Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 
В преддверии старта дачного сезона эксперты Федеральной кадастровой палаты дали рекомендации по защите сделок с недвижимостью.
Более трети россиян майские праздники планируют провести на дачном участке. Такие данные были получены по итогам исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Эксперты Федеральной кадастровой палаты Росреестра в преддверии дачного сезона дали рекомендации по проведению безопасных сделок с загородной недвижимостью. 
 
Проверка владельца 
Неосторожность в вопросах сделок может привести к покупке дачи с целым набором ограничений, штрафов, ссор с соседями и, более того, - привести к полной утрате права собственности. Первое, что стоит усвоить: продавать недвижимость может только собственник. Подтверждением служат свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН. «Эти правоудостоверяющие документы юридически равноправны. Разница лишь во времени их получения: до 2016 года регистрация прав собственности подтверждалась выдачей свидетельства, а затем регистрирующий орган перешел на выписку из реестра недвижимости», – говорит замглавы Федеральной кадастровой палаты Росреестра Марина Семенова. 
Потенциальному покупателю лучше перестраховаться и самому заказать выписку из ЕГРН об интересующем объекте недвижимости, чтобы убедиться в точности предоставленных продавцом сведений. Выписка из ЕГРН содержит данные о недвижимости и ее владельце, актуальные на дату запроса. «И если недобросовестный продавец предъявляет вам выписку, полученную, скажем, до того, как он продал недвижимость кому-то еще, то при наличии у вас более актуальных сведений попытка обмана сразу раскроется. Чем ближе выписка из ЕГРН к дате потенциальной сделки - тем лучше», - говорит эксперт. 
Перед покупкой заручитесь нотариально заверенным согласием супруги или супруга владельца и выясните, не закреплено ли право собственности на объект за его бывшей женой или мужем, если расторжение брака произошло в последние три года. И особую бдительность следует проявлять в случае, когда продавец действует от лица собственника недвижимости по доверенности, поскольку такую схему часто выбирают мошенники. Следует обратиться к нотариусу за проверкой подлинности доверенности. Бывает, что даже честный посредник только после такой проверки узнаёт, что доверенность потеряла силу. Кроме того, постарайтесь побеседовать с правообладателем лично. 
Также распространен сценарий, когда вместо правоустанавливающих документов покупателю предъявляется книжка садовода. Сразу откажитесь от участия в такой сделке: членство в садоводческом товариществе не подтверждает права собственности. Даже переписав книжку на себя, вы всё равно не сможете стать законным владельцем приобретенной недвижимости.
 
Проверка недвижимости
Проверить наличие всевозможных ограничений в использовании участка поможет выписка из ЕГРН. При этом если вы покупаете не только участок, но и дом, заказывайте отдельную выписку на каждый из объектов. Дополнительно используйте возможности бесплатных сервисов – например, «Справочной информацией по объектам недвижимости онлайн» и «Публичной кадастровой картой». 
«Обратите внимание на вид разрешенного использования участка. Если «под строительство индивидуального жилого дома» - то владелец имеет полное право размещать на участке дом с фундаментом и всеми коммуникациями. Если участок предназначен «для ведения подсобного хозяйства» и при этом располагается на землях сельскохозяйственного назначения, то максимум, что вы сможете там построить, это теплицу или, например, курятник. А если на таком участке уже возведен жилой дом, то вам просто предлагают купить самострой и все связанные с ним проблемы», - говорит Марина Семенова. 
Вхождение участка в границы зоны с особыми условиями использования территорий очень сильно ограничит вашу деятельность в его пределах. В зависимости от вида зоны вам может быть запрещено, например, копать колодец, разводить огонь, а также строить что-либо вообще или строить так, как вам хочется. 
Кроме того, ограничить потенциального собственника в пользовании или распоряжении недвижимости могут такие обременения, как ипотека, аренда и арест. 
Один из наиболее популярных видов проблем – несоответствие фактического расположения объектов заявленным в документах. Например, некорректное расположение забора или расположение построек с нарушением строительных норм. Во избежание последующих проблем, эксперты рекомендуют осмотреть объект вместе с кадастровым инженером. Специалист проверит местоположение фактических границ участка на местности на предмет их соответствия документам и поможет на месте выявить существующие и следующими за ними потенциальные проблемы еще до совершения сделки. 
 
