Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

В 2020 году на территории Томской области проводится очередная государственная кадастровая оценка земельных участков, результаты которой будут применяться с 1 января 2021 года. В соответствии с законодательством о государственной кадастровой оценке уполномоченным органом на определение кадастровой стоимости, предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, на рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, является Областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (ОГБУ «ТОЦИК»). 

5 августа на официальном сайте Росреестра по адресу:  https: //rosreestr.ru в разделе «Фонд данных кадастровой оценки», а также на официальном сайте ОГБУ «ТОЦИК» по адресу:  https://kadastr.gov70.ru в разделе «Кадастровая оценка» размещен проект отчета об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель четырех категорий - населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, земель промышленности и иного назначения, земель особо-охраняемых территорий и объектов.

В течении пятидесяти календарных дней с даты размещения вышеуказанного отчета правообладатели могут ознакомиться с предварительными результатами государственной кадастровой оценки  на сайте Росреестра в разделе «Фонд данных кадастровой оценки» Поиск интересующего объекта недвижимости осуществляется по кадастровому номеру.

В случае,  если правообладатель считает, что кадастровая стоимость принадлежащего ему объекта недвижимости существенно завышена, ему необходимо обратить внимание на характеристики, используемые при оценке объекта, такие как  местоположение, площадь,  наименование оценочной группы, к которой он отнесен. В случае, если указанные характеристики не соответствуют действительности, нужно представить замечания в адрес ОГБУ «ТОЦИК».

Замечания можно подать при личном обращении в бюджетное учреждение по адресу: 634009, гомск, ул. Розы Люксембург, д.17, стр.2, направить почтовым направлением, либо через Интернет, или обратиться в Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Порядок и сроки представления  замечаний, а также рекомендуемая форма для таких замечаний размещены на официальном сайте ОГБУ «ТОЦИК» по адресу: https://kadastr.gov70.ru в разделе «Кадастровая оценка».  

Согласно ст. 64 ЗК РФ земельные споры разрешаются в судебном порядке.

Одним из споров, подлежащих рассмотрению в судебном порядке, является спор об установлении границ земельных участков.

Например, гражданка З. обратилась в суд с иском об установлении границ земельного участка. В обоснование своих требований истица пояснила, что она является собственником земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке. С целью уточнения и установления границ земельного участка она приняла меры к подготовке межевых документов, однако сосед, ответчик А., отказался подписывать проект межевого плана, согласовывать границы земельных участков.

При рассмотрении заявленного требования судом применяются положения ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Руководствуясь указанной нормой, суд удовлетворил заявленное требование З. и установил границу земельного участка. 

При этом суд указал, что граница между земельными участками истицы и ответчика сложилась, она обозначена забором, возведенным много лет тому назад (более 20 лет). Несмотря на то, что забор частично разрушен, граница между соседними земельными участками хорошо просматривается. 

При обжаловании данного решения в вышестоящую инстанцию, решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.

Указанный пример ярко демонстрирует эффективность судебной защиты прав граждан при разрешении земельных споров. 

Начальник отдела 
государственного земельного надзора

Управления Росреестра по Томской области

А.И. Ткачев

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области напоминает, что с учетом положений Федерального закона от 02.08.2019 N 267-ФЗ до 1 марта 2021 года допускается упрощенный порядок оформления садовых и жилых домов, расположенных на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В частности, кадастровый учет и регистрация прав на такие дома могут быть проведены на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимости, без направления уведомлений о планируемом строительстве (реконструкции) жилого или садового дома и об окончании их строительства (реконструкции). Правоустанавливающий документ на участок представляется только в случае, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на этот участок. При этом сведения о жилом или садовом доме указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации об объекте недвижимости.

Постройки на садовом участке должны иметь определенные параметры. Например, в соответствии с Градостроительным кодексом объекты индивидуального жилищного строительства на садовых участках должны быть отдельно стоящими зданиями, состоять не более чем из трех надземных этажей и быть не выше 20 метров.

