Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Вопрос применения и оспаривания кадастровой стоимости является актуальным с момента введения понятия кадастровой стоимости. Особенную актуальность теме придает то обстоятельство, что начиная с 2020 года налог на имущество, как ранее и земельный налог, взимается от кадастровой стоимости, поэтому величина кадастровой стоимости объектов недвижимости напрямую влияет на размер налоговых платежей.
До недавнего времени кадастровую стоимость определяли независимые оценщики, которых на конкурсной основе выбирали региональные и местные органы власти. Оценщики в свою очередь самостоятельно выбирали и обосновывали подходы и методы, используемые для получения результата, поэтому зачастую результаты такой оценки не устраивали правообладателей объектов недвижимости, интересы которых она затрагивала.
Согласно действующей редакции Федерального закона от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» решение о проведении государственной кадастровой оценки принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а для её проведения создается бюджетное учреждение. В Томской области - это Департамент по управлению государственной собственностью Томской области и Областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра», оно и уполномочено на определение кадастровой стоимости, предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, на рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
В связи с тем, что много вопросов возникало в отношении величины кадастровой стоимости и порядка ее оспаривания, Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ в Закон о государственной кадастровой оценке внесены значительные изменения. Большая часть поправок уже вступила в силу 11 августа 2020 года, однако для некоторых положений предусмотрены иные сроки.
Отметим основные нововведения.
1.Применение сведений о кадастровой стоимости.
Поправками в Федеральном законе от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» закреплено правило о ретроспективном применении кадастровой стоимости объекта недвижимости (в том числе используемой для налогообложения). Если исправление ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, привело к ее уменьшению, то новое значение будет распространено на весь период со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости.
2.Периодичность проведения государственной кадастровой оценки.
Поправками предусмотрена единая периодичность проведения государственной кадастровой оценки. Очередная оценка будет проводиться через 4 года с года проведения последней, а в городах федерального значения – в случае принятия мэром соответствующего решения – через 2 года.
Так, во всех субъектах РФ без учета ограничений по периодичности в обязательном порядке будет проведена:
- в 2022 году – государственная кадастровая оценка земельных участков;
- в 2023 году – государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.
До 2022 года в отношении земельных участков и до 2023 года в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест сохранится прежняя периодичность проведения оценки. Важный нюанс: оценка не должна проводиться, если решение о ее проведении принято менее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного таким решением.
3.Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
В случае принятия уполномоченным органом решения об удовлетворении заявления об исправлении ошибок и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетное учреждение обязано проверить, допущена ли выявленная ошибка в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных. При выявлении соответствующих ошибок кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается.
Эти положения начнут применяться с 1 января 2021 года.
4.Ответственность руководителей бюджетных учреждений, определяющих кадастровую стоимость.
С 11 августа 2020 года введено новое основание для увольнения руководителей бюджетных учреждений. Трудовой договор с лицом, осуществлявшим руководство бюджетным учреждением в течение календарного года, подлежит расторжению по инициативе работодателя в случае принятия судом в соответствующем календарном году 100 и более решений, вступивших в законную силу, которыми удовлетворены заявления об оспаривании решений бюджетного учреждения об отказе в пересчете кадастровой стоимости по обращению заинтересованного лица, при условии, что доля таких решений бюджетного учреждения превышает 20% от общего количества решений этого учреждения, принятых по таким обращениям.
Также предусмотрено, что лицо, осуществляющее руководство бюджетным учреждением, не должно иметь фактов расторжения трудового договора с ним по приведенному основанию в течение трех лет, предшествовавших дню его назначения на должность руководителя бюджетного учреждения или возложения на него обязанностей руководителя бюджетного учреждения.
5.Установление кадастровой стоимости в размере рыночной.
Статьей 22 Закона о кадастровой оценке предусмотрен порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Согласно положениям этой статьи результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в соответствующей комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде. По итогам рассмотрения заявления комиссией принимается решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или об отклонении заявления.
