Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Разграничение собственности, возникшей до 1992 года регулируется постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление № 3020-1).

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к Постановлению № 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к Постановлению № 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к Постановлению № 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к Постановлению № 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Постановление № 3020-1 также предусматривает порядок оформления передачи указанных в приложениях объектов, отдельные вопросы возникновения прав на объекты, порядок передачи объектов из одного ведомства в другое и иные вопросы.

Порядок разграничения государственной собственности, установленный Постановлением № 3020-1, не распространяется на объекты, ранее переданные в собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям»; на объекты, ранее находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц; на собственность иностранных государств и международных организаций.

Решение о государственной регистрации прав, возникших на основании Постановления № 3020-1, принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам проведенной правовой экспертизы представленных документов.

При этом Постановление № 3020-1 являться основанием для осуществления государственной регистрации права собственности в отношении объектов, указанных в названном постановлении, которые были созданы (возведены) до вступления в силу Постановления № 3020-1.

Для осуществления государственной регистрации права собственности на такие объекты недвижимого имущества необходимо представление выписки из реестра соответствующего собственника имущества, содержащей сведения о документе-основании возникновения права собственности - Постановлении № 3020-1.

При этом документы, подтверждающие ведомственную принадлежность объектов, а также документы, послужившие основанием для включения указанных объектов в реестр имущества, при осуществлении учетно-регистрационных действий, как правило, не истребуются.

В случае выявления несоответствий сведений об объекте в правоустанавливающем документе сведениям Единого государственного реестра недвижимости, наличия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами, государственными регистраторами прав принимаются решения о приостановлении и об отказе в государственной регистрации прав.

 

Начальник отдела

регистрации объектов недвижимости

нежилого назначения и ипотеки Т.М. Никитюк

Управление Росреестра по Томской области доводит до сведения лицензиатов и соискателей лицензий на право осуществления геодезической и картографической деятельности следующую информацию.

1 января 2021 года вступает в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 №1126 «О лицензировании геодезической и картографической деятельности», с этой же даты утрачивает силу Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2016 №1099 «О лицензировании геодезической и картографической деятельности», регулирующее порядок такой деятельности.

По новым правилам сокращается перечень требований, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам. Теперь лицензирующий орган не будет требовать наличие у таких лиц зданий и помещений, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании.

Плановые проверки по линии лицензионного контроля будут проводиться только в соответствии с вопросами, определенными в проверочном листе, которые утвердит Росреестр. Таким образом, лицензирующий орган не сможет требовать от лиц, в отношении которых проводится проверка, излишние документы и материалы.

Вместе с тем, лицензирующий орган будет проводить мероприятия по контролю без взаимодействия с лицензиатами, а также осуществлять мероприятия по профилактике нарушений лицензионных требований.

В рамках профилактических мероприятий Росреестр разъяснит лицензиатам требования при проведении проверок, проведет горячие телефонные линии и дни открытых дверей, разъяснит лицензиатам посредством средств массовой информации о важности соблюдения лицензионных требований. А в случае их несоблюдения выдаст предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Теперь лицензию на геодезическую и картографическую деятельность смогут получить лица, имеющие специальность «прикладная геодезия». Она также добавлена в перечень специальностей среднего профессионального образования.

При этом перечень выполняемых работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию, остался без изменений.

 

Основные государственные услуги Росреестра можно получить одним из  способов − на сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) в электронном виде, в офисах многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), расположенных на всей территории Российской Федерации, в офисах Кадастровой палаты по экстерриториальному принципу, т.е. при предоставлении заявления и документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрацией прав в отношении объекта недвижимости, расположенного в другом субъекте Российской Федерации. У заявителей также есть возможность отправить документы для получения государственных услуг Росреестра почтовым отправлением.

