Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Томской области уполномоченным органом в сфере государственной кадастровой оценки является Департамент по управлению государственной собственностью Томской области(https://dugs.tomsk.gov.ru/).
Ранее Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области распоряжением от 11.06.2020 № 483 было принято решение о проведении на территории Томской области в 2021 году государственной кадастровой оценки земельных участков из состава земель лесного, водного фондов и земель запаса. Однако с принятием Федерального закона от 31.07.2020 №269-ФЗ, устанавливающего иную периодичность проведения государственной кадастровой оценки, это распоряжение в декабре 2020 года признано утратившим силу.
С 1 января 2022 года предусмотрена единая периодичность проведения государственной кадастровой оценки. Очередная оценка будет проводиться через 4 года с года проведения последней оценки, города федерального значения смогут сократить этот срок вдвое.
Так, во всех субъектах РФ без учета ограничений по периодичности в обязательном порядке будет проведена в 2022 году – государственная кадастровая оценка земельных участков, в 2023 году – государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.
Узнать о том, что принято решение о проведении кадастровой оценки, правообладатели могут на официальном сайте уполномоченного органа субъекта РФ, который принял решение; в Фонде данных государственной кадастровой оценки (https://rosreestr.ru/wps/portal/cc_ib_svedFDGKO); в официальных СМИ субъекта РФ. Такая информация размещается в этих источниках в течение 30 календарных дней со дня принятия решения о проведении кадастровой оценки.
На официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://dugs.tomsk.gov.ru/) в разделе «Кадастровая оценка» опубликовано распоряжение от 01.02.2021 №48, которым принято решение о проведении на территории Томской области в 2022 году государственной кадастровой оценки земельных участков.
На определение кадастровой стоимости уполномочено Областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (ОГБУ «ТОЦИК») (https://www.gko70.ru/).
Подготовку к проведению государственной кадастровой оценки бюджетное учреждение осуществляет на постоянной основе. В рамках подготовки собирается, обрабатывается и учитывается информация обо всех объектах недвижимости, в том числе кадастровая стоимость, которых была установлена в размере рыночной стоимости.
На этапе подготовки в целях уточнения характеристик правообладатель вправе предоставить в бюджетное учреждение декларацию о характеристиках объекта недвижимости с приложением. Декларацию можно подать в ОГБУ «ТОЦИК» лично, через МФЦ, Интернет, а также почтовым отправлением по адресу: 634009, г.Томск, ул. Розы Люксембург, д.17, стр.2. Это позволит исключить ошибки в сведениях об объекте недвижимости, которые учитываются при определении кадастровой стоимости.
Специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области Елена Сапогова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
С 29 июня в России начался процесс выявления правообладателей неоформленной недвижимости. Сведения о таких правообладателях будут включаться в государственный реестр.
Полномочиями по выявлению собственников Федеральным законом от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 518-ФЗ) наделены муниципалитеты.
В настоящее время в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) вносятся подробные данные о владельцах недвижимости (квартир, домов и земельных участков), позволяющие чётко идентифицировать собственников. Однако в 1990-х действовал другой порядок оформления документов — в них указывались только фамилия, имя и отчество владельца. Такой порядок снижает степень защиты права собственности на недвижимость и создает риск невозможности учета прав в экстренных ситуациях. Например, при изъятии земельного участка для государственных нужд.
Исполняющая обязанности руководителя Управления Росреестра по Томской области Елена Ковальчук: «Реализация положений закона приведет к наполнению государственного реестра недвижимости актуальными сведениями о ранее учтенных объектах недвижимости и их правообладателях. Это, в свою очередь, повысит степень защиты прав собственности и иных вещных прав на такой объект и приведет к повышению эффективности налогообложения недвижимого имущества, обеспечив тем самым дополнительные поступления в региональные и местные бюджеты».
В частности, новый закон дополняет Федеральный закон от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» статьей 69.1, в соответствии с которой муниципалитеты наделяются полномочиями по:
– выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые в соответствии со ст.69 Закона №218-ФЗ считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
– обеспечению внесения в ЕГРН сведений о выявленных правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на ранее учтенные объекты, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ (до 3 сентября 1998 года).
