Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Практически в жизни каждого из нас недвижимость - один из самых ценных объектов гражданских прав. Права на недвижимое имущество и сделки с ним затрагивают интересы почти всех граждан и юридических лиц.
Для чего нужна регистрация права собственности на недвижимость? А нельзя ли как-нибудь обойтись без неё? Такими вопросами задаётся большинство наших сограждан, уверенных в том, что регистрация прав необходима государству для сбора налогов.

Каковы же основные причины, по которым государственная регистрация прав на недвижимость является необходимой.

Во-первых, возникновение, изменение, прекращение прав на недвижимое имущество происходит лишь с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), если иное не установлено законом (для ранее возникших прав). Именно с этого момента новый собственник может осуществлять правомочия владения, пользования, распоряжения недвижимым имуществом (продавать, дарить, отдавать в залог, в аренду, передать по наследству и т.д.).

Во-вторых, государственная регистрация - единственное доказательство существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.

В-третьих, земельные участки, поставленные на кадастровый учёт до 1 марта 2008 года (ранее учтенные земельные участки), могут быть сняты с государственного кадастрового учета в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.

В-четвёртых, отсутствие в ЕГРН сведений о правах в отношении объектов капитального строительства в течение 5 лет со дня присвоения им кадастровых номеров влечет обязанность органа регистрации прав по истечении указанного срока направить сведения о таких объектах в органы местного самоуправления, которые в свою очередь могут поставить указанные объекты на учет в качестве бесхозяйных, а в последующем признать права на них.

В-пятых, в случае если объект недвижимости был поставлен на кадастровый учет до 01.01.2017, и права на него не были зарегистрированы, сведения ЕГРН о таком объекте носят характер «временных». Если права на такие объекты не будут зарегистрированы до 01.03.2022 года, сведения о них могут быть аннулированы и исключены из ЕГРН. Это означает, что для целей регистрации прав на недвижимость правообладателю придется обращаться повторно к кадастровому инженеру для оформления необходимых документов, обращаться с заявлением о постановке объекта на кадастровый учет и о регистрации прав в орган регистрации прав.

В-шестых, наличие зарегистрированного права собственности на объекты недвижимости является необходимым условием предоставления компенсационных выплат в случае утраты объектов недвижимости в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий, а также в ситуациях резервирования земель государством для строительства на них социально значимых объектов. В случае отсутствия зарегистрированного права на недвижимость получить компенсацию за незарегистрированный дом, гараж практически невозможно.

В-седьмых, много вопросов возникает после смерти правообладателя. Не успев оформить имущество при жизни, такой наследодатель перекладывает данную необходимость на родственников. А сразу оформить (исправить) документы всегда лучше, чем по истечении времени. Люди, сталкивающиеся с оформлением наследства, знают, что данный процесс облегчается, когда у умершего все оформлено надлежащим образом.

Полагаем, что приведённые выше причины являются существенными, и заставляют задуматься над тем, чтобы своевременно оформить свои права на имеющиеся объекты недвижимости в установленном законом порядке, чтобы в дальнейшем избежать возможных неприятностей.
На территории Томской области органом, осуществляющим функции по государственной регистрации прав и кадастровому учёту, является Управление Росреестра по Томской области.

Для проведения государственной регистрации можно обратиться:

- лично либо через представителя с соответствующим заявлением через многофункциональный центр, либо при выездном приеме в федеральное государственное бюджетное учреждение (Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области). С графиком работы  отделов ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» можно ознакомиться на сайте http://www.md.tomsk.ru. Региональный центр телефонного обслуживания: 8-800-350-08-50, 602-999;

- посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;

- в электронной форме через Интернет, в том числе через Единый портал госуслуг или сайт Росреестра.

 

 

Начальник отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области Анастасия Юркевич

 

 

 

 

 

 

 

В целях проведения анализа эффективности использования земельных участков, в том числе находящихся в федеральной собственности, для определения возможности вовлечения их в оборот в целях жилищного строительства, при Управлении Росреестра по Томской области (далее – Управление) был создан постоянно действующий оперативный штаб.

