Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Российское законодательство выделяет две охранные зоны газопровода: зону газораспределительных сетей и зону магистральных газопроводов.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрены охранная зона трубопроводов (в т.ч. газопроводов) (п. 6 ст. 105 ЗК РФ), а также зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (в т.ч. газопроводов) (п. 25 ст. 105 ЗК РФ).
Пунктом 2 Правил охраны газораспределительных сетей, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878, установлено, что Правила действуют на всей территории РФ и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.
Подпунктом «е» п. 3 Правил определено, что охранной зоной газораспределительной сети является территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.
На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в п. 2 Правил, в том числе: строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения; огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей; разводить огонь и размещать источники огня; рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 м (п. 14 Правил).
Порядок охраны магистральных газопроводов с 20.09.2017 регулируется Правилами охраны магистральных газопроводов, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1083.
Пункт 2 Правил устанавливает, что в понятие «магистральный газопровод» включаются: линейная часть магистрального газопровода; компрессорные станции; газоизмерительные станции; газораспределительные станции, узлы и пункты редуцирования газа; станции охлаждения газа; подземные хранилища газа, включая трубопроводы, соединяющие объекты подземных хранилищ газа, а пункт 3 Правил устанавливает охранные зоны объектов магистральных газопроводов.
Указанные Правила возлагают на собственника (или иного законного владельца) земельного участка, на котором расположены объекты магистрального газопровода, ряд обязанностей, а также устанавливают запреты (п. 4 Правил) и некоторые ограничения в пользовании земельными участками - в частности, проведение горных, взрывных, строительных, монтажных, мелиоративных земляных, погрузочно-разгрузочных и иных работ и видов деятельности допускается лишь с письменного разрешения собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод (п. 6 Правил).
Установленные федеральным законодательством ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.
Начальник отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области Анастасия Юркевич
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», которым регулируются отношения, связанные с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В связи с этим федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии ждет ряд изменений.
Особый акцент законом сделан на стимулирование добросовестности контролируемых лиц и профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. К числу профилактических мероприятий отнесены информирование, обобщение правоприменительной практики, выпуск руководств по соблюдению обязательных требований, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, выдача рекомендаций по соблюдению обязательных требований, осуществление консультирования, профилактическое сопровождение, самообследование, профилактический визит и иные мероприятия.
Законом установлено, что срок проведения выездной и документарной проверок сократится и не будет превышать 10 рабочих дней.
С 1 июля заработает единый реестр контрольно-надзорных мероприятий, в который будут вноситься акты мероприятий по госгеонадзору и результаты рассмотрения жалоб на решения специалистов, осуществляющих госгеонадзор.
Если на момент начала проверки сведения о ней не будут внесены в новый реестр, то такая проверка согласно закону проводиться не будет.
Документы в отношении плановых и внеплановых проверок по линии госгеонадзора будут направляться в адрес проверяемой организации в электронной форме и заверяться усиленной квалифицированной электронной подписью. Сообщать субъектам геодезической деятельности о своих действиях и решениях специалисты, осуществляющие госгеонадзор, смогут через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а также посредством средств связи.
Субъектам геодезической деятельности необходимо будет направлять требуемые для проверки документы в Управление Росреестра по Томской области также в электронном виде.
Вместе с тем документооборот в сфере госгеонадзора на бумаге будет возможен до 31 декабря 2023 года.
Ведущий специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области Екатерина Крицкая
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В целях реализации нового закона создана федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН). Одним из способов пополнения сведений ЕГРН является межведомственное информационное взаимодействие.
Межведомственное взаимодействие представляет собой обмен документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами власти, органами государственных внебюджетных фондов в целях предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг.
Система межведомственного электронного взаимодействия ориентирована на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск, обработку и представление информации в электронной форме.
Статьями 32, 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрены правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН, в порядке межведомственного взаимодействия и правила их внесения в ЕГРН.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к числу сведений вносимым в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия относятся сведения о государственной кадастровой оценке объектов недвижимости.
В Томской области уполномоченным органом на проведение кадастровой оценки является Департамент по управлению государственной собственностью Томской области. Областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости.
В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и с вступлением в силу с 13.10.2020 нового Порядка формирования и предоставления перечней объектов недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 06.08.2020 № п/0283 изменились требования к характеристикам объектов недвижимости, необходимых для формирования перечней объектов, направляемых в уполномоченный орган для определения кадастровой стоимости.
