Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

На вопрос отвечает начальник Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Наталья Фрис: «В средствах массовой информации временами мы слышим о захватах недвижимого имущества, причем таких, которые зачастую носят законный характер и происходят по причине обыкновенной юридической безграмотности и невнимательности граждан (предоставление широких представительских полномочий по выданной злоумышленнику доверенности, заключение мнимых сделок, массовая скупка незначительных долей в квартире у сособственников и т.д.). С целью недопущения подобных действий гражданам необходимо проявить юридическую осмотрительность и принять возможные меры с целью недопущения каких-либо рисков.

Действенный способ защиты – это представление лицом, указанным в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) в качестве собственника объекта недвижимости, или его законным представителем заявления о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без его личного участия. В срок не более пяти рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления вносится запись в ЕГРН о заявлении о невозможности регистрации без личного участия.

С указанного периода времени данная отметка будет надежно защищать недвижимость, принадлежащую собственнику, от любых попыток передать его в собственность другим лицам без его ведома: если какое-либо третье лицо, даже действуя по доверенности, выданной собственником, подаст от его имени заявление в Росреестр о государственной регистрации перехода права собственности, данная информация будет являться основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного иным лицом (не являющимся собственником объекта недвижимости, его законным представителем) на государственную регистрацию перехода, прекращения, ограничения права и обременения соответствующего объекта недвижимости. Орган регистрации прав обязан уведомить заявителя о возврате заявления без рассмотрения с указанием причины возврата в течение пяти рабочих дней со дня его принятия.

Запись в ЕГРН о заявлении о невозможности регистрации не препятствует осуществлению государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости, если основанием для государственной регистрации права является вступившее в законную силу решение суда, а также требование судебного пристава-исполнителя в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", и иных случаях, установленных федеральными законами.

Запись, содержащаяся в ЕГРН, о заявлении о невозможности регистрации погашается на основании:

-решения государственного регистратора прав (без заявления собственника, его законного представителя) одновременно с осуществляемой при его личном участии государственной регистрацией перехода, прекращения права собственности указанного собственника;

-при осуществлении государственной регистрации прав в порядке наследования;

-заявления собственника (его законного представителя) об отзыве ранее представленного заявления о невозможности регистрации;

-вступившего в законную силу судебного акта».

Ранее возникшие права – это права, которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть до 31.01.1998.

Такие права признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). То есть выданные в 90-х годах государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на объекты недвижимости, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Они подтверждают наличие ранее возникших прав.

Однако автоматически сведения о ранее возникших правах в ЕГРН не вносились. Государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя.

Основным существенным отличием прав, сведения о которых содержатся в ЕГРН, от ранее возникших прав (сведения о которых в реестре недвижимости, соответственно, отсутствуют) является возможность подтверждения достоверности сведений о недвижимости, в том числе посредством получения выписок из ЕГРН, что исключает возможные споры о праве на такое имущество. Так, при утрате документов, подтверждающих право собственности на квартиру, жилой дом и т.п., достаточно запросить выписку о содержании правоустанавливающих документов либо копию такого документа, хранящегося в органе регистрации прав.

С 01.01.2021 вступили в силу изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми жителям России больше не нужно платить государственную пошлину при регистрации ранее возникших прав на объекты недвижимости.

Для того чтобы зарегистрировать ранее возникшее право, необходимо обратиться в многофункциональный центр, представив имеющийся на руках правоустанавливающий документ на объект недвижимости, содержащий отметку о ранее зарегистрированном праве (штамп  БТИ), или, если объектом недвижимости является земельный участок, государственный акт или свидетельство о праве на землю.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «Зарегистрировать ранее возникшее право в ЕГРН – значит защитить свое имущество, поскольку наличие сведений в ЕГРН гарантирует признание и подтверждение государством прав на объект недвижимости. Кроме того, только при наличии записи о ранее возникшем праве в ЕГРН можно воспользоваться таким дополнительным способом защиты своего имущества от мошеннических действий, как подача заявления о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя».

 

Заместитель начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН  Управления Росреестра по Томской области Наталья Соболевская

02 февраля 2022 года с 10:00 до 12:00 начальник Парабельского межмуниципального отдела Харькив Наталья Николаевна ответит на вопросы граждан по теме: «Сроки оказания государственных услуг» по телефону 8(38 252)2-20-96.

