Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Управление Росреестра по Томской области осуществляет оказание государственной услуги по предоставлению в пользование заинтересованным лицам документов государственного фонда данных (далее - ГФД) и информации о документах ГФД в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минэкономразвития от 14 ноября 2006 г. № 376.
К документам ГФД, полученных в результате проведения землеустройства отнесены: материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель; генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации; схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации; схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований; схемы использования и охраны земель; проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий; проекты освоения новых земель; проекты рекультивации нарушенных земель; проекты защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Для получения документов ГФД заинтересованные лица представляют: заявление; документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий полномочия заинтересованного лица (доверенность). Заинтересованные лица представляют заявление для получения документов ГФД лично, либо почтовым отправлением. В случае если заявление заполнено машинописным способом, заинтересованное лицо дополнительно в нижней части заявления разборчиво от руки (чернилами или пастой) указывает свою фамилию, имя и отчество (полностью).
Документы ГФД, носящие открытый общедоступный характер, предоставляются всем заинтересованным лицам. Оригиналы документов ГФД предоставляются заинтересованным лицам без права их выноса из помещений ГФД. Заинтересованное лицо (пользователь) не может запросить за один раз более десяти документов. Выписки и выкопировки из документов ГФД производятся пользователями самостоятельно. В случае обращения за документами ГФД по почте предоставляются только копии документов ГФД. Запрашиваемые документы ГФД или мотивированный отказ в их предоставлении подготавливаются для передачи заинтересованным лицам в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня принятия заявления. В случае обращения за документами ГФД по почте предоставление копий документов ГФД или мотивированный отказ в их предоставлении производится в течение 15 дней со дня получения заявления о предоставлении копий документов ГФД. Сотрудник, осуществляющий прием заявлений, вправе отказать заинтересованному лицу в приеме заявления в случае: наличия в заявлении и прилагаемых к нему документах неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание; отсутствия документа, удостоверяющего личность заинтересованного лица или его уполномоченного представителя; отсутствия документа, подтверждающего полномочия представителя заинтересованного лица. Основанием для отказа в предоставлении документов ГФД являются: отсутствие запрашиваемых документов ГФД; отсутствие сведений о запрашиваемых документах ГФД; отсутствие у заинтересованного лица или его представителя документов, требуемых для предоставления государственной услуги.
Специалист-эксперт Молчановского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Ольга Зайцева
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Надзор необходим, чтобы оценивать соблюдение гражданами, юридическими лицами и ИП обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (пп. 1 п. 2 ст. 71 ЗК РФ). Росреестр и его территориальные органы проверяют соблюдение требований, перечисленных в п. 5 Положения о земельном надзоре, в отношении земель всех категорий (п. 6 этого Положения). К ним относятся, в частности, требования: о недопущении самовольного занятия земель (участка или его части), в том числе их использования лицом, не имеющим на них законных прав; использовании участков по целевому назначению согласно категории земель и (или) разрешенному использованию; обязательном использовании в течение установленного срока участков, которые предназначены для строительства, в этих целях; исполнении предписаний Росреестра (его территориальных органов).
Надзор осуществляется путем проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
В рамках земельного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий: информирование посредством размещения сведений на сайтах органов надзора в Интернете и СМИ; обобщение правоприменительной практики посредством сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах; объявление предостережений в случае, например, наличия у органа надзора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований; консультирование по телефону, по видео-конференц-связи, на личном приеме или в ходе других мероприятий; профилактический визит в форме беседы по месту осуществления вами деятельности или по видео-конференц-связи;
Органы государственного надзора (их территориальные органы) осуществляют государственный земельный надзор на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Проводимые контрольно-надзорные мероприятия:
• наблюдение за соблюдением обязательных требований (посредством сбора, анализа имеющихся данных об объектах контроля);
• выездное обследование, инспекционный визит. Он может длиться не более одного рабочего дня на одном объекте (на месте нахождения или осуществления деятельности контролируемого лица). При визите могут использоваться средства дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязь. В рамках инспекционного визита может проходить, в частности, инструментальное обследование;
• рейдовый осмотр. Взаимодействие с одним контролируемым лицом продолжается не более одного рабочего дня. Мероприятие согласовывается с органами прокуратуры (есть исключения). При рейдовом осмотре могут провести досмотр, экспертизу и др.;
• документарная проверка. Она длится до 10 рабочих дней. Согласование с органами прокуратуры не требуется. В ходе ее проведения могут истребовать документы, провести экспертизу и др. Не могут требовать представить сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, и те, которые надзорный орган может получить от иных органов;
• выездная проверка. Срок ее проведения - не более 10 рабочих дней. Она проводится только в определенных ситуациях и, как правило, по согласованию с органами прокуратуры. В ходе проверки могут затребовать письменные объяснения, провести испытание. Выездная проверка может проводиться дистанционно, в том числе с использованием аудио- или видеосвязи (ч. 5 ст. 56 Закона N 248-ФЗ).