Вместе с тем с 11 августа 2020 года в Законе о кадастровой оценке появилась ст. 22.1 «Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости», введенная, по сути, взамен ст. 22 Закона. Согласно новой статье устанавливать кадастровую стоимость в размере рыночной по заявлению заинтересованных лиц будет бюджетное учреждение. При этом предусмотрено, что решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
По общему правилу, ст. 22 Закона о кадастровой оценке утратит силу лишь 1 января 2023 года. Однако перейти к применению новых правил, предусмотренных ст. 22.1 Закона № 237-ФЗ, можно и раньше – соответствующее решение может принять высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. В этом случае положения ст. 22 Закона о кадастровой оценке применяются до дня, указанного в таком решении.
Предусмотрен целый ряд иных нововведений.
Закон предусматривает применение на всей территории Российской Федерации единой методики кадастровой оценки, основанной на принципах единообразия и обоснованности. Новый механизм кадастровой оценки направлен на недопущение ошибок и сокращение количества обращений о пересмотре кадастровой стоимости. Надзор за деятельностью бюджетных учреждений, наделенных соответствующими полномочиями по определению кадастровой стоимости недвижимости, будет осуществлять Росреестр. В задачи Росреестра входит проведение мероприятий, направленных в первую очередь на недопущение ошибок в деятельности таких учреждений, а не на их выявление. В частности, Россреестр вправе осуществлять постоянное наблюдение за порядком действий бюджетных учреждений и органов власти в части проведения кадастровой оценки и при наличии возможных недопустимых отклонений оперативно указывать на их наличие. Таким образом, законом предусмотрены механизмы для предупреждения возникновения ошибок, а также устранения их последствий максимально безболезненно для граждан
В 2020 году на территории Томской области проводится очередная государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, земель промышленности и земель особо охраняемых территорий и объектов, результаты которой будут применяться с 1 января 2021 года. В соответствии с новым законодательством о государственной кадастровой оценке на определение кадастровой стоимости, предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, на рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, уполномочено Областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра». Оспорить результаты определения новой кадастровой стоимости земельных участков на основании установления их рыночной стоимости возможно будет в комиссии по рассмотрению споров, созданной при Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области.
До момента внесения новых результатов в Единый государственный реестр недвижимости у заинтересованных лиц существует возможность пересмотреть кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения, установленную по итогам проведения государственной кадастровой оценки 2014 года. Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданная при Управлении Росреестра по Томской области, будет осуществлять свою деятельность до 01.01.2021 года.
Основанием для пересмотра кадастровой стоимости в комиссии является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (например: неправильное указание сведений об объекте (площадь, местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка и др.), или установление рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Если правообладатель, арендатор или иное заинтересованное лицо, выявил ошибочные данные по своему объекту, либо считает, что стоимость его земельного участка завышена, он может обратиться в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости с приложением установленных законодательством документов.
Как человеку понять, что стоимость земельного участка завышена? Для этого, прежде всего, нужно узнать его кадастровую стоимость. Это можно сделать с помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на официальном сайте Росреестра или обратившись в орган регистрации прав. Сведения о кадастровой стоимости предоставляются бесплатно по запросам любых лиц в виде выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости. Рыночную стоимость земельного участка можно узнать, обратившись к оценщику, или самостоятельно изучив рынок недвижимости по объявлениям о продаже. Если отличие кадастровой стоимости от рыночной значительное, то есть основание для ее оспаривания.
Для юридических лиц и органов власти досудебное урегулирование споров о кадастровой стоимости обязательно. Перед подачей иска в суд им необходимо обратиться в комиссию. Физические лица имеют право выбора либо обращаться в комиссию, либо сразу в суд.
Срок рассмотрения заявления в комиссии - 1 месяц. По результатам рассмотрения заявления комиссия принимает решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отклонении заявления.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости будет применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости с приложенными документами, во избежание распространения коронавирусной инфекции на территории Томской области, необходимо направлять в комиссию по рассмотрению споров при Управлении Росреестра по Томской области почтовым отправлением по адресу: 634003, г. Томск, ул. Пушкина, 34/1. Телефоны для справок: (83822) 51-11-67, 51-37-82.
