Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 
Не так давно в России вступили в силу изменения в Жилищном кодексе РФ, касающиеся размещения коммерческих объектов в жилых домах. В большинстве жилых многоэтажек квартиры соседствуют с офисами, магазинами, аптеками и другими коммерческими объектами. Закон разрешает организовывать бизнес в специально оборудованных нежилых помещениях многоквартирного дома и даже использовать для профессиональных и предпринимательских целей собственную квартиру. Эксперты Федеральной кадастровой палаты Росреестра разъяснили, какие виды коммерческой деятельности можно вести в многоэтажном жилом доме. 
Многоквартирный дом – это здание, большая часть которого отведена под жилые помещения. Во многих домах старой застройки квартиры на первых этажах давно переведены собственниками в разряд нежилых, переоборудованы и функционируют как торговые точки и предприятия сферы услуг. В современных новостройках первые этажи изначально проектируются застройщиками как нежилые – для размещения различных объектов коммерции. Помещения оснащены отдельными входами, витринами, подключены к инженерным системам. Закон позволяет гражданам менять назначение помещения с жилого на нежилое и обратно и устанавливает определенные стандарты для эксплуатации помещения в зависимости от выбранного назначения.
Жилые помещения
Российское законодательство допускает использование жилых помещений не только по прямому назначению – для проживания, но также для ведения бизнеса.
Так, согласно статье 17 Жилищного кодекса, профессиональную или индивидуальную предпринимательскую деятельность в жилом помещении могут вести законно проживающие в нем граждане, при условии, что будут соблюдены права других жильцов, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Другими словами, работа предпринимателя не должна доставлять неудобств другим жильцам квартиры, а также соседям по дому, приводить к нарушению санитарных норм и правил техники безопасности при эксплуатации жилого помещения, наносить ущерб инженерному оборудованию или конструкции здания. Вести бизнес в домашних условиях имеют право физические лица, зарегистрировавшиеся как индивидуальные предприниматели или самозанятые. Часто дом и работу таким образом совмещают репетиторы, переводчики, юристы, бухгалтеры, программисты, веб-дизайнеры, портные и т.д. Кроме того, в некоторых квартирах жилых домов всё еще действуют малые средства размещения: мини-гостиницы и хостелы.
«Возможность оказывать гостиничные услуги в жилых помещениях многоквартирных домов прекратится с момента вступления в силу поправки в Жилищный кодекс, согласно которой «жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг». Таким образом, с 1 октября мини-предприятия гостиничного бизнеса можно будет организовывать только в нежилом фонде», - говорит эксперт Федеральной кадастровой палаты Надежда Лещенко.
Действующее законодательство также не препятствует организации в квартире небольшого частного производства, например, по изготовлению тортов, фасовке и упаковке товаров, мыловарению. Но рассчитывать на большие объемы выработки не получится: Жилищный кодекс запрещает размещать в жилых помещениях промышленные производства. Таким образом, возможность использования приборов или станков, нарушающих допустимые уровни шума или вибрации и потребляющих большое количество электроэнергии, автоматически исключаются.
Другой запрет Жилищного кодекса распространяется на ведение в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
При желании масштабировать бизнес, организовать в многоквартирном доме полноценный офис, бюро, ателье, магазин, кафе-кондитерскую – с вывеской, отдельным входом и штатом сотрудников – предпринимателю придется перебазироваться из квартиры в помещение с назначением «нежилое».
Нежилые помещения
Нежилые помещения в многоквартирном доме предназначены только для ведения коммерческой, административной, общественной и другой деятельности и не могут использоваться для временного или постоянного проживания граждан. Как правило, в них располагаются магазины, аптеки, салоны красоты, офисы, медицинские учреждения, детские сады, предприятия коммунально-бытовой сферы и т.д
Деятельность в нежилом помещении строго ограничена противопожарными, санитарными и градостроительными нормами и не должна приводить к загрязнению воздуха и территории жилой застройки, превышению допустимого уровня шума, создавать угрозу жизни или здоровью жильцов дома. В частности, закон запрещает размещать в жилых домах магазины по продаже москательно-химических товаров, взрывоопасных веществ и материалов, синтетических ковровых изделий, автозапчастей, шин, автомобильных масел.
Под запрет также попадают заведения, работающие после 23 часов, учреждения и магазины ритуальных услуг, склады любого назначения, специализированные рыбные магазины, бани и сауны, прачечные и химчистки, общественные туалеты.
В многоквартирных домах нежилые помещения зачастую располагаются на первых и цокольных этажах. Не запрещено размещать их и выше, но в таком случае находящиеся непосредственно под ними объекты недвижимости тоже должны быть нежилыми. По закону, каждый нежилой объект необходимо оснастить отдельным входом, поэтому владельцы квартир на этажах выше первого редко пользуются правом сменить назначение помещения на «нежилое»: практика показывает, что посещаемость коммерческого объекта во многом зависит от его доступности.
В большинстве случаев в нежилой фонд переводят свои квартиры жильцы первых этажей в типовых многоэтажках, проекты которых не предполагали устройства специальных помещений для ведения бизнеса. Правда, с недавнего времени эта процедура сильно усложнилась. Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», прежде чем обращаться в уполномоченный орган с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое, собственник должен заручиться письменным согласием каждого владельца примыкающих к его квартире помещений, а также большинством голосов владельцев жилых и нежилых помещений, расположенных в доме и подъезде.
Закон не имеет обратного действия, но наделяет жильцов правом решать, будет ли открыто очередное коммерческое помещение в их доме. «Нововведения, прежде всего, направлены на защиту тех собственников, которые фактически покупали квартиры, соседствующие с «жилыми» первыми этажами, но через время столкнулись с потенциальной возможностью соседствовать с офисом», - говорит эксперт.

