Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

В 2021 году Управление Росреестра по Томской области активно включилось в работу по цифровой трансформации своей деятельности.

В первом квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020, доля электронных услуг по регистрации прав собственности и кадастровому учету выросла почти на 10% в общем объеме оказываемых услуг. В разы увеличилась и скорость регистрации сделок ипотеки, сегодня она в среднем составляет один-два дня.

В настоящее время доля государственных услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых Управлением в электронном виде, составляет порядка 40% от общего числа заявлений, а доля услуг по государственной регистрации прав, оказываемых Управлением органам государственной власти Томской области и местного самоуправления в электронном виде, в общем количестве таких услуг - более 90%. Доля заявлений на регистрацию ипотеки, поступивших в электронном виде, составляет порядка 37% от общего числа таких заявлений.

Также, более 90% всех сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) запрашивается и предоставляется в электронном виде.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елены Золотковой рассказала: «Гражданский оборот рынка недвижимости вносит огромный вклад в экономику Томской области. Это и строительный и финансовый секторы, сектор государственного управления. Росреестр становится центром компетенций по земле и недвижимости, так как нет другого органа власти с подобным объемом полномочий. В 2021 году по поручению Правительства РФ Росреестром активно ведется работа по созданию единого ресурса по земле и недвижимости, включающего как электронную картографическую основу страны, так и сведения о правообладателях и кадастровой стоимости объектов. Кроме того, мы начали взаимодействовать с крупными участниками рынка недвижимости. Уже проведены совещания с застройщиками, действующими на территории Томской области, кредитными организациями, органами власти и местного самоуправления, которые вносят огромный вклад в рост доли услуг, оказываемых в электронном виде».

В настоящее время на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru)  доступны для получения в электронном виде все базовые услуги ведомства - государственная регистрация прав, постановка на кадастровый учет, получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости.

С помощью сайта Росреестра граждане и организации могут оперативно знакомиться с информацией об объектах недвижимости, узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости, записаться на прием к специалистам Росреестра, получать различные услуги Росреестра в режиме реального времени и отслеживать статус своей заявки на получение этих услуг.

 

Начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Тамара Фёдорова

С 2015 года у государственных инспекторов по использованию и охране земель Управления Росреестра по Томской области (далее – Управление) имеется новый инструмент для повышений эффективности государственного земельного надзора – административное обследование объектов земельных отношений.

Первой и главной особенностью административного обследования является то, что данный вид надзорных мероприятий осуществляется государственными инспекторами Управления без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.

При этом, административное обследование может быть осуществлено в отношении земельных участков, принадлежащих как гражданам, так и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Согласование в органах прокуратуры административного обследования, организуемого в отношении земельного участка юридического лица или индивидуального предпринимателя, не требуется. Это вторая особенность административного обследования.

На первый взгляд у лиц, использующих земельные участки, могут возникнуть опасения на предмет четкого соблюдения государственными инспекторами их защищаемых законодательством прав, вне зависимости от того являются ли они нарушителями земельного законодательства или нет.

Однако, оснований для подобного рода беспокойства нет.

Процедура осуществления административного обследования четко прописана на законодательном уровне.

Административное обследование фактически является сбором и анализом информации, сведений из официальных информационных источников, актуальность которых подтверждена на законодательном и государственном уровне.

Результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.

Результаты административного обследования объекта земельных отношений подлежат опубликованию на официальном сайте органа государственного земельного надзора, осуществившего такое административное обследование, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта административного обследования объекта земельных отношений (заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации). Опубликование осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации ограничений, в том числе ограничений, связанных с защитой персональных данных.

Результаты административного обследования учитываются при составлении ежегодных планов проведения плановых проверок.

При этом следует отметить, что выявленные в ходе обследования признаки нарушения требований земельного законодательства являются основанием для проведения внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства с последующим привлечением нарушителей к административной ответственности в случае подтверждения правонарушений.

