Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о регистрации), Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о регистрации недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных сведений.

В соответствии с частью 4 Налогового Кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, правах и сделках, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

На основании поступивших из регистрирующего органа сведений о недвижимом имуществе и зарегистрированных правах на него, налоговые органы осуществляют расчет суммы налога на недвижимость, учитывая при этом сведения о характеристиках объекта (площадь объекта, назначение и т.п.).

В связи с этим особенно важным является вопрос поддержания в актуальном состоянии сведений о принадлежащих гражданам объектах недвижимости и земельных участках, которые содержатся в ЕГРН, поскольку неактуальные сведения ЕГРН повлекут за собой недостоверность сведений о сумме уплачиваемого физическими лицами налога на недвижимое имущество.

Наличие технической ошибки в сведениях ЕГРН об объектах недвижимости также повлечет за собой неправильность исчисления суммы налога на недвижимое имущество, в том числе, может привести к его необоснованному увеличению.

При выявлении гражданами технической ошибки в записях ЕГРН либо при изменении характеристик объекта недвижимости, собственнику необходимо позаботиться о внесении соответствующих изменений и в записи ЕГРН.

Подать такое заявление можно как через офисы приема «Мои документы», так и путем подачи заявления через личный кабинет правообладателя на сайте Росреестра.

Согласно статистике, за 9 месяцев 2020 года в Управление Росреестра по Томской области поступило более 33 тыс. заявлений о государственном кадастровом учете и(или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости в электронном виде, что составляет порядка 35% от общего числа заявлений.

Более 90% всех сведений из  Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) также запрашивается в электронном виде.

Получение услуг в электронном виде имеет множество преимуществ: отсутствие очередей, возможность получить услугу в любое удобное время; исключение так называемого человеческого фактора; снижение стоимости и др.

Например, стоимость получения Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в электронном виде для физического лица на 170 рублей ниже, чем получение Выписки на бумаге.

При подаче документов для государственной регистрации прав в электронном виде предоставляется скидка 30% от размера пошлины.

Воспользоваться услугами Росреестра в электронном виде заявители могут на официальном сайте  Росреестра (https://rosreestr.ru) через универсальный сервис «Личный кабинет». Для получения доступа к сервису «Личный кабинет правообладателя» необходимо пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на едином портале государственных и муниципальных услуг (https://esia.gosuslugi.ru/).

 

 

 

Согласно частям 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135- ФЗ (далее - Закон) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения торгов, за исключением установленных Законом случаев.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Закона заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным имуществом, может быть осуществлено без проведения торгов в случае предоставления имущества, которое является частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если его общая площадь составляет не более чем 20 кв.м. и не превышает 10% площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

При этом вышеуказанное ограничение по площади имущества, права на которое могут быть переданы без проведения конкурса или аукциона, - десять процентов от площади находящегося у правообладателя помещения, здания, строения или сооружения, но не более 20 кв. м. - относится ко всем договорам, заключаемым правообладателем без проведения торгов, в отношении каждого отдельного помещения (здания, строения, сооружения, помещения) в совокупности.

Таким образом, требования, установленные пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Закона, применяются отдельно к каждому объекту имущества, в отношении которого планируется заключение договора аренды по данному исключению.

Согласно Разъяснениям Федеральной антимонопольной службы России по применению статьи 17.1 Закона от 05.06 2012 г., если общая площадь всех частей помещения, здания, строения или сооружения, передаваемых во владение и (или) пользование третьим лицам, превышает 20 кв. м. или 10% от общей площади помещения, здания, строения или сооружения, то предоставление прав в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам осуществляется в соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона.

Примеры возможной передачи прав на часть или части помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам без проведения торгов:

Если общая площадь помещения, здания, строения или сооружения, права владения и (или) пользования на которые получены в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона, составляет 200 кв. м. и более, то общая площадь всех частей помещения, здания, строения или сооружения, которые могут быть переданы во владение и (или) пользование без торгов третьим лицам, не может превышать 20 кв. м.;

Если общая площадь помещения, здания, строения или сооружения, права владения и (или) пользования на которые получены в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона, составляет менее 200 кв. м., то общая площадь всех частей помещения, здания, строения или сооружения, которые могут быть переданы во владение и (или) пользование без торгов третьим лицам, не должна превышать 10% общей площади таких помещения, здания, строения или сооружения;

Если здание площадью 400 кв. м., права владения и (или) пользования на которое получены в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона, например, состоит из 5 помещений, площадь каждого из которых составляет 80 кв. м, то общая площадь всех частей помещений в таком здании, которые могут быть переданы во владение и (или) пользование без торгов третьим лицам, не может превышать 20 кв. м., при этом площадь, передаваемая без торгов в каждом из указанных 5 помещений, не может превышать 10% или 8 кв. м.

