Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Управление Росреестра по Томской области информирует: в рамках Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от имени контрольного (надзорного) органа государственный контроль (надзор), муниципальный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица: 1) руководитель (заместитель руководителя) контрольного (надзорного) органа; 2) должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду государственного контроля (надзора), виду муниципального контроля, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее также - инспектор).
Инспекторы, уполномоченные на проведение конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, определяются решением контрольного (надзорного) органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Инспектор проводит контрольные (надзорные) мероприятия и совершает контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами; предоставляет контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено законом; знакомит контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия.
Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право на беспрепятственное посещение (осматривание) производственных объектов, по предъявлении служебного удостоверения; знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Инспектор имеет право требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки; знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия.
Инспектор по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий выдает контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимает решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения.
В случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность, он имеет право обращаться за содействием к органам полиции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Начальник Стрежевского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области Н.В. Фрис
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
25 декабря 2008 года указом Президента Российской Федерации была создана Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) путём объединения трёх служб: Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии.
В настоящее время Росреестр осуществляет функции по:
- государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; - оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости;
- осуществлению государственного кадастрового учёта недвижимого имущества;
- кадастровой деятельности;
- государственной оценки земель;
- землеустройству;
- государственному мониторингу земель;
- геодезии и картографии;
- наименованию географических объектов;
- надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков;
- контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
- надзору за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров;
- надзору за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадок;
- государственному земельному надзору.
«1 января 2017 года вступил в силу № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости». Реализация закона положила начало мероприятиям, направленным на совершенствование процедур предоставления государственных услуг в сфере кадастрового учета и государственной регистрации прав, в том числе за счет создания единой учетно-регистрационной системы. За это время была проведена огромная работа, результатом которой стало значительное улучшение качества предоставления государственных услуг, совершенствование учётно-регистрационных процедур. В ведомстве появились альтернативные способы предоставления документов. На сегодняшний день все заявки, поступившие в электронном виде, рассматриваются в течение 24 часов, а ранее срок рассмотрения документов составлял не менее месяца», - рассказала Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.
Ведущий специалист-эксперт отдела организации, мониторинга и контроля Управления Росреестра по Томской области Анна Шиянова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Материнский капитал - это одна из мер государственной поддержки, направленных на увеличение рождаемости и выплачиваемый за счет средств федерального бюджета.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 22.12.2020, с изм. от 29.06.2021) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь (далее Закон N 256-ФЗ).
Материнский капитал можно использовать исключительно на следующие цели (ч. 3 ст. 7 Закона N 256-ФЗ; ч. 2, 4 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)):
- улучшение жилищных условий на территории РФ;
- получение образования ребенком (детьми);
- формирование женщиной накопительной пенсии;
- приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
- получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.
К улучшению жилищных условий, на которые может быть использован материнский капитал, закон относит следующие случаи (ст. 10 Закона N 256-ФЗ; п. п. 2, 3 Постановления Правительства РФ от 12.12.2007 N 862 (ред. от 16.04.2021) "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" (далее - Правила N 862):
- приобретение жилого помещения. В том числе средства (часть средств) материнского капитала могут быть направлены на счет эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения;
- строительство жилого помещения с привлечением строительной организации;
- строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения организации-подрядчика;
- компенсация затрат на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС);
- уплата первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплата процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты;
- погашение основного долга и уплата процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным, на погашение ранее предоставленного кредита или займа на приобретение или строительство жилья;
- оплата участия в долевом строительстве;
- уплата вступительного взноса в качестве участника жилищных, жилищно-строительных, жилищных накопительных кооперативов и др.
Приобретение земельного участка за счет средств материнского капитала законодательством не предусмотрено. Так, если вы приобретаете участок для последующего строительства жилого дома, то на его покупку использовать материнский капитал нельзя.
Приобретаемое (построенное, реконструированное) жилое помещение с использованием средств материнского капитала должно быть оформлено в общую собственность владельца сертификата, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению. Такое соглашение не требует обязательного нотариального удостоверения. Однако в случае приобретения жилья с использованием средств материнского капитала и совместных средств супругов соглашение, содержащее по выбору супругов элементы брачного договора или соглашения о разделе общего имущества супругов, должно быть нотариально удостоверено (п. 15(1) Правил N 862; абз. 4, 8 Письма Минюста России от 15.07.2020 N 12/79244-МБ).