09 февраля 2022 годя с 10:00 до 12:00 государственные регистраторы прав отдела регистрации земельных участков ответят на вопросы граждан по теме «Осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на земельные участки» по телефону 8(38 22) 65-02-39.

10 февраля 2022 года с 10:00 до 12:00 заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Шмыков Антон Александрович ответит на вопросы граждан по теме «Административная ответственность за уклонение от поведения проверки» по телефону 8(38 22) 51-28-48.

15 февраля 2022 года с 15:00 до 17:00 начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Никитюк Татьяна Михайловна ответит на вопросы граждан по теме: «Государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав, обременений (ограничений) на объекты недвижимости нежилого назначения» по телефону: 8(38 22) 65-56-15.

16 февраля 2022 года с 10:00 до 12:00 специалисты отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН ответят на вопросы граждан по теме: «Как запретить проведение действий с недвижимым имуществом без личного участия собственника» по телефонам: 8(38 22) 65-19-39 (доб.2094, 2091).

16 февраля 2022 года с 10:00 до 12:00 специалисты отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии ответят на вопросы граждан по теме «Порядок рассмотрения обращений в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» по телефону 8(38 22) 51-11-67.

16 февраля 2022 года с 10:00 до 12:00 начальник Северского отдела Валеев Илья Зайнулович ответит на вопросы граждан по теме «Оформление гаража и земли под ним в собственность по «гаражной амнистии»» по телефону 8(38 23) 90-11-76.

16 февраля 2022 года с 10:00 до 12:00 начальник Колпашевского межмуниципального отдела Немельгин Борис Терентьевич ответит на вопросы граждан по теме «Государственная регистрация прав, кадастровый учёт» по телефону 8(38 254) 4-17-07.

16 февраля 2022 года с 10:00 до 12:00 начальник Стрежевского межмуниципального отдела Фрис Наталья Владимировна ответит на вопросы граждан по теме: «Регистрация права собственности на жилые, садовые дома, гаражи в связи с изменениями в законодательстве» по телефону 8(38 259) 3-92-69.

16 февраля 2022 года с 10:00 до 12:00 начальники Молчановского и Шегарского межмуниципальных отделов ответят на вопросы граждан по теме: «Земельный надзор» по телефонам 8(38 256)2-19-84, 8(38 244) 2-17-04.

25 февраля 2022 года с 14:00 до 16:00 руководство отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве ответит на вопросы граждан по теме: «Государственная регистрация прав на жилые помещения на основании договоров купли-продажи, мены и дарения» по телефонам 8(38 251) 65-02-46, 65-02-47.

Уже с 13 июля 2020 года действует норма права, предоставившая застройщику возможность подавать без доверенности в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства. Такое заявление предоставляется после передачи застройщиком объекта участнику долевого строительства и постановки объекта на государственный кадастровый учет. Кроме заявления застройщик должен представить передаточный акт.

В случае регистрации права собственности застройщиком, подача участником долевого строительства заявления о государственной регистрации права собственности на объект долевого строительства не требуется.

 «Законодатель позаботился не только о дольщиках, но и о застройщиках, регламентировав возможность подачи ими заявлений в электронной форме. Теперь застройщик может подать документы на государственную регистрацию права дольщика из офиса или любой другой точки доступа к сети Интернет», - прокомментировала вступившие 30.12.2021 в силу изменения руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

 Возможность подачи застройщиком заявления о государственной регистрации права собственности участника долевого строительства имеет множество преимуществ. Одним из которых, например, является то, что дольщику нет необходимости посещать многофункциональный центр, что экономит его время.

Согласно внесенным изменениям в статью 16 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», для подачи документов в электронной форме застройщик вправе осуществить перевод передаточного акта (иного документа о передаче объекта долевого строительства) в форме документа на бумажном носителе в форму электронного образа документа. Для чего передаточный акт сканируется и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени застройщика. Указанный электронный образ документа (передаточного акта (иного документа о передаче объекта долевого строительства) имеет ту же юридическую силу, что и документ на бумажном носителе. Изготовление указанного электронного образа документа осуществляется без взимания платы с участника долевого строительства.  Во всём остальном каких-либо особенностей для подачи застройщиком заявления о государственной регистрации права собственности участника долевого строительства и документов в электронной форме нет. Комплект документов в электронной форме соответствует комплекту документов, представляемом на бумажном носителе.

В целях удостоверения проведенной государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства застройщику будет направлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости. После получения застройщик обязан передать выписку собственнику.

