Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. При этом ГрК РФ не дает определение понятию «объект вспомогательного использования», не устанавливает критерии отнесения тех или иных строений и сооружений к числу вспомогательных.
Частью 10 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся:
- здания и сооружения временного (сезонного) назначения;
- здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения;
- здания и сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что к числу объектов вспомогательного использования относятся сооружения, здания или строения, имеющие цель вспомогательного использования в виде необходимости их наличия для создания основных зданий и сооружений.
Аналогичный подход к определению статуса объектов вспомогательного использования сложился в судебной практике.
Так, например, из определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2012 года № ВАС-15260/12, определений Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2015 года № 308-ЭС15-1282, от 10 декабря 2018 года № 306-ЭС18-20002 следует, что объекты вспомогательного использования предназначены для обслуживания основного объекта, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения. При этом, судебная практика говорит также о необходимости учета уровня ответственности здания, сооружения при решении вопроса о необходимости получения разрешения на строительство (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2019 года № 306-ЭС18-24283).
Исходя из содержания положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 (из разделов 2, 5, 6 положения) можно сделать вывод, что создание зданий и сооружений вспомогательного использования может (должно) предусматриваться в проектной документации объектов капитального строительства.
Минстроем России в письме от 16 марта 2020 года № 9394-ДВ/08 указано, что под объектами вспомогательного использования следует понимать объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Представляется, что возведение таких объектов возможно при наличии на земельном участке основного объекта, для обслуживания которого планируется возведение объекта вспомогательного использования.
При этом, при наличии выданного уполномоченным органом или организацией разрешения на строительство основного объекта застройщик может самостоятельно определять очередность строительства объектов на участке (в частности, построить объект вспомогательного использования до основного в соответствии с проектной документацией).
В письме также указано, что допустимость возведения объектов вспомогательного использования должна обеспечиваться правилами землепользования и застройки, при соблюдении предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Учитывая изложенное, также необходимо отметить, что объекты вспомогательного использования возводятся на одном земельном участке с основным объектом.
Таким образом, к числу объектов капитального строительства вспомогательного использования могут относиться здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания другого (главного) объекта капитального строительства. При этом размещение объекта капитального строительства вспомогательного использования предусматривается проектной документацией. Застройщиком может быть принято решение о создании объекта капитального строительства вспомогательного использования и в процессе эксплуатации ранее созданных основных (главных) объектов капитального строительства, в связи с чем в указанном случае размещение объекта вспомогательного использования не будет предусмотрено проектной документацией.
Учитывая изложенное, не могут быть отнесены к числу объектов вспомогательного использования объекты капитального строительства, имеющие одинаковую функцию с основными (главными) объектами (например, при наличии на земельном участке здания торгового центра, в качестве основного объекта, не может считаться объектом вспомогательного использования другой объект с аналогичным назначением и разрешенным использованием, к примеру, являющееся объектом капитального строительства здание магазина, имеющее меньшие в сравнении со зданием торгового центра параметры, и расположенное на этом же земельном участке).
Заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Управления Росреестра по Томской области Мария Коломиец
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. При этом ГрК РФ не дает определение понятию «объект вспомогательного использования», не устанавливает критерии отнесения тех или иных строений и сооружений к числу вспомогательных.
Частью 10 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся:
- здания и сооружения временного (сезонного) назначения;
- здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения;
- здания и сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что к числу объектов вспомогательного использования относятся сооружения, здания или строения, имеющие цель вспомогательного использования в виде необходимости их наличия для создания основных зданий и сооружений.
Аналогичный подход к определению статуса объектов вспомогательного использования сложился в судебной практике.
Так, например, из определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2012 года № ВАС-15260/12, определений Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2015 года № 308-ЭС15-1282, от 10 декабря 2018 года № 306-ЭС18-20002 следует, что объекты вспомогательного использования предназначены для обслуживания основного объекта, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения. При этом, судебная практика говорит также о необходимости учета уровня ответственности здания, сооружения при решении вопроса о необходимости получения разрешения на строительство (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2019 года № 306-ЭС18-24283).
Исходя из содержания положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 (из разделов 2, 5, 6 положения) можно сделать вывод, что создание зданий и сооружений вспомогательного использования может (должно) предусматриваться в проектной документации объектов капитального строительства.
