Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена (аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 163 ГК).

В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей.

Согласно статьи 1165 ГК установлено, что наследники имеют право разделить наследственное имущество (перераспределить доли в праве общей собственности на него) в силу предоставленного им законом правомочия.

При этом, если в соглашении о разделе наследственного имущества, заключаемом после принятия наследства и выдачи свидетельства о праве на наследство, наследники перераспределяют принадлежащие им (согласно свидетельству о праве на наследство) доли в праве собственности на наследуемое имущество таким образом, что каждый (один) из них становится единоличным собственником одного из наследуемых объектов недвижимости. На основании такого соглашения о разделе наследственного имущества изменяется вид права, состав правообладателей объектов недвижимости и, поскольку право общей долевой собственности у наследников уже возникло, совершается, по сути, мена (купля-продажа) долей в праве общей долевой собственности на объекты недвижимости - сделка по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество. Такое соглашение о разделе наследственного имущества, учитывая приведенные выше положения части 1 статьи 42 Закона N 218-ФЗ, как представляется, подлежит нотариальному удостоверению.

 

Начальник Асиновского межмуниципального отдела Л.Ю. Елькина

Согласно действующему законодательству законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности (бездолевая собственность, где доли определяются только при разделе, который влечет за собой прекращение совместной собственности). Супруги имеют равное (одинаковое) право на владение, пользование и распоряжение совместной собственностью в предусмотренном законом порядке.

Раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов.

Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное. Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака, в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению, и может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению супругов. Соглашение об изменении или о расторжении брачного договора совершается в той же форме, что и сам брачный договор.

Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Так же общее имущество супругов может быть разделено между супругами:

- по их соглашению (соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, должно быть нотариально удостоверено);

- в случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в судебном порядке; при разделе общего имущества супругов суд по требованию супругов определяет, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов; в случае, если одному из супругов передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю, другому супругу может быть присуждена соответствующая денежная или иная компенсация. 

Заместитель начальника Северского отдела  Д.В. Авдеев                                                                              

 

Москва, 19 июня 2020 года. В Государственную Думу внесен законопроект, направленный на повышение качества и доступности государственной услуги по осуществлению кадастрового учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на них. Законопроект в числе прочего предусматривает право ФГБУ «ФКП Росреестра» в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выполнять кадастровые работы.

В настоящий момент в России работают 25 109 кадастровых инженеров (состоят в саморегулируемых организациях). Они получат новые возможности для осуществления своей деятельности, будут созданы дополнительные рабочие места, а для клиентов услуги будут оказываться более качественно.

Что предлагается изменить

Данный законопроект закрепляет ряд полномочий органа регистрации прав за ФГБУ «ФКП Росреестра» и полномочия по выполнению кадастровых работ в качестве «государственного кадастрового инженера» в установленных Правительством РФ случаях. Предлагаемые изменения не содержат положений, предусматривающих какую-либо монополию государственного учреждения на осуществление кадастровой деятельности и деятельности по подготовке документов для внесения сведений в реестр границ.

После принятия законопроекта все кадастровые инженеры будут так же работать в рамках единого правового поля на условиях, предусмотренных законодательством о конкуренции. Более того, у них появится дополнительная возможность трудоустроиться в Федеральную кадастровую палату и гарантированно принимать участие в государственных проектах.

 

 

Поддержка реализации масштабных государственных задач

Предлагаемый подход направлен на решение задач по завершению кадастрового учета государственного имущества, определение границ лесничеств, особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ между субъектами Российской Федерации и других объектов публичного характера.

Важнейшей задачей для выполнения национальных проектов является обеспечение высоких темпов строительства новых объектов. Принятие данного законопроекта способствует этому и позволит повысить качество предоставления услуг по кадастровому учету и оформлению прав для государственных и муниципальных объектов, сократить сроки и затраты для людей.

Приоритет – клиент

В результате проведения кадастровых работ ненадлежащего качества возникают риски внесения недостоверных сведений в один из важнейших государственных информационных ресурсов страны – Единый государственный реестр недвижимости. Сведения о характеристиках объектов недвижимости, содержащиеся в ЕГРН, являются гарантией права собственности, а также определяющими при установлении размера кадастровой стоимости, которая, в свою очередь, необходима для исчисления имущественных налогов и сборов. Ошибки в этих данных могут привести к существенным рискам для правообладателей и налогоплательщиков.