Так, на территории Томской области в сведениях ЕГРН были выявлены объекты недвижимости с отсутствующими или некорректными сведениями, необходимыми для определения кадастровой стоимости - земельные участки (61 объект), помещения (86172 объекта), сооружения (7692 объекта).
Во исполнение приказа Росреестра от 06.08.2020 № п/0283 и наполнению ЕГРН полными и достоверными сведениями об объектах недвижимости Управлением Росреестра по Томской области совместно с Администрацией Томской области 12.08.2020 была утверждена Дорожная карта реализации мероприятий по проекту «Наполнение ЕГРН необходимыми сведениями» на территории Томской области, а с 22.03.2021 утверждена и реализуется новая редакция Дорожной карты.
Заместитель начальника Шегарского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области София Хадкевич
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Выгрузки сведений, установленных статьёй 85 Налогового кодекса Российской Федерации, об объектах недвижимости, в отношении которых Росреестром совершались учетно-регистрационные действия, в том числе вносились изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), регистрировался переход прав на них, передаются Росреестром в ФНС России в электронном виде посредством информационных систем.
На основе данной информации налоговый орган формирует и направляет уведомления собственникам недвижимости о необходимости заплатить налоги.
В целях подготовки к массовому направлению в 2021 году налоговых уведомлений и сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах земельного налога, Управлением Росреестра по Томской области переданы в Управление ФНС России по Томской области сведения о более чем 1 млн объектов недвижимости, что в 4,3 раза больше, чем годом ранее.
По словам руководителя Управления Росреестра по Томской области Елены Золотковой, это связано с ростом количества объектов недвижимости, вовлеченных в гражданский оборот, объектов, изменивших свои качественные или количественные характеристики, а также с проводимой Росреестром работой по верификации сведений ЕГРН и выгрузкой результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденных Приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22.11.2019 № 41.
Управление Росреестра по Томской области напоминает правообладателям о возможности проверки сведений о зарегистрированных правах, правильности отражения характеристик объекта недвижимости в информационных ресурсах Росреестра в режиме «online» посредством обращения к размещенному на сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) электронному сервису «Справочная информация по объектам недвижимости».
Заместитель начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Наталья Соболевская
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», главной целью которого является создание Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) и единой учетно-регистрационной системы. Сведения, содержащиеся в ЕГРН, являются общедоступными. Их предоставляют по запросам любых лиц за исключением сведений, доступ к которым ограничен. Сведения, содержащиеся в ЕГРН, можно получить в виде выписки из ЕГРН, обратившись в ближайшие офисы МФЦ с запросом о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН.
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальными органами (в пределах своих полномочий), либо подведомственным ей федеральным государственным бюджетным учреждением (далее - орган регистрации прав), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – официальный сайт) с использованием единой системы идентификации и аутентификации, а также посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН).
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН предоставляются заявителям, получившим уникальные коды (далее - ключи доступа). Предоставление ключей доступа осуществляется в электронной форме посредством личного кабинета, размещенного на официальном сайте и обеспечивающего хранение ранее направленных в орган регистрации прав обращений (далее - личный кабинет), заявителям, зарегистрированным в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН осуществляется в электронной форме через личный кабинет или с использованием веб-сервисов.
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе, в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, выписки из ЕГРН или ином виде, определяемом Минэкономразвития России.
Оплата за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляется в соответствии с порядком взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и размерах такой платы, установленным в соответствии с частью 2 статьи 63 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости»
Орган регистрации прав предоставляет сведения в срок не более трех рабочих дней со дня получения запроса, за исключением запроса нотариуса, направленного в электронной форме в автоматизированном режиме, по которому в соответствии с частью 14 статьи 62 Закона сведения предоставляются в электронной форме в автоматизированном режиме незамедлительно, но не позднее следующего рабочего дня после дня направления соответствующего запроса.
Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляется одним из способов, указанных в запросе.
Днем предоставления заявителю сведений в виде электронного документа считается дата отправки органом регистрации прав электронного документа или ссылки на такой документ, указанной в реквизитах соответствующего электронного сообщения.
Запрос представляется в орган регистрации прав по выбору заявителя:
-в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении в Многофункциональный центр (МФЦ);
-в виде бумажного документа путем его отправки по почте в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области, по адресу: 634029, г. Томск, ул.Белинского,8, тел./факс (3822) 52-62-52;
-в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте и едином портале;
-в электронной форме посредством отправки электронного документа с использованием веб-сервисов.
Запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН представляется в орган регистрации прав в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной в личном кабинете и на едином портале.