Обращаем внимание и застройщиков, и дольщиков на то, что Управлением Росреестра по Томской области в целях повышения доступности оказываемых государственных услуг принят локальный акт о сокращении сроков государственной регистрации прав, заявления о чем поданы в электронной форме, до одного рабочего дня с момента поступления их в Управление.

 

 

Начальник отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения  и договоров долевого участия в строительстве  Управления Росреестра по Томской области Ия Колыванова

Уже с 13 июля 2020 года действует норма права, предоставившая застройщику возможность подавать без доверенности в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства. Такое заявление предоставляется после передачи застройщиком объекта участнику долевого строительства и постановки объекта на государственный кадастровый учет. Кроме заявления застройщик должен представить передаточный акт.

В случае регистрации права собственности застройщиком, подача участником долевого строительства заявления о государственной регистрации права собственности на объект долевого строительства не требуется.

 «Законодатель позаботился не только о дольщиках, но и о застройщиках, регламентировав возможность подачи ими заявлений в электронной форме. Теперь застройщик может подать документы на государственную регистрацию права дольщика из офиса или любой другой точки доступа к сети Интернет», - прокомментировала вступившие 30.12.2021 в силу изменения руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

 Возможность подачи застройщиком заявления о государственной регистрации права собственности участника долевого строительства имеет множество преимуществ. Одним из которых, например, является то, что дольщику нет необходимости посещать многофункциональный центр, что экономит его время.

Согласно внесенным изменениям в статью 16 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», для подачи документов в электронной форме застройщик вправе осуществить перевод передаточного акта (иного документа о передаче объекта долевого строительства) в форме документа на бумажном носителе в форму электронного образа документа. Для чего передаточный акт сканируется и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени застройщика. Указанный электронный образ документа (передаточного акта (иного документа о передаче объекта долевого строительства) имеет ту же юридическую силу, что и документ на бумажном носителе. Изготовление указанного электронного образа документа осуществляется без взимания платы с участника долевого строительства.  Во всём остальном каких-либо особенностей для подачи застройщиком заявления о государственной регистрации права собственности участника долевого строительства и документов в электронной форме нет. Комплект документов в электронной форме соответствует комплекту документов, представляемом на бумажном носителе.

В целях удостоверения проведенной государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства застройщику будет направлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости. После получения застройщик обязан передать выписку собственнику.

Обращаем внимание и застройщиков, и дольщиков на то, что Управлением Росреестра по Томской области в целях повышения доступности оказываемых государственных услуг принят локальный акт о сокращении сроков государственной регистрации прав, заявления о чем поданы в электронной форме, до одного рабочего дня с момента поступления их в Управление.

 

Начальник отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области  Ия Колыванова

Росреестр и Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК) создали консорциум образовательных учреждений высшего образования в целях эффективной реализации государственной программы «Национальная система пространственных данных»*. Консорциум вузов займется подготовкой квалифицированных специалистов в сфере геодезии, картографии и пространственных данных с учетом новых вызовов и задач по развитию стратегической для государства отрасли.

Проект реализуется в рамках соглашения о сотрудничестве между Росреестром, Министерством науки и высшего образования РФ и МИИГАиК, подписанного на полях VI Восточного экономического форума, а также в развитие государственной программы поддержки университетов «Приоритет-2030», утвержденной Правительством РФ.

В консорциум, созданный на базе МИИГАиК, вошли три вуза - Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ), Тюменский государственный университет (ТюмГУ) и Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ).

«В России потребность в научно-технологических решениях и кадрах в области геодезии, картографии и геоинформационных технологий становится важнейшей задачей для решения социальных, экономических и территориальных вопросов развития страны. В этом году Росреестр приступил к реализации госпрограммы «Национальная система пространственных данных», которая выведет отрасль на новый этап развития. Создание консорциума позволит усилить подготовку и переподготовку профильных специалистов по ряду направлений сразу в нескольких субъектах РФ, задействуя Томский, Тюменский государственные университеты и Казанский (Приволжский) федеральный университет. Они обладают научно-технологическим потенциалом и многолетним опытом обучения в данной сфере. Консорциум сформирован на базе МИИГАиКа - крупнейшего в России отраслевого вуза, который станет научным центром проекта», - сообщила заместитель руководителя Росреестра, руководитель цифровой трансформации Елена Мартынова на совещании, посвященном созданию консорциума.

