Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Согласно п. 3 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.

В силу ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости) сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона), а также договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями.

Часть 1 ст. 57 Закона о недвижимости регламентирует, что при государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение или другое недвижимое имущество одновременно на основании заявления осуществляется государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок, занятый таким недвижимым имуществом и принадлежавший предшествующему собственнику такого недвижимого имущества на праве собственности.

Согласно части 4 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение участником долевой собственности доли в праве собственности на здание, сооружение или отчуждение собственником принадлежащих ему части здания, сооружения или помещения в них проводится вместе с отчуждением доли указанных лиц в праве собственности на земельный участок, на котором расположены здание, сооружение.

Таким образом, законодательством предусмотрены требования об одновременности перехода прав на земельный участок и расположенное на нем здание, которые могут находиться в общей собственности и, соответственно, подпадать под действие ч. 1 ст. 42 Закона о недвижимости.

Однако, согласно разъяснениям Министерства экономического развития Российской Федерации, при отчуждении доли в праве на земельные участки обязанность нотариального оформления сделки не требуется, если с указанными земельными участками отчуждается основной объект.

Доля в праве общей долевой собственности на земельный участок в рассматриваемом случае следует судьбе помещения в силу прямого указания закона и при переходе права собственности на помещение к новому собственнику одновременно переходит и доля в праве общей собственности на земельный участок. То есть доля в праве общей собственности на земельный участок не является самостоятельным предметом сделки, к отчуждению такой доли, соответственно, не могут применяться положения действующего законодательства, регулирующие отчуждение долей в праве собственности на вещи.

Нотариальная форма договора отчуждения помещения в здании, здания и одновременно с ними в силу указания закона также и доли в праве общей собственности на земельный участок, на котором они расположены, не требуется.

Начальник отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки
Управления Росреестра по Томской области Т.М. Никитюк

У меня есть справка ЖСК, в которой указано, что я являюсь членом жилищно-строительного кооператива, но там не написано, что мной полностью выплачен паевой взнос. Могу ли я на основании такого документа зарегистрировать право собственности на квартиру?

Как установлено статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 129 Жилищного кодекса Российской Федерации, право собственности на квартиру приобретает член жилищного, жилищно-строительного кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за указанное имущество. Соответственно для государственной регистрации должен быть представлен документ, подтверждающий членство в кооперативе конкретного субъекта, факт выплаты этим лицом паевого взноса в полном размере, а также указан объект недвижимого имущества, за который выплачен паевой взнос. Документ должен быть подписан лицом, имеющим право на его подписание от имени кооператива.

Как следует из вопроса, представить документ подтверждающий полную выплату паевого взноса за квартиру Вы не имеете возможности, в таком случае, необходимо предоставить судебное решение о признании за Вами права собственности на квартиру.

Обращаем Ваше внимание, что для государственной регистрации права собственности на кооперативную квартиру необходимо представить:

1) заявление правообладателя о государственной регистрации (оригинал) права собственности;

2) документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал);

3) документ, являющийся основанием для предоставления льготы, если физическое лицо на основании статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины (оригинал и копия). Государственная пошлина для физического лица за государственную регистрацию права собственности составляет 2000 рублей;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя правообладателя (если от имени правообладателя действует его представитель) (оригинал и копия).

5) справка о полном внесении (полной выплате) паевого взноса, подписанная уполномоченным лицом кооператива (оригинал и копия);

Указанный перечень является примерным, и с учетом конкретной ситуации могут быть затребованы иные документы.

Исполняющая обязанности начальника
отдела регистрации объектов недвижимости
жилого назначения и договоров
долевого участия в строительстве
Управления Росреестра по Томской области Н.Л.Ананьева

Где бы вы не находились, на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) можно в любое время получить информацию справочного характера.

В разделе: «Электронные услуги и сервисы» размещен сервис «Проверка исполнения запроса (заявления)», который позволяет отслеживать статус заявки на получение документов и выписок из ЕГРН в режиме реального времени.

