Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 
Кадастровая палата информирует население о необходимости установления границ земельных участков и внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости.
Имея земельный участок, необходимо четко знать, какая именно земля находится в вашей собственности. Вопросы с границами земельного участка должны быть непременно урегулированы для того, чтобы в последующем грамотно оформить земельный участок в соответствующих органах, а значит, иметь возможность производить с ним разного рода сделки, такие как купля-продажа, дарение, завещание, сдача в аренду и многие другие.
Для установления границ земельного участка необходимо провести межевание, которое представляет собой комплекс работ по восстановлению, установлению, изменению и закреплению границ земельного участка, определение его площади и местоположения на местности в соответствии с действующим законодательством.
Для проведения межевания следует обратиться к кадастровому инженеру, который проведет кадастровые работы по определению площади и координат границ земельного участка.
Информацию о наличии или отсутствии сведений о границах земельных участков можно получить из выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости, запросив её либо в МФЦ, либо на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru).
Кроме того, информацию о наличии или отсутствии сведений о границах земельных участков можно увидеть на сайте Росреестра при помощи сервиса «Публичная кадастровая карта» https://pkk5.rosreestr.ru/.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах является гарантией прав собственников и сводит к минимуму возникновение земельных споров.
Получить выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости: https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/EGRN_1.
Управление Росреестра по Томской области осуществляет оказание государственной услуги по предоставлению в пользование заинтересованным лицам документов государственного фонда данных (далее - ГФД) и информации о документах ГФД в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минэкономразвития от 14 ноября 2006 г. № 376.
К документам ГФД, полученных в результате проведения землеустройства, отнесены:
  • материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;
  • тематические карты и атласы состояния и использования земель;
  • генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации;
  • схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации;
  • схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований;
  • схемы использования и охраны земель;
  • проекты территориального землеустройства;
  • материалы межевания объектов землеустройства;
  • карты (планы) объектов землеустройства;
  • проекты внутрихозяйственного землеустройства;
  • проекты улучшения сельскохозяйственных угодий;
  • проекты освоения новых земель;
  • проекты рекультивации нарушенных земель;
  • проекты защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Для получения документов ГФД заинтересованные лица представляют:
  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий полномочия заинтересованного лица (доверенность).
Заинтересованные лица представляют заявление для получения документов ГФД лично, либо почтовым отправлением. В случае если заявление заполнено машинописным способом, заинтересованное лицо дополнительно в нижней части заявления разборчиво от руки (чернилами или пастой) указывает свою фамилию, имя и отчество (полностью).
Документы ГФД, носящие открытый общедоступный характер, предоставляются всем заинтересованным лицам. Оригиналы документов ГФД предоставляются заинтересованным лицам без права их выноса из помещений ГФД. Заинтересованное лицо (пользователь) не может запросить за один раз более десяти документов. Выписки и выкопировки из документов ГФД производятся пользователями самостоятельно. В случае обращения за документами ГФД по почте предоставляются только копии документов ГФД. Запрашиваемые документы ГФД или мотивированный отказ в их предоставлении подготавливаются для передачи заинтересованным лицам в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня принятия заявления. В случае обращения за документами ГФД по почте предоставление копий документов ГФД или мотивированный отказ в их предоставлении производится в течение 15 дней со дня получения заявления о предоставлении копий документов ГФД.
Сотрудник, осуществляющий прием заявлений, вправе отказать заинтересованному лицу в приеме заявления в случае:
  • наличия в заявлении и прилагаемых к нему документах неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;
  • отсутствия документа, удостоверяющего личность заинтересованного лица или его уполномоченного представителя;
  • отсутствия документа, подтверждающего полномочия представителя заинтересованного лица.
Основанием для отказа в предоставлении документов ГФД являются:
  • отсутствие запрашиваемых документов ГФД;
  • отсутствие сведений о запрашиваемых документах ГФД;
  • отсутствие у заинтересованного лица или его представителя документов, требуемых для предоставления государственной услуги.
В Правительство Российской Федерации внесены законопроекты, которые предполагают внесение изменений в Гражданский кодекс РФ и ряд других законодательных актов в части установления критериев разграничения движимых и недвижимых вещей. Сейчас по Гражданскому кодексу к недвижимости относятся земельные участки, а также здания и сооружения, прочно связанные с землей и перемещение которых невозможно без причинения несоразмерного ущерба. Однако в современных условиях переместить с одного места на другое (в том числе в пределах одного участка) можно практически любой объект. 
Законопроекты предлагают признаки объекта недвижимости, которые могут предопределяться на стадии проектирования и строительства и в последующем могут быть подтверждены документально.
Согласно законопроектам строения, для возведения которых не нужно разрешение на строительство или уведомление о предстоящем строительстве, автоматически перестают быть самостоятельными недвижимыми вещами, а юридически становятся «улучшениями» земельного участка. Улучшениями земельного участка или других объектов недвижимости предлагается считать временные строения и вспомогательные постройки, которые в связи с принятием законопроектов не смогут признаваться недвижимостью (например, замощения, ограждения и пр.). В зависимости от прочности связи с недвижимостью улучшения разделяются на отделимые и неотделимые, однако будут выступать с недвижимостью в обороте как единое целое. «Неотделимыми улучшениями земельного участка», например, предлагается считать линейные объекты (железные и автомобильные дороги, линии электропередачи, кабели связи). К «отделимым улучшениям земельного участка», в частности, будут отнесены беседки и теплицы, то есть некапитальные объекты. Переходными положениями предлагается предусмотреть, что ряд объектов, для строительства которых ранее не требовалось разрешения на строительство или уведомления, останутся объектами недвижимости. Это относится к жилым домам и жилым строениям, которые были размещены на садовых и дачных участках, к гаражам, а также к буровым скважинам (за исключением артезианских скважин). В отношении прочих объектов, не отвечающих новым признакам недвижимости, но права на которые были зарегистрированы в ЕГРН, будет установлена процедура исключения сведений о таких объектах из реестра в судебном или во внесудебном порядке в зависимости от вида и характеристик объекта.

