Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Управление Росреестра по Томской области напоминает: за осуществлением государственной регистрации права собственности участников долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости может обратиться застройщик.
С 13.07.2020 начал действовать Федеральный закон от 13.07.2020 № 202-ФЗ, который внес ряд изменений, в том числе в Федеральный закон от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 214-ФЗ).
Застройщику предоставлено право на подачу без доверенности в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства с приложением передаточного акта (после передачи застройщиком участнику долевого строительства по правилам, предусмотренным статьей 8 Закона № 214-ФЗ, такого объекта и постановки его на государственный кадастровый учет).
По окончании государственной регистрации застройщику будет выдана выписка из Единого государственного реестр недвижимости, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства. Застройщик после ее получения обязан передать выписку участнику долевого строительства.
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Федеральный закон № 202-ФЗ затрагивает интересы участников долевого строительства. Теперь зарегистрировать права собственности дольщиков могут сами застройщики. Однако на текущий момент застройщики Томской области не воспользовались этим правом».
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
19.09.2020 вступает в силу Приказ Минстроя России от 17.06.2020 № 322/пр «Об утверждении Административного регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти)».
Заявителями на получение государственной услуги являются физические или юридические лица, выполняющие функции застройщика.
Приводится, в числе прочего, исчерпывающий перечень документов, не-обходимых для предоставления государственной услуги, устанавливаются со-став, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения.
Заявление и документы для получения госуслуги можно будет подать в электронной форме через единый портал госуслуг. Услуга будет предоставля-ется без взимания государственной пошлины или иной платы в срок, установ-ленный действующим законодательством.
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Особую актуальность вышеуказанный документ приобретает в связи с изменениями, внесенными 31.07.2020 в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации), в ч. 15 ст. 40 которого указано, что при проведении правовой экспертизы проверка законности выдачи уполномоченным органом или организацией разрешения на ввод объекта в эксплуатацию требованиям законодательства о градостроительной деятельности государственным регистратором прав не осуществляется.
Также в соответствии с ч.3 ст.66 Закона о регистрации (в редакции от 31.07.2020) орган регистрации прав не несет ответственность за убытки, кото-рые возникли в связи с нарушениями требований законодательства о градо-строительной деятельности, допущенными при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства, учетно-регистрационные действия в отношении которых были осуществлены на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Таким образом, ответственность за соответствие требованиям действую-щего законодательства вышеуказанного разрешительного документа в полном объеме возлагается на соответствующий орган (организацию), для которых законодателем подробно регламентирован процесс подготовки данного документа.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Согласно п. 3 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.
В силу ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости) сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона), а также договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями.
Часть 1 ст. 57 Закона о недвижимости регламентирует, что при государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение или другое недвижимое имущество одновременно на основании заявления осуществляется государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок, занятый таким недвижимым имуществом и принадлежавший предшествующему собственнику такого недвижимого имущества на праве собственности.
Согласно части 4 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение участником долевой собственности доли в праве собственности на здание, сооружение или отчуждение собственником принадлежащих ему части здания, сооружения или помещения в них проводится вместе с отчуждением доли указанных лиц в праве собственности на земельный участок, на котором расположены здание, сооружение.
Таким образом, законодательством предусмотрены требования об одновременности перехода прав на земельный участок и расположенное на нем здание, которые могут находиться в общей собственности и, соответственно, подпадать под действие ч. 1 ст. 42 Закона о недвижимости.
Однако, согласно разъяснениям Министерства экономического развития Российской Федерации, при отчуждении доли в праве на земельные участки обязанность нотариального оформления сделки не требуется, если с указанными земельными участками отчуждается основной объект.
Доля в праве общей долевой собственности на земельный участок в рассматриваемом случае следует судьбе помещения в силу прямого указания закона и при переходе права собственности на помещение к новому собственнику одновременно переходит и доля в праве общей собственности на земельный участок. То есть доля в праве общей собственности на земельный участок не является самостоятельным предметом сделки, к отчуждению такой доли, соответственно, не могут применяться положения действующего законодательства, регулирующие отчуждение долей в праве собственности на вещи.
Нотариальная форма договора отчуждения помещения в здании, здания и одновременно с ними в силу указания закона также и доли в праве общей собственности на земельный участок, на котором они расположены, не требуется.
