Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Вопрос: У меня есть земля в ст «Семилужки» Томском районе. Эту землю я давно не использую и ничего на ней не высаживаю. Хочу от неё отказаться в пользу государства. У меня есть государственный акт на землю. Земля в собственности для садоводства. Скажите, как это сделать?
Блохина Таисия Петровна.
Ответ: В соответствии со ст. 53 Земельного кодекса РФ отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав.
Право собственности на земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. Если сведения о правах на Ваш земельный участок не были внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), то к заявлению Вам необходимо приложить правоустанавливающий и (или) правоудостоверяющий документ (в Вашем случае это государственный акт). Предоставление указанных документов не требуется в случае, если право собственности на земельный участок ранее было зарегистрировано в ЕГРН.
При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности муниципального образования, к собственности которого будет отнесен этот земельный участок.
Орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней с даты государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок направляет уведомление в орган местного самоуправления, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такой земельный участок.
Предоставить необходимые для прекращения Вашего права собственности документы Вы можете:
- путем личного обращения в Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг. С графиком работы отделов ОГКУ «ТО МФЦ» Вы можете ознакомиться на сайте https://md.tomsk.ru/. Региональный центр телефонного обслуживания: 8-800-350-08-50, 602-999;
- в электронном виде через портал «госуслуги» https://www.gosuslugi.ru/, либо с использованием официального сайта Росреестра https://rosreestr.gov.ru/.
Заместитель начальника отдела
регистрации земельных участков
Управления Росреестра по Томской области И.А. Гончарова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. При этом может ли собственник распоряжаться своим имуществом (купля-продажа, дарение и т.п.) через представителя?
К сделкам по отчуждению недвижимого имущества относятся договор купли-продажи, договор мены и договор дарения недвижимого имущества. Согласно установленным законом требованиям такие договоры заключаются в письменной форме.
Статьей 182 ГК РФ предусмотрена возможность совершения сделки одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Представитель вправе от имени представляемого лица приобретать для него права и обязанности, в том числе заключать договоры по отчуждению имущества доверителя, следовательно, собственнику дано право распоряжаться своим имуществом как непосредственно, так и через представителя наделенного им соответствующими полномочиями.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
Помимо формы, доверенность, как на подачу заявления и документов, так и на совершение сделок, должна отвечать общим требованиям, установленным статьями 185-189 ГК РФ.
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «В случае совершения доверенным лицом сделок от имени доверителя, доверенность должна соответствовать специальным нормам законодательства, предъявляемым к таким сделкам. В частности, в доверенности на совершение дарения представителем должен быть назван одаряемый и указан предмет дарения, в противном случае доверенность считается ничтожной».
Таким образом, с учетом приведённых выше норм права, возможна подача заявления о государственной регистрации перехода права через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности.
И.о. начальника отдела правового обеспечения,
по контролю (надзору) в сфере
саморегулируемых организаций
Управления Росреестра по Томской области Е.Б. Винокурова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Существует несколько способов получения услуг Росреестра: в электронном виде, направление обращения посредством почтового отправления, а также при личном обращении в офис многофункционального центра оказания государственных и муниципальных услуг населению (МФЦ).
МФЦ – это удобный и комфортный центр, где комплексно предоставляются различные государственные и муниципальные услуги, при этом услуги Росреестра - самые востребованные из них.
С целью повышения качества приема граждан, Росреестр ведет постоянную работу по организации взаимодействия с МФЦ по вопросам оказания услуг Росреестра. Заключены соглашения на оказание государственных услуг ведомства.
МФЦ наделены полномочиями по приему и выдаче документов по всем основным государственным услугам Росреестра:
- государственный кадастровый учет недвижимого имущества и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в том числе в рамках единой процедуры кадастрового учета и регистрации прав);
- предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Предоставление услуг происходит по принципам: прозрачность процесса, отсутствие очередей и экспертная помощь в жизненных ситуациях квалифицированными специалистами МФЦ.
На сегодняшний день в Томской области действуют 19 офисов приема МФЦ, из которых 2 открыты в 2020 году, 39 территориально обособленных структурных подразделений (ТОСП) и 3 мобильных офиса. Услуги Росреестра оказывают более чем 150 окон приема.
Адреса офисов МФЦ можно найти на сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) или на сайте МФЦ (https://md.tomsk.ru).