В случае выявления нарушений обязательных требований контролируемым лицом, орган государственного надзора (его территориальный орган) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений, незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, направить информацию об этом в соответствующий государственный орган, принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений, предупреждению нарушений, рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований.
Главный специалист-эксперт
Шегарского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Сергей Кобзарев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Полагаем возможным обратить внимание на следующие положения действующего законодательства, которыми будет руководствоваться государственный регистратор прав при проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации сделки, связанной с распоряжением земельным участком несовершеннолетнего, находящимся у него в аренде.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Закона о регистрации сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.
Таким образом, сделка по уступке прав по договору аренды, по которой стороной, уступающей права и обязанности по такому договору, является несовершеннолетний гражданин, подлежит нотариальному удостоверению.
Согласно ч. 3 ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее по тексту - ГК РФ).
При этом, ст. 37 ГК РФ установлено, что опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.
Следовательно, для совершения сделки по уступке прав по договору аренды, по которой стороной, уступающей права и обязанности по такому договору, является несовершеннолетний гражданин, необходимо разрешение органа опеки и попечительства.
Аналогичные требования применимы и к соглашению о расторжении договора аренды.
Главный специалист-эксперт
отдела регистрации земельных участков
Управления Росреестра по Томской области
Маргарита Попова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В 2020 году в России начался новый этап цифровизации госорганов. Росреестром, как и прочими ведомствами, утверждены основные этапы реализации своей программы цифровой трансформации. Ее ключевые задачи - увеличение доли государственных услуг, доступных в электронном виде, повышение качества и эффективности оказания государственных услуг Росреестра.
Необходимо отметить, что Росреестр всегда уделял большое внимание развитию своих сервисов для оказания услуг в электронном виде.
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Среди жителей Томской области популярность получения услуг Росреестра посредством электронных сервисов растет с каждым годом. По состоянию на 01.10.2021 доля услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых Управлением Росреестра по Томской области в электронном виде, составляет порядка 40% от общего числа заявлений. Более 90% всех сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) также предоставляется в электронном виде».
Получение услуг в электронном виде имеет множество преимуществ: возможность получить услугу в любом удобном месте и время; отсутствие необходимости предварительной записи и посещения офисов многофункционального центра, исключение так называемого человеческого фактора; сокращение сроков регистрации, снижение стоимости.
Например, стоимость получения Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в электронном виде для физического лица на 170 рублей ниже, чем получение Выписки на бумаге.
При подаче документов для государственной регистрации прав в электронном виде предоставляется скидка 30% от размера пошлины.
Воспользоваться услугами Росреестра в электронном виде можно на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) через универсальный сервис «Личный кабинет».
Данный сервис позволяет собственнику не только просматривать информацию о принадлежащих ему на территории всей Российской Федерации объектах недвижимости, а также гарантирует оперативное уведомление собственника об изменении характеристик объектов недвижимости, об ограничении (обременении) прав на объект недвижимости, о фактах наложения или снятия арестов на имущество, что дает возможность собственнику контролировать действия, осуществляемые в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости.
Посредством сервиса «Личный кабинет» правообладатель может подать заявление на государственный кадастровый учет или государственную регистрацию права, а также запросить сведения, содержащиеся в ЕГРН.
Кроме того, возможности личного кабинета позволяют отслеживать статус исполнения заказанной услуги, получать и сохранять результаты проведенных учетно-регистрационных действий в едином интернет-пространстве в разделе сервиса «Мои заявки».
Для получения доступа к сервису «Личный кабинет» необходимо пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Через сервис «Жизненные ситуации» на сайте Росреестра можно уточнить перечень необходимых для предоставления документов по каждому конкретному случаю.
Таким образом, на сайте Росреестра доступны все наиболее востребованные услуги ведомства. Электронные сервисы позволяют напрямую обратиться в Росреестр из дома или офиса, без участия посредников, тем самым сберечь личное время и сэкономить средства.
Заместитель
начальника отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН
Управления Росреестра по Томской области
Наталья Соболевская
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
На вопрос отвечает заместитель начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Наталья Соболевская: «Сведения о недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Информация из ЕГРН является общедоступной. Это означает, что любое лицо может получить открытую информацию из ЕГРН о любом объекте недвижимости.
