Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Росреестр и Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК) создали консорциум образовательных учреждений высшего образования в целях эффективной реализации государственной программы «Национальная система пространственных данных»*. Консорциум вузов займется подготовкой квалифицированных специалистов в сфере геодезии, картографии и пространственных данных с учетом новых вызовов и задач по развитию стратегической для государства отрасли.
Проект реализуется в рамках соглашения о сотрудничестве между Росреестром, Министерством науки и высшего образования РФ и МИИГАиК, подписанного на полях VI Восточного экономического форума, а также в развитие государственной программы поддержки университетов «Приоритет-2030», утвержденной Правительством РФ.
В консорциум, созданный на базе МИИГАиК, вошли три вуза - Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ), Тюменский государственный университет (ТюмГУ) и Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ).
«В России потребность в научно-технологических решениях и кадрах в области геодезии, картографии и геоинформационных технологий становится важнейшей задачей для решения социальных, экономических и территориальных вопросов развития страны. В этом году Росреестр приступил к реализации госпрограммы «Национальная система пространственных данных», которая выведет отрасль на новый этап развития. Создание консорциума позволит усилить подготовку и переподготовку профильных специалистов по ряду направлений сразу в нескольких субъектах РФ, задействуя Томский, Тюменский государственные университеты и Казанский (Приволжский) федеральный университет. Они обладают научно-технологическим потенциалом и многолетним опытом обучения в данной сфере. Консорциум сформирован на базе МИИГАиКа - крупнейшего в России отраслевого вуза, который станет научным центром проекта», - сообщила заместитель руководителя Росреестра, руководитель цифровой трансформации Елена Мартынова на совещании, посвященном созданию консорциума.
В совещании приняли участие руководители территориальных органов ведомства (управлений Росреестра по Москве, Пермскому краю, Томской, Тюменской, Иркутской областям, а также по Республике Татарстан и Краснодарскому краю), а также ректоры и проректоры вузов, вошедших в пилотный проект.
«МИИГАиК совместно с Росреестром разрабатывает дорожную карту проекта, где будут прописаны этапы его реализации и механизмы координации и взаимодействия. Мы создадим матрицу востребованных профессий в области цифровых пространственных данных, которая необходима для каталога образовательных программ. Также задействуем в проекте наш центр отраслевых компетенций, где вошедшие в консорциум вузы смогут проводить профессиональную переподготовку кадрового состава», - сообщила ректор университета Надежда Камынина.
Ранее МИИГАиК в рамках программы «Приоритет-2030» защитил стратегию развития, которая нацелена на комплексную подготовку специалистов для решения ключевых задач по развитию отрасли. Главной задачей Программы развития Университета до 2030 года является его трансформация в ведущий научно-образовательный центр, лидера в области новых знаний для эффективного использования пространственных данных во всех сферах жизни государства и общества.
Вопросы программы развития МИИГАиК до 2030 года обсуждались в ходе рабочего совещания в Центре трансформации образования Московской школы управления «Сколково». В нем приняла участие делегация Росреестра во главе с руководителем ведомства Олегом Скуфинским, а также представители Минобрнауки РФ.
Представители территориальных органов Росреестра, а также ректоры и проректоры вошедших в консорциум вузов отметили значимость реализации проекта.
«Вхождение в консорциум для нас чрезвычайно важно с точки зрения реализации наших проектов «Биобезопасный мир» и «Экосистемы будущего». Обмен практиками по подготовке картографов, геодезистов, специалистов по пространственным данным обеспечит нас кадрами для успешной реализации проектов карбонового полигона, мониторинга биологического благополучия северных и арктических территорий, климатических изменений, будет способствовать решению других практических и прикладных задач», - отметил ректор ТюмГУ Иван Романчук.
Как, в свою очередь, сообщил ректор ТГУ Эдуард Галажинский, «научно-образовательный задел вуза в области компьютерных наук, прикладной математики, работы с пространственными данными и данными дистанционного зондирования Земли поможет готовить кадры как для территориальных органов Росреестра, так и для других подразделений органов государственного и муниципального управления и корпоративного сектора».
Востребованность в профессиональных кадрах для отрасли также отметили в Управлении Росреестра по Томской области, где уже реализуется ряд проектов, непосредственно связанных с госпрограммой «Национальная система пространственных данных». «В их числе дорожные карты по наполнению ЕГРН необходимыми сведениями и внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса. Учитывая разноплановость наполнения данной госпрограммы, есть потребность в квалифицированных кадрах. Это специалисты, обладающие знаниями в области геодезии, картографии, пространственных данных, IT-технологий», - подчеркнула руководитель Управления Елена Золоткова.