Если общая площадь всех частей помещения, здания, строения или сооружения, передаваемых во владение и (или) пользование третьим лицам, превышает 20 кв. м. или десять процентов от общей площади помещения, здания, строения или сооружения, то предоставление прав в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам осуществляется в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона.

 

 

 

Начальник Парабельского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области  М.И. Новиков

В отношении администраций муниципальных образований (районов, городов, поселений) Управление Росреестра по Томской области (далее - Управление) проводит плановые проверки. Данные проверки проводятся в общем порядке, предусмотренном для проверок в отношении организаций (юридических лиц), установленном положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

По общему правилу проверяемому лицу в данном случае необходимо предоставить документы на земельный участок, обеспечить доступ должностному лицу (инспектору) к данному земельному участку и обеспечить присутствие представителя (контактное лицо), которое будет взаимодействовать с должностным лицом Управления при проведении проверки. На практике каких-либо проблем у администраций муниципальных образований по данным вопросам не возникает.

В абсолютном большинстве случаев проверке подлежат:

1. требования законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (за нарушение данных требований ответственность предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ - административный штраф в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей);

2. требования законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (за нарушение данных требований ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ - административный штраф в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей);

3. требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений (за нарушение данных требований ответственность предусмотрена ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ - административный штраф на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей).

Соблюдение последних требований тесно связано с первыми двумя и из них вытекает, поскольку в случае, если выявлено соответствующее нарушение, помимо штрафа за сам факт нарушения должностное лицо выносит предписание со сроком устранения нарушения. По истечении срока устранения нарушения, установленного предписанием, проводится проверка его исполнения.

Хочется отметить, что на практике администрации муниципальных образований не являются злостными нарушителями требований земельного законодательства, но выявляются отдельные факты нарушений, выраженных в использовании земельных участков без прав, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

В целях недопущения нарушений требований законодательства Российской Федерации о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, рекомендуем администрациям муниципальных образований вовремя оформлять документы на используемые земельные участки.

 

Заместитель начальника отдела

государственного земельного надзора

Управления Росреестра по Томской области А.А. Шмыков

Предоставление государственных услуг в электронной форме – это предоставление услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных услуг и (или) региональных порталов государственных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

Портал государственных услуг – это информационная система, обеспечивающая предоставление услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных услугах.

Преимущества получения государственных услуг в электронном виде заключаются в следующем:

1. Возможность представления заявителем (при наличии электронной подписи) документов не только в любое удобное для него время, но и без привязки к месту представления документов, что помимо удобства заявителя имеет ещё и ощутимый антикоррупционный эффект, поскольку исключается прямое общение заявителя и должностного лица, осуществляющего прием документов. Очевидные плюсы данной услуги для заявителя связаны с тем, что он может в соответствии с принципом экстерриториальности подавать любые документы на любой объект, расположенный на территории Российской Федерации, в любой день (включая выходные и праздничные) и в любое время суток. Услуга доступна для всех: физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти. В качестве заявителя может выступить как правообладатель, так и его представитель, а также нотариус. Статьей 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" установлены принципы использования электронной подписи: право участников электронного взаимодействия использовать электронную подпись любого вида по своему усмотрению; возможность использования участниками электронного взаимодействия по своему усмотрению любой информационной технологии и (или) технических средств; недопустимость признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе.

2. Снижение срока рассмотрения заявлений и необходимых документов.

Безусловно, одной из самых востребованных государственных услуг, предоставляемых исполнительным органом государственной власти для заявителей, является государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

К примеру, государственная регистрация прав проводится в течение одного рабочего дня, следующего за днем приема или поступления в орган регистрации прав заявления на государственную регистрацию прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме.

3. Возможность, в некоторых случаях, снижения размера государственной пошлины. Размеры государственной пошлины в отношении физических лиц применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае их обращения за государственной регистрацией прав с использованием единого портала государственных услуг, региональных порталов государственных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, и получением результата услуги в электронной форме.