 

Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области Александр Ткачев

Регулирование данного вопроса исчерпывается двумя правовыми источниками: Семейный Кодекс РФ и Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

По общему правилу, установленному ст. 34 Семейного Кодекса РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. При этом право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Статья 421 Гражданского Кодекса РФ предоставляет гражданам свободу в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор).

Если средства материнского капитала направляются в качестве оплаты полной или части суммы на приобретение готового жилья, то между продавцом и покупателями может быть заключен договор купли-продажи с указанием размера долей для каждого из покупателей.

В п.1 ст. 33 Семейного кодекса РФ законным режимом имущества супругов установлена совместная собственность, в ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ установлен вид собственности - общая долевая. Таким образом, приобретение супругами имущества в долевую собственность не является их волеизъявлением на изменение установленного законом режима совместной собственности, а требованием закона, соответственно такой договор не подлежит нотариальному удостоверению.

При этом размеры долей, которые должны принадлежать каждому члену семьи, законом не установлены, а лишь, установлено, что доли в праве собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, определяются по соглашению.

Исходя из нормативного правового регулирования и выводов изложенных в судебной практике следует, что имущество по указанным правилам подлежит разделу следующим образом: доля в имуществе, которая была оплачена за счет средств материнского капитала, делится в равных долях между супругами и детьми, а остальная часть имущества признается совместной собственностью и делится исключительно между супругами, так как дети не имеют долю в общей совместной собственности супругов.

На сегодняшний день внесен ряд изменений в правила ведения Единого государственного реестра недвижимости и Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», появилась возможность провести выделение долей детям без нотариуса, по соглашению в простой письменной форме после оформления жилья в собственность или снятия обременения (ограничения).

В случае если недвижимость принадлежит обоим родителям на праве общей совместной собственности, то они могут оставить за собой право совместной собственности на долю в праве общей долевой собственности и наделить долями только детей.

Если средства капитала направляются в качестве недостающей суммы на покупку жилья, право на заключение подобной сделки возникает у родителей при наступлении ребенку 3-х лет (после рождения которого возникло право на получение материнского сертификата). В данном случае нет необходимости составлять обязательство и в дальнейшем обращаться к нотариусу для выделения долей, так как имеется возможность зарегистрировать право собственности сразу на всех членов семьи. Для этого стороны составляют договор купли-продажи, по условиям которого родители и дети будут выступать в роли покупателей жилья. При оформлении данной сделки в договоре купли-продажи указывается условие, согласно которому часть суммы будет оплачена продавцу из средств материнского капитала. После подписания договора стороны регистрируют право собственности, однако недвижимость будет находиться в залоге у продавца до полной оплаты договора. После проведения регистрации права собственности покупатели должны обратиться с заявлением о выдаче средств капитала в ПФР. Если все оформлено должным образом, то Пенсионный фонд переводит средства на счет продавца, после чего стороны сделки должны снять обременение с жилья в Росреестре.

Условия приобретения супругами имущества в долевую собственность с использованием средств материнского (семейного) капитала должны быть отражены в документах, представляемых на государственную регистрацию.

 

Ведущий специалист-эксперт Шегарского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Сергей Малюгин

 

 

Способы уведомления заявителей о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (далее ГКУ и (или) ГРП), отказа в их осуществлении установлены действующим законодательством. При этом заявители имеют право выбора способа.

Так, при личном обращении в орган регистрации прав заявление о ГКУ и (или) ГРП и прилагаемые к нему документы, заявителям при заполнении заявлений об осуществлении ГКУ и (или) ГРП необходимо обратить внимание на графы, позволяющие выбрать способ уведомления о приостановлении ГКУ и (или) ГРП. Уведомление может быть направлено заявителю почтовым отправлением либо на адрес электронной почты, либо в пункт приема МФЦ по месту подачи документов.

