Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Жизнь и хозяйственная деятельность граждан тесно связаны с земельными участками. В современном обществе при прогрессирующем уровне развития инфраструктуры, правового поля количество оформленных земельных участков значительно выросло. Стало больше новых земельных участков, стали делить или преобразовывать участки, поставленные на кадастровый учет, оформлять участки ранее предоставленные, но до конца не оформленные. Всё это привело к развитию земельных правоотношений собственников и лиц, не являющихся собственниками земельных участков. Но увеличилось и количество ситуаций, при которых возникают конфликты интересов сторон – участников земельных правоотношений. Некоторые собственники земельных участков, злоупотребляя своими правами, нарушают права других лиц, некоторые собственники земельных участков непреднамеренно допускают нарушения требований земельного законодательства, но в любом случае возникает посягательство на имущественные права других лиц, в результате чего может быть причинен имущественный ущерб.

В Земельном кодексе Российской Федерации закреплено общее и основное положение о том, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке (пункт 1 статьи 64). И это правильно, если учитывать гражданско-правовой характер всех земельных правоотношений и силу судебного решения как обязательного документа к исполнению для всех.

Но это не означает, что граждане в каждом таком случае остаются с проблемой один на один, и могут её решить только в судебном порядке, особенно при условии, что далеко не все граждане понимают особенности и требования судебной системы или готовы оплачивать услуги представителей, при условии, что требуемый результат все равно не гарантирован.

Государством предусмотрена административная система по защите прав и интересов граждан в области земельного законодательства. В частности, некоторые функции по государственному надзору за соблюдением требований земельного законодательства возложены на Росреестр. На территории Томской области - на Управление Росреестра по Томской области. К основным функциям по надзору за соблюдением требований земельного законодательства относятся: недопущение самовольного занятия земельного участка и использование земли без установленных прав (статья 7.1 КоАП РФ); использование земельного участка не по целевому назначению (часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ).

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «Нередко после проведения инспекторами Управления проверочных мероприятий, проведенных на основании поступившей информации о допущенных нарушениях требований земельного законодательства, в том числе по обращениям граждан, и после принятия административных мер (предписания, предостережения, штрафы), правонарушения могут быть прекращены со стороны нарушителей на добровольной основе, без необходимости дальнейшего судебного разбирательства. Однако стоит помнить, если стороны земельного спора не могут прийти к общему соглашению и мер административного воздействия недостаточно или вопрос выходит за рамки компетенции государственных надзорных органов, то данные вопросы подлежат разрешению только в судебном порядке».

 

Заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области Антон Шмыков

Правовое регулирование зон с особыми условиями использования территорий осуществляется главой XIX  статьёй 104, 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Зоны с особым условием использования территорий представляют собой территории, в границах которых устанавливается определенный правовой режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зоны. Это: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ (всего их 28).

Охранные зоны устанавливаются в целях, например, защиты жизни и здоровья граждан, безопасности функционирования различных промышленных объектов или охраны окружающей среды.

Наличие зоны с особыми условиями использования автоматически устанавливает ограничение на использование соответствующей части земельного участка. Если участок полностью попадает в охранную зону, тогда ограничение распространяется на всю его территорию. Виды ограничений в использовании земель в границах зон устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами, и распространяются на все земельные участки в границах зоны, вне зависимости от вида прав на земельный участок.  

Сведения обо всех зонах подлежат внесению в единый государственный реестр недвижимости (далее-ЕГРН). А ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности от одного владельца к другому. 

Любой гражданин может узнать входит ли его земельный участок в границы какой-либо зоны с помощью общедоступного сервиса «Публичная кадастровая карта» на официальном сайте Росреестра rosreestr.ru. Для этого необходимо ввести в поисковой строке кадастровый номер объекта недвижимости, нажать на значок «Лупа», открыть «Управление картой» и поставить фильтр «ЗОУИТ». 

Помимо просмотра «Публичной кадастровой карты», можно запросить сведения из ЕГРН, а именно, выписку об объекте недвижимости, которая содержит не только сведения об основных характеристиках объекта и зарегистрированных правах, а так же иную дополнительную информацию, которая внесена в Единый государственный реестр недвижимости. 