 
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
Телефон (3822)52-62-52 (вн.2419)
 
Порядок передачи прав на закладную и залог закладной закреплены Федеральным законом от 16.07.1998 №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее - Закон об ипотеке).
Владелец закладной может передать свои права по закладной другому лицу. Передача прав на закладную другому лицу означает передачу тем самым этому лицу всех удостоверяемых ею прав в совокупности. Законному владельцу закладной принадлежат все удостоверенные ею права, в том числе права залогодержателя и права кредитора по обеспеченному ипотекой обязательству.
Кредитор вправе передать права на закладную любым третьим лицам. Надписи на закладной, запрещающие ее последующую передачу другим лицам, ничтожны.
При передаче прав по закладной также происходит передача персональных данных физического лица-залогодателя. При этом согласие такого физического лица на эту передачу не является обязательным.
Согласно ст. 48 Закона об ипотеке передача прав по закладной происходит путем совершения сделки в простой письменной форме. На закладной лицо, предающее права по ней, делает отметку о новом владельце.
В отметке должно быть точно и полно указано имя (наименование) лица, которому переданы права на закладную. Отметка должна быть подписана указанным в документарной закладной залогодержателем или, если эта надпись не является первой, владельцем закладной, указанным в предыдущей отметке. Если отметка делается лицом, действующим по доверенности, указываются сведения о дате выдачи, номере доверенности и, если доверенность нотариально удостоверена, нотариусе, удостоверившем доверенность.
В случае обездвижения документарной закладной или выдачи электронной закладной переход прав осуществляется путем внесения соответствующей записи по счету депо. Права на обездвиженную документарную закладную или электронную закладную переходят к приобретателю с момента внесения приходной записи по счету депо приобретателя, которая является достаточным доказательством наличия у приобретателя прав на соответствующую закладную. При этом отметка на документарной закладной о ее новом владельце не делается.
Если третье лицо исполнило за должника обеспеченное ипотекой обязательство в полном объеме, оно вправе требовать передачи ему документарной закладной либо перевода прав на обездвиженную документарную закладную. При отказе залогодержателя передать документарную закладную третье лицо может требовать передачи ему документарной закладной в судебном порядке.
Закон об ипотеке также регулирует порядок залога закладной, при этом следует учитывать, что залог закладной - это не залог объекта недвижимости, а залог ценной бумаги (прав, удостоверенных этой бумагой).
Согласно ст. 49 Закона об ипотеке закладная может быть заложена по договору о залоге закладной без передачи или с передачей ее другому лицу (залогодержателю закладной) в обеспечение обязательства по кредитному договору или иного обязательства, возникшего между этим лицом и залогодержателем, первоначально названным в закладной, либо ее иным законным владельцем (ипотечным залогодержателем).
При заключении договора о залоге закладной стороны вправе предусмотреть:
1) обращение взыскания на заложенное имущество в порядке, установленном статьей 349 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) передачу прав по закладной в порядке, на условиях и с последствиями, которые предусмотрены статьей 48 Закона об ипотеке;
3) право залогодержателя по истечении определенного срока продать закладную с тем, чтобы удержать из вырученных денег сумму обеспеченного ее залогом обязательства. В этом случае указанное право должно быть предусмотрено специальной залоговой передаточной надписью на такой закладной (специальная залоговая передаточная надпись делается ипотечным залогодержателем на документарной закладной).
В случае, если осуществляется обездвижение документарной закладной или выдана электронная закладная, специальная залоговая передаточная надпись отражается депозитарием в виде специальной записи по счету депо на основании распоряжения владельца закладной.
При исполнении обеспеченного залогом закладной обязательства в полном объеме специальная залоговая передаточная надпись погашается путем совершения залогодержателем закладной отметки о погашении такой надписи либо, если осуществляется обездвижение документарной закладной или выдана электронная закладная, путем внесения депозитарием на основании распоряжения залогодержателя закладной соответствующей записи о погашении по счету депо.
 
Начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Т.М. Никитюк
 
Государственная регистрации прав и сделок на объекты недвижимого имущества осуществляется в сроки, установленные действующим законодательством. При современном ритме жизни заявители не всегда успевают вовремя забрать документы после проведения государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав. 
По результатам оказания государственной услуги Росреестра документы, подлежащие выдаче заявителю либо его законному представителю находятся в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) 30 рабочих дней с даты окончания срока государственной регистрации.
Для заявителей является удобным получить документы после государственной регистрации именно в том МФЦ, где изначально они были сданы. Именно в течение 30 рабочих дней после окончания срока регистрации документы можно получить без дополнительных заявлений.
В соответствии с соглашением о взаимодействии между ОГКУ «ТО МФЦ», Управлением Росреестра по Томской области и филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области, после оформления документов на государственный кадастровый учёт и (или) государственную регистрацию прав и выдачу документов в бумажном виде в МФЦ готовые документы (результат услуги) хранится по месту обращения заявителя в офисе МФЦ в течение 30 календарных дней с даты окончания срока государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
В случае если заявитель не обратился в МФЦ за выдачей результата услуги в течение 30 календарных дней, то принятые документы по результатам оказания государственных услуг по государственной регистрации прав и единой процедуре, передаются из МФЦ в регистрирующий орган на хранение, как невостребованные. Невостребованные заявителем (либо его законным представителем) документы по результатам оказания государственной услуги по государственному кадастровому учету подлежат передаче на хранение в территориальный отдел филиал Кадастровой палаты по Томской.
Для получения невостребованных документов заявитель (либо его законный представитель), в обоих указанных выше случаях, должен обратиться в МФЦ, по месту подачи документов, с заявлением.
В заявлении должны быть указаны реквизиты расписки в получении документов:
- адрес объекта недвижимости:
- фамилия, имя, отчество правообладателя;
- дата окончания срока регистрации;
- входящий номер по расписке в получении документов.
Выдача заявителю невостребованных документов производится в офисах филиала Кадастровой палаты по Томской области бесплатно, так же возможна курьерская доставка невостребованных документов за плату.
Обращаем Ваше внимание, что порядок хранения и выдачи невостребованных документов действует только в отношении документов, представленных в орган регистрации прав для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав после 01.01.2019. Документы, поступившие в орган регистрации прав до указанной даты, подлежат хранению в территориальных отделах Управления Росреестра по Томской области по месту нахождения объекта недвижимого имущества.
 
Начальник Парабельского межмуниципального отдела М.И. Новиков
 
Статьей 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность. 
Административное наказание по ст. 7.34 КоАП РФ предусмотрено в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ, до 1 января 2016 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ не обязаны переоформлять право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками следующие лица: органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные), казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Таким образом, юридические лица, не исполнившие обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок на право аренды или приобретение земельного участка в собственность подлежат административной ответственности по ст. 7.34 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 74 Земельного кодекса Российской Федерации привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред. Поэтому для устранения нарушения действующего законодательства юридическому лицу, на которое земельным законодательством возложена соответствующая обязанность, необходимо переоформить права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести их в собственность.