В случае если при личном обращении в орган регистрации прав заявление о ГКУ и (или) ГРП и прилагаемые к нему документы были представлены в отношении объекта недвижимости, расположенного на территории иного кадастрового округа, при этом заявитель в таком заявлении указал на необходимость получения уведомления о приостановлении и (или) об отказе в осуществлении ГКУ и (или) ГРП лично, то заявителю выдается уведомление, оформленное на основании электронного документа, подготовленного и подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора прав, принявшего решение о приостановлении и (или) об отказе в осуществлении ГКУ и (или) ГРП по месту приема заявления и документов. Оригинал уведомления о приостановлении и (или) об отказе в осуществлении ГКУ и (или) ГРП в указанном случае направляется заявителю почтовым отправлением органом регистрации прав, государственный регистратор прав которого принял решение.

При наличии в заявлении о предоставлении государственной услуги сведений об адресе электронной почты заявителя ему, не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления, направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации в форме электронного документа независимо от указанного в заявлении способа получения документов.

В случае если от имени правообладателя или стороны сделки при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав действует его представитель, уведомление направляется также и правообладателю, стороне сделки.

 

Главный специалист-эксперт  отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области Галина Телицына

 

За совершение юридически значимых действий при государственной регистрации права на недвижимость предусмотрено взимание государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Предоставление услуги по государственному кадастровому учету  осуществляется бесплатно.

При предоставлении услуги по регистрации прав в электронном виде физическим лицам размер госпошлины сокращается на 30%. При обращении нескольких лиц за одной услугой одновременно размер госпошлины уплачивается ими в равных долях. Кроме того, законодательством установлены категории лиц, для которых установлены льготы при проведении этой процедуры.

Государственная пошлина не уплачивается: за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности; за государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности;  за государственную регистрацию возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на объект недвижимости; за государственную регистрацию арестов, прекращения арестов недвижимого имущества; за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона, а также за погашение регистрационной записи об ипотеке; за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости и т.д.

 Государственная пошлина уплачивается до или после подачи заявления и документов на получение услуги, но до принятия документов к рассмотрению Росреестром. Факт уплаты госпошлины подтверждается квитанцией установленной формы или платежным поручением с отметкой банка, а также с использованием информации об уплате госпошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

Представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. При этом заявитель вправе представить в Росреестр документ об уплате государственной пошлины по собственной инициативе.

Если на момент представления заявления на оказание услуги государственная пошлина не уплачена, заявителю одновременно с уведомлением о приеме таких документов выдается или направляется информация, содержащая уникальный идентификатор платежа для уплаты государственной пошлины, с указанием даты, до которой необходимо уплатить государственную пошлину.

В случае если информация об уплате государственной пошлины за проведение регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи заявления на оказание услуги отсутствует в ГИС ГМП и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем, документы возвращаются заявителю без рассмотрения.

 

Заместитель начальника Парабельского межмуниципального отдела  Управления Росреестра по Томской области Наталья Харькив

 

 

 

 

Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним существует уже достаточно давно. Сегодня каждый гражданин, желающий стать законным правообладателем недвижимого имущества, знает, что для этого необходимо зарегистрировать свое право в органах, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.

ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений о недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с законом сведений.

Не все знают, что информация из ЕГРН является общедоступной, что такой информацией можно и нужно пользоваться. 

Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, предоставлять любому лицу информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах. Таким образом, одним из основных принципов государственной регистрации прав и сделок с недвижимостью является открытость. Что это означает?

Это означает, что любое лицо, предъявившее удостоверение личности и запрос по установленной  форме, может получить открытую информацию из ЕГРН о любом объекте недвижимости.

К общедоступной информации, содержащейся в ЕГРН, относятся сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, сведения о переходе прав на него, а также сведения об ограничении прав и обременении такого объекта – это закреплено Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).

Важно отметить, что в рамках выдачи общедоступных сведений у третьих лиц не окажутся персональные данные собственников.

Проще говоря, перед проведением сделки гражданин может запросить информацию об определенном доме, квартире, земельном участке и удостовериться, что он принадлежит именно этому продавцу, что объект не находится в залоге, под арестом и так далее. Но, если заявитель не является собственником объекта недвижимости, то он не может просто запросить список объектов, которые принадлежат конкретному лицу.

