Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Управление Росреестра по Томской области обращает внимание кадастровых инженеров и правообладателей объектов недвижимого имущества на следующее.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.10.2020 № П/0393 (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.11.2020 №60938) утверждены требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места.
Настоящий приказ вступил в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2026 года.
Приказом введён новый метод определения координат характерных точек - комбинированный метод, который представляет из себя сочетание геодезического метода и метода спутниковых геодезических измерений (определений).
Характерные точки границ земельных участков, определенные геодезическим методом, методом спутниковых геодезических измерений (определений) или комбинированным методом, закрепляются межевыми или иными знаками, в случае если это предусмотрено договором подряда на выполнение кадастровых работ или иным документом, на основании которого выполняются кадастровые работы. Сведения о закреплении характерных точек границ земельных участков отражаются в межевом плане.
Допустимые расхождения первоначальных и последующих (контрольных) определений координат характерных точек не должны превышать удвоенного значения средней квадратической погрешности.
Измерения для определения площади здания, сооружения, помещения или машино-места рекомендуется проводить по завершении строительных, в том числе отделочных, работ.
С 1 января 2021 года утратил силу аналогичный Приказ Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90.
Начальник отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области А.Н. Юркевич
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
При разрешении споров о границах используемых земельных участков, часто возникает вопрос о наличии самого факта самовольного занятия земельного участка.
Рассматривая случаи, когда сведения о координатах участка отсутствуют в кадастре недвижимости либо границы установлены и заявлено требование о признании кадастровых работ недействительными, в связи с чем установить их местоположение на местности не представляется возможным, а так же случаи, когда границы участка истца или ответчика определены в кадастре недвижимости по результатам кадастровых работ.
В первом случае нужны доказательства того, что спорная часть земельного участка входит в состав принадлежащего ему участка. Установление местонахождения спорной границы участка осуществляется путем сравнения фактической площади с указанной в правоустанавливающих документах с помощью существующих на местности многолетних насаждений, жилого дома, хозяйственных и бытовых построек, трубопроводов при условии, что они зафиксированы в планах обмеров органов технической инвентаризации, топографических съемках или иных документах, отражающих ранее существовавшие фактические границы. В ситуации, когда площадь земельного участка с учетом фактических границ больше или меньше площади, указанной в правоустанавливающем документе, уточняем, за счет каких земель образовалась данная разница, производился ли кем-либо из сторон или прежних владельцев участков перенос спорной границы, осуществлялась ли субъектами спора дополнительная прирезка к своему земельному участку, и имеет ли данная прирезка отношение к той части участка, по поводу которой заявлен спор, а также как давно стороны пользуются участками в имеющихся границах.
Во втором случае, когда сведения о границах содержатся в ЕГРН, эти сведения не оспариваются, доказательством нарушения прав истца является несовпадение фактических границ его земельного участка с границами карты (плана) по результатам кадастровых работ.
Наиболее часто встречающиеся проблемы среди садоводов и огородников:
1) споры, причиной которых является установка садоводами и огородниками заборов и ограждений таким образом, что осуществляется самовольное занятие части соседнего земельного участка;
2) споры, связанные с нарушением процедуры согласования границ земельных участков с правообладателями смежных земельных участков. Также распространенным явлением в садоводческих и огороднических товариществах является частичное занятие земельных участков общего назначения со стороны садоводов и огородников, прежде всего в случаях, когда сведения о
местоположении границ таких земельных участков отсутствует в Едином государственном реестре недвижимости. В действительности ситуация выглядит следующим образом. Соглашение о временном занятии земельного участка на согласование энергетиками направлено, но по каким-то причинам не подписано (чаще всего стороны имеют разногласия по цене). Если во время согласования появляются или уже существуют признаки аварийности либо иной чрезвычайной ситуации, то энергетики самовольно используют земельный участок, проводят необходимые работы, а в дальнейшем ставят собственников, землепользователей, землевладельцев в известность о фактически выполненных работах с просьбой подписать соглашение и акт выполненных работ, но, как правило, на этом разногласия только усиливаются, и в итоге собственники, землепользователи, землевладельцы обращаются в суд с иском к организации энергоснабжения и просят взыскать причиненный им вред, который чаще всего выражается в виде убытков, неполученной выгоды, процентов за пользование чужими денежными средствами, а также расходы, связанные с рассмотрением данного дела.