Записаться на прием и выдачу готовых документов, а также получить консультацию по услугам можно:
- по единому номеру регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный), а также по телефонам 602-999, 602-955;
- через личный кабинет на сайте https://md.tomsk.ru;
- через мобильное приложение «Мои документы онлайн».
Начальник отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН
Управления Росреестра по Томской области Т.А. Фёдорова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Действующими нормативно-правовыми актами предусмотрена обязанность органов исполнительной власти и местного самоуправления до 2021 года обеспечить финансирование, организацию работ и подготовку землеустроительной документации по координатному описанию границ территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, а также частей таких территорий с целью внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).
В Томской области внесение сведений в ЕГРН осуществляется филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Томской области.
По состоянию на 01.11.2020 в ЕГРН внесены сведения о 3 из 6 участков границы Томской области (с Красноярским краем, Тюменской и Омской областями); сведения о границах 4,44 % всех муниципальных образований и 54,07% всех населенных пунктов Томской области.
Действующим законодательством предусмотрено внесение в ЕГРН до 31.12.2020 года сведений обо всех участках границы Томской области со смежными областями, границ всех муниципальных образований и сведений о границах 80 % населенных пунктов.
Наличие в ЕГРН информации о границе Томской области и границах муниципальных образований способствует качественному управлению земельными ресурсами, предотвращению земельных споров, которые причиняют немало неудобств гражданам.
Кроме того, внесение в ЕГРН сведений о границах объектов землеустройства создаст предпосылки для сокращения финансовых и временных затрат на оформление документов по предоставлению земельных участков, обеспечит информирование заинтересованных лиц, позволит включить в оборот неиспользуемые объекты недвижимости, что будет способствовать формированию достоверной и актуальной базы налогообложения и одновременно обеспечит рост бюджетных доходов.
Начальник отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области О.Г. Бобкова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В связи с поправками, внесенными в Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и вступившими в силу 24 сентября 2020 года, действуют новые правила поверки геодезического оборудования.
По новым правилам электронная запись в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений служит единственным юридически значимым подтверждением результатов поверки средств измерений, в том числе геодезического оборудования. Поэтому, свидетельства о поверке на бумажном носителе становятся не нужны, хотя по заявлению владельца могут быть оформлены и будут носить информационный характер.
Теперь только запись в государственном реестре Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений сведений о результатах поверки геодезического оборудования будет подтверждать, что поверка прошла, без нее результаты поверки будут недействительными. Запись должна содержать информацию о дате следующей поверки, организации-поверителе, заводском номере прибора, эталонах, используемых при поверке и т.д.
Для прохождения электронной регистрации сведений о результатах поверки каждое средство измерения необходимо идентифицировать. Такая идентификация обеспечивается наличием заводского, серийного номера или другого цифробуквенного обозначения на средстве измерения.
Место, способ и форма нанесения номера или другого обозначения должны обеспечивать возможность прочтения и сохранность в процессе эксплуатации прибора. Даже если они не были нанесены производителем, при сдаче на поверку владельцу прибора, нужно будет позаботиться об этом.
Вместе с тем результаты поверки геодезического оборудования, удостоверенные в соответствии с действующими до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» нормативными правовыми актами, действительны до окончания интервала между поверками прибора.
Управление Росреестра по Томской области обращает внимание кадастровых инженеров на необходимость соблюдения обязательных требований Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» и напоминает, что использование неповеренного геодезического оборудования будет являться основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учёта, а также является основанием для вынесения предостережения в адрес кадастрового инженера.
Начальник отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по томской области О.Г. Бобкова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Конституционный Суд РФ (далее – КС РФ) проверил на соответствие Конституции РФ положения ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению.
Данный вопрос был поставлен по инициативе гражданки, которая свои земельные участки, предназначенные для жилищного строительства, фактически использовала не только для размещения жилого дома, но и для разведения на них сельскохозяйственных животных (кур, уток, свиней, коз). Она была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению). Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, она обратилась в суды общей юрисдикции (в т.ч. в Верховный Суд РФ), которые вынесли решения не в ее пользу, признав законность наложенного на нее наказания.