Также при планировании строительства садовых и жилых домов, расположенных на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства, необходимо учитывать ограничения, установленные законодательством для садового земельного участка (например, в связи с нахождением такого участка в границах зоны с особыми условиями использования территорий).

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области обращает внимание, что упрощенный порядок оформления прав, установленный законом N 267-ФЗ, не распространяется на объекты индивидуального жилищного строительства, созданные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) или ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), в границах населенного пункта. Для таких объектов требуется направлять в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) и об окончании строительства (реконструкции).

При этом правообладатели земельных участков, предназначенных для ИЖС или ЛПХ, в границах населенного пункта, на которых строительство (или реконструкция) жилого дома начато до 4 августа 2018 года без получения разрешения на строительство, имеют право до 1 марта 2021 года направить уведомление о начале строительства в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство государственный орган власти.

 

 

 

Начальник Парабельского

межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области                                 М.И. Новиков

 

«Проверкой»  в деловом обиходе называется мероприятие, проводимое сотрудниками Росреестра, МЧС, прокуратуры и других контрольно-надзорных органов. В зависимости от статуса и целей проверяющих им следует представлять различную информацию и документы – различные органы обладают различными полномочиями. Приведём здесь основные и общедоступные правила поведения при любых проверках. 

  • Не конфликтуйте с проверяющими без причины;
  • Не пытайтесь с порога “договориться” с проверяющими – это противозаконно.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны осуществлять свою деятельность в рамках действующего законодательства. При проведении проверки, проверяющие обязаны соблюдать права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Согласно статьи 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

2.1) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;

2.2) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заявление об обжаловании действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 23 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

 

Специалист-эксперт Молчановского межмуниципального отдела, заместитель главного государственного инспектора Чаинского и Кривошеинского районов Томской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Томской области Н.И. Орлов

Покупка квартир в новостройке происходит с опорой на Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 №214-ФЗ.

С июля 2019 года большинство застройщиков не смогли получать деньги от дольщиков напрямую. Финансирование застройки многоквартирных домов с прямого сменилось проектным.

Долевое строительство в старой форме просуществовало более 15 лет. Формально преимущества получали обе стороны: застройщикам предоставляли доступ к беспроцентным деньгам от дольщиков, дольщики могли приобрести жилье с существенным дисконтом, если покупали квартиру на стадии котлована. Но на практике такая схема привела не к одному долгострою и тысячам обманутых дольщиков.

Теперь дольщики так же могут купить квартиру на котловане, но застройщик увидит эти деньги только после того, как достроит квартиру и отдаст ключи. При этом договоры долевого участия (Далее-ДДУ) сохранили свое значение и не исчезли с рынка, поменялась только схема расчетов.

Деньги, которые теперь покупатели платят за недвижимость, не поступают напрямую застройщику, а направляются в банк на специальный счет эскроу.

Счет эскроу – это специальный вид счетов в банке. На данный счет дольщики должны перевести деньги за квартиру в новостройке по договору участия в долевом строительстве. Данная сумма будет храниться в банке до тех пор, пока застройщик не сдаст квартиру. До того момента, пока дом не достроен, получить доступ к деньгам застройщик не сможет: ему придется использовать собственные или внешние источники финансирования проекта. Такие счета застройщики могли использовать на добровольных началах с июля 2018 года, а с июля 2019 года – это обязанность застройщиков, а не их право.

В результате снижаются риски для покупателей недвижимости, что застройщик соберет деньги с дольщиков и не закончит объект. Даже если со стройкой возникнут какие-либо проблемы, покупатели смогут забрать свои деньги, получив компенсацию из специального фонда.

При возникновении проблем у банка поводов для беспокойства у дольщиков так же нет: средства на счетах эскроу застрахованы на сумму до 10 млн р.

Покупатель выбирает квартиру в строящемся доме, подписывает с застройщиком договор долевого участия. заключает трехсторонний договор на открытие счета эскроу с застройщиком и банком.