Распоряжением Правительства РФ от 17.01.2019 N 20-р утвержден план мероприятий "Трансформация делового климата", в том числе по направлению "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, совершенствование государственной кадастровой оценки", целями реализации мероприятий по данному направлению, в том числе являются перевод государственных услуг преимущественно в электронную форму и внедрение цифровых технологий и платформенных решений.

 Главный специалист-эксперт Северского отдела

Управления Росреестра по Томской области Э. И. Бахматова

Управление Росреестра по Томской области осуществляет оказание государственной услуги по предоставлению в пользование заинтересованным лицам документов государственного фонда данных (далее - ГФД) и информации о документах ГФД в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минэкономразвития от 14 ноября 2006 г. № 376.

К документам ГФД, полученных в результате проведения землеустройства отнесены: материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель; генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации; схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации; схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований; схемы использования и охраны земель; проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий; проекты освоения новых земель; проекты рекультивации нарушенных земель; проекты защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Для получения документов ГФД заинтересованные лица представляют: заявление; документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий полномочия заинтересованного лица (доверенность). Заинтересованные лица представляют заявление для получения документов ГФД лично, либо почтовым отправлением. В случае если заявление заполнено машинописным способом, заинтересованное лицо дополнительно в нижней части заявления разборчиво от руки (чернилами или пастой) указывает свою фамилию, имя и отчество (полностью).

Документы ГФД, носящие открытый общедоступный характер, предоставляются всем заинтересованным лицам. Оригиналы документов ГФД предоставляются заинтересованным лицам без права их выноса из помещений ГФД. Заинтересованное лицо (пользователь) не может запросить за один раз более десяти документов. Выписки и выкопировки из документов ГФД производятся пользователями самостоятельно. В случае обращения за документами ГФД по почте предоставляются только копии документов ГФД. Изготовленные копии Документов государственного фонда данных направляются заинтересованным лицам. В случае личного обращения, запрашиваемые документы ГФД или мотивированный отказ в их предоставлении подготавливаются для передачи заинтересованным лицам в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня принятия заявления. В случае обращения за документами ГФД по почте предоставление копий документов ГФД или мотивированный отказ в их предоставлении производится в течение 15 дней со дня получения заявления о предоставлении копий документов ГФД. Сотрудник, осуществляющий прием заявлений, вправе отказать заинтересованному лицу в приеме заявления в случае: наличия в заявлении и прилагаемых к нему документах неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание; отсутствия документа, удостоверяющего личность заинтересованного лица или его уполномоченного представителя; отсутствия документа, подтверждающего полномочия представителя заинтересованного лица. Основанием для отказа в предоставлении документов ГФД являются: отсутствие запрашиваемых документов ГФД; отсутствие сведений о запрашиваемых документах ГФД; отсутствие у заинтересованного лица или его представителя документов, требуемых для предоставления государственной услуги.

Формы заявлений размещены на сайте Росреестра в разделе: Главная>Физическим лицам>Получение сведений из государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства https://rosreestr.gov.ru/site/fiz/poluchit-svedeniya-o-zemleustroystve/?detail для физических лиц и в разделе: Главная>Юридическим лицам>Получение сведений из государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства https://rosreestr.gov.ru/site/ur/poluchit-svedeniya-o-zemleustroystve/?detail   для юридических лиц.

 

Специалист-эксперт Молчановского

межмуниципального отдела Управления

Росреестра по Томской области, заместитель

главного государственного инспектора 

Чаинского и Кривошеинского районов

Томской области по использованию и охране земель

Н.И. Орлов

 

Особенности проведения плановых и внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2020 году определены постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438, а именно осуществлено послабление надзорной деятельности, которое обусловлено принимаемыми мерами борьбы с пандемией коронавируса.

В связи с чем, Управление Росреестра по Томской области отменило проведение запланированных на 2020 год проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, в 2020 году сокращены основания для проведения внеплановых проверок. В частности, внеплановые проверки могут быть проведены на основании поручений Президента РФ, Правительства РФ или требования прокурора о проведении проверки. Также мероприятия будут проводиться в случае угрозы причинения или выявления фактов причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций или если речь идет о проверках, целью которых является выдача лицензий и специальных разрешений.

Хотелось бы отметить, что все внеплановые проверки обязательно должны быть согласованы с органами прокуратуры. Кроме того, их проведение возможно только с использованием средств дистанционного взаимодействия, так называемые документарные проверки.