Начальник отдела государственного земельного надзора А.И. Ткачев
 
5 июля 2019 года вступил в силу приказ Минэкономразвития, который упрощает порядок нотариального ведения наследственных дел. Согласно приказу, нотариусы получают возможность напрямую запрашивать сведения из ЕГРН о документах-основаниях регистрации вещного права наследодателя. Расширение перечня предоставляемых нотариусу сведений из госреестра Кадастровой палатой позволит упросить процесс оформления наследства для граждан. 
При открытии наследственного дела для удостоверения прав на недвижимое имущество требуется представить нотариусу документы, на основании которых зарегистрировано вещное право. Теперь нотариус по запросу может получить сведения о документах, на основании которых зарегистрировано право наследодателя. Ранее такие сведения предоставлялись только по запросу правообладателя, его законного представителя или доверенного лица. Нотариус не имел возможности запрашивать эту информацию из ЕГРН самостоятельно.
Приказ Минэкономразвития от 20.03.2019 № 144 наделил нотариуса правом заверять и направлять в Федеральную кадастровую палату запрос о получении сведений из ЕГРН о документах-основаниях осуществления государственной регистрации вещного права.
«Расширение перечня сведений, которые нотариус вправе самостоятельно запрашивать из ЕГРН, позволяет урегулировать вопрос получения документов, необходимых для ведения наследственных дел, без посредничества наследников. Нотариус может запросить данные в бумажном или электронном виде, самостоятельно подписав запрос. Таким образом, при оформлении наследства гражданам станет проще получить нотариальное удостоверение имущественных прав», - сказала замглавы Федеральной кадастровой палаты Росреестра Марина Семенова.
 
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
Телефон (3822)52-62-52 (вн.2419)
 
