Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Понятие «недвижимость» определено гражданским законодательством.
Так, статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Понятие «объект капитального строительства» закреплено в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее – ГрК РФ), а именно, это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Для создания объектов капитального строительства необходимы: подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию (статьи 48, 48.1, 49, 51, 55 ГрК РФ). Поэтому вопрос о том, является ли объект недвижимостью, должен решаться с учетом положений ГрК РФ на стадии разработки проектной документации и получения разрешительных документов.
В свою очередь, дорога зимняя (автозимник) - это дорога, проезжая часть которой (сплошная или колейная) построена из льда, намораживаемого послойно, или из уплотненного снега и льда, а также проложенная непосредственно по замерзшей поверхности рек и озер. Действует до оттаивания ледяного покрытия (приказ Росстата от 22.07.2019 № 418), то есть по смыслу данного определения следует, что автозимники создаются на определенный период времени как временные объекты.
Для возведения некапитальных сооружений (временных объектов) не требуется получать разрешения на строительство (п. 2 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ). Такие объекты не подлежат государственному кадастровому учету, и государственная регистрация прав на них не осуществляется.
Начальник отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки
Управления Росреестра по Томской области
Татьяна Никитюк
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Росреестр предоставляет гражданам, юридическим лицам, органам власти и местного самоуправления весь комплекс государственных услуг в области регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), а также в области ведения и предоставления сведений из государственных реестров саморегулируемых организаций в сфере оценочной, кадастровой деятельности, деятельности арбитражных управляющих и операторов электронных площадок.
Основные государственные услуги Росреестра можно получить одним из удобных для заявителя способов − на сайте Росреестра в электронном виде, в офисах многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), расположенных на всей территории Российской Федерации, т.е. при предоставлении заявления и документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости, расположенного в другом субъекте Российской Федерации. У заявителей также есть возможность отправить документы для получения государственных услуг Росреестра почтовым отправлением.
Электронные госуслуги и сервисы Росреестра с каждым годом набирают все большую популярность. Граждане и организации могут оперативно через Интернет знакомиться с информацией об объектах недвижимости, получать различные услуги Росреестра в режиме реального времени и отслеживать статус своей заявки на получение этих услуг.
В личном кабинете пользователь (как физическое, так и юридическое лицо) может просматривать информацию о принадлежащих ему объектах недвижимости. В разделе "Мои объекты" владелец может увидеть кадастровый номер, адрес, площадь, кадастровую стоимость принадлежащих ему объектов, а также сведения о правах, ограничениях и обременениях прав на свою недвижимость. Чтобы воспользоваться сервисом, необходимо авторизоваться на сайте www.gosuslugi.ru (используется Единая система идентификации и аутентификации для получения доступа к государственным услугам в электронном виде).
В настоящее время в личном кабинете можно подать в электронном виде заявление на получение всех наиболее востребованных услуг Росреестра: это регистрация прав, кадастровый учет, единая процедура (одновременное проведение этих процедур), получение сведений из ЕГРН.
В личном кабинете можно запрашивать результат кадастровых работ, помещенный на временное хранение в электронное хранилище, а также проверять статус этого запроса или заявления в режиме реального времени (в случае, если кадастровый инженер предварительно провел проверку электронных документов, полученных им в результате кадастровых работ, и результаты этой проверки были помещены во временное хранилище). С помощью специальных сервисов – получить справочную информацию об объекте недвижимости в режиме онлайн, зная его адрес, кадастровый номер, номер права или ограничения права. А также просматривать сведения из ЕГРН, полученные в электронном виде в формате xml, в удобном для восприятия виде, проверять корректность электронной цифровой подписи, которой они подписаны.
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, можно получить по экстерриториальному принципу в любом МФЦ, предоставляющем соответствующую услугу.
Заявитель может обратиться по вопросу получения соответствующей помощи по единому номеру центра телефонного обслуживания Росреестра 8 (800) 100-34-34 (звонок бесплатный). Также по указанному номеру можно получить квалифицированную консультацию по вопросам деятельности Росреестра.