– подготовке проекта решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;
– принятию решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;
– направлению в орган регистрации прав заявления о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости.
При этом лицо, выявленное в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо иное заинтересованное лицо в случае несогласия с результатами проведенных органами местного самоуправления мероприятий вправе представить возражения в письменной форме.
В случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившее свое существование, уполномоченный орган обязан снять такой объект недвижимости с кадастрового учета. При этом снятие с кадастрового учета такого объекта осуществляется на основании акта осмотра объекта, а не на основании акта обследования.
Также уполномоченные органы вправе осуществлять комплексные кадастровые работы в отношении ранее учтенных объектов недвижимости и в дальнейшем обращаться в орган регистрации без доверенности от имени правообладателей земельных участков с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельных участков.
Узнать, внесены ли сведения о недвижимости в ЕГРН можно с помощью электронных сервисов Росреестра и Федеральной кадастровой палаты по выдаче сведений из ЕГРН.
Начальник отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области Анастасия Юркевич
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН) объединила базы данных Государственного кадастра объектов недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в единый информационный ресурс.
ЕГРН является на сегодняшний день сводом систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на него, основаниях возникновения права, правообладателях и иных предусмотренных законодательством сведений.
Благодаря внедрению ФГИС ЕГРН по всей стране стало возможным оперативно получить информацию о характеристиках объектов недвижимости, проверить собственников или уточнить наличие обременений перед сделкой с недвижимостью.
Сведения из ЕГРН в электронном виде можно получить на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) через различные электронные сервисы. Это единственный источник достоверной информации об объектах недвижимости.
Способы получения сведений из ЕГРН в электронном виде:
- путем заполнения формы запроса, размещенной в разделе «Государственные услуги – Получить выписку из ЕГРН»;
- в «Личном кабинете правообладателя» на сайте Росреестра (для получения доступа к сервису необходимо пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на портале госуслуг);
- через ФГИС ЕГРН в разделе «Государственные услуги – Запрос посредством доступа к ФГИС ЕГРН» (для использования сервиса необходимо через «Личный кабинет» на официальном сайте Росреестра сформировать ключ доступа);
- сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», с помощью которого можно в режиме реального времени бесплатно получить справочную информацию по объекту недвижимости, в том числе о кадастровом номере, адресе, площади, кадастровой стоимости, а также о наличии зарегистрированных прав и ограничений на объект недвижимости.
Выписка из ЕГРН онлайн готовится в течение трех рабочих дней со дня получения запроса.
Данные ЕГРН в электронной форме заявитель получает в виде файла в формате XML, созданного с использованием XML-схем. Такой документ заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью Росреестра. В соответствии с законом № 63-ФЗ «Об электронной подписи», электронная выписка из ЕГРН равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной должностным лицом органа регистрации прав и заверенной печатью.
Заместитель начальника отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН
Управления Росреестра по Томской области
Наталья Соболевская
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Особенности осуществления регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебного акта предусмотрены статьей 58 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закона о регистрации). В частности, установлено, что права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права, осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав. В качестве одного из оснований для регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты (подпункт 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ, пункт 5 части 2 статьи 14 Закона о регистрации).
Таким образом, представленный на государственную регистрацию судебный акт должен иметь отметку о вступлении его в законную силу.
Особое внимание заслуживает момент возникновения права собственности на основании судебного решения у заинтересованного лица. Право, установленное решением суда, возникает с момента, определенного решением. Если момент возникновения права не указан в решении, то права на недвижимость возникают по общему правилу, с момента государственной регистрации.
Принятие судом решения в пользу заинтересованного лица не избавляет его от дальнейшей необходимости обратиться в регистрирующий орган и предоставить для регистрации необходимые документы. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны отражать информацию, необходимую для внесения ЕГРН. Эти документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
Очевидно, что к таким сведениям относятся сведения об объекте, о субъекте-правообладателе и о праве на объект. Так, описание недвижимого имущества (площадь, кадастровый номер, местоположение) должно соответствовать описанию в технических документах, чтобы государственный регистратор мог однозначно идентифицировать объект недвижимости.