После получения решения Верховного Суда РФ данная гражданка обратилась в КС РФ, который признал обоснованным ее довод, что принадлежащие ей земельные участки отнесены к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (основной вид использования), в которой также предусмотрена возможность возведения построек для содержания скота и птицы (вспомогательный вид использования), вследствие чего она в силу пункта 2 статьи 7 и пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации могла самостоятельно выбирать любой, в том числе вспомогательный, вид их разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В настоящее время законодательство не содержит обязанности граждан (правообладателей земельных участков) по внесению в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о выбранных ими вспомогательных видах разрешенного использования.
С учетом изложенного, КС РФ в своем постановлении от 16.10.2020 № 42-П признал недопустимым привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в тех случаях, когда правообладатель земельного участка использует свой земельный участок по вспомогательному виду разрешенного использования, предусмотренному территориальной зоной, в которой находится земельный участок, но не указанному в сведениях ЕГРН.
Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области А.И. Ткачев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В целях повышения эффективности государственного земельного надзора помимо проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства у государственного инспектора по использованию и охране земель существует и такой вид надзорных мероприятий как административное обследование.
Первой и главной особенностью административного обследования является то, что данный вид мероприятий осуществляется государственными инспекторами по использованию и охране земель без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты.
Второй особенностью административного обследования является то, что оно может быть осуществлено в отношении земельных участков, принадлежащих как гражданам, так и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Понятие «административное обследование» определено статьей 71.2 Земельного Кодекса РФ, а порядок его проведения четко урегулирован федеральным законодательство в соответствии с «Правилами проведения административного обследования объектов земельных отношений», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 №251.
Государственный инспектор в ходе проводимых им административных обследований запрашивают сведения об объектах земельных отношений (т.е. земельных участках), содержащихся, например:
- в Едином государственном реестре недвижимости (Далее-ЕГРН),
- в государственном фонде данных,
- в информационных базах и архивах органов государственной власти и местного самоуправления.
Что важно, непосредственное обследование земельного участка на местности государственными инспекторами не проводится. Единственным действием исследования земельного участка при административном обследовании является визуальный осмотр земельного участка с внешней стороны его границ, установленного ограждения, возведенных на участке построек.
Проверка начинается с анализа всей полученной в ходе исследований информации. Данный анализ осуществляется уполномоченным лицом самостоятельно и не требует получения каких-либо дополнительных документов, разрешений и согласований на сбор всех необходимых документов.
В случае выявления при проведении административного обследования объектов земельных отношений достаточных данных, указывающих на наличие нарушения законодательства Российской Федерации, принимается решение о проведении внеплановой проверки, а в случае наличия достаточных данных для возбуждения дела об административном правонарушении принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.1 КоАП.
Как показывает практика внедрение процедуры административного обследования существенным образом повысило качество информационного наполнения сведений о состоянии законности в сфере земельных отношений, что, в свою очередь, повлекло за собой оперативность реагирования на поступающие сигналы о возможных нарушениях земельного законодательства.
В 2019 году Стрежевским отделом Управлением Росреестра по Томской области проведено 18 административных обследований объектов земельных отношений, по результатам которых выявлено 15 признаков нарушений земельного законодательства. По итогам административных обследований объектов земельных отношений принято 15 решений о проведения внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства.
Начальник Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области А.П. Ляшенко
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Это стало возможным благодаря внедрению ФГИС ЕГРН по всей стране
Оказание госуслуг в сфере оборота недвижимости упростят, время оформления собственности, проведение кадастрового учета и другие услуги начнут оказывать быстрее. Кроме того, по всей стране заработает сервис, позволяющий в режиме онлайн получать сведения из ЕГРН для сделок с недвижимостью. Это стало возможным благодаря внедрению новой информационной системы учета недвижимости – ФГИС ЕГРН во всех субъектах страны. Об этом заявила заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко.
Она подчеркнула, что в октябре этого года успешно завершился важнейший для страны цифровой проект в сфере недвижимости. Новая система уникальна. Это полностью отечественная разработка, не зависящая ни от каких санкций. Переход на эту систему произошел без остановки процедур регистрации и учета: «Мы плавно переносили сведения из двух реестров в единую базу данных. Мы ни на один день не остановили рынок недвижимости. Каждый день регистрировали сотни тысяч сделок и выдавали сведения о недвижимости, одновременно внедряя новую большую систему. Это высший пилотаж. Как дозаправка в воздухе».