Минстроем России в письме от 16 марта 2020 года № 9394-ДВ/08 указано, что под объектами вспомогательного использования следует понимать объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Представляется, что возведение таких объектов возможно при наличии на земельном участке основного объекта, для обслуживания которого планируется возведение объекта вспомогательного использования.
При этом, при наличии выданного уполномоченным органом или организацией разрешения на строительство основного объекта застройщик может самостоятельно определять очередность строительства объектов на участке (в частности, построить объект вспомогательного использования до основного в соответствии с проектной документацией).
В письме также указано, что допустимость возведения объектов вспомогательного использования должна обеспечиваться правилами землепользования и застройки, при соблюдении предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Учитывая изложенное, также необходимо отметить, что объекты вспомогательного использования возводятся на одном земельном участке с основным объектом.
Таким образом, к числу объектов капитального строительства вспомогательного использования могут относиться здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания другого (главного) объекта капитального строительства. При этом размещение объекта капитального строительства вспомогательного использования предусматривается проектной документацией. Застройщиком может быть принято решение о создании объекта капитального строительства вспомогательного использования и в процессе эксплуатации ранее созданных основных (главных) объектов капитального строительства, в связи с чем в указанном случае размещение объекта вспомогательного использования не будет предусмотрено проектной документацией.
Учитывая изложенное, не могут быть отнесены к числу объектов вспомогательного использования объекты капитального строительства, имеющие одинаковую функцию с основными (главными) объектами (например, при наличии на земельном участке здания торгового центра, в качестве основного объекта, не может считаться объектом вспомогательного использования другой объект с аналогичным назначением и разрешенным использованием, к примеру, являющееся объектом капитального строительства здание магазина, имеющее меньшие в сравнении со зданием торгового центра параметры, и расположенное на этом же земельном участке).
Заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Управления Росреестра по Томской области Мария Коломиец
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Управление Росреестра по Томской области осуществляет оказание государственной услуги по предоставлению в пользование заинтересованным лицам документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее - ГФДЗ), и информации о таких документах в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минэкономразвития от 14 ноября 2006 г. № 376 (далее - Административный регламент).
К документам ГФДЗ отнесены: материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель; генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации; схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации; схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований; схемы использования и охраны земель; проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий; проекты освоения новых земель; проекты рекультивации нарушенных земель; проекты защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Согласно Административному регламенту для получения информации, содержащейся в ГФДЗ, любое заинтересованное лицо может в заявительной форме запросить землеустроительную документацию, которая имеет открытый общедоступный характер.
Для получения необходимой информации из ГФДЗ при обращении лично, либо почтовым отправлением необходимы следующие документы:
-заявление;
-документ, удостоверяющий личность;
-документ, подтверждающий полномочия заинтересованного лица (доверенность).
Документы ГФДЗ, носящие открытый общедоступный характер, предоставляются заинтересованным лицам без права их выноса из помещений. Выписки и выкопировки из документов ГФДЗ производятся пользователями самостоятельно в срок, не превышающий 3-х рабочих дней со дня принятия заявления. При этом можно запросить за один раз не более десяти документов. В случае обращения по почте заявителю направляются копии документов ГФДЗ в течение 15 дней со дня получения заявления.
Для получения документов из ГФДЗ, отнесенных к информации ограниченного доступа, заинтересованные лица при обращении лично, либо почтовым отправлением дополнительно к вышеуказанным документам предъявляют оригинал документа, дающего право на получение документов ГФДЗ, отнесенных к информации, доступ к которой ограничен.
Сотрудник, осуществляющий прием заявлений, вправе отказать заинтересованному лицу в приеме заявления в случае наличия в заявлении и прилагаемых к нему документах неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание; отсутствия документа, удостоверяющего личность заинтересованного лица или его уполномоченного представителя.
Данная государственная услуга предоставляется бесплатно.
Подробную информацию можно получить по телефону: 8(3822) 513022.
Адрес для отправки заявления по почте: 634003, г. Томск, ул. Пушкина, д. 34/1.
Главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области Светлана Черноусова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Дайджест представляет собой свод изменений в правовых нормах, которые установлены вступившими в силу в 2021 году Федеральными законами № 120-ФЗ, 191-ФЗ, 273-ФЗ и 275-ФЗ. Материалы изложены в доступной и понятной форме, они помогут широкому кругу лиц быстро разобраться в сути и содержании нормативных документов.
Дайджест законодательных изменений в сфере земли и недвижимости будет публиковаться на сайте Росреестра ежеквартально.