В настоящее время активно развивается оказание услуг через сайт Росреестра. В личном кабинете пользователь (как физическое, так и юридическое лицо) может просматривать информацию о принадлежащих ему объектах недвижимости. В разделе "Мои объекты" владелец может увидеть кадастровый номер, адрес, площадь, кадастровую стоимость принадлежащих ему объектов, а также сведения о правах, ограничениях и обременениях прав на свою недвижимость. Чтобы воспользоваться сервисом, необходимо авторизоваться, то есть иметь логин и пароль на сайте www.gosuslugi.ru (используется Единая система идентификации и аутентификации для получения доступа к государственным услугам в электронном виде).

В личном кабинете можно подать в электронном виде заявление на получение всех наиболее востребованных услуг Росреестра: это регистрация прав, кадастровый учет, единая процедура (одновременное проведение этих процедур), получение сведений из ЕГРН.

В разделе "Мои заявки" пользователь имеет возможность отслеживать статус исполнения тех государственных услуг, за которыми он обратился, получать уведомления о ходе их исполнения. Кроме того, владелец личного кабинета в разделе "Мой баланс" получает уведомления о поступлении платы за пользование сервисами "Личный кабинет кадастрового инженера" и "Подготовка схемы расположения земельного участка". Правообладатель также может подготовить схему расположения земельного участка (СРЗУ) на кадастровом плане территории в форме электронного документа, а также создать "ключ доступа" к сервису "Запрос посредством подступа к ФГИС ЕГРН" в разделе "Мои ключи".

В личном кабинете можно запрашивать результат кадастровых работ, помещенный на временное хранение в электронное хранилище, а также проверять статус этого запроса или заявления в режиме реального времени (в случае, если кадастровый инженер предварительно провел проверку электронных документов, полученных им в результате кадастровых работ, и результаты этой проверки были помещены во временное хранилище). С помощью специальных сервисов – получить справочную информацию об объекте недвижимости в режиме онлайн, зная его адрес, кадастровый номер, номер права или ограничения права. А также просматривать сведения из ЕГРН, полученные в электронном виде в формате xml, в удобном для восприятия виде, проверять корректность электронной цифровой подписи, которой они подписаны.

Начальник Стрежевского

межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области А.П. Ляшенко

За 8 месяцев 2020 года Управлением проведена 941 проверка соблюдения требований земельного законодательства.

По результатам проверок выявлено 699 нарушений законодательства; было составлено 232 протокола, наложено 158 штрафов на общую сумму 2150 тыс. рублей. Взыскан 127 штраф на общую сумму 2208 тыс. рублей.

Большинство выявленных нарушений, по которым составляются протоколы об административных правонарушениях являются:

- самовольное занятие земельного участка (статья 7.1 КоАП РФ);

- использование земельного участка не по целевому назначению (часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ);

- неиспользование по целевому назначению земельного участка, предназначенного для садоводства (часть 3 статьи 8.8 КоАП РФ).

Обращаем внимание собственников земельных участков, что в настоящее время по фактам неиспользования более трех лет по целевому назначению земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества усилен контроль со стороны контрольно – надзорных органов, в том числе со стороны Федеральной налоговой службы. Причинами послужило увеличение количества неиспользуемых земельных участок и то, что налоговая ставка в случае неиспользования вышеуказанных земельных участков кратно больше налоговой ставки, если подобные земельные участки используются в соответствии со своим видом разрешенного использования (например, в отношении сельскохозяйственных земель: до 0,3 % обычная ставка и до 1,5 % в случае неиспользования).

Начальник отдела

государственного земельного надзора А.И. Ткачев

 

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации состав и содержание документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, Правительством Российской Федерации утверждено Положение о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов (утв. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 №564, далее - Положение).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2020 № 1285 внесены изменения в Положение, которыми предусмотрено, что в текстовой части проекта межевания территории должна содержаться информация о виде разрешенного использования образуемых земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов и объектов капитального строительства, проектируемых в составе линейного объекта, а также существующих земельных участков, занятых линейными объектами и объектами капитального строительства, входящими в состав линейных объектов, в соответствии с проектом планировки территории.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Таким образом, с учетом вступления в силу Постановления №1285 в отношении образуемых земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов капитального строительства, проектируемых в составе линейного объекта, установление и изменение видов разрешенного использования земельных участков и внесение сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости возможно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, подготавливаемым в составе проекта планировки территории».

