Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Правообладатели земельных участков или объектов капитального строительства могут заметить необычные металлические пирамиды, бетонные столбы или деревянные сооружения. Эти сооружения - геодезические знаки. Их назначение - служить опорными пунктами государственной геодезической сети, отмечая на местности точки, координаты которых определены с высокой точностью.
Геодезический знак — это сооружение на геодезическом пункте, служащее для обозначения геодезического пункта на местности, а также для установки геодезического инструмента. Сами геодезические пункты состоят, как правило, из наземного сооружения – геодезического знака, подземного сооружения – центра геодезического пункта, а также наружного оформления в виде окопки или насыпи. Главной частью геодезического пункта является заглубленный в грунт центр. Он и является носителем координат. В городах геодезические пункты часто располагаются на зданиях.
У правообладателей объектов недвижимости, на которых расположены геодезические пункты и их охранные зоны, возникает административная ответственность за уничтожение, повреждение пунктов ГГС, а также за неуведомление территориального Управления Росреестра об уничтожении, повреждении или о сносе таких пунктов.
Для ведения Единого государственного реестра недвижимости на территории Томской области используется 1865 пунктов ГГС. В отношении всех пунктов ГГС выявлены правообладатели объектов недвижимости, в адрес которых Управлением Росреестра по Томской области направлены уведомления об ответственности за уничтожение, повреждение пунктов ГГС.
От собственников, арендаторов и пользователей объектов недвижимости требуется – не уничтожать геодезические пункты, уведомлять о случаях повреждения или их уничтожения, а также не препятствовать деятельности заинтересованных лиц, занимающихся топографо-геодезическими, землеустроительными и кадастровыми работами.
В целях обеспечения сохранности геодезических пунктов Управлением выполнена работа по внесению в ЕГРН сведений об охранных зонах пунктов ГГС.
Границы охранной зоны пункта на местности представляют собой квадрат (сторона 4 метра), стороны которого ориентированы по сторонам света и центральной точкой (точкой пересечения диагоналей) которого является центр пункта.
Существует ряд ограничений деятельности внутри охранных зон геодезических пунктов. В частности, в пределах границ охранных зон пунктов запрещается использование земельных участков для осуществления видов деятельности, приводящих к повреждению или уничтожению наружных опознавательных знаков пунктов, нарушению неизменности местоположения их центров, уничтожению, перемещению, засыпке или повреждению составных частей пунктов. Также на земельных участках в границах охранных зон пунктов запрещается проведение работ, размещение объектов и предметов, которые могут препятствовать доступу к пунктам.
По вопросам уведомления о случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов необходимо обращаться в отдел землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления по адресу: 634069, г. Томск, пр. Ленина, 111, каб. 53, тел. 8(3822) 51-36-22.
Начальник отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Оксана Бобкова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Граждане могут воспользоваться «Дачной амнистией» и оформить право собственности на земельный участок при следующих обстоятельствах:
- если земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ (то есть до 29.10.2001);
- если вид разрешенного использования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
- если вид права такого земельного участка собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочного) пользование либо, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права;
Документы- основания для государственной регистрации:
1) акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления;
2) акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на земельный участок (только в случае, если земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на земельный участок.
Внесение сведений о ранее учтённом земельном участке осуществляется на основании:
а) имеющейся в распоряжении гражданина документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
б) документа, устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
в) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет.
В течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и сведений о ранее учтенном земельном участке орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Обращаем Ваше внимание, что установление описания местоположения границ (межевания) земельного участка происходит по желанию правообладателя.
Предоставить необходимые документы для государственной регистрации права собственности на земельный участок возможно, в том числе, путем личного обращения в Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг. С графиком работы отделов ОГКУ «ТО МФЦ» Вы можете ознакомиться на сайте http://www.mfc.tomsk.ru Региональный центр телефонного обслуживания: 8-800-350-08-50, 602-999.
Исполняющая обязанности начальника отдела регистрации земельных участков И.А. Гончарова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
С 1 января 2020 года вступают в силу законодательные изменения, направленные на защиту покупателей недвижимости, пострадавших от действий мошенников. Поправки уточняют понятие «добросовестный приобретатель недвижимого имущества» и одновременно совершенствуют механизм компенсации убытков, возникших в результате сделки, признанной незаконной. Федеральная кадастровая палата разъяснила, в каких случаях лишивший приобретенного жилья добросовестный покупатель может рассчитывать на полную компенсацию причиненного ущерба.