 Контакты для СМИ
Пресс-служба Управления Росреестра по Томской области
3822 65-19-39 (доб.2121)
 
Кадастровая палата по Томской области сообщает, что собственник объекта недвижимости (земельной доли или земельного участка) может в любой момент отказаться от своих прав.
Для этого ему нужно обратиться в офис МФЦ и подать заявление о государственной регистрации прекращения права собственности вследствие отказа от такого права. Также необходимо приложить правоустанавливающий документ на земельный участок либо документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельную долю. Если право собственности было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), предоставлять вышеуказанные документы не нужно.
При регистрации прекращения права собственности вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права.
В течение пяти рабочих дней с даты такой регистрации орган регистрации прав направляет уведомление об этом в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на земельный участок или земельную долю.
Оплачивать государственную пошлину за государственную регистрацию прекращения права собственности на земельный участок не надо.
К услугам кадастрового инженера обращаются, как правило, тогда, когда требуется поставить на кадастровый учет объекты недвижимости (земельные участки, дома, квартиры, садовые дома), учесть их изменения (перепланировка, раздел или объединение земельного участка, помещения). 
Кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров (СРО) – членство в саморегулируемой организации является обязательным условием для осуществления кадастровой деятельности.
Для снижения количества ошибок, допускаемых кадастровыми инженерами при осуществлении кадастровых работ, Кадастровая палата по Томской области на регулярной основе проводит обучающие семинары, рабочие встречи и совещания, осуществляет рассылку информационных сообщений, а также проводит консультации по возникающим практическим вопросам.
Также на сайте Федеральной Кадастровой палаты появился новый раздел «Лекции и вебинары». В ресурсе будут размещены видеолекции по актуальным вопросам кадастровой деятельности. Участникам дается возможность записаться на подготовленные вебинары и предложить свою тему. Ознакомиться с ресурсом можно по ссылке https://webinar.kadastr.ru/.