Судебный акт может являться основанием как для государственной регистрации права на недвижимое имущество, так и для погашения имеющихся записей в ЕГРН.
В случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом (ч. 3 ст. 58 Закона о регистрации).
Исключение составляют судебные акты, которыми непосредственно на орган регистрации прав возложена обязанность произвести те или иные регистрационные действия, например, о признании решения, о приостановлении или об отказе в проведении учетно-регистрационных действий незаконными и об обязании регистрирующего органа осуществить указанные действия. Такие акты имеют для регистрирующего органа исполнительный характер и подлежат немедленному исполнению.
По результатам разрешения спора о праве на недвижимость, судами выносятся акты в рамках искового производства по гражданскому делу, без возложения на орган по регистрации прав каких-либо обязанностей.
Обращаем внимание, что решение суда в отношении прав на недвижимость, например о признании права собственности на объект недвижимости или о признании сделки недействительной, применении последствий ее недействительности не означает «автоматического» исполнения решения суда органом регистрации прав.
В этом случае заинтересованное лицо должно обратиться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации прав, представив вступивший в законную силу судебный акт, а также иные документы, в случае необходимости, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации (в форме документов на бумажном носителе, либо в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо почтовым отправлением).
Главный специалист-эксперт Северского отдела
Управления Росреестра по Томской области
Светлана Балашова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
12 июля 2021 года с 09:00 до 13:00 часов главный специалист-эксперт Молчановского межмуниципального отдела Кондратьева Ирина Юрьевна ответит на вопросы граждан, касающиеся государственного земельного надзора по телефону 8(38 251) 2-16-01.
12 июля 2021 года с 09:00 до 17:00 часов начальник Асиновского межмуниципального отдела Елькина Людмила Юрьевна ответит на вопросы граждан по теме: «Раздел наследства по соглашению между наследниками» по телефону 8(38 241) 2-39-77.
14 июля 2021 года с 14:00 до 18:00 часов исполняющая обязанности начальника Стрежевского межмуниципального отдела Фрис Наталья Владимировна ответит на вопросы граждан по теме: «Электронные услуги Росреестра» по телефону 8(38 259) 5-31-63.
20 июля 2021 года с 10:00 до 17:00 часов главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Крупиненко Татьяна Владимировна ответит на вопросы граждан по теме: «Методы и точность определения координат границ объектов недвижимости при выполнении кадастровых работ» по телефону 8(38 22) 51-36-22.
20 июля 2021 года с 12:00 до 13:00 часов главный специалист-эксперт Колпашевского межмуниципального отдела Богданова Наталья Анатольевна ответит на вопросы граждан, касающиеся государственного земельного надзора по телефону 8(38 258) 2-17-04.
27 июля 2021 года с 15:00 до 17:00 часов начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Никитюк Татьяна Михайловна ответит на вопросы граждан по теме: «Государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав, обременений (ограничений) на объекты недвижимости нежилого назначения» по телефону: 8(38 22) 65-56-15.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Конституцией РФ установлено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).
Согласно положениям Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд) (пп. 3.2 п. 2 ст. 235 ГК РФ).
В соответствии со статьей 56.3, "Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
1) утвержденными документами территориального планирования;
2) утвержденными проектами планировки территории.
Согласно статьи 279 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Начальник Асиновского
межмуниципального отдела
Управления Росреестра
по Томской области Л.Ю. Елькина
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей (часть 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей (часть 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Чтобы избежать негативных последствий в виде дополнительных штрафных санкций, выявленное в ходе проверки нарушение земельного законодательства должно быть устранено правонарушителем в срок, установленный соответствующим предписанием.
Иногда возникают объективные причины, не позволяющие исполнить предписание в срок, установленный органом государственного земельного надзора.