Начальник отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области О.Г. Бобкова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Начиная с 2020 года налог на имущество, как ранее и земельный налог, взимается от кадастровой стоимости, и вопрос определения кадастровой стоимости является актуальным, поскольку ее величина напрямую влияет на размер налоговых платежей.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» решение о проведении государственной кадастровой оценки принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а для ее проведения субъектом создается бюджетное учреждение. На территории Томской области таким учреждением является Областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра», которое уполномочено на определение кадастровой стоимости, предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, на рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Законом о государственной кадастровой оценке предусмотрена единая периодичность проведения государственной кадастровой оценки. Очередная оценка будет проводиться через 4 года с года проведения последней.
Так, во всех субъектах РФ без учета ограничений по периодичности в обязательном порядке будет проведена:
- в 2022 году – государственная кадастровая оценка земельных участков;
- в 2023 году – государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.
В случае, если характеристики объекта недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и используемые при государственной кадастровой оценке, не соответствуют его фактическим характеристикам, это может привести к завышению или занижению кадастровой стоимости.
В связи с чем, правообладателям объектов недвижимости необходимо поддерживать в актуальном состоянии информацию, содержащуюся в ЕГРН о принадлежащих им объектах недвижимости.
Для этого правообладателям объектов недвижимости стоит заранее ознакомиться с содержащимися в ЕГРН характеристиками объекта недвижимости. Это можно сделать на официальном сайте Росреестра по адресу: https://rosreestr.gov.ru, а также на публичной кадастровой карте Росреестра по адресу https://publichnaya-kadastrovaya-karta.com.
В случае несоответствия характеристик объектов недвижимости, содержащиеся в ЕГРН их фактическим характеристикам, правообладателям объектов недвижимости необходимо внести изменения в ЕГРН в установленном законодательством порядке.
Исполняющая обязанности начальника отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Ю.В.Васецкая
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Среди жителей Томской области популярность получения услуг Росреестра посредством электронных сервисов растет с каждым годом. За 9 месяцев 2020 года в Управление Росреестра по Томской области поступило более 130 тыс. заявлений о проведении учетно-регистрационных действий в электронном виде, что составляет порядка 58% от общего числа заявлений. В 2017 году, когда внедрение цифровых технологий в Росреестре только начиналось, за аналогичный период в Управление Росреестра по Томской области поступило около 5 тыс. заявлений в электронном виде – это всего 2% от общего числа заявлений. В настоящее время более 90% всех сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) запрашивается через электронные сервисы».
Получение услуг в электронном виде имеет множество преимуществ: отсутствие очередей, возможность получить услугу в любое удобное время; исключение так называемого человеческого фактора; снижение стоимости и др.
Например, стоимость получения Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в электронном виде для физического лица на 170 рублей ниже, чем получение Выписки на бумаге.
При подаче документов для государственной регистрации прав в электронном виде предоставляется скидка 30% от размера пошлины.
Воспользоваться услугами Росреестра в электронном виде заявители могут на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) через универсальный сервис «Личный кабинет».
Данный сервис позволяет собственнику не только просматривать информацию о принадлежащих ему на территории всей Российской Федерации объектах недвижимости, а также гарантирует оперативное уведомление собственника об изменении характеристик объектов недвижимости, об ограничении (обременении) прав на объект недвижимости, о фактах наложения или снятия арестов на имущество, что дает возможность собственнику контролировать действия, осуществляемые в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости.
Понятный и доступный для восприятия пользователя интерфейс сервиса «Личный кабинет правообладателя» и пошаговые инструкции к любому из выбранных действий упрощают доступ заявителя к получению услуг Росреестра в электронном виде и обеспечивают удобство пользования данным сервисом.