При этом в определенных случаях в общую долевую собственность владельца сертификата, его супруга, детей должен быть оформлен в том числе объект недвижимости, который не достроен и не введен в эксплуатацию (п. 5 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016).
Следует также учитывать, что держатель сертификата не ограничен в выборе способа улучшения жилищных условий. Гражданин вправе иметь в собственности неограниченное количество объектов недвижимости, владеть и пользоваться ими по своему усмотрению (п. 12 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018).
Главный специалист-эксперт
Северского отдела
Управления Росреестра по Томской области
Наталия Литвиненко
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Для пресечения нарушений требований земельного законодательства Управление Росреестра по Томской области (далее – Управление) наделено полномочиями осуществлять государственный земельный надзор.
Должностные лица органов государственного земельного надзора (уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
В случае выявления нарушения, при проведении Управлением проверки соблюдения требований земельного законодательства, государственным инспектором в обязательном порядке выдается предписание об устранении нарушения с установлением конкретного срока его исполнения.
Невыполнение законного требования органа государственного земельного надзора об устранении нарушений земельного законодательства является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет наказание в виде штрафа в размере:
- на граждан - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
- на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;
- на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, выразившееся в неисполнении предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства, влечет повышенную административную ответственность лица, допустившего данное правонарушение. В соответствии с ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ размер штрафа составит:
- для граждан - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- на должностных лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;
- на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Таким образом, в целях избежания негативных последствий в виде дополнительных штрафных санкций, выявленное в ходе проверки нарушение земельного законодательства должно быть устранено правонарушителем в срок, установленный соответствующим предписанием.
Порой возникают объективные причины, не позволяющие завершить оформление документов на земельный участок, и тем самым исполнить предписание в срок, установленный органом государственного земельного надзора.
Для таких случаев законодатель предусмотрел возможность продления срока исполнения предписания на основании ходатайства лица, которому такое предписание выдано.
Ходатайство подается государственному инспектору, выдавшему предписание, заблаговременно – не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения.
К ходатайству в обязательном порядке прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения.
Ходатайство о продлении срока исполнения предписания рассматривается государственным инспектором в течение 3 рабочих дней с момента поступления. По результатам рассмотрения ходатайства выносится определение об удовлетворении ходатайства и продлении срока исполнения предписания либо об отклонении ходатайства и оставлении срока устранения нарушения земельного законодательства без изменения (в случае если в установленный предписанием срок нарушение возможно устранить, но нарушителем не приняты все зависящие от него меры, необходимые для устранения выявленного нарушения).
Начальник отдела
государственного земельного надзора
Управления Росреестра по Томской области
Александр Ткачев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
С июля 2021 года у государственных инспекторов по использованию и охране земель Управления Росреестра по Томской области имеется новый инструмент для повышений эффективности государственного земельного надзора – выездное обследование объектов земельных отношений.
Первой и главной особенностью выездного обследования является то, что данный вид надзорных мероприятий осуществляется государственными инспекторами Управления без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и без доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
При этом, выездное обследование может быть осуществлено в отношении земельных участков, принадлежащих как гражданам, так и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Согласование в органах прокуратуры выездного обследования, организуемого в отношении земельного участка юридического лица или индивидуального предпринимателя, не требуется. Это вторая особенность выездного обследования.
На первый взгляд у лиц, использующих земельные участки, могут возникнуть опасения на предмет четкого соблюдения государственными инспекторами их защищаемых законодательством прав, вне зависимости от того являются ли они нарушителями земельного законодательства или нет.
Однако, оснований для подобного рода беспокойства нет.
Процедура осуществления выездного обследования четко прописана на законодательном уровне. Кроме того, при проведении выездного обследования в обязательном порядке ведется его видеозапись.
Выездное обследование фактически является сбором и анализом информации, сведений из официальных информационных источников, актуальность которых подтверждена на законодательном и государственном уровне.