Онлайн проверка готовности документов актуальна при обращениях по вопросам:

  • регистрации недвижимости;
  • получения выписки из ЕГРН;
  • получения сведений о кадастровой стоимости объекта.

Услуги раздела по проверке готовности всех необходимых документов предоставляются бесплатно всем категориям заявителей.

После подачи заявления на получение услуг Росреестра ему присваивается регистрационный номер. Реквизиты, состоящие из ряда цифр, указываются в правом верхнем углу заявления, например: MFC-0240/2019-0000 или PVD-0054/2019-0000.

Для осуществления проверки готовности документов онлайн необходимо:

  • Зайти на официальный сайт Росреестра в раздел: «Электронные услуги и сервисы».
  • Выбрать сервис «Проверка исполнения запроса (заявления)».
  • Заполнить номер заявки.
  • Ввести цифры с проверочной картинки.
  • Нажать кнопку «Проверить».

В результате этих несложных действий на экране отражается статус заявления (запроса).

Для физических лиц реализован также механизм контроля заявки через «Личный кабинет» Росреестра.

Работа с сервисом доступна после создания подтвержденной учетной записи на портале «Государственные услуги».

Чтобы узнать о готовности документов, следует придерживаться следующего алгоритма действий:

  • 1. Пройти регистрацию на портале Госуслуги.
  • 2. Перейти на официальный сайт Росреестра.
  • 3. Нажать на иконку «Личный кабинет», расположенную в верхней ча-сти главной страницы.
  • 4. Ввести имя пользователя и пароль.
  • 5. Выбрать вкладку «Мои заявки».
  • 6. Заполнить поле с номером заявки в Росреестре.
  • 7. Ввести проверочное слово, предложенное системой.
  • 8. Кликнуть «Проверить».

В открывшемся окне отражаются все заявления владельца кабинета.

Выбрав нужную запись, пользователь видит:

  • статус запроса;
  • стадию рассмотрения;
  • фамилию и инициалы регистратора;
  • причины отказа.

Статус заявления о государственной регистрации права может принимать следующие варианты:

  • 1. Заявление принято в обработку. После получения запроса должностное лицо проверяет корректность представленной информации.
  • 2. В работе. Регистратор работает с принятым пакетом, решение по заявлению (запросу) не определено.
  • 3. Документы направлены заявителю. Проверка документов Росреестром завершена. Документы переданы на выдачу. Собственник получает пакет в МФЦ, с курьером, по почте. Способ получения указывается в заявлении.
  • 4. Проверка не пройдена. Правообладателю необходимо повторно составить заявление.
  • 5. Приостановка регистрационных действий.

Если регистрация приостановлена, продавцу и покупателю направляется уведомление с указанием причин, по которым произошла приостановка регистрации. Способ получения уведомления указывается в заявлении при подаче документов: через МФЦ, получить по электронной почте или посредством почтового отправления.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «В современной жизни подобные инновации крайне необходимы, это не только оперативный способ самостоятельно контролировать ход событий или наличие результата, а также минимизация контактов с посторонними людьми для каждого владельца недвижимости».

Кроме вышеуказанных способов, для жителей Томской области доступна проверка исполнения документов на сайте МФЦ (https://md.tomsk.ru/) через вкладку, размещенную на главной странице «Просмотр статуса заявления».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о регистрации), Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о регистрации недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных сведений.

В соответствии с частью 4 Налогового Кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, правах и сделках, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

На основании поступивших из регистрирующего органа сведений о недвижимом имуществе и зарегистрированных правах на него, налоговые органы осуществляют расчет суммы налога на недвижимость, учитывая при этом сведения о характеристиках объекта (площадь объекта, назначение и т.п.). 

В связи с этим особенно важным является вопрос поддержания в актуальном состоянии сведений о принадлежащих гражданам объектах недвижимости и земельных участках, которые содержатся в ЕГРН, поскольку неактуальные сведения ЕГРН повлекут за собой недостоверность сведений о сумме уплачиваемого физическими лицами налога на недвижимое имущество.

Наличие технической ошибки в сведениях ЕГРН об объектах недвижимости также повлечет за собой неправильность исчисления суммы налога на недвижимое имущество, в том числе, может привести к его необоснованному увеличению.