Заключаем сделку
Договор купли-продажи можно составить в простой письменной форме и оговорить в нем любые, важные для вас, моменты. Если собственность общая долевая, то сделка должна быть нотариально заверена. 
Далее обеим сторонам сделки необходимо представить подписанный договор и пакет сопутствующих документов в ближайший офис МФЦ. Не более чем через девять рабочих дней после рассмотрения заявления о государственной регистрации вы станете законным владельцем приобретенной недвижимости.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости): государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости. Такой государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав.
Согласно п. 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов ИЖС.
Государственный кадастровый учет на такие объекты осуществляются на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости. Представление правоустанавливающего документа на земельный участок не требуется, если право на такой земельный участок ранее зарегистрировано.
В соответствии с ч.1.2 ст. 19 Закона о регистрации, в соответствии с которой, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства при отсутствии предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии реконструируемого объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности обязан направить в орган регистрации прав:
  • - заявление о государственном кадастровом учете на такие объект индивидуального жилищного строительства,
  • - уведомление об окончании реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (форма уведомления утверждена приказом Минстроя России от 19.09.2018 N 591/пр "Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома"),
  • - технический план, представленный застройщиком (требования к подготовке технического плана, его составу установлены ч.П.1 ст.24 Закона о регистрации),
  • - заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
При этом Законом о регистрации установлено требование к способу подачи соответствующего заявления и прилагаемых к нему документов. Они должны быть поданы только посредством отправления в электронной форме.
В случае не направления в установленный срок такими уполномоченным органом указанного заявления застройщик вправе направить указанное заявление в орган регистрации прав самостоятельно. При этом уведомление, технический план, соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности запрашиваются органом регистрации прав у таких органа государственной власти или органа местного самоуправления по правилам, предусмотренным частью 2 статьи 33 Закона о регистрации.
 
