Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
7 августа 2020 года работники учреждения проведут уборку прибрежной территории реки Томи.
Собранный прибрежный мусор будет отправлен на переработку. Кадастровая палата по Томской области примет участие в масштабной экологической акции Федеральной кадастровой палаты «Сохраним родной край».
Цель проведения акции – сохранение природных ресурсов и развитие бережного отношения к окружающей среде. Проект приурочен к 20-летию Кадастровой палаты. В акции участвуют сотрудники Кадастровой палаты во всех регионах России. В рамках акции «Сохраним родной край» с июля по август сотрудники Кадастровой палаты будут проводить уборку и очистку природных, природоохранных и прибрежных зон водных объектов десятков населенных пунктов.
Всего в акции примет участие более 20 работников Кадастровой палаты по Томской области.
«Культура бережного отношения к природе во многом определяет качество жизни современного человека. В этой связи Кадастровая палата, например, создает и развивает механизмы для предоставления госуслуг в электронном виде, способствуя сокращению бумажного документооборота. Сотрудники Кадастровой палаты по всей России присоединились к акции, чтобы внести непосредственно личный вклад в защиту окружающей среды», – говорит глава Федеральной кадастровой палаты Вячеслав Спиренков.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В карточки объектов недвижимости добавляются даты определения, утверждения, внесения в ЕГРН и применения кадастровой стоимости
Публичная кадастровая карта расширяет список сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, которые можно получить в режиме онлайн бесплатно. Теперь кроме величины кадастровой стоимости в карточке объекта представлены общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о датах определения, утверждения, внесения в ЕГРН и применения кадастровой стоимости. Федеральная кадастровая палата рассказала, в каких случаях могут понадобиться данные сведения о кадастровой стоимости.
Сервис «Публичная кадастровая карта» позволяет получать общедоступные сведения ЕГРН об объектах недвижимости в режиме онлайн. Пользователям сервиса доступна информация о виде и статусе того или иного объекта недвижимости, форме собственности, назначении, виде разрешенного использования, кадастровом номере, адресе, площади, а также кадастровой стоимости. Добавление в информационную карточку общедоступных сведений о датах определения, утверждения, внесения в ЕГРН и применения кадастровой стоимости позволяет заинтересованным лицам получить наиболее полное представление об объекте для планирования дальнейших операций с ним.
Кадастровая стоимость – это стоимость объекта недвижимости, установленная в процессе государственной кадастровой оценки. Кадастровая стоимость служит основой для расчета налога на недвижимое имущество и может быть пересмотрена в случае изменения количественных или качественных характеристик объекта недвижимости (технических параметров, местоположения, развитости инфраструктуры, наличия коммуникаций и пр.).
Для того чтобы налог на недвижимое имущество рассчитывался справедливо, сведения о кадастровой стоимости требуется актуализировать. Для этого местные органы власти регулярно проводят государственную кадастровую оценку объектов недвижимости. В городах федерального значения государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в два года. В других регионах – не чаще одного раза в три года, но не реже одного раза в пять лет. Также допускается проведение внеочередной оценки. Окончательные результаты оценки утверждают органы власти субъекта России.
Из утвержденной кадастровой стоимости определяется налоговая база по налогу на недвижимое имущество. Для исчисления налога применяется кадастровая стоимость, указанная в ЕГРН по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Датой начала применения кадастровой стоимости, определенной в рамках государственной кадастровой оценки, является дата вступления в силу акта субъекта России, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости. Сведения о кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН после проведения государственной кадастровой оценки, применяются со дня внесения в ЕГРН изменений по объекту недвижимости, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости. Таким образом, при рассмотрении вопросов, касающихся формирования налога на недвижимое имущество, сведения о дате начала применения кадастровой стоимости, указанной в ЕГРН, необходимы.
Рассчитать величину налога на объект недвижимого имущества исходя из его кадастровой стоимости можно в режиме онлайн с помощью налогового калькулятора Федеральной налоговой службы.
Согласно действующему законодательству, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами, если результаты оценки затрагивают их права или обязанности. Пересмотр кадастровой стоимости может инициировать собственник, в том числе участник долевой собственности, бывший собственник, который выступает в качестве налогоплательщика, лицо, владеющее недвижимостью на праве постоянного (бессрочного) владения, а также арендатор, если арендная плата рассчитывается из кадастровой стоимости, с согласия собственника.
