Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
17 августа 2021 годя с 09:00 до 11:00 часов начальник Молчановского межмуниципального отдела Алишин Алексей Николаевич ответит на вопросы граждан по теме: «Кадастровый учёт и регистрация прав на недвижимое имущество» по телефону 8(38256) 2-19-84.
18 августа 2021 года с 10:00 до 18:00 часов заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Шмыков Антон Александрович ответит на вопросы граждан по теме: «Порядок и основания осуществления государственного земельного надзора» по телефону 8(38 241) 51-28-48.
25 августа 2021 года с 14:00 до 16:00 часов главный специалист-эксперт Шегарского межмуниципального отдела Кобзарев Сергей Алексеевич ответит на вопросы граждан по теме: «Порядок предоставления материалов и данных из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства» по телефону 8(38 244) 2-20-00.
30 августа 2021 года с 09:00 до 17:00 часов начальник Асиновского межмуниципального отдела Елькина Людмила Юрьевна ответит на вопросы граждан по теме: «Понятие и виды сервитутов. Основания возникновения и прекращения сервитута» по телефону 8(38241)2-32-71.
31 августа 2021 года с 09:00 до 16:00 часов специалисты отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии ответят на вопросы граждан по теме: «Порядок рассмотрения обращений в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» по телефонам 8(38 22) 51-11-67, 51-37-82.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Руководитель Росреестра Олег Скуфинский провел совещание с заместителями руководителя ведомства и начальниками структурных подразделений, в ходе которого были подведены итоги работы ведомства за 1 полугодие 2021 года. Также обсуждалась реализация основных стратегических направлений развития ведомства.
Как отметил Олег Скуфинский, за последние полтора года по инициативе Росреестра приняты 12 социально-значимых федеральных законов в сфере земли и недвижимости, на портал Госуслуг выведены наиболее востребованные людьми виды выписок из ЕГРН, приняты и реализуются «дорожные карты» по формированию полных и точных данных государственного реестра недвижимости. Проведена системная работа по анализу эффективности использования земли и вовлечения ее в оборот, выявлено более 100 тыс. гектаров земель, пригодных для вовлечения в жилищное строительство.
«Правительством РФ перед Росреестром поставлены новые амбициозные задачи по повышению эффективности использования земель, созданию Национальной системы пространственных данных, максимальному упрощению процесса получения услуг и их переходу в электронный формат. С учетом этого ведомством разработаны основные стратегические направления развития на 2021 – 2030 гг., среди которых цифровые, законодательные и организационные инициативы. Эти проекты должны быть реализованы во взаимодействии с региональными командами в интересах граждан и участников рынка», - отметил глава ведомства.
«Управлением Росреестра по Томской области совместно с Филиалом Кадастровой палаты поставленные задачи, направленные на развитие цифровой трансформации, повышение качества и доступности оказания услуг в учетно-регистрационной сфере, эффективности и результативности осуществления контрольно-надзорных функций в регионе выполнены на достаточно высоком уровне», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова на заседании коллегии по подведению итогов деятельности за 1 полугодие 2021 года.
В течение отчетного периода деятельность Управления была направлена на активизацию предоставления услуг в электронном виде, в частности, электронной ипотеки и договоров долевого участия, на сокращение сроков предоставления государственных услуг Росреестра, снижение количества обращений и жалоб, повышение качества подготовки документов. Для достижения положительных результатов по данным направлениям проведены различные мероприятии: рабочие встречи, консультации, обучающие семинары с профессиональными участниками рынка, разработаны и утверждены планы и дорожные карты для реализации действующего законодательства и федеральных проектов на территории Томской области.
Цифровая трансформация Росреестра
Как сообщила заместитель руководителя Росреестра Елена Мартынова, за прошедший период количество электронных пакетов, поступивших в Росреестр, увеличилось почти в 2 раза.
С февраля 2021 года механизм подачи документов по экстерриториальному принципу заработал во всех субъектах России. По сравнению с 2020 годом количество офисов МФЦ, осуществляющих экстерриториальный прием, увеличилось в 8,5 раз и в настоящее время составляет почти 3,5 тыс.