Начальник Асиновского межмуниципального отдела Л.Ю. Елькина
15 апреля 2019 года с 10 до 12 часов пройдет "горячая" телефонная линия на тему: "Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав". На интересующие вопросы ответит специалист-эксперт Шегарского межмуниципального отдела Мисуркина Светлана Владимировна. Телефон: +7 (38244) 2-15-86.
16 апреля 2019 года с 09 до 18 часов пройдет день консультаций по вопросам государственного земельного надзора по адресу: с. Бакчар, ул. Ленина, д. 51. На вопросы ответит старший специалист 2 разряда Шегарского межмуниципального отдела Горбунов Олег Валентинович.
16 апреля 2019 года с 10 до 18 часов (перерыв на обед с 13-00 до 14-00) пройдет "горячая" телефонная линия на тему: "Порядок и основания осуществления государственного земельного надзора". На вопросы ответит Бегун Ольга Аркадьевна - заместитель начальника отдела государственного земельного надзора. Телефон: +7 (3822) 51-26-60.
17 апреля 2019 года с 10 до 13 часов пройдет "горячая" телефонная линия на тему: «Вопросы в сфере государственного земельного надзора». На вопросы ответит специалист-эксперт Молчановского межмуниципального отдела Орлов Николай Иванович. Телефон: +7 (38257) 2-22-41.
22 апреля 2019 года с 10 до 13 часов пройдет "горячая" телефонная линия на тему: "Порядок предоставления материалов и данных из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства". На вопросы ответят специалисты отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии. Телефон: +7 (3822) 51-30-22.
25 апреля 2019 года с 14 до 18 часов пройдет «горячая» телефонная линия на тему: «Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, обременений (ограничений) на объекты недвижимости нежилого назначения». На вопросы ответит Никитюк Татьяна Михайловна – начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки. Телефон: +7 (3822) 65-56-15.
26 апреля 2019 года с 09 до 12 часов пройдет «горячая» телефонная линия по теме: «Возможность запрета действий с недвижимым имуществом без личного участия правообладателя». Участие в мероприятии примут специалисты отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН. Телефон: +7 (3822) 65-19-39 (доп. 2091, 2090).
29 апреля 2019 года с 14 до 17 часов пройдет день открытых дверей на тему: «Порядок предоставления материалов и данных из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства». На вопросы ответят специалисты отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии. Адрес: г. Томск, пр. Ленина, 111, каб. 49.
Одним из документов, представляемых лицами, заинтересованными в получении лицензии ФСБ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является подтвержденная в установленном порядке степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает проводить работы.
Правила подтверждения степени секретности сведений, с которыми предприятия, учреждения и организации предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утверждены Постановлением Правительства РФ № 984 от 23.08.2018.
Подтверждение степени секретности сведений, с которыми организации-соискатели лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, предполагают проводить работы, осуществляет Управление Росреестра по Томской области.
Основанием для рассмотрения возможности подтверждения степени секретности является обращение в Управление Росреестра по Томской области организации-заказчика совместных работ.
Наличие договора (контракта) на проведение совместных работ, предусматривающих использование сведений, составляющих государственную тайну, заключенного в соответствии со ст. 17 Закона о государственной тайне, является обязательным условием для принятия решения о подтверждении степени секретности.
Согласно порядку получения подтверждения степени секретности организация-заказчик направляет в Управление Росреестра по Томской области обращение о подтверждении степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми предполагает проводить работы, связанные с использованием таких сведений, подписанное руководителем организации, которое должно содержать:
а) наименование, местонахождение и почтовый адрес организации;
б) наименование федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иного государственного органа, Центрального банка Российской Федерации, государственной корпорации или органа местного самоуправления, которому направляется обращение;
в) обоснование необходимости допуска организации к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, характер этих работ, соответствующий пункт перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 №1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»;
г) указание на предполагаемую степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми организация планирует проводить работы, связанные с использованием таких сведений.
К обращению организация прикладывает договор (контракт) на проведение совместных работ, предусматривающих использование сведений, составляющих государственную тайну, заключенный в соответствии со ст. 17 Закона о государственной тайне и техническое задание.
Управление Росреестра по Томской области рассматривает обращение организации на предмет соответствия представленной документации требованиям законодательства РФ и принимает решение о выдаче подтверждения, либо об отказе в его выдаче.
Срок рассмотрения обращения о подтверждении степени секретности сведений, составляющих государственную тайну – не более 30 дней.
 
Начальник отдела землеустройства и мониторинга земель,
кадастровой оценки недвижимости,
геодезии и картографии О.Г. Бобкова
Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно или обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными.
 