Кто такой добросовестный приобретатель
Согласно поправкам в Гражданский кодекс РФ с 1 января 2020 года приобретатель недвижимого имущества, полагавшийся при заключении сделки на данные ЕГРН, получает статус добросовестного. Приобретатель считается добросовестным до тех пор, пока в судебном порядке не будет доказано, что он знал или должен был знать об отсутствии права на отчуждение имущества у продавца недвижимости.
Актуальные сведения об объекте недвижимости можно получить только из ЕГРН. Выписка из госреестра позволяет еще до совершения сделки проверить представленные продавцом данные об объекте, владельце, отсутствии или наличии обременений. Поэтому если право собственности перешло другому владельцу, сведения об актуальном правообладателе будут отражены в выписке. Заказать выписки сведений ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости и зарегистрированных на него правах, а также о переходе прав на объект недвижимости может любое заинтересованное лицо, через МФЦ или с помощью онлайн-сервиса Федеральной кадастровой палаты. Получать разрешение владельца недвижимости на получение этих сведений не требуется.
Выписка сведений из ЕГРН помогает потенциальному покупателю обезопасить себя до совершения сделки, а в случае истребования приобретенной недвижимости законным владельцем по решению суда – компенсировать убытки, имея статус добросовестного приобретателя.
Механизм выплаты компенсации
С 1 января 2020 года начинают действовать правила выплаты денежной компенсации добросовестным покупателям за утрату жилого помещения. Механизм реализации компенсационных выплат закреплен новыми положениями Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
«На рынке недвижимости возможны случаи, когда гражданин приобретает дом или квартиру по всем правилам, а затем получает повестку в суд об истребовании имущества из незаконного владения. Выясняется, что у недвижимости есть законный собственник, который ничего не знал о сделке и теперь требует возврата своего имущества», - комментирует эксперт Кадастровой палаты Надежда Лещенко. Согласно ст. 301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать имущество из чужого незаконного владения, а значит, добросовестный покупатель рискует оказаться на улице.
По новым правилам добросовестный приобретатель, лишившийся жилья, может требовать компенсацию за счет государства в тех случаях, когда решением суда с лица, ответственного за причинение добросовестному приобретателю ущерба в связи с истребованием жилого помещения, взысканы убытки в пользу добросовестного приобретателя, но по независящим от добросовестного приобретателя причинам взыскание произведено частично или не производилось в течение шести месяцев со дня предъявления исполнительного документа к исполнению.
Предельный размер компенсационной суммы новыми правилами не устанавливается. Размер компенсации будет определяться судом на основании суммы, составляющей реальный ущерб, либо, по требованию самого добросовестного приобретателя, в размере кадастровой стоимости недвижимого имущества (действующей на дату вступления в силу судебного акта о его истребовании, за вычетом сумм, возмещенных приобретателю третьим лицом).
«Закон будет иметь обратную силу для случаев, когда жилье было истребовано у добросовестных покупателей в собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. В течение трех лет со дня вступления в силу новых правил граждане смогут обратиться в суд с иском о выплате компенсации», - отмечает Надежда Лещенко.
При выплате компенсации со стороны государства, органы власти также получат право в дальнейшем предъявить регрессный иск недобросовестному продавцу для возмещения причиненных убытков.
Федеральная кадастровая палата
Тел 8(3822)46-78-71
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Федеральная кадастровая палата информирует, что на сайте www.kadastr.ru действует раздел «Лекции и вебинары». В первую очередь он ориентирован на кадастровых инженеров и других специалистов сферы недвижимости (риелторов, юристов, оценщиков).
В разделе размещены видеолекции и вебинары, освещающие актуальные вопросы кадастровой деятельности. В свете изменений в земельном законодательстве многие обучающие материалы окажутся полезны также людям, профессиональная деятельность которых не связана с недвижимостью. Для доступа к информации необходимо зарегистрироваться.
Для обеспечения кадастровых инженеров информацией в доступной форме предполагается активное развитие раздела «Лекции и вебинары». Зарегистрированные пользователи будут получать сообщения о размещении новых видеолекций и приглашения на вебинары. Кроме того, для зарегистрированных пользователей предусмотрена возможность заказа тем видеолекций и вебинаров, а также размещения комментариев, отзывов и предложений.
Интернет-адрес страницы раздела: www.webinar.kadastr.ru . Ссылка на него постоянно размещена на главной странице сайта Кадастровой палаты.