Наиболее часто встречаются споры об освобождении части участка, который примыкает к участку ответчика. В этом случае ответчик нарушает право и условия пользования им. Согласно нормам жилищного законодательства, пользоваться участком разрешается только в границах собственной земли, самовольно расширять границы запрещено. Так, например, в ходе судебного разбирательства было установлено, что у ответчика нет правоустанавливающих документов на придомовую территорию возле жилого дома. Ответчик пояснил, что при приобретении дома перед домом уже были столбы и натянут трос. Суд установил, что данные действия считаются самовольными и нарушают права муниципальных органов, которые являются собственником данной земли.
В результате суд решил, что действия ответчика незаконны, т.е. нарушают права арендаторов и землепользователей. Практика показывает, что при возврате самовольно занятого участка рассматриваются и требования о сносе построек. В итоге построение стоянки считается самовольной постройкой, поэтому подлежит сносу.
На основании вышесказанного необходимо отметить, что восстановить нарушенное право на земельный участок возможно только в судебном порядке. Подав виндикационный иск с перечнем документов, которые подтверждают факт вашего владения земельным участком, вы сможете вернуть самовольно занятый участок. Не стоит забывать о сроках исковой давности, ведь после его истечения ответчик может стать добросовестным приобретателем земельного участка на законных основаниях. В таком случае он сможет оформить право собственности на него, а вы, в свою очередь, не сможете вернуть свою утраченную собственность. В суд необходимо обратиться в ближайшее время после того, как вы узнали о вашем нарушенном праве. Только тогда у вас не будет проблем с возвратом собственности в законное владение.
Земельные участки, которые расположены по соседству - на смежных территориях, даже при условии, что они разграничены забором, не могут существовать отдельно друг от друга. Об этом надо помнить всегда: и на стадии покупки участка, и в дальнейшем, в процессе пользования своим имуществом.
При рассмотрении земельных споров, возникающих между соседями, суды руководствуются не только действующими законами и подзаконными актами, но и судебными актами высших судебных инстанций, содержащими разъяснения по вопросам применения гражданского и земельного законодательства.
Старший специалист 2 разряда Шегарского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области О.В. Горбунов
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Сотрудниками Управления Росреестра по Томской области в 2020 году поставлены на государственный кадастровый учет четыре детских сада, построенных и введенных в эксплуатацию по нацпроекту «Демография».
Данный нацпроект включает в себя пять федеральных проектов, в том числе рассчитанных на увеличение рождаемости и улучшение благосостояния семей, срок реализации которого рассчитан на 2019-2024 годы.
Так, на сегодняшний день в Едином государственном реестре недвижимости уже числятся записи в отношении:
- дошкольной образовательной организации на 220 мест общей площадью 4230,3 кв.м. по адресу: Томская область, Томский муниципальный район, Зональненское сельское поселение, п. Зональная Станция, ул. Титова, д. 8б;
- детского сада - яслей на 280 мест общей площадью 5 740, 4 кв.м. по адресу: Томская область, Томский район, Муниципальное образование «Заречное сельское поселение» д. Кисловка, МКР «Северный», ул. Марины Цветаевой, д. 11/2;
- дошкольной образовательной организации на 145 мест по ул. Парковая, 1а в с. Кожевниково Кожевниковского района Томской области площадью 2703,6 кв.м.;
- дошкольной образовательной организации на 145 мест площадью 2700,5 кв.м. по адресу: Томская область, Шегарский район, Шегарское сельское поселение, с. Мельниково, ул. Калинина, 43.
Начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Т.М. Никитюк
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
С июля 2020 года начал действовать Федеральный закон № 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который внес изменения в ряд федеральных законов, в том числе определил пределы правовой экспертизы государственных регистраторов прав при осуществлении учетно-регистрационных действий в отношении созданных объектов недвижимости.
Теперь законом прямо закреплено, что при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданные здания, сооружения, помещения, в том числе на садовые дома, государственным регистратором прав не осуществляется проверка законности выдачи уполномоченным органом или организацией разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, актов приемочной комиссии, а также законности направления уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Представленные документы в части их содержания проверяются государственным регистратором прав исключительно на соответствие сведений, указанных в техническом плане (площади объекта, количества этажей).
Приостановить учетно-регистрационные действия можно, если указанная площадь в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, техническом плане, отличается более чем на пять процентов от площади, указанной в проектной документации и (или) разрешении на строительство, а также если указанное в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и (или) проектной документации количество этажей, помещений (при наличии) и (или) машино-мест (при наличии) в здании, сооружении не соответствует аналогичным сведениям, указанным в техническом плане данных здания, сооружения.
Начальник Молчановского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области А.Н. Алишин
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
За 11 месяцев 2020 года Управлением Росреестра по Томской области проведено 1399 проверок соблюдения земельного законодательства, а также 121 административное обследование. В рамках осуществления государственного земельного надзора Управлением выявлено 977 нарушений земельного законодательства и нарушений против порядка управления. По итогам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях сумма наложенных штрафов составила 2,7 млн. руб. В результате мер, принятых к нарушителям земельного законодательства, устранено 361 нарушение.
Большинство выявленных нарушений, по которым составляются протоколы об административных правонарушениях являются:
- самовольное занятие земельного участка (статья 7.1 КоАП РФ);
- использование земельного участка не по целевому назначению (часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ).
Для устранения нарушений требований земельного законодательства, предусмотренных ст. 7.1 КоАП РФ, необходимо освободить самовольно занятые земли, либо оформить права на них.
Для устранения требований земельного законодательства, предусмотренных ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, необходимо использовать земельный участок в соответствии с его категорией и видом разрешенного использования, либо изменить характеристики земельного участка (категорию, вид разрешенного использования) в соответствии с фактическим видом использования земельного участка.
Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области А.И. Ткачев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
19.12.2020 года внесены изменения в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в частности в часть 12 статьи 70. Данные изменения направлены на продление срока действия упрощенного порядка оформления гражданами своих прав на индивидуальные жилые дома и садовые дома, расширения перечня объектов в отношении которых действует упрощенный порядок.
Так, если ранее, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок (если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости), допускалось осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, то в настоящее время упрощенный порядок действует и в отношении объектов, созданных на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующих параметрам объекта индивидуального жилищного строительства,
Что касается срока действия упрощенного порядка, то он продлен до 1 марта 2026 года.
Начальник отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения, договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области И.А. Колыванова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Согласно части 13 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только:
1) самим правообладателям или их законным представителям;
2) физическим и юридическим лицам, имеющим доверенность от правообладателя или его законного представителя;
3) залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, которые находятся у него в залоге или права на которые предоставлены ему в залог;
4) руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной, государственной власти, органов местного самоуправления;
5) руководителям, заместителям руководителей многофункциональных центров в целях предоставления государственных или муниципальных услуг;
6) судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, органам прокуратуры Российской Федерации, а также органам, осуществляющим в установленном федеральным законом порядке оперативно-разыскную деятельность
7) лицам, имеющим право на наследование недвижимого имущества правообладателя по завещанию или по закону;
8) арбитражному управляющему, внешнему управляющему, конкурсному управляющему в деле о банкротстве в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, лицам, входящим в состав органов управления должника, контролирующим должника лицам, временной администрации финансовой организации;
9) Председателю Счетной палаты Российской Федерации, его заместителю и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации;
10) руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации;
11) генеральному директору единого института развития в жилищной сфере, его заместителям;
12) руководителям, заместителям руководителей государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, Председателю, его заместителю Центрального банка Российской Федерации;
13) руководителю, заместителям руководителя государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов";
14) генеральному директору, его заместителям публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства".