Контакты для СМИ
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
Телефон (3822)52-62-52 (вн.2419)
 
В Кадастровую палату по Томской области часто поступают обращения граждан, связанные с вопросами согласования местоположения границ земельных участков. Поясняем, как проводится данная процедура и почему так важно определить границы своего участка.
Согласование местоположения границ проводится только с теми лицами, кто владеет земельным участком на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного владения либо аренды сроком больше пяти лет. Если право на объект недвижимости не оформлено, в данном случае сосед по участку, проводящий межевание, согласовывать границы не обязан, и вполне может нарушить чьи-то права, “прихватив” кусок земли. А дальше справедливость восстановит только суд, а это – долгие месяцы тяжб, значительные расходы на экспертизу.
Извещение о согласовании может быть вручено лично под расписку, направлено почтовым отправлением (заказным письмом) либо через публикацию в газете. Выбор способа извещения остается за кадастровым инженером.
Обращаем внимание, если собственник вдруг переехал, не оповестив Росреестр о смене места жительства, то оповещение он скорее всего получит на старый адрес, т.е., может не получить на руки вообще. Либо кадастровый инженер опубликует объявление в газету. Если через месяц ему не направлены возражения, граница считается согласованной. Поэтому рекомендуется внести свой актуальный контактный адрес в сведения ЕГРН, и дать согласие на использование своих персональных данных, для чего нужно обратиться в любое МФЦ.
Если же акт согласования получен, то встает вопрос: подписывать или нет. У гражданина есть право потребовать согласование местоположения границ с их установлением на местности. Иными словами, ему должны показать, где проходит граница, и как она отображается на чертеже. При этом акт согласования всегда должен быть представлен на оборотной стороне чертежа границ земельного участка, никогда не подписывайте акт без чертежа.
При несогласии собственника с указанной границей необходимо написать письменное возражение. Кадастровая палата напоминает: самая лучшая защита прав собственников земельных участков – зарегистрировать право и провести процедуру межевания.
Большинство таких автохранилищ возведено в советское или постсоветское время. На территории России расположено более 2 млн гаражей, которые находятся вне правового поля. Соответствующие данные Росреестра приводит «Парламентская газета». 
Эти автохранилища построены до 2005 года, когда было введено современное градостроительное регулирование. Большинство таких гаражей возведено в советское или постсоветское время в рамках деятельности гаражно-строительных кооперативов, статус которых в действующем законодательстве отсутствует, следует из публикации.
Такие машино-места нельзя назвать самовольными постройками, однако оформить их в собственность россиянам мешает правовая неопределенность. Зачастую документы о предоставлении земельных участков или разрешающих строительство гаражей были утеряны, поэтому процесс купли-продажи таких объектов серьезно усложняется. Кроме того, из-за этого граждане не могут противостоять сносу гаражей в случае, если муниципалитет захочет забрать землю обратно, объясняется в заметке.
С 2017 года в частную собственность можно оформить не только гараж, но и машино-места, которые ранее считались частью общей долевой собственности и не выделялись в качестве самостоятельного объекта недвижимости.
Минэкономразвития подготовило проект закона о «гаражной амнистии», сообщалось ранее. Планируется, что документ упростит процедуру оформления прав собственности на гаражи и участки под ними.
 
С 4 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 340-ФЗ), которым введен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства (далее - объект ИЖС) и садовых домов взамен ранее действовавшего разрешительного порядка, а также изменены отдельные положения Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ).
Федеральным законом № 340-ФЗ введена новая статья 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрСК РФ), согласно которой в целях строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве).
Статья 55 ГрСК РФ дополнена п. 16, в соответствии с которым в случае строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 ГрСК РФ, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления.
Здесь важно отметить, что согласно письма Минэкономразвития Российской Федерации от 07.11.2018 № 32363-ВА/Д23 во избежание случаев, связанных с возвратом документов без рассмотрения по причине ненахождения органом регистрации прав информации об уплате государственной пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, в уведомлении о планируемом строительстве необходимо указывать в том числе наименование, дату платежа и уникальный номер платежа (указанного в платежном документе), сумму платежа, либо прикладывать к такому уведомлению копию платежного документа, в том числе распечатку подтверждения электронного платежа (кассовый чек).
Формы уведомлений о планируемом строительстве и об окончании строительства утверждены приказом Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр "Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома".
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 340-ФЗ в Федеральный закон № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет созданных объектов ИЖС, садовых домов и государственная регистрация прав на них должны осуществляться одновременно на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство. Заявление указанными органами подается в электронном виде, к заявлению должны прилагаться:
  • уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома;
  • технический план, представленный застройщиком вместе с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство;
  • соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект ИЖС или садовый дом, заключенное между правообладателями земельного участка, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект ИЖС или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора.
Застройщик вправе самостоятельно обратиться в орган регистрации прав в случае неисполнения органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство, указанной выше обязанности. При этом застройщик представляет в орган регистрации прав только заявление и документ об оплате государственной пошлины, иные документы орган регистрации прав запрашивает в уполномоченном на выдачу разрешений на строительство органе государственной власти или органе местного самоуправления (часть 1.2 статьи 19 Федерального закона № 218-ФЗ).
Также хотелось бы обратить внимание, что согласно части 7 статьи 16 Федерального закона № 340-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов допускалась до 1 марта 2019 года. После указанной даты государственная регистрация прав на данные объекты недвижимости возможна уже только с соблюдением уведомительного порядка.
 