При выявлении гражданами технической ошибки в записях ЕГРН либо при изменении характеристик объекта недвижимости, собственнику необходимо позаботиться о внесении соответствующих изменений и в записи ЕГРН. Подать такое заявление можно как через офисы приема «Мои документы», так и путем подачи заявления через личный кабинет правообладателя на сайте Росреестра.

Начальник отдела ведения ЕГРН, 

повышения качества данных ЕГРН 

Управления Росреестра по Томской области 

Т.А. Федорова

В 2020 году на территории Томской области проводится очередная государственная кадастровая оценка земельных участков, результаты которой будут применяться с 1 января 2021 года. В соответствии с новым законодательством о государственной кадастровой оценке на определение кадастровой стоимости, предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, на рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, уполномочено Областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра». Оспорить результаты определения новой кадастровой стоимости земельных участков на основании установления их рыночной стоимости возможно будет в комиссии по рассмотрению споров, созданной при Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области.

Однако, до момента внесения новых результатов в Единый государственный реестр недвижимости у заинтересованных лиц существует возможность пересмотреть кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения, установленную по итогам проведения государственной кадастровой оценки 2014 года. 

В рамках Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для досудебного оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в каждом субъекте РФ при территориальных органах Росреестра были созданы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. На территории Томской области такая комиссия работает при Управлении Росреестра по Томской области.

Основанием для пересмотра кадастровой стоимости в комиссии является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (например: неправильное указание сведений об объекте (площадь, местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка и др.), или установление рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Если правообладатель, арендатор или иное заинтересованное лицо, выявил ошибочные данные по своему объекту, либо считает, что стоимость его земельного участка завышена, он может обратиться в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости с приложением установленных законодательством документов.

Как человеку понять, что стоимость земельного участка завышена? Для этого, прежде всего, нужно узнать его кадастровую стоимость. Это можно сделать с помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на официальном сайте Росреестра или  обратившись в орган регистрации прав. Сведения о кадастровой стоимости предоставляются бесплатно по запросам любых лиц в виде выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости. Рыночную  стоимость земельного участка можно узнать, обратившись к оценщику, или самостоятельно изучив рынок недвижимости по объявлениям о продаже. Если отличие кадастровой стоимости от рыночной значительное, то есть основание для ее оспаривания.

Для юридических лиц и органов власти досудебное урегулирование споров о кадастровой стоимости обязательно. Перед подачей иска в суд им необходимо обратиться в комиссию. Физические лица имеют право выбора либо обращаться в комиссию, либо сразу в суд. 

Срок рассмотрения заявления в комиссии - 1 месяц. По результатам рассмотрения заявления комиссия принимает решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отклонении заявления.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости будет применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости с приложенными документами, во избежание распространения коронавирусной инфекции на территории Томской области, необходимо направлять в комиссию по рассмотрению споров при Управлении Росреестра по Томской области почтовым отправлением по адресу: 634003, г. Томск, ул. Пушкина, 34/1.  Телефоны для справок: (83822) 51-11-67, 51-37-82.

В 2020 году на территории Томской области проводится очередная государственная кадастровая оценка земельных участков, результаты которой будут применяться с 1 января 2021 года. В соответствии с законодательством о государственной кадастровой оценке уполномоченным органом на определение кадастровой стоимости, предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, на рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, является Областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (ОГБУ «ТОЦИК»). 

5 августа на официальном сайте Росреестра по адресу:  https: //rosreestr.ru в разделе «Фонд данных кадастровой оценки», а также на официальном сайте ОГБУ «ТОЦИК» по адресу:  https://kadastr.gov70.ru в разделе «Кадастровая оценка» размещен проект отчета об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель четырех категорий - населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, земель промышленности и иного назначения, земель особо-охраняемых территорий и объектов.

В течении пятидесяти календарных дней с даты размещения вышеуказанного отчета правообладатели могут ознакомиться с предварительными результатами государственной кадастровой оценки  на сайте Росреестра в разделе «Фонд данных кадастровой оценки» Поиск интересующего объекта недвижимости осуществляется по кадастровому номеру.