И.о. начальника Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Черногубова Е.В.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Наполнение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) актуальными и достоверными сведениями – одно из ключевых направлений деятельности Росреестра и его территориальных органов.
Федеральным законом от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 518), положения которого вступили в силу 29.06.2021, предусмотрены существенные изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) в институт ранее учтенных объектов недвижимости и ранее возникших прав.
Изменения касаются не только порядка внесения сведений в ЕГРН о таких объектах и правах, но и предусматривают новый порядок выявления правообладателей, в котором активное участие примут органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Теперь в кадастр недвижимости ЕГРН будут вноситься дополнительные сведения о вещных правах на данный объект недвижимости, а также о выявленном правообладателе данного объекта недвижимости в случае, если документы, удостоверяющие права на данный объект недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и указанные права не были зарегистрированы в ЕГРН.
Кроме того, Закон о регистрации дополнен статьей 69.1, в соответствии с которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления наделяются полномочиями по проведению мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости; проведению мероприятий по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости и иными полномочиями, которые позволят существенно увеличить данные ЕГРН.
Также в Управлении Росреестра по Томской области продолжается активная работа по реализации положений Закона № 518 во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Была утверждена «дорожная карта», которая содержит комплексный план по наполнению ЕГРН полными и точными сведениями.
Заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Управления Росреестра по Томской области Мария Коломиец
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В конце сентября 2021 года в Управлении Росреестра по Томской области состоялось расширенное заседание Оперативного штаба по вопросам реализации Федерального закона от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон о выявлении правообладателей) на территории Томской области с участием представителей Управления ФНС России по Томской области, Администрации Томской области, а также органов местного самоуправления.
В ходе заседания обсуждались промежуточные итоги работы по реализации мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости на территории Томской области, а также рассматривались вопросы, возникающие в деятельности органов местного самоуправления по данному направлению.
Согласно положениям Закона о выявлении правообладателей органы местного самоуправления (уполномоченные органы) проводят мероприятия по выявлению и внесению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости для дальнейшей передачи в налоговые органы. При этом уполномоченные муниципальные органы направляют запросы, в том числе в налоговые органы, органы записи актов гражданского состояния, нотариусам, органы и организации по государственному техническому учету
и (или) технической инвентаризации для получения информации о ранее учтенных объектах недвижимости, о чьих правообладателях недостаточно данных для постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им объектов, если таких сведений и подтверждающих документов нет в распоряжении уполномоченного органа.
«Практическая реализация положений Закона о выявлении правообладателей во многом повысит качество содержащихся в ЕГРН данных, с одной стороны, с другой – повысит степень защиты имущественных прав и законных интересов собственников недвижимости.
Закон о выявлении правообладателей не ограничивает при этом граждан в возможности осуществить государственную регистрацию прав на принадлежащие им объекты недвижимости в любой период времени по их усмотрению.
В целях повышения активности россиян в данном направлении в Налоговый Кодекс Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу 01.01.2021, в соответствии с которыми жителям России больше не нужно платить государственную пошлину при регистрации ранее возникших прав на объекты недвижимости», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.
Заместитель начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Наталья Соболевская
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Одной из форм образования земельных участков является их перераспределение, в результате которого образуются новые земельные участки (ст. 11.2 ЗК РФ).
Земельные участки, из которых при перераспределении образуются новые участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ).
При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков (п. 2 ст. 11.7 ЗК РФ).
Таким образом, основанием для перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, является решение собственников о их перераспределении.
В ст. 39.28 ЗК РФ установлены случаи и основания перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Перераспределение указанных выше земель осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Согласно установленному порядку для заключения данного соглашения граждане или юридические лица, собственники участков должны обратиться в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении.
Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Начальник Асиновского
межмуниципального отдела
Управления Росреестра
по Томской области
Людмила Елькина
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Управление Росреестра по Томской области информирует, что в текущем году возросло количество заявлений о государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, поданных в электронной форме (в сравнении с 2020 годом).