 

Начальник Стрежевского межмуниципального  отдела Ляшенко А.П.                                                                                    

 

Под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов.

Ранее финансирование таких работ было возможно за счёт средств местных бюджетов и субсидий, направляемых из региональных и федерального бюджетов, а заказчиками могли выступать только органы местного самоуправления.

Одного желания правообладателей объектов недвижимости исправить технические и реестровые ошибки в местоположении таких объектов было недостаточно, реализация зависела от решения уполномоченных органов о проведении комплексных кадастровых работ на соответствующих территориях.

С 23 марта 2021года Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. № 445-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень заказчиков комплексных кадастровых работ расширен. Финансирование выполнения таких работ стало возможно как за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов (бюджетных средств), так и за счет средств физических и (или) юридических лиц, заинтересованных в выполнении таких работ (внебюджетных средств).

Теперь участники садовых и гаражных товариществ, собственники недвижимости в коттеджных поселках и т. д. получили возможность самостоятельно инициировать проведение комплексных кадастровых работ, оформить единый документ на всю территорию, определить точные характеристики объектов недвижимости, как земельных участков, так и расположенных на них зданий, и при необходимости исправить реестровые ошибки.

Проведение таких работ - это возможность для частных лиц снизить затраты при выполнении кадастровых работ, поскольку стоимость кадастровых работ, выполняемых индивидуально в отношении объекта недвижимости, может значительно превышать стоимость межевания аналогичного объекта недвижимости в рамках выполнения комплексных кадастровых работ.

«Для собственников объектов недвижимости проведение комплексных кадастровых работ будет способствовать урегулированию земельных споров и защите прав собственности» - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

Главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области Юлия Васецкая

Если вы опасаетесь за принадлежащие вам на праве собственности объекты недвижимости, то можете обратиться в МФЦ с заявлением о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на принадлежащие вам объекты недвижимости без личного участия или участия вашего законного представителя. В этом случае в ЕГРН вносится запись о таком заявлении.

Заявление также может быть подано посредством почтового отправления. В случае представления заявления посредством почтового отправления подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя.

Для вашего удобства заявление может быть представлено в форме электронного документа.

Наличие в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного иным лицом (не являющимся собственником объекта недвижимости или его законным представителем) на государственную регистрацию перехода, ограничения (обременения), прекращения права на соответствующий объект недвижимости.

Запись в ЕГРН о невозможности государственной регистрации без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) не препятствует осуществлению государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости, если основанием для государственной регистрации права является вступившее в законную силу решение суда, а также требование судебного пристава-исполнителя в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также иных случаях, установленных федеральными законами.

Запись в ЕГРН о невозможности государственной регистрации без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) погашается на основании:

- заявления собственника (его законного представителя) об отзыве ранее представленного заявления о невозможности государственной регистрации;

- вступившего в законную силу судебного акта;

- решения государственного регистратора прав (без заявления собственника, его законного представителя) одновременно с осуществляемой при личном участии собственника государственной регистрацией перехода, прекращения права собственности указанного собственника.

 

Начальник Парабельского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Михаил Новиков

С 1 июля 2015 г. действуют дополнения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон 294-ФЗ), в соответствии с которыми создан Единый реестр проверок (далее - ЕРП).

В соответствии со ст. 13.3 Закона 294-ФЗ ЕРП предназначен для обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов. ЕРП является федеральной государственной информационной системой. Оператором ЕРП является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 утверждены правила формирования и ведения ЕРП (далее - Правила).

ЕРП содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Законом 294-ФЗ, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

В силу положений ч. 3 ст. 13.3 Закона 294-ФЗ оператор ЕРП обеспечивает размещение на специализированном сайте в сети «Интернет» следующих общедоступных сведений:

- учетный номер проверки;

- информацию, указываемую в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

- информацию, указываемую в акте проверки;

- указание результатов проверки (были ли выявлены в ходе проверки нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами);

- указание на принятые меры в отношении нарушений, выявленных при проведении проверки, включая выдачу предписаний юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, привлечение к административной ответственности виновных лиц.

Предоставление информации, содержащейся в ЕРП, осуществляется посредством обеспечения доступа к единому реестру проверок на безвозмездной основе.