Денежные средства за квартиру переводятся на счет эскроу (если была получена ипотека, то средства на эксроу-счет перечисляются банком).

Далее необходимо представить ДДУ на государственную регистрацию в Росреестр.

В соответствие со ст. 48 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Далее - Закон о регистрации) государственная регистрация договора участия в долевом строительстве осуществляется на основании заявления сторон договора (застройщика, участника долевого строительства).

Для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, наряду с документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, необходимы:

1) разрешение на строительство. Орган регистрации прав получает разрешение на строительство путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства, а при отсутствии соответствующей информации в указанной системе запрашивает разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в разрешении на строительство) в органе, выдавшем разрешение на строительство, который в срок не более чем два рабочих дня с даты получения такого запроса размещает его в единой информационной системе жилищного строительства и уведомляет об этом орган регистрации прав с использованием указанной информационной системы;

2) план создаваемого многоквартирного дома, иного объекта недвижимости с указанием его местоположения, количества находящихся в составе создаваемого многоквартирного дома, иного объекта недвижимости жилых и нежилых помещений, машино-мест, планируемой площади каждого из указанных помещений и машино-мест;

3) проектная декларация. Заявитель вправе не представлять проектную декларацию. В случае, если проектная декларация не представлена заявителем, орган регистрации прав получает ее путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства;

4) договор поручительства по обязательствам застройщика.

 При государственной регистрации каждого договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, машино-места, нежилого помещения, определенного подпунктом 3.1 пункта 1 статьи 201.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", осуществляется проверка факта уплаты застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по представленному на государственную регистрацию договору участия в долевом строительстве. Указанная проверка осуществляется органом регистрации прав посредством направления запроса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", которая обязана предоставить запрашиваемые сведения в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения запроса органа регистрации прав.

 Орган регистрации прав при государственной регистрации последующих договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости не вправе истребовать документы, которые ранее представлялись на государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, и помещены в реестровое дело.

За государственную регистрацию договора оплачивается государственная пошлина, размер которой установлен в статье 333.33 НК РФ. Согласно законодательству пошлина за регистрацию договора долевого участия в 2020 году для граждан составляет 350 рублей. Застройщик, как юридическое лицо, за те же действия оплачивает 6 000 рублей.

По общему правилу, если регистрируется договор, заключенный между гражданином и юридическим лицом, то сумма пошлины каждой категории плательщиков разделяется на количество участников сделки. В данном случае дольщик должен будет заплатить 175 рублей, а застройщик – 3000 рублей.

Представить договор  можно через отдел ОГКУ «ТО МФЦ»  по адресу: Томская область, г. Стрежевой, 4 микрорайон, д. 405.

После того как объект долевого строительства будет введен в эксплуатацию, поставлен на кадастровый учет и передан по передаточному акту дольщику, застройщик имеет право на подачу без доверенности в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на такой объект, в таком случае:

1) застройщик после государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства обязан передать собственнику выданную в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в целях удостоверения проведения государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства выписку из Единого государственного реестра недвижимости;

2) подача участником долевого строительства заявления о государственной регистрации права собственности на объект долевого строительства не требуется и данный участник после проведения государственной регистрации его права собственности на объект долевого строительства вправе представить в орган регистрации прав указанный в пункте 2 части 11 статьи 48 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" подлинный экземпляр договора участия в долевом строительстве или договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве для совершения на нем специальной регистрационной надписи.

  (ч. 6 ст.16 Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ ред. от 13.07.2020)

 

 

Начальник Стрежевского

межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области                                 А.П. Ляшенко

Управление Росреестра по Томской области информирует лицензиатов, осуществляющих геодезическую и картографическую деятельность.

26 августа 2020 года вступает в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.2020 №1222 «О внесении изменения в Положение о лицензировании геодезической и картографической деятельности».

Данным Постановлением исключена необходимость переоформления лицензии в сфере геодезической и картографической деятельности в случае осуществления большинства лицензируемых видов деятельности не по адресу, указанному в лицензии.

