 6 муниципальных образований (Молчановский, Кривошеинский, Чаинский, Колпашевский районы, город Кедровый, Зональненское сельское поселение), это 4,3% от количества муниципальных образований на территории Томской области;
- сведения о координатном описании местоположения границы 261 населенного пункта (45,2% от общего количества населенных пунктов области);
- сведения о координатном описании местоположения границы 24 территориальных зон (0,7% от общего количества территориальных зон области).
Внесение в ЕГРН сведений о границах муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон создаст предпосылки для сокращения финансовых и временных затрат на оформление документов, обеспечит информирование заинтересованных лиц, позволит организовать качественное управление земельными ресурсами и включить в оборот неиспользуемые объекты недвижимости, что будет способствовать формированию достоверной и актуальной базы налогообложения, планированию доходов бюджетов всех уровней в части земельного налога и арендной платы и обеспечит рост бюджетных доходов.
 
Начальник отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии О.Г. Бобкова
 
Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) предусматривает виды ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) (техническая, реестровая) и порядок их исправления (ст. 61 Закона о регистрации). 
Чтобы узнать, какая ошибка допущена, нужно сравнить сведения об объекте недвижимости в выписке из ЕГРН и документах заявителя. Если они отличаются, то нужно исправить техническую ошибку. Для этого нужно подготовить заявление и представить его в орган регистрации прав.
Если сведения идентичны, то это означает, что ошибка допущена в документах, то есть исправлять нужно реестровую ошибку. Для этого нужно обратиться:
- к кадастровому инженеру, в госорганы (органы местного самоуправления) или иному лицу, которое допустило ошибку в документах, и исправить ее;
- в суд (исковое производство), если исправить ее первым способом не представляется возможным. Для обеспечения исполнимости судебного акта, принятого по делу, необходимо просить суд в резолютивной части судебного акта указать, что решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН.
Поскольку исправление ошибок в сведениях ЕГРН заключается в том, что орган регистрации прав вносит изменения в эти сведения, следовательно, он не имеет никакой заинтересованности в исходе дела, его права и законные интересы не затрагиваются. Таким образом, орган регистрации прав является ненадлежащим ответчиком, он может выступать в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. Данную позицию занимает Верховный Суд Российской Федерации и об этом свидетельствует судебная практика, сложившаяся на территории Томской области.
В качестве ответчиков необходимо привлекать лиц, чьи права и законные интересы могут нарушаться судебным актом (обычно это правообладатели соседних земельных участков, границы земельных участков которых имеют наложения с участком заявителя (истца)).
Также отмечаем, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в заявительном порядке. Документом-основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты об исправлении ошибок, содержащихся в ЕГРН (ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации).
 
Ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций А.Д. Кащеева
 
С 1 июля 2015 г. вступили в силу дополнения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон 294-ФЗ), в соответствии с которым создается Единый реестр проверок (далее - ЕРП). 
В соответствии со ст. 13.3 Закона 294-ФЗ ЕРП создан для обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов. ЕРП является федеральной государственной информационной системой. Оператором ЕРП является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 утверждены правила формирования и ведения ЕРП (далее - Правила).
ЕРП содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Законом 294-ФЗ, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В силу положений ч. 3 ст. 13.3 Закона 294-ФЗ оператор ЕРП обеспечивает размещение на специализированном сайте в сети «Интернет» следующих общедоступных сведений:
- учетный номер проверки;
- информацию, указываемую в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- информацию, указываемую в акте проверки;
- указание результатов проверки (были ли выявлены в ходе проверки нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами);
- указание на принятые меры в отношении нарушений, выявленных при проведении проверки, включая выдачу предписаний юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, привлечение к административной ответственности виновных лиц.
Предоставление информации, содержащейся в ЕРП, осуществляется посредством обеспечения доступа к единому реестру проверок на безвозмездной основе.
Таким образом, используя сайт ЕРП (https://proverki.gov.ru/) индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют возможность заблаговременно получить информацию о планируемых в отношении них проверках, а также о проведении внеплановых проверок.
Наличие у индивидуального предпринимателя и юридического лица данной информации позволит подготовиться проверяемому лицу к проверочным мероприятиям.