Начальник отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки
Управления Росреестра по Томской области Т.М. Никитюк
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В соответствии с п. 3 ст. 8.1 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее – ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.
В том числе, согласно п. 2 ст. 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделок обязательно:
1) в случаях, указанных в законе;
2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
Также стоит отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 163 ГК РФ если нотариальное удостоверение сделки в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.
Согласно статье 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности; общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона.
Вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части (статья 133 ГК РФ). Выдел доли в натуре невозможен, если он не допускается законом или влечет несоразмерный ущерб имуществу (статья 252 ГК РФ).
Единоличный собственник неделимой вещи распоряжается самой вещью.
Соответственно, при отчуждении продавцом всего принадлежащего ему объекта недвижимости (в целом) в собственность нескольким покупателям такой договор купли-продажи не подлежит нотариальному удостоверению (если не осуществляется отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным), поскольку осуществляется распоряжение объектом недвижимости, а не долей в праве общей собственности на него.
Возможна ситуация, когда по договору купли-продажи объект недвижимости приобретается в общую долевую собственность супругов, соответственно, такой договор можно рассматривать как договор, содержащий элементы брачного договора, и требовать его заключения в нотариальной форме, если стороны в договоре указали, что данный договор заключен в том числе в соответствии с нормами Семейного кодекса Российской Федерации, в частности, его статей 41, 42, в нем явно выражена воля супругов на изменение установленного законом режима совместной собственности, определен порядок пользования имуществом, находящимся в долевой собственности, и его раздела в случае расторжения брака.
Начальник Асиновского
межмуниципального отдела
Управления Росреестра
по Томской области Л.Ю. Елькина
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
У меня есть справка ЖСК, в которой указано, что я являюсь членом жилищно-строительного кооператива, но там не написано, что мной полностью выплачен паевой взнос. Могу ли я на основании такого документа зарегистрировать право собственности на квартиру?
Как установлено статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 129 Жилищного кодекса Российской Федерации, право собственности на квартиру приобретает член жилищного, жилищно-строительного кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за указанное имущество. Соответственно для государственной регистрации должен быть представлен документ, подтверждающий членство в кооперативе конкретного субъекта, факт выплаты этим лицом паевого взноса в полном размере, а также указан объект недвижимого имущества, за который выплачен паевой взнос. Документ должен быть подписан лицом, имеющим право на его подписание от имени кооператива.
Как следует из вопроса, представить документ подтверждающий полную выплату паевого взноса за квартиру Вы не имеете возможности, в таком случае, необходимо предоставить судебное решение о признании за Вами права собственности на квартиру.
Обращаем Ваше внимание, что для государственной регистрации права собственности на кооперативную квартиру необходимо представить:
1) заявление правообладателя о государственной регистрации (оригинал) права собственности;
2) документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал);
3) документ, являющийся основанием для предоставления льготы, если физическое лицо на основании статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины (оригинал и копия). Государственная пошлина для физического лица за государственную регистрацию права собственности составляет 2000 рублей;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя правообладателя (если от имени правообладателя действует его представитель) (оригинал и копия).
5) справка о полном внесении (полной выплате) паевого взноса, подписанная уполномоченным лицом кооператива (оригинал и копия);
Указанный перечень является примерным, и с учетом конкретной ситуации могут быть затребованы иные документы.
Исполняющая обязанности начальника
отдела регистрации объектов недвижимости
жилого назначения и договоров
долевого участия в строительстве
Управления Росреестра по Томской области Н.Л.Ананьева
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Ежедневно каждый из нас упоминает в обычной речи несколько, а то и несколько десятков географических названий. Не задумываясь, мы произносим их, записываем, ищем на карте или в интернете. А между тем, то или иное название чаще всего мотивировано и присваивается географическому объекту по какому-либо признаку, отличающему его от других.
Так деревня Черная речка в Томском районе получила своё название от реки Черная, на берегах которой она расположена. Примером исторического названия можно считать и деревню Эушта, название которой произошло от сибирско-татарского племени - эуштинцы, населявшего данную местность ещё до основания города Томска.
Полномочия по присвоению наименований географическим объектам, а также по их переименованию возложены на Правительство Российской Федерации.