Посредством сервиса «Личный кабинет правообладателя» правообладатель может подать заявление на государственный кадастровый учет или государственную регистрацию права, а также запросить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
Кроме того, возможности личного кабинета позволяют отслеживать статус исполнения заказанной услуги, получать и сохранять результаты проведенных учетно-регистрационных действий в едином интернет-пространстве в разделе сервиса «Мои заявки».
Для получения доступа к сервису «Личный кабинет правообладателя» необходимо пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на едином портале государственных и муниципальных услуг (https://esia.gosuslugi.ru/).
Через сервис «Жизненные ситуации» на сайте Росреестра можно уточнить перечень необходимых для предоставления документов по каждому конкретному случаю.
Таким образом, на сайте Росреестра доступны все наиболее востребованные госуслуги ведомства. Электронные сервисы позволяют напрямую обратиться в Росреестр из дома или офиса, и тем самым сэкономить личное время.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Практически любое имущество, приобретенное супругами в период брака, является совместно нажитым, или, говоря другими словами, на него распространяется законный режим. При этом не имеет значения, кто из двоих является юридическим собственником объекта, супруги имеют равное (одинаковое) право на владение, пользование и распоряжение совместной собственностью в предусмотренном законом порядке.
Раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов.
Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное. Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака, в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению, и может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению супругов. Соглашение об изменении или о расторжении брачного договора совершается в той же форме, что и сам брачный договор.
Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Брачный договор можно заключить как до регистрации брака, так и в любое время в период брака. Такой договор вносит стабильность и определенность в имущественные отношения супругов, как в период брака, так и в случае его расторжения».
Также общее имущество супругов может быть разделено между супругами:
- по их соглашению (соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, должно быть нотариально удостоверено);
- в случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в судебном порядке; при разделе общего имущества супругов суд по требованию супругов определяет, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов; в случае, если одному из супругов передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю, другому супругу может быть присуждена соответствующая денежная или иная компенсация.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Специалисты Управления Росреестра по Томской области в рамках полномочий по осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии проводят проверки межевых и технических планов, подготовленных кадастровыми инженерами, в части достоверности сведений о координатах пунктов использованной исходной геодезической основы, состоянии геодезических пунктов, средствах измерений, а также использования установленных методов измерений и соблюдения требований к точности определения координат характерных точек границ земельного участка, контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке.
За 9 месяцев 2020 года проведена проверка 835 межевых и технических планов. По результатам проверок выявлены нарушения в 63 межевых и технических планах.
Допущенные кадастровыми инженерами нарушения в межевых и технических планах повлекли за собой приостановления и отказы в проведении государственного кадастрового учёта, так как не позволяют с достаточной точностью установить границы земельного участка, что может создать проблемы для землепользователей.
Управление Росреестра по Томской области обращает внимание кадастровых инженеров на необходимость соблюдения обязательных требований действующего законодательства и напоминает, что внесение недостоверных сведений об исходной геодезической основе, полученных из неофициальных источников, сведений о средствах измерений, нарушения требований к точности и методам определения координат характерных точек границ объекта кадастровых работ будет являться основанием для приостановления государственного кадастрового учёта.
Правообладателям земельных участков, чтобы обезопасить себя от ошибок, допускаемых кадастровыми инженерами при подготовке межевого плана, необходимо при выборе кадастрового инженера обращать внимание на уровень его профессиональной подготовки. Выбрать кадастрового инженера можно на официальном сайте Росреестра в разделе «Реестр кадастровых инженеров».
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о регистрации), Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о регистрации недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных сведений.
В соответствии с частью 4 Налогового Кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, правах и сделках, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
На основании поступивших из регистрирующего органа сведений о недвижимом имуществе и зарегистрированных правах на него, налоговые органы осуществляют расчет суммы налога на недвижимость, учитывая при этом сведения о характеристиках объекта (площадь объекта, назначение и т.п.).