Важно отметить, что в рамках выдачи общедоступных сведений у третьих лиц не окажутся персональные данные собственников.
Проще говоря, перед проведением сделки гражданин может запросить информацию об определенном доме, квартире, земельном участке и удостовериться, что он принадлежит именно этому продавцу, что объект не находится в залоге, под арестом и так далее. При этом, если заявитель не является собственником объекта недвижимости, то он не сможет получить данные о содержании правоустанавливающих документов на объект недвижимости, а также список объектов, которые принадлежат иному лицу.
Для получения общедоступных сведений об объектах недвижимости в режиме реального времени можно воспользоваться специальным электронным сервисом «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», ссылка на который размещена на главной странице официального сайта Росреестра (https://rosreestr.gov.ru).
Данный сервис предоставляет открытые данные о недвижимости на безвозмездной основе всем желающим и является очень полезным для оперативного получения справочной информации об объектах недвижимости.
По кадастровому номеру или адресу объекта недвижимости можно узнать актуальные сведения об объекте недвижимости, включая данные о кадастровой стоимости и площади объекта, о наличии или отсутствии зарегистрированных прав (без указания собственника), а также об имеющихся обременениях/ограничениях объекта недвижимости (без указания реквизитов документов, на основании которых зарегистрированы ограничения/обременения).
Важно! Сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» является информационно-справочным ресурсом, предназначенным для просмотра данных об объекте. Сведения, представленные сервисом, не могут являться основанием для проведения каких-либо юридически значимых процедур и могут использоваться только в качестве справочной информации.
В дальнейшем, для получения официальной информации об объекте недвижимости необходимо получить заверенную выписку из ЕГРН, заполнив соответствующую форму в разделе «Предоставление сведений ЕГРН» Личного кабинета официального сайта Росреестра или обратившись в приемные пункты многофункционального центра».
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Функционал сервиса «Личный кабинет», в том числе и личного кабинета кадастрового инженера, на сайте Росреестра недавно был расширен, в результате чего можно выделить ряд преимуществ:
- возможность получения услуги из любой точки России, отсутствие необходимости предварительной записи и посещения офисов многофункциональных центров;
- возможность предварительно проверить межевой и технический планы, карт-планы территории и акты обследования, выявлять наличие пересечений границ земельных участков;
- возможность отслеживать статус исполнения государственных услуг и сведения о своих объектах недвижимости.
«Регистрация в личном кабинете кадастровых инженеров на сайте Росреестра и подача документов в электронном виде позволит более оперативно осуществлять государственный кадастровый учет объектов недвижимости, а также минимизирует количество приостановлений учетных действий, что позволит улучшить доступность государственных услуг, оказываемых Управлением», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.
Заместитель начальника отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки
Управления Росреестра по Томской области
Мария Коломиец
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Росреестр предложил выделить пригодные для выращивания винограда земли. Для них планируется ввести отдельный вид разрешенного использования. Приказом Росреестра от 16 сентября 2021 г. № П/0414 предлагается дополнить Классификатор видов разрешенного использования земельных участков новым ВРИ «Возделывание винограда на виноградопригодных землях». Документ вступил в силу 8 октября 2021 года.
В настоящее время земельные участки, занятые виноградниками, имеют вид разрешенного использования – «садоводство». Нововведение поможет сохранить виноградопригодные земли, подходящие под выращивание кустарников в целях повышения качества винограда и вина.
Ранее во время рабочей встречи в Краснодаре Руководитель Росреестра Олег Скуфинский поддержал предложение губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева об установлении новой категории земель «под виноградарство» для их защиты от застройки.
«В нашей стране спрос на отечественный виноград и на винодельческую продукцию крайне высок. Внесение изменений в Классификатор видов разрешенного использования земельных участков поможет сохранить в регионах площади для выращивания винодельческого сырья», – сообщил Олег Скуфинский.
Закрепление за земельными участками вида разрешенного использования «виноградарство» означает, что на данной территории невозможно будет вести строительные работы и использовать землю под выращивание других сельхозкультур. Приказ направлен на создание условий для повышения качества винограда и вин, стимулирование развития виноградарства и виноделия в приоритетных для этих отраслей малых формах хозяйствования.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В конце сентября 2021 года в Управлении Росреестра по Томской области состоялась рабочая встреча с представителями застройщиков, осуществляющих на территории Томской области строительство объектов недвижимости с привлечением средств участников строительства на основании договоров участия в долевом строительстве.
В ходе рабочей встречи обсуждалась необходимость увеличения количества направляемых застройщиками в Росреестр заявлений и прилагаемых документов на государственную регистрацию договоров долевого участия в электронном виде.