Больше всего рисков возникает при реализации масштабных проектов в силу их сложности и необходимости применения комплексного подхода в условиях ограниченных сроков. Например, такие риски проявились при выполнении кадастровых работ в отношении объектов Минобороны России, спортивных объектов, возведенных для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, и других объектов федерального значения.

 

Будет развиваться сервис «Личный кабинет кадастрового инженера»

Закрепление новых полномочий за Федеральной кадастровой палатой позволит повысить эффективность системы государственного кадастрового учета и регистрации прав в целом. Прежде всего в части минимизации количества приостановок и отказов, сокращения сроков и издержек заявителей.

Законопроектом также предусмотрено развитие электронного сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера», что позволит вывести процесс информационного взаимодействия кадастрового инженера и органа регистрации на новый уровень и сделать его более прозрачным, доступным и эффективным.

Лучшие международные практики

Модель «государственного» кадастрового инженера в качестве основной применяется в развитых странах, в том числе с совмещением с частным рынком кадастровых работ. Например, в Швеции и Финляндии процесс кадастрового учета и регистрации осуществляется государственной функцией. Аналогичная ситуация в Норвегии, где функции кадастровых инженеров выполняют сотрудники муниципалитетов.

В Белоруссии государственные кадастровые инженеры составляют 90%. В Литве и Нидерландах государственные и частные кадастровые инженеры работают в партнёрстве.

 

 

 

 

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - Управление) осуществляет оказание государственной услуги по предоставлению в пользование заинтересованным лицам документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее – документы ГФДЗ), и информации о таких документах в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минэкономразвития от 14 ноября 2006 г. № 376 (далее - Административный регламент).

В зависимости от категории доступа документы Госфонда подразделяются на общедоступные и ограниченного доступа.

Для того, чтобы получить общедоступные документы Госфонда заинтересованному лицу необходимо представить минимальный пакет документов. Это заявление о предоставлении в пользование документов ГФДЗ (образец представлен в приложении № 3 к Административному регламенту), документ, удостоверяющий личность и при необходимости доверенность.

При получении документов Госфонда, относящихся к ограниченному доступу, дополнительно к вышеуказанным документам необходимо представить оригинал документа, дающего право на получение документов Госфонда, отнесенных к информации, доступ к которой ограничен, или копию указанного документа, засвидетельствованную нотариусом.

Заявление о предоставлении документов ГФДЗ можно представить лично, либо направить почтовым отправлением в адрес, установленный Управлением.

За один раз можно запросить не более десяти документов ГФДЗ, имеющих инвентарный номер (планшет, карта, землеустроительное дело и т.д.).

Выписки и выкопировки из документов ГФДЗ производятся пользователями самостоятельно.

Вам может быть отказано в приеме заявления при наличии в заявлении и прилагаемых к нему документах неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание, а также при отсутствии документа, удостоверяющего личность заинтересованного лица или его уполномоченного представителя.

В предоставлении документов Госфонда Вам откажут в случае, если отсутствуют документы ГФДЗ или сведениях о них, а также в случае отсутствия у заинтересованного лица или его представителя необходимых документов или их ненадлежащего оформления.

При личном обращении запрашиваемые документы ГФДЗ или отказ в их предоставлении подготавливаются в срок, не превышающий 3 рабочих дня со дня принятия заявления.

При направлении почтой копии документов ГФДЗ или отказ в их предоставлении подготавливаются в течение 15 дней со дня получения заявления.

Данная государственная услуга предоставляется бесплатно.

Адрес для приема заинтересованных лиц: 634050, Томская область, г. Томск, пр. Ленина, 111, кабинет 49.

Адрес для отправки заявления почтовым отправлением: 634003, Томская область, г. Томск, ул. Пушкина, д. 34/1.

Подробную информацию можно получить по телефону: 8(3822)51-30-22.

 

Начальник отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии О.Г. Бобкова

 

 

 

Заместитель руководителя Л.А. Лабуткина

Государственная пошлина – это сбор, взимаемый с физических лиц и организаций, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий (статья 333.16 "Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ, далее - Закон).

В соответствии с подпунктом 28.1 пункта 1 статьи 333.33 Закона за внесение изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке государственная пошлина уплачивается в размере:

  • для физических лиц - 200 рублей;
  • для организаций - 600 рублей.

В случае, если договор об ипотеке или договор, включающий соглашение об ипотеке, обеспечивающее исполнение обязательства, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, заключен между физическим лицом и юридическим лицом, государственная пошлина за юридически значимые действия, взимается в размерах, установленных для физических лиц.