Еще один важный момент. Лица, которым ранее были выданы предписания по устранению нарушений действующего земельного законодательства, могут ходатайствовать о продлении срока исполнения предписания. По указанным ходатайствам надзорным органом будет приниматься решение о продлении указанного срока.

Между тем расслабляться организациям и предпринимателям в связи с послаблением надзорной деятельности не следует. Государственные инспекторы по использованию и охране земель по-прежнему могут возбуждать дела об административных правонарушения при наличии достаточных оснований, например, по результатам выездных мероприятий других надзорных органов (рейдовые осмотры).

Начальник отдела государственного

земельного надзора Управления

Росреестра по Томской области А.И. Ткачев

Заместитель начальника Северского отдела Авдеев Денис Валерьевич 13 октября 2020 года с 09:00 до 13:00 часов ответит на вопросы граждан по теме «Прекращение государственной регистрации арестов (запрещений)» по телефону 8(38 23) 90-11-76.

Специалисты отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии 14 октября 2020 года с 10:00 до 17:00 часов ответят на вопросы граждан по теме «Порядок заполнения заявления и перечень документов, необходимых при оформлении и переоформлении лицензии на геодезическую и картографическую деятельность» по телефону 8(38 22) 51-36-22.

Главный специалист-эксперт Колпашевского межмуниципального отдела Гладких Ирина Владиславовна 14 октября 2020 года с 10:00 до 12:00 часов ответит на вопросы, касающиеся государственного земельного надзора по телефону 8(38 254) 5-35-55.

Заместитель начальника Шегарского межмуниципального отдела Хадкевич София Николаевна 15 октября 2020 года с 10:00 до 12:00 часов ответит на вопросы граждан по теме «Способы подачи заявлений и документов на исполнение государственных функций Росреестра» по телефону 8(38 247) 2-12-61.

Начальник Парабельского межмуниципального отдела Новиков Михаил Иванович 16 октября 2020 года с 10:00 до 12:00 часов ответит на вопросы граждан по теме «Проведение внеплановых проверок. Основания, правовые последствия» по телефону 8(38 252) 2-10-45.

Специалисты отдела регистрации земельных участков 20 октября 2020 года с 09:00 до 18:00 часов ответят на вопросы, касающиеся осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на земельные участки по телефону 8(38 22) 65-02-39.

 

Возврат платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливается порядком взимания и возврата платы за предоставление сведений (Приказ Росреестра от 13.05.2020 N П/0144 "Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации").

Полученная органом регистрации прав плата полностью подлежит возврату в случаях:

  • если заявителем не представлялся запрос о предоставлении сведений ЕГРН;
  • внесения ее в большем размере, чем предусмотрено в соответствии с частью 2 статьи 63 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при этом возврату подлежат средства в размере, превышающем размер установленной платы.

Возврат платежа осуществляется на основании заявления плательщика или его правопреемника (далее - заявление о возврате платежа) либо на основании решения суда. Заявление о возврате платежа представляется в орган регистрации прав, в который подавался запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, одним из способов, предусмотренных для подачи запроса.

В случае подачи заявления о возврате платежа в электронном виде такое заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Заявление о возврате платежа может быть подано в течение трех лет со дня внесения платы.

К заявлению о возврате платежа прилагаются подлинные платежные документы (в случае, если плата внесена в наличной форме) или копии платежных документов (в случае, если плата внесена в безналичной форме).

При наличии информации о внесении платы, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, представление документов, подтверждающих внесение платы, не требуется.

Начальник Асиновского

межмуниципального отдела

Управления Росреестра

по Томской области Л.Ю. Елькина

Хочу купить квартиру, но ведь теперь из-за коронавируса даже не могу сдать документы, чтобы оформить свою собственность, ничего не работает. Деньги отдавать продавцу боюсь, но и выгодное предложение по покупке тоже упускать не хотелось бы. Как мне быть?!

Вы располагаете недостоверной информацией. Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг ведет прием заявлений и документов на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации. Однако, в связи с принятием мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции и с целью исключения скопления большого количества людей в зале многофункциональных центров Томской области года прием документов в отделах МФЦ осуществляется только по предварительной записи.

Информация о порядке и времени работы офисов, в том числе в период противоэпидемических мероприятий, размещена на официальном сайте Томского областного многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг https://md.tomsk.ru/ .

Помимо подачи документов в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр, возможно подать заявление и приложенные к нему документы посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление).