Если в 1 квартале 2021 года соотношение заявлений о государственной регистрации таких договоров, поданных посредством личного обращения и в электронном виде составило 11,8%, то в третьем квартале 2021 года этот показатель вырос до 30%. Преимущественно на государственную регистрацию в электронном виде представлены договоры долевого участия, заключаемые с использованием ипотечных средств.
В целях повышения эффективности оказания государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, для повышения привлекательности услуги, оказываемой в электронной форме, а также с целью достижения показателей, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации № 1147-р Управление Росреестра по Томской области активно включилось в реализацию проекта «Ипотека за один день».
Договоры, заявления о государственной регистрации которых поданы в электронной форме, и при проведении правовой экспертизы которых не будут выявлены недостатки, препятствующие государственной регистрации, будут зарегистрированы в течение одних суток с момента их поступления в орган регистрации.
Обращаем внимание заявителей на преимущество подачи заявлений о государственной регистрации договоров долевого участия в строительстве в электронном виде. Помимо сокращенного срока регистрации заявителям не потребуется записываться на прием и быть ограниченным определённой датой и временем для подачи документов, к тому же отсутствует необходимость контактировать с неопределенным кругом лиц в период пандемии. Налоговым кодексом Российской Федерации установлены льготы для тех, кто подает заявления и документы в электронной форме. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию прав, сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации, в отношении участников долевого строительства, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации.
Заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области Галина Телицына
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
На вопрос отвечает Татьяна Крупиненко, главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области: «С 1 января 2021 года изменился порядок осуществления лицензирования геодезической и картографической деятельности в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности», а также постановления Правительства РФ от 28.07.2020 № 1126 «О лицензировании геодезической и картографической деятельности».
По новым правилам под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий. Днем предоставления лицензии теперь будет считаться день внесения в реестр лицензий соответствующей записи. В течение трех рабочих дней после дня внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензирующий орган направит уведомление о предоставлении лицензии лицензиату по его выбору в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В связи с чем прекращено предоставление лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности на бланках, не предоставляются дубликаты и копии лицензий, в том числе выданные до 1 января 2021года. Предоставление и переоформление лицензии теперь подтверждается записью в реестре лицензий. Реестр лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности ведется Росреестром в электронном виде путем внесения в него записей. Заинтересованные лица могут обратиться в территориальные органы Росреестра за выпиской из реестра лицензий, которая может быть предоставлена в форме электронного документа бесплатно, либо на бумажном носителе за плату в установленном приказом Минэкономразвития России от 06.11.2020 № 742 размере 3000 руб. Следует обратить внимание на то, что лицензии, выданные ранее, действительны и замене и переоформлению не подлежат.
Кроме того, изменен перечень лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии или лицензиату. Так, например, из данного перечня исключено требование соблюдения лицензиатом требований к употреблению в созданных геодезических и картографических материалах наименований географических объектов.
Лицензию на геодезическую и картографическую деятельность могут получать лица, имеющие специальность «прикладная геодезия». Она добавлена в перечень специальностей среднего профессионального образования, необходимых для выполнения определенных видов лицензионных работ. При этом перечень выполняемых работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию, остался без изменений.
Для желающих получить или переоформить лицензию на геодезическую и картографическую деятельность важно знать, что с нового года поменялись формы заявления на предоставление и переоформление таких лицензий. Данные формы являются приложением к приказу Росреестра от 28.09.2020 № П/0353 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в процессе лицензирования геодезической и картографической деятельности».
За информацией по вопросу предоставления или переоформления лицензии на геодезическую и картографическую деятельность можно обратиться в отдел землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области по телефону 8(3822)513622».
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Росреестр активно развивает сервисы для оказания государственных услуг в электронном виде. В настоящее время на сайте Росреестра доступны для получения в электронном виде все базовые услуги ведомства - государственная регистрация прав, постановка на кадастровый учет, учет изменений объектов недвижимости, получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Воспользоваться услугами Росреестра в электронном виде заявители могут на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) через универсальный сервис «Личный кабинет».
