Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
С 1 июля 2019 года в России начинает действовать правило обязательного использования эскроу-счетов: переход от долевого финансирования строительства к проектному обусловлен необходимостью минимизировать риски для всех участников рынка первичной недвижимости. По мнению экспертов Федеральной Кадастровой палаты, новая инвестиционная модель упростит гражданам задачу по оформлению собственности в новостройке.
Согласно новым правилам, покупатели квартир больше не перечисляют деньги застройщику, а хранят средства на сберегательных счетах эскроу. Застройщик ведет строительство за счет собственных средств или банковского кредита. Доступ к эскроу-счетам застройщик получает только после того, как представит банку разрешение на ввод дома в эксплуатацию и подтверждение регистрации прав собственности как минимум одного объекта долевого строительства (п. 6 ст. 15. 5, Федеральный закон № 214-ФЗ). Таким образом, финансовым гарантом дольщиков выступает банк, а для застройщика создаются условия, в которых своевременная сдача объекта и проведение процедуры кадастрового учета становятся важными составляющими успешного завершения проекта.
«До настоящего времени проблемы дольщиков не ограничивались серьезными финансовыми рисками. Часто, даже после получения ключей, собственники помещений многоквартирного дома не могли зарегистрировать права на квартиру. Происходило это из-за того, что необходимая для регистрации процедура кадастрового учета по той или иной причине затягивалась, а единственными лицами, заинтересованными в решении вопроса, оказывались сами собственники», - говорит эксперт Федеральной кадастровой палаты Росреестра Надежда Лещенко.
Обеспечить кадастровый учет многоквартирного дома обязан орган власти, уполномоченный выдавать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. В срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения госорган должен направить в орган регистрации прав заявление о проведении кадастрового учета с приложением необходимых документов.
Далее в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления специалисты вносят в ЕГРН сведения обо всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, общедомовом имуществе, машино-местах, вспомогательных помещениях. При наличии в техническом плане ошибок на их исправление отводится до трех месяцев, проведение кадастрового учета на это время приостанавливается.
Действующий закон не обязывает застройщика участвовать в постановке объекта на кадастровый учет: обязательства застройщика перед жильцами заканчивается подписанием акта приема-передачи квартиры. «Благодаря новой инвестиционной схеме застройщик разделит интересы жильцов: только проведя кадастровый учет и запустив процедуру регистрации квартир в собственность, он сможет получить от банка средства дольщиков, – поясняет Надежда Лещенко.
Подать заявление и документы на регистрацию прав собственности можно в офисе МФЦ, на сайте Росреестра или портале госуслуг. Не позднее чем через семь рабочих дней заявитель станет полноправным владельцем недвижимости. «Состав пакета документов зависит от условий приобретения недвижимости. Имеет значение, использовались ли кредит или ипотека, привлекалось ли доверенное лицо, есть ли среди владельцев квартиры несовершеннолетние, – поясняет Надежда Лещенко. – При этом обязательно надо представить договор долевого участия и акт приема-передачи».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 22 апреля 2019 г. № 480, застройщик может привлекать средства дольщиков по старой схеме, если его проект завершен на 30% и не менее 10% общей площади жилых и нежилых помещений, включая машино-места, будет продано без использования эскроу-счетов. Готовность объекта может составлять 15%, если строительство ведется в рамках развития застроенной территории, комплексного освоения территории или по договорам с органами власти, предусматривающим передачу объектов социальной или инженерной инфраструктуры в государственную или муниципальную собственность либо снос ветхого и аварийного жилья.
«В то же время закон предусматривает возможность заключать договоры долевого участия без использования эскроу-счетов и после 1 июля 2019 года – для девелоперов, чьи проекты частично завершены. Данное отступление позволит сделать переход к новой инвестиционной модели более плавным, чтобы российский строительный бизнес продолжал развиваться без потрясений», – отмечает эксперт.
Если застройщик включен в перечень системообразующих российских организаций и получил разрешения на строительство многоквартирных домов общей площадью не менее 4 млн м² на территории 4 субъектов РФ, строительная готовность объекта может составлять 6%. Такая же планка установлена для застройщиков, взявших на себя обязательства по завершению долевого долгостроя вместо компаний-банкротов. Постановление также предусматривает право регионов устанавливать собственные критерии и случаи их применения, при условии предоставления финансовых гарантий завершения строительства, которое велось без использования эскроу-счетов.