*Государственная программа «Национальная система пространственных данных» утверждена постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2021 года № 2148. Она рассчитана на 2022 – 2030 гг. Программа направлена на достижение четырёх стратегических целей: создание и внедрение цифрового отечественного геопространственного обеспечения, обеспечение полноты и качества сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), достижение «цифровой зрелости» ведомства, повышение качества госуслуг и сервисов Росреестра. Будут созданы единая федеральная сеть геодезических станций, мультимасштабная карта страны, полный и точный реестр недвижимости, цифровая платформа пространственных данных, вовлечены в оборот новые земли для жилищного строительства.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
С 29 июня 2021 года начался процесс выявления правообладателей неоформленной недвижимости. Сведения о таких правообладателях будут включаться в государственный реестр.
Полномочиями по выявлению собственников Федеральным законом от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 518-ФЗ) наделены органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Муниципалитеты обязаны провести всю необходимую работу – самостоятельно проанализировать сведения и документы в своих архивах, запросить информацию в налоговых органах, органах записи актов гражданского состояния, у нотариусов. В случае выявления собственников ранее учтённых объектов муниципалитеты обязаны организовать с такими собственниками взаимодействие для обращения за государственной регистрацией прав на такие объекты.
В случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившее свое существование, уполномоченный орган обязан снять такой объект недвижимости с кадастрового учета. При этом снятие с кадастрового учета такого объекта осуществляется на основании акта осмотра объекта, а не на основании акта обследования, подготовленного кадастровым инженером.
Также уполномоченные органы вправе осуществлять комплексные кадастровые работы в отношении ранее учтенных объектов недвижимости и в дальнейшем обращаться в орган регистрации без доверенности от имени правообладателей земельных участков с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельных участков.
Как отметила Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова, наличие сведений в ЕГРН о ранее учтённых объектах недвижимости обеспечит гражданам защиту их прав и имущественных интересов, убережёт от мошеннических действий с объектами недвижимости. Кроме того, позволит наполнить государственный реестр актуальными сведениями об объектах недвижимого имущества и их правообладателях.
Заместитель начальника отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области Инесса Гончарова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
На вопрос отвечает начальник отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области Анастасия Юркевич: «Для каждого из нас недвижимость - один из самых ценных объектов гражданских прав. Права на недвижимое имущество и сделки с ним затрагивают интересы почти всех граждан и юридических лиц.
Для чего нужна регистрация права собственности на недвижимость? А нельзя ли как-нибудь обойтись без неё? Такими вопросами задаётся большинство граждан, уверенных в том, что регистрация прав необходима государству для сбора налогов.
Каковы же основные причины, по которым государственная регистрация прав на недвижимость является необходимой?
Во-первых, для защиты прав, ведь возникновение, изменение, прекращение прав на недвижимое имущество происходит лишь с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), если иное не установлено законом (для ранее возникших прав). Именно с этого момента новый собственник может осуществлять правомочия владения, пользования, распоряжения недвижимым имуществом (продавать, дарить, отдавать в залог, в аренду, передать по наследству и т.д.).
Во-вторых, государственная регистрация - единственное доказательство существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
В-третьих, земельные участки, поставленные на кадастровый учёт до 1 марта 2008 года (ранее учтённые земельные участки), могут быть сняты с государственного кадастрового учета в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
В-четвёртых, отсутствие в ЕГРН сведений о правах в отношении объектов капитального строительства в течение 5 лет со дня присвоения им кадастровых номеров влечёт обязанность органа регистрации прав по истечении указанного срока направить сведения о таких объектах в органы местного самоуправления, которые в свою очередь могут поставить указанные объекты на учет в качестве бесхозяйных, а в последующем признать права на них.
В-пятых, в случае если объект недвижимости был поставлен на кадастровый учёт до 01.01.2017, и права на него не были зарегистрированы, сведения ЕГРН о таком объекте носят характер «временных». Если права на такие объекты не будут зарегистрированы до 01.03.2022 года, сведения о них могут быть аннулированы и исключены из ЕГРН. Это означает, что для целей регистрации прав на недвижимость правообладателю придётся обращаться повторно к кадастровому инженеру для оформления необходимых документов, обращаться с заявлением о постановке объекта на кадастровый учет и о регистрации прав в орган регистрации прав.