В проекте «Электронная регистрация за один день» в 2020 году участвовало 4 региона, сейчас в нем задействованы 72 субъекта. С 15 августа 2021 года в проекте участвует и Томская область.
В мае ведомством запущен онлайн-сервис по аналитике рынка недвижимости. С его помощью можно получить информацию о количестве сделок с недвижимостью в субъектах Российской Федерации и федеральных округах. Сведения доступны поквартально, а также в целом за год.
До конца 2021 года планируется завершить проект «Стоп-бумага», предполагающий переход на безбумажный документооборот. Внесены изменения в действующее законодательство в части исключения необходимости создания новых бумажных реестровых дел. Продолжается оцифровка архивов - переведено в электронный вид 120 млн из 232 млн дел.
К концу 2023 года предполагается обеспечить доступ на ЕПГУ всех массовых сервисов Росреестра.
Как отметила Елена Мартынова, Росреестр сформировал команду профессионалов в области цифровизации, прошедших специальное обучение, а также первым среди федеральных органов исполнительной власти создал межрегиональную рабочую группу (МРГ) по цифровой трансформации, подключив к работе все территориальные управления ведомства. Сегодня в её составе – свыше 190 специалистов. В рамках МРГ проанализированы 178 практик по всем направлениям деятельности Росреестра, лучшие из них в сфере цифровизации будут масштабированы.
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «В Управлении в части предоставления государственных услуг в электронном виде продолжается положительная динамика.
На территории региона за 1 полугодие 2021 года 70% заявлений от общего числа поступило в электронном виде (в абсолютных цифрах это 96 459 из 138 188). Рост составил 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По кадастровому учету в электронном виде поступило 1550 заявлений, что превышает показатель прошлого года на 6,5%.
О проведении единой процедуры по регистрации прав и кадастровому учету поступило 679 заявлений в электронном виде, что на 18,5% выше показателя прошлого года.
О государственной регистрации прав в электронном виде поступило 27606 заявлений, что превышает показатель прошлого года на 0,6%.
В 1 полугодии текущего года 90% от общего количества поданных органами власти и местного самоуправления документов направлены посредством электронных сервисов, а именно 8 853 пакета. За аналогичный период 2020 года от ОГВ и МС поступило 81,7% заявлений в электронном виде.
Доля электронных запросов о предоставлении сведений из ЕГРН в 1 полугодии 2021 года составила 90,3% (300 263 запрос из 332 402). Из них 166 408 поступили посредством системы межведомственного электронного взаимодействия, а оставшиеся - посредством Портала Росреестра (133 855 запрос).
По экстерриториальному принципу из других регионов в Управление поступило и рассмотрено 637 заявлений. В офисах приема Филиала Кадастровой палаты принято 754 пакета документов на объекты недвижимости, расположенные в других регионах. Сотрудниками МФЦ принято 729 таких обращений.
В июне в Управлении утверждена Дорожная карта перевода материалов государственного фонда данных в электронный вид и План проведения работ по переводу в электронный вид документов государственного фонда данных.
По состоянию на 01 июля 2021 в электронный вид переведено 1910 документов государственного фонда данных землеустройства».
Законодательная деятельность: в приоритете интересы клиента
По словам статс-секретаря - заместителя руководителя Росреестра Алексея Бутовецкого, Росреестр проводит большую разъяснительную работу по каждому нормативному акту, принятому по инициативе ведомства. Среди них закон о «гаражной амнистии», к которому ведомство дополнительно разработало методические рекомендации; закон, позволяющий регистрировать бытовую недвижимость на приаэродромных территориях; поправки в закон о государственной регистрации недвижимости, призванные повысить качество и доступность услуг ведомства.
В июне 2021 года вступил в силу закон о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, который будет способствовать наполнению ЕГРН полными и точными сведениями.
В июне 2021 года в Правительство РФ был внесен законопроект Росреестра о «Дачной амнистии 2.0». Инициатива позволит решить проблему переоформления прав по документам старого образца, а также легализовать построенные жилые дома на участках, в отношении которых отсутствуют правоустанавливающие документы.
Наполнение сведениями ЕГРН
С марта 2020 года Росреестр реализует комплексный план по наполнению ЕГРН необходимыми сведениями об объектах недвижимости.