Для получения доступа к сервису «Личный кабинет» необходимо пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Посредством сервиса «Личный кабинет» правообладатель может подать заявление на государственный кадастровый учет или государственную регистрацию права, а также запросить сведения, содержащиеся в ЕГРН. Возможности личного кабинета позволяют отслеживать статус исполнения заказанной услуги, получать и сохранять результаты проведенных учетно-регистрационных действий в разделе сервиса «Мои заявки».
Данный сервис позволяет также собственнику не только просматривать информацию о принадлежащих ему на территории всей Российской Федерации объектах недвижимости, а также гарантирует оперативное уведомление собственника об изменении характеристик объектов недвижимости, об ограничении (обременении) прав на объект недвижимости, о фактах наложения или снятия арестов на имущество, что дает возможность собственнику контролировать действия, осуществляемые в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости.
Популярность получения услуг Росреестра в электронном виде среди жителей Томской области растет с каждым годом.
Заместитель начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Наталья Соболевская
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
На вопрос отвечает Маргарита Попова, главный специалист-эксперт отдела регистрации земельных участков: «В соответствии с ч.1 ст. 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), не соответствуют установленным на основании Закона о регистрации требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в ЕГРН описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 Закона о регистрации (далее - уточнение границ земельного участка).
Частью 2 статьи 43 Закона о регистрации установлено, что если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Статья 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 №221-ФЗ (далее – Закон о кадастре) устанавливает порядок согласования местоположения границ земельных участков.
Так, согласно ч.1 ст. 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона о кадастре, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
Таким образом, местоположение границ земельных участков подлежит согласованию в случае, если сведения об описании местоположения границ смежных земельных участков, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона о регистрации требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в ЕГРН описании местоположения границ смежных земельных участков выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 Закона о регистрации.
В соответствии со ст. 40 Закона о кадастре результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке».
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Руководитель Росреестра Олег Скуфинский провел селекторное совещание с территориальными органами ведомства. В мероприятии приняли участие заместители руководителя ведомства Максим Смирнов, Елена Мартынова, Галина Елизарова и Алексей Штейников, которые выступили с докладами по профильным темам.
На ВКС обсуждались результаты рабочих встреч руководителей территориальных органов с главами субъектов, которые были инициированы Росреестром с целью обсуждения совместных задач по вовлечению земли в экономический оборот, реализации ипотечных программ, закона о «гаражной амнистии».
«Эффективность работы Росреестра на местах напрямую зависит от выстроенного взаимодействия с региональными управленческими командами, с главами субъектов, с членами профессионального сообщества. Для этого территориальным органам нужно действовать, постоянно быть в контакте с органами власти в регионах, совместно координировать и отслеживать работу по каждому направлению в интересах граждан и участников рынка. Приоритетные задачи - наполнение ЕГРН полными и точными данными, снижение количества приостановок и отказов, сокращение сроков регистрации на бытовую недвижимость, повышение эффективности использования земель», - отметил Олег Скуфинский.
Подробнее: https://rosreestr.gov.ru/site/press/news/rosreestr-dogovorilsya-o-vzaimodeystvii-s-glavami-regionov-v-tselyakh-povysheniya-kachestva-predosta/
По его словам, ведомством разработаны основные стратегические направления развития на 2021 – 2030 гг., среди которых цифровые, законодательные и организационные инициативы. За счет этой работы к 2024 году планируется сократить сроки регистрации прав и кадастрового учета до одного дня, обеспечить доступность всех массовых услуг Росреестра на портале Госуслуг, сократить срок предоставления земельных участков до 1 месяца, обеспечить доступность земель для жилищного строительства. В настоящее время между Росреестром и органами власти всех субъектов страны подписаны и реализуются «дорожные карты» по наполнению сведениями ЕГРН.