В-шестых, наличие зарегистрированного права собственности на объекты недвижимости является необходимым условием предоставления компенсационных выплат в случае утраты объектов недвижимости в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий, а также в ситуациях резервирования земель государством для строительства на них социально значимых объектов. В случае отсутствия зарегистрированного права на недвижимость получить компенсацию за незарегистрированный дом, гараж практически невозможно.
В-седьмых, много вопросов возникает после смерти правообладателя. Не успев оформить имущество при жизни, такой наследодатель перекладывает данную необходимость на близких. А сразу оформить (исправить) документы всегда лучше, чем по истечении времени. Люди, сталкивающиеся с оформлением наследства, знают, что данный процесс облегчается, когда у умершего всё оформлено надлежащим образом.
Приведённые выше причины являются существенными, и заставляют задуматься над тем, чтобы своевременно оформить свои права на имеющиеся объекты недвижимости в установленном законом порядке, чтобы в дальнейшем избежать возможных неприятностей. На территории Томской области орган, осуществляющий функции по государственной регистрации прав и кадастровому учёту - Управление Росреестра по Томской области».
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В рамках реализации Закона о «Лесной амнистии» Управлением Росреестра по Томской области (далее - Управление) в 2021 году была проведена масштабная работа межведомственной рабочей группой для решения вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений государственных реестров о лесных участках на территории Томской области.
На протяжении 2021 года группой ежемесячно рассматривались ситуации о пересечении лесных участков с земельными участками, исключении земельных участков из состава земель лесного фонда, в случае установления возникновения прав граждан, сопоставлении сведений о площади лесных участках в Государственном лесном реестре (далее – ГЛР) и Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).
Управлением совместно с Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области была организована работа по уменьшению площади лесных участков Корниловского лесничества в рамках Закона о Лесной амнистии и на основании информации, предоставленной Департаментом лесного хозяйства Томской области и Томским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг», общая площадь уменьшения лесных участков в ЕГРН по Корниловскому лесничеству составила 173 916 122 кв.м.
В соответствии с совместными Рекомендациями Росреестра, Рослесхоза, Росимущества была проведена работа по анализу и выявлению противоречий в сведениях ЕГРН о лесных участках, составляющих территорию Асиновского, Бакчарского, Зырянского, Кожевниковского, Молчановского, Тегульдетского, Шегарского лесничеств. Все противоречия по площади лесных участков в государственных реестрах устранены.
В рамках проведённых совместных работ Управления и иных организаций и ведомств, получен госконтракт на исправление реестровых ошибок в описании границ лесных участков. Определены лесные участки в составе Кривошеинского, Первомайского, Васюганского, Улу-Юльского лесничеств. Следует отметить, что для Управления внесение сведений в ЕГРН о границах лесных участков является приоритетным направлением.
«Работа по наполнению сведений ЕГРН достоверными данными о лесных участках, расположенных на территории Томской области продолжится и в 2022 году. Это позволит защитить законные интересы и права граждан, бизнеса, органов местного самоуправления и государственной власти Томской области. Кроме того, это позволит защитить лес и заповедные территории, расположенные в лесничествах. В настоящий момент Управлением продолжаются масштабные работы по наполнению сведений ЕГРН достоверными сведениями о лесных участках», - рассказала Елена Золоткова, руководитель Управления и Председатель межведомственной рабочей группы.
Заместитель начальника отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области Инесса Гончарова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Развитие рыночных отношений в Российской Федерации на рынке недвижимости, увы, не всегда носит характер нормальных отношений гражданского оборота. Из СМИ постоянно можно услышать о захватах недвижимого имущества, причем таких, которые зачастую носят законный характер и происходят по причине обыкновенной юридической безграмотности и невнимательности граждан (предоставление широких представительских полномочий по выданной злоумышленнику доверенности, заключение мнимых сделок, массовая скупка незначительных долей в квартире у сособственников и т.д.), в связи с чем с целью недопущения подобных действий гражданам необходимо проявить юридическую осмотрительность и принять возможные меры с целью недопущения каких-либо рисков.
Действенный способ защиты – это представление лицом, указанным в Едином государственном реестре недвижимости в качестве собственника объекта недвижимости, или его законным представителем заявления о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без его личного участия. В срок не более пяти рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления вносится запись в Единый государственный реестр недвижимости о заявлении о невозможности регистрации без личного участия.