В случае представления заявления и прилагаемых к нему документов посредством почтового отправления, подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, сделка с объектом недвижимости должна быть нотариально удостоверена, к заявлению прилагается копия документа, удостоверяющего личность физического лица (продавца, покупателя);

Кроме того, Вы можете подать документы в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (далее также - отправление в электронной форме).

В случае представления заявления и прилагаемых к нему документов посредством отправления в электронной форме, такие заявление и документы представляются путем заполнения формы заявления, размещенной на едином официальном портале, с прикреплением соответствующих документов.

Обращаем Ваше внимание, что до подачи документов в электронной форме на государственную регистрацию перехода права собственности в Единый государственный реестр недвижимости на основании заявления собственника объекта должна быть внесена запись о возможности представления в случае отчуждения соответствующего объекта недвижимости заявления о государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

 

Начальник отдела регистрации

прав на объекты недвижимости жилого назначения,

договоров долевого участия в строительстве И.А. Колыванова

Для начала давайте разберёмся, что такое ранее учтённые земельные участки в соответствии с законодательством.

Ранее учтёнными земельными участками считаются участки, в отношении которых был осуществлён государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Кроме того, земельные участки в отношении которых не проводился государственный кадастровый учет, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) и которым присвоены условные номера в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтёнными земельными участками.

В случае отсутствия в ЕГРН сведений о ранее учтенном земельном участке орган регистрации прав, в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном земельном участке в ЕГРН на основании:

  • 1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
  • 2) документа (копии документа) устанавливающего или подтверждающего право на земельный участок. Такими документами могут быть государственные акты на землю, свидетельства, постановления и другие документы, подтверждающие предоставление земельного участка до 25.10.2001;
  • 3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет или государственную регистрацию права на земельный участок;

В течение пяти рабочих дней со дня включения в ЕГРН сведений о ранее учтенном земельном участке орган регистрации прав выдает или направляет выписку из ЕГРН о земельном участке.

Итак, если у Вас есть документы, устанавливающие и (или) подтверждающие Ваши права на земельный участок, а также при наличии условия, что такой земельный участок Вам был предоставлен до 25.10.2001, Вы вправе обратиться за внесением сведений о таком ранее учтённом земельном участке.

Предоставить необходимые для осуществления государственного кадастрового учета документы Вы можете:

  • - путем личного обращения в Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг. С графиком работы отделов ОГКУ «ТО МФЦ» Вы можете ознакомиться на сайте http://www.mfc.tomsk.ru. Региональный центр телефонного обслуживания: 8-800-350-08-50, 602-999;
  • - в электронном виде через портал «госуслуги» https://www.gosuslugi.ru/, либо с использованием официального сайта Росреестра https://rosreestr.gov.ru/.

Обращаем Ваше внимание, что отсутствие описания местоположения границ (межевание) ранее учтённого земельного участка не является препятствием для реализации Ваших гражданских прав согласно ст. 549-557, 572 Гражданского кодекса Российской Федерации. Установление описания местоположения границ (межевание) ранее учтённого земельного участка проводится по желанию правообладателя.

  

Исполняющая обязанности начальника

отдела регистрации земельных участков

Управления Росреестра по Томской области И.А. Гончарова

В соответствии с положениями статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Таким образом, законодательством устанавливается особый порядок приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. На первом этапе необходимо принятие такой вещи на учет в качестве бесхозяйной органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

10 декабря 2015 года был принят приказ Минэкономразвития России № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Порядок), которым определены, в том числе, перечень органов, учреждений, осуществляющих принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей; порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей; основания возвращения органом регистрации прав заявления и документов; основания снятия с учета объекта недвижимого имущества.

Так, согласно положениям Порядка прием, проверка сведений и внесение записи в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в отношении учета бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия и в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

Срок принятия решения о постановке бесхозяйного объекта на учет составляет пятнадцать рабочих дней. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в ЕГРН в соответствии с порядком ведения ЕГРН, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Пунктом 12 Порядка предусмотрены причины невозможности внесения сведений об учете бесхозяйного имущества, а именно:

  • из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;
  • в представленных документах отсутствует заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;
  • из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества;
  • ЕГРН содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях), а из представленных документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю;
  • до принятия решения об учете бесхозяйного имущества в орган регистрации прав поступят документы об аресте или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение;
  • собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.

При наличии вышеуказанных причин, препятствующих постановке на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного имущества, принимается решение о возврате заявления и прилагаемых к нему документов.

 

Начальник отдела

регистрации объектов недвижимости

нежилого назначения и ипотеки Т.М. Никитюк