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Кадастровая палата сообщает, что за пять месяцев 2019 года жители Томской области подали через офисы МФЦ свыше трех тыс. заявлений в порядке единой процедуры государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Возможность использовать единую процедуру осуществления учетно-регистрационных действий появилась у заявителей с введением в силу с 1 января 2017 года ФЗ № 218 "О государственной регистрации недвижимости". Законом предусмотрено несколько случаев подачи документов в порядке единой процедуры - в связи с созданием, образованием объекта недвижимости или прекращением его существования.
Ранее, прежде чем зарегистрировать право собственности, требовалось сначала поставить объект недвижимости на кадастровый учет, а затем подать заявление на регистрацию права. На проведение каждой государственной услуги отводилось по 10 дней.
Единая процедура предполагает подачу только одного заявления одновременно на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, что значительно экономит время граждан. Теперь две услуги можно получить, подав одно заявление, а на обе процедуры отводится не более 10 рабочих дней. При подаче документов через МФЦ срок увеличится на 2 дня. В настоящее время на сайте Росреестра через сервис «Личный кабинет правообладателя» можно подать заявление в рамках единой процедуры в электронном виде.
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Благодаря выездному обслуживанию поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право на недвижимость теперь можно дома, в офисе банка и других, удобных для заявителя местах. Отметим, что данная услуга доступна на территории МО г. Томск, г. Северск, пос. Зональная Станция, пос. Предтеченск, с.Корнилово, д. Черная Речка, д. Кисловка, с. Богашево, с. Кафтанчиково, д. Лоскутово, п. Светлый.
Для того чтобы пригласить сотрудника, заявителю достаточно любым удобным способом (по телефону, по электронной почте или лично в офисе приема-выдачи документов) обратиться в филиал Кадастровой палаты по Томской области. Представители Кадастровой палаты рассмотрят заявку на выездное обслуживание и в максимально короткий срок свяжутся с заявителем, чтобы согласовать дату и время визита. Все оборудование, необходимое для приема-выдачи документов, специалист привезет с собой. В ходе выездного обслуживания можно подать заявления о кадастровом учете и (или) регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об исправлении технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), а также о предоставлении сведений из ЕГРН.
Узнать более подробную информацию и подать заявку на выездное обслуживание можно: по телефону 8 (3822) 46-78-71 (вн. 2207), по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; в офисе приема и выдачи документов по адресу: г. Томск, ул. Белинского, 8. Также все необходимые сведения, касающиеся выездного обслуживания, включая порядок и договор оказания услуги, тарифы, платежные документы и т.д., размещены на сайте Кадастровой палаты https://kadastr.ru/site/Activities/vyezd.htm .
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Государственный земельный надзор осуществляется в соответствии c Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, Законодательством РФ в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации.
Основной задачей государственного земельного надзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, a также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
В соответствии c Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, Федеральная служба государственной регистрации‚ кадастра и картографии (Росреестр) и её территориальные органы осуществляют надзор за соблюдением:
- требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
- требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
- требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии c их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
- требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
- требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное использования по целевому назначению;
- требований законодательства, связанных c выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации‚ кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации‚ кадастра и картографии функции по осуществлению государственного
земельного надзора, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 486.
Государственный земельный надзор осуществляется в форме:
- проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки;
- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
- систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства. Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков на предмет соответствия их содержания законодательству Российской Федерации, a также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством;
- проведения анализа и прогнозирования состояния исполнения земельного законодательства.
Должностные лица Росреестра (его территориальные органы) при проведении проверок имеют право, в пределах своей компетенции, составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.1, 7.34, частями 1, 3 И 4 статьи 8.8, статьями 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 25 и 26 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 1 статьи 19.26 И частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
В ходе осуществления государственного земельного надзора выявленное правонарушение не может быть снято с контроля до его полного устранения.
Заместитель главного государственного инспектора
г. Стрежевого Томской области
по использованию и охране земель
Балян Ирина Викторовна
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Порядок проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Земельным кодексом РФ.
В соответствии с указанными законодательными актами внеплановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть проведены в связи с истечением срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного ему предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, по итогам проведенного административного обследования земельного участка, в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки, либо по обращениям граждан и организаций.
Обращения граждан и организаций наиболее часто выступают основаниями для проведения внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства.
Обращение может выступать в качестве основания для проведения проверки, если оно содержит сведения о фактах возникновение угрозы причинения (или причинения) вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо сведения о нарушении имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
Если обращение не содержит указанной информации, то оно не может быть основанием для проведения внеплановой проверки.