Изменить величину кадастровой стоимости можно еще в процессе проведения государственной кадастровой оценки. Так, после размещения в интернете на сайте государственного бюджетного учреждения, проводившего оценку, а также на портале Росреестра предварительных отчетных документов правообладатели могут ознакомиться с результатом оценки в течение 60 дней и представить официальные замечания в течение 50 дней. Исправление кадастровой стоимости до ее утверждения, то есть до того как на объект начнут начисляться налоги, рассчитанные по вновь определенной кадастровой стоимости, позволит избежать необходимости обращения в суд или комиссию по оспариванию кадастровой стоимости. Для оспаривания утвержденной кадастровой стоимости потребуется знать дату ее определения.
Сведения о кадастровой стоимости, представленные на сервисе «Публичная кадастровая карта», позволят ориентироваться в вопросах налогообложения, аренды, а также принимать управленческие решения в отношении объектов недвижимости без временных затрат.
Общедоступные сведения об объектах недвижимости, содержащиеся на публичной кадастровой карте, могут использоваться только в качестве справочной информации. Для официального подтверждения этих сведений необходимо заказать выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Такая выписка предоставляется на безвозмездной основе всем заинтересованным лицам. Получить выписку можно самостоятельно с помощью онлайн-сервиса Федеральной кадастровой палаты, сервисов Росреестра или на портале госуслуг.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 11.2)существует несколько способов возникновения новых земельных участков:
-Раздел ( один участок делится на несколько);
-Выдел одного или объединение нескольких участков;
-Перераспределение земельных участков
Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
3) иной документ, на основании которого в соответствии с ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица. Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным Кодексом РФ.
Государственная регистрация права на земельный участок, образуемый при выделе его в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в общей долевой собственности более чем пяти лиц (земельной доли), может быть осуществлена на основании:
1) заявления, поданного лицом, уполномоченным общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
2) заявления, поданного лицом или лицами, являющимися собственниками земельной доли (долей) и образующими земельный участок путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков. Данное правило не применяется при государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении земельных участков или выделе из земельных участков, предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, а также на земельные участки, образуемые при выделе из земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности более чем пяти лиц.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Земельным кодексом Российской Федерации установлены особенности раздела отдельных земельных участков. В частности, если исходный земельный участок является земельным участком, предоставленным садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, либо земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности и предоставленным гражданину или юридическому лицу, либо является ранее учтенным единым землепользованием, то в данном случае в результате раздела такой исходный земельный участок сохраняется в измененных границах. При этом действующим законодательством не предусмотрено обязательного проведения кадастровых работ по уточнению (установлению) местоположения границ измененных земельных участков.
Начальник Шегарского Межмуниципального отдела В.А. Михеев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Действующее законодательство определяет сделки как действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.
Нотариальное удостоверение сделки представляет собой проверку законности сделки и наличия у каждой из сторон права на ее совершение, которая осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право на совершение нотариальных действий, и, собственно, нотариальное удостоверение сделки в порядке, установленном «Основами законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 26.07.2019 с изм. от 01.09.2019).
Согласно п. 2 ст. 163 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) нотариальное удостоверение сделок обязательно:
1) в случаях, указанных в законе;
2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, даже если эта форма законодательством не предусмотрена.
Таким образом, стороны сами вправе решить нотариально удостоверить сделку, предусмотрев в соответствующем соглашении условие об обязательном нотариальном удостоверении. Как показывает практика, чаще всего это происходит при совершении сделок, имеющих особую важность для сторон. Следует отметить, что нотариус не вправе отказать в удостоверении любой сделки, соответствующей закону.
Что касается случаев обязательности нотариального удостоверения сделок, указанных в законе, то следует иметь в виду, что последствием несоблюдения нотариальной формы будет являться ничтожность совершенной сделки, а именно отсутствие правовых последствий ее заключения.
Принимая во внимание тот факт, что законом установлена обязательность нотариального удостоверения для многих видов сделок, остановим внимание на тех видах сделок, которые имеют отношение к государственной регистрации недвижимости.
- Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом ( п. 1 ст. 185.1 ГК РФ). Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена.
- Согласие супруга. Для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, а также сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга (п. 3 ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации, далее – СК РФ).
- Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению (п. 2 ст. 41 СК РФ).
- Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением:
-сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке,
-сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда,
-сделок по отчуждению земельных долей,
-сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона), а также договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями (ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.09.2019).