Руководитель Управления Росреестра по томской области Елена Золоткова рассказала: «Оперативный штаб совместно с органами местного самоуправления на постоянной основе осуществляет уточнение и актуализацию данных в форме сбора информации. В перечень населенных пунктов, имеющих потенциал развития жилищного строительства, вошли: г. Томск, г. Северск, Томский район, Зональненское сельское поселение, п. Зональная Станция и Томский район, Заречное сельское поселение, д. Кисловка. В настоящее время в перечень участков, имеющих потенциал для развития, вошел 141 земельный участок».

В целях реализации возможности доступа к информации об указанных земельных участках неограниченного круга лиц, в том числе потенциальных инвесторов, а также в целях обеспечения достижения показателей национального проекта «Жилье и городская среда» Администрацией Томской области подписано Соглашение о взаимодействии с Росреестром.

Справочно: Ключевые цели национального проекта «Жильё и городская среда» – обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, увеличение объема жилищного строительства, повышение комфортности городской среды, создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

 

Согласно законодательству Российской Федерации при отчуждении объекта капитального строительства приобретателю передаются права не только на строение, но и на земельный участок, на котором расположен данный объект.

Установить связь объекта капитального строительства с земельными участками, на которых они расположены – значит точно определить местоположение относительно конкретного земельного участка. Такая связь устанавливается:

- при постановке на кадастровый учет вновь возведенного объекта недвижимости;

- при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения объекта капитального строительства на земельном участке;

Связь также может быть установлена при уточнении сведений о земельном участке, в том числе о местоположении его границ.

В настоящее время Росреестром проводятся мероприятия по проекту «Наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями», в рамках которого организована  работа по проведению анализа имеющихся сведений об объектах капитального строительства и земельных участках, на которых они расположены.

В ходе работ, при взаимодействии Росреестра с органами местного самоуправления, при наличии документов, подтверждающих связь объектов с земельными участками, такие сведения будут внесены в Единый государственный реестр недвижимости в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Узнать о наличии или отсутствии такой связи можно, запросив на сайте Росреестра (www.rosreestr.gov.ru) или в офисах МФЦ Выписку об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

 

Специалист-эксперт Молчановского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Татьяна Бойчик

Общественный совет при Управлении Росреестра по Томской области (далее – Общественный совет) действует с 2012 года.

Основными целями деятельности Общественного совета являются: привлечение общественности к созданию механизмов повышения эффективности и качества исполнения Управлением полномочий, поддержка гражданских инициатив, направленных на создание и совершенствование единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимости, а также инфраструктуры пространственных данных.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова отметила: «Общественный совет выступает в качестве канала обратной связи с населением, бизнесом и профессиональными участниками рынка. Заседания Общественного совета проводятся регулярно в соответствии с утверждённым планом мероприятий. В ходе заседаний обсуждаются проблемные вопросы, возникающие в процессе деятельности, после чего подготавливаются рекомендации по совершенствованию работы Управления».

В мае 2021 года прошло заседание Общественного совета, на котором были рассмотрены вопросы деятельности Управления по предоставлению государственных услуг в электронном виде, а также результаты работы Управления по направлению реализации полномочий по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций за 2020 год. Было принято решение рекомендовать его членам проводить популяризацию электронных услуг и сервисов Росреестра.

В июне 2021 года сформирован новый состав Общественного совета из числа выдвинутых в члены кандидатов, куда вошли:

-Президент Томской областной нотариальной палаты;

-председатель Томского регионального сообщества Ассоциации «Русское общество оценщиков»;

-представители Союза «Томская торгово-промышленная палата», некоммерческого партнерства «Союз комплексного проектирования и землеустройства сельских территорий» и НП «Правовой центр «Рим».

По словам руководителя Росреестра Олега Скуфинского, взаимодействие с профессиональным сообществом повышает уровень открытости и качество предоставления услуг гражданам.

Как сообщила на очередном заседании Общественного совета при Росреестре заместитель руководителя ведомства Елена  Мартынова, Росреестр нацелен на расширение взаимодействия и создание объединения региональных общественных советов.

 

 

 

 

В марте 2020 года в рамках указания Президента РФ об обеспечении достоверности сведений в государственных информационных ресурсах Росреестр утвердил комплексный план по наполнению ЕГРН полными и точными сведениями, во исполнение которого были подписаны «Дорожные карты» со всеми субъектами РФ. С целью выполнения «Дорожных карт» проводится большая совместная работа органов власти с Росреестром по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, проведению комплексных кадастровых работ, уточнению и внесению сведений в ЕГРН. Это необходимо для исправления реестровых ошибок в сведениях ЕГРН, снижения рисков земельных споров и вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимости.