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «На 01.07.2021 г. Управлением сформированы перечни объектов недвижимости, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах. В указанные перечни вошли 165963 записи об объектах, по которым отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, в том числе, 27451 земельный участок и 138512 объектов капитального строительства и помещений. В частности, в данные списки попали сведения о 37119 помещениях в многоквартирных домах, на которые не зарегистрированы права. Списки объектов капитального строительства и земельных участков с отсутствующими правообладателями направляются в органы местного самоуправления для проведения мероприятий по выявлению правообладателей».
Национальная система пространственных данных
Как сообщила заместитель руководителя Росреестра Елена Мартынова, одним из приоритетных направлений работы ведомства является создание национальной системы пространственных данных. В настоящий момент они разрознены и находятся в информационных системах разных федеральных и региональных органов власти. Объединение на единой платформе пространственных данных о земле и недвижимости обеспечит их доступность для граждан, позволит бизнесу разрабатывать удобные сервисы на основе геоданных, а федеральным органам власти эффективнее предоставлять услуги клиентам.
«В июне 2021 года Правительством утверждена инициированная Росреестром государственная программа «Национальная система пространственных данных» на 2022 - 2030 гг. Это большой шаг в будущее. Наша цель – сделать Росреестр единым источником актуальных пространственных данных, обеспечить все необходимые инструменты по работе с этими данными для граждан, государства и бизнеса», - отметила Елена Мартынова.
Эта работа проводится с изучением международных практик. В частности, с 2013 года мировой рынок геопространственных данных вырос в 2,3 раза – до 439 млрд долларов, а уровень автоматизации всех клиентских запросов в реестрах стран-лидеров (Канада, Швеция, Сингапур, Южная Корея) достиг 80%. С учетом мирового опыта Росреестром обозначена приоритетная модель развития - от данных к услугам и сервисам.
Единый информационный ресурс о земле и недвижимости
Одним из первых шагов на пути создания национальной системы пространственных данных станет реализация эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости (ЕИР), который позволит гражданам, государству и бизнесу получать наиболее полную информацию об определенной территории, в том числе для строительства жилья и предоставления земельного участка, а также вовлечь в хозяйственный оборот неиспользуемые объекты.
Разработан макет интерфейса платформы, ресурс запущен в тестовом режиме. Также в режиме теста функционируют сервисы «Земля для стройки» и «Анализ состояния и использования земель», разработанные в рамках эксперимента. Сформирована модель сервиса «Земля просто».
По итогам завершения эксперимента будет принято решение о масштабировании ресурса на всю страну.
Геодезия и картография
В рамках национальной программы «Цифровая экономика» Росреестр создает Единую электронную картографическую основу (ЕЭКО). По сути, это базовая юридически значимая цифровая карта России в виде цифровых топографических карт (планов) и цифровых ортофотопланов различных масштабов.
Как сообщил заместитель руководителя Росреестра Алексей Штейников, по состоянию на 1 июля 2021 года ЕЭКО создана на 31% (плановый показатель к концу года – 37%).
По его словам, в 2021 году планируется ввести в эксплуатацию государственные информационные системы ведения единой электронной картографической основы (ГИС ЕЭКО) и федерального портала пространственных данных (ГИС ФППД). Они предоставят необходимый функционал и сервисный инструментарий, с помощью которых органы власти, бизнес и граждане смогут получить доступ к Единой электронной картографической основе и Федеральному фонду пространственных данных и заказать актуальные и достоверные материалы.
В рамках мониторинга выполнен анализ измерений в отношении 254 тыс. пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети (плановый показатель до конца 2021 года – 340 тыс.). Выполнены работы по созданию, модернизации и развитию геодезической основы. В четырех пилотных регионах организованы работы по созданию сегментов федеральной сети геодезических станций, в 2022 году в проект будут вовлечены все 85 регионов. В рамках этой работы геодезические сети специального назначения, созданные физическими и юридическими лицами по всей стране, будут объединены в единый ресурс. В совокупности с государственными геодезическими сетями федеральная сеть геодезических станций обеспечит высокую точность измерений при проведении кадастровых, градостроительных работ и т.д.
«На текущий момент Управлением установлены охранные зоны в отношении 2845 геодезических пунктов, расположенных в регионе», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.