Все 85 субъектов страны перешли на работу в Федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН), объединившей данные государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единого государственного реестра прав (ЕГРП). «Мы завершили трехлетнюю работу по созданию уникальной отечественной цифровой системы. Это сложный инженерный процесс, который связан с миграцией данных из старой системы в новую, с настройкой работы с МФЦ, обучением людей использованию новых интерфейсов. Переход всей страны на такую глобальную базу как ФГИС ЕГРН – это, безусловно, новая веха в истории оборота недвижимости в России», – заявила вице-премьер Виктория Абрамченко, подчеркнув, что российская практика эксплуатации подобных систем в масштабах всей страны – отсутствует, и в мире не существует ее аналогов. Всего ФГИС ЕГРН – это более 10 петабайт данных о недвижимости. Для сравнения – размер результатов экспериментов, проводимых в течение года на большом адронном коллайдере, достигает 4 петабайт.
Вице-премьер отметила, что старые портальные сервисы и системы, созданные в 2011-12 годах, не отвечали цифровым требованиям современности и не обеспечивали необходимый уровень качества оказания услуг. ФГИС ЕГРН пришла на смену 340 разрозненным информационным системам.
«Это, в свою очередь, порождало дублирование сведений, отсутствие единства учетно-регистрационных процессов и, как следствие, оперативной и достоверной информации о проведении регистрационных действий, выдачи сведений об объектах недвижимости, не говоря уже о сложностях контроля за соблюдением законодательства в сфере недвижимости, непрозрачности и высоких коррупционных рисках», – отметила Виктория Абрамченко.
Как сообщила вице-премьер, благодаря внедрению новых информационных технологий в сферу недвижимости, повысится качество и достоверность сведений в ЕГРН, упростятся процедуры получения услуг.
«Регистрация права собственности, договоров ипотеки, постановка на кадастровый учет и еще десятки процедур в этой сфере будут проводиться проще и быстрее. Система уже обрабатывает около 7 запросов в секунду в режиме 24 на 7, работая без выходных и праздников. Сегодня во ФГИС ЕГРН ежедневно поступает около 100 тысяч обращений на государственную регистрацию прав и кадастровый учет, а также более 500 тысяч запросов на предоставление сведений из ЕГРН. Это беспрецедентные объемы обработки данных», – сообщила Виктория Абрамченко.
Зампред Правительства пояснила, что благодаря объединению с 2017 года всех информационных ресурсов в единую систему, консолидации в ней всех данных об объектах и правах на них стало возможно зарегистрировать права на недвижимость и поставить ее на кадастровый учет одновременно. Такая единая процедура избавит заявителей от лишних действий, что, естественно, сократит время на оформление недвижимости.
Ранее для проведения регистрации и получения документов, например, на свой жилой дом должен был пройти процедуру подготовки комплекта документов, подачи заявления, 10 дней ожидания по каждой из процедур и получения документов дважды. В целом, в упрощенном виде это составляло 8 шагов и больше месяца ожидания результата. «Теперь процесс регистрации сократился в два раза – до четырех шагов и нормативных 10 рабочих дней. На практике – сроки оказания государственных услуг благодаря системе сокращены до 3 рабочих дней и даже меньше в отдельных случаях. Крымский мост, например, мы зарегистрировали за сутки», – сообщила Виктория Абрамченко.
В числе прочих изменений – получение госуслуг в сфере недвижимости не будет зависеть от реального местоположения объекта недвижимости. К примеру, житель Санкт-Петербурга сможет оформить права на квартиру, расположенную в Ялте, не выезжая для этого за пределы своего региона. Важно, что и Крымский полуостров теперь работает в единой информационной системе.
Кроме того, внедрение ФГИС ЕГРН позволит запустить по всей стране сервис по выдаче выписок из ЕГРН. Сегодня в соответствии с законодательством получение выписки о правах занимает 3 дня, а при переходе на новую систему оно будет занимать от 30 секунд до нескольких минут. Это позволит пользователям оперативно получить информацию о характеристиках объектов недвижимости, проверить собственников или уточнить наличие обременений перед сделкой с недвижимостью. До внедрения ФГИС ЕГРН сервис работал в пилотных регионах. Чтобы воспользоваться сервисом пользователю нужно будет авторизоваться через Единую систему идентификации и аутентификации. Искать объекты можно по адресу или кадастровому номеру.