Управление Росреестра по Томской области подвело итоги промежуточных результатов реализации «Дорожной карты» по наполнению сведениями ЕГРН за 5 месяцев 2021 года.

Так, по состоянию на 1 июня 2021 года в ЕГРН внесены следующие сведения о границах административно-территориальных образований субъектов:

Количество участков границ между субъектами РФ - 3 (50%) при их общем количестве 6;

Количество границ муниципальных образований - 6 (4,44%) при их общем количестве 135;

Количество границ населенных пунктов – 332  (57,54%) при их общем количестве 577;

Количество территориальных зон – 182 (5,98%) при их общем количестве 3041.

По состоянию на 1 июня 2021 года в ЕГРН внесены следующие сведения об особо охраняемых природных территориях и объектах культурного наследия:

Количество особо охраняемых природных территорий - 420 (79,2%) при их общем количестве 530;

Количество объектов культурного наследия - 409 (79,2%) при их общем количестве 516.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова отметила: «Совместная работа органов власти с Росреестром по реализации «Дорожных карт» очень важна, так как установление границ и внесение сведений о границах в ЕГРН способствует эффективному управлению территориями и земельными ресурсами региона. Достоверная информация в ЕГРН способствует предотвращению незаконного строительства в охранных зонах объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, повреждения или уничтожения таких объектов».

 

 

 

 

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии совместно с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» проведут онлайн-конференцию для малого и среднего предпринимательства, в рамках которой ответят на актуальные правовые вопросы в сфере недвижимости.

«Повышение юридической грамотности – крайне важное направление для эффективного взаимодействия государства и бизнеса, развития малого и среднего предпринимательства. Росреестр не оставляет людей один на один с документами и счетами и готов оказывать консультативную поддержку в сложных юридических вопросах. Мы на системной основе работаем с бизнесом, проводим фокус-группы, при создании сервисов опираемся на мнение профессионального и экспертного сообщества», - сообщила заместитель руководителя Росреестра Елена Мартынова.

«Наша цель – создать единую площадку для обмена опытом, собрать вместе руководителей и владельцев малого и среднего бизнеса, владельцев и арендаторов недвижимого имущества, юридические организации, экспертов рынка недвижимости, чтобы в формате открытого диалога разъяснить юридические нюансы выкупа и аренды помещений, уплаты государственных пошлин и другие важные вопросы», - подчеркнул президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин.

Мероприятие пройдет 17 июня в 11:00 по московскому времени. Зарегистрироваться для участия в конференции и направить вопросы для обсуждения можно с помощью онлайн-формы. Регистрация доступна до 12:00 16 июня.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Водоохранная зона и прибрежная защитная полоса - это зоны с особыми условиями использования территорий.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.

В границах прибрежных защитных полос наряду с указанными выше ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Сведения о границах водоохранной зоны в обязательном порядке должны быть отражены в государственном водном реестре. За установление границ зон отвечают органы государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации переданных им полномочий Российской Федерации либо Федеральное агентство водных ресурсов и его территориальные органы. Водоохранная зона и прибрежная защитная полоса считаются установленными или измененными со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

 

Начальник отдела регистрации земельных участков  Управления Росреестра по Томской области Анастасия Юркевич

 

С 15 июня по 10 августа 2021 года Росреестр проводит российский этап международного конкурса детской карты мира имени Барбары Печеник, учрежденного Международной картографической ассоциацией.

Тема конкурса: «Карта моего будущего мира».

Конкурс направлен на развитие творческого представления детей о мире, повышение уровня их осведомленности о картографии и сознательном отношении к окружающей среде. В нем могут принять участие дети в возрасте до 15 лет. Для каждой возрастной категории (до 5 лет, с 6 до 8, с 9 до 12 и с 13 до 15) предусмотрены 3 призовых места.

Победители будут номинированы для участия в международном этапе, результаты которого объявят в декабре 2021 года на Международной картографической конференции во Флоренции.

Заявки на участие, согласие законных представителей и фотографии (скан-копии) работ принимаются до 27 июля 2021 года по адресу электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Подробности и формы документов: https://rosreestr.gov.ru/site/konkurs/info/

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного Кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ).

В соответствии с  пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

При этом пунктом 4 указанной статьи предусмотрен запрет на  использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 указанной статьи.