Теперь переоформление лицензии потребуется только в случае необходимости осуществления лицензиатом работ, касающихся создания и (или) обновления государственных топографических карт или государственных топографических планов, по адресу места их осуществления, не указанному в лицензии.

В заявлении о переоформлении лицензии указывается данный адрес, а также адреса зданий и (или) помещений, в которых будут осуществляться указанные работы, и прилагаются документы, подтверждающие владение или законное пользование такими зданиями и (или) помещениями (в случае, если права на такие здания и (или) помещения зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, - сведения об этих зданиях и (или) помещениях).

По вопросам, связанным с лицензированием геодезической и картографической деятельности, необходимо обращаться в отдел землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области по телефону 8(3822) 51-36-22.

Да, действующее законодательство предусматривает возможность внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости, но только в случае представления заявления о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без личного участия лица, указанного в ЕГРН в качестве собственника объекта недвижимости, или его законного представителя.

ЕГРН содержит сведения о правах, зарегистрированных после 03.09.1998 года. То есть, если право собственности на квартиру Вами зарегистрировано после 03.09.1998 года, то в ЕГРН имеются сведения о Вас, как о собственнике квартиры. В таком случае Вам лично необходимо обратиться в офис приема документов Томского областного многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг с заявлением о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без Вашего личного участия.

 

Начальник отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения, договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области И.А.Колыванова

Покупка квартир в новостройке происходит с опорой на Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 №214-ФЗ.

С июля 2019 года большинство застройщиков не смогли получать деньги от дольщиков напрямую. Финансирование застройки многоквартирных домов с прямого сменилось проектным.

Долевое строительство в старой форме просуществовало более 15 лет. Формально преимущества получали обе стороны: застройщикам предоставляли доступ к беспроцентным деньгам от дольщиков, дольщики могли приобрести жилье с существенным дисконтом, если покупали квартиру на стадии котлована. Но на практике такая схема привела не к одному долгострою и тысячам обманутых дольщиков.

Теперь дольщики так же могут купить квартиру на котловане, но застройщик увидит эти деньги только после того, как достроит квартиру и отдаст ключи. При этом договоры долевого участия (Далее-ДДУ) сохранили свое значение и не исчезли с рынка, поменялась только схема расчетов.

Деньги, которые теперь покупатели платят за недвижимость, не поступают напрямую застройщику, а направляются в банк на специальный счет эскроу.

Счет эскроу – это специальный вид счетов в банке. На данный счет дольщики должны перевести деньги за квартиру в новостройке по договору участия в долевом строительстве. Данная сумма будет храниться в банке до тех пор, пока застройщик не сдаст квартиру. До того момента, пока дом не достроен, получить доступ к деньгам застройщик не сможет: ему придется использовать собственные или внешние источники финансирования проекта. Такие счета застройщики могли использовать на добровольных началах с июля 2018 года, а с июля 2019 года – это обязанность застройщиков, а не их право.

В результате снижаются риски для покупателей недвижимости, что застройщик соберет деньги с дольщиков и не закончит объект. Даже если со стройкой возникнут какие-либо проблемы, покупатели смогут забрать свои деньги, получив компенсацию из специального фонда.

При возникновении проблем у банка поводов для беспокойства у дольщиков так же нет: средства на счетах эскроу застрахованы на сумму до 10 млн р.

Покупатель выбирает квартиру в строящемся доме, подписывает с застройщиком договор долевого участия. заключает трехсторонний договор на открытие счета эскроу с застройщиком и банком.

Денежные средства за квартиру переводятся на счет эскроу (если была получена ипотека, то средства на эксроу-счет перечисляются банком).

Далее необходимо представить ДДУ на государственную регистрацию в Росреестр.

В соответствие со ст. 48 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Далее - Закон о регистрации) государственная регистрация договора участия в долевом строительстве осуществляется на основании заявления сторон договора (застройщика, участника долевого строительства).