С 1 июля 2019 года в России начинает действовать правило обязательного использования эскроу-счетов: переход от долевого финансирования строительства к проектному обусловлен необходимостью минимизировать риски для всех участников рынка первичной недвижимости. По мнению экспертов Федеральной Кадастровой палаты, новая инвестиционная модель упростит гражданам задачу по оформлению собственности в новостройке.
Согласно новым правилам, покупатели квартир больше не перечисляют деньги застройщику, а хранят средства на сберегательных счетах эскроу. Застройщик ведет строительство за счет собственных средств или банковского кредита. Доступ к эскроу-счетам застройщик получает только после того, как представит банку разрешение на ввод дома в эксплуатацию и подтверждение регистрации прав собственности как минимум одного объекта долевого строительства (п. 6 ст. 15. 5, Федеральный закон № 214-ФЗ). Таким образом, финансовым гарантом дольщиков выступает банк, а для застройщика создаются условия, в которых своевременная сдача объекта и проведение процедуры кадастрового учета становятся важными составляющими успешного завершения проекта.
«До настоящего времени проблемы дольщиков не ограничивались серьезными финансовыми рисками. Часто, даже после получения ключей, собственники помещений многоквартирного дома не могли зарегистрировать права на квартиру. Происходило это из-за того, что необходимая для регистрации процедура кадастрового учета по той или иной причине затягивалась, а единственными лицами, заинтересованными в решении вопроса, оказывались сами собственники», - говорит эксперт Федеральной кадастровой палаты Росреестра Надежда Лещенко.
Обеспечить кадастровый учет многоквартирного дома обязан орган власти, уполномоченный выдавать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. В срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения госорган должен направить в орган регистрации прав заявление о проведении кадастрового учета с приложением необходимых документов.
Далее в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления специалисты вносят в ЕГРН сведения обо всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, общедомовом имуществе, машино-местах, вспомогательных помещениях. При наличии в техническом плане ошибок на их исправление отводится до трех месяцев, проведение кадастрового учета на это время приостанавливается.
Действующий закон не обязывает застройщика участвовать в постановке объекта на кадастровый учет: обязательства застройщика перед жильцами заканчивается подписанием акта приема-передачи квартиры. «Благодаря новой инвестиционной схеме застройщик разделит интересы жильцов: только проведя кадастровый учет и запустив процедуру регистрации квартир в собственность, он сможет получить от банка средства дольщиков, – поясняет Надежда Лещенко.
Подать заявление и документы на регистрацию прав собственности можно в офисе МФЦ, на сайте Росреестра или портале госуслуг. Не позднее чем через семь рабочих дней заявитель станет полноправным владельцем недвижимости. «Состав пакета документов зависит от условий приобретения недвижимости. Имеет значение, использовались ли кредит или ипотека, привлекалось ли доверенное лицо, есть ли среди владельцев квартиры несовершеннолетние, – поясняет Надежда Лещенко. – При этом обязательно надо представить договор долевого участия и акт приема-передачи».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 22 апреля 2019 г. № 480, застройщик может привлекать средства дольщиков по старой схеме, если его проект завершен на 30% и не менее 10% общей площади жилых и нежилых помещений, включая машино-места, будет продано без использования эскроу-счетов. Готовность объекта может составлять 15%, если строительство ведется в рамках развития застроенной территории, комплексного освоения территории или по договорам с органами власти, предусматривающим передачу объектов социальной или инженерной инфраструктуры в государственную или муниципальную собственность либо снос ветхого и аварийного жилья.
«В то же время закон предусматривает возможность заключать договоры долевого участия без использования эскроу-счетов и после 1 июля 2019 года – для девелоперов, чьи проекты частично завершены. Данное отступление позволит сделать переход к новой инвестиционной модели более плавным, чтобы российский строительный бизнес продолжал развиваться без потрясений», – отмечает эксперт.
Если застройщик включен в перечень системообразующих российских организаций и получил разрешения на строительство многоквартирных домов общей площадью не менее 4 млн м² на территории 4 субъектов РФ, строительная готовность объекта может составлять 6%. Такая же планка установлена для застройщиков, взявших на себя обязательства по завершению долевого долгостроя вместо компаний-банкротов. Постановление также предусматривает право регионов устанавливать собственные критерии и случаи их применения, при условии предоставления финансовых гарантий завершения строительства, которое велось без использования эскроу-счетов.
 
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
Кадастровая палата сообщает, что за пять месяцев 2019 года жители Томской области подали через офисы МФЦ свыше трех тыс. заявлений в порядке единой процедуры государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Возможность использовать единую процедуру осуществления учетно-регистрационных действий появилась у заявителей с введением в силу с 1 января 2017 года ФЗ № 218 "О государственной регистрации недвижимости". Законом предусмотрено несколько случаев подачи документов в порядке единой процедуры - в связи с созданием, образованием объекта недвижимости или прекращением его существования.
Ранее, прежде чем зарегистрировать право собственности, требовалось сначала поставить объект недвижимости на кадастровый учет, а затем подать заявление на регистрацию права. На проведение каждой государственной услуги отводилось по 10 дней.
Единая процедура предполагает подачу только одного заявления одновременно на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, что значительно экономит время граждан. Теперь две услуги можно получить, подав одно заявление, а на обе процедуры отводится не более 10 рабочих дней. При подаче документов через МФЦ срок увеличится на 2 дня. В настоящее время на сайте Росреестра через сервис «Личный кабинет правообладателя» можно подать заявление в рамках единой процедуры в электронном виде.
 
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
Государственный земельный надзор осуществляется в соответствии c Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, Законодательством РФ в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации.
Основной задачей государственного земельного надзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, a также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
В соответствии c Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, Федеральная служба государственной регистрации‚ кадастра и картографии (Росреестр) и её территориальные органы осуществляют надзор за соблюдением:
  • требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
  • требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
  • требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии c их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
  • требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
  • требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
  • требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное использования по целевому назначению;
  • требований законодательства, связанных c выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации‚ кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации‚ кадастра и картографии функции по осуществлению государственного
земельного надзора, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 486.
Государственный земельный надзор осуществляется в форме:
  • проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки;
  • принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
  • систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства. Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков на предмет соответствия их содержания законодательству Российской Федерации, a также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством;
  • проведения анализа и прогнозирования состояния исполнения земельного законодательства. 
Должностные лица Росреестра (его территориальные органы) при проведении проверок имеют право, в пределах своей компетенции, составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.1, 7.34, частями 1, 3 И 4 статьи 8.8, статьями 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 25 и 26 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 1 статьи 19.26 И частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
В ходе осуществления государственного земельного надзора выявленное правонарушение не может быть снято с контроля до его полного устранения.
 
