Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Росреестр разработал проект федерального закона для второго этапа «дачной амнистии». С 2006 года, когда началась "дачная амнистия", свои права на земельные участки и постройки легализовали более 14 миллионов россиян. В декабре 2020 года дачная амнистия продлена еще на 5 лет – до 1 марта 2026 года.

Самым сложным остается вопрос оформления прав наследников на земельные участки, которые были предоставлены умершим наследодателям на праве постоянного (бессрочного) пользования. Например, если гражданину был предоставлен в постоянное пользование огородный земельный участок, на котором строить нельзя, то несмотря на использование земельного участка на протяжении десятков лет, он не перейдет по наследству ни его детям, ни внукам. Этот участок придется приобретать на общих основаниях у государства.

Законопроект Росреестра решает эту задачу, а именно, Росреестр предлагает признать права собственности граждан на земельные участки в силу закона.

Законопроект запускает и второй этап «дачной амнистии» – нет сроков ее действия. Этой мерой можно будет воспользоваться всегда и люди смогут легализовать и оформить свое жилье, построенное ещё в советский период. «Дачная амнистия 2.0» позволяет подтвердить право собственности даже в случае, если у гражданина нет на руках всех документов на право владения.

Законопроект предлагает комплексное решение вопроса: в упрощенном порядке оформить права на жилые дома, построенные ещё в советский период, и земельные участки под ними в собственность бесплатно.

Условия «дачной амнистии 2.0»:

  1. Жилой дом должен отвечать нескольким требованиям: построен до мая 1998 года в границах населенного пункта на государственной или муниципальной земле.
  2. Необходимо подать заявление в орган местного самоуправления о предоставлении участка под домом и приложить любой документ, подтверждающий факт владения домом (документы о выделении земли, документ о проведении государственного технического учета, технической инвентаризации).

 

 

 

Начальник отдела регистрации

земельных участков 

Управления Росреестра по Томской области                               

Анастасия Юркевич

 

Управление Росреестра по Томской области обращает внимание заявителей, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия по предоставлению сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в полном объеме были переданы ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» и его филиалам по субъектам Российской Федерации.

Таким образом, на сегодняшний день на территории Томской области предоставление всех видов сведений из ЕГРН, включая выписки из ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов, а также сведения из ЕГРН в виде копий документов из реестровых дел, ранее исполняемых Управлением Росреестра по Томской области, осуществляет филиал  ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области (г. Томск, ул. Белинского,8).

Подать запрос о предоставлении сведений из ЕГРН можно одним из следующих способов:

- лично, обратившись в любой из офисов приема ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг». Адреса офисов размещены на сайте МФЦ (https://md.tomsk.ru/);

- посредством почтового отправления в адрес филиала  ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области (г. Томск, ул. Белинского,8);

- в электронном виде посредством электронных сервисов, размещенных на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) в разделе: «Электронные услуги и сервисы» или в «Личном кабинете», а также через портал государственных услуг www.gosuslugi.ru.

Подробная информация об условиях и порядке предоставления сведений из ЕГРН опубликована на официальном сайте Росреестра http://rosreestr.gov.ru.

 

 

 

Заместитель начальника отдела ведения ЕГРН,

повышения качества данных ЕГРН                                         

Управления Росреестра по Томской области

Наталья Соболевская

 

 

31 августа 2021 года в Управлении Росреестра по Томской области состоялось заседание рабочей группы по координации деятельности, связанной с проведением комплексных кадастровых работ на территории Томской области.  Участие в заседании приняли представители  Департамента архитектуры и строительства Томской области, Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, Администрации Томского района,  видеоконференцсвязью воспользовались заказчики комплексных кадастровых работ - представители администраций Асиновского, Верхнекетского, Колпашевского, Парабельского и Шегарского районов, а также организации, непосредственно выполняющие такие работы, - ООО «Экспертно - консультационный центр» Промышленная безопасность», ООО «Уральский Кадастровый Центр», ООО «ГлавГеоСтрой».

