Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

В Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области часто поступают вопросы граждан о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков.

Решение о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков может быть принято, в том числе, в отношении:

исходного (преобразуемого) земельного участка (участков), из которого (которых) образуется один или несколько новых земельных участков (например, в случае раздела земельного участка или перераспределения земельных участков. Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (ч. 3 ст. 41 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ (далее – Закон о регистрации);

земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета такого земельного участка не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства (ч. 14, 15 ст. 41 Закона о регистрации);

части земельного участка, в случае государственной регистрации прекращения обременения земельного участка, в связи с установлением которого была образована и поставлена на государственный кадастровый учет часть такого земельного участка,  при отсутствии сведений о том, что в отношении такой части земельного участка зарегистрировано другое обременение (ч. 2 ст. 44 Закона о регистрации);

части земельного участка, сведения о которой внесены в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" до 1 января 2013 года в связи с наличием на соответствующем земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, в случае снятия с государственного кадастрового учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с прекращением их существования, либо внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений об описании местоположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке (ч.1 ст. 70 Закона о регистрации);

земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН (ч.3 ст. 70 Закона о регистрации);

земельного участка, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществлены до 1 сентября 2018 года, в случае, если право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком или право аренды такого земельного участка переоформлено на публичный сервитут в соответствии со статьей 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Основанием для осуществления снятия с государственного кадастрового учета земельного участка может являться, например, межевой план, вступившие в законную силу судебные акты, иные документы, предусмотренные федеральным законом.

 

 

Начальник отдела регистрации

земельных участков                                                               

Управления Росреестра

по Томской области Анастасия Юркевич

Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество в нашей стране существует уже более 20 лет. Сегодня каждый гражданин, желающий стать законным правообладателем недвижимого имущества, знает, что для этого необходимо зарегистрировать свое право в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

С этой целью гражданин обращается в указанные органы и предоставляет необходимые документы для оказания государственной услуги в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. По истечении установленного действующим законодательством сроков, гражданину выдают документы, на основании которых была оказана государственная услуга.    

Но в силу различных жизненных обстоятельств возникают случаи, когда гражданин не смог обратиться за получение документов в указанный срок выдачи документов. Соответственно, у гражданина возникает вопрос- как действовать в такой ситуации.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что в течение 30 календарных дней заявитель еще может обратиться в тот же пункт приема-выдачи документов многофункционального центра или филиала ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии» и сразу  же получить документы, неполученные им вовремя.  

После истечения 30-дневного срока невостребованные заявителем документы из пункта приемы-выдачи документов многофункционального центра передаются для последующего архивного хранения в филиал ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии». По этой причине, у заявителя будет отсутствовать  возможность получить необходимые документы в день обращения в пункт приема-выдачи документов многофункционального центра.

Выдача документов заявителям, не получившим документы в установленное время, осуществляется так же специалистом  многофункционального центра, но уже на основании заявок заявителей. Заявка должна содержать ФИО заявителя, адрес объекта, номер обращения при подаче документов на оказание государственной услуги.

Срок обработки заявки составляет семь рабочих дней от даты подачи заявителем заявки. По истечении данного срока гражданин повторно обращается в пункт приема-документов документов многофункционального центра за получением неполученных вовремя документов. Необходимо отметить, что срок хранения документов, поступивших на основании заявки заявителя из архива филиала ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии», составляет две недели с момента их получения многофункциональным центром. После чего, документы вновь будут переданы на архивное  хранение в филиал ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии».

При этом, обращаем внимание, что при подаче заявителем заявки в офис многофункционального центра на выдачу неполученных документов, находящихся на хранении в другом городе или районе Томской области (экстерриториальный запрос), указать конкретный срок обработки заявки не представляется возможным, т.к. он определяется индивидуально в соответствии с логистикой перемещения документов, о чем заявитель уведомляется.

 

 

 

Исполняющая обязанности

начальника отдела ведения ЕГРН,

повышения качества данных ЕГРН                                               

Управления Росреестра по

Томской области

Елена Терехова

 

 

В мае 2020 года Кадастровая палата Томской области отмечает 20-летний юбилей. Это хороший повод вспомнить, как создавалось учреждение, с какими результатами мы подошли к юбилею и что сделали за эти 20 лет.

 

16 мая 2000 года Приказом №103 Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике создано государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Томской области.

К концу 2001 года подразделения Кадастровой палаты уже открыты во всех районах области. В начале своей деятельности Кадастровая палата приступила к созданию единого государственного реестра земель, началась активная работа по кадастровому делению Томской области, постановке земельных участков на кадастровый учет.

Ежемесячно сотрудниками Кадастровой палаты рассматривается около 25 тысяч обращений на осуществление государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав, а также иных обращений, обрабатывается около 38 тыс. запросов на предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН. 