До ввода в эксплуатацию ГИС ЕЭКО Росреестром в «пилотном» режиме созданы и апробированы 10 картографических веб-сервисов, публикующих сведения ЕЭКО для реализации приоритетных экологических, инвестиционных и иных проектов.
Срок предоставления заявителям сведений ЕЭКО и материалов Федерального фонда пространственных данных сократился в 3 раза и в среднем составляет 5-7 дней. Информацию предоставляет ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД», при этом запрос можно подать как в бумажном виде, так и в электронном на сайте учреждения.
Цифровизация контрольно-надзорной деятельности
В настоящее время Росреестр осуществляет 8 видов государственного контроля (надзора). Как сообщил заместитель руководителя ведомства Максим Смирнов, совместно с Минцифры Росреестр внедряет государственную информационную систему «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (ГИС ТОР КНД).
Это позволит составлять электронные проверочные листы и акты проверок, а также запрашивать, направлять и получать необходимые документы в электронном виде. Будет обеспечено и информирование заинтересованных лиц путем размещения информации на Едином портале контрольно-надзорных мероприятий. Это сделает процесс проведения проверок более простым и удобным для граждан и бизнеса. Сократится время проведения каждой проверки.
Применение ГИС ТОР КНД началось с 1 августа 2021 года. Эксплуатация информационной системы уже организована в территориальных управлениях ведомства.
Кроме того, с июля 2021 применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействия) Росреестра в рамках земельного и геодезических надзоров. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые считают, что во время проверки были нарушены их права или они не согласны с ее результатами, могут подать жалобу и получить ответ в личном кабинете на портале госуслуг.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. При этом ГрК РФ не дает определение понятию «объект вспомогательного использования», не устанавливает критерии отнесения тех или иных строений и сооружений к числу вспомогательных.
Частью 10 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся:
- здания и сооружения временного (сезонного) назначения;
- здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения;
- здания и сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что к числу объектов вспомогательного использования относятся сооружения, здания или строения, имеющие цель вспомогательного использования в виде необходимости их наличия для создания основных зданий и сооружений.
Аналогичный подход к определению статуса объектов вспомогательного использования сложился в судебной практике.
Так, например, из определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2012 года № ВАС-15260/12, определений Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2015 года № 308-ЭС15-1282, от 10 декабря 2018 года № 306-ЭС18-20002 следует, что объекты вспомогательного использования предназначены для обслуживания основного объекта, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения. При этом, судебная практика говорит также о необходимости учета уровня ответственности здания, сооружения при решении вопроса о необходимости получения разрешения на строительство (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2019 года № 306-ЭС18-24283).
Исходя из содержания положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 (из разделов 2, 5, 6 положения) можно сделать вывод, что создание зданий и сооружений вспомогательного использования может (должно) предусматриваться в проектной документации объектов капитального строительства.
Минстроем России в письме от 16 марта 2020 года № 9394-ДВ/08 указано, что под объектами вспомогательного использования следует понимать объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Представляется, что возведение таких объектов возможно при наличии на земельном участке основного объекта, для обслуживания которого планируется возведение объекта вспомогательного использования.
При этом, при наличии выданного уполномоченным органом или организацией разрешения на строительство основного объекта застройщик может самостоятельно определять очередность строительства объектов на участке (в частности, построить объект вспомогательного использования до основного в соответствии с проектной документацией).
В письме также указано, что допустимость возведения объектов вспомогательного использования должна обеспечиваться правилами землепользования и застройки, при соблюдении предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Учитывая изложенное, также необходимо отметить, что объекты вспомогательного использования возводятся на одном земельном участке с основным объектом.
Таким образом, к числу объектов капитального строительства вспомогательного использования могут относиться здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания другого (главного) объекта капитального строительства. При этом размещение объекта капитального строительства вспомогательного использования предусматривается проектной документацией. Застройщиком может быть принято решение о создании объекта капитального строительства вспомогательного использования и в процессе эксплуатации ранее созданных основных (главных) объектов капитального строительства, в связи с чем в указанном случае размещение объекта вспомогательного использования не будет предусмотрено проектной документацией.