Кроме того, в соответствии с частью 14 статьи 62 Закона N 218-ФЗ: сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются нотариусу.
Начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Л.Ю. Елькина
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Необходимо помнить, что неуплата штрафа в установленный срок является новым административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность, в том числе в виде двойного штрафа. Отсрочка и рассрочка являются законными способами, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые позволяют отодвинуть срок уплаты штрафа».
Порядок отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания закреплен в статье 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Рассрочка исполнения - это исполнение постановления о наложении административного наказания по частям, в сроки, установленные судьей, органом, должностным лицом, вынесшим его, но не свыше трех месяцев.
Рассрочка исполнения применяется только к одному административному наказанию - штрафу. Основанием для принятия уполномоченным органом и должностным лицом решения о рассрочке исполнения является материальное положение лица, привлеченного к административной ответственности.
Отсрочка исполнения означает перенос срока исполнения на более поздний. Возможность отсрочки исполнения постановления о наложении административного наказания обусловлена обстоятельствами, в силу которых исполнение постановления в установленные сроки невозможно. Перечень таких обстоятельств в КоАП РФ не указан. Это может быть, например, болезнь лица, на которое наложено наказание в виде административного ареста, материальные трудности лица, подвергнутого штрафу. Отсрочка исполнения постановления по делу об административном правонарушении допускается только в случаях, если назначено наказание в виде административного ареста, лишения специального права или административного штрафа (за исключением случаев взыскания штрафа на месте). Допустимый срок отсрочки - не более одного месяца.
В случае отсрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки. При применении рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.
Решение об отсрочке или рассрочке исполнения административного наказания принимают судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление.
Начальник отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Томской области Т.Н. Казакова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Сотрудниками Управления Росреестра по Томской области в 2020 году поставлены на государственный кадастровый учет три детских сада, построенных и введенных в эксплуатацию по нацпроекту «Демография».
Данный нацпроект включает в себя пять федеральных проектов, в том числе рассчитанных на увеличение рождаемости и улучшение благосостояния семей, срок реализации которого рассчитан на 2019-2024 годы.
Так, на сегодняшний день в Едином государственном реестре недвижимости уже числятся записи о дошкольной образовательной организации на 220 мест общей площадью 4230,3 кв.м. по адресу: Томская область, Томский муниципальный район, Зональненское сельское поселение, п. Зональная Станция, ул. Титова, д. 8б, детском саде - яслях на 280 мест общей площадью 5 740, 4 кв.м. по адресу: Томская область, Томский район, Муниципальное образование «Заречное сельское поселение» д. Кисловка, МКР «Северный», ул. Марины Цветаевой, д. 11/2 и дошкольной образовательной организации на 145 мест по ул. Парковая, 1а в с. Кожевниково Кожевниковского района Томской области площадью 2703,6 кв.м.
На данный момент в регистрирующий орган представлены документы в отношении еще одной дошкольной образовательной организации на 145 мест, построенной в рамках указанного нацпроекта в селе Мельниково Шегарского района Томской области.
Начальник отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки Управления
Росреестра по Томской области Т.М. Никитюк
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены» (о «гаражной амнистии») 16 декабря 2020 года внесён в Государственную Думу.
Указанный законопроект разработан при участии Росреестра и призван внести ясность в регулирование вопросов оформления прав на объекты гаражного назначения и земельные участки, на которых они расположены.