При этом необходимо учитывать, что «анонимные обращения» или обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), также не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В связи с чем, обращения, поступившие в Управление Росреестра по Томской области (далее – Управление), без указания сведений о почтовом адресе заявителя, рассматриваются как обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Управление, что не позволяет организовать и провести внеплановую проверку в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Внеплановые выездные проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть проведены только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В связи с чем, проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся Управлением после согласования таких проверок с Прокуратурой Томской области. Основными причинами для отказа Прокуратурой Томской области в согласовании проверок являются несоответствие заявлений и обращений граждан и организаций указанным выше требованиям законодательства, либо отсутствие оснований для проведения проверок (когда в обращениях не указаны вопросы надзор за исполнением которых отнесен к компетенции Управления).
Обращения граждан и организаций наиболее часто выступают основаниями для проведения внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства.
Обращение может выступать в качестве основания для проведения проверки, если оно содержит сведения о фактах возникновение угрозы причинения (или причинения) вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо сведения о нарушении имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
Если обращение не содержит указанной информации, то оно не может быть основанием для проведения внеплановой проверки.
При этом необходимо учитывать, что «анонимные обращения» или обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), также не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В связи с чем, обращения, поступившие в Управление Росреестра по Томской области (далее – Управление), без указания сведений о почтовом адресе заявителя, рассматриваются как обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Управление, что не позволяет организовать и провести внеплановую проверку в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Внеплановые выездные проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть проведены только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В связи с чем, проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся Управлением после согласования таких проверок с Прокуратурой Томской области. Основными причинами для отказа Прокуратурой Томской области в согласовании проверок являются несоответствие заявлений и обращений граждан и организаций указанным выше требованиям законодательства, либо отсутствие оснований для проведения проверок (когда в обращениях не указаны вопросы надзор за исполнением которых отнесен к компетенции Управления).
Начальник отдела
государственного земельного надзора А.И. Ткачев
государственного земельного надзора А.И. Ткачев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), об учтенном недвижимом имуществе, его характеристиках, зарегистрированных на такое имущество правах, ограничениях (обременениях) прав, сделках с объектами недвижимости, являются общедоступными, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц. Исключение составляют сведения, доступ к которым ограничен Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) и которые могут быть предоставлены только правообладателям, их представителям, другим, установленным законом, категориям лиц (например, судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям) (ч. 1, 13 - 17 ст. 62 Закон о регистрации).
К сведениям открытого доступа относятся (ч. 7 ст. 62 Закона о регистрации):
1) описание объекта недвижимости,
2) зарегистрированные права на объект недвижимости,
3) ограничения прав и обременения такого объекта,
4) сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости,
5) сведения о возражении в отношении зарегистрированного права на него
6) либо о невозможности государственной регистрации без личного участия правообладателя или его законного представителя,
7) сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд,
8) сведения о наличии поступивших, но не рассмотренных заявлений о проведении государственной регистрации права (перехода, прекращения права), ограничения права или обременения объекта, сделки в отношении объекта,
9) сведения об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан, являющихся участниками долевого строительства, на строительство (создание) многоквартирных домов на земельном участке,
10) сведения, указанные в ч.6 ст.48 Закона о регистрации.
1) описание объекта недвижимости,
2) зарегистрированные права на объект недвижимости,
3) ограничения прав и обременения такого объекта,
4) сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости,
5) сведения о возражении в отношении зарегистрированного права на него
6) либо о невозможности государственной регистрации без личного участия правообладателя или его законного представителя,
7) сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд,
8) сведения о наличии поступивших, но не рассмотренных заявлений о проведении государственной регистрации права (перехода, прекращения права), ограничения права или обременения объекта, сделки в отношении объекта,
9) сведения об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан, являющихся участниками долевого строительства, на строительство (создание) многоквартирных домов на земельном участке,
10) сведения, указанные в ч.6 ст.48 Закона о регистрации.
Хотя сведения и именуются «общедоступными» — они предоставляются за плату.
Размер платы установлен Приказом Минэкономразвития от 10.05.2016 № 291.
Размер платы зависит от вида запрашиваемой информации, формы предоставления сведений (на бумажном носителе или в виде электронного документа), статуса заявителя (физическое или юридическое лицо).
На безвозмездной основе доступна только справочная информация о наличии либо отсутствии сведений об объекте недвижимости в ЕГРН, об имеющемся обременении /ограничении объекта недвижимости (без указания реквизитов документа, на основании которого зарегистрировано ограничение/ обременение, доли в праве ограниченной/обремененной), а также кадастровая стоимость, кадастровый (условный) номер, площадь, посредством сервиса, размещенного на официальном сайте Росреестра в режиме онлайн (https://rosreestr.ru/site).