Результаты выездного обследования объектов земельных отношений оформляются актом выездного обследования объекта земельных отношений.
Результаты выездного обследования объекта земельных отношений направляются проверяемому лицу, а также, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта выездного обследования объекта земельных отношений, подлежат опубликованию на официальном сайте органа государственного земельного надзора, осуществившего такое выездного обследование. Опубликование осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации ограничений, в том числе ограничений, связанных с защитой персональных данных.
Результаты выездного обследования учитываются при составлении ежегодных планов проведения плановых проверок.
При этом следует отметить, что выявленные в ходе выездного обследования нарушения требований земельного законодательства являются основанием для привлечения нарушителей к административной ответственности.
Начальник отдела
государственного земельного надзора
Управления Росреестра по Томской области
Александр Ткачев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В рамках реализации вступившего в силу 11.08.2017г. Федерального закона от 29.07.2017г. №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель» (далее - Закон о лесной амнистии) на базе Управления Росреестра по Томской области (далее - Управление) была проведена масштабная работа межведомственной рабочей группы для решения вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений государственных реестров о лесных участках на территории Томской области. В составе межведомственной рабочей группы представители различных организаций и ведомств, в том числе Управления и Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области (далее - Филиал).
На протяжении всего времени действия Закона о Лесной амнистии группой ежемесячно рассматриваются ситуации о пересечении лесных участков с земельными участками, об исключении земельных участков из состава земель лесного фонда, в случае установления возникновения прав граждан, осуществляется сопоставление сведений о площади лесных участках в Государственном лесном реестре (далее – ГЛР) и Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).
При применении Закона о Лесной амнистии из ГЛР были исключены земельные участки, общей площадью 1 142 778 кв.м.
Как отметила руководитель Управления, Председатель межведомственной рабочей группы Елена Золоткова, по результатам работы межведомственной группы достигнута главная цель реализации Закона о лесной амнистии – защищены права граждан на объекты недвижимого имущества (дома и земельные участки). В результате проделанной работы значительное число граждан смогли оформить права на свои земельные участки, установить границы (провести межевание) таких земельных участков. Соответственно, права граждан защищены на законодательном уровне, да и сами граждане могут без всяких препятствий реализовать свои права на объекты недвижимого имущества.
Ещё одним важнейшим направлением при реализации Закона о Лесной амнистии является наполнение ЕГРН достоверными сведениями о площади и границах лесных участков, лесничеств.
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «Была проведена масштабная работа по исключению дублирующих сведений о лесных участках в Томской области, в том числе образованных в результате раздела или выдела из лесничества. В ЕГРН внесены сведения о 21 лесничестве. Полностью проанализированы сведения на предмет превышения площади лесных участков в ЕГРН над площадью по Асиновскому, Бакчарскому, Зырянскому, Кожевниковскому, Молчановскому, Чаинскому, Шегарскому лесничествам. По всем проанализированным лесничествам проведены мероприятия в соответствии с положениями Закона о Лесной амнистии по устранению противоречий по площади в государственных реестрах ЕГРН и ГЛР. По Асиновскому лесничеству внесена часть границ общей площадью 292 951 957 кв.м., а также продолжаются работы по внесению сведений о границах других лесничеств. В настоящий момент в ЕГРН содержатся сведения о 8571 лесном участке, общей площадью 287 222 309 503 кв.м. Следует отметить, что работа межведомственной рабочей группы по приведению в соответствие сведений о лесных участках, расположенных на территории Томской области, в государственных реестрах ЕГРН и ГЛР активно продолжается».
В результате качественно проведённой работы достигнут главный результат - площадь лесных участков в ЕГРН уменьшилась по сравнению с площадью лесных участков в ГЛР. Площадь лесных участков в ЕГРН составила 287 222 309 503 кв.м., а по данным ГЛР - 287 450 768 000 кв.м., при этом, по состоянию на 01.01.2017 площадь лесных участков в ЕГРН составляла 288 615 288 899 кв.м, по данным ГЛР - 288 201 050 000 кв.м., увеличение площади в ЕГРН, составлявшее 414 238 899 кв.м., устранено.