Государственная пошлина не уплачивается в случае государственной регистрации соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости (подпункт 7 пункта 3 статьи 333.35 Закона).

 

Начальник Асиновского межмуниципального отдела  Л.Ю. Елькина

 

 

 

При проведении проверок соблюдения требований земельного законодательства проверяемые лица обязаны присутствовать лично, либо обеспечить присутствие уполномоченных представителей, действующих на основании доверенности.

О начале проведения проверки проверяемое лицо извещается путем направления по адресу жительства заказного письма с простым уведомлением, телеграммой, либо по телефону.

При получении такого уведомления проверяемому лицу необходимо явиться по указанному в уведомлении адресу, предъявить инспектору паспорт и правоустанавливающие документы (при их наличии) на указанный в уведомлении земельный участок.

Чем же грозит воспрепятствование проверке или уклонение от нее?

Согласно положениям статьи 19.4.1 КоАП РФ за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, предусмотрено назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц - от 2000 до 4000 рублей; на юридических лиц - от 5000 до 10000 рублей.

При этом, за действия (бездействия), предусмотренные частью 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, предусмотрено административное наказание в виде штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей; на юридических лиц - от 20000 до 50000 рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от 50000 до 100000 рублей.

Вместе с тем, если гражданин не явился на проверку, соблюдая режим самоизоляции в период действия ограничительных мер, введенных распоряжением Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра «О введении режима функционирования «повышенная готовность» для органов управления и сил звеньев территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Томской области», то он не будет привлекаться к ответственности по ст. 19.4.1 КоАП РФ за уклонение от проверки.

 

 

 

Начальник отдела

государственного земельного надзора                                              А.И. Ткачев

 

Электронные госуслуги и сервисы Росреестра с каждым годом набирают все большую популярность. Граждане и организации могут оперативно через Интернет знакомиться с информацией об объектах недвижимости, получать различные услуги Росреестра в режиме реального времени и отслеживать статус своей заявки на получение этих услуг.

 

В личном кабинете пользователь (как физическое, так и юридическое лицо) может просматривать информацию о принадлежащих ему объектах недвижимости. В разделе "Мои объекты" владелец может увидеть кадастровый номер, адрес, площадь, кадастровую стоимость принадлежащих ему объектов, а также сведения о правах, ограничениях и обременениях прав на свою недвижимость. Чтобы воспользоваться сервисом, необходимо авторизоваться, то есть иметь логин и пароль на сайте www.gosuslugi.ru (используется Единая система идентификации и аутентификации для получения доступа к государственным услугам в электронном виде).

 

В настоящее время в личном кабинете можно подать в электронном виде заявление на получение всех наиболее востребованных услуг Росреестра: это регистрация прав, кадастровый учет, единая процедура (одновременное проведение этих процедур), получение сведений из ЕГРН.

 

В разделе "Мои заявки" пользователь имеет возможность отслеживать статус исполнения тех государственных услуг, за которыми он обратился, получать уведомления о ходе их исполнения. Кроме того, владелец личного кабинета в разделе "Мой баланс" получает уведомления о поступлении платы за пользование сервисами "Личный кабинет кадастрового инженера" и "Подготовка схемы расположения земельного участка". Правообладатель также может подготовить схему расположения земельного участка (СРЗУ) на кадастровом плане территории в форме электронного документа, а также создать "ключ доступа" к сервису "Запрос посредством подступа к ФГИС ЕГРН" в разделе "Мои ключи".

 

В личном кабинете можно запрашивать результат кадастровых работ, помещенный на временное хранение в электронное хранилище, а также проверять статус этого запроса или заявления в режиме реального времени (в случае, если кадастровый инженер предварительно провел проверку электронных документов, полученных им в результате кадастровых работ, и результаты этой проверки были помещены во временное хранилище). С помощью специальных сервисов – получить справочную информацию об объекте недвижимости в режиме онлайн, зная его адрес, кадастровый номер, номер права или ограничения права. А также просматривать сведения из ЕГРН, полученные в электронном виде в формате xml, в удобном для восприятия виде, проверять корректность электронной цифровой подписи, которой они подписаны.

 

 

Государственная регистрация самого договора участия в долевом строительстве, полный расчет по договору, ввод дома, где расположена квартира, в эксплуатацию, проживание в квартире не означают, что Вы стали собственником квартиры. Собственником Вы станете только после государственной  регистрации права собственности на квартиру. Для этого Вам необходимо представить (лично, через Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта) следующие документы:

  1. заявление о государственной регистрации права собственности;
  2. договор участия в долевом строительстве, договор об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве;
  3. передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.