С дайджестом можно ознакомиться на сайте Росреестра, пройдя по ссылке: https://rosreestr.gov.ru/site/press/news/rosreestr-razrabotal-daydzhest-zakonodatelnykh-izmeneniy-v-sfere-zemli-i-nedvizhimosti/
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Управление Росреестра по Томской области (далее – Управление) продолжает работу по выявлению фактов нарушения требований земельного законодательства, выраженных в использовании земельных участков, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицам, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность.
Административное наказание за совершение данного правонарушения предусмотрено статьей 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность.
Согласно п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ не обязаны переоформлять право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками следующие лица: органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные), казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Таким образом, подлежат административной ответственности юридические лица, не исполнившие обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок на право аренды или приобретение земельного участка в собственность (ст. 7.34 КоАП РФ).
Например, обществу с ограниченной ответственностью был предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, однако указанное юридическое лицо не переоформило такое право (на право аренды или приобретения земельного участка в собственность) и продолжает использовать данный земельный участок для эксплуатации здания.
В данном случае усматриваются основания для привлечения юридического лица к административной ответственности по ст. 7.34 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 74 Земельного кодекса Российской Федерации привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред. Поэтому для устранения нарушения действующего законодательства юридическому лицу, на которое земельным законодательством возложена соответствующая обязанность, необходимо переоформить права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести их в собственность.
Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области Александр Ткачев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Ранее участки ставились на кадастровый учет без определения их точных границ. Координаты характерных точек границ участка начали устанавливать только с 1 марта 2008 г. Поэтому большое количество участков в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) точных границ не имеет.
Если у вашего участка не установлены координаты характерных точек границ, рекомендуем провести процедуру их уточнения. В результате у участка будут определены точные границы. Это защитит от присвоения части вашего участка и споров с владельцами смежных участков о расположении границ.
Необходимо определить, в каких случаях происходит уточнение описания местоположения границ земельных участков:
- при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
- в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с ненормативной точностью;
- в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности;
- при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка (например, несоответствие сведений ЕГРН о местоположении границ земельного участка фактическому расположению объекта недвижимости).
Границы земельного участка могут уточняться:
1) по вашей инициативе за ваш счет. При этом потребуется заключить с кадастровым инженером договор подряда на проведение кадастровых работ или договор подряда на проведение комплексных кадастровых работ, если участок находится на определенной территории. В результате проведения кадастровых работ будет составлен межевой план, в котором будут определены точные границы вашего земельного участка.
В состав межевого плана при уточнении границ участка обязательно включается информация о согласовании границ земельного участка.
Границы можно уточнить и в рамках выполнения комплексных кадастровых работ (если участок находится на определенной территории, например, в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд), заключив соответствующий договор подряда.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок. При отсутствии такого документа - исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. При отсутствии в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
2) по инициативе уполномоченных органов местного самоуправления либо уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ за бюджетные средства по государственному или муниципальному контракту на выполнение комплексных кадастровых работ соответственно.
Комплексные кадастровые работы выполняются в отношении всех объектов недвижимости, расположенных в границах одного или нескольких смежных кадастровых кварталов, или на территориях, указанных в ч. 1 ст. 42.11 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Это нужно, в частности, для того, чтобы уточнить границы земельных участков, установить (уточнить) расположение на них зданий и сооружений, образовать новые земельные участки, а также для исправления реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
В результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.
Лица, по заявлению которых осуществляется государственный кадастровый учёт, установлены ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Порядок представления заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов установлен ст. 18 Закона №218-ФЗ.
Предоставить необходимые для осуществления государственного кадастрового учета документы возможно:
- лично либо через представителя с соответствующим заявлением через Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг. С графиком работы отделов ОГКУ «ТО МФЦ» Вы можете ознакомиться на сайте http://www.md.tomsk.ru. Региональный центр телефонного обслуживания: 8-800-350-08-50, 602-999;
- посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
- в электронной форме через Интернет, в том числе через Единый портал госуслуг или сайт Росреестра.
Начальник отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области Анастасия Юркевич
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В 2021 году Управление Росреестра по Томской области активно включилось в работу по цифровой трансформации своей деятельности.
Во втором квартале 2021 года (в сравнении с аналогичным периодом 2020 года) доля электронных услуг по регистрации прав собственности и кадастровому учету, оказываемых органам власти Томской области и органам местного самоуправления (ОГВ и ОМСУ) в электронном виде, выросла и составила более 90% в общем объеме оказываемых данным органам услуг.