Учитывая изложенное, не могут быть отнесены к числу объектов вспомогательного использования объекты капитального строительства, имеющие одинаковую функцию с основными (главными) объектами (например, при наличии на земельном участке здания торгового центра, в качестве основного объекта, не может считаться объектом вспомогательного использования другой объект с аналогичным назначением и разрешенным использованием, к примеру, являющееся объектом капитального строительства здание магазина, имеющее меньшие в сравнении со зданием торгового центра параметры, и расположенное на этом же земельном участке).
Заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Управления Росреестра по Томской области Мария Коломиец
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
13 июля 2020 г. вступил в силу Федеральный закон № 202-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и федеральный закон № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Изменения направлены на упрощение процедуры государственной регистрации прав участников долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
В частности, застройщику предоставлено право на подачу без доверенности в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства. Такое заявление предоставляется после передачи застройщиком объекта участнику долевого строительства и постановки объекта на государственный кадастровый учет. Соответственно, застройщик кроме заявления должен представить передаточный акт.
По окончании государственной регистрации застройщику будет выдана выписка из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства. Застройщик после ее получения обязан передать выписку участнику долевого строительства.
В случае регистрации права собственности застройщиком, подача участником долевого строительства заявления о государственной регистрации права собственности на объект долевого строительства не требуется.
«Несомненно, возможность подачи застройщиком заявления о государственной регистрации права собственности участника долевого строительства имеет множество преимуществ. В подтверждение чего можно назвать уже только то, что дольщику нет необходимости посещать многофункциональный центр, что экономит его время», – отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.
К сожалению, застройщики на территории Томской области неактивно пользуются новой нормой законодательства. Это обусловлено тем, что в течение последних лет застройщики привлекали денежные средства участников строительства другими способами (например, путем строительства многоквартирных домов жилищно-строительными кооперативами). В 2021 году наблюдается стабильный рост количества зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве. А это влечет за собой государственную регистрацию прав участников строительства после завершения строительства.
В этой связи, во втором квартале 2021 года в Управлении Росреестра по Томской области состоялась рабочая встреча с представителями застройщиков, осуществляющих на территории Томской области строительство объектов недвижимости с привлечением средств участников строительства на основании договоров участия в долевом строительстве. В ходе рабочей встречи обсуждались мероприятия, которые могут повысить качество предоставления услуг Росреестра при осуществлении учетно-регистрационных действий. В частности, собравшимся был разъяснен порядок подачи застройщиком заявлений о государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на переданный объект долевого строительства. Было достигнуто понимание, что такие мероприятия повышают качество предоставляемых услуг не только Управлением, но и застройщиками. Кроме того, в целях оказания практической помощи, до сведения собравшихся была доведена информация о работе в Управлении «школы электронных услуг» для обучения подачи заявлений в электронной форме.
Начальник отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области Ия Колыванова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. При этом ГрК РФ не дает определение понятию «объект вспомогательного использования», не устанавливает критерии отнесения тех или иных строений и сооружений к числу вспомогательных.
Частью 10 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся:
- здания и сооружения временного (сезонного) назначения;
- здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения;
- здания и сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что к числу объектов вспомогательного использования относятся сооружения, здания или строения, имеющие цель вспомогательного использования в виде необходимости их наличия для создания основных зданий и сооружений.
Аналогичный подход к определению статуса объектов вспомогательного использования сложился в судебной практике.
Так, например, из определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2012 года № ВАС-15260/12, определений Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2015 года № 308-ЭС15-1282, от 10 декабря 2018 года № 306-ЭС18-20002 следует, что объекты вспомогательного использования предназначены для обслуживания основного объекта, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения. При этом, судебная практика говорит также о необходимости учета уровня ответственности здания, сооружения при решении вопроса о необходимости получения разрешения на строительство (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2019 года № 306-ЭС18-24283).
Исходя из содержания положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 (из разделов 2, 5, 6 положения) можно сделать вывод, что создание зданий и сооружений вспомогательного использования может (должно) предусматриваться в проектной документации объектов капитального строительства.
Минстроем России в письме от 16 марта 2020 года № 9394-ДВ/08 указано, что под объектами вспомогательного использования следует понимать объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Представляется, что возведение таких объектов возможно при наличии на земельном участке основного объекта, для обслуживания которого планируется возведение объекта вспомогательного использования.