Нужно отметить важность и значимость проводимых работ по наполнению сведений ЕГРН достоверными данными о лесных участках, расположенных на территории Томской области, так как это позволит защитить законные интересы и права граждан, бизнеса, органов местного самоуправления и государственной власти Томской области. Кроме того, это позволит вовлечь в законный гражданско-правовой оборот лесные участки, а также защитить лес и заповедные территории, расположенные в лесничествах.
В настоящий момент Управлением продолжаются масштабные работы по наполнению сведений ЕГРН достоверными сведениями о лесных участках.
Заместитель начальника отдела
регистрации земельных участков
Управления Росреестра по Томской области
Инесса Гончарова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
На сегодняшний день электронный способ получения услуг становится все более востребованным. Люди больше ценят свое время и поэтому возможность дистанционного оформления документов с использованием современных цифровых сервисов актуальна как никогда. Услуги Росреестра – не исключение.
Электронные услуги Росреестра – это простой способ получить услуги ведомства напрямую, без посредников, не выходя из дома или офиса.
Воспользоваться услугами Росреестра в электронном виде можно на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) через универсальный сервис «Личный кабинет».
Посредством сервиса можно подать заявление на государственный кадастровый учет или государственную регистрацию права, а также запросить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Кроме того, возможности личного кабинета позволяют отслеживать статус исполнения заказанной услуги, получать и сохранять результаты проведенных учетно-регистрационных действий в разделе сервиса «Мои заявки».
«Личный кабинет» позволяет собственнику просматривать информацию о принадлежащих ему объектах недвижимости, гарантирует оперативное уведомление об изменении характеристик объектов недвижимости, об ограничении (обременении) прав на объект недвижимости, о фактах наложения или снятия арестов на имущество, что дает возможность собственнику контролировать действия, осуществляемые в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости.
Для получения доступа к сервису «Личный кабинет» необходимо пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Заявление и документы, представляемые в Росреестр на регистрацию права в электронном виде, получение сведений ЕГРН ограниченного доступа должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).
Получить сертификат электронной подписи можно в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, перечень которых размещен на сайте Росреестра, в том числе в созданном на базе Федеральной кадастровой палаты Росреестра удостоверяющем центре.
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «Преимущества получения услуг Росреестра в электронном виде очевидны: возможность получения услуги из любой точки России, реализация экстерриториального принципа, отсутствие необходимости предварительной записи и посещения офисов МФЦ, соответственно, дистанционное получение госуслуг исключает необходимость пребывания заявителя в местах массового скопления людей.
Кроме того, Управлением Росреестра по Томской области принято решение о сокращении срока осуществления государственной регистрации прав на недвижимость по документам, представленным в электронном виде, до 24 часов, при условии полного соответствия представленных документов требованиям действующего законодательства».
Заместитель начальника отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН
Управления Росреестра по Томской области
Наталья Соболевская
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (ст. 222 ГК РФ).
Исходя из данного понятия, можно сделать вывод, что для признания постройки самовольной достаточно наличия хотя бы одного из следующих нарушений:
- возведение постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке;
- строительство без получения на это необходимых разрешений;
- существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил при возведении постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, и не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Принудительный снос самовольной постройки, по общему правилу, может быть осуществлен только на основании решения суда, которым удовлетворен иск о сносе.
Заместитель начальника Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Елена Лыско
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Управление Росреестра по Томской области информирует: понятие "административное обследование" упразднено, так как статья 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации утратила силу, и согласно п. 4 ст. 50 Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ: в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.