С указанного периода времени данная отметка будет надежно защищать недвижимость, принадлежащее собственнику, от любых попыток передать его в собственность другим лицам без его ведома: если какое-либо третье лицо, даже действуя по доверенности, выданной собственником, подаст от его имени заявление в Росреестр о государственной регистрации перехода права собственности, данная информация будет являться основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного иным лицом (не являющимся собственником объекта недвижимости, его законным представителем) на государственную регистрацию перехода, прекращения, ограничения права и обременения соответствующего объекта недвижимости. Орган регистрации прав обязан уведомить заявителя о возврате заявления без рассмотрения с указанием причины возврата в течение пяти рабочих дней со дня его принятия.
Запись в Едином государственном реестре недвижимости о заявлении о невозможности регистрации не препятствует осуществлению государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости, если основанием для государственной регистрации права является вступившее в законную силу решение суда, а также требование судебного пристава-исполнителя в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", и иных случаях, установленных федеральными законами.
Запись, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости, о заявлении о невозможности регистрации погашается на основании решения государственного регистратора прав (без заявления собственника, его законного представителя) одновременно с осуществляемой при его личном участии государственной регистрацией перехода, прекращения права собственности указанного собственника, а также при осуществлении государственной регистрации прав в порядке наследования; заявления собственника (его законного представителя) об отзыве ранее представленного заявления о невозможности регистрации; вступившего в законную силу судебного акта.
Начальник Стрежевского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области Н.В. Фрис
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Комплексные кадастровые работы (ККР) впервые стали проводиться в России с 2015 года и сразу завоевали популярность как один из самых удобных и эффективных инструментов для уточнения границ земельных участков и исправления реестровых ошибок.
ККР в отличие от обычных кадастровых работ проводятся в отношении не одного земельного участка, а одновременно в отношении всех участков, расположенных на территории одного или нескольких кадастровых кварталов (садовые или огородные товарищества, гаражные кооперативы, коттеджные поселки, территории товарищества собственников недвижимости).
В результате выполнения ККР разрабатывается единая карта-план территории. В ней отображаются уточненные сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в пределах конкретной территории. На основании утвержденной карты-плана территории сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
«Проведение комплексных кадастровых работ позволяет существенно повысить качество данных, содержащихся в ЕГРН, что способствует защите прав собственности, уменьшению числа судебных споров и разбирательств, совершенствованию земельно-имущественных отношений», - подчеркнула руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.
Правообладатели садовых и огородных земельных участков могли и раньше проводить обычные кадастровые работы в отношении своих земельных участков и расположенных на них построек, однако в таком случае оформлять акты согласования границ приходилось по каждому уточняемому участку. При этом каждый собственник должен был самостоятельно заключать договор на возмездной основе с кадастровым инженером и обращаться в орган регистрации прав. В результате вся процедура становилась длительнее и дороже.
Кроме того, в указанном случае, для отражения сведений о зданиях и сооружениях были бы необходимы отдельные технические планы. Для этих целей требовалось заключение отдельных договоров подряда на выполнение кадастровых работ для подготовки технических планов зданий и сооружений.
В 2021 году за счет субсидии, предоставленной в том числе из федерального бюджета бюджету Томской области, на территории 55 кадастровых кварталов Верхнекетского, Парабельского, Асиновского, Колпашевского, Шегарского и Томского районов Томской области выполнены комплексные кадастровые работы. Исполнителями комплексных кадастровых работ являлись ООО «Уральский Кадастровый Центр» г. Челябинск, ООО «Экспертно-консультационный центр» Промышленная безопасность» г. Казань и ООО «ГлавГеоСтрой» г. Москва, определенные на конкурсной основе органами местного самоуправления вышеуказанных муниципальных образований, которые являются заказчиками таких работ, осуществляют контроль за их проведением и приемку выполненных работ. В результате проведения комплексных кадастровых работ в отношении более 30 тысяч объектов недвижимости внесены изменения в части уточнения местоположения границ земельных участков, местоположения границ зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках, устранены реестровые ошибки, допущенные при определении местоположения границ земельных участков, поставлено на государственный кадастровый учет около 200 вновь образованных земельных участков.