«В Томской области «дорожная карта» реализации мероприятий по проекту «Наполнение ЕГРН необходимыми сведениями» подписана руководителем Управления Росреестра по Томской области совместно с Губернатором Томской области 22 марта 2021 года. Оперативный штаб, созданный при Управлении Росреестра по Томской области, регулярно проводит заседания в целях решения вопросов, возникающих в процессе деятельность по реализации предусмотренных «дорожной картой» мероприятий», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.
В 2020 году ведомству удалось выстроить информационное взаимодействие с банковским сообществом, что позволило запустить проект «Электронная регистрация ипотеки за один день». Год назад в нем участвовало 4 региона, сегодня проект масштабирован на все субъекты страны, включая Томскую область. При этом количество задействованных в нем кредитных организаций активно растет. В том числе благодаря этой работе доля электронной ипотеки в целом по стране увеличилась до 52%, что более чем в 5 раз превышает показатель на начало 2020 года и в 2,5 раза выше показателя нацпроекта «Жилье и городская среда». Кроме того, в рамках работы с застройщиками удалось существенно повысить долю электронной регистрации договоров участия в долевом строительстве – до 50%.
По поручению Правительства Росреестром совместно с региональными управленческими командами проведена масштабная работа по анализу эффективности использования земельных участков. По всей стране выявлено более 5 тыс. участков и территорий, пригодных для вовлечения в жилищное строительство. Сегодня эти сведения размещаются на публичной кадастровой карте в рамках созданного сервиса «Земля для стройки». В рамках работы сервиса в оборот вовлечено уже 809 участков общей площадью 2,4 тыс. га. В настоящее время в субъектах продолжается работа по выявлению земель под жилищное строительство.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно установленному Гражданским кодексом Российской Федерации порядку бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником, либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Основанием для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, является заявление органа местного самоуправления, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект не имеет собственника, а также документы, содержащие описание объекта.
К документам, подтверждающим, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник не известен, относятся выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, а также документы, выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
Органу местного самоуправления, обратившемуся за регистрацией бесхозяйного объекта, выдается расписка в получении документов, представленных для принятия на учет объекта недвижимого имущества, в которой указываются: дата представления документов; перечень документов с указанием их реквизитов; количество экземпляров каждого из представленных документов; количество листов в каждом экземпляре документа; номер книги учета входящих документов и порядковый номер записи в книге учета входящих документов; фамилия и инициалы работника органа принимающего документы.
В случае отказа собственника от права собственности на объект к документам прилагается его заявление об отказе.
Принятие объекта на учёт осуществляется путём внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН). Плата за принятие на учёт объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйного с органов местного самоуправления не взимается.
До внесения в ЕГРН записей о принятии на учет бесхозяйного объекта осуществляется правовая экспертиза представленных документов с целью установления отсутствия оснований для отказа в принятии на учет или приостановления принятия на учёт.
После принятия на учёт объекта недвижимого имущества органу местного самоуправления направляется уведомление о принятии на учёт объекта недвижимого имущества по установленной форме, которая должна содержать следующие сведения: наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию прав; кадастровый номер объекта недвижимого имущества; адрес (местоположение), наименование и назначение объекта недвижимого имущества; номер, указанный в графе «Номер регистрации» Единого государственного реестра прав; дата внесения записи в ЕГРН.
С учёта в качестве бесхозяйного объект недвижимого имущества снимается с момента государственной регистрации права собственности на данный объект.
Государственная регистрация права муниципальной собственности на бесхозяйный объект осуществляется по истечении года со дня принятия на учёт этого объекта недвижимого имущества на основании вступившего в силу решения суда.
Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного также может быть осуществлена государственная регистрация права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет.
В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента государственной регистрации права собственности на него.
Также независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного собственник этого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации). В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента внесения записи о снятии его с учета.
Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество подаётся в суд по месту нахождения объекта органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
Суд, признав, что объект не имеет собственника, или собственник объекта не известен, и он принят на учёт в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на этот объект.
Начальник Парабельского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Михаил Новиков