Представителям застройщиков была озвучена необходимость подачи заявлений о государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на переданный объект долевого строительства. Застройщиками названы причины подачи заявлений и прилагаемых документов на государственную регистрацию путем личного обращения в многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг, а также сообщено о намерении в ближайшее время подавать заявления и прилагаемые документы на государственную регистрацию договоров долевого участия в электронном виде.
Также застройщики обменялись положительным опытом подачи заявлений и прилагаемых документов в электронной форме через различные цифровые платформы.
В ходе проведенной встречи было достигнуто понимание, что электронная подача документов для осуществления учетно-регистрационных процедур повысит доступность и качество оказываемых услуг в сфере государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области Галина Телицына
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Понятие реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) закреплено в градостроительном законодательстве Российской Федерации, а именно, под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно части 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение, в том числе, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие реконструированного объекта капитального строительства требованиям к реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, получению разрешения на ввод в эксплуатацию после реконструкции, в результате которой изменяется назначение и вид разрешенного использования здания (например, из объекта индивидуального жилищного строительства в результате реконструкции образовано нежилое здание с магазином на первом этаже и квартирой на втором этаже), предшествует приведение вида разрешенного использования земельного участка, на котором такой объект расположен, в соответствие с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.
Согласно части 3 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Сведения о виде жилого помещения относятся к основным сведениям Единого государственного реестра недвижимости, если объектом кадастрового учета является помещение с назначением «жилое».
Таким образом, согласно положениям ЖК РФ, Закона о недвижимости осуществление кадастрового учета в отношении жилого помещения – квартиры допускается исключительно в многоквартирном доме.
В связи с чем, осуществить кадастровый учет нежилого здания и расположенных в нем нежилого помещения (помещение магазина на первом этаже) и жилого помещения (квартиры на втором этаже) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не представляется возможным.
Учетно-регистрационные действия могут быть осуществлены в отношении нежилого здания и расположенных в нем нежилых помещений.
Понятие «объект индивидуального жилищного строительства» содержится в пункте 39 ст. 1 ГрК РФ, из содержания которого, а также положений статей 15, 16 ЖК РФ, п. 9 ч. 5 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости), следует, что это здание с назначением «жилое».
Следует также учитывать, что кадастровый учет и регистрация права собственности на помещение/помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в садовом доме не допускаются (ч. 7 ст. 41 Закона о недвижимости), но положениями ЖК РФ, ГрК РФ и Закона о недвижимости допускается размещение жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах.
Вместе с этим, согласно части 2 ст. 17 ЖК РФ допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
В случае сохранения объекта недвижимости объектом «индивидуального жилищного строительства», назначение которого, соответственно, «жилое», такое здание будет пригодно для постоянного проживания и ведения индивидуальной предпринимательской деятельности, с соблюдением требований жилищного законодательства Российской Федерации. Однако осуществление кадастрового учета в отношении помещений, например, жилого помещения (комнаты) и нежилого помещения (магазина) в таком здании будет невозможно.
Начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Управления Росреестра по Томской области Татьяна Никитюк
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
На вопрос отвечает начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области Александр Ткачев: «Площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики земельных участков отражаются в Едином государственном реестре недвижимости. Правовой статус участка определяет форму законного владения, его целевое назначение и разрешенное использование. Вся земля в границах РФ распределена по категориям в зависимости от целевого назначения участков.
Управление Росреестра по Томской области обращает внимание землепользователей на необходимость соблюдения обязанности, установленной ст. 42 Земельного кодекса РФ, по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Нарушение данной обязанности влечет административную ответственность по ст. 8.8 КоАП РФ.
Присвоение участку определенной категории, а также его перевод из одной категории в другую осуществляется в соответствии с нормативными актами федерального, регионального или муниципального уровня.
Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Например, земельный участок, имеющий вид разрешенного использования: для садоводства используется собственником для содержания птицы. В этом случае усматривается административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Указанную позицию отразил Верховный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 02.08.2021 № 16-АД21-6-К4, в котором признал виновной жительницу Волгоградской области, которая разводила кур на земельном участке, предназначенном для садоводства и имеющим категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения.
При этом необходимо отметить, что 18.06.2013 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ принял постановление № 71/13, в котором указал, что правовые нормы Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок. Исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием) отсутствуют.
Таким образом, использование земельного участка полностью или частично под объект торговли не влияет на квалификацию указанного правонарушения.
Использование земельного участка не по целевому назначению влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Устранение данного правонарушения возможно путем прекращения использования земельного участка не по назначению, либо путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о виде разрешенного использования в соответствии с фактическим видом использования».