Начальник отдела государственного земельного надзора А.И. Ткачев
 
Федеральным законом от 25.11.2017 № 328-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены существенные изменения в Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости) (далее – Закон об ипотеке), большая часть таких изменений вступила в силу с 01.07.2018.
Так, существенно изменился круг лиц, обращающихся в регистрационный орган с соответствующим заявлением о погашении регистрационной записи об ипотеке.
В случае если выдана закладная, в орган регистрации предоставляется:
- совместное заявление залогодателя и законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная;
- либо заявление законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная;
- либо заявление залогодателя с одновременным представлением документарной закладной, содержащей отметку владельца закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме.
Отметка на документарной закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме должна включать слова о таком исполнении обязательства и дате его исполнения, а также должна быть удостоверена подписью владельца документарной закладной и заверена его печатью (при наличии печати), если владельцем такой закладной является юридическое лицо.
В случае если не выдана закладная, в орган регистрации предоставляется:
- совместное заявление залогодателя и залогодержателя;
- либо заявление залогодержателя.
При погашении регистрационной записи об ипотеке в связи с прекращением ипотеки закладная аннулируется в порядке, установленном Законом об ипотеке. Аннулированная закладная передается ранее обязанному по ней лицу по его требованию.
Регистрационная запись об ипотеке погашается также по решению суда или арбитражного суда о прекращении ипотеки в порядке, предусмотренном статьей 25 Закона об ипотеке.
Регистрационная запись об ипотеке погашается в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган регистрации прав вышеуказанных документов.
В случае если жилое помещение приобретено или построено полностью или частично с использованием накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, предоставленных по договору целевого жилищного займа в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее –Закон от 20.08.2004 № 117-ФЗ), регистрационная запись об ипотеке, возникшей в силу Закона об ипотеке, погашается в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган регистрации прав заявления федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в соответствии с Законом от 20.08.2004 № 117-ФЗ.
Для погашения регистрационной записи об ипотеке предоставление иных документов не требуется.
В случае обращения взыскания на предмет ипотеки по решению суда или без обращения в суд (во внесудебном порядке) в порядке, установленном Законом об ипотеке, регистрационная запись об ипотеке погашается одновременно с регистрацией права собственности приобретателя или залогодержателя, оставляющего предмет ипотеки за собой, в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В случае ликвидации залогодержателя, являющегося юридическим лицом, регистрационная запись об ипотеке погашается на основании заявления залогодателя и выписки из единого государственного реестра юридических лиц, подтверждающей внесение в указанный реестр записи о ликвидации данного юридического лица.

Начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Т.М. Никитюк
Порядок восстановления прав на утраченную закладную регулируется статьей 18 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)". 
Указанные положения закона устанавливают специальный порядок восстановления прав на ценные бумаги по сравнению с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 148), предусматривая для восстановления закладной особую процедуру.
Статья содержит исчерпывающий перечень оснований для восстановления прав на утраченную закладную. Восстановление прав на утраченную документарную закладную производится залогодателем, а если он является третьим лицом, также и должником по обеспеченному ипотекой обязательству на основании:
- заявления в их адрес лица, означенного в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) в качестве залогодержателя, если по данным, внесенным в указанный реестр, возможно установить законность восстанавливаемых прав на утраченную документарную закладную, или в случае ее обездвижения - лица, которое согласно записям по счетам депо является владельцем данной закладной или иным лицом, осуществляющим права по закладной;
- решения суда, вынесенного по результатам рассмотрения в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации;
- заявления в их адрес лица, утратившего документарную закладную и не означенного в ЕГРН в качестве залогодержателя, если возможно установить законность прав данного лица.
В случае, когда владелец закладной не был зарегистрирован в ЕГРН в качестве залогодержателя, восстановление его прав возможно как правило только по решению суда. Следует также отметить наличие в судебной практике дел о понуждении лица к выдаче дубликата закладной
Процедура восстановления прав на утраченную закладную включает в себя следующие этапы:
1. Составление дубликата и передача его в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.
Восстановление прав на утраченную обездвиженную документарную закладную производится на основании выдаваемой соответствующим депозитарием справки о последнем владельце закладной с указанием факта утраты данной закладной.
Залогодатель, а если он является третьим лицом, также и должник по обеспеченному ипотекой обязательству обязаны в минимально возможные сроки составить дубликат документарной закладной с отметкой на нем "дубликат" и передать его в орган регистрации прав.
2. Вручение дубликата закладной органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, после регистрации факта выдачи закладной.
Дубликат документарной закладной выдается органом регистрации прав путем вручения лицу, утратившему закладную. Дубликат документарной закладной должен полностью соответствовать утраченной закладной.
В случае обездвижения документарной закладной лицом, утратившим закладную, признается лицо, которое является владельцем закладной согласно записям по счетам депо.
Статья также регулирует правовые последствия выдачи дубликата закладной, не соответствующего утраченной закладной.
Составитель дубликата документарной закладной несет ответственность за убытки, возникшие в связи с несоответствием дубликата документарной закладной утраченной закладной. Обязанные по закладной лица не вправе отказывать законному владельцу дубликата документарной закладной в осуществлении прав по ней в связи с указанным несоответствием, если они за него отвечают.
 
Начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Т.М. Никитюк
 
С 4 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон с поправками в Гражданский кодекс по поводу самовольных построек, сообщают в пресс-службе Кадастровой палаты по Томской области. В первую очередь это касается тех граждан, кто построил свою недвижимость на бесхозном участке или без разрешения на строительство. Что же изменилось? 
Во-первых, теперь четко указано, что не является самовольной постройкой. Самовольной постройкой не является строение, возведенное с нарушением установленных законом ограничений использования участком, о которых застройщик не знал и не мог знать. Например, если до строительства вашего дома на ваш участок не распространялась охранная зона, а потом она появилась (например, рядом построили линию электропередач), то здание не будет считаться самовольной постройкой. Или если вы строили дом на землях населенных пунктов, а потом власти перевели их в земли сельскохозяйственного назначения, то и в этом случае закон будет на вашей стороне.
Также появился новый механизм легализации самостроя. Теперь постройку можно узаконить, если привести ее в соответствие со всеми установленными требованиями и регламентами. Приведение в соответствие осуществляется лицом, возведшим самовольную постройку за свой счет. В случае отсутствия такого лица, затраты на приведение постройки в соответствии с законодательством возлагаются на собственника земельного участка. На это выделяется довольно длительный промежуток времени – от 6 месяцев до 3 лет.
Так же как о сносе самовольной постройки, решение о приведении ее в порядок принимает суд, а в отдельных случаях - орган местного самоуправления поселения, городского округа, муниципального района. После реконструкции самовольной постройки ее можно будет оформить в собственность. Рассчитывать на это может лицо, у которого земельный участок находится: в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании. Оформить постройку в собственность могут и те, кто получил землю во временное владение и пользование от государства для строительства.

 
Контакты для СМИ
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
Телефон (3822)52-62-52 (вн.2419)
 