Таким образом, используя сайт ЕРП (https://proverki.gov.ru/) индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют возможность заблаговременно получить информацию о планируемых в отношении них проверках, а также о проведении внеплановых проверок.

Наличие у индивидуального предпринимателя и юридического лица данной информации позволит подготовиться проверяемому лицу к проверочным мероприятиям.

 

Начальник отдела государственного

земельного надзора Управления

Росреестра по Томской области

Александр Ткачев

Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав (ст. 53 "Земельного кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ). Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

В том числе, статьей 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено: без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе отказаться от права собственности на земельную долю.

В соответствии со статьей 56 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявления собственника земельного участка или земельной доли. К указанному заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок либо документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельную долю. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если право собственности на эти земельный участок или земельную долю ранее было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права, не зарегистрированного ранее в ЕГРН, положения части 3 статьи 69 настоящего Федерального закона не применяются.

При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права.

Органом регистрации прав в течение пяти рабочих дней с даты государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю направляется уведомление об этом в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такие земельный участок или земельную долю, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

 

Начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина

Закладная является ценной бумагой, удостоверяющей права ее законного владельца на получение исполнения по денежным обязательствам, обеспеченным ипотекой, без представления других доказательств существования этих обязательств, а также право залога на имущество, обремененное ипотекой.

Закладная является именной документарной ценной бумагой (документарная закладная) или бездокументарной ценной бумагой, права по которой закрепляются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), который хранится в депозитарии (электронная закладная).

Электронная закладная составляется посредством заполнения формы электронной закладной на едином портале государственных и муниципальных услуг, или на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", или с использованием иных информационных технологий взаимодействия с органами регистрации, подписывается УКЭП залогодателя и залогодержателя, а в случае, если залогодатель является третьим лицом, также и должника по обеспеченному ипотекой обязательству и направляется в орган регистрации прав вместе с заявлением о выдаче электронной закладной.

Закладная выдается первоначальному залогодержателю органом регистрации прав после государственной регистрации ипотеки. Закладная может быть составлена и выдана залогодержателю в любой момент до прекращения обеспеченного ипотекой обязательства.

Орган регистрации прав не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подачи заявления о выдаче электронной закладной, если это заявление подается после государственной регистрации ипотеки, либо не позднее одного рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации ипотеки, вносит в регистрационную запись об ипотеке сведения об электронной закладной, в том числе о депозитарии, в который такая закладная направлена на хранение, подписывает электронную закладную УКЭП и передает электронную закладную на хранение в указанный в электронной закладной депозитарий.

Депозитарий осуществляет хранение электронной закладной, учет и переход прав на нее. Электронная закладная считается выданной первоначальному владельцу электронной закладной с момента внесения депозитарием, осуществляющим учет и переход прав на электронную закладную, записи по счету депо первоначального владельца электронной закладной или иного лица, осуществляющего права по электронной закладной, открытому в депозитарии и указанному в электронной закладной.

Электронная закладная может быть выдана взамен документарной закладной, которая должна быть представлена в орган регистрации прав до подачи заявления о выдаче электронной закладной. Выдача документарной закладной взамен электронной не допускается.

Заместитель начальника Северского отдела Управления Росреестра по Томской области Денис Авдеев

Садовый земельный участок – это земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Действующим законодательством предусмотрен упрощенный порядок государственной регистрации прав на некоторые объекты недвижимого имущества, а именно допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости).

Осуществление учётно-регистрационных действий допускается на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости.

Законом установлен срок, в течение которого право собственности на созданный объект может быть зарегистрировано в упрощенном порядке, а именно – до 01.03.2026 года.

 

И.о. заместителя начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения, договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области Галина Телицына

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 5 апреля 2021 года  № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым вводится упрощенный порядок оформления прав граждан на гаражи и расположенные под ними земельные участки, так называемый закон о «гаражной амнистии». 

В Законе максимально учтены пожелания граждан, а также позиции органов власти, предлагается комплексное решение вопроса, что позволит всем категориям граждан воспользоваться новым механизмом и зарегистрировать права на свои гаражные объекты.