При этом, при наличии выданного уполномоченным органом или организацией разрешения на строительство основного объекта застройщик может самостоятельно определять очередность строительства объектов на участке (в частности, построить объект вспомогательного использования до основного в соответствии с проектной документацией).
В письме также указано, что допустимость возведения объектов вспомогательного использования должна обеспечиваться правилами землепользования и застройки, при соблюдении предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Учитывая изложенное, также необходимо отметить, что объекты вспомогательного использования возводятся на одном земельном участке с основным объектом.
Таким образом, к числу объектов капитального строительства вспомогательного использования могут относиться здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания другого (главного) объекта капитального строительства. При этом размещение объекта капитального строительства вспомогательного использования предусматривается проектной документацией. Застройщиком может быть принято решение о создании объекта капитального строительства вспомогательного использования и в процессе эксплуатации ранее созданных основных (главных) объектов капитального строительства, в связи с чем в указанном случае размещение объекта вспомогательного использования не будет предусмотрено проектной документацией.
Учитывая изложенное, не могут быть отнесены к числу объектов вспомогательного использования объекты капитального строительства, имеющие одинаковую функцию с основными (главными) объектами (например, при наличии на земельном участке здания торгового центра, в качестве основного объекта, не может считаться объектом вспомогательного использования другой объект с аналогичным назначением и разрешенным использованием, к примеру, являющееся объектом капитального строительства здание магазина, имеющее меньшие в сравнении со зданием торгового центра параметры, и расположенное на этом же земельном участке).
Заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Управления Росреестра по Томской области Мария Коломиец
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
На вопрос отвечает Галина Телицына, исполняющая обязанности заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области: «Действующим законодательством предусмотрено, что заявление об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав по выбору заявителя в установленном порядке, в том числе в форме электронных документов и (или) электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», направляемых в орган регистрации прав через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), официальный сайт, а также с использованием веб-сервисов.
Получение услуг в электронном виде имеет множество преимуществ: отсутствие очередей, возможность получить услугу в любое удобное время, исключение так называемого человеческого фактора. Кроме того, при подаче документов для государственной регистрации прав в электронном виде для физических лиц предоставляется скидка 30% от размера государственной пошлины.
Воспользоваться услугами Росреестра в электронном виде можно на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) через универсальный сервис «Личный кабинет».
Посредством сервиса «Личный кабинет правообладателя» правообладатель может подать заявление на государственный кадастровый учет или государственную регистрацию права, а также запросить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
Понятный и доступный для восприятия пользователя интерфейс сервиса «Личный кабинет правообладателя» и пошаговые инструкции к любому из выбранных действий упрощают доступ к получению услуг Росреестра в электронном виде и обеспечивают удобство пользования данным сервисом.
Кроме того, возможности личного кабинета позволяют отслеживать статус исполнения заказанной услуги, получать и сохранять результаты проведенных учетно-регистрационных действий в едином интернет-пространстве в разделе сервиса «Мои заявки».
Для получения доступа к сервису «Личный кабинет правообладателя» необходимо пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на едином портале государственных и муниципальных услуг (https://esia.gosuslugi.ru/)».
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Управление Росреестра по Томской области осуществляет оказание государственной услуги по предоставлению в пользование заинтересованным лицам документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее - ГФДЗ), и информации о таких документах в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минэкономразвития от 14 ноября 2006 г. № 376 (далее - Административный регламент).
К документам ГФДЗ отнесены: материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель; генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации; схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации; схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований; схемы использования и охраны земель; проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий; проекты освоения новых земель; проекты рекультивации нарушенных земель; проекты защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Согласно Административному регламенту для получения информации, содержащейся в ГФДЗ, любое заинтересованное лицо может в заявительной форме запросить землеустроительную документацию, которая имеет открытый общедоступный характер.
Для получения необходимой информации из ГФДЗ при обращении лично, либо почтовым отправлением необходимы следующие документы:
-заявление;
-документ, удостоверяющий личность;
-документ, подтверждающий полномочия заинтересованного лица (доверенность).