В ходе заседания подрядные организации отчитались о выполненных ими работах согласно планов–графиков в соответствии с условиями заключенных с ними государственных контрактов, а Департамент по управлению государственной собственностью Томской области рассказал о выполнении мероприятий 3 потока закупок на выполнение комплексных кадастровых работ на территории Томской области и о распределении остатков субсидии, полученной из федерального бюджета.

По результатам заседания подрядным организациям было рекомендовано активизировать работу по подготовке карт-планов территорий выполнения ККР с учетом возражений заинтересованных лиц, а органам местного самоуправления, на территории которых проводятся комплексные кадастровые работы, организовать работу согласительных комиссий, в том числе с целью рассмотрения возражений и замечаний правообладателей объектов недвижимости.

 

Начальник отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области Оксана Бобкова

Вопросы развития электронных сервисов являются одними из актуальных направлений, развитию которых Управление Росреестра по Томской области (далее  - Управление) уделяет значительное внимание.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р были утверждены целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, которое содержит в том числе целевое значение показателей доли заявлений о постановке на кадастровый учет и (или) регистрацию прав, поданных органами  государственной власти (ОГВ) и органами местного самоуправления (ОМС) в форме электронного документа, в общем количестве таких заявлений, которое на 01.01.2025 должно составить  100%.

Согласно статистике Управления, по состоянию на 01.08.2021 доля  услуг по государственной регистрации, оказываемых Управлением органам государственной власти в электронном виде, в общем количестве таких услуг составляет 89,5%.

С целью достижения целевых показателей на базе Управления при участии представителей ОГВ и ОМС периодически проходят рабочие встречи, оказывается необходимая консультативная помощь.

Также 30 апреля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения которого упростили оформление сделок с органами власти и теперь необходимость заверения скан-образа такой сделки электронной подписью гражданина отсутствует.

Таким образом, процесс совершения сделок с органами власти упрощается и становится  более прозрачным, что позволит достигнуть установленные Правительством РФ показатели целевых моделей.

 

 

 

Заместитель начальника отдела

регистрации объектов недвижимости

нежилого назначения и ипотеки    

Управления Росреестра по Томской области                                                    

Мария Коломиец

 

 

В силу действующего законодательства, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом (далее – МКД) принадлежит:

-собственникам помещений в МКД на праве общей долевой собственности или

-публично-правовому образованию (РФ, субъекту РФ: республике, краю, области, городу федерального значения, автономной области, автономному округу, а также городскому, сельскому поселению и т.д.).

Если земельный участок, на котором расположен МКД, а также расположенные на этом участке объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД (далее - придомовая территория), относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД, то собственники помещений в МКД владеют и пользуются этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

В соответствии с ч. 3, 4, 4.1 ст. 16 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", в случае, если земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в МКД вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен МКД. Образование вышеуказанного земельного участка является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности. Обеспечиваются: утверждение проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав. В случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. С заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа. Образование вышеуказанного земельного участка осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем МКД, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ.

Поддержание придомовой территории в надлежащем состоянии является частью работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД. Содержание придомовой территории включает в себя, в частности:

-уборку земельного участка, входящего в состав общего имущества;

-сбор и вывоз жидких бытовых отходов, а также содержание сооружений и оборудования, используемых для их накопления в МКД, не подключенных к централизованной системе водоотведения;

-работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер и контейнерных площадок (при наличии соответствующего соглашения между органом власти субъекта РФ и региональным оператором). Указанные работы не включают уборку мест погрузки таких отходов;

-содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

-текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации элементов благоустройства, расположенных на земельном участке.

 

 

Специалист-эксперт Молчановского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области, заместитель главного государственного инспектора Чаинского и Кривошеинского районов Томской области по использованию и охране земель Николай Орлов

27.08.2021 в Управлении Росреестра по Томской области состоялась рабочая встреча с Департаментом недвижимости администрации Города Томска и Администрацией Томского района по вопросам осуществления муниципального земельного контроля.