- Договор залога должен быть заключен в простой письменной форме, если законом или соглашением сторон не предусмотрена нотариальная форма (п. 3 ст. 339 ГК РФ). Нотариальная форма договора залога предусмотрена п. 2 ст. 22 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", в котором указано, что договор залога доли или части доли в уставном капитале общества подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы указанной сделки влечет за собой ее недействительность. Залог доли или части доли в уставном капитале общества подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом, и возникает с момента такой государственной регистрации.
- Договор залога в обеспечение обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен, также подлежит нотариальному удостоверению.
- Договор ренты подлежит обязательному нотариальному удостоверению (ст. 584 ГК РФ). А договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, также подлежит процедуре обязательной государственной регистрации.
- Сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению (п. 2 ст. 54 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.09.2019).
- Соглашения об определении размеров долей в праве общей собственности родителей и детей на жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала и совместных средств супругов, содержащее по выбору супругов элементы брачного договора или соглашения о разделе общего имущества супругов, должно быть нотариально удостоверено (ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» ч. 2 ст. 38, ч. 2 ст. 41 СК РФ).
Кроме того, Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливается обязательная форма нотариального удостоверения сделки по объекту недвижимости, если заявления и документы на государственную регистрацию этой сделки или на ее основании – на регистрацию права, ограничения или обременения права представляются почтовым отправлением.
При заключении нотариальной сделки важно понимать, что нотариус по сути своей деятельности действует от имени государства. Он может выступать гарантом того, что стороны сделки не были введены в заблуждение и в соответствии с требованиями законодательства заключили именно ту сделку, о которой договорились.
Начальник Стрежевского межмуниципального отдела А.П. Ляшенко
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Вы собственник индивидуального жилого дома? Хотите оформить Ваше право собственности на земельный участок, но есть только документы прежнего правообладателя такого земельного участка? Расскажем как можно легко и просто оформить земельный участок.
Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок возможна в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение. При этом, вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности гражданина на здание (строение) или сооружение, предоставление указанных документов не требуется, в случае, если Ваше право собственности на здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН);
2) документы прежнего правообладателя на земельный участок в случае:
- если земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ (то есть до 29.10.2001);
- если вид разрешенного использования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
- если вид права такого земельного участка пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочного) пользование, либо не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права;
Документы- основания для государственной регистрации:
1) акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления;
2) акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на земельный участок (только в случае, если земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на земельный участок.
Государственная регистрация права собственности осуществляется в отношении земельных участков, прошедших государственный кадастровый учёт. Внесение сведений о ранее учтённом земельном участке осуществляется на основании:
а) имеющейся в распоряжении гражданина документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
б) документа, устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
в) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет.
Обращаем Ваше внимание, что установление описания местоположения границ (межевания) земельного участка происходит по желанию правообладателя.
Представить необходимые документы для государственной регистрации права собственности на земельный участок возможно, в том числе, путем личного обращения в Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг. С графиком работы отделов ОГКУ «ТО МФЦ» можно ознакомиться на сайте http://www.mfc.tomsk.ru. Региональный центр телефонного обслуживания: 8-800-350-08-50, 602-999.
Заместитель начальника отдела регистрации земельных участков И.А. Гончарова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Действующее законодательство определяет сделки как действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.
Нотариальное удостоверение сделки представляет собой проверку законности сделки и наличия у каждой из сторон права на ее совершение, которая осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право на совершение нотариальных действий, и, собственно, нотариальное удостоверение сделки в порядке, установленном «Основами законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 26.07.2019 с изм. от 01.09.2019).
Согласно п. 2 ст. 163 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) нотариальное удостоверение сделок обязательно:
1) в случаях, указанных в законе;
2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, даже если эта форма законодательством не предусмотрена.
Таким образом, стороны сами вправе решить нотариально удостоверить сделку, предусмотрев в соответствующем соглашении условие об обязательном нотариальном удостоверении. Как показывает практика, чаще всего это происходит при совершении сделок, имеющих особую важность для сторон. Следует отметить, что нотариус не вправе отказать в удостоверении любой сделки, соответствующей закону.
Что касается случаев обязательности нотариального удостоверения сделок, указанных в законе, то следует иметь в виду, что последствием несоблюдения нотариальной формы будет являться ничтожность совершенной сделки, а именно отсутствие правовых последствий ее заключения.