Федеральный закон от 18.12.1997 № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» устанавливает правовые основы в данном вопросе.
Для присвоения наименования или переименования географического объекта необходимо сформировать предложение, далее собрать документы, обосновывающие указанное предложение, и расчеты необходимых затрат. Затем направить собранный пакет документов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены такие географические объекты.
Законодательный орган рассмотрит данное предложение, проинформирует население соответствующей территории о необходимых затратах и в случае одобрения предложения населением документы и расчеты необходимых затрат направит на экспертизу в Росреестр.
Положительная экспертиза дает основание для подготовки проекта нормативного правового акта о присвоении наименования географическому объекту или о его переименовании.
В целях сбора и систематизации географических наименований на федеральном уровне создан Государственный каталог географических названий, ведение которого осуществляет ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД».
Наименования географических объектов как составная часть исторического и культурного наследия народов Российской Федерации охраняются государством.
Произвольно заменить одно наименование географического объекта другим, также как и употреблять искаженные наименования недопустимо. Соблюдение данного правила проконтролирует Росреестр и в случае его нарушения привлечёт должностное лицо, в обязанности которого входит контроль за соблюдением правильности употребления наименований географических объектов, к административной ответственности, предусмотренной статьёй 19.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и взыщет штраф в размере от двух до трех тысяч рублей.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Где бы вы не находились, на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) можно в любое время получить информацию справочного характера.
В разделе: «Электронные услуги и сервисы» размещен сервис «Проверка исполнения запроса (заявления)», который позволяет отслеживать статус заявки на получение документов и выписок из ЕГРН в режиме реального времени.
Онлайн проверка готовности документов актуальна при обращениях по вопросам:
- регистрации недвижимости;
- получения выписки из ЕГРН;
- получения сведений о кадастровой стоимости объекта.
Услуги раздела по проверке готовности всех необходимых документов предоставляются бесплатно всем категориям заявителей.
После подачи заявления на получение услуг Росреестра ему присваивается регистрационный номер. Реквизиты, состоящие из ряда цифр, указываются в правом верхнем углу заявления, например: MFC-0240/2019-0000 или PVD-0054/2019-0000.
Для осуществления проверки готовности документов онлайн необходимо:
- Зайти на официальный сайт Росреестра в раздел: «Электронные услуги и сервисы».
- Выбрать сервис «Проверка исполнения запроса (заявления)».
- Заполнить номер заявки.
- Ввести цифры с проверочной картинки.
- Нажать кнопку «Проверить».
В результате этих несложных действий на экране отражается статус заявления (запроса).
Для физических лиц реализован также механизм контроля заявки через «Личный кабинет» Росреестра.
Работа с сервисом доступна после создания подтвержденной учетной записи на портале «Государственные услуги».
Чтобы узнать о готовности документов, следует придерживаться следующего алгоритма действий:
- 1. Пройти регистрацию на портале Госуслуги.
- 2. Перейти на официальный сайт Росреестра.
- 3. Нажать на иконку «Личный кабинет», расположенную в верхней ча-сти главной страницы.
- 4. Ввести имя пользователя и пароль.
- 5. Выбрать вкладку «Мои заявки».
- 6. Заполнить поле с номером заявки в Росреестре.
- 7. Ввести проверочное слово, предложенное системой.
- 8. Кликнуть «Проверить».
В открывшемся окне отражаются все заявления владельца кабинета.
Выбрав нужную запись, пользователь видит:
- статус запроса;
- стадию рассмотрения;
- фамилию и инициалы регистратора;
- причины отказа.
Статус заявления о государственной регистрации права может принимать следующие варианты:
- 1. Заявление принято в обработку. После получения запроса должностное лицо проверяет корректность представленной информации.
- 2. В работе. Регистратор работает с принятым пакетом, решение по заявлению (запросу) не определено.
- 3. Документы направлены заявителю. Проверка документов Росреестром завершена. Документы переданы на выдачу. Собственник получает пакет в МФЦ, с курьером, по почте. Способ получения указывается в заявлении.
- 4. Проверка не пройдена. Правообладателю необходимо повторно составить заявление.
- 5. Приостановка регистрационных действий.
Если регистрация приостановлена, продавцу и покупателю направляется уведомление с указанием причин, по которым произошла приостановка регистрации. Способ получения уведомления указывается в заявлении при подаче документов: через МФЦ, получить по электронной почте или посредством почтового отправления.