В связи с этим особенно важным является вопрос поддержания в актуальном состоянии сведений о принадлежащих гражданам объектах недвижимости и земельных участках, которые содержатся в ЕГРН, поскольку неактуальные сведения ЕГРН повлекут за собой недостоверность сведений о сумме уплачиваемого физическими лицами налога на недвижимое имущество.
Наличие технической ошибки в сведениях ЕГРН об объектах недвижимости также повлечет за собой неправильность исчисления суммы налога на недвижимое имущество, в том числе, может привести к его необоснованному увеличению.
При выявлении гражданами технической ошибки в записях ЕГРН либо при изменении характеристик объекта недвижимости, собственнику необходимо позаботиться о внесении соответствующих изменений и в записи ЕГРН.
Подать такое заявление можно как через офисы приема «Мои документы», так и путем подачи заявления через личный кабинет правообладателя на сайте Росреестра.
Согласно статистике, за 9 месяцев 2020 года в Управление Росреестра по Томской области поступило более 33 тыс. заявлений о государственном кадастровом учете и(или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости в электронном виде, что составляет порядка 35% от общего числа заявлений.
Более 90% всех сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) также запрашивается в электронном виде.
Получение услуг в электронном виде имеет множество преимуществ: отсутствие очередей, возможность получить услугу в любое удобное время; исключение так называемого человеческого фактора; снижение стоимости и др.
Например, стоимость получения Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в электронном виде для физического лица на 170 рублей ниже, чем получение Выписки на бумаге.
При подаче документов для государственной регистрации прав в электронном виде предоставляется скидка 30% от размера пошлины.
Воспользоваться услугами Росреестра в электронном виде заявители могут на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.ru) через универсальный сервис «Личный кабинет». Для получения доступа к сервису «Личный кабинет правообладателя» необходимо пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на едином портале государственных и муниципальных услуг (https://esia.gosuslugi.ru/).
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Согласно частям 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135- ФЗ (далее - Закон) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения торгов, за исключением установленных Законом случаев.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Закона заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным имуществом, может быть осуществлено без проведения торгов в случае предоставления имущества, которое является частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если его общая площадь составляет не более чем 20 кв.м. и не превышает 10% площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.
При этом вышеуказанное ограничение по площади имущества, права на которое могут быть переданы без проведения конкурса или аукциона, - десять процентов от площади находящегося у правообладателя помещения, здания, строения или сооружения, но не более 20 кв. м. - относится ко всем договорам, заключаемым правообладателем без проведения торгов, в отношении каждого отдельного помещения (здания, строения, сооружения, помещения) в совокупности.
Таким образом, требования, установленные пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Закона, применяются отдельно к каждому объекту имущества, в отношении которого планируется заключение договора аренды по данному исключению.
Согласно Разъяснениям Федеральной антимонопольной службы России по применению статьи 17.1 Закона от 05.06 2012 г., если общая площадь всех частей помещения, здания, строения или сооружения, передаваемых во владение и (или) пользование третьим лицам, превышает 20 кв. м. или 10% от общей площади помещения, здания, строения или сооружения, то предоставление прав в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам осуществляется в соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона.
Примеры возможной передачи прав на часть или части помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам без проведения торгов:
Если общая площадь помещения, здания, строения или сооружения, права владения и (или) пользования на которые получены в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона, составляет 200 кв. м. и более, то общая площадь всех частей помещения, здания, строения или сооружения, которые могут быть переданы во владение и (или) пользование без торгов третьим лицам, не может превышать 20 кв. м.;
Если общая площадь помещения, здания, строения или сооружения, права владения и (или) пользования на которые получены в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона, составляет менее 200 кв. м., то общая площадь всех частей помещения, здания, строения или сооружения, которые могут быть переданы во владение и (или) пользование без торгов третьим лицам, не должна превышать 10% общей площади таких помещения, здания, строения или сооружения;
Если здание площадью 400 кв. м., права владения и (или) пользования на которое получены в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона, например, состоит из 5 помещений, площадь каждого из которых составляет 80 кв. м, то общая площадь всех частей помещений в таком здании, которые могут быть переданы во владение и (или) пользование без торгов третьим лицам, не может превышать 20 кв. м., при этом площадь, передаваемая без торгов в каждом из указанных 5 помещений, не может превышать 10% или 8 кв. м.