Приоритетной и наиболее эффективной формой взаимодействия сегодня является направление обращений и запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в электронной форме через официальный сайт Росреестра. Так, в 2019 году 85% всех исполненных запросов поступило в электронном виде.

Помимо этого, специалисты учреждения переводят  в электронную форму кадастровые дела, хранящиеся в архиве на бумажных носителях. Оцифровка документов позволяет повысить скорость проведения учетно-регистрационных действий, в том числе экстерриториально, и упрощает процесс подачи обращений с помощью электронных сервисов. На сегодняшний день в электронный вид переведено более 239 тыс(более 67%) кадастровых дел.

 

Директор В. К. Файт: «Кадастровая палата год за годом расширяет свои полномочия, что помогает сделать процесс получения услуг Росреестра максимально комфортным и доступным для граждан и заинтересованных лиц. Для удобства заявителей организовано выездное обслуживание по предоставлению услуг Росреестра, курьерская доставка документов, создан собственный удостоверяющий центр. Специалисты Кадастровой палаты проводят консультации для физических, юридических лиц и лекции для кадастровых инженеров».

 

Кроме этого, в 2019 году Кадастровая палата по Томской области участвует в работе  «Школы Электронных услуг Росреестра», двери которой открыты для всех, кому это интересно и необходимо - граждан, представителей строительных компаний, кредитных организаций, агентств недвижимости, представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также их подведомственных учреждений.

Справочно:

В 2010 году все полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества и предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы в подведомственное Росреестру учреждение – Федеральную кадастровую палату.

В 2011 году в Томской области осуществлен переход на централизованную технологию ведения государственного кадастра недвижимости, создана единая база данных – государственный кадастр недвижимости, и установлена местная система координат МСК-70. На тот момент времени, в государственном кадастре недвижимости содержались сведения о 366 тыс. земельных участков.

В результате реорганизации в 2012 году Кадастровая палата по Томской области становится одним из филиалов Федеральной кадастровой палаты. К полномочиям добавились обеспечение государственного технического учета объектов капитального строительства, прием-выдача документов на государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав. К концу 2012 года на государственном кадастровом учете состояло 928 тыс. объектов недвижимости:

- 382 тыс. земельных участков;

- 546 тыс. объектов капитального строительства.

В 2018 году Томская область вошла в число регионов, перешедших на ведение единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в ФГИС ЕГРН, уникальном сервисе, являющемся единой базой данных объектов недвижимости и обеспечивающем выполнение единых учетно-регистрационных действий.

 За весь период работы в ЕГРН внесены сведения о 1 млн. 192 тыс. объектах недвижимости:

- 441 тыс. земельных участков;

- 751 тыс. зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машиномест, а также единых недвижимых комплексов.

Кроме объектов недвижимости, в ЕГРН внесены сведения о 8244 границах, в том числе:

- 312 границ населенных пунктов Томской области;

- 6 границ муниципальных образований;

- 7375 границ зон с особыми условиями использования территорий;

- 155 особо охраняемых природных территорий;

- 308 территорий объектов культурного наследия

и других.

Изначально в штате учреждения было 40 человек, сегодня Кадастровая палата Томской области насчитывает 172 человека.

20-летие — хороший повод вспомнить о богатой и насыщенной событиями истории, о замечательных, увлеченных своим делом профессионалах, благодаря труду и таланту которых закладывались существующие традиции. За это время была проведена колоссальная работа, главным результатом которой стало значительное улучшение качества предоставления государственных услуг. За 20 лет Филиал достойно выдержал испытание на прочность.

Согласно п. 3 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.

Если нотариальное удостоверение сделки является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность (п. 3 ст.163 ГК РФ).

В силу ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости) сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона), а также договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями.

Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В связи с вышеизложенным считаем, что соглашение о перераспределении (изменении размера) долей в праве общей долевой собственности, в результате которого не изменяется состав участников общей долевой собственности, то есть не происходит отчуждение  долей (переход права), не должно рассматриваться как сделка по отчуждению доли в праве и не требует, соответственно,  нотариального удостоверения.

При этом, в отдельных аналогичных случаях сделки по изменению долей требуют  нотариального оформления.

Так, если в соглашении о разделе наследственного имущества, заключенном после принятия наследства и выдачи свидетельства о праве на наследство, наследники перераспределяют принадлежащие им (согласно свидетельства о наследстве) доли в праве собственности на наследуемое имущество таким образом, что каждый (один) из них становится единоличным собственником одного из наследуемых объектов недвижимости, то есть на основании такого соглашения о разделе  наследственного имущества изменяется вид права, состав правообладателей объектов недвижимости и, поскольку право общей долевой  стоимости у наследников уже возникло, совершается, по  сути, мена долей в праве общей долевой собственности на объекты недвижимости – сделка по отчуждению долей в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество в понимании ст. 218 ГК РФ, такое соглашение о разделе наследственного имущества подлежит  нотариальному удостоверению.