Исполняющая обязанности руководителя Управления Росреестра по Томской области Елена Ковальчук: «Гаражная амнистия» распространяется на объекты гаражного назначения, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса РФ (31.12.2004). Имеются в виду капитальные сооружения, у которых есть фундамент и стены. Сооружения должны быть одноэтажными, без жилых помещений. Они могут входить в состав гаражно-строительных кооперативов или быть отдельно стоящими капитальными постройками. Земля, на которой расположен гараж, должна находиться в ведении государства. Не попадают под «гаражную амнистию» самострои и подземные гаражи при многоэтажках и офисных комплексах. Вдобавок законопроект предусматривает максимально простой механизм размещения некапитальных гаражей, в том числе для льготных категорий граждан».
Законопроектом устанавливается перечень документов, подтверждающих владение гражданином объектом гаражного назначения. К ним могут относиться документ о выплате пая в гаражном кооперативе, ранее полученное решение о распределении гаража, ранее полученные документы технической инвентаризации и другое.
Кроме того, законопроектом предложен особый механизм оформления прав граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых размещены гаражи граждан, построенные до введения в действие Градостроительного кодекса. Оно будет осуществляться одновременно с оформлением прав на гараж, расположенный на таком земельном участке.
Представленный законопроект не вводит никаких ограничений для существующих собственников или арендаторов объектов гаражного назначения.
Начальник отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области А.Н. Юркевич
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, а также функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и других.
Росреестр оказывает гражданам, бизнесу, органам власти и местного самоуправления весь комплекс государственных услуг по регистрации прав и кадастровому учету недвижимости, предоставлению сведений из государственных реестров и кадастра. Эти направления являются ведущими в деятельности Росреестра. Стрежевской межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Томской области напоминает, что подать заявления и запросы на получение услуг Росреестра можно в любом офисе «Мои документы» ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (далее – МФЦ) в удобное время:
МФЦ в г. Стрежевом (адрес: Томская область, г. Стрежевой, 4 микрорайон, д.405.) телефон (838259) 5-98-54; 5-98-55.
Режим работы: понедельник, среда, пятница: с 08:20 до 19:00
вторник, четверг: с 08:20 до 20:00
суббота: с 09:00 до 13:00
МФЦ в с. Александровском (адрес: Томская область, с. Александровское, ул. Лебедева, д. 30) телефон (838255) 4-41-01.
Режим работы: понедельник-пятница: с 09:00 до 18:00
суббота: с 09:00 до 13:00
Или воспользоваться услугами Росреестра в электронном виде на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) через универсальный сервис «Личный кабинет».
Данный сервис позволяет собственнику не только просматривать информацию о принадлежащих ему на территории всей Российской Федерации объектах недвижимости, а также гарантирует оперативное уведомление собственника об изменении характеристик объектов недвижимости, об ограничении (обременении) прав на объект недвижимости, о фактах наложения или снятия арестов на имущество, что дает возможность собственнику контролировать действия, осуществляемые в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости.
Понятный и доступный для восприятия пользователя интерфейс сервиса «Личный кабинет правообладателя» и пошаговые инструкции к любому из выбранных действий упрощают доступ заявителя к получению услуг Росреестра в электронном виде и обеспечивают удобство пользования данным сервисом.
Посредством сервиса «Личный кабинет правообладателя» правообладатель может подать заявление на государственный кадастровый учет или государственную регистрацию права, а также запросить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
Кроме того, возможности личного кабинета позволяют отслеживать статус исполнения заказанной услуги, получать и сохранять результаты проведенных учетно-регистрационных действий в едином интернет-пространстве в разделе сервиса «Мои заявки».
Для получения доступа к сервису «Личный кабинет правообладателя» необходимо пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на едином портале государственных и муниципальных услуг (https://esia.gosuslugi.ru/).
Через сервис «Жизненные ситуации» на сайте Росреестра можно уточнить перечень необходимых для предоставления документов по каждому конкретному случаю.
Начальник Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области А.П. Ляшенко