Если общая площадь всех частей помещения, здания, строения или сооружения, передаваемых во владение и (или) пользование третьим лицам, превышает 20 кв. м. или десять процентов от общей площади помещения, здания, строения или сооружения, то предоставление прав в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам осуществляется в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона.
Начальник Парабельского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области М.И. Новиков
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Предоставление государственных услуг в электронной форме – это предоставление услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных услуг и (или) региональных порталов государственных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.
Портал государственных услуг – это информационная система, обеспечивающая предоставление услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных услугах.
Преимущества получения государственных услуг в электронном виде заключаются в следующем:
1. Возможность представления заявителем (при наличии электронной подписи) документов не только в любое удобное для него время, но и без привязки к месту представления документов, что помимо удобства заявителя имеет ещё и ощутимый антикоррупционный эффект, поскольку исключается прямое общение заявителя и должностного лица, осуществляющего прием документов. Очевидные плюсы данной услуги для заявителя связаны с тем, что он может в соответствии с принципом экстерриториальности подавать любые документы на любой объект, расположенный на территории Российской Федерации, в любой день (включая выходные и праздничные) и в любое время суток. Услуга доступна для всех: физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти. В качестве заявителя может выступить как правообладатель, так и его представитель, а также нотариус. Статьей 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" установлены принципы использования электронной подписи: право участников электронного взаимодействия использовать электронную подпись любого вида по своему усмотрению; возможность использования участниками электронного взаимодействия по своему усмотрению любой информационной технологии и (или) технических средств; недопустимость признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе.
2. Снижение срока рассмотрения заявлений и необходимых документов.
Безусловно, одной из самых востребованных государственных услуг, предоставляемых исполнительным органом государственной власти для заявителей, является государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
К примеру, государственная регистрация прав проводится в течение одного рабочего дня, следующего за днем приема или поступления в орган регистрации прав заявления на государственную регистрацию прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме.
3. Возможность, в некоторых случаях, снижения размера государственной пошлины. Размеры государственной пошлины в отношении физических лиц применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае их обращения за государственной регистрацией прав с использованием единого портала государственных услуг, региональных порталов государственных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, и получением результата услуги в электронной форме.
Распоряжением Правительства РФ от 17.01.2019 N 20-р утвержден план мероприятий "Трансформация делового климата", в том числе по направлению "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, совершенствование государственной кадастровой оценки", целями реализации мероприятий по данному направлению, в том числе являются перевод государственных услуг преимущественно в электронную форму и внедрение цифровых технологий и платформенных решений.
Главный специалист-эксперт Северского отдела
Управления Росреестра по Томской области Э. И. Бахматова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Особенности проведения плановых и внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2020 году определены постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438, а именно осуществлено послабление надзорной деятельности, которое обусловлено принимаемыми мерами борьбы с пандемией коронавируса.
В связи с чем, Управление Росреестра по Томской области отменило проведение запланированных на 2020 год проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, в 2020 году сокращены основания для проведения внеплановых проверок. В частности, внеплановые проверки могут быть проведены на основании поручений Президента РФ, Правительства РФ или требования прокурора о проведении проверки. Также мероприятия будут проводиться в случае угрозы причинения или выявления фактов причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций или если речь идет о проверках, целью которых является выдача лицензий и специальных разрешений.
Хотелось бы отметить, что все внеплановые проверки обязательно должны быть согласованы с органами прокуратуры. Кроме того, их проведение возможно только с использованием средств дистанционного взаимодействия, так называемые документарные проверки.
Еще один важный момент. Лица, которым ранее были выданы предписания по устранению нарушений действующего земельного законодательства, могут ходатайствовать о продлении срока исполнения предписания. По указанным ходатайствам надзорным органом будет приниматься решение о продлении указанного срока.