Заместитель главного государственного инспектора
г. Стрежевого Томской области
по использованию и охране земель
Балян Ирина Викторовна
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), об учтенном недвижимом имуществе, его характеристиках, зарегистрированных на такое имущество правах, ограничениях (обременениях) прав, сделках с объектами недвижимости, являются общедоступными, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц. Исключение составляют сведения, доступ к которым ограничен Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) и которые могут быть предоставлены только правообладателям, их представителям, другим, установленным законом, категориям лиц (например, судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям) (ч. 1, 13 - 17 ст. 62 Закон о регистрации).
К сведениям открытого доступа относятся (ч. 7 ст. 62 Закона о регистрации):
1) описание объекта недвижимости,
2) зарегистрированные права на объект недвижимости,
3) ограничения прав и обременения такого объекта,
4) сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости,
5) сведения о возражении в отношении зарегистрированного права на него
6) либо о невозможности государственной регистрации без личного участия правообладателя или его законного представителя,
7) сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд,
8) сведения о наличии поступивших, но не рассмотренных заявлений о проведении государственной регистрации права (перехода, прекращения права), ограничения права или обременения объекта, сделки в отношении объекта,
9) сведения об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан, являющихся участниками долевого строительства, на строительство (создание) многоквартирных домов на земельном участке,
10) сведения, указанные в ч.6 ст.48 Закона о регистрации.
 
Хотя сведения и именуются «общедоступными» — они предоставляются за плату.
Размер платы установлен Приказом Минэкономразвития от 10.05.2016 № 291.
Размер платы зависит от вида запрашиваемой информации, формы предоставления сведений (на бумажном носителе или в виде электронного документа), статуса заявителя (физическое или юридическое лицо).
На безвозмездной основе доступна только справочная информация о наличии либо отсутствии сведений об объекте недвижимости в ЕГРН, об имеющемся обременении /ограничении объекта недвижимости (без указания реквизитов документа, на основании которого зарегистрировано ограничение/ обременение, доли в праве ограниченной/обремененной), а также кадастровая стоимость, кадастровый (условный) номер, площадь, посредством сервиса, размещенного на официальном сайте Росреестра в режиме онлайн (https://rosreestr.ru/site).
 
Общедоступные сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в виде выписки из ЕГРН (ч. 6 ст. 62 Закона о регистрации):
- об объекте недвижимости (характеристики недвижимости и сведения о собственнике, а также ограничения и обременения);
- о переходе прав (история собственников недвижимости);
- о кадастровой стоимости.
 
Подать запрос на предоставление сведений можно одним из следующих способов:
- в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении в любой офис приема МФЦ независимо от места нахождения объекта недвижимости (по экстерриториальному принципу);
- в виде бумажного документа, отправленного по почте в один из органов регистрации прав согласно перечню, размещенному на официальном сайте Росреестра;
- в электронной форме, заполнив форму запроса, размещенную в разделе: «Электронные услуги и сервисы» на официальном сайте Росреестра или в «Личном кабинете» на официальном сайте Росреестра.
В случае представления запроса при личном обращении должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя (его представителя).
 
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения Росреестром запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен законом (п. 9 ст. 62 Закона о регистрации).
При предоставлении сведений в форме электронного документа такой документ заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Росреестра.
При предоставлении сведений в форме бумажного документа такой документ подписывается уполномоченным должностным лицом Росреестра и заверяется оттиском печати данного органа.
 