На основании одного запроса предоставляется один документ, в виде которого предоставляются сведения, содержащиеся в ЕГРН.
Содержание запроса в электронной форме должно соответствовать содержанию запроса в виде бумажного документа.
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
При предоставлении сведений в форме электронного документа такой документ заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью органа регистрации прав.
При предоставлении сведений в форме бумажного документа такой документ подписывается уполномоченным должностным лицом органа регистрации прав и заверяется оттиском печати данного органа.
Начальник Молчановского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Алексей Алишин
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В соответствии с частью 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных частью 17 ст. 51 ГрК РФ.
Согласно пункту 4.5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе, в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
Кроме этого, на основании пункта 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, Правительством Российской Федерации установлены иные случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство" установлено, что в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи получение разрешения на строительство не требуется.
Необходимо отметить, что согласно статье 48.1 ГрК РФ, к особо опасным и технически сложным объектам относятся сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.
Так, пунктом 14.1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" определено, что особо опасными, технически сложными сооружениями связи являются сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров.
Таким образом, не требуется получение разрешения на строительство в отношении объектов связи, указанных в пункте 4.5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ и, на основании пункта 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 1816, при этом необходимо отметить, что положения части 17 ст. 51 ГрК РФ не распространяются на сооружения связи - антенные опоры (мачты и башни) высотой от 50 до 75 метров.
Начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Управления Росреестра по Томской области Татьяна Никитюк
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются зонами с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) в случае принятия ими решений (актов), в том числе, об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий (ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее – Закон о регистрации).
В записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются дополнительные сведения, в том числе, сведения о расположении земельного участка полностью или частично в границах зоны с особыми условиями использования территории (в том числе при наличии территории в границах зоны с особыми условиями использования территории, в отношении которой устанавливаются различные ограничения использования земельных участков для достижения различных целей установления такой зоны (далее также - подзоны) - сведения о расположении земельного участка полностью или частично в границах подзоны.
Так, в охранные зоны объектов электросетевого хозяйства обеспечивают безопасное функционирование и эксплуатацию таких объектов. В охранных зонах объектов электросетевого хозяйства обеспечены условия безопасной эксплуатации таких объектов. Исключена возможность повреждения линий электропередачи.
Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.
Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений.
После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны. Документ содержит также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН. При поступлении указанного документа орган регистрации прав принимает решение о внесении в реестр границ ЕГРН сведений о границах охранной зоны.
Сведения о наличии/отсутствии зоны с особыми условиями территории на земельном участке можно получить в порядке ст. 62, 63 Закона о регистрации.
Обращаем внимание, что наличие зоны с особыми условиями использования территории на земельном участке не лишает собственника гражданских прав по распоряжению земельным участком в соответствии со ст. 32, 549 Гражданского кодекса Российской Федерации (подарить, продать или распорядиться иным образом).
Заместитель начальника отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области Инесса Гончарова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей (часть 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей (часть 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Статьей 7 Земельного кодекса РФ зафиксированы 7 категорий земель, соответствующих различным целям назначения: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли, предназначенные для размещения объектов промышленности, связи, энергетики и других направлений деятельности специального назначения; земли охраняемых территорий; земли, отнесенные к лесному фонду; земли водного фонда; земли, отнесенные к фонду запаса.
Присвоение участку определенной категории, а также его перевод из одной категории в другую осуществляется в соответствии с нормативными актами федерального, регионального или муниципального уровня. Нецелевое использование земельного участка влечет наложение штрафа, досрочное прекращение прав на землю и изъятие надела либо обязанность компенсировать ущерб, причиненный почвенному слою. Правовой режим разрешенной эксплуатации участков регламентируется нормативными актами и подразумевает разграничение по категориям.
Выделим наиболее важные моменты, которые нужно соблюдать при использовании земель:
- в качестве нарушителя могут привлекать граждане, должностные лица или предприятия, владеющие участками на праве собственности или ином основании;
- для назначения наказания не имеет значения, наступили ли негативные последствия – санкции последуют за сам факт нецелевого использования;
- санкции назначаются за эксплуатацию надела с нарушением категории или вида разрешенного использования.
Единственным видом санкций по ст. 8.8 КоАП РФ является штраф – его размер будет определен исходя из показателя кадастровой стоимости объекта либо в фиксированной денежной сумме (если кадастровая стоимость отсутствует в ЕГРН). Например, по части 1 ст. 8.8 КоАП РФ для частных лиц штраф составит от 0,5 до 1 % от кадастровой стоимости земли (но не менее 10 000 рублей), либо от 10 000 до 20 000 рублей (если кадастровая стоимость не определена).