В случае,  если правообладатель считает, что кадастровая стоимость принадлежащего ему объекта недвижимости существенно завышена, ему необходимо обратить внимание на характеристики, используемые при оценке объекта, такие как  местоположение, площадь,  наименование оценочной группы, к которой он отнесен. В случае, если указанные характеристики не соответствуют действительности, нужно представить замечания в адрес ОГБУ «ТОЦИК».

Замечания можно подать при личном обращении в бюджетное учреждение по адресу: 634009, гомск, ул. Розы Люксембург, д.17, стр.2, направить почтовым направлением, либо через Интернет, или обратиться в Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Порядок и сроки представления  замечаний, а также рекомендуемая форма для таких замечаний размещены на официальном сайте ОГБУ «ТОЦИК» по адресу: https://kadastr.gov70.ru в разделе «Кадастровая оценка».  

Согласно ст. 64 ЗК РФ земельные споры разрешаются в судебном порядке.

Одним из споров, подлежащих рассмотрению в судебном порядке, является спор об установлении границ земельных участков.

Например, гражданка З. обратилась в суд с иском об установлении границ земельного участка. В обоснование своих требований истица пояснила, что она является собственником земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке. С целью уточнения и установления границ земельного участка она приняла меры к подготовке межевых документов, однако сосед, ответчик А., отказался подписывать проект межевого плана, согласовывать границы земельных участков.

При рассмотрении заявленного требования судом применяются положения ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Руководствуясь указанной нормой, суд удовлетворил заявленное требование З. и установил границу земельного участка. 

При этом суд указал, что граница между земельными участками истицы и ответчика сложилась, она обозначена забором, возведенным много лет тому назад (более 20 лет). Несмотря на то, что забор частично разрушен, граница между соседними земельными участками хорошо просматривается. 

При обжаловании данного решения в вышестоящую инстанцию, решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.

Указанный пример ярко демонстрирует эффективность судебной защиты прав граждан при разрешении земельных споров. 

Начальник отдела 
государственного земельного надзора

Управления Росреестра по Томской области

А.И. Ткачев

«Проверкой»  в деловом обиходе называется мероприятие, проводимое сотрудниками Росреестра, МЧС, прокуратуры и других контрольно-надзорных органов. В зависимости от статуса и целей проверяющих им следует представлять различную информацию и документы – различные органы обладают различными полномочиями. Приведём здесь основные и общедоступные правила поведения при любых проверках. 

  • Не конфликтуйте с проверяющими без причины;
  • Не пытайтесь с порога “договориться” с проверяющими – это противозаконно.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны осуществлять свою деятельность в рамках действующего законодательства. При проведении проверки, проверяющие обязаны соблюдать права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Согласно статьи 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

2.1) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;

2.2) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заявление об обжаловании действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 23 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

 

Специалист-эксперт Молчановского межмуниципального отдела, заместитель главного государственного инспектора Чаинского и Кривошеинского районов Томской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Томской области Н.И. Орлов

Управление Росреестра по Томской области информирует лицензиатов, осуществляющих геодезическую и картографическую деятельность.

26 августа 2020 года вступает в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.2020 №1222 «О внесении изменения в Положение о лицензировании геодезической и картографической деятельности».

Данным Постановлением исключена необходимость переоформления лицензии в сфере геодезической и картографической деятельности в случае осуществления большинства лицензируемых видов деятельности не по адресу, указанному в лицензии.

Теперь переоформление лицензии потребуется только в случае необходимости осуществления лицензиатом работ, касающихся создания и (или) обновления государственных топографических карт или государственных топографических планов, по адресу места их осуществления, не указанному в лицензии.

В заявлении о переоформлении лицензии указывается данный адрес, а также адреса зданий и (или) помещений, в которых будут осуществляться указанные работы, и прилагаются документы, подтверждающие владение или законное пользование такими зданиями и (или) помещениями (в случае, если права на такие здания и (или) помещения зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, - сведения об этих зданиях и (или) помещениях).