Исполняющая обязанности начальника отдела
регистрации земельных участков Е.А. Малолетко
Кадастровая палата информирует население о необходимости установления границ земельных участков и внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости.
Имея земельный участок, необходимо четко знать, какая именно земля находится в вашей собственности. Вопросы с границами земельного участка должны быть непременно урегулированы для того, чтобы в последующем грамотно оформить земельный участок в соответствующих органах, а значит, иметь возможность производить с ним разного рода сделки, такие как купля-продажа, дарение, завещание, сдача в аренду и многие другие.
Для установления границ земельного участка необходимо провести межевание, которое представляет собой комплекс работ по восстановлению, установлению, изменению и закреплению границ земельного участка, определение его площади и местоположения на местности в соответствии с действующим законодательством.
Для проведения межевания следует обратиться к кадастровому инженеру, который проведет кадастровые работы по определению площади и координат границ земельного участка.
Информацию о наличии или отсутствии сведений о границах земельных участков можно получить из выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости, запросив её либо в МФЦ, либо на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru).
Кроме того, информацию о наличии или отсутствии сведений о границах земельных участков можно увидеть на сайте Росреестра при помощи сервиса «Публичная кадастровая карта» https://pkk5.rosreestr.ru/.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах является гарантией прав собственников и сводит к минимуму возникновение земельных споров.
Получить выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости: https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/EGRN_1.
Управление Росреестра по Томской области осуществляет оказание государственной услуги по предоставлению в пользование заинтересованным лицам документов государственного фонда данных (далее - ГФД) и информации о документах ГФД в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минэкономразвития от 14 ноября 2006 г. № 376.
К документам ГФД, полученных в результате проведения землеустройства, отнесены:
  • материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;
  • тематические карты и атласы состояния и использования земель;
  • генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации;
  • схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации;
  • схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований;
  • схемы использования и охраны земель;
  • проекты территориального землеустройства;
  • материалы межевания объектов землеустройства;
  • карты (планы) объектов землеустройства;
  • проекты внутрихозяйственного землеустройства;
  • проекты улучшения сельскохозяйственных угодий;
  • проекты освоения новых земель;
  • проекты рекультивации нарушенных земель;
  • проекты защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Для получения документов ГФД заинтересованные лица представляют:
  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий полномочия заинтересованного лица (доверенность).
Заинтересованные лица представляют заявление для получения документов ГФД лично, либо почтовым отправлением. В случае если заявление заполнено машинописным способом, заинтересованное лицо дополнительно в нижней части заявления разборчиво от руки (чернилами или пастой) указывает свою фамилию, имя и отчество (полностью).
Документы ГФД, носящие открытый общедоступный характер, предоставляются всем заинтересованным лицам. Оригиналы документов ГФД предоставляются заинтересованным лицам без права их выноса из помещений ГФД. Заинтересованное лицо (пользователь) не может запросить за один раз более десяти документов. Выписки и выкопировки из документов ГФД производятся пользователями самостоятельно. В случае обращения за документами ГФД по почте предоставляются только копии документов ГФД. Запрашиваемые документы ГФД или мотивированный отказ в их предоставлении подготавливаются для передачи заинтересованным лицам в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня принятия заявления. В случае обращения за документами ГФД по почте предоставление копий документов ГФД или мотивированный отказ в их предоставлении производится в течение 15 дней со дня получения заявления о предоставлении копий документов ГФД.
Сотрудник, осуществляющий прием заявлений, вправе отказать заинтересованному лицу в приеме заявления в случае:
  • наличия в заявлении и прилагаемых к нему документах неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;
  • отсутствия документа, удостоверяющего личность заинтересованного лица или его уполномоченного представителя;
  • отсутствия документа, подтверждающего полномочия представителя заинтересованного лица.
Основанием для отказа в предоставлении документов ГФД являются:
  • отсутствие запрашиваемых документов ГФД;
  • отсутствие сведений о запрашиваемых документах ГФД;
  • отсутствие у заинтересованного лица или его представителя документов, требуемых для предоставления государственной услуги.
Кадастровая палата по Томской области сообщает, что собственник объекта недвижимости (земельной доли или земельного участка) может в любой момент отказаться от своих прав.
Для этого ему нужно обратиться в офис МФЦ и подать заявление о государственной регистрации прекращения права собственности вследствие отказа от такого права. Также необходимо приложить правоустанавливающий документ на земельный участок либо документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельную долю. Если право собственности было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), предоставлять вышеуказанные документы не нужно.
При регистрации прекращения права собственности вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права.
В течение пяти рабочих дней с даты такой регистрации орган регистрации прав направляет уведомление об этом в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на земельный участок или земельную долю.
Оплачивать государственную пошлину за государственную регистрацию прекращения права собственности на земельный участок не надо.
В Кадастровую палату по Томской области часто поступают обращения граждан, связанные с вопросами согласования местоположения границ земельных участков. Поясняем, как проводится данная процедура и почему так важно определить границы своего участка.