Актуальность данному мероприятию придает то обстоятельство, что Управление Росреестра по Томской области с 1 июля 2021 года осуществляет свою надзорную деятельность в рамках нового Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон), а органы муниципального земельного контроля, в том числе Департамент недвижимости администрации Города Томска и Администрация Томского района, в настоящее время находятся в переходном положении (соответствующие положения о муниципальном земельном контроле проходят процедуру согласования) и до конца года также планируют начать деятельность в соответствии с новым Законом.

В рамках встречи были рассмотрены виды нарушений земельного законодательства, полномочия органов муниципального земельного контроля, включая вопросы технического обеспечения специальным оборудованием, вопросы взаимодействия Управления Росреестра по Томской области и органов муниципального земельного контроля в целях привлечения к административной ответственности лиц, нарушивших требования земельного законодательства. Большое внимание было уделено вопросам профилактики правонарушений в сфере земельного законодательства, поскольку действующий Закон смещает акцент именно на проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

 

 

Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области Александр Ткачев

До 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее - ГК), на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости (часть 12 ст. 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон)).  В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой дом в случае, установленном частью 12 ст. 70 Закона, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 ст. 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

При этом жилой дом должен соответствовать, в частности, установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан, градостроительному регламенту.

Если в отношении жилого дома, созданного на садовом земельном участке либо земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, до дня вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществлен государственный кадастровый учет, то государственная регистрация прав (на такие объекты индивидуального жилищного строительства) осуществляется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты недвижимости. В случае, если право заявителя на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН, представление правоустанавливающего документа на такой земельный участок не требуется.

Сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком разрешения на строительство здания, сооружения (в случае, если для строительства таких здания, сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется получение такого разрешения), проектной документации таких объектов недвижимости. Представление в качестве приложения к техническому плану здания, сооружения проектной документации и (или) иной указанной в настоящей части документации (копии такой документации) не осуществляется. В техническом плане указываются сведения о такой документации. Сведения из такой документации включаются в текстовую и графическую части технического плана в объеме, предусмотренном формой технического плана, требованиями к его подготовке, составом содержащихся в нем сведений.

        

 

Ведущий специалист-эксперт Северского отдела Управления Росреестра по Томской области Надежда Алтухова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Управление Росреестра по Томской области (далее - Управление) регулярно поступают вопросы по осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на земельные участки.

Обращения граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления в большинстве случаев поступают письменно, посредством почтового направления, а также на сайт Росреестра.

Достаточно часто граждане обращаются в Управление с таким вопросом: «У меня имеется в собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». Разрешается ли строительство индивидуального жилищного дома на этом земельном участке? Ответ: Учитывая экономическое значение использования сельскохозяйственных угодий, эти угодья имеют приоритет в использовании и подлежат в соответствии с пунктом 1 статьи 79 Земельного Кодекса Российской Федерации особой охране. Поэтому, в силу того, что указанные земли являются особо охраняемыми для нужд сельского хозяйства, на них запрещено индивидуальное жилищное строительство. Для того чтобы поменять вид разрешенного использования необходимо пройти процедуру перевода указанных земель в земли населенных пунктов.

Многие граждане обращались с вопросами о прекращении прав на земельный участок вследствие отказа от права собственности на  земельный участок: «Мне достался по наследству земельный участок сельскохозяйственного назначения, но использовать по назначению я не собираюсь, что может привести к последствиям в виде штрафа. Каким образом можно отказаться от данного земельного участка?

Ответ: Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

Достаточно много вопросов поступало от граждан по государственному кадастровому учёту изменения описания местоположения границ земельных участков (межевания). Вот, например, вопрос: «Я приобрел земельный участок, но не могу понять правильно ли установлены его границы на местности. Куда мне обратится?

Ответ: Для начала нужно понять внесены ли сведения о границах в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). Вся необходимая информация содержится в выписке из ЕГРН. Если в реестре не окажется необходимых сведений, в выписке будет особая отметка: "Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства".

После этого установить границы земельного участка поможет кадастровый инженер, закрепив поворотные точки границ земельного участка в натуре межевыми знаками, в качестве которых могут использоваться металлический (деревянный) столб.