В целом, из 40 086 заявлений, поступивших в Управление на получение услуг по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав во втором квартале 2021 года, 17282 обращения были в электронном виде, что составило 43,1% от общего количества поступивших заявлений (1 кв. 2021 – 41,4%).
При этом, из поступивших 5 256 заявлений от ОГВ и ОМСУ во 2 квартале 2021 года, 4 770 пакетов документов - в электронном виде, что составляет 90,8% от общего количества поступивших заявлений от ОГВ и ОМСУ (1 кв. 2021 – 88,4% заявлений в электронном виде).
Количество заявлений от ОГВ и ОМСУ, поступивших в электронном виде во 2 квартале 2021 года, увеличилось на 16,7% (во 2 квартале 2020 года поступило 4 087 заявлений). Также, более 90% всех сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) запрашивается и предоставляется в электронном виде.
Исполняющая обязанности руководителя Управления Росреестра по Томской области Елена Ковальчук рассказала: «Гражданский оборот рынка недвижимости вносит огромный вклад в экономику Томской области. Это и строительный и финансовый секторы, сектор государственного управления. Росреестр становится центром компетенций по земле и недвижимости, так как нет другого органа власти с подобным объемом полномочий. В 2021 году по поручению правительства Росреестром активно ведется работа по созданию единого ресурса по земле и недвижимости, включающего как электронную картографическую основу страны, так и сведения о правообладателях и кадастровой стоимости объектов. Кроме того, мы начали взаимодействовать с крупными участниками рынка недвижимости. Уже проведены совещания с застройщиками, действующими на территории Томской области, кредитными организациями, органами власти и местного самоуправления, которые вносят огромный вклад в рост доли услуг, оказываемых в электронном виде».
В настоящее время на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) доступны для получения в электронном виде все базовые услуги ведомства - государственная регистрация прав, постановка на кадастровый учет, получение сведений из ЕГРН.
С помощью сайта Росреестра граждане и организации могут оперативно знакомиться с информацией об объектах недвижимости, узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости, записаться на прием к специалистам Росреестра, получать различные услуги Росреестра в режиме реального времени и отслеживать статус своей заявки на получение этих услуг.
Начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Тамара Фёдорова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Методические рекомендации о реализации "гаражной амнистии" [pdf]
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Управление Росреестра по Томской области информирует: под нотариальным удостоверением сделки понимается проверка нотариусом или иным уполномоченным лицом законности сделки, включая наличие прав у сторон на ее подписание. Удостоверение сделки осуществляется по правилам, установленным законодательством о нотариате и нормативными правовыми актами органов, регулирующих соответствующие правоотношения.
В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена. Если нотариальное удостоверение сделки является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.
Обязательному в силу закона нотариальному удостоверению подлежат:
- доверенности, от имени одного или нескольких лиц, на имя одного или нескольких лиц на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок;
- доверенности, выдаваемые физическими лицами в порядке передоверия;
- завещания;
- сделки, заключаемые лицом (лицами), которое вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может расписаться самостоятельно, из-за чего подписантом выступает иное лицо;
- договоры ренты;
- сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество;
- сделки, связанные с распоряжением недвижимостью на условиях опеки, сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему или ограниченно дееспособному гражданину;
- брачные договоры;
- договоры поручительства, заключаемые застройщиками в целях обеспечения обязательств перед участниками долевого строительства;
- договоры условного депонирования (эскроу), за исключением случаев депонирования безналичных денежных средств и (или) бездокументарных ценных бумаг;
- иные сделки, в отношении которых законом предусмотрена соответствующая форма.
Обязательному в силу соглашения сторон нотариальному удостоверению подлежат сделки, стороны которых договорились об их нотариальном удостоверении, хотя данная форма не требуется в силу закона.
При удостоверении сделок нотариус осуществляет проверку дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, а также наличия волеизъявления заявителей. В случае если за совершением нотариального действия обратился представитель лица, обратившегося за совершением нотариального действия, проверяются его полномочия, в т.ч. доверенность на предмет ее отмены.