Для таких случаев законодатель предусмотрел возможность продления срока исполнения предписания на основании ходатайства лица, которому такое предписание выдано, либо по решению уполномоченного должностного лица Росреестра (в случае наличия документально подтверждённых оснований в необходимости продления срока).
Ходатайство подаётся государственному инспектору, выдавшему предписание, заблаговременно, не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения, к которому в обязательном порядке прилагаются документы, подтверждающие принятие всех возможных в установленный срок мер, необходимых для устранения правонарушения.
Ходатайство о продлении срока рассматривается государственным инспектором по использованию и охране земель в течение трёх рабочих дней с момента поступления, по результатам рассмотрения которого выносится определение об удовлетворении ходатайства и продлении срока исполнения предписания либо об отклонении ходатайства и оставлении срока устранения нарушения земельного законодательства без изменения (в случае, если в установленный предписанием срок нарушения возможно устранить, но нарушителем не предприняты все зависящие от него меры, необходимые для устранения выявленного нарушения).
Контроль за исполнением предписаний осуществляется до полного устранения нарушения земельного законодательства, то есть количество выдаваемых предписаний по одному и тому же длящемуся нарушению законом не ограничено. Поэтому административное преследование злостных нарушителей требований земельного законодательства может длиться годами.
Таким образом, выдача государственными инспекторами по использованию и охране земель предписаний об устранении нарушений земельного законодательства представляет собой действенный механизм, обеспечивающий достижение главной цели государственного земельного надзора – пресечение и устранение нарушений земельного законодательства, а также обязывающий и одновременно стимулирующий граждан, должностных лиц и юридических лиц осуществлять использование земельных участков в рамках действующего земельного законодательства.
Главный специалист-эксперт Парабельского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Светлана Васильева
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Создание многофункциональных центров (МФЦ) на территории Томской области обусловлено проведением в Российской Федерации административной реформы, одной из целей которой является повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
Появление МФЦ существенно упрощает процедуры и сокращает сроки получения гражданами и юридическими лицами массовых государственных и муниципальных услуг.
МФЦ уполномочен на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме. Получение услуг происходит по принципам: прозрачность процесса, отсутствие длительных очередей и экспертная помощь в жизненных ситуациях квалифицированными специалистами МФЦ.
Особенности представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения в МФЦ установлены Соглашениями о взаимодействии, заключенными между территориальными органами Росреестра и многофункциональными центрами. Управлением Росреестра по Томской области, Филиалом «ФКП Росреестра» по Томской области и Областным МФЦ утверждена схема взаимодействия межу названными учреждениями.
Срок передачи МФЦ принятых им заявлений и иных необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в Росреестр не должен превышать один рабочий день.
Возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения органом регистрации прав таких документов. В случае, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем, то в течение трех рабочих дней по истечении вышеуказанного срока.
При наличии в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав указания о выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав через МФЦ, Росреестр обязан передать документы в МФЦ для выдачи заявителю (его представителю). Порядок и сроки передачи Росреестром таких документов через МФЦ определяются Соглашением о взаимодействии, но они не должны превышать один рабочий день со дня осуществления государственной регистрации прав или кадастрового учета.
Начальник Шегарского
межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Владимир Михеев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Действующим законодательством предусмотрено, что за осуществлением государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав могут обратиться не только сами собственники (или стороны сделки), но и их представители при наличии доверенности.
В случае представления заявления о государственной регистрации прав и (или) об осуществлении государственного кадастрового учета представителем собственника (или стороны сделки) должна быть представлена нотариально удостоверенная доверенность.
Согласно статье 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами, т.е. доверенность является документом, который подтверждает наличие у представителя прав действовать от чужого имени, определяет условия и границы реализации этих прав.
Гражданским кодексом Российской Федерации к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:
1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, которые удостоверены начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом;
2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;
3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы;
4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, которые удостоверены администрацией этой организации или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.
Нотариальное удостоверение доверенности не требуется для ее представления вместе с заявлением о государственной регистрации прав, в случае, если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа.