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «В современной жизни подобные инновации крайне необходимы, это не только оперативный способ самостоятельно контролировать ход событий или наличие результата, а также минимизация контактов с посторонними людьми для каждого владельца недвижимости».
Кроме вышеуказанных способов, для жителей Томской области доступна проверка исполнения документов на сайте МФЦ (https://md.tomsk.ru/) через вкладку, размещенную на главной странице «Просмотр статуса заявления».
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Техническая ошибка в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) - это описка, опечатка, грамматическая, арифметическая или другая подобная ошибка, которая допущена органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества.
Основным признаком такой ошибки является то, что в документах, на основании которых сведения вносились в ЕГРН, указаны одни данные, а в ЕГРН другие, то есть неверные данные (ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Например, в свидетельстве о праве на наследство указано, что наследство состоит из 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, а в ЕГРН внесена доля равная 1/20.
Важно отличать техническую ошибку от реестровой ошибки, которая перенесена в ЕГРН из представленных документов (ч. 3 ст. 61 Закона № 218-ФЗ). То есть изначально такая ошибка допущена именно в документах. Порядок исправления реестровой ошибки более сложный, чем порядок исправления технической ошибки. Сначала нужно исправить ошибку в документах и только после этого обращаться в орган регистрации прав.
Исправить техническую ошибку достаточно просто. Это может сделать любое заинтересованное лицо. Для этого необходимо представить соответствующее заявление об исправлении технической ошибки в орган регистрации прав следующими способами:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав.
Техническая ошибка исправляется в течение трех рабочих дней после получения соответствующего заявления.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях (ч. 1, 5 ст. 61 Закона №218-ФЗ).
Орган регистрации прав не исправит техническую ошибку, если:
- ее исправление повлечет прекращение, возникновение либо переход зарегистрированного права на объект недвижимого имущества (ч. 1 ст. 61 Закона № 218-ФЗ);
- имеются основания полагать, что ее исправление может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей либо третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в ЕГРН. В этом случае техническая ошибка может быть исправлена только по решению суда (ч. 4 ст. 61 Закона № 218-ФЗ).
Начальник отдела регистрации
земельных участков Управления
Росреестра по Томской области А.Н. Юркевич
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о регистрации), Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о регистрации недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных сведений.
В соответствии с частью 4 Налогового Кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, правах и сделках, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
На основании поступивших из регистрирующего органа сведений о недвижимом имуществе и зарегистрированных правах на него, налоговые органы осуществляют расчет суммы налога на недвижимость, учитывая при этом сведения о характеристиках объекта (площадь объекта, назначение и т.п.).
В связи с этим особенно важным является вопрос поддержания в актуальном состоянии сведений о принадлежащих гражданам объектах недвижимости и земельных участках, которые содержатся в ЕГРН, поскольку неактуальные сведения ЕГРН повлекут за собой недостоверность сведений о сумме уплачиваемого физическими лицами налога на недвижимое имущество.
Наличие технической ошибки в сведениях ЕГРН об объектах недвижимости также повлечет за собой неправильность исчисления суммы налога на недвижимое имущество, в том числе, может привести к его необоснованному увеличению.
При выявлении гражданами технической ошибки в записях ЕГРН либо при изменении характеристик объекта недвижимости, собственнику необходимо позаботиться о внесении соответствующих изменений и в записи ЕГРН. Подать такое заявление можно как через офисы приема «Мои документы», так и путем подачи заявления через личный кабинет правообладателя на сайте Росреестра.
Начальник отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН
Управления Росреестра по Томской области
Т.А. Федорова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Предоставление государственных услуг Росреестра в электронном виде с использованием современных информационных технологий является основным вектором развития российской учетно-регистрационной системы. В настоящее время благодаря развитию электронных сервисов у всех заявителей, включая граждан и представителей бизнес-сообщества, появилась возможность получить базовые государственные услуги Росреестра в электронном виде путем прямого обращения в Росреестр через официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosreestr.ru), в том числе:
- по представлению документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом такое заявление в форме электронного документа представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, путем заполнения формы такого заявления, размещенной на едином портале государственных и муниципальных услуг или официальном сайте органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, в сети «Интернет», и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, если иное не установлено федеральным законом, а также сторон договора или уполномоченных ими на то лицами в порядке, установленном федеральным законом.