Согласование местоположения границ проводится только с теми лицами, кто владеет земельным участком на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного владения либо аренды сроком больше пяти лет. Если право на объект недвижимости не оформлено, в данном случае сосед по участку, проводящий межевание, согласовывать границы не обязан, и вполне может нарушить чьи-то права, “прихватив” кусок земли. А дальше справедливость восстановит только суд, а это – долгие месяцы тяжб, значительные расходы на экспертизу.
Извещение о согласовании может быть вручено лично под расписку, направлено почтовым отправлением (заказным письмом) либо через публикацию в газете. Выбор способа извещения остается за кадастровым инженером.
Обращаем внимание, если собственник вдруг переехал, не оповестив Росреестр о смене места жительства, то оповещение он скорее всего получит на старый адрес, т.е., может не получить на руки вообще. Либо кадастровый инженер опубликует объявление в газету. Если через месяц ему не направлены возражения, граница считается согласованной. Поэтому рекомендуется внести свой актуальный контактный адрес в сведения ЕГРН, и дать согласие на использование своих персональных данных, для чего нужно обратиться в любое МФЦ.
Если же акт согласования получен, то встает вопрос: подписывать или нет. У гражданина есть право потребовать согласование местоположения границ с их установлением на местности. Иными словами, ему должны показать, где проходит граница, и как она отображается на чертеже. При этом акт согласования всегда должен быть представлен на оборотной стороне чертежа границ земельного участка, никогда не подписывайте акт без чертежа.
При несогласии собственника с указанной границей необходимо написать письменное возражение. Кадастровая палата напоминает: самая лучшая защита прав собственников земельных участков – зарегистрировать право и провести процедуру межевания.
С 4 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 340-ФЗ), которым введен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства (далее - объект ИЖС) и садовых домов взамен ранее действовавшего разрешительного порядка, а также изменены отдельные положения Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ).
Федеральным законом № 340-ФЗ введена новая статья 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрСК РФ), согласно которой в целях строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве).
Статья 55 ГрСК РФ дополнена п. 16, в соответствии с которым в случае строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 ГрСК РФ, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления.
Здесь важно отметить, что согласно письма Минэкономразвития Российской Федерации от 07.11.2018 № 32363-ВА/Д23 во избежание случаев, связанных с возвратом документов без рассмотрения по причине ненахождения органом регистрации прав информации об уплате государственной пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, в уведомлении о планируемом строительстве необходимо указывать в том числе наименование, дату платежа и уникальный номер платежа (указанного в платежном документе), сумму платежа, либо прикладывать к такому уведомлению копию платежного документа, в том числе распечатку подтверждения электронного платежа (кассовый чек).
Формы уведомлений о планируемом строительстве и об окончании строительства утверждены приказом Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр "Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома".
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 340-ФЗ в Федеральный закон № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет созданных объектов ИЖС, садовых домов и государственная регистрация прав на них должны осуществляться одновременно на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство. Заявление указанными органами подается в электронном виде, к заявлению должны прилагаться:
  • уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома;
  • технический план, представленный застройщиком вместе с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство;
  • соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект ИЖС или садовый дом, заключенное между правообладателями земельного участка, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект ИЖС или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора.
Застройщик вправе самостоятельно обратиться в орган регистрации прав в случае неисполнения органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство, указанной выше обязанности. При этом застройщик представляет в орган регистрации прав только заявление и документ об оплате государственной пошлины, иные документы орган регистрации прав запрашивает в уполномоченном на выдачу разрешений на строительство органе государственной власти или органе местного самоуправления (часть 1.2 статьи 19 Федерального закона № 218-ФЗ).
Также хотелось бы обратить внимание, что согласно части 7 статьи 16 Федерального закона № 340-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов допускалась до 1 марта 2019 года. После указанной даты государственная регистрация прав на данные объекты недвижимости возможна уже только с соблюдением уведомительного порядка.
 
Начальник отдела
регистрации объектов недвижимости 
нежилого назначения и ипотеки Т.М. Никитюк

 

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.
Так, согласно положениям указанной статьи собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами.
Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся, это использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по использованию земель в соответствии с их целевым назначением собственник земельного участка (лицо, не являющееся собственником земельного участка) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием для привлечения к административной ответственности за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, например, может послужить установление контролирующим органом факта использования земельного участка, предназначенного для эксплуатации индивидуального жилого дома, фактически для размещения автосервиса либо автомойки, магазина или содержания на земельном участке мелкого и (или) крупнорогатого скота.
Согласно положениям ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
 
Начальник отдела 
государственного земельного надзора А.И. Ткачев