По вопросам, связанным с лицензированием геодезической и картографической деятельности, необходимо обращаться в отдел землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области по телефону 8(3822) 51-36-22.

Покупка квартир в новостройке происходит с опорой на Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 №214-ФЗ.

С июля 2019 года большинство застройщиков не смогли получать деньги от дольщиков напрямую. Финансирование застройки многоквартирных домов с прямого сменилось проектным.

Долевое строительство в старой форме просуществовало более 15 лет. Формально преимущества получали обе стороны: застройщикам предоставляли доступ к беспроцентным деньгам от дольщиков, дольщики могли приобрести жилье с существенным дисконтом, если покупали квартиру на стадии котлована. Но на практике такая схема привела не к одному долгострою и тысячам обманутых дольщиков.

Теперь дольщики так же могут купить квартиру на котловане, но застройщик увидит эти деньги только после того, как достроит квартиру и отдаст ключи. При этом договоры долевого участия (Далее-ДДУ) сохранили свое значение и не исчезли с рынка, поменялась только схема расчетов.

Деньги, которые теперь покупатели платят за недвижимость, не поступают напрямую застройщику, а направляются в банк на специальный счет эскроу.

Счет эскроу – это специальный вид счетов в банке. На данный счет дольщики должны перевести деньги за квартиру в новостройке по договору участия в долевом строительстве. Данная сумма будет храниться в банке до тех пор, пока застройщик не сдаст квартиру. До того момента, пока дом не достроен, получить доступ к деньгам застройщик не сможет: ему придется использовать собственные или внешние источники финансирования проекта. Такие счета застройщики могли использовать на добровольных началах с июля 2018 года, а с июля 2019 года – это обязанность застройщиков, а не их право.

В результате снижаются риски для покупателей недвижимости, что застройщик соберет деньги с дольщиков и не закончит объект. Даже если со стройкой возникнут какие-либо проблемы, покупатели смогут забрать свои деньги, получив компенсацию из специального фонда.

При возникновении проблем у банка поводов для беспокойства у дольщиков так же нет: средства на счетах эскроу застрахованы на сумму до 10 млн р.

Покупатель выбирает квартиру в строящемся доме, подписывает с застройщиком договор долевого участия. заключает трехсторонний договор на открытие счета эскроу с застройщиком и банком.

Денежные средства за квартиру переводятся на счет эскроу (если была получена ипотека, то средства на эксроу-счет перечисляются банком).

Далее необходимо представить ДДУ на государственную регистрацию в Росреестр.

В соответствие со ст. 48 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Далее - Закон о регистрации) государственная регистрация договора участия в долевом строительстве осуществляется на основании заявления сторон договора (застройщика, участника долевого строительства).

Для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, наряду с документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, необходимы:

1) разрешение на строительство. Орган регистрации прав получает разрешение на строительство путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства, а при отсутствии соответствующей информации в указанной системе запрашивает разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в разрешении на строительство) в органе, выдавшем разрешение на строительство, который в срок не более чем два рабочих дня с даты получения такого запроса размещает его в единой информационной системе жилищного строительства и уведомляет об этом орган регистрации прав с использованием указанной информационной системы;

2) план создаваемого многоквартирного дома, иного объекта недвижимости с указанием его местоположения, количества находящихся в составе создаваемого многоквартирного дома, иного объекта недвижимости жилых и нежилых помещений, машино-мест, планируемой площади каждого из указанных помещений и машино-мест;

3) проектная декларация. Заявитель вправе не представлять проектную декларацию. В случае, если проектная декларация не представлена заявителем, орган регистрации прав получает ее путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства;

4) договор поручительства по обязательствам застройщика.

 При государственной регистрации каждого договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, машино-места, нежилого помещения, определенного подпунктом 3.1 пункта 1 статьи 201.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", осуществляется проверка факта уплаты застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по представленному на государственную регистрацию договору участия в долевом строительстве. Указанная проверка осуществляется органом регистрации прав посредством направления запроса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", которая обязана предоставить запрашиваемые сведения в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения запроса органа регистрации прав.