Помимо общих оснований для административного наказания, более жесткие санкции последуют при следующих обстоятельствах:
- по части 2 ст. 8.8 КоАП РФ – существенное увеличение штрафных санкций связано с нецелевой эксплуатацией надела сельскохозяйственного назначения;
- по части 1 ст. 8.8 КоАП РФ – самостоятельным видом ответственности выступает неиспользование земли сельскохозяйственного назначения в течение одного года с момента возникновения права собственности, если участок был приобретен на публичных торгах после изъятия у предыдущего владельца;
- неиспользование участка, выделенного под индивидуальное жилищное строительство (далее – ИЖС), строительство иных объектов, для огородничества, садоводства – если в нормативных актах установлен срок, когда владелец обязан приступить к эксплуатации участка.
Крайней мерой, которая может применяться за нецелевое использование, является принудительное изъятие участка. Оно может последовать, если собственник или владелец земли не выполнили требование (предписание) уполномоченных государственных и муниципальных ведомств о прекращении нарушения. Основания для изъятия земельного надела указаны в ГК РФ и ЗК РФ:
- у собственника земля может изыматься при неиспользовании участка сельскохозяйственного назначения или ИЖС в течение трех лет либо при нецелевом использовании любых категорий земель;
- за нецелевое использование участок может принудительно изыматься у владельца на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения;
- если земля выделялась на праве аренды, нецелевое использование может повлечь принудительное расторжение договора и изъятие арендованного надела.
Процедура принудительного изъятия проводится только при отказе (уклонении) устранить выявленное нарушение и привлечении к административной ответственности.
Если субъект владеет участком не на праве собственности, он не сможет рассчитывать на выплату выкупной цены за принудительное изъятие. Собственнику гарантирована компенсация за изымаемый участок, однако из выкупной цены будут удержаны расходы на восстановление качественных характеристик земли. Одновременно с изъятием участка может происходить повторное применение мер воздействия по КоАП РФ – данная санкция применяется за каждый выявленный факт правонарушения.
Факты нецелевого использования участков выявляются в ходе плановых или внеочередных проверок земельного фонда, при рассмотрении обращений граждан или иных заинтересованных лиц. Направление органов земнадзора требования о прекращении нецелевого использования не означает, что участок будет изъят у владельца. Указанное требование может быть обжаловано, либо владелец участка может оспорить постановление о привлечении к административной ответственности.
Начальник Парабельского межмуниципального
отдела Управления Росреестра по Томской области
Михаил Новиков
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
01 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Главные задачи поправок: сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и дать компаниям и ИП больше гарантий при взаимодействии с органами.
Весь 2021 год юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут проверять дистанционно, используя в том числе аудио- и видеосвязь. Если проверки будут проводиться во 2 полугодии 2021 года, то необходимо обратить внимание на следующие два момента:
- проверка займет максимум 10 рабочих дней;
- плановая проверка может быть заменена на инспекционный визит, а он занимает всего один рабочий день в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте.
Под инспекционным визитом понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта.
Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения.
Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ от 31.07.2020 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Главный специалист-эксперт Северского отдела Управления Росреестра по Томской области Раиса Панина
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Росреестр информирует, что осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на жилой или садовый дом допускается до 1 марта 2026 года, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства. Правоустанавливающий документ на участок представляется только в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) не зарегистрировано право заявителя на этот участок. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется.
Постройки на садовом участке должны иметь определенные параметры. В частности, объект индивидуального жилищного строительства – это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Также при планировании строительства садовых и жилых домов, расположенных на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства, необходимо учитывать ограничения, установленные законодательством для садового земельного участка (например, в связи с нахождением такого участка в границах зоны с особыми условиями использования территорий).
Документы на регистрацию права собственности и кадастровый учет можно представить в офисах МФЦ. В связи с принятием мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, и с целью исключения скопления большого количества людей с 13 апреля 2020 года прием и выдача готовых документов в офисах МФЦ осуществляется только по предварительной записи!
Региональный центр телефонного обслуживания: 8-800-350-08-50, 602-999. С графиком работы отделов МФЦ можно ознакомиться на сайте http://www.mfc.tomsk.ru
Записаться на прием, выдачу готовых документов или получить консультацию по услугам можно по телефонам:
- 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный);
- 8 (3822) 602-999;
- 8 (3822) 602-955.
Исполняющая обязанности начальника Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Н.В. Фрис