Для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, наряду с документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, необходимы:

1) разрешение на строительство. Орган регистрации прав получает разрешение на строительство путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства, а при отсутствии соответствующей информации в указанной системе запрашивает разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в разрешении на строительство) в органе, выдавшем разрешение на строительство, который в срок не более чем два рабочих дня с даты получения такого запроса размещает его в единой информационной системе жилищного строительства и уведомляет об этом орган регистрации прав с использованием указанной информационной системы;

2) план создаваемого многоквартирного дома, иного объекта недвижимости с указанием его местоположения, количества находящихся в составе создаваемого многоквартирного дома, иного объекта недвижимости жилых и нежилых помещений, машино-мест, планируемой площади каждого из указанных помещений и машино-мест;

3) проектная декларация. Заявитель вправе не представлять проектную декларацию. В случае, если проектная декларация не представлена заявителем, орган регистрации прав получает ее путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства;

4) договор поручительства по обязательствам застройщика.

 При государственной регистрации каждого договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, машино-места, нежилого помещения, определенного подпунктом 3.1 пункта 1 статьи 201.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", осуществляется проверка факта уплаты застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по представленному на государственную регистрацию договору участия в долевом строительстве. Указанная проверка осуществляется органом регистрации прав посредством направления запроса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", которая обязана предоставить запрашиваемые сведения в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения запроса органа регистрации прав.

 Орган регистрации прав при государственной регистрации последующих договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости не вправе истребовать документы, которые ранее представлялись на государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, и помещены в реестровое дело.

За государственную регистрацию договора оплачивается государственная пошлина, размер которой установлен в статье 333.33 НК РФ. Согласно законодательству пошлина за регистрацию договора долевого участия в 2020 году для граждан составляет 350 рублей. Застройщик, как юридическое лицо, за те же действия оплачивает 6 000 рублей.

По общему правилу, если регистрируется договор, заключенный между гражданином и юридическим лицом, то сумма пошлины каждой категории плательщиков разделяется на количество участников сделки. В данном случае дольщик должен будет заплатить 175 рублей, а застройщик – 3000 рублей.

Представить договор  можно через отдел ОГКУ «ТО МФЦ»  по адресу: Томская область, г. Стрежевой, 4 микрорайон, д. 405.

После того как объект долевого строительства будет введен в эксплуатацию, поставлен на кадастровый учет и передан по передаточному акту дольщику, застройщик имеет право на подачу без доверенности в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на такой объект, в таком случае:

1) застройщик после государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства обязан передать собственнику выданную в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в целях удостоверения проведения государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства выписку из Единого государственного реестра недвижимости;

2) подача участником долевого строительства заявления о государственной регистрации права собственности на объект долевого строительства не требуется и данный участник после проведения государственной регистрации его права собственности на объект долевого строительства вправе представить в орган регистрации прав указанный в пункте 2 части 11 статьи 48 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" подлинный экземпляр договора участия в долевом строительстве или договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве для совершения на нем специальной регистрационной надписи.

  (ч. 6 ст.16 Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ ред. от 13.07.2020)

 

 

 

Начальник Стрежевского

межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области                                 А.П. Ляшенко          

 

1 сентября 2020 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 №289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина».

В сентябре в России появится новая внесудебная процедура банкротства. Гражданин получит право бесплатно, через МФЦ, по месту жительства (месту пребывания), обратиться с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке, если у него непогашенные обязательства на сумму от 50 тыс. до 500 тыс. рублей, закрыто исполнительное производство из-за отсутствия у него имущества, и не возбуждено иное исполнительное производство после возвращения исполнительного документа взыскателю.

Отсутствие у гражданина имущества, которое могло бы быть направлено на удовлетворение требований кредиторов, не препятствует введению процедуры реализации имущества гражданина, сказано в документе.

 

 

И.о. начальника отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Томской области Е.Б. Винокурова

 

 

 

 

Распоряжаясь средствами материнского капитала, выделенными из федерального бюджета, родители в силу ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» обязаны, передать часть приобретенной, построенной или реконструированной недвижимости в собственность детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).