 

 

Начальник отдела

регистрации объектов недвижимости

нежилого назначения и ипотеки Т.М. Никитюк

 

 

 

В интересах собственников и пользователей объектов недвижимости при оформлении прав на такие объекты точно определить местоположение их границ.

Местоположение границ объекта недвижимости устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ объекта недвижимости и деления их на части.

Для определения координат характерных точек границ объектов недвижимости необходимо обратиться к кадастровому инженеру.

Кадастровый инженер проведет работы по определению координат объекта недвижимости одним из следующих методов: геодезическим, методом спутниковых геодезических измерений, фотограмметрическим, картометрическим или аналитическим.

Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на территории Томской области кадастровыми инженерами применяются в основном геодезический метод, метод спутниковых геодезических измерений, картометрический и аналитический.

При геодезическом методе и методе спутниковых геодезических измерений кадастровый инженер выезжает на местность с геодезическими приборами и оборудованием.

Для оценки точности определения координат характерных точек данными методами рассчитывается средняя квадратическая погрешность по заданной формуле. Оба способа отличаются от остальных высокой точностью.

При использовании картометрического метода координаты характерных точек границ объектов недвижимости кадастровым инженером определяются по картографическому материалу.

В этом случае величина средней квадратической погрешности будет равна 5 метров в масштабе соответствующего  картографического материала.

Аналитическим методом координаты характерных точек границ объектов недвижимости кадастровый инженер сможет определить без выезда на местность, применяя программное обеспечение, но только в том случае, если сведения о границах соседних объектов недвижимости внесены в ЕГРН.

Точность определения  координат поворотных точек границ объектов недвижимости принимается равной точности местоположения поворотных точек соседних объектов недвижимости.

Специалисты, оказывающие услуги по определению местоположения границ объектов недвижимости, выберут наиболее подходящий метод определения координат характерных точек границ объектов недвижимости при оформлении собственности.

 

Начальник отдела землеустройства

и мониторинга земель, кадастровой

оценки недвижимости, геодезии и

картографии О.Г. Бобкова

В соответствии с Планом – графиком верификации сведений Единого государственного реестра недвижимости в Федеральной государственной информационной системе Единого государственного реестра недвижимости на 2019-2020гг., утвержденным руководителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Росреестром проводятся работы по приведению в соответствие сведений о земельных участках и объектах капитального строительства.

Это огромный и кропотливый процесс, при котором внимательно проверяются внесенные сведения в Единый государственный реестр недвижимости, поднимается и просматривается само дело правоустанавливающих документов, а именно, документы технического содержания об объектах. Сверяются данные и, в случае несоответствия, вносятся верные сведения в соответствии с имеющимися документами.

За 1 квартал 2020 года специалистами Парабельского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области достигнуты установленные Росреестром плановые показатели.

Внесение некорректных сведений в графы «Площадь помещений», «Назначение помещений» по отделу в данный период не подлежало исправлению в связи с их отсутствием.

Сведения в  графах «Незасвидетельствованные. Площадь помещений», «Не указан этаж, на котором расположено помещение», «Незасвидетельствованные. Площадь здания», «Незасвидетельствованные. Назначение здания» по объектам проверены, и при необходимости, были приведены в соответствие.

В указанный период неисправимых ошибок по объектам, расположенным на территории Парабельского и Каргасокского районов, а так же  и г. Кедровый  не установлено.

Продолжается работа по верификации объектов и конечной ее точкой, согласно графика, планируется декабрь 2020 года.

 

 

Заместитель начальника

Парабельского межмуниципального

отдела Н. Харькив

Согласно ст. 25 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее – Закон) регистрационная запись об ипотеке погашается в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган регистрации прав:

в случае, если выдана закладная:

  • совместного заявления залогодателя и законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная;
  • заявления законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная;
  • заявления залогодателя с одновременным представлением документарной закладной, содержащей отметку владельца закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме;

в случае, если не выдана закладная:

  • совместного заявления залогодателя и залогодержателя;
  • заявления залогодержателя.

Регистрационная запись об ипотеке погашается также по решению суда или арбитражного суда о прекращении.

В случае, если жилое помещение приобретено или построено полностью или частично с использованием накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, предоставленных по договору целевого жилищного займа в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", регистрационная запись об ипотеке погашается в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган регистрации прав заявления федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".

При погашении регистрационной записи об ипотеке в связи с прекращением ипотеки закладная аннулируется. Аннулированная закладная передается ранее обязанному по ней лицу по его требованию.