К сведениям ограниченного доступа из ЕГРН относятся, например, данные о содержании правоустанавливающих документов, о правах отдельного лица на принадлежащие ему объекты. По закону информацию обо всех объектах недвижимости, принадлежащих какому-то конкретному лицу, могут получить только собственники и их доверенные лица. Также она предоставляется по запросам органов исполнительной власти различных уровней, судов, нотариусов, кредитных организаций, т.е. только тех лиц, которые прямо поименованы в Законе о регистрации, и только в рамках непосредственной работы над делами, связанными с объектами или их собственниками.

Сведения из ЕГРН предоставляются за плату. Размер платы зависит от вида запрашиваемой информации, формы предоставления сведений (на бумажном носителе или в виде электронного документа), статуса заявителя (физическое или юридическое лицо).

На сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) доступен электронный сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», предоставляющий открытые данные о недвижимости на безвозмездной основе  всем желающим.

По кадастровому номеру или адресу объекта недвижимости граждане могут получить доступ к актуальным сведениям об объекте недвижимости, включая данные о кадастровой стоимости и площади объекта, о наличии или отсутствии зарегистрированных прав (без указания собственника), а также об имеющихся обременениях/ограничениях объекта недвижимости (без указания реквизитов документов, на основании которых зарегистрированы ограничения/ обременения).

 

Заместитель начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Наталья Соболевская 

 

 

 

 

Для проведения геодезических работ в полевых условиях используют известные координаты точек, закрепленных на местности специальными знаками. Такие точки называются пунктами государственной геодезической сети (пункты ГГС). Без этих геодезических пунктов профессиональная деятельность кадастровых инженеров невозможна, поскольку координаты этих пунктов необходимы для выполнения геодезических измерений и подготовки технической документации, являющейся результатом выполнения работ по договору с заказчиком. Кадастровые инженеры обязаны лично выезжать на место нахождения обследуемого объекта, а в качестве исходных данных использовать близлежащие пункты ГГС, благодаря которым они определяют точные координаты земельного участка или иного объекта недвижимости. В случае обнаружения повреждения или утраты пункта ГГС кадастровый инженер в течение 15 дней обязан сообщить об этом в Управление Росреестра по Томской области. Эта же обязанность возлагается и на правообладателей объектов недвижимости, на которых расположены такие пункты. Кроме того, правообладатели объектов недвижимости должны обеспечивать сохранность пунктов ГГС, а также беспрепятственный доступ к ним лиц, выполняющих геодезические работы.

На территории Томской области расположено 2845 пунктов ГГС, используемых кадастровыми инженерами в качестве геодезической основы. В целях получения актуальной достоверной информации о состоянии данных геодезических пунктов, Управлением Росреестра по Томской области осуществляется обследование пунктов ГГС с использованием высокоточного оборудования, а также сбор и систематизация сведений о состоянии геодезических пунктов от лиц, выполняющих геодезические и кадастровые работы.

Мероприятия по обследованию пунктов ГГС проводятся Управлением на постоянной основе в соответствии с утвержденными графиками. В 2021 году запланировано обследование 34 геодезических пунктов.

По состоянию на 01.05.2021 сотрудниками Управления обследовано 136 геодезических пунктов, от исполнителей геодезических и кадастровых работ получена информация о состоянии 544 геодезических пунктов.

Кадастровые инженеры и правообладатели объектов недвижимости, на которых расположены геодезические пункты, могут узнать сведения об утраченных пунктах ГГС на сайте Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных» https://cgkipd.ru/fsdf/ggs/monitoring-ggs/.

 

Главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области Татьяна Крупиненко

 

11 июня 2021 года с 10:00 до 13:00  заместитель начальника отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере СРО Винокурова Елена Борисовна ответит на вопросы граждан по теме: «Обжалование действий (бездействия) арбитражных управляющих» по телефонам 8(38 22) 65-02-40, 8(38 22) 64-19-39 (доб.2174).