«От проведения комплексных кадастровых работ граждане получили несомненную пользу. Межевание земельных участков граждан проведено за счет бюджетных средств, исправлены реестровые ошибки в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости, а также межевание участков проведено совместно с соседними участками, что в дальнейшем исключает возникновение споров по границам с соседями», - отметил директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области Виталий Файт.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Согласно Положению о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1081 (далее – Положение) проведение Управлением Росреестра по Томской области (далее – Управление) плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении земельных участков в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью: для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска - не чаще чем один раз в 3 года и не реже чем один раз в 6 лет; для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 5 лет и не реже чем один раз в 6 лет.
Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся органами государственного надзора в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным пунктом 9 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1 - 5 части 1 и частью 2 статьи 57 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ.
С целью соблюдения установленных законом требований земельного законодательства могут проводиться следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование. Выездная проверка - это оптимальная форма для проверки самовольного занятия земельного участка, т.к. срок проведения выездной проверки составляет 10 рабочих дней, что позволит совершить обмер, провести камеральную обработку на рабочем месте инспектора, выехать на земельный участок для подписания и вручения акта проверки.
В случае принятия решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия на основании сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установления параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, тогда такое решение принимается на основании мотивированного представления инспектора.
К результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение контрольным (надзорным) органом мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований земельного законодательства контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного правонарушения и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства.
К основным нарушениям земельного законодательства, которые часто допускаются контролируемыми лицами, относятся:
- самовольное занятие земельного участка;
- неиспользование земельного участка в течение установленного законодательством срока;
- использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель или разрешенным использованием. Поэтому при вынесении решения должностное лицо, проводившее контрольное (надзорное) мероприятие проводит оценку выявленного правонарушения и устанавливает срок устранения нарушения в зависимости от его вида. При этом учитывается время, необходимое для устранения нарушения земельного законодательства. Также, принимаются меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований.
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение решения невозможно в установленные сроки, уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа может отсрочить исполнение решения на срок до одного года, о чем принимается соответствующее решение.
По истечении срока исполнения контролируемым лицом решения, либо при представлении контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений, представление которых установлено указанным решением, либо в случае получения информации в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение решения на основании представленных документов и сведений, полученной информации.
Главный специалист-эксперт
Парабельского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Светлана Васильева
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
На вопрос отвечает главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области Татьяна Крупиненко: «Субъекты геодезической и картографической деятельности могут столкнуться с требованием заказчика о проведении экспертизы результатов геодезических и картографических работ на предмет наличия в них сведений, составляющих государственную тайну. Подготовка таких заключений осуществляется Росреестром и его территориальными органами.
С 13 июня 2021 года вступил в силу приказ Росреестра от 29.12.2020 № П/0496 «Об установлении Порядка подготовки заключений о наличии в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну».
Как следует из Порядка, экспертиза результатов геодезических и картографических работ на предмет наличия в них сведений, составляющих государственную тайну, должна проводиться на основании заявления, представленного заявителем. К заявлению должны быть приложены копии результатов геодезических и картографических работ на бумажном или электронном носителе.
Срок рассмотрения заявления составляет 40 календарных дней, после чего в адрес заявителя направляется уведомление о наличии (отсутствии) в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну.
При наличии в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну, дополнительно подготавливается заключение о степени секретности сведений, содержащихся в результатах геодезических и картографических работ.
За информацией по данному вопросу можно обратиться в Управление Росреестра по Томской области по телефону 8 (3822) 51-36-22».
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Согласно статье 64 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Подлежащим рассмотрению в судебном порядке является спор об установлении границ земельных участков.
Межевые споры инициируются заинтересованной стороной с целью установления, восстановления и закрепления на местности границ земельного участка, определения его местоположения и площади. Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.
При разрешении межевых споров необходимо установить площадь каждого из смежных земельных участков, которая как одна из его уникальных характеристик зависит от конфигурации границ соответствующего земельного участка, а изменение местоположения границ смежных земельных участков может повлечь изменение их площади, а также установить соответствие юридической и фактической границы земельных участков, оценить наличие несовпадения закрепленных в государственном кадастре недвижимости сведений об их местоположении фактического, существующего на местности нахождения границ, выявить его причину.
Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру для составления акта согласования местоположения границ земельного участка. Местоположение границ земельного участка считается согласованным, если в акте стоят личные подписи всех заинтересованных лиц или их представителей.
В случае если причиной пересечения границ земельных участков является ошибка в сведениях ЕГРН о земельном участке, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, нужно обратиться в орган регистрации прав с заявлением о необходимости ее исправления. При этом ошибка в записях ЕГРН, возникшая в результате воспроизведения ошибки, содержащейся в представленном в орган регистрации прав межевом плане или иных документах (реестровая ошибка), исправляется в том же порядке, в котором были представлены документы, содержащие ошибку. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Однако, если исправление ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи ЕГРН, то такое исправление производится только по решению суда.