Порядок представления заявления о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с недвижимым имуществом и иных необходимых для государственной регистрации прав документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в форме электронных документов, электронных образов документов утвержден приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883 (далее — Порядок).
Согласно п.п. 3 п.2 Порядка заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в электронном виде:
в форме электронных документов и (или) электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", направляемых в орган регистрации прав через:
единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);
официальный сайт;
а также с использованием веб-сервисов.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права в форме электронного документа подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) заявителя.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьей 21 218-ФЗ от 13.07.2015г. «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закона).
Необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, направляемые в форме электронных документов, представляются в одном из следующих форматов:
- в виде файлов в формате XML-документов, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных;
- в виде электронных образов документов в формате PDF.
XML-схемы, используемые для формирования XML-документов, считаются введенными в действие по истечении двух месяцев со дня их размещения на официальном сайте.
При изменении нормативных правовых актов, регулирующих порядок представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии изменяет XML-схемы, обеспечивая при этом возможность публичного доступа к текущей актуальной версии и предыдущим (утратившим актуальность) версиям.
Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать монохромный режим с разрешением 300 dpi.
Таким образом, при представлении Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права, в форме электронного документа, документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, должны быть представлены в форме электронных документов в одном из предусмотренных Порядком форматов — в виде файлов в формате XML-документов либо в виде электронных образов документов в формате PDF и подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (подписями) лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации подписывают такие документы при их составлении (издании) в форме документа на бумажном носителе.
Заместитель начальника Молчановского
межмуниципального отдела Управления
Росреестра по Томской области М.В. Визер
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В 2020 году на территории Томской области проводится очередная государственная кадастровая оценка земельных участков, результаты которой будут применяться с 1 января 2021 года. В соответствии с новым законодательством о государственной кадастровой оценке на определение кадастровой стоимости, предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, на рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, уполномочено Областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра». Оспорить результаты определения новой кадастровой стоимости земельных участков на основании установления их рыночной стоимости возможно будет в комиссии по рассмотрению споров, созданной при Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области.
Однако, до момента внесения новых результатов в Единый государственный реестр недвижимости у заинтересованных лиц существует возможность пересмотреть кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения, установленную по итогам проведения государственной кадастровой оценки 2014 года.
В рамках Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для досудебного оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в каждом субъекте РФ при территориальных органах Росреестра были созданы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. На территории Томской области такая комиссия работает при Управлении Росреестра по Томской области.
Основанием для пересмотра кадастровой стоимости в комиссии является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (например: неправильное указание сведений об объекте (площадь, местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка и др.), или установление рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Если правообладатель, арендатор или иное заинтересованное лицо, выявил ошибочные данные по своему объекту, либо считает, что стоимость его земельного участка завышена, он может обратиться в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости с приложением установленных законодательством документов.
Как человеку понять, что стоимость земельного участка завышена? Для этого, прежде всего, нужно узнать его кадастровую стоимость. Это можно сделать с помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на официальном сайте Росреестра или обратившись в орган регистрации прав. Сведения о кадастровой стоимости предоставляются бесплатно по запросам любых лиц в виде выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости. Рыночную стоимость земельного участка можно узнать, обратившись к оценщику, или самостоятельно изучив рынок недвижимости по объявлениям о продаже. Если отличие кадастровой стоимости от рыночной значительное, то есть основание для ее оспаривания.
Для юридических лиц и органов власти досудебное урегулирование споров о кадастровой стоимости обязательно. Перед подачей иска в суд им необходимо обратиться в комиссию. Физические лица имеют право выбора либо обращаться в комиссию, либо сразу в суд.
Срок рассмотрения заявления в комиссии - 1 месяц. По результатам рассмотрения заявления комиссия принимает решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отклонении заявления.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости будет применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости с приложенными документами, во избежание распространения коронавирусной инфекции на территории Томской области, необходимо направлять в комиссию по рассмотрению споров при Управлении Росреестра по Томской области почтовым отправлением по адресу: 634003, г. Томск, ул. Пушкина, 34/1. Телефоны для справок: (83822) 51-11-67, 51-37-82.