Начальник отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН Т.А. Фёдорова
Если сосед по участку перенес забор и в результате незаконно занял часть вашего земельного участка, можно обратиться с заявлением в территориальный орган Росреестра или орган муниципального земельного контроля (при муниципальных администрациях). Обращаться надо в регионе, где расположен земельный участок.
Защитить себя от противоправных действий соседа может правообладетель земельного участка, права которого зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) или подтверждаются правоустанавливающими документами (для ранее возникших прав). Но, прежде чем пожаловаться на соседа, необходимо выяснить, установлены ли границы (проведено ли межевание) собственного и соседского земельного участка по правилам, предусмотренным законом.
В случае самовольного захвата вашей территории соседом в территориальный орган Росреестра можно обратиться письменно, в электронном виде через сайт Росреестра или на личном приеме в территориальном органе Росреестра. На основании вашего заявления государственные инспекторы по использованию и охране земель проведут проверочные мероприятия и в случае подтверждения нарушения выдадут нарушителю предписание об его устранении, а также составят протокол об административном правонарушении. За самовольное занятие земельного участка предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Для граждан такой штраф начисляется в размере от 1% до 1,5% кадастровой стоимости занятой части земельного участка, но не менее 5 тыс. рублей. Предписание выдается сроком на шесть месяцев.
Чтобы выяснить установлены ли границы, сведения о других характеристиках земельного участка, которые не указаны в полученной выписке из ЕГРН, можно обратиться в любой офис Кадастровой палаты за получением консультации. Письменная резолюция, выданная госучреждением по результатам консультационной услуги, может являться весомым аргументом и в суде при разрешении споров.
 
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
Федеральная кадастровая палата в рамках Всероссийской недели правовой помощи владельцам загородной недвижимости провела «горячие линии» и дни открытых дверей во всех региональных филиалах. Эксперты по всей стране провели тысячи консультаций и ответили на вопросы владельцев приусадебных участков. Особенно популярными в период старта дачного сезона стали запросы в отношении продления «дачной амнистии» и получения рекомендаций при сделках купли-продажи.
В преддверии дачного сезона во всех филиалах Кадастровой палаты по субъектам Российской Федерации организовано консультирование владельцев загородной недвижимости. За консультациями к специалистам обратились около пяти тысяч граждан. Особенно активно граждане обращались за консультациями к специалистам в Астраханской, Брянской, Нижегородской, Орловской, Самарской и Саратовской областях, Москве и Санкт-Петербурге.
Наибольшее количество вопросов касались порядка постановки на учет и оформления в собственность домов и земельных участков после окончания «дачной амнистии» (около 31% от общего количества поступивших вопросов). На втором месте по популярности у граждан оказался вопрос о необходимости оформления хозяйственных построек: сараев, теплиц и пр. (около 22% от всего количества обращений). Весомую долю заняли вопросы, возникающие в связи со вступлением закона «о садоводстве и огородничестве» (около 19% вопросов). В частности, можно ли прописаться в садовом доме и как перевести его в жилой.
Кроме того, собственников недвижимости интересовала тема определения кадастровой стоимости и расчета налога на имущество, а также процедура оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости (в совокупности около 14% от всех обращений). Также среди наиболее популярных для россиян вопросов – необходимость уточнения границ земельного участка и получение детальных рекомендаций, как обезопасить сделки с загородной недвижимостью.
Как отметил глава Федеральной кадастровой палаты Парвиз Тухтасунов, изменения «дачного» законодательства породило вопросы со стороны граждан, поэтому проведение единой недели консультаций помогло многим дачникам получить ответы на конкретные «личные» вопросы. «В рамках Недели правовой помощи эксперты Кадастровой палаты провели около пяти тысяч консультаций граждан, используя удобные каналы коммуникации. Это и личный прием в филиалах, дни открытых дверей, телефонные горячие линии и даже чаты в социальных сетях», - сказал руководитель Федеральной кадастровой палаты Росреестра Парвиз Тухтасунов. По его словам, при совершении операций с недвижимостью получение квалифицированной консультации имеет особое значение. Проведение горячих линий способствует снижению количества решений о приостановлении или отказе в постановке объектов недвижимости на кадастровый учет, позволяет ликвидировать риски неправильной трактовки законодательства и обезопасить граждан от проведения непрозрачных сделок.
В 2019 году проведение тематических «горячих линий» Федеральной кадастровой палатой станет регулярным, чтобы граждане со всей страны могли получить разъяснения специалистов по наиболее актуальным вопросам.