Статья 421 Гражданского Кодекса РФ предоставляет гражданам свободу в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор).

Если средства материнского капитала направляются в качестве оплаты полной или части суммы на приобретение готового жилья, то между продавцом и покупателями может быть заключен договор купли-продажи с указанием размера долей для каждого из покупателей.

И если в п.1 ст. 33 Семейного кодекса РФ законным режимом имущества супругов установлена совместной собственности, то ч.4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ установлен вид собственности - общая долевая. Таким образом, приобретение супругами имущества в долевую собственность не является их волеизъявлением на изменение установленного законом режима совместной собственности, а требованием закона, соответственно такой договор не подлежит нотариальному удостоверению.

При этом размер долей, которые должны принадлежать каждому члену семьи, законом не установлен, а лишь, установлено, что доли в праве собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, определяются по соглашению.

Однако Верховный суд РФ постановил, что доли в праве собственности на жилое помещение, приобретённое с использованием средств материнского капитала, определяются исходя из равенства долей родителей и детей на средства материнского капитала, а не на все средства, за счёт которых было приобретено жилое помещение. Если материнский (семейный) капитал покрывает лишь часть стоимости приобретаемой недвижимости, то рекомендуется исходить из равенства прав родителей и детей на средства материнского капитала.

На сегодняшний день внесены ряд изменений в правила ведения Единого государственного реестра недвижимости и Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и появилась возможность провести выделение долей детям без нотариуса, по соглашению в простой письменной форме после оформления жилья в собственность или снятия обременения (ограничения).

В случае если недвижимость принадлежит обоим родителям на праве общей совместной собственности, то они вправе оставить за собой право совместной собственности на долю в праве общей долевой собственности и наделить долями только детей.

Условия приобретения супругами имущества в долевую собственность с использованием средств материнского (семейного) капитала должно быть отражено в документах, представляемых на государственную регистрацию.

Обязательство считается исполненным с момента внесения в ЕГРН записи о новых собственниках.

 

Специалист-эксперт

Шегарского межмуниципального отдела 

Управления Росреестра по Томской области Е.Н. Иванова


Управление Росреестра по Томской области рекомендует правообладателям уточнить границы ранее учтённых земельных участков и в случае необходимости зарегистрировать права на них в связи со вступившим в силу Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 254-ФЗ.

Закон предусматривает возможность выдачи разрешения на строительство объектов федерального, регионального или местного значения, относящихся к инженерной или транспортной инфраструктуре, без оформления прав на земельные участки при условии, что такие участки находятся в государственной или муниципальной собственности и не обременены правами третьих лиц.

Правообладатели, чьи земельные участки не имеют точных сведений о местоположении границ в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и права на которые не зарегистрированы в ЕГРН (возникли до 03.09.1998 года), могут столкнуться с тем, что на их участках может быть начато строительство объектов федерального, регионального или местного значения. В рамках реализации закона такие земли могут быть ошибочно восприняты как незанятые и свободные от чьих-либо прав.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «На сегодняшний день по данным ЕГРН 213 266 земельных участков в Томской области не имеют точных границ. Если у земельного участка не установлены координаты характерных точек границ, рекомендуем провести процедуру их уточнения. Это защитит правообладателей от риска лишиться части участка и споров с владельцами смежных участков».

Чтобы избежать возможных сложностей, правообладателям необходимо: узнать о наличии границ на местности по кадастровому номеру участка на публичной кадастровой карте Росреестра и при необходимости обеспечить уточнение границы земельных участков. Для этого нужно обратиться к кадастровому инженеру и заключить договор подряда. В результате проведения кадастровых работ будет составлен межевой план, в котором будут определены точные границы вашего земельного участка. В состав межевого плана при уточнении границ участка включается информация о согласовании границ земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка, принадлежащего иному заинтересованному лицу.

 

Начальник отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области А.Н. Юркевич