Начальник отдела регистрации

земельных участков Управления

Росреестра по Томской области А.Н. Юркевич

1 октября, в день старшего поколения, специалисты Управления Росреестра по Томской области в режиме «горячих» телефонных линий ответят на все интересующие жителей области вопросы

Начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Никитюк Татьяна Михайловна с 14:00 до 17:00 часов ответит на вопросы по теме «Государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав, обременений (ограничений) на объекты недвижимости нежилого назначения» по телефону 8(38 22) 65-56-15.

Начальник отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Колыванова Ия Александровна с 14:00 до 16:00 часов ответит на вопросы по теме «Государственная регистрации прав на жилые помещения на основании договоров купли-продажи, дарения, мены» по телефону 8(38 22) 65-02-46.

Заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Шмыков Антон Александрович с 11:00 до 18:00 часов ответит на вопросы по теме «Неиспользование земельных участков по целевому назначению» по телефону 8(38 22) 51-28-48.

Исполняющая обязанности начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Соболевская Наталья Анатольевна с 09:00 до 12:00 часов ответит на вопросы, касающиеся предоставления информации из единого государственного реестра недвижимости по телефону 8(38 22) 65-01-82.

Главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Васецкая Юлия Викторовна с 15:00 до 17:00 часов ответит на вопросы, касающиеся государственной кадастровой оценки по телефону 8(38 22) 51-11-67.

Специалисты отдела регистрации земельных участков с 09:00 до 18:00 часов ответят на вопросы, касающиеся осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на земельные участки по телефону 8(38 22) 65-02-39.

Начальник Северского отдела Халдеева Ирина Михайловна с 09:00 до 13:00 часов ответит на вопросы, касающиеся государственной регистрации прав собственности на земельные участки по телефону 8(38 23) 90-11-76.

Начальник Асиновского межмуниципального отдела Елькина Людмила Юрьевна с 09:00 до 18:00 часов ответит на вопросы, касающиеся государственной регистрации и государственного земельного надзора по телефону 8(38 241) 2-39-77.

Главный специалист-эксперт Асиновского межмуниципального отдела Кошеварова Татьяна Федоровна с 09:00 до 18:00 часов ответит на вопросы, касающиеся государственной регистрации и государственного земельного надзора по телефону 8(38 241) 2-32-71.

Начальник Шегарского межмуниципального отдела Михеев Владимир Александрович с 10:00 до 12:30 часов ответит на вопросы, касающиеся государственной регистрации прав собственности на земельные участки по телефону 8(38 244) 2-17-04.

Начальник Парабельского межмуниципального отдела Новиков Михаил Иванович с 14:00 до 16:00 часов ответит на вопросы, касающиеся государственной регистрации прав на жилые помещения по телефону 8(38 252) 2-10-45.

Начальник Колпашевского межмуниципального отдела Немельгин Борис Терентьевич с 10:00 до 12:00 часов ответит на вопросы, касающиеся государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта по телефону 8(38 254) 4-17-07.

Начальник Молчановского межмуниципального отдела Алишин Алексей Николаевич с 09:00 до 17:00 часов ответит на вопросы, касающиеся государственной регистрации прав, кадастрового учёта и государственного земельного надзора по телефону 8(38 256) 2-19-84.

Начальник Стрежевского межмуниципального отдела Ляшенко Алена Павловна с 14:00 до 17:00 ответит на вопросы, касающиеся государственной регистрации прав общей долевой собственности по телефону 8(38 259) 3-92-69.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2020 №1355 внесены изменения в Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов. Поправки вступили в силу с 18 сентября. Теперь присваивать адреса недвижимости стали быстрее. Процедура займет не более 10 рабочих дней со дня поступления заявления. Сохранилось положение о том, что при подаче документов на присвоение адреса через МФЦ срок исчисляется со дня их передачи в уполномоченный орган.

