Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

С 1 июля 2021 г. действуют положения Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон 248-ФЗ), в соответствии с которыми создан Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее - ЕРКНМ).

В соответствии со ст. 19 Закона 248-ФЗ ЕРКНМ предназначен для учета проводимых контрольными (надзорными) органами профилактических мероприятий, принятых контрольными (надзорными) органами мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений; для учета решений и действий должностных лиц контрольных (надзорных) органов, решений контрольных (надзорных) органов, принятых при проведении мероприятий и принятии мер, а также принятых по итогам рассмотрения жалоб контролируемых лиц; для обеспечения взаимодействия контрольных (надзорных) органов и органов прокуратуры в рамках планирования и согласования проведения контрольных (надзорных) мероприятий; а также для учета информации о жалобах контролируемых лиц.

ЕРКНМ является федеральной государственной информационной системой. Оператором ЕРКНМ является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 № 604 утверждены правила формирования и ведения ЕРКНМ (далее - Правила).

ЕРКНМ содержит информацию о плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, проводимых в соответствии с Законом 248-ФЗ, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Предоставление информации, содержащейся в ЕРКНМ, осуществляется посредством обеспечения доступа к единому реестру проверок на безвозмездной основе.

Таким образом, используя сайт ЕРКНМ (https://proverki.gov.ru/) индивидуальные предприниматели, юридические лица и граждане имеют возможность заблаговременно получить информацию о планируемых в отношении них контрольных (надзорных) мероприятиях, а также о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях.

Наличие у индивидуального предпринимателя, юридического лица или гражданина данной информации позволит подготовиться проверяемому лицу к проверочным мероприятиям.

 

 

Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по томской области Александр Ткачев

Согласно статье 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства.

В случае признания здания, сооружения движимым имуществом, они подлежат снятию с государственного кадастрового учёта и записи о правах, ограничениях на них в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) подлежат прекращению.   

В соответствии с ч. 20 ст. 70 Федерального  закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости) в случае, если в соответствии с законодательством РФ объекты, сведения о которых содержатся в ЕГРН, не являются объектами недвижимого имущества (в том числе в связи с исключением таких объектов из числа недвижимых вещей в соответствии с внесением изменений в федеральный закон) и (или) не подлежат государственному учёту в соответствии с правилами, установленными настоящим Федеральным законом, записи о таких объектах и правах на них исключаются из ЕГРН по заявлению лица, указанного в ЕГРН в качестве собственника (обладателя иных вещных прав) такого объекта, или по заявлению собственника земельного участка, на котором расположен такой объект, если в ЕГРН права на указанный объект не зарегистрированы.

Орган регистрации прав самостоятельно запрашивает необходимую для принятия решения об исключении из ЕГРН таких записей информацию (документы) у органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществивших государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, или у организации, осуществляющей хранение документов, в отношении объектов, ранее включенных в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости.

Также в соответствии с ч. 8 ст. 58 Закона о недвижимости в случае, если решением суда, вступившим в законную силу, установлено, что объект, сведения о котором содержатся в ЕГРН, не является недвижимостью, такой объект подлежит снятию с государственного кадастрового учета с одновременной государственной регистрацией прекращения прав на него (в случае, если права были зарегистрированы). При этом подготовка каких-либо иных документов для осуществления органом регистрации прав указанных действий не требуется.

Таким образом, в настоящее время существует два способа снятия с кадастрового учета вышеуказанных объектов недвижимости и прекращения на них прав:

- путем подачи заявления на основании ч.20 ст.70 Закона о недвижимости и поступления из осуществивших государственный технический учет зданий, сооружений органов необходимых сведений о характеристиках объекта как о движимом;

- на основании судебного акта в соответствии с ч.8 ст.58 Закона о недвижимости.

 Представление каких-либо заключений иных технических специалистов, организаций либо иных документов, свидетельствующих о том, что объект является движимым, не является основанием для совершения соответствующих учетно-регистрационных действий, что следует также из сложившейся судебной практики.

 

 

Заместитель начальника отдела

регистрации объектов недвижимости

нежилого назначения  и ипотеки                                                       

Управления Росреестра по Томской области

Мария Коломиец

 

 

Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) – это документ градостроительного зонирования, которым устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты. ПЗЗ утверждаются актами органов местного самоуправления. ПЗЗ устанавливают перечень видов разрешенного использования, предельные размеры земельных участков, а также предельные параметры разрешенного строительства.

«Из ПЗЗ граждане могут узнать, где на территории муниципального образования можно строить жилые дома, где должны размещаться социальные объекты, например, школы и больницы, а где возможно строить торговый центр или автосервис. Также в ПЗЗ четко установлены зоны, в которых запрещено капитальное строительство», - рассказала Елена Ковальчук, исполняющая обязанности руководителя Управления Росреестра по Томской области.

 ПЗЗ значительно упрощают и ускоряют решение вопросов по установлению и изменению вида разрешенного использования земельных участков. Для изменения вида разрешенного использования правообладатель земельного участка может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете изменения, указав в заявлении необходимый вид разрешенного использования, без приложения дополнительных разрешений и согласований со стороны органов власти, в случаях, установленных действующим земельным и градостроительным законодательством.

 Если в ПЗЗ нет необходимого вида разрешенного использования, то нужно обратиться в орган местного самоуправления и в ПЗЗ могут быть внесены изменения. В целях внесения изменений в ПЗЗ, в том числе,  однократного изменения видов разрешенного использования земельных участков, проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки и подготовка заключения комиссии не требуются. При этом должны соблюдаться следующие условия – по установленным предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (установленные градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны) допускается однократное увеличение параметров не более, чем на 10%.  

 Как заметила Елена Ковальчук, качественно подготовленная градостроительная документация и ПЗЗ упрощают и ускоряют процесс государственного кадастрового учета. Всё это направлено на обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, а также создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.

 

Заместитель начальника

отдела регистрации земельных участков                                    

Управления Росреестра по Томской области

Инесса Гончарова

На вопрос отвечает начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина:

«Действующее законодательство предусматривает снятие объектов недвижимости с кадастрового учёта при их гибели или уничтожении. Для этого необходимо обратиться в Кадастровую палату или МФЦ со следующими документами:