По общему правилу представление необходимых документов является обязанностью сторон сделки. Но в предусмотренных законом случаях нотариус запрашивает некоторые из них самостоятельно. Например, если для удостоверения сделки требуются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости. Нотариус обязан разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона. Содержание нотариально удостоверяемой сделки зачитывается участникам вслух, после чего документ подписывается сторонами в присутствии нотариуса. При удостоверении сделки в электронной форме подписание ее лицом осуществляется простой электронной подписью, требования к которой устанавливаются законодательством РФ, регулирующим отношения в области использования электронных подписей, а удостоверение ее нотариусом - квалифицированной электронной подписью нотариуса. Порядок формирования простой электронной подписи устанавливается Федеральной нотариальной палатой.
После удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (долю в праве собственности на недвижимое имущество), подлежащее государственной регистрации, нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом.
При осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, нотариально удостоверенного факта возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества в силу приобретательной давности, проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется.
Сроки осуществления государственной регистрации прав три рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме - в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов.
Исполняющая обязанности начальника Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Наталья Фрис
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
По общему правилу для погашения записи об ипотеке залогодатель и залогодержатель должны обратиться совместно. Основанием для погашения записи будет их заявление. Однако в некоторых случаях за прекращением ипотеки может отдельно обратиться как залогодатель, так и залогодержатель. При этом могут потребоваться и иные документы-основания, например, закладная - при обращении залогодателя.
За погашением записи об ипотеке могут обратиться:
-·совместно залогодатель и залогодержатель;
-·залогодатель или залогодержатель, если выдавалась закладная.
Залогодатель в случаях:
- если ипотека погашается по решению суда, арбитражного суда;
- ипотека возникла в силу Закона об участии в долевом строительстве (в данном случае залогодателем является застройщик);
- организация-залогодержатель ликвидирована;
-нотариус (его помощник), если договор об ипотеке (договор, по которому возникла ипотека в силу закона) был удостоверен нотариально.
Погашение регистрационной записи об ипотеке не является государственной регистрацией прав. Тем не менее в отношении любых действий органа регистрации прав, как регистрационных, так и не регистрационных, нужно оформить заявление.
Отметим, что запись об ипотеке земельного участка (права аренды, субаренды земельного участка) погашается только после того, как будут погашены записи об ипотеке всех объектов долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости;
Регистрационная запись об ипотеке погашается в следующие сроки после того, как заявление поступило в орган регистрации прав:
- 3 рабочих дня - по общему правилу;
- 5 рабочих дней - если ипотека возникла в силу Закона об участии в долевом строительстве.
При погашение регистрационной записи об ипотеке выписка из ЕГРН не выдается и специальная регистрационная надпись на документах не проставляется.
Если для погашения записи об ипотеке представлялась закладная, то орган регистрации прав ее аннулирует. Бывший залогодатель может получить лишь аннулированную закладную.
При необходимости подтвердить погашение записи об ипотеке можно, запросив выписку из ЕГРН.
Госпошлину за погашение регистрационной записи об ипотеке уплачивать не нужно.
Начальник Парабельского межмуницицпального отдела Управления Росреестра по Томской области Михаил Новиков
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех объектов недвижимого имущества расположенных на территории кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов. Объектами недвижимого имущества могут быть:
- земельные участки, описание местоположение границ которых не соответствует требованиям Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации);
- земельные участки, которые образуются в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации;
- здания, сооружения (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).
В результате выполнения комплексных кадастровых работ:
- осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;
- осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;
- обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением линейных объектов;
- обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;
- обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Повторное выполнение комплексных кадастровых работ на территории кадастрового квартала (кварталов), ранее являвшегося территорией выполнения комплексных кадастровых работ, не допускается.
В случае выявления расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ земельных участков, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, исполнитель комплексных кадастровых работ направляет сведения о выявленных объектах заказчику комплексных кадастровых работ.
Финансирование выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и за счет средств физических и (или) юридических лиц, заинтересованных в выполнении таких работ.
В результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается в установленном Законом о регистрации порядке подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для внесения в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.
В настоящий момент на территории Томской области проходят комплексные кадастровые работы в отношении земельных участков, расположенных в Богашевском, Мирненском, Зональненском, Копыловском сельских поселений Томского района, а также иных районах.
С более подробной информацией о проведении комплексных кадастровых работ на территории Томской области можно ознакомиться на сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области по ссылке: https://dugs.tomsk.gov.ru/kompleksnye-kadastrovye-raboty.
Следует отметить, что представители Управления Росреестра по Томской области входят в состав согласительной комиссии и принимают активное участие при проведении комплексных работ на территории Томской области.
Заместитель начальника отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области Инесса Гончарова