Начальник отдела
регистрации объектов недвижимости 
нежилого назначения и ипотеки Т.М. Никитюк

 

Минэкономразвития РФ подготовило проект закона о гаражах, предусматривающий, в том числе, и «гаражную амнистию» — упрощенное оформление прав собственности на гаражи и земельные участки под ними. Предполагается, что новый закон может вступить в силу уже в 2020 году. 
Сегодня в законодательстве отсутствуют понятия «гараж», «гаражно-строительный кооператив». В разработанном Минэкономразвития и вынесенном на общественное обсуждение законопроекте закрепляются понятия гаражного кооператива, коллективного и индивидуального гаражей, машино-места (в составе гаражного кооператива), некапитального гаража, земельных участков под ними, их правового положения, особенностей оформления прав на них и другие.
Главная цель законопроекта — дать возможность гражданам, не имеющим документов на гаражи, оформить их в собственность и приобрести участок под ними. В случае принятия законопроекта о «гаражной амнистии», собственники гаражей смогут официально продавать, страховать или закладывать свою недвижимость при оформлении ипотеки. Закон о «гаражной амнистии» позволит владельцам нежилых построек узаконить их правовой статус и более свободно распоряжаться собственным имуществом.

 
Контакты для СМИ
Пресс-служба Управления Росреестра по Томской области
3822 65-19-39 (доб.2121)
 
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.
Так, согласно положениям указанной статьи собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами.
Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся, это использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по использованию земель в соответствии с их целевым назначением собственник земельного участка (лицо, не являющееся собственником земельного участка) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием для привлечения к административной ответственности за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, например, может послужить установление контролирующим органом факта использования земельного участка, предназначенного для эксплуатации индивидуального жилого дома, фактически для размещения автосервиса либо автомойки, магазина или содержания на земельном участке мелкого и (или) крупнорогатого скота.
Согласно положениям ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
 
Начальник отдела 
государственного земельного надзора А.И. Ткачев
Кадастровая палата по Томской области напоминает, даже если земельный участок выглядит бесхозным – это не значит, что собственника у него нет. 
Если вы решили расширить собственные земельные владения за счёт присоединения примыкающих заброшенных земель, вам необходимо найти собственника «свободной» земли, заключить с ним договор купли-продажи, либо аренды и зарегистрировать право собственности.
Единственным способом получения достоверной информации является запрос сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Такие сведения предоставляются в виде выписки из Реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект (для обращения потребуется точный адрес объекта недвижимости).
Выписка из Реестра недвижимости является официальным документом, содержащим информацию о правообладателе и о характеристиках земельного участка, включая кадастровый номер, назначение, площадь, вид разрешенного использования, кадастровую стоимость. Также выписка содержит информацию об ограничении прав и обременении объекта недвижимости.
Запросить выписку из Реестра недвижимости можно обратившись в офис МФЦ или через официальный сайт Росреестра (www.rosreestr.ru). Уточнить адрес интересующего участка или его кадастровый номер можно и на Публичной кадастровой карте (https://pkk5.rosreestr.ru/).
Если интересующий участок является собственностью муниципалитета, необходимо обратиться в орган местного самоуправления с заявлением на право пользования данным земельным участком и выделения его в частную собственность.
Если участок бесхозной земли имеет соседствующие границы с участком заявителя, то его заявление имеет преимущественное право на рассмотрение.
Контакты для СМИ
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
Телефон (3822)52-62-52 (вн.2419)