Размер платы установлен Приказом Минэкономразвития от 10.05.2016 № 291.
Размер платы зависит от вида запрашиваемой информации, формы предоставления сведений (на бумажном носителе или в виде электронного документа), статуса заявителя (физическое или юридическое лицо).
На безвозмездной основе доступна только справочная информация о наличии либо отсутствии сведений об объекте недвижимости в ЕГРН, об имеющемся обременении /ограничении объекта недвижимости (без указания реквизитов документа, на основании которого зарегистрировано ограничение/ обременение, доли в праве ограниченной/обремененной), а также кадастровая стоимость, кадастровый (условный) номер, площадь, посредством сервиса, размещенного на официальном сайте Росреестра в режиме онлайн (https://rosreestr.ru/site).
Общедоступные сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в виде выписки из ЕГРН (ч. 6 ст. 62 Закона о регистрации):
- об объекте недвижимости (характеристики недвижимости и сведения о собственнике, а также ограничения и обременения);
- о переходе прав (история собственников недвижимости);
- о кадастровой стоимости.
- об объекте недвижимости (характеристики недвижимости и сведения о собственнике, а также ограничения и обременения);
- о переходе прав (история собственников недвижимости);
- о кадастровой стоимости.
Подать запрос на предоставление сведений можно одним из следующих способов:
- в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении в любой офис приема МФЦ независимо от места нахождения объекта недвижимости (по экстерриториальному принципу);
- в виде бумажного документа, отправленного по почте в один из органов регистрации прав согласно перечню, размещенному на официальном сайте Росреестра;
- в электронной форме, заполнив форму запроса, размещенную в разделе: «Электронные услуги и сервисы» на официальном сайте Росреестра или в «Личном кабинете» на официальном сайте Росреестра.
В случае представления запроса при личном обращении должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя (его представителя).
- в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении в любой офис приема МФЦ независимо от места нахождения объекта недвижимости (по экстерриториальному принципу);
- в виде бумажного документа, отправленного по почте в один из органов регистрации прав согласно перечню, размещенному на официальном сайте Росреестра;
- в электронной форме, заполнив форму запроса, размещенную в разделе: «Электронные услуги и сервисы» на официальном сайте Росреестра или в «Личном кабинете» на официальном сайте Росреестра.
В случае представления запроса при личном обращении должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя (его представителя).
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения Росреестром запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен законом (п. 9 ст. 62 Закона о регистрации).
При предоставлении сведений в форме электронного документа такой документ заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Росреестра.
При предоставлении сведений в форме бумажного документа такой документ подписывается уполномоченным должностным лицом Росреестра и заверяется оттиском печати данного органа.
При предоставлении сведений в форме электронного документа такой документ заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Росреестра.
При предоставлении сведений в форме бумажного документа такой документ подписывается уполномоченным должностным лицом Росреестра и заверяется оттиском печати данного органа.
Начальник отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН Т.А. Фёдорова
повышения качества данных ЕГРН Т.А. Фёдорова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Росреестр дает рекомендации владельцу земельного участка, как действовать, если сосед захватил его территорию и как обезопасить себя от нарушителей земельного законодательства.
Для того, чтобы защитить себя от противоправных действий соседа, гражданин должен быть правообладетелем земельного участка, границы которого он нарушил. Для этого права на участок должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) или подтверждаться правоустанавливающими документами (для ранее возникших прав).
Кроме того, прежде, чем пожаловаться на соседа, необходимо выяснить, установлены ли границы (проведено межевание) вашего и соседского земельного участка по правилам, предусмотренным законом: определены ли координаты характерных точек границ земельных участков. Если границы вашего участка не установлены, надо обратиться к кадастровому инженеру.
В том случае, если ваш сосед перенес забор и в результате незаконно занял часть вашего земельного участка, можно обратиться с заявлением в Управление Росреестра по Томской области, по адресу: ул. Пушкина, д. 34/1. Обратиться можно письменно или в электронном виде через сайт Росреестра.
На основании вашего заявления государственные инспекторы по использованию и охране земель проведут проверочные мероприятия и в случае подтверждения нарушения выдадут нарушителю предписание об его устранении, а также составят протокол об административном правонарушении.
За самовольное занятие земельного участка предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Для граждан такой штраф начисляется в размере от 1 до 1,5 процентов кадастровой стоимости занятой части земельного участка, но не менее 5 тысяч рублей.