16 июня 2021 года с 10:00 до 17:00  главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Крупиненко Татьяна Владимировна ответит на вопросы граждан по теме: «Порядок уведомления правообладателями объектов недвижимости, на которых находятся геодезические пункты, а также лицами, выполняющими геодезические и картографические работы, территориальных органов Росреестра о случаях повреждения или уничтожения таких пунктов» по телефону 8(38 22) 51-36-22.

16 июня 2021 года с 09:00 до 13:00  главный специалист-эксперт Колпашевского межмуниципального отдела Гладких Ирина Владиславовна ответит на вопросы граждан, касающиеся государственного  земельного надзора по телефону 8(38 254) 5-31-55.

17 июня 2021 года с 10:00 до 13:00  заместитель начальника Шегарского межмуниципального отдела Хадкевич София Николаевна ответит на вопросы граждан по теме: «Способы подачи заявлений и документов на исполнение государственных функций Росреестра» по телефону 8(38 247) 2-12-61.

17 июня 2021 года с 09:00 до 12:00  специалист-эксперт Парабельского межмуниципального отдела Аликина Анна Алексеевна  ответит на вопросы граждан по теме: «Отказ от права собственности на земельные участки» по телефону 8(38 2253) 2-26-36.

22 июня 2021 года с 15:00 до 17:00  заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Коломиец Мария Геннадьевна ответит на вопросы граждан по теме: «Государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав, обременений (ограничений) на объекты недвижимости нежилого назначения» по телефонам: 8(38 22) 65-39-60, 8(38 22) 65-19-39 (доб.2155).

23 июня 2021 года с 10:00 до 18:00  заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Шмыков Антон Александрович ответит на вопросы граждан по теме: «Неиспользование земельного участка, предназначенного для строительства» по телефону 8(38 22) 51-28-48.

23 июня 2021 года с 09:00 до 18:00  специалисты отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН ответят на вопросы граждан по теме: «Порядок получения сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество посредством электронных сервисов» по телефонам: 8(38 22) 65-01-82, 65-19-39 (доб.2012, 2089).

25 июня 2021 года с 09:00 до 16:00  заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Телицына Галина Юрьевна ответит на вопросы граждан по теме: «Государственная регистрация договоров долевого участия в строительстве и возникающих на их основании прав участников долевого строительства» по телефону: 8(38 22) 65-02-47.

30 июня 2021 года с 15:00 до 17:00  государственные регистраторы прав отдела регистрации земельных участков ответят на вопросы граждан по теме: «Осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на земельные участки» по телефону 8(38 22) 65-02-39.

 

 

В мае 2021 года в Управлении Росреестра по Томской области прошло очередное заседание Оперативного штаба по реализации мероприятий Дорожной карты «Наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями».

В ходе заседания были рассмотрены вопросы организации наполнения ЕГРН достоверными недостающими сведениями, включая сведения, необходимые для определения кадастровой стоимости, а также об отсутствующих правообладателях объектов недвижимости.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Мероприятия по обеспечению полноты, точности и достоверности сведений, содержащихся в ЕГРН, всегда являлись приоритетными для Управления Росреестра по Томской области. Так, за 2020 год исправлены незасвидетельствованные сведения ЕГРН в 306621 объекте, исправлены некорректные адреса в 24917 записях. Данные ЕГРН имеют значение и влияние на многие факторы, начиная от качества оказания услуг и заканчивая инвестиционной привлекательностью региона».

Данный проект был реализован Росреестром по поручению премьер-министра РФ Михаила Мишустина в рамках национального проекта «Жильё и городская среда».

«Земля для стройки» позволит с помощью цифровых технологий в режиме онлайн на Публичной кадастровой карте (далее – ПКК) инвесторам, застройщикам, которые занимаются строительством многоквартирных домов и коттеджных поселков, а также обычным гражданам приобретать земельные участки.

По результатам работы ведомства в 2020 году выявлено порядка 5,7 тыс. земельных участков и территорий, площадь которых около 100 тыс. га, для дальнейшего вовлечения в оборот, что позволяет построить, по экспертным оценкам, порядка 310 млн кв. м. жилья.