Темы ближайших вебинаров:
- "Практические советы по изготовлению техплана". Будут представлены важные рекомендации для кадастровых инженеров. Кроме того, участники вебинара смогут задать любые интересующие вопросы по этой теме. Вебинар состоится 02 декабря в 11:00 мск.
- "Новое в оформлении жилых и садовых домов". Вебинар состоится 05 декабря в 10:00 мск.
Пресс-служба Федеральной кадастровой палаты Томской области
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
При проведении проверок соблюдения требований земельного законодательства проверяемые лица обязаны присутствовать лично, либо обеспечить присутствие уполномоченных представителей, действующих на основании доверенности.
О начале проведения проверки проверяемое лицо извещается путем направления по адресу жительства заказного письма с простым уведомлением, телеграммой, либо по телефону.
При получении такого уведомления проверяемому лицу необходимо явиться по указанному в уведомлении адресу, предъявить инспектору паспорт и правоустанавливающие документы (при их наличии) на указанный в уведомлении земельный участок.
Чем же грозит воспрепятствование проверке или уклонение от нее?
Согласно положениям статьи 19.4.1 КоАП РФ за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, предусмотрено назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц - от 2000 до 4000 рублей; на юридических лиц - от 5000 до 10000 рублей.
При этом, за действия (бездействия), предусмотренные частью 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, предусмотрено административное наказание в виде штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей; на юридических лиц - от 20000 до 50000 рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от 50000 до 100000 рублей.
Начальник отдела
государственного земельного надзора А.И. Ткачев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Не любой судебный акт по делам с участием Управления Росреестра по Томской области освобождает заинтересованную сторону от обращения в регистрирующий орган.
В соответствии с п.5 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение пяти рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав (п.7 ч.1 ст.16 Закона о регистрации).
Таким образом, законодательно установлена обязанность регистрирующего органа произвести учётно-регистрационные действия на основании только лишь указанного судебного акта без представления заявления и каких-либо иных документов.
Как отметила исполняющая обязанности начальника отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Татьяна Казакова: «Иная ситуация возникает при вынесении судебного акта по делам, в которых Управление привлекалось к участию в качестве третьего лица или ответчика в исковом производстве.
В этом случае судебный акт не содержит указания на обязанность Управления осуществить какие-либо действия. Тем не менее, это не отменяет иные нормы действующего законодательства, в частности, ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации которыми установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления по гражданским делам являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В данном случае порядок исполнения такого судебного акта будет иным, нежели установлен п.7 ч.1 ст.16 Закона о регистрации. В указанной ситуации необходимо руководствоваться нормами, установленными ст. 18 Закона о регистрации – обратиться с заявлением о проведении учётно-регистрационных действий, представив указанный судебный акт в качестве документа-основания и оплатив государственную пошлину».
И.о. начальника отдела правового обеспечения,
по контролю (надзору) в сфере
саморегулируемых организаций Т.Н. Казакова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК) (п. 39 статьи 1 выделяет в том числе такие виды объектов капитального строительства, как объекты индивидуального жилищного строительства, под которыми понимаются отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 17 статьи 51 ГрК, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с положениями части 12 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", до 1 марта 2021 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется.
Постановка построенного объекта ИЖС на кадастровый учет и регистрация права собственности на него осуществляются по заявлению органа государственной власти или местного самоуправления, к которому прикладываются необходимые документы.
Заместитель начальника
Асиновского межмуниципального отдела Лыско Е.В.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Итак, что же это такое правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ)? ПЗЗ – это такой документ градостроительного зонирования, которым устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты. ПЗЗ утверждаются актами органов местного самоуправления.
ПЗЗ устанавливают перечень видов разрешенного использования, предельные размеры земельных участков, а также предельные параметры разрешенного строительства.
Действующим законодательством определена необходимость внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о границах территориальных зон в соответствии с утвержденными ПЗЗ. Обязанность по предоставлению данных сведений в орган регистрации прав возложена на органы местного самоуправления в рамках межведомственного взаимодействия.
Проще говоря, из ПЗЗ граждане могут узнать, где на территории муниципального образования можно строить жилые дома, где должны размещаться социальные объекты, например школы и больницы, а где возможно строить торговый центр или автосервис. Также в ПЗЗ четко установлены зоны, в которых запрещено капитальное строительство.
ПЗЗ значительно упрощают и ускоряют решение вопросов по установлению и изменению вида разрешенного использования земельных участков. Для изменения вида разрешенного использования правообладатель земельного участка может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете изменения, указав в нем необходимый вид разрешенного использования, без приложения дополнительных разрешений и согласований со стороны органов власти.