Документы ГФДЗ, носящие открытый общедоступный характер, предоставляются заинтересованным лицам без права их выноса из помещений. Выписки и выкопировки из документов ГФДЗ производятся пользователями самостоятельно в срок, не превышающий 3-х рабочих дней со дня принятия заявления. При этом можно запросить за один раз не более десяти документов. В случае обращения по почте заявителю направляются копии документов ГФДЗ в течение 15 дней со дня получения заявления.
Для получения документов из ГФДЗ, отнесенных к информации ограниченного доступа, заинтересованные лица при обращении лично, либо почтовым отправлением дополнительно к вышеуказанным документам предъявляют оригинал документа, дающего право на получение документов ГФДЗ, отнесенных к информации, доступ к которой ограничен.
Сотрудник, осуществляющий прием заявлений, вправе отказать заинтересованному лицу в приеме заявления в случае наличия в заявлении и прилагаемых к нему документах неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание; отсутствия документа, удостоверяющего личность заинтересованного лица или его уполномоченного представителя.
Данная государственная услуга предоставляется бесплатно.
Подробную информацию можно получить по телефону: 8(3822) 513022.
Адрес для отправки заявления по почте: 634003, г. Томск, ул. Пушкина, д. 34/1.
Главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области Светлана Черноусова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Управление Росреестра по Томской области с 15 августа 2021 года участвует в проекте «Электронная ипотека за один день».
Данный проект позволяет зарегистрировать электронный пакет ипотечных документов всего за сутки.
Стандартные сроки регистрации ипотеки при подаче документов через офисы МФЦ - 7 рабочих дней.
В рамках проекта можно зарегистрировать сделки купли-продажи объектов недвижимости жилого назначения с оплатой за счет кредитных средств, а также договорной ипотеки объектов недвижимости жилого назначения.
В проект вовлечены 72 региона России, а до конца 2021 года услуга будет доступна во всех 85 субъектах Российской Федерации.
Реализация данного проекта позволит достигнуть показателей целевой модели «Подготовка документов и осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества» (Единая целевая модель), которая определяет приоритетные направления развития инвестиционной привлекательности в регионах Российской Федерации в учетно-регистрационной сфере, базирующиеся на взаимной ответственности и скоординированности усилий государства, бизнеса и общества, а также профессиональных участников рынка недвижимости.
Так, например, целевое значение показателей для доли предоставления в электронном виде государственной услуги по регистрации ипотечных сделок в общем количестве ипотечных сделок составляет на 01.01.2022 – 80%, а на конечную дату реализации Единой целевой модели - 01.01.2025 целевое значение уже должно составлять 95%.
Начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Управления Росреестра по Томской области Татьяна Никитюк
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Дайджест представляет собой свод изменений в правовых нормах, которые установлены вступившими в силу в 2021 году Федеральными законами № 120-ФЗ, 191-ФЗ, 273-ФЗ и 275-ФЗ. Материалы изложены в доступной и понятной форме, они помогут широкому кругу лиц быстро разобраться в сути и содержании нормативных документов.
Дайджест законодательных изменений в сфере земли и недвижимости будет публиковаться на сайте Росреестра ежеквартально.
С дайджестом можно ознакомиться на сайте Росреестра, пройдя по ссылке: https://rosreestr.gov.ru/site/press/news/rosreestr-razrabotal-daydzhest-zakonodatelnykh-izmeneniy-v-sfere-zemli-i-nedvizhimosti/
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Управление Росреестра по Томской области информирует: покупка квартир в новостройке происходит с опорой на Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 № 214-ФЗ.
Теперь дольщики так же могут купить квартиру на котловане, но застройщик увидит эти деньги только после того, как достроит квартиру и отдаст ключи. При этом договоры долевого участия (ДДУ) сохранили свое значение и не исчезли с рынка, поменялась только схема расчетов.
Деньги, которые теперь покупатели платят за недвижимость, не поступают напрямую застройщику, а направляются в банк на специальный счет эскроу.
Счет эскроу – это специальный вид счетов в банке. На данный счет дольщики должны перевести деньги за квартиру в новостройке по договору участия в долевом строительстве. Данная сумма будет храниться в банке до тех пор, пока застройщик не сдаст квартиру. До того момента, пока дом не достроен, получить доступ к деньгам застройщик не сможет: ему придется использовать собственные или внешние источники финансирования проекта. Такие счета застройщики могли использовать на добровольных началах с июля 2018 года, а с июля 2019 года – это обязанность застройщиков, а не их право.