В настоящее время портал Росреестра (www.rosreestr.ru) предлагает гражданам и организациям удобные электронные услуги и сервисы, которые позволяют сэкономить время и быстро получить нужную информацию. 
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области (Кадастровая палата) напоминает, что право собственности на объект недвижимости можно оформить в электронном виде через портал Росреестра, который предоставляет возможность направить необходимые документы для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества.
Для того чтобы зарегистрировать права на портале Росреестра нужно в разделе «Электронные услуги и сервисы» выбрать государственную услугу «Подать заявление на государственную регистрацию прав». На следующем этапе необходимо:
• заполнить данные об объекте (вид объекта недвижимости, кадастровый номер, условный номер, площадь, адрес);
• данные о заявителе (ФИО, СНИЛС, дата и место рождения, пол, гражданство, серия и номер паспорта, кем и когда выдан);
• загрузить документы, требуемые для государственной регистрации прав (документы предоставляются в формате XML или PDF);
• подписать заявление и приложенные документы электронной цифровой подписью.
Для того чтобы правильно определить перечень документов, необходимых для получения услуги по государственной регистрации прав, можно воспользоваться сервисом «Жизненные ситуации» на портале Росреестра или получить консультацию по единому бесплатному справочному телефону ВЦТО 8(800)100-34-34. После того как пакет документов будет сформирован заявителю на адрес электронной почты, указанный в заявлении, будет направлено сообщение с указанием размера государственной пошлины, кода платежа для уплаты и даты до которой необходимо уплатить пошлину.
Следует отметить, что информация при получении услуг в электронном виде надежно защищена, для этого предусмотрено резервное копирование на всех уровнях, благодаря чему, устраняются риски потери, искажения или недоступности информации. В этом и заключается преимущество работы с электронными носителями по сравнению с бумажными: создавать несколько копий каждого бумажного документа и хранить их, на всякий случай, совершенно невозможно.
По итогам электронной регистрации выдается выписка из Единого государственного реестра недвижимости в электронном виде, которая юридически равнозначна бумажным документам и принимается во всех органах и учреждениях.
Основные преимущества «электронной» регистрации прав:
- сервис на портале Росреестра доступен круглосуточно;
- сокращены сроки рассмотрения документов; в случае поступления заявления и нотариально заверенных документов в электронном виде, регистрация проводится в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов;
- отсутствует необходимость посещать офис приема-выдачи документов многофункционального центра (МФЦ) для подачи документов;
- при получении услуги в электронном виде размер государственной пошлины для физических лиц сокращается на 30%;
- заявление можно подать по принципу экстерриториальности – это возможность обратиться с заявлением независимо от места нахождения объекта недвижимости.
Таким образом, преимущества электронных услуг Росреестра очевидны — получить их можно не выходя из дома и в любое время суток, что весьма удобно и позволяет оперативно решать необходимые задачи в отношении недвижимого имущества.


Контакты для СМИ
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
Телефон (3822)52-62-52 (вн.2419)
 
В Управлении Росреестра по Томской области проведен конкурс на звание «Лучший по профессии» в области государственного земельного надзора. 
Подобный конкурс проводится в Управлении Росреестра по Томской области (далее – Управление) впервые в соответствии с приказом Росреестра от 26.04.2018.
Конкурсные задания предусматривали проверку теоретических знаний, практических навыков, достижения показателей, характеризующих государственный земельный надзор. Участники конкурса оценивались по показателям, характеризующим уровень профессионального мастерства, знанию требований законодательства, регламентирующего прохождение государственной гражданской службы, вопросы противодействия коррупции, организации и проведения проверок соблюдения требований действующего законодательства, производства по делам об административных правонарушениях.
В конкурсе участвовало 10 сотрудников Управления, наделенных полномочиями в области государственного земельного надзора.
По итогам конкурса «Лучшей по профессии» в области государственного земельного надзора признана Васильева Светлана Геннадьевна, главный специалист-эксперт Парабельского межмуниципального отдела, а также определены призеры, занявшие второе и третье места:
второе место – Дементьева Ольга Анатольевна, ведущий специалист-эксперт Парабельского межмуниципального отдела;
третье место – Попова Анастасия Викторовна, главный специалист-эксперт отдела государственного земельного надзора.
Поздравляем победителя и призеров Конкурса, благодарим всех участников за активное участие в Конкурсе, желаем не останавливаться на достигнутых результатах, продолжать совершенствование умений и навыков в сфере государственного земельного надзора, повышать уровень профессионализма!
 
Начальник отдела государственного земельного надзора Александр Ткачев