Для государственной регистрации права собственности также потребуется разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, в состав которого входит объект долевого строительства. Разрешение будет получено органом регистрации прав в установленном законом порядке. Также разрешение или нотариально удостоверенная копия этого разрешения может быть передано застройщиком по собственной инициативе в орган регистрации прав для государственной регистрации прав собственности участников долевого строительства на объекты долевого строительства.

За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Размер государственной пошлины для физического лица составляет 2000 рублей. Если физическое лицо на основании статьи 333.35 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины; в случаях, установленных статьей 333.35 НК РФ, то представляется документ, являющийся основанием для предоставления льготы (оригинал и копия).

 

Начальник отдела регистрации объектов

недвижимости жилого назначения,

договоров долевого участия в строительстве  И.А.Колыванова

 

 

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), об учтенном недвижимом имуществе, его характеристиках, зарегистрированных на такое имущество правах, ограничениях (обременениях) прав, сделках с объектами недвижимости, являются общедоступными, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц. Исключение составляют сведения, доступ к которым ограничен Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) и которые могут быть предоставлены только правообладателям, их представителям, другим,  установленным законом, категориям лиц (например, судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям) (ч. 1, 13 - 17 ст. 62 Закона о регистрации).

К сведениям открытого доступа относятся (ч. 7 ст. 62 Закона о регистрации):

1) описание объекта недвижимости;

2) зарегистрированные права на объект недвижимости;

3) ограничения прав и обременения такого объекта;

4) сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости;

5) сведения о возражении в отношении зарегистрированного права на него;

6) либо о невозможности государственной регистрации без личного участия правообладателя или его законного представителя;

7) сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;

8) сведения о наличии поступивших, но не рассмотренных заявлений о проведении государственной регистрации права (перехода, прекращения права), ограничения права или обременения объекта, сделки в отношении объекта;

9) сведения об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан, являющихся участниками долевого строительства, на строительство (создание) многоквартирных домов на земельном участке;

10) сведения, указанные в ч.6 ст.48 Закона о регистрации;

11) иные сведения, определяемые органом нормативно-правового регулирования.

Хотя сведения и именуются «общедоступными» — они предоставляются за плату.

Размер платы установлен Приказом Минэкономразвития от 10.05.2016 № 291.

Размер платы зависит от вида запрашиваемой информации, формы предоставления сведений (на бумажном носителе или в виде электронного документа), статуса заявителя (физическое или юридическое лицо).

На безвозмездной основе доступна только справочная информация о наличии либо отсутствии сведений об объекте недвижимости в ЕГРН, об имеющемся обременении /ограничении объекта недвижимости (без указания реквизитов документа, на основании которого зарегистрировано ограничение/ обременение), а также кадастровая стоимость, кадастровый (условный) номер и площадь, посредством сервисов, размещенных на официальном сайте Росреестра в разделе: «Электронные услуги и сервисы» или через «Личный кабинет правообладателя» (https://rosreestr.ru/site).

Общедоступные сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в форме выписки из ЕГРН (ч. 6 ст. 62 Закона о регистрации):

- об объекте недвижимости (характеристики недвижимости и сведения о собственнике, а также ограничения и обременения);

- о переходе прав (история собственников недвижимости);

- о кадастровой стоимости.

Подать запрос на предоставление сведений можно одним из следующих способов:

- в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении в любой офис приема МФЦ независимо от места нахождения объекта недвижимости (по экстерриториальному принципу);

- в виде бумажного документа, отправленного по почте в один из органов регистрации прав согласно перечню, размещенному на официальном сайте Росреестра;

- в электронной форме, заполнив форму запроса, размещенную в разделе: «Электронные услуги и сервисы» или в «Личном кабинете» на официальном сайте Росреестра.

В случае представления запроса при личном обращении должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя (его представителя).

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения Росреестром запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен законом (ч. 9 ст. 62 Закона о регистрации).

При предоставлении сведений в форме электронного документа, такой документ заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица органа регистрации.

При предоставлении сведений в форме бумажного документа, такой документ подписывается уполномоченным должностным лицом и заверяется оттиском печати данного органа.

 

Начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Т.А. Фёдорова  

 

 

 

 

 

Согласно части 1 ст. 23 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) акт обследования (далее – Акт) представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.