Принимая во внимание тот факт, что законом установлена обязательность нотариального удостоверения для многих видов сделок, остановим внимание на тех видах сделок, которые имеют отношение к государственной регистрации недвижимости.
- Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом ( п. 1 ст. 185.1 ГК РФ). Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена.
- Согласие супруга. Для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, а также сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга (п. 3 ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации, далее – СК РФ).
- Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению (п. 2 ст. 41 СК РФ).
- Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением:
-сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке,
-сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда,
-сделок по отчуждению земельных долей,
-сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона), а также договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями (ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.09.2019).
- Договор залога должен быть заключен в простой письменной форме, если законом или соглашением сторон не предусмотрена нотариальная форма (п. 3 ст. 339 ГК РФ). Нотариальная форма договора залога предусмотрена п. 2 ст. 22 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", в котором указано, что договор залога доли или части доли в уставном капитале общества подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы указанной сделки влечет за собой ее недействительность. Залог доли или части доли в уставном капитале общества подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом, и возникает с момента такой государственной регистрации.
- Договор залога в обеспечение обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен, также подлежит нотариальному удостоверению.
- Договор ренты подлежит обязательному нотариальному удостоверению (ст. 584 ГК РФ). А договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, также подлежит процедуре обязательной государственной регистрации.
- Сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению (п. 2 ст. 54 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.09.2019).
- Соглашения об определении размеров долей в праве общей собственности родителей и детей на жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала и совместных средств супругов, содержащее по выбору супругов элементы брачного договора или соглашения о разделе общего имущества супругов, должно быть нотариально удостоверено (ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» ч. 2 ст. 38, ч. 2 ст. 41 СК РФ).
Кроме того, Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливается обязательная форма нотариального удостоверения сделки по объекту недвижимости, если заявления и документы на государственную регистрацию этой сделки или на ее основании – на регистрацию права, ограничения или обременения права представляются почтовым отправлением.
При заключении нотариальной сделки важно понимать, что нотариус по сути своей деятельности действует от имени государства. Он может выступать гарантом того, что стороны сделки не были введены в заблуждение и в соответствии с требованиями законодательства заключили именно ту сделку, о которой договорились.
Начальник Стрежевского межмуниципального отдела А.П. Ляшенко
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Да, в настоящее время у застройщиков появились такая возможность, поскольку в Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения.
Застройщик после передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства и постановки такого объекта на государственный кадастровый учет имеет право на подачу без доверенности в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на такой объект и передаточного акта (иного документа о передаче объекта долевого строительства).
В таком случае после государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства застройщик обязан передать собственнику выданную в целях удостоверения проведения государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства выписку из Единого государственного реестра недвижимости.
После проведения государственной регистрации на объект долевого строительства по заявлению застройщика, подача заявления о государственной регистрации права собственности участником долевого строительства не требуется. Участник после проведения государственной регистрации его права собственности на объект долевого строительства вправе представить в орган регистрации прав подлинный экземпляр договора участия в долевом строительстве, договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве для совершения на нем специальной регистрационной надписи (штампа о проведенной государственной регистрации).
Начальник отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения, договоров долевого участия в строительстве И.А.Колыванова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В силу различных жизненных обстоятельств, а в настоящее время в связи с ограничениями, связанными с пандемией COVID-19, возникают ситуации, когда гражданин не смог обратиться в установленный срок за получением документов по результатам оказания государственной услуги. Соответственно, у гражданина возникает вопрос - как действовать в такой ситуации?
По словам исполняющей обязанности руководителя Управления Росреестра по Томской области Е.В. Ковальчук:
«Прежде всего, хотелось бы отметить, что срок хранения документов, на основании которых была оказана государственная услуга, в пунктах приема-выдачи документов ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» в период действия ограничений, связанных с мерами по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, увеличен с 30 календарных дней до 60 календарных дней. В течение указанного срока заявитель может получить документы, неполученные им вовремя».
По истечении указанного срока, выдача неполученных заявителем документов, осуществляется также специалистом ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг», но уже на основании заявки заявителя. Заявка должна содержать ФИО заявителя, адрес объекта, номер обращения при подаче документов на оказание государственной услуги.
Срок обработки заявки составляет семь рабочих дней от даты подачи заявителем заявки. По истечении данного срока при обращении в пункт приема документов ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» гражданину будут возвращены неполученные ранее документы.
Начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Т.А. Федорова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Управление Росреестра по Томской области напоминает, что подать заявления и запросы на получение услуг Росреестра можно в любом офисе «Мои документы» ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (далее – МФЦ) в удобное время. При необходимости имеется возможность предварительной записи на прием.
МФЦ работают по принципу одного окна. При этом услуги Росреестра – самые востребованные среди государственных и муниципальных услуг.
МФЦ наделены полномочиями по приему и выдаче документов по основным государственным услугам Росреестра:
- по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в том числе в рамках единой процедуры кадастрового учета и регистрации прав);
- предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Очевидные преимущества.
- Удобное расположение.
В настоящее время на территории Томской области осуществляют свою деятельность 18 офисов МФЦ: в Александровском, Асиновском, Верхнекетском, Кожевниковском, Колпашевском, Кривошеинском, Молчановском, Первомайском, Тегульдетском, Шегарском и Чаинском районах, г. Северске, г. Стрежевом, г.Кедровом, г. Томске.
В г. Томске офисы МФЦ расположены по адресам:
- в Кировском районе: пр. Фрунзе, 103д;
- в Советском районе: ул. Тверская, 74;
- в Ленинском районе: пер. Дербышевский, 23б;
- в Октябрьском районе: ул. Пушкина, 63/5.
- Без очередей.
Более 150 окон приема-выдачи документов позволяют соблюдать комфортное время ожидания заявителя в очереди.
- Удобный график работы.
МФЦ работает в выходные дни и в вечернее время.
- Работа по принципу одного окна.
Не нужно посещать разные инстанции и ведомства, подать и получить документы можно в одном месте сразу по нескольким услугам.
- Нет необходимости оплачивать услуги посредников.
- Снижается риск коррупции.
Внедрение бесконтактных технологий исключает влияние коррупционной составляющей. Обращение в МФЦ позволяет заявителю самостоятельно подать документы и не зависеть от действий чиновника, таким образом свести к минимуму влияние человеческого фактора.
- Организован прием юридических лиц, обращающихся в Росреестр с большим количеством документов.
У юридических лиц, есть возможность подать документы в Центрах оказания услуг. Прием осуществляется по предварительной записи.
Способы предварительной записи на прием в офисах МФЦ
1.Самостоятельно через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (https://www.gosuslugi.ru/).
- Самостоятельно на официальном сайте МФЦ (https://mfc.tomsk.ru).
- По телефонам Регионального центра телефонного обслуживания МФЦ: 602-999, 8-800-350-08-50.
- При личном обращении заявителей в офисы МФЦ.
Начальник отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН Т.А. Фёдорова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
С 13 июля 2020 года начал действовать Федеральный закон № 202-ФЗ, который внес изменения в ряд федеральных законов, в том числе определил пределы правовой экспертизы государственных регистраторов прав при осуществлении учетно-регистрационных действий в отношении созданных объектов недвижимости.
Теперь законом прямо закреплено, что при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданные здания, сооружения, помещения, в том числе на садовые дома, государственным регистратором прав не осуществляется проверка законности выдачи уполномоченным органом или организацией разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, актов приемочной комиссии, а также законности направления уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Представленные документы в части их содержания проверяются государственным регистратором прав исключительно на соответствие сведений, указанных в техническом плане (площади объекта, количества этажей).
Приостановить учетно-регистрационные действия можно, если указанная площадь в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, техническом плане, отличается более чем на пять процентов от площади, указанной в проектной документации и (или) разрешении на строительство, а также если указанное в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и (или) проектной документации количество этажей, помещений (при наличии) и (или) машино-мест (при наличии) в здании, сооружении не соответствует аналогичным сведениям, указанным в техническом плане данных здания, сооружения.
Начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Т.М. Никитюк
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Конституцией Российской Федерации установлено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).
Согласно положениям Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (п. 3.2 ч. 2 ст. 235 ГК РФ).
Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2016)).
В силу части 3 ст. 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений, размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В свою очередь, случаи и порядок изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд определены земельным законодательством (ст. 279 ГК РФ, ст. 49, гл. VII.1 Земельного кодекса РФ).
Так, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд (ч. 1 ст. 60 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее - Закон о недвижимости)).
Одновременно с вышеуказанным документом для государственной регистрации прав представляются документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, изъятые для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (ч. 3 ст. 60 Закона о недвижимости).
При этом, отсутствие государственной регистрации прав на изъятый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав на такие земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости.
Начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Т.М. Никитюк