В совещании приняли участие руководители территориальных органов ведомства (управлений Росреестра по Москве, Пермскому краю, Томской, Тюменской, Иркутской областям, а также по Республике Татарстан и Краснодарскому краю), а также ректоры и проректоры вузов, вошедших в пилотный проект.

«МИИГАиК совместно с Росреестром разрабатывает дорожную карту проекта, где будут прописаны этапы его реализации и механизмы координации и взаимодействия. Мы создадим матрицу востребованных профессий в области цифровых пространственных данных, которая необходима для каталога образовательных программ. Также задействуем в проекте наш центр отраслевых компетенций, где вошедшие в консорциум вузы смогут проводить профессиональную переподготовку кадрового состава», - сообщила ректор университета Надежда Камынина.

Ранее МИИГАиК в рамках программы «Приоритет-2030» защитил стратегию развития, которая нацелена на комплексную подготовку специалистов для решения ключевых задач по развитию отрасли. Главной задачей Программы развития Университета до 2030 года является его трансформация в ведущий научно-образовательный центр, лидера в области новых знаний для эффективного использования пространственных данных во всех сферах жизни государства и общества.

Вопросы программы развития МИИГАиК до 2030 года обсуждались в ходе рабочего совещания в Центре трансформации образования Московской школы управления «Сколково». В нем приняла участие делегация Росреестра во главе с руководителем ведомства Олегом Скуфинским, а также представители Минобрнауки РФ.

Представители территориальных органов Росреестра, а также ректоры и проректоры вошедших в консорциум вузов отметили значимость реализации проекта.

«Вхождение в консорциум для нас чрезвычайно важно с точки зрения реализации наших проектов «Биобезопасный мир» и «Экосистемы будущего». Обмен практиками по подготовке картографов, геодезистов, специалистов по пространственным данным обеспечит нас кадрами для успешной реализации проектов карбонового полигона, мониторинга биологического благополучия северных и арктических территорий, климатических изменений, будет способствовать решению других практических и прикладных задач», - отметил ректор ТюмГУ Иван Романчук.

Как, в свою очередь, сообщил ректор ТГУ Эдуард Галажинский, «научно-образовательный задел вуза в области компьютерных наук, прикладной математики, работы с пространственными данными и данными дистанционного зондирования Земли поможет готовить кадры как для территориальных органов Росреестра, так и для других подразделений органов государственного и муниципального управления и корпоративного сектора».

Востребованность в профессиональных кадрах для отрасли также отметили в Управлении Росреестра по Томской области, где уже реализуется ряд проектов, непосредственно связанных с госпрограммой «Национальная система пространственных данных». «В их числе дорожные карты по наполнению ЕГРН необходимыми сведениями и внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса. Учитывая разноплановость наполнения данной госпрограммы, есть потребность в квалифицированных кадрах. Это специалисты, обладающие знаниями в области геодезии, картографии, пространственных данных, IT-технологий», - подчеркнула руководитель Управления Елена Золоткова.

 

*Государственная программа «Национальная система пространственных данных» утверждена постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2021 года № 2148. Она рассчитана на 2022 – 2030 гг. Программа направлена на достижение четырёх стратегических целей: создание и внедрение цифрового отечественного геопространственного обеспечения, обеспечение полноты и качества сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), достижение «цифровой зрелости» ведомства, повышение качества госуслуг и сервисов Росреестра. Будут созданы единая федеральная сеть геодезических станций, мультимасштабная карта страны, полный и точный реестр недвижимости, цифровая платформа пространственных данных, вовлечены в оборот новые земли для жилищного строительства.

С 29 июня 2021 года  нач­ался процесс выявления пра­во­об­ла­да­те­лей не­оформ­лен­ной не­дви­жи­мо­сти. Све­де­ния о таких правообладателях бу­дут вклю­чать­ся в го­сударственный ре­естр.

Пол­но­мо­чи­я­ми по вы­яв­ле­нию соб­ствен­ни­ков Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О вне­се­нии из­ме­не­ний в от­дель­ные за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (За­кон № 518-ФЗ) на­де­ле­ны органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Муниципалитеты обязаны провести всю необходимую работу – самостоятельно проанализировать сведения и документы в своих архивах, запросить информацию в налоговых органах, органах записи актов гражданского состояния, у нотариусов. В случае выявления собственников ранее учтённых объектов муниципалитеты обязаны организовать с такими собственниками взаимодействие для обращения за государственной регистрацией прав на такие объекты.

В случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившее свое существование, уполномоченный орган обязан снять такой объект недвижимости с кадастрового учета. При этом снятие с кадастрового учета такого объекта осуществляется на основании акта осмотра объекта, а не на основании акта обследования, подготовленного кадастровым инженером.

Также уполномоченные органы вправе осуществлять комплексные кадастровые работы в отношении ранее учтенных объектов недвижимости и в дальнейшем обращаться в орган регистрации без доверенности от имени правообладателей земельных участков с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельных участков.

Как отметила Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова, наличие сведений в ЕГРН о ранее учтённых объектах недвижимости обеспечит гражданам защиту их прав и имущественных интересов, убережёт от мошеннических действий с объектами недвижимости. Кроме того, позволит наполнить государственный реестр актуальными сведениями об объектах недвижимого имущества и их правообладателях.

 

Заместитель начальника отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области Инесса Гончарова

В рамках реализации Закона о «Лесной амнистии» Управлением Росреестра по Томской области (далее - Управление) в 2021 году была проведена масштабная работа межведомственной рабочей группой для решения вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений государственных реестров о лесных участках на территории Томской области.  

На протяжении 2021 года группой ежемесячно рассматривались ситуации о пересечении лесных участков с земельными участками, исключении земельных участков из состава земель лесного фонда, в случае установления возникновения прав граждан, сопоставлении сведений о площади лесных участках в Государственном лесном реестре (далее – ГЛР) и Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

Управлением совместно с Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области была организована работа по уменьшению площади лесных участков Корниловского лесничества в рамках Закона о Лесной амнистии и на основании информации, предоставленной Департаментом лесного хозяйства Томской области и Томским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг», общая площадь уменьшения лесных участков в ЕГРН по Корниловскому лесничеству составила 173 916 122 кв.м.

В соответствии с совместными Рекомендациями  Росреестра, Рослесхоза, Росимущества была проведена работа по анализу и выявлению противоречий в сведениях ЕГРН о лесных участках, составляющих территорию Асиновского, Бакчарского, Зырянского, Кожевниковского, Молчановского, Тегульдетского, Шегарского лесничеств. Все противоречия по площади лесных участков в государственных реестрах устранены.

В рамках проведённых совместных работ Управления и иных организаций и ведомств, получен госконтракт на исправление реестровых ошибок в описании границ лесных участков.  Определены лесные участки в составе Кривошеинского, Первомайского, Васюганского, Улу-Юльского лесничеств. Следует отметить, что для Управления внесение сведений в ЕГРН о границах лесных участков является приоритетным направлением.

«Работа по наполнению сведений ЕГРН достоверными данными о лесных участках, расположенных на территории Томской области продолжится и в 2022 году. Это позволит защитить законные интересы и права граждан, бизнеса, органов местного самоуправления и государственной власти Томской области. Кроме того, это позволит защитить лес и заповедные территории, расположенные в лесничествах.  В настоящий момент Управлением продолжаются масштабные работы по наполнению сведений ЕГРН достоверными сведениями о лесных участках», - рассказала Елена Золоткова, руководитель Управления и Председатель межведомственной рабочей группы.

 

Заместитель начальника отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области Инесса Гончарова

Комплексные кадастровые работы (ККР) впервые стали проводиться в России с 2015 года и сразу завоевали популярность как один из самых удобных и эффективных инструментов для уточнения границ земельных участков и исправления реестровых ошибок.

ККР в отличие от обычных кадастровых работ проводятся в отношении не одного земельного участка, а одновременно в отношении всех участков, расположенных на территории одного или нескольких кадастровых кварталов (садовые или огородные товарищества, гаражные кооперативы, коттеджные поселки, территории товарищества собственников недвижимости).

В результате выполнения ККР разрабатывается единая карта-план территории. В ней отображаются уточненные сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в пределах конкретной территории. На основании утвержденной карты-плана территории сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

«Проведение комплексных кадастровых работ позволяет существенно повысить качество данных, содержащихся в ЕГРН, что способствует защите прав собственности, уменьшению числа судебных споров и разбирательств, совершенствованию земельно-имущественных отношений», - подчеркнула руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

Правообладатели садовых и огородных земельных участков могли и раньше проводить обычные кадастровые работы в отношении своих земельных участков и расположенных на них построек, однако в таком случае оформлять акты согласования границ приходилось по каждому уточняемому участку. При этом каждый собственник должен был самостоятельно заключать договор на возмездной основе с кадастровым инженером и обращаться в орган регистрации прав. В результате вся процедура становилась длительнее и дороже.