Следует отметить, что доверенности прекращает свое действие в связи с отзывом доверенности доверителем, прекращением юридического лица, смертью, признанием недееспособным или ограничено дееспособным или безвестно отсутствующим гражданина, которым (которыми) была выдана доверенность, вследствие истечения ее срока.
Действительность доверенности можно проверить в сети Интернет на сайте Федеральной нотариальной палаты.
И.о. начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области Галина Телицына
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
С 01.11.2019 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон 151-ФЗ) о невозможности выдачи микрофинансовыми организациями займов под залог имущества.
Так, согласно п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона 151-ФЗ микрофинансовая организация не вправе выдавать займы физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обязательства заемщика по которым обеспечены залогом (за исключением случаев, когда учредителем (акционером, участником) микрофинансовой организации, предоставляющей заем, является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование):
а) жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя по такому займу;
б) доли в праве на общее имущество участника общей долевой собственности жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя по такому займу;
в) права требования участника долевого строительства в отношении жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя, вытекающего из договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
При этом под микрофинансовой организацией Закон № 151 - ФЗ понимает юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Законом № 151 - ФЗ. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании.
Нарушение указанного запрета является основанием для приостановления государственной регистрации ипотеки в соответствии положениями статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Однако если документы, предоставленные на государственную регистрацию ипотеки в отношении предмета залога свидетельствуют о том, что займ микрофинансовой организацией предоставлен физическому лицу -индивидуальному предпринимателю («самозанятому» гражданину) в связи и для целей осуществления им предпринимательской деятельности, государственная регистрация такой ипотеки возможна.
Заместитель начальника отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки
Управления Росреестра по Томской области
Мария Коломиец
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
29 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон о выявлении), в соответствии с которым будут проводиться работы по выявлению собственников ранее учтенных объектов недвижимости.
Ранее учтенными объектами недвижимости считаются те, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть до 31 января 1998 года, и признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Реализацией закона займутся органы государственной власти и органы местного самоуправления. Муниципалитеты проведут всю необходимую работу - самостоятельно проанализируют сведения в своих архивах, запросят информацию в налоговых органах, ПФ России, органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, у нотариусов и т.д. В случае выявления собственников ранее учтенных объектов муниципалитеты проинформируют их об этом, при этом лицом, выявленным в качестве правообладателя, могут быть представлены соответствующие возражения.
Если в течение установленного срока (45 дней) возражения не поступили, то орган местного самоуправления принимает решение о выявлении правообладателя и самостоятельно направляет в Росреестр заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) соответствующих сведений.
Закон о выявлении при этом не ограничивает граждан в возможности осуществить государственную регистрацию прав на указанные объекты недвижимости в любой период времени по их усмотрению.
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «В рамках мероприятий по реализации Закона о выявлении на территории нашего региона при Управлении Росреестра по Томской области (далее –Управление) создан Оперативный штаб, куда входят, в том числе, представители федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, на заседаниях которого решаются актуальные вопросы, возникающие в процессе подготовки к реализации Закона о выявлении.
На сегодняшний день Управлением уже проведена масштабная работа по сверке перечня сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в количестве 5 270, представленного Управлением ФНС России по Томской области, в данных о правообладателях которых недостаточно сведений для постановки их на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им объектов недвижимости, с целью дальнейшей передачи его в органы местного самоуправления для проведения работ по выявлению ранее учтенных объектов недвижимости.
Кроме того, Управлением осуществлена выборка объектов недвижимости из ЕГРН, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах. В настоящее время проводится анализ и верификация сведений о данных объектах, по завершению которой перечень объектов недвижимости также будет направлен в работу органам местного самоуправления».
По мнению Елены Золотковой, практическая реализация положений Закона о выявлении во многом повысит качество содержащихся в ЕГРН данных, с одной стороны, с другой – повысит степень защиты имущественных интересов (прав собственности и иных вещных прав) правообладателей ранее учтенной недвижимости.
Заместитель начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Наталья Соболевская