Организация и осуществление государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
С 1 июля 2021 г. без взаимодействия с контролируемыми лицами проводится наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Мероприятия, которые проводятся при взаимодействии с контролируемым лицом, такие:
- Инспекционный визит. Он может длиться не более одного рабочего дня на одном объекте (на месте нахождения или осуществления деятельности контролируемого лица). При визите могут использоваться средства дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязь. Инспекционный визит согласовывается с прокуратурой, за исключением установленных законом случаев. В рамках инспекционного визита может проходить, в частности, инструментальное обследование;
- Рейдовый осмотр. Срок его проведения - не более 10 рабочих дней. Взаимодействие с одним контролируемым лицом продолжается не более одного рабочего дня. Мероприятие согласовывается с органами прокуратуры (есть исключения). При рейдовом осмотре могут провести досмотр, экспертизу и др.;
- Документарная проверка. Она длится до 10 рабочих дней. Согласование с органами прокуратуры не требуется. В ходе ее проведения могут истребовать документы, провести экспертизу и др. Не могут требовать представить сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, и те, которые надзорный орган может получить от иных органов;
- Выездная проверка. Срок ее проведения - не более 10 рабочих дней. Она проводится только в определенных ситуациях и, как правило, по согласованию с органами прокуратуры. В исключительных случаях оно не нужно. Например, не согласовывается проверка, проводимая по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека по материалам и обращениям, поступившим в прокуратуру. В общем случае о проверке уведомят, направив копию решения не позднее чем за 24 часа до ее начала. В ходе проверки могут затребовать письменные объяснения, провести испытание. Выездная проверка может проводиться дистанционно, в том числе с использованием аудио- или видеосвязи.
Начальник Стрежевского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области Н.В. Фрис
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
С 01 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о контроле), а также постановлением Правительства №1081 от 30.06.2021 г утверждено «Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)».
По смыслу нового Закона о контроле профилактические мероприятия являются более приоритетными, чем контрольные (надзорные). Взаимодействие с контрольным органом в ходе этих мероприятий предусмотрено только в установленных Законом о контроле случаях.
В рамках земельного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
- информирование осуществляется органами государственного надзора по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте органа государственного надзора и в средствах массовой информации;
- обобщение правоприменительной практики осуществляется органами государственного надзора посредством сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах;
- объявление предостережений;
- консультирование по телефону, по видео-конференц-связи, на личном приеме или в ходе других мероприятий;
- профилактический визит в форме беседы по месту осуществления деятельности или по видео-конференц-связи.
При осуществлении государственного земельного надзора могут проводиться и контрольные (надзорные) мероприятия. Контрольные мероприятия проводятся как в плановом порядке, так и путем проведения внеплановых контрольных мероприятий.
Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной проверки, выездной проверки.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование.
Плановые мероприятия в отношении земельных участков проводят со следующей периодичностью:
если участку присвоена категория среднего риска - не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в шесть лет;
умеренного риска - не чаще одного раза в пять лет и не реже одного раза в шесть лет;
низкого риска - мероприятия не проводятся.
В ежегодные планы включаются мероприятия в отношении объектов земельных отношений, принадлежащих на праве собственности, праве (постоянного) бессрочного пользования или ином праве, а также в отношении используемых на праве аренды. Если плановые мероприятия в отношении земельных участков не проводились, они включаются в ежегодный план после истечения одного года с даты возникновения у правообладателя прав на участок.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся если:
- у надзорного органа есть сведения о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или об угрозе этого;
- надзорный орган выявил соответствие объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонение от этих параметров;
- истек срок исполнения решения надзорного органа об устранении нарушения обязательных требований (в установленных случаях);
- есть поручение Президента РФ или Правительства РФ о проведении мероприятий в отношении конкретных лиц;
- имеется требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека по материалам и обращениям, поступившим в органы прокуратуры.
Проведение контрольных мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения отсутствует в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, не допускается. Однако, контрольные мероприятия без взаимодействия проводятся на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного органа.
О том, будет ли проводиться контрольное мероприятие в 2022 г., можно узнать на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Она ведет единый реестр проверок (https://proverki.gov.ru/).
Главный специалист-эксперт
Молчановского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Ирина Кондратьева
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
с 28 октября 2021 года подлежит применению новая форма выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, в связи с вступлением в силу приказа Росреестра от 25.08.2021 №П/0368 «Об установлении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок» (зарегистрирован в Минюсте России 27.09.2021 № 65156).
В случае выдачи выписки в форме электронного документа, такой электронный документ заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного на подписание такой выписки лица.
В остальном обновленная форма аналогична форме, ранее утвержденной Приказом Росреестра России от 07.03.2012 № П/103, который утратил силу с 28 октября 2021 года.
Начальник отдела регистрации земельных участков
Управления Росреестра по Томской области
Анастасия Юркевич