Как быть, если в ПЗЗ нет необходимого вида разрешенного использования? Нужно обратиться в орган местного самоуправления. В ПЗЗ могут быть внесены изменения. Существует специальный порядок, в том числе предусмотрено проведение публичных слушаний, с учетом мнения местного населения.
Таким образом, качественно подготовленная градостроительная документация, ПЗЗ упрощают и ускоряют процесс государственного кадастрового учета, направлены на обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.
Исполняющая обязанности начальника
отдела регистрации земельных участков И.А. Гончарова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Основные положения об обращении взыскания на заложенное имущество закреплены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Реализация заложенного имущества при обращении на него взыскания делится на два вида в зависимости то того, как производится взыскание (в судебном или внесудебном порядке). Таким образом, при невыполнении должником обязательства, обеспеченного залогом, его предмет не может автоматически перейти в собственность залогодержателя.
Так, согласно статье 350 ГК РФ реализация заложенного имущества, на которое взыскание обращено на основании решения суда, осуществляется путем продажи с публичных торгов в порядке, установленном ГК РФ и процессуальным законодательством, если законом или соглашением между залогодержателем и залогодателем не установлено, что реализация предмета залога осуществляется в порядке, установленном для реализации имущества во внесудебном порядке.
При этом суд по просьбе залогодателя, являющегося должником по обязательству, при наличии уважительных причин вправе отсрочить продажу заложенного имущества с публичных торгов на срок до одного года. Отсрочка не освобождает должника от возмещения возросших за время отсрочки убытков кредитора, процентов и неустойки.
В случае если взыскание на заложенное имущество обращается во внесудебном порядке, его реализация осуществляется посредством продажи с торгов, проводимых в соответствии с правилами, предусмотренными ГК РФ или соглашением между залогодателем и залогодержателем (ст. 350.1 ГК РФ).
Если залогодателем является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, соглашением между залогодателем и залогодержателем может быть также предусмотрено, что реализация заложенного имущества осуществляется путем:
- оставления залогодержателем предмета залога за собой, в том числе посредством поступления предмета залога в собственность залогодержателя, по цене и на иных условиях, которые определены указанным соглашением, но не ниже рыночной стоимости;
- продажи предмета залога залогодержателем другому лицу по цене не ниже рыночной стоимости с удержанием из вырученных денег суммы обеспеченного залогом обязательства.
Публичные торги по продаже заложенного имущества организуются и проводятся органами, на которые в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации возлагается исполнение судебных решений, и проводятся по месту нахождения этого имущества.
Ряд особенностей обращения взыскания заложенного имущества также закреплен в Главе X Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее – Закон об ипотеке), где более подробно установлен порядок проведения публичных торгов, объявления публичных торгов несостоявшимися, реализации заложенного имущества по соглашению сторон.
Закон об ипотеке также предусматривает порядок прекращения обращения взыскания, когда должник по обеспеченному ипотекой обязательству и залогодатель, являющийся третьим лицом, вправе прекратить обращение взыскания на заложенное имущество, удовлетворив все обеспеченные ипотекой требования залогодержателя, в объеме, какой эти требования имеют к моменту уплаты соответствующих сумм. Это право может быть осуществлено в любое время до момента продажи заложенного имущества на публичных торгах, аукционе или по конкурсу либо приобретения права на это имущество в установленном порядке залогодержателем.
В Законе об ипотеке более конкретно, чем в ГК РФ, также урегулирован вопрос о распределении суммы, вырученной от реализации заложенного имущества. Так, после покрытия за счет вырученной суммы расходов, вызванных обращением взыскания на имущество, остальная часть распределяется между залогодержателем, предъявившим свои требования, другими кредиторами залогодателя и самим залогодателем.
Порядок осуществления государственной регистрации при переходе прав на заложенное недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него закреплен в статье 50 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости).
Закон о недвижимости предусматривает несколько вариантов государственной регистрации прав на такое имущество (в зависимости от процедуры взыскания) и, соответственно, предусматривает различные перечни документов, которые должны быть представлены на государственную регистрацию.
Начальник отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки Т.М. Никитюк
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Основные положения об обращении взыскания на заложенное имущество закреплены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Реализация заложенного имущества при обращении на него взыскания делится на два вида в зависимости то того, как производится взыскание (в судебном или внесудебном порядке). Таким образом, при невыполнении должником обязательства, обеспеченного залогом, его предмет не может автоматически перейти в собственность залогодержателя.