Упрощенный порядок при оформлении прав будет действовать на земельные участки и расположенные на них гаражные боксы, возведенные до 31 декабря 2004 года (до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Федеральный закон вступает в силу 1 сентября 2021 года и    предусматривает действие «гаражной амнистии» до 1 сентября 2026 года.

«Реализация основных положений законопроекта будет во многом зависеть от работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, в связи с чем регионы наделяются полномочиями по установлению дополнительного перечня документов, которые позволят гражданам приобрести право на землю под гаражами. Соответствующее письмо направлено Управлением в адрес губернатора Томской области», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

В связи с этим, говорить об окончательном перечне документов, необходимом для государственной регистрации прав на гаражи и земельные участки под гаражами, будет возможно только после проработки соответствующих механизмов на территории субъектов Российской Федерации.

 

 

Заместитель начальника отдела

регистрации объектов недвижимости

нежилого назначения и ипотеки

Управления Росреестра по Томской области

Мария Коломиец

 

 

 

Несколько лет назад купил небольшой домик с землей в Томске. Потом пристроил к дому 2 пристроя, но не мог оформить право собственности, так как документов на пристрои у меня нет. Вроде бы сейчас можно их зарегистрировать в упрощенном порядке. Так ли это и что для этого нужно?

Начальник отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения, договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области Ия Колыванова:

«Да, с 19.12.2020 года перечень объектов, кадастровый учет и права на которые могут быть осуществлены в упрощенном порядке, расширен. Если ранее такой порядок действовал только в отношении жилых или садовых домов, созданных на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства, то в настоящее время он действует и в отношении домов, созданных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующих параметрам объекта индивидуального жилищного строительства.

Чтобы соответствовать таким параметрам, объект должен быть отдельно стоящим зданием с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначенным для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Неважно, как называется объект -  "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом". Все эти понятия равнозначны.

Порядок называется упрощенным, так как предполагает предоставление меньшего количества документов. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав проводятся на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Упрощенный порядок осуществления кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав действует, как в случае создания (строительства) объекта индивидуального жилищного строительства, так и образования его в результате реконструкции.

В описанной Вами ситуации фактически проведена реконструкция жилого дома, путем возведения к нему пристроев. И если принадлежащий Вам дом расположен на земельном участке с указанным выше назначением, то Вы сможете воспользоваться упрощенным порядком. Вам необходимо обратиться за внесением изменений в ЕГРН, представив технический план.

Документы, подтверждающие права на земельный участок, представлять необходимо только в том случае, когда право на земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН.

Хотя период действия упрощенного порядка продлен до 1 марта 2026 года, но нет смысла затягивать процесс, лучше своевременно привести документы на свою недвижимость в порядок. Это позволит избежать проблем при отчуждении реконструированных домов, а также с налогообложением, с оформлением прав при наследовании, оформлением ипотеки и т.д.».

Согласно пункту 2 статьи 163 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) нотариальное удостоверение сделок обязательно:

1) в случаях, указанных в законе;

2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.

В силу ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости) сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением:

- сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке,

- сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда,

- сделок по отчуждению земельных долей,

- сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона),

- а также договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями.

Согласно ч. 2 ст. 54 Закона о недвижимости сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.

Учитывая, что договор об ипотеке не является сделкой по отчуждению недвижимого имущества, в случае заключения договора об ипотеке в отношении недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетним лицам, он не подлежит обязательному нотариальному удостоверению.

При этом договоры ипотеки долей в праве общей собственности на имущество, принадлежащее несовершеннолетним, подлежат нотариальному удостоверению в силу ч. 1 ст. 42 Закона о недвижимости, если они не подпадают под исключительные случаи.

Согласно ч. 3 ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 ГК РФ).

В пункте 2 ст. 37 ГК РФ, в свою очередь, сказано, что опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Данный правовой механизм, связанный с необходимостью получения родителями разрешений от органов опеки и попечительства на совершение соответствующих сделок, может в достаточной мере способствовать защите прав и законных интересов несовершеннолетних при распоряжении их имуществом.

 

Заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения  и ипотеки Управления Росреестра по Томской области Мария Коломиец