 Орган регистрации прав при государственной регистрации последующих договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости не вправе истребовать документы, которые ранее представлялись на государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, и помещены в реестровое дело.

За государственную регистрацию договора оплачивается государственная пошлина, размер которой установлен в статье 333.33 НК РФ. Согласно законодательству пошлина за регистрацию договора долевого участия в 2020 году для граждан составляет 350 рублей. Застройщик, как юридическое лицо, за те же действия оплачивает 6 000 рублей.

По общему правилу, если регистрируется договор, заключенный между гражданином и юридическим лицом, то сумма пошлины каждой категории плательщиков разделяется на количество участников сделки. В данном случае дольщик должен будет заплатить 175 рублей, а застройщик – 3000 рублей.

Представить договор  можно через отдел ОГКУ «ТО МФЦ»  по адресу: Томская область, г. Стрежевой, 4 микрорайон, д. 405.

После того как объект долевого строительства будет введен в эксплуатацию, поставлен на кадастровый учет и передан по передаточному акту дольщику, застройщик имеет право на подачу без доверенности в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на такой объект, в таком случае:

1) застройщик после государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства обязан передать собственнику выданную в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в целях удостоверения проведения государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства выписку из Единого государственного реестра недвижимости;

2) подача участником долевого строительства заявления о государственной регистрации права собственности на объект долевого строительства не требуется и данный участник после проведения государственной регистрации его права собственности на объект долевого строительства вправе представить в орган регистрации прав указанный в пункте 2 части 11 статьи 48 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" подлинный экземпляр договора участия в долевом строительстве или договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве для совершения на нем специальной регистрационной надписи.

  (ч. 6 ст.16 Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ ред. от 13.07.2020)

 

 

 

Начальник Стрежевского

межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области                                 А.П. Ляшенко          

 

Распоряжаясь средствами материнского капитала, выделенными из федерального бюджета, родители в силу ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» обязаны, передать часть приобретенной, построенной или реконструированной недвижимости в собственность детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).

Статья 421 Гражданского Кодекса РФ предоставляет гражданам свободу в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор).

Если средства материнского капитала направляются в качестве оплаты полной или части суммы на приобретение готового жилья, то между продавцом и покупателями может быть заключен договор купли-продажи с указанием размера долей для каждого из покупателей.

И если в п.1 ст. 33 Семейного кодекса РФ законным режимом имущества супругов установлена совместной собственности, то ч.4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ установлен вид собственности - общая долевая. Таким образом, приобретение супругами имущества в долевую собственность не является их волеизъявлением на изменение установленного законом режима совместной собственности, а требованием закона, соответственно такой договор не подлежит нотариальному удостоверению.

При этом размер долей, которые должны принадлежать каждому члену семьи, законом не установлен, а лишь, установлено, что доли в праве собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, определяются по соглашению.

Однако Верховный суд РФ постановил, что доли в праве собственности на жилое помещение, приобретённое с использованием средств материнского капитала, определяются исходя из равенства долей родителей и детей на средства материнского капитала, а не на все средства, за счёт которых было приобретено жилое помещение. Если материнский (семейный) капитал покрывает лишь часть стоимости приобретаемой недвижимости, то рекомендуется исходить из равенства прав родителей и детей на средства материнского капитала.

На сегодняшний день внесены ряд изменений в правила ведения Единого государственного реестра недвижимости и Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и появилась возможность провести выделение долей детям без нотариуса, по соглашению в простой письменной форме после оформления жилья в собственность или снятия обременения (ограничения).

В случае если недвижимость принадлежит обоим родителям на праве общей совместной собственности, то они вправе оставить за собой право совместной собственности на долю в праве общей долевой собственности и наделить долями только детей.

Условия приобретения супругами имущества в долевую собственность с использованием средств материнского (семейного) капитала должно быть отражено в документах, представляемых на государственную регистрацию.

Обязательство считается исполненным с момента внесения в ЕГРН записи о новых собственниках.

 

Специалист-эксперт

Шегарского межмуниципального отдела 

Управления Росреестра по Томской области Е.Н. Иванова