Так, согласно статье 350 ГК РФ реализация заложенного имущества, на которое взыскание обращено на основании решения суда, осуществляется путем продажи с публичных торгов в порядке, установленном ГК РФ и процессуальным законодательством, если законом или соглашением между залогодержателем и залогодателем не установлено, что реализация предмета залога осуществляется в порядке, установленном для реализации имущества во внесудебном порядке.
При этом суд по просьбе залогодателя, являющегося должником по обязательству, при наличии уважительных причин вправе отсрочить продажу заложенного имущества с публичных торгов на срок до одного года. Отсрочка не освобождает должника от возмещения возросших за время отсрочки убытков кредитора, процентов и неустойки.
В случае если взыскание на заложенное имущество обращается во внесудебном порядке, его реализация осуществляется посредством продажи с торгов, проводимых в соответствии с правилами, предусмотренными ГК РФ или соглашением между залогодателем и залогодержателем (ст. 350.1 ГК РФ).
Если залогодателем является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, соглашением между залогодателем и залогодержателем может быть также предусмотрено, что реализация заложенного имущества осуществляется путем:
- оставления залогодержателем предмета залога за собой, в том числе посредством поступления предмета залога в собственность залогодержателя, по цене и на иных условиях, которые определены указанным соглашением, но не ниже рыночной стоимости;
- продажи предмета залога залогодержателем другому лицу по цене не ниже рыночной стоимости с удержанием из вырученных денег суммы обеспеченного залогом обязательства.
Публичные торги по продаже заложенного имущества организуются и проводятся органами, на которые в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации возлагается исполнение судебных решений, и проводятся по месту нахождения этого имущества.
Ряд особенностей обращения взыскания заложенного имущества также закреплен в Главе X Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее – Закон об ипотеке), где более подробно установлен порядок проведения публичных торгов, объявления публичных торгов несостоявшимися, реализации заложенного имущества по соглашению сторон.
Закон об ипотеке также предусматривает порядок прекращения обращения взыскания, когда должник по обеспеченному ипотекой обязательству и залогодатель, являющийся третьим лицом, вправе прекратить обращение взыскания на заложенное имущество, удовлетворив все обеспеченные ипотекой требования залогодержателя, в объеме, какой эти требования имеют к моменту уплаты соответствующих сумм. Это право может быть осуществлено в любое время до момента продажи заложенного имущества на публичных торгах, аукционе или по конкурсу либо приобретения права на это имущество в установленном порядке залогодержателем.
В Законе об ипотеке более конкретно, чем в ГК РФ, также урегулирован вопрос о распределении суммы, вырученной от реализации заложенного имущества. Так, после покрытия за счет вырученной суммы расходов, вызванных обращением взыскания на имущество, остальная часть распределяется между залогодержателем, предъявившим свои требования, другими кредиторами залогодателя и самим залогодателем.
Порядок осуществления государственной регистрации при переходе прав на заложенное недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него закреплен в статье 50 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости).
Закон о недвижимости предусматривает несколько вариантов государственной регистрации прав на такое имущество (в зависимости от процедуры взыскания) и, соответственно, предусматривает различные перечни документов, которые должны быть представлены на государственную регистрацию.
Начальник отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки Т.М. Никитюк
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Частью 7 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в садовом доме не допускаются.
Правила строительного проектирования, установленные в СП 55.13330.2011 "СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные", позволяют автономный жилой блок блокированного дома проектировать как отдельный жилой дом. В этой связи, в случае если при реконструкции жилого дома образованы объекты, соответствующие признакам индивидуального жилого дома и требованиям СП 55.13330.2011 постановка на кадастровый учет таких объектов может быть осуществлена в качестве жилого дома, представляющего собой часть здания - жилого дома блокированной застройки.
Таким образом, разделить жилой дом (объект индивидуального жилищного строительства) возможно только путем проведения реконструкции на жилой дом блокированной застройки.
В Управлении Росреестра по Томской области состоялось очередное заседание Апелляционной Комиссии при Управлении. Предметом заседания стало рассмотрение решения о приостановлении в части государственного кадастрового учета раздела индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке для индивидуального жилого дома с приусадебным земельным участком на два жилых дома на основании Решения собственников на раздел жилого дома.
Членами Комиссии единогласно было принято решение об обоснованности приостановлении осуществления учётно-регистрационных действий.