Основная часть корректировок - технические изменения. В частности, перечень объектов адресации дополнен указанием на машино-места. Уточняется, что объектами адресации не являются здания, строения и сооружения некапитального характера, расположенные в них помещения и машино-места, а также земельные участки, не относящиеся к землям населенных пунктов и не предназначенные для размещения на них объектов капитального строительства.

В числе оснований присвоения адреса зданию (строению), сооружению, помимо выдачи разрешения на строительство, названо также направление уведомления о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Предусмотрено, что в случае присвоения адреса многоквартирному дому одновременно присваиваются адреса всем расположенным в нем помещениям и машино-местам.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Присвоение адресов осуществляют уполномоченные организации по своей инициативе, или на основании заявлений физических и юридических лиц, аннулирование адресов теперь осуществляют на основании информации о снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета».

 

Затопление и подтопление являются одними из форм негативного воздействия вод на территории и объекты. Подтопление территории происходит из-за поднятия из-под земли грунтовых вод, а затопление при разливе рек, озер, выпадении осадков.

Зоны затопления и подтопления относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на всех видах документации, разрабатываемой при планировании развития территорий. Это необходимо для того, чтобы на данных территориях соблюдался определённый режим в целях предотвращения негативного воздействия на них, поскольку затопление может привести не только к большим имущественным потерям, но и человеческим жертвам.

Земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Для строительства домов, реконструкции уже имеющихся строений необходимо обеспечить их инженерную защиту, препятствующую их затоплению.

Вместе с тем, в границах таких зон запрещено размещать новые населенные пункты и осуществлять строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; использовать сточные воды в целях регулирования плодородия почв; размещать кладбища, скотомогильники, объекты размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пункты хранения и захоронения радиоактивных отходов; распылять химикаты против вредителей с воздуха.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Росводресурсами подписан График определения зон затопления, подтопления, согласно которому срок завершения работ - до конца 2021года.

Документация об установлении границ зон затопления, подтопления подлежит согласованию с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальными органами). На территории Томской области такая документация поступает в Управление Росреестра по Томской области (далее - Управление) из Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.

На сегодняшний день Управлением согласована документация об установлении 21 зоны затопления в 21 населенном пункте на р. Томь и 54 зон затопления и подтопления (сильной, умеренной и слабой степени) в 14 населенных пунктах на р. Чулым. В 2020-2021 году планируется поступление в Управление на согласование документации на установление зон в 35 населенных пунктах на р. Обь, в 24 населенных пунктах на 11 притоках р. Томь, а также в 77 населенных пунктах на других реках области.

Опасаясь стать жертвой квартирных мошенников, пожилые люди, арендодатели, многие собственники задаются вопросом: как обезопасить свой дом или квартиру?

Действующее законодательство предусматривает возможность внесения в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации перехода, пре-кращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости, но только в случае представления заявления о запрете сделок с недвижимостью без личного участия лица, указанного в ЕГРН в качестве собственника объекта недвижимости, или его законного представителя. Если право собственности на квартиру зарегистрировано после 03.09.1998 года, то в ЕГРН такие сведения имеются. Препятствовать записи могут: вступившее в законную силу решение суда, требование судебного пристава-исполнителя в случаях, предусмотренных законом «Об исполнительном производстве», а также другие случаи, установленные федеральными законами.

Представить заявление можно:

  • лично в офисе приема документов Томского областного многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг;
  • через «Личный кабинет» на официальном сайте Росреестра с использо-ванием усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя;
  • посредством почтового отправления, подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Любой владелец недвижимого имущества может подать заявление о невозможности осуществления регистрационных действий с недвижимостью без его личного участия. Внесение такой записи в ЕГРН является одним из действенных способов предотвратить мошенничество с недвижимостью. Проводится запись бесплатно в течение пяти рабочих дней. В дальнейшем эту запись можно отменить».