Кроме того, в указанном случае, для отражения сведений о зданиях и сооружениях были бы необходимы отдельные технические планы. Для этих целей требовалось заключение отдельных договоров подряда на выполнение кадастровых работ для подготовки технических планов зданий и сооружений.

В 2021 году за счет субсидии, предоставленной в том числе из федерального бюджета бюджету Томской области, на территории 55 кадастровых кварталов Верхнекетского, Парабельского, Асиновского, Колпашевского, Шегарского и Томского районов Томской области выполнены комплексные кадастровые работы. Исполнителями комплексных кадастровых работ являлись ООО «Уральский Кадастровый Центр» г. Челябинск, ООО «Экспертно-консультационный центр» Промышленная безопасность» г. Казань и ООО «ГлавГеоСтрой» г. Москва, определенные на конкурсной основе органами местного самоуправления вышеуказанных муниципальных образований, которые являются заказчиками таких работ, осуществляют контроль за их проведением и приемку выполненных работ. В результате проведения комплексных кадастровых работ в отношении более 30 тысяч объектов недвижимости внесены изменения в части уточнения местоположения границ земельных участков, местоположения границ зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках, устранены реестровые ошибки, допущенные при определении местоположения границ земельных участков, поставлено на государственный кадастровый учет около 200 вновь образованных земельных участков.

«От проведения комплексных кадастровых работ граждане получили несомненную пользу. Межевание земельных участков граждан проведено за счет бюджетных средств, исправлены реестровые ошибки в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости, а также межевание участков проведено совместно с соседними участками, что в дальнейшем исключает возникновение споров по границам с соседями», - отметил директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области  Виталий Файт.

 

На вопрос отвечает главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области Татьяна Крупиненко: «Субъекты геодезической и картографической деятельности могут столкнуться с требованием заказчика о проведении экспертизы результатов геодезических и картографических работ на предмет наличия в них сведений, составляющих государственную тайну. Подготовка таких заключений осуществляется Росреестром и его территориальными органами.

С 13 июня 2021 года вступил в силу приказ Росреестра от 29.12.2020 № П/0496 «Об установлении Порядка подготовки заключений о наличии в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну».

Как следует из Порядка, экспертиза результатов геодезических и картографических работ на предмет наличия в них сведений, составляющих государственную тайну, должна проводиться на основании заявления, представленного заявителем. К заявлению должны быть приложены копии результатов геодезических и картографических работ на бумажном или электронном носителе.

Срок рассмотрения заявления составляет 40 календарных дней, после чего в адрес заявителя направляется уведомление о наличии (отсутствии) в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну.

При наличии в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну, дополнительно подготавливается заключение о степени секретности сведений, содержащихся в результатах геодезических и картографических работ.

За информацией по данному вопросу можно обратиться в Управление Росреестра по Томской области по телефону 8 (3822) 51-36-22».

 

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами.

Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся, это использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по использованию земель в соответствии с их целевым назначением собственник земельного участка (лицо, не являющееся собственником земельного участка) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Например, если вам принадлежат на праве собственности земельные участки с разрешенным видом использования: под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), то на данных земельных участках должны стоять жилые дома и использовать земельные участки можно для строительства жилых домов и обслуживания этих домов. А если вы на таких земельных участках построили магазин или используете свои жилые дома под магазин, то усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению).

Чтобы не допустить данное нарушение, необходимо:

- использовать участок в соответствии с целевым назначением.

- сведения о целевом назначении земельного участка содержатся в ЕГРН и в правоустанавливающих документах на земельный участок. Информацию можно получить путем запроса выписки из ЕГРН, а также посмотрев свои правоустанавливающие документы на земельный участок.

- любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Также если вам принадлежат на праве собственности земельные участки с видом разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)», то вы должны приступить к использованию таких земельных участков по целевому назначению, то есть освоить данные земельные участки (получить разрешение на строительство и приступить к строительству индивидуальных жилых домов на данных земельных участках) в течение трёх лет с момента, когда стали собственниками земельных участков. А если с момента возникновения права собственности на земельные участки прошло более трёх лет и не предприняты меры по использованию земельных участков в соответствии с видом разрешённого использования, то вы нарушаете ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 284 Гражданского кодекса РФ, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ.

Обращаем внимание, что все меры, направленные на самостоятельное выявление и устранение нарушений, следует принимать заблаговременно до осуществления контрольных мероприятий.

 

 

Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области Александр Ткачев