Исполняющая обязанности руководителя Управления Росреестра по Томской области Людмила Лабуткина: «На территории Томской области определен 141 земельный участок общей площадью 834 га с наиболее перспективным развитием в жилищном строительстве, которые после включения в создаваемый Росреестром сервис «Земля для стройки» по поиску и покупке земли под строительство жилья будут доступны на ПКК. Подготовка данных для включения в сервис идет в рамках созданных Росреестром и направленных в регионы методических рекомендаций по выявлению и анализу эффективности использования земельных участков, в том числе находящихся в федеральной собственности, для вовлечения их в оборот для жилого строительства».

Для поиска земельных участков и территорий, имеющих потенциал вовлечения в оборот для жилищного строительства, необходимо:

- зайти на сайт ПКК,

- выбрать тип объектов поиска «Жилищное строительство»

- выполнить поиск по кадастровому номеру или по условному номеру.

Для поиска всех объектов необходимо ввести символ «*» в строку поиска.

Для создания обращения, связанного с земельным участком или территорией, имеющими потенциал вовлечения в оборот для жилищного строительства, необходимо нажать на ссылку «Подать обращение» в информационном окне по соответствующему объекту.

Сведения о таких объектах муниципальной и неразграниченной государственной собственности начали наносить на ПКК на территории таких регионов, как, например, Пермский край, Самарская и Псковская области, Республика Татарстан.

В дальнейшем Росреестр планирует отображать и актуализировать информацию о землях под жилую застройку по всей территории России. Также планируется наладить и оптимизировать связь между ответственными ведомствами и заинтересованными инвесторами.

 

Начальник отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области Анастасия Юркевич

30 апреля 2021 года вступил в силу Федеральный закон №120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), которым внесены существенные изменения и дополнения в процедуру государственной регистрации недвижимости и кадастрового учета.

Изменения коснулись порядка получения сведений из Единого государственного реестра недвижимости, исправления ошибок, регистрации договоров долевого участия, аренды части здания, сделок с долями в общей собственности и ряда других вопросов.

По мнению руководителя Управления Росреестра по Томской области Елены Золотковой, поправки в закон о государственной регистрации недвижимости направлены на повышение качества и доступности услуг ведомства, на дальнейшую их цифровизацию в интересах заявителей.

Изменения позволят сделать работу государственных регистраторов прав более прозрачной. Так, Законом установлен конкретный срок – три дня, когда регистратор прав обязан рассмотреть дополнительно представленные документы для снятия приостановления государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета.

Если гражданином была заключена сделка с органами государственной власти и местного самоуправления в виде документа на бумажном носителе, такие органы государственной власти и местного самоуправления наделяются правом подготовить скан-образ подписанного собственноручно гражданином документа, удостоверить его равнозначность подлинному документу и обратиться с заявлением о регистрации прав в электронном виде. Необходимость заверения такого скан-образа электронной подписью гражданина отсутствует.

Предусмотрено расширение функционала личного кабинета правообладателя на сайте Росреестра, посредством которого без использования усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) можно подать документы для уточнения границ земельных участков, учета жилых и садовых домов и некоторых других, не связанных с отчуждением объектов недвижимости, действий.

Изменения коснулись также сроков регистрации договоров долевого участия. После вступления закона в силу сроки регистрации первого договора долевого участия остались прежними, а последующих – сократились на два дня и составляют семь рабочих дней, если документы подавались в МФЦ на бумажном носителе, и три дня, если документы подавались в электронной форме.

Закон предусматривает запрет на перепродажу сведений ЕГРН, в том числе посредством сайтов-двойников, поскольку рынок таких перепродаж нарушает права собственников недвижимости и иных пользователей услуг Росреестра. Принятые нормы позволят защитить правообладателей от получения недостоверных сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, ограничениях (обременениях).

Закон вступил в силу с 30 апреля, однако для некоторых положений предусмотрен отложенный срок вступления в силу.

 

Заместитель начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Наталья Соболевская