В соответствии с частями 3, 9 Требований к подготовке Акта, утвержденных приказом Минэкономразвития от 20.11.2015 № 861 (далее – Требования к подготовке акта обследования) Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к Акту (далее - Приложение).

В реквизит «Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования» вносятся сведения о наименовании и реквизитах документов, использованных при подготовке Акта, в том числе, в случае добровольного сноса объекта вносятся сведения о решении собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства о сносе объекта недвижимости.

Вместе с тем, снос объектов капитального строительства регламентирован главой 6.4. Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), дополненной в ГрК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ и действующей с 04.08.2018.

Согласно частям 12, 13 ст. 55.31 ГрК РФ застройщик или технический заказчик не позднее семи рабочих дней после завершения сноса объекта капитального строительства направляет в уполномоченный орган уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства, форма которого утверждена приказом Минстроя России от 24.01.2019 № 34/пр.

Минэкономразвития России в своем письме от 17.06.2019 № ДИ23и-20204 анализируя вышеуказанные нормы права приходит к выводу, что в случае, если снос объектов недвижимости осуществлен до вступления в силу закона № 340-ФЗ, наличие уведомления о завершении сноса не является  обязательным и может отсутствовать в составе приложения к Акту.

Если работы по сносу завершены после вступления в силу указанного закона, наличие уведомления о завершении сноса, в том числе при наличии иных документов, указанных в п. 9 Требований к подготовке акта обследования, является обязательным в силу положений ГрК РФ, за исключением сноса объектов капитального строительства в целях строительства нового объекта недвижимости, реконструкции объекта.

Минэкономразвития России также принят Приказ от 26.03.2019 № 166 «О внесении изменений в Требования к подготовке акта обследования, и требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № 953», в соответствии с которым предусмотрены изменения в перечне документов, использованных в подготовке Акта.

 Пункт 9 Требований к подготовке акта обследования был дополнен нормой следующего содержания: «В случае если объект капитального строительства прекратил существование после 4 августа 2018 года в результате его сноса, в реквизит «Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования» также вносятся сведения об уведомлении о завершении сноса объекта капитального строительства и о направлении такого уведомления в орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального района по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства».

Таким образом, необходимость предоставления уведомления о завершении сноса объекта недвижимости при подготовке Акта зависит от даты завершения работ по сносу объекта капитального строительства и при осуществлении сноса объекта в настоящее время уведомление является  обязательным документом в составе приложения к Акту.

 

Начальник отдела

регистрации объектов недвижимости

нежилого назначения и ипотеки  Т.М. Никитюк

Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, в границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для  определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.  Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.

Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.

Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя:

- перечень и сведения о площади образуемых земельных участков;

- перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования;

- вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории;

- сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

 На чертежах межевания территории отображаются:

- границы планируемых и существующих элементов планировочной структуры;

- границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков;

- границы публичных сервитутов.

 Материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются:

1) границы существующих земельных участков;

2) границы зон с особыми условиями использования территорий;

3)местоположение существующих объектов капитального строительства;

4) границы особо охраняемых природных территорий;

5) границы территорий объектов культурного наследия.

 При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности.  

Таким образом, проект межевания территории это документ, необходимый для образования земельных участков, из государственных или муниципальных земель, который определяет границы образуемых и измененяемых земельных участков, расположенных на территории, в отношении которой он составляется. Проект межевания территории необходим при комплексном освоении территории, при заключении договора о развитии территории, расположения линейных объектов регионального или местного уровня и так далее.

В зависимости от ситуации принимают решение и готовят проект межевания территории:

-  орган местного самоуправления поселения или городского округа;  

- орган местного самоуправления муниципального района, если объекты (в том числе местного значения) размещаются на территории нескольких поселений и (или) межселенной территории в границах района;

-  орган исполнительной власти субъекта РФ, если объект (в том числе регионального значения) размещается на территории двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов).

Следует отметить, что Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой и графической формах и состоит, в том числе, из  сведений о проектах межевания территорий. Так, например, в реестр границ ЕГРН вносятся следующие сведения об утвержденном проекте межевания территории:

1) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории (дата принятия решения, номер решения);

2) описание местоположения границ земельных участков, подлежащих образованию в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) вид или виды разрешенного использования земельных участков, указанные в утвержденном проекте межевания территории;

4) описание местоположения границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания.

 Органы государственной власти и органы местного самоуправления Томской области обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов), в том числе, об утверждении проекта межевания территории.

 

Исполняющая обязанности начальника отдела регистрации земельных участков И.А. Гончарова