Согласно ст. 25.1 Закона в случае ликвидации залогодержателя, являющегося юридическим лицом, регистрационная запись об ипотеке погашается на основании заявления залогодателя и выписки из единого государственного реестра юридических лиц, подтверждающей внесение в указанный реестр записи о ликвидации данного юридического лица. В случае, если такая выписка не представлена заявителем, орган регистрации прав запрашивает выписку (сведения, содержащиеся в ней) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.

Для погашения регистрационной записи об ипотеке предоставление иных документов не требуется.

 

 

Заместитель начальника

Асиновского межмуниципального

отдела Лыско Е.В.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков должны соблюдать обязанности по использованию земельных участков установленные ст. 42 Земельного кодекса РФ.

Одними из таких обязанностей являются:

использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.

Целевое назначение земельного участка определяется исходя из его принадлежности к той или иной категории земель и разрешенным использованием. Если земельный участок имеет вид разрешенного использования, связанного с жилищным или иным строительством, садоводством, огородничеством, то на правообладателя земельного участка налагается обязанность  использовать свой земельный участок именно в соответствии с разрешенным видом.

Неисполнение данной обязанности в течение определенного законом времени является основанием для привлечения к административной ответственности.

В соответствии со ст. 284 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по  целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Таким образом, не использование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в течение трех лет является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст.8.8 КоАП РФ  (неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом).

Размер штрафа устанавливается, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот  тысяч рублей.

 

Список используемой литературы:

Земельный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Положение о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 №1.

 

15.04.2020

 

 

Заместитель главного

государственного инспектора

Александровского района и г.Стрежевой

Томской области

по использованию и охране земель Арндт Е.С.

По словам руководителя Управления Росреестра по Томской области Е.Г. Золотковой:

«Прошел год с момента начала функционирования на территории Томской области сервиса электронного взаимодействия Росреестра с Федеральной службой судебных приставов по автоматической загрузке сведений из Выписок из постановлений судебных приставов-исполнителей. За этот период в Управление поступило в электронном виде 112600 пакетов документов о наложении/снятии ограничений.

Количество документов, поступивших посредством данного Сервиса, в I квартале 2020 года (10775) превысило показатель 2019 года (5332) почти в 2 раза.

На основании указанных документов в I квартале 2020 года в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано 25877 ограничений прав на объекты недвижимости, это на 14% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года (22801 ограничение)».

 

Начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Т.А. Федорова

 

В соответствии с частью 1 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН, исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа установлены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920.

Согласно части 3 статьи 61 Закона о недвижимости воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом о недвижимости, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Например, если реестровая ошибка была допущена кадастровым инженером в техническом плане, кадастровому инженеру, допустившему ошибку при подготовке технического плана необходимо подготовить новый технический план, где в подразделе «Заключение кадастрового инженера» необходимо описать ситуацию возникновения реестровой ошибки, с приложением подтверждающих документов (например, договоров, плана этажа и т.п.).

Учитывая положения пункта 4 части 2 статьи 15 Закона о недвижимости, указанный технический план должен представляться в орган регистрации прав совместно с соответствующими заявлениями об учете изменений объектов недвижимости в связи с исправлением реестровой ошибки от собственников.

Также, следует учитывать, что в  случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.

Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРН в форме и в порядке, которые установлены Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173.

 

Начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Т.М. Никитюк

 

 Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования.

На  каждую территориальную  зону устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.  Установление основных видов разрешенного использования земельных участков является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

 Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

 Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Например, градостроительные регламенты не устанавливаются на земли лесного фонда, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

 Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

         Условно разрешенный вид использования земельного участка должен быть включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке. Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования физическому или юридическому лицу принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Итак, чтобы изменить вид разрешённого использования земельного участка необходимо руководствоваться правилами землепользования и застройки (далее – ПЗЗ), утверждённых для муниципального образования, на территории которого находится земельный участок. Основной вид разрешённого использования земельного участка выбирается правообладателем самостоятельно. Для этого возможно обратиться с соответствующим заявлением в Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг. С графиком работы  отделов ОГКУ «ТО МФЦ» Вы можете ознакомиться на сайте http://www.mfc.tomsk.ru. Региональный центр телефонного обслуживания: 8-800-350-08-50, 602-999.

Чтобы выбрать вид разрешённого использования из условных видов разрешённого использования  правообладателю земельного участка необходимо обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган местного самоуправления, (например, комиссию по подготовке ПЗЗ). Перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению можно уточнить в органе местного самоуправления.

В соответствии со ст. 32  Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН  в случае принятия ими решений (актов), в том числе, об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка.

 

Заместитель начальника отдела регистрации земельных участков И.А. Гончарова