В развитие положений указанных норм закона приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым в том числе предусмотрены виды разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного использования с  кодами 1.1-1.20. При этом земельные участки с указанными кодами не предусматривают возможность размещения садовых и  жилых домов.

Проверка допустимости размещения объекта индивидуального строительства или садового дома на земельном участке из категории «земли сельскохозяйственного назначения» проводится уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство, в том числе и по вопросу размещения объекта индивидуального строительства или садового дома на земельном участке из категории «земли сельскохозяйственного назначения» и вид  разрешенного использования для дачного строительства (садоводства) в пределах тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, а также за пределами установленного ограничения.

 

Заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения  и ипотеки Мария Коломиец

В Томской области ведется подготовительная работа по реализации Федерального закона № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 5 апреля 2021 года («гаражная амнистия»).

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «В настоящее время Управлением Росреестра по Томской области совместно с региональными и муниципальными органами власти активно ведется подготовительная работа по реализации закона о «гаражной амнистии», которая теперь будет осуществляться ещё и с учетом разработанных к федеральному закону методических рекомендаций Росреестра. В методических рекомендациях подробно изложено на какие конкретно случаи распространяется закон, как воспользоваться «гаражной амнистией» за восемь шагов, какие документы нужны, представлены их формы и образцы,  составлены полезные советы для граждан».

Материалы в простой и доступной форме помогут гражданам разобраться с процедурой оформления гаражей в упрощенном порядке, с которыми уже сейчас можно ознакомиться здесь

https://rosreestr.gov.ru/upload/Doc/press/%D0%93%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0.pdf

Росреестр отмечает важную роль региональных и муниципальных органов власти в реализации закона, которые наделены полномочиями по принятию решения о предоставлении земельного участка под гаражами в собственность граждан бесплатно, подаче в Росреестр заявления о регистрации права собственности  гаража и расположенного под ним земельного участка, определению дополнительного перечня документов, на основании которых можно зарегистрировать права, и прочими полномочиями.

 

Исполняющая обязанности начальника отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Управления Росреестра по Томской области Мария Коломиец 

Земельный фонд Томской области составляет 31439,1 тыс.га (на 01.01.2021).

Согласно действующему законодательству земли распределяются по категориям в соответствии с их целевым назначением и правовым режимом.

Основная часть территории области (28683,6 тыс. га или 91,2 %) занята землями лесного фонда.

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 1930,9 тыс. га. Площадь данной категории земель по сравнению с 2019 годом уменьшилась на 37,5 тыс.га за счет перевода в состав земель лесного фонда и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи,  радиовещания,  телевидения,  информатики,  земель  для  обеспечения  космической  деятельности,  земли  обороны,  безопасности  и  земель  иного  специального  назначения. Следует отметить ежегодную тенденцию к сокращению площади земель, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Площадь земель населенных пунктов составляет 136,8 тыс.га или 0,4 % всех земель Томской области. Населенные пункты подразделяются на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся города и поселки городского типа. На начало 2021 года общая площадь городских населенных пунктов составила 70,4 тыс.га или 51,5 % от общей площади земель данной категории. Площадь сельских населенных пунктов составляет 66,4 тыс.га, что составляет 48,5 % от общей площади земель данной категории.

Земли водного фонда  занимают 141,5 тыс.га или 0,5 %.

Земли запаса расположены на площади 484,2 тыс.га, это 1,6 % от всех земель области.

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи,  радиовещания,  телевидения,  информатики,  земель  для  обеспечения  космической  деятельности,  земли  обороны,  безопасности  и  земель  иного  специального  назначения занимают 62 тыс.га или 0,2 % всех земель области, за 2020 год их площадь уменьшилась на 2,1 тыс.га.

Земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам, являются земельными угодьями. Учет земель по угодьям ведется в соответствии с их фактическим состоянием и использованием. Характерной особенностью области является высокая залесенность и заболоченность земель.

Земельные угодья делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные в соответствии с действующими нормами и правилами, принимаемыми на государственном и ведомственном уровнях.

По состоянию на 1 января 2021 года площадь сельскохозяйственных угодий в Томской области составила 1371 тыс.га.

На долю несельскохозяйственных угодий приходится 30068,1 тыс.га или 95,6 %.

 

Главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области Светлана Черноусова