Если местоположение границ не было согласовано в добровольном порядке, придется обратиться в суд. При подготовке искового заявления об установлении местоположения границ земельного участка обратите особое внимание на те объекты (природные или искусственные, существующие на местности 15 лет и более), на основании которых определялось местоположение участка (как вашего, так и смежного).
Подобными объектами являются заборы, деревья, иные насаждения, столбы и т.п. Данная информация очень важна, поскольку при отсутствии документального подтверждения границ участка его местоположение определяется только по названным объектам. В зависимости от обстоятельств дела в качестве ответчика может выступать, например, собственник смежного с вашим земельным участком, в качестве третьих лиц - орган регистрации прав и кадастровый инженер. При рассмотрении дела может потребоваться назначение землеустроительной экспертизы для разрешения вопроса о том, были ли проведены кадастровые работы в соответствии с требованиями законодательства, а также о том, по каким координатам необходимо устанавливать местоположение смежной границы двух спорных участков.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для осуществления, в частности, государственного кадастрового учета. Если решение суда, разрешившее спор о границах земельных участков, содержит необходимые для внесения в ЕГРН основные сведения о земельном участке, в том числе сведения о координатах характерных точек его границ, соответствующие установленным методам их определения, представление вместе с этим решением суда в орган регистрации прав межевого плана не требуется. Орган регистрации прав обязан исправить ошибку и осуществить кадастровый учет.
Решение суда об исправлении ошибки в описании местоположения границ земельного участка в записях ЕГРН также может служить основанием для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам ранее вынесенного судом решения, если суд при его принятии руководствовался сведениями о границах земельного участка, существовавшими до исправления ошибки.
Главный специалист-эксперт
Парабельского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Светлана Васильева
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами.
Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся, это использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по использованию земель в соответствии с их целевым назначением собственник земельного участка (лицо, не являющееся собственником земельного участка) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Например, если вам принадлежат на праве собственности земельные участки с разрешенным видом использования: под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), то на данных земельных участках должны стоять жилые дома и использовать земельные участки можно для строительства жилых домов и обслуживания этих домов. А если вы на таких земельных участках построили магазин или используете свои жилые дома под магазин, то усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению).
Чтобы не допустить данное нарушение, необходимо:
- использовать участок в соответствии с целевым назначением.
- сведения о целевом назначении земельного участка содержатся в ЕГРН и в правоустанавливающих документах на земельный участок. Информацию можно получить путем запроса выписки из ЕГРН, а также посмотрев свои правоустанавливающие документы на земельный участок.
- любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Также если вам принадлежат на праве собственности земельные участки с видом разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)», то вы должны приступить к использованию таких земельных участков по целевому назначению, то есть освоить данные земельные участки (получить разрешение на строительство и приступить к строительству индивидуальных жилых домов на данных земельных участках) в течение трёх лет с момента, когда стали собственниками земельных участков. А если с момента возникновения права собственности на земельные участки прошло более трёх лет и не предприняты меры по использованию земельных участков в соответствии с видом разрешённого использования, то вы нарушаете ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 284 Гражданского кодекса РФ, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ.
Обращаем внимание, что все меры, направленные на самостоятельное выявление и устранение нарушений, следует принимать заблаговременно до осуществления контрольных мероприятий.
Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области Александр Ткачев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Раздел земельного участка - это действия, в результате которых из одного земельного участка образуются два и более земельных участка.
При разделе земельный участок, из которого образуются новые земельные участки, прекращает свое существование.
Земельный участок можно разделить на основании соглашения о разделе земельного участка при наличии согласия всех его собственников (если нет спора) или по решению суда, куда с иском обращается заинтересованное лицо. Вновь образованные земельные участки должны соответствовать требованиям о предельных размерах земельных участков определенной категории.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
Согласно ст. 11.6 Земельного кодекса РФ при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на образуемый земельный участок в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 11.7 Земельного кодекса РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 Земельного Кодекса РФ.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 Земельного Кодекса РФ.
При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.
При разделе, объединении земельного участка государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образованные земельные участки и снятие с кадастрового учета и прекращение права собственности на исходный земельный участок осуществляются одновременно.
Начальник Асиновского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Людмила Елькина