Между тем расслабляться организациям и предпринимателям в связи с послаблением надзорной деятельности не следует. Государственные инспекторы по использованию и охране земель по-прежнему могут возбуждать дела об административных правонарушения при наличии достаточных оснований, например, по результатам выездных мероприятий других надзорных органов (рейдовые осмотры).
Начальник отдела государственного
земельного надзора Управления
Росреестра по Томской области А.И. Ткачев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Возврат платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливается порядком взимания и возврата платы за предоставление сведений (Приказ Росреестра от 13.05.2020 N П/0144 "Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации").
Полученная органом регистрации прав плата полностью подлежит возврату в случаях:
- если заявителем не представлялся запрос о предоставлении сведений ЕГРН;
- внесения ее в большем размере, чем предусмотрено в соответствии с частью 2 статьи 63 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при этом возврату подлежат средства в размере, превышающем размер установленной платы.
Возврат платежа осуществляется на основании заявления плательщика или его правопреемника (далее - заявление о возврате платежа) либо на основании решения суда. Заявление о возврате платежа представляется в орган регистрации прав, в который подавался запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, одним из способов, предусмотренных для подачи запроса.
В случае подачи заявления о возврате платежа в электронном виде такое заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Заявление о возврате платежа может быть подано в течение трех лет со дня внесения платы.
К заявлению о возврате платежа прилагаются подлинные платежные документы (в случае, если плата внесена в наличной форме) или копии платежных документов (в случае, если плата внесена в безналичной форме).
При наличии информации о внесении платы, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, представление документов, подтверждающих внесение платы, не требуется.
Начальник Асиновского
межмуниципального отдела
Управления Росреестра
по Томской области Л.Ю. Елькина
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Для начала давайте разберёмся, что такое ранее учтённые земельные участки в соответствии с законодательством.
Ранее учтёнными земельными участками считаются участки, в отношении которых был осуществлён государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме того, земельные участки в отношении которых не проводился государственный кадастровый учет, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) и которым присвоены условные номера в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтёнными земельными участками.
В случае отсутствия в ЕГРН сведений о ранее учтенном земельном участке орган регистрации прав, в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном земельном участке в ЕГРН на основании:
- 1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
- 2) документа (копии документа) устанавливающего или подтверждающего право на земельный участок. Такими документами могут быть государственные акты на землю, свидетельства, постановления и другие документы, подтверждающие предоставление земельного участка до 25.10.2001;
- 3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет или государственную регистрацию права на земельный участок;
В течение пяти рабочих дней со дня включения в ЕГРН сведений о ранее учтенном земельном участке орган регистрации прав выдает или направляет выписку из ЕГРН о земельном участке.
Итак, если у Вас есть документы, устанавливающие и (или) подтверждающие Ваши права на земельный участок, а также при наличии условия, что такой земельный участок Вам был предоставлен до 25.10.2001, Вы вправе обратиться за внесением сведений о таком ранее учтённом земельном участке.
Предоставить необходимые для осуществления государственного кадастрового учета документы Вы можете:
- - путем личного обращения в Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг. С графиком работы отделов ОГКУ «ТО МФЦ» Вы можете ознакомиться на сайте http://www.mfc.tomsk.ru. Региональный центр телефонного обслуживания: 8-800-350-08-50, 602-999;
- - в электронном виде через портал «госуслуги» https://www.gosuslugi.ru/, либо с использованием официального сайта Росреестра https://rosreestr.gov.ru/.
Обращаем Ваше внимание, что отсутствие описания местоположения границ (межевание) ранее учтённого земельного участка не является препятствием для реализации Ваших гражданских прав согласно ст. 549-557, 572 Гражданского кодекса Российской Федерации. Установление описания местоположения границ (межевание) ранее учтённого земельного участка проводится по желанию правообладателя.
Исполняющая обязанности начальника
отдела регистрации земельных участков
Управления Росреестра по Томской области И.А. Гончарова