В результате снижаются риски для покупателей недвижимости, что застройщик соберет деньги с дольщиков и не закончит объект. Даже если со стройкой возникнут какие-либо проблемы, покупатели смогут забрать свои деньги, получив компенсацию из специального фонда.
При возникновении проблем у банка поводов для беспокойства у дольщиков тоже нет: средства на счетах эскроу застрахованы на сумму до 10 млн. рублей.
Покупатель выбирает квартиру в строящемся доме, подписывает с застройщиком договор долевого участия, заключает трехсторонний договор на открытие счета эскроу с застройщиком и банком.
Денежные средства за квартиру переводятся на счет эскроу (если была получена ипотека, то средства на эксроу-счет перечисляются банком).
Далее необходимо представить ДДУ на государственную регистрацию в Росреестр.
В соответствие со ст. 48 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Далее - Закон о регистрации) государственная регистрация договора участия в долевом строительстве осуществляется на основании заявления сторон договора (застройщика, участника долевого строительства).
Для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, наряду с документами, предусмотренными Законом о регистрации, для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, необходимы:
1) разрешение на строительство. Орган регистрации прав получает разрешение на строительство путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) с единой информационной системой жилищного строительства, а при отсутствии соответствующей информации в указанной системе запрашивает разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в разрешении на строительство) в органе, выдавшем разрешение на строительство, который в срок не более чем два рабочих дня с даты получения такого запроса размещает его в единой информационной системе жилищного строительства и уведомляет об этом орган регистрации прав с использованием указанной информационной системы;
2) план создаваемого многоквартирного дома, иного объекта недвижимости с указанием его местоположения, количества находящихся в составе создаваемого многоквартирного дома, иного объекта недвижимости жилых и нежилых помещений, машино-мест, планируемой площади каждого из указанных помещений и машино-мест;
3) проектная декларация, получаемая органом регистрации прав путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН с единой информационной системой жилищного строительства;
За государственную регистрацию договора оплачивается государственная пошлина, размер которой установлен в статье 333.33 Налогового кодекса РФ. Согласно законодательству пошлина за регистрацию договора долевого участия для граждан составляет 350 рублей. Застройщик, как юридическое лицо, за те же действия оплачивает 6 000 рублей.
По общему правилу, если регистрируется договор, заключенный между гражданином и юридическим лицом, то сумма пошлины каждой категории плательщиков разделяется на количество участников сделки. В данном случае дольщик должен будет заплатить 175 рублей, а застройщик – 3000 рублей.
После того как объект долевого строительства будет введен в эксплуатацию, поставлен на кадастровый учет и передан по передаточному акту дольщику, застройщик имеет право на подачу без доверенности в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на такой объект. Государственная пошлина за регистрацию права собственности составляет 2000 рублей.
Исполняющая обязанности начальника Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Н.В. Фрис
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Управление Росреестра по Томской области (далее – Управление) продолжает работу по выявлению фактов нарушения требований земельного законодательства, выраженных в использовании земельных участков, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицам, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность.
Административное наказание за совершение данного правонарушения предусмотрено статьей 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность.
Согласно п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ не обязаны переоформлять право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками следующие лица: органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные), казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Таким образом, подлежат административной ответственности юридические лица, не исполнившие обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок на право аренды или приобретение земельного участка в собственность (ст. 7.34 КоАП РФ).
Например, обществу с ограниченной ответственностью был предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, однако указанное юридическое лицо не переоформило такое право (на право аренды или приобретения земельного участка в собственность) и продолжает использовать данный земельный участок для эксплуатации здания.
В данном случае усматриваются основания для привлечения юридического лица к административной ответственности по ст. 7.34 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 74 Земельного кодекса Российской Федерации привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред. Поэтому для устранения нарушения действующего законодательства юридическому лицу, на которое земельным законодательством возложена соответствующая обязанность, необходимо переоформить права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести их в собственность.
Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области Александр Ткачев