Самовольное занятие земельного участка является одним из самых распространенных нарушений земельного законодательства. Так, за 4 месяца 2019 года государственными инспекторами Управления проведено 548 проверок соблюдения земельного законодательства, в ходе которых выявлено 351 нарушение.
К административной ответственности привлечено 89 нарушителей. Сумма административных штрафов, наложенных государственными, инспекторами составила 1 млн. 772 тыс. рублей. Общая сумма взысканных штрафов составила 1 млн. 136 тыс. рублей.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Если сосед по участку перенес забор и в результате незаконно занял часть вашего земельного участка, можно обратиться с заявлением в территориальный орган Росреестра или орган муниципального земельного контроля (при муниципальных администрациях). Обращаться надо в регионе, где расположен земельный участок.
Защитить себя от противоправных действий соседа может правообладетель земельного участка, права которого зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) или подтверждаются правоустанавливающими документами (для ранее возникших прав). Но, прежде чем пожаловаться на соседа, необходимо выяснить, установлены ли границы (проведено ли межевание) собственного и соседского земельного участка по правилам, предусмотренным законом.
В случае самовольного захвата вашей территории соседом в территориальный орган Росреестра можно обратиться письменно, в электронном виде через сайт Росреестра или на личном приеме в территориальном органе Росреестра. На основании вашего заявления государственные инспекторы по использованию и охране земель проведут проверочные мероприятия и в случае подтверждения нарушения выдадут нарушителю предписание об его устранении, а также составят протокол об административном правонарушении. За самовольное занятие земельного участка предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Для граждан такой штраф начисляется в размере от 1% до 1,5% кадастровой стоимости занятой части земельного участка, но не менее 5 тыс. рублей. Предписание выдается сроком на шесть месяцев.
Чтобы выяснить установлены ли границы, сведения о других характеристиках земельного участка, которые не указаны в полученной выписке из ЕГРН, можно обратиться в любой офис Кадастровой палаты за получением консультации. Письменная резолюция, выданная госучреждением по результатам консультационной услуги, может являться весомым аргументом и в суде при разрешении споров.
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Одними из самых распространенных нарушений земельного законодательства является самовольное занятие земельного участка, использование его без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также использование земельных участков не по целевому назначению.
За 4 месяца 2019 года государственными инспекторами Управления проведено 548 проверок соблюдения земельного законодательства, в ходе которых выявлено 351 нарушение.
К административной ответственности привлечено 89 нарушителей. Сумма административных штрафов, наложенных государственными инспекторами, составила 1 млн 772 тыс. рублей. Общая сумма взысканных штрафов составила 1 млн 136 тыс. рублей.
Управление Росреестра по Томской области рекомендует гражданам использовать предоставленные земельные участки в отведенных границах, а также необходимо знать целевое назначение и разрешенное использование предоставленных им участков и использовать земли, как установлено статьей 42 Земельного кодекса РФ, согласно установленному правовому режиму.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Федеральная кадастровая палата в рамках Всероссийской недели правовой помощи владельцам загородной недвижимости провела «горячие линии» и дни открытых дверей во всех региональных филиалах. Эксперты по всей стране провели тысячи консультаций и ответили на вопросы владельцев приусадебных участков. Особенно популярными в период старта дачного сезона стали запросы в отношении продления «дачной амнистии» и получения рекомендаций при сделках купли-продажи.
В преддверии дачного сезона во всех филиалах Кадастровой палаты по субъектам Российской Федерации организовано консультирование владельцев загородной недвижимости. За консультациями к специалистам обратились около пяти тысяч граждан. Особенно активно граждане обращались за консультациями к специалистам в Астраханской, Брянской, Нижегородской, Орловской, Самарской и Саратовской областях, Москве и Санкт-Петербурге.
Наибольшее количество вопросов касались порядка постановки на учет и оформления в собственность домов и земельных участков после окончания «дачной амнистии» (около 31% от общего количества поступивших вопросов). На втором месте по популярности у граждан оказался вопрос о необходимости оформления хозяйственных построек: сараев, теплиц и пр. (около 22% от всего количества обращений). Весомую долю заняли вопросы, возникающие в связи со вступлением закона «о садоводстве и огородничестве» (около 19% вопросов). В частности, можно ли прописаться в садовом доме и как перевести его в жилой.