Как заявила заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко, граждане могут спать спокойно и быть уверенными, что сведения об их недвижимости под надежной защитой. Их сохранность во ФГИС ЕГРН обеспечивается в соответствии со всеми современными требованиями информационной безопасности. А для обеспечения отказоустойчивости специально были созданы распределенные центры обработки данных, обеспечивающие надежную и стабильную работу системы.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Нет, разрешение органов опеки и попечения требуется и в настоящее время, хотя законодательно сужен круг ситуаций, когда оно требуется.
Так, отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, по-прежнему допускается только с согласия органа опеки и попечительства.
При этом под отчуждением понимается не только продажа жилого помещения, а любая передача такого помещения из собственности одного лица в собственность другого лица. Отчуждение может быть возмездным (например, купля-продажа, мена и т.п.) или безвозмездным (например, дарение).
Начальник отдела регистрации объектов
недвижимости жилого назначения,
договоров долевого участия в строительстве
Управления Росреестра по Томской области И.А. Колыванова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В соответствии с действующим законодательством имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности - с определением доли каждого из них в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). При продаже доли в квартире постороннему лицу остальные собственники долей имеют преимущественное право покупки этой доли по той же цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях. Сделка по продаже доли постороннему лицу может быть совершена не ранее чем по истечении одного месяца со дня извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности.
Однако продавцы таких долей нашли лазейку в законе, чтобы обойти это требование. Сделка оформляется как договор дарения, а деньги покупателю переводит другой человек. Таким образом, продавцы долей «делают вид», что дарят свои квадратные метры незнакомому человеку, в этом случае согласие сособственников уже не требуется.
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Как показывает практика, в том числе, судебная, неприятности в этом случае могут быть как у продавца доли, который скрыл сделку под видом подарка, так и у покупателя. Так, закон позволяет гражданину, который перечислил деньги (якобы просто так), вернуть их себе через суд как неосновательное обогащение. В итоге такого обмана одна сторона сделки может остаться с крупной суммой денег и недвижимостью, а другая - без всего. При этом формально все по закону».
В некоторых случаях, когда дарение прикрывает продажу, можно найти следы косвенной передачи денег и попытаться доказать свою позицию в суде, обратившись с требованием признать договор дарения притворной сделкой, которая на самом деле являлась куплей-продажей.
Но стоит ли обходить нормы действующего законодательства, рискуя своими средствами, нервами и временем, при том, что существуют действительно законные пути достижения своей цели?
Начальник отдела правового обеспечения,
по контролю (надзору) в сфере
саморегулируемых организаций
Управления Росреестра по Томской области Т.Н. Казакова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В последнее время госземинспекторами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области все чаще выявляются нарушения земельного законодательства, связанные с нецелевым использованием земельных участков. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ «Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием», влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В ходе осуществления мероприятий по государственному земельному надзору на территории Томской области на земельных участках, предоставленных, например, для размещения индивидуального жилого дома, уполномоченные должностные лица Управления устанавливают факты их использования под размещение магазинов, автомастерских, ветеринарных клиник, содержание домашнего скота и птицы и т.п. Как правило, перечисленные виды разрешенного использования содержатся в основных либо вспомогательных видах разрешенного использования земельных участков, установленных зонированием территорий. Вместе с тем, по каждому выявленному факту госземинспектор составляет протокол об административном правонарушении и направляет его для рассмотрения по существу.
В соответствии с п. 2 ст. 7, п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ, п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, вид разрешенного использования земельного участка выбирается его правообладателем самостоятельно, без дополнительного согласования и ходатайствуют о прекращении дел в связи с отсутствием события правонарушения. Данный вывод основан на неверном толковании норм права. Правообладатель после самостоятельного выбора разрешенного вида использования земельного участка обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости (Далее-ЕГРН).
Необходимость внесения изменений вида разрешенного использования исследована судом. В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановление от 15.12.2011 № 12651/22) фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в ЕГРН. Верховным Судом РФ установлено (Постановление от 03.08.2017 № 14-АД17-6), что п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Данной нормой определен общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области рекомендует правообладателям земельных участков, использующих их не по целевому назначению, обратиться в органы местного самоуправления с вопросом о возможности изменения вида разрешенного использования и, в случае положительного ответа, «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (Далее-МФЦ) с соответствующим заявлением. В случае, если изменение разрешенного вида использования земельного участка невозможно, рекомендуем привести его в соответствие с правоустанавливающими документами на землю, прекратив использование земли не по целевому назначению.
Начальник Стрежевского межмуниципального отдела Ляшенко А.П.