По окончании работ кадастровый инженер составляет акт сдачи межевых знаков на наблюдение за сохранностью. Данный документ подтверждает, что установленные в поворотных точках земельного участка межевые знаки соответствуют координатам земельного участка, содержащимся в ЕГРН».

Необходимо отметить, что Управлением проводятся различные мероприятия, нацеленные на информирование граждан -  «горячие» телефонные линии, выступления на радио и телевидении, размещение публикаций и различных информационных материалов в средствах массовой информации и на официальных сайтах органов местного самоуправления Томской области.

 

 

 

Начальник отдела регистрации

земельных участков    

Управления Росреестра по Томской области                                

Анастасия Юркевич

 

 

В 2020 году в России начался новый этап цифровизации госорганов. Совместно с Минцифрой каждое ведомство разрабатывает программы своей цифровой трансформации.

Так, например, координация судебной работы в Управлении Росреестра по Томской области осуществляется, в том числе, с использованием  программного обеспечения, разработанного для нужд центрального аппарата и территориальных органов Росреестра - Casepro. 

Работа в указанной программе позволяет отслеживать поступление, движение, результат рассмотрения исковых, административных исковых заявлений в сфере государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета недвижимого имущества, иных сферах, по которым Управление привлечено к участию в процессе в качестве административного ответчика, ответчика, заинтересованного лица или третьего лица. Кроме того, предусмотрена возможность автоматического формирования отчетности по данному направлению.

Цифровизация указанного процесса дает возможность наглядно отслеживать тенденции к росту или снижению судебных разбирательств с участием Управления, а, следовательно - проводить анализ причин такого роста/снижения, что в свою очередь позволяет еще более качественно оказывать соответствующие государственные услуги.

В 2021 году будет завершен реинжиниринг официального сайта Росреестра. Переход на новую систему увеличит долю электронных сервисов ведомства, повысит удовлетворенность граждан. Это позволит обеспечить качественно новый уровень оказания услуг Росреестра.

 

  

 

Начальник отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций  Управления Росреестра по Томской области Татьяна Казакова

 

Сотрудниками Управления Росреестра по Томской области в июне 2021 поставлена на государственный кадастровый учет новая школа и уже 27.08.2021 внесены записи о правах на новое здание Губернаторского Светленского лицея, построенное и введенное в эксплуатацию по нацпроекту «Демография».
Данный нацпроект включает в себя пять федеральных проектов, в том числе рассчитанных на увеличение рождаемости и улучшение благосостояния семей, срок реализации которого рассчитан на 2019-2024 годы.
Так, на сегодняшний день в Едином государственном реестре недвижимости уже числится запись о четырехэтажной школе на 1100 мест общей площадью 16 806,8 кв.м. по адресу: Российская Федерация, Томская область, Томский муниципальный район, Заречное сельское поселение, д. Кисловка, МКР «Северный», ул. Марины Цветаевой, д. 11/1.
 

 

Начальник отдела

регистрации объектов недвижимости

нежилого назначения и ипотеки  

Управления Росреестра по Томской области                                                      

Татьяна Никитюк                            

На вопрос отвечает Ия Колыванова, начальник отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области: «Личный кабинет пользователя Росреестра (ЛК РР) получает сведения об объектах пользователя на основании имеющихся в профиле пользователя данных о СНИЛС, фамилии, имени, отчеству и документе, удостоверяющем личность.

По этим данным ЛК РР делает автоматический запрос в информационные ресурсы и, в случае получения положительного ответа, отображает полученные данные в разделе «Мои объекты».

Иногда данные, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), не соответствуют данным, указанным в личном кабинете. Поэтому ЛК РР не может идентифицировать пользователя как правообладателя квартиры.

Для разрешения подобных ситуаций необходимо проверить данные в ЛК РР, и, при наличии неточностей, уточнить их. А в случае изменения данных, указанных в заявлении, поданном при регистрации права на квартиру, необходимо внести изменения в ЕГРН».