Кроме того, собственников недвижимости интересовала тема определения кадастровой стоимости и расчета налога на имущество, а также процедура оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости (в совокупности около 14% от всех обращений). Также среди наиболее популярных для россиян вопросов – необходимость уточнения границ земельного участка и получение детальных рекомендаций, как обезопасить сделки с загородной недвижимостью.
Как отметил глава Федеральной кадастровой палаты Парвиз Тухтасунов, изменения «дачного» законодательства породило вопросы со стороны граждан, поэтому проведение единой недели консультаций помогло многим дачникам получить ответы на конкретные «личные» вопросы. «В рамках Недели правовой помощи эксперты Кадастровой палаты провели около пяти тысяч консультаций граждан, используя удобные каналы коммуникации. Это и личный прием в филиалах, дни открытых дверей, телефонные горячие линии и даже чаты в социальных сетях», - сказал руководитель Федеральной кадастровой палаты Росреестра Парвиз Тухтасунов. По его словам, при совершении операций с недвижимостью получение квалифицированной консультации имеет особое значение. Проведение горячих линий способствует снижению количества решений о приостановлении или отказе в постановке объектов недвижимости на кадастровый учет, позволяет ликвидировать риски неправильной трактовки законодательства и обезопасить граждан от проведения непрозрачных сделок.
В 2019 году проведение тематических «горячих линий» Федеральной кадастровой палатой станет регулярным, чтобы граждане со всей страны могли получить разъяснения специалистов по наиболее актуальным вопросам.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Положения части 1 ст. 51 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о недвижимости) предусматривают, что государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.
Для любого договора, в том числе и для договора аренды, существенным является условие о предмете договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Для согласования предмета, в первую очередь, в договоре необходимо указывать данные, которые позволяют определенно установить имущество, передаваемое арендатору в качестве объекта аренды (наименование, индивидуальные характеристики).
Если таких данных в договоре не будет, условие об объекте считается не согласованным сторонами, а договор не считается заключенным (п. 3 ст. 607 ГК РФ).
Согласно части 5 ст. 44 Закона о недвижимости, если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления, то есть отдельного заявления на постановку на учет такой части не требуется, в этом случае учет и регистрация договора аренды проводятся одновременно, в рамках одной процедуры (п. 4 ч. 3 ст. 14 Закона о недвижимости).
Исходя из части 1 ст. 15 Закона о недвижимости, государственный кадастровый учет в связи с образованием части помещения и государственная регистрация аренды осуществляются на основании заявления собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости.
При этом с учетом части 1 ст. 51 Закона о недвижимости, с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
Помимо заявления для учета части объекта недвижимости с последующей регистрацией аренды этой части необходимо представить следующие документы (примерный перечень документов):
- договор аренды (не менее чем в двух подлинниках, если сделка совершена в простой письменной форме; не менее одного подлинника и копии, если регистрируется нотариально удостоверенная сделка);
- нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая полномочия представителя на подписание договора аренды со стороны арендодателя, если он подписан представителем;
- нотариально удостоверенная доверенность представителя заявителя, если документы для регистрации подаются представителем одной из сторон договора;
- документ, подтверждающий полномочия лица, которое действует от имени организации без доверенности, например, если обращается руководитель (такими документами могут быть, например, протокол общего собрания участников ООО или АО).
В отдельных ситуациях могут потребоваться и иные документы. Документы, подтверждающие полномочия, а также иные документы необходимо предоставить в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинным.
Если одновременно проводится регистрация договора аренды и кадастровый учет части объекта недвижимости, необходимо дополнительно приложить технический план (здания, сооружения, помещения и т.д.). В нем должны быть отражены сведения о части (частях) зданий, сооружений, помещений, единого недвижимого комплекса.
Такие планы нужно предоставить в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Их можно не представлять, если они находятся на временном хранении в электронном хранилище Росреестра. В этом случае в заявлении необходимо указать идентифицирующий номер документа.
Технический план не потребуется, если ранее часть объекта недвижимости уже ставилась на кадастровый учет, но была снята в связи с прекращением ограничения (обременения). В этом случае часть недвижимости будет поставлена на учет по ранее представленному техническому плану при условии, что не изменились ее границы.
По своей инициативе заявители могут представить документы, которые орган регистрации получает в порядке межведомственного взаимодействия. К ним относятся, например, документ об уплате госпошлины, учредительные документы юридического лица (стороны сделки).
Вместе с тем, орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем. В целях избежания возврата документов без рассмотрения, документ об уплате государственной пошлины можно сразу приложить к заявлению о государственной регистрации.
Начальник отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки Т.М. Никитюк