В соответствии с Налоговым кодексом Росреестр регулярно передает в Федеральную налоговую службу сведения о сделках с недвижимостью, зарегистрированных правах на нее, а также о владельцах объектов недвижимости. На основе данной информации налоговый орган формирует и направляет уведомления собственникам недвижимости о необходимости заплатить налоги.

В целях подготовки к массовому направлению налоговыми органами налоговых уведомлений для уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц за налоговый период 2019 года, в 2020 году Управлениями Росреестра и ФНС России по Томской области проведена работа по сверке информации в ведомственных базах данных, уточнению сведений об объектах недвижимости, корректировке сведений, не прошедших форматно-логический контроль при передаче данных в электронном виде.

В Томской области общее количество объектов недвижимости, подлежащих выгрузке в налоговый орган за 2019 год, составило 236 788, что на 31% превышает показатель 2018 года. Это связано с ростом количества объектов недвижимости, вовлеченных в гражданский оборот, и объектов, изменивших свои качественные или количественные характеристики.

При передаче сведений в налоговый орган в электронном виде не прошли форматно-логический контроль порядка 2% от общего количества выгруженных сведений за 2019 год.

В результате проведенной работы по разбору ошибок форматно-логического контроля скорректировано 3 970 сведений. Таким образом, процент переданных сведений составил практически 100%.

Совместная работа двух органов служит более эффективному формированию налогооблагаемой базы региона, способствует оптимизации функции налогообложения и обеспечивает повышение доходной части бюджета Томской области.

Управление Росреестра по Томской области напоминает заявителям о возможности проверки сведений о зарегистрированных правах, правильности отражения характеристик объекта недвижимости в информационных ресурсах Росреестра в режиме «online» посредством обращения к размещенному на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru) электронному сервису «Справочная информация по объектам недвижимости».

 

Начальник отдела ведения ЕГРН,

повышения качества данных ЕГРН Т.А. Федорова

 

Если собственник земли будет использовать свой участок без предусмотренных законодательством норм, то он рано или поздно столкнётся с процедурой земельного надзора.

Государственный земельный надзор осуществляется в форме проверок и административных обследований с составлением актов, выдачей предписаний об устранении выявленных нарушений и составлением протоколов об административных правонарушениях.

Административное обследование объектов земельных отношений проводится в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора,.

Проверки осуществляются в соответствии с ежегодными планами проведения проверок, они бывают документарными и выездными (ч. 11 ст. 9 Закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" – далее Закон 294-ФЗ).

Юридическим фактом завершения проведения проверки является составление акта проверки или акта о невозможности проведения проверки.

Плановая проверка в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих земельные участки, отнесенные к категории среднего риска, граждан проводится не чаще одного раза в три года.

Плановые проверки в отношении органов местного самоуправления, а также проверки деятельности органов государственной власти при предоставлении земельных участков проводятся не чаще одного раза в два года.

Проверка осуществляется по распоряжению (приказу) руководителя госоргана или его заместителя. В нем должны быть указаны должностные лица, которые будут ее проводить (ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона 294-ФЗ). Субъекты земельных отношений должны быть уведомлены о проведении проверки не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения.

Копия распоряжения (приказа) руководителя (его заместителя) заверенная печатью о начале проведения проверки направляется по почте с уведомлением о вручении, либо в форме электронного документа, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, по электронной почте, либо иным доступным способом (п. 53 Административного регламента, утвержденного Приказом Росреестра от 18.06.2019 N П/0240).

В обязательном порядке должны использоваться при проведении плановой проверки (п. п. 7(1), 7(3) Положения о земельном надзоре) проверочные листы (списки контрольных вопросов).

По итогам проведения плановой проверки обязательно составляется акт проверки. Кроме того, могут быть оформлены предписание и протокол об административном правонарушении, а также уведомление о выявлении самовольной постройки.

Чтобы не стать нарушителем земельного законодательства, следует использовать земельный участок в соответствии с разрешенным видом использования, и только в тех границах, которые указанны в правоудостоверяющих документах на земельный участок.

 

Главный специалист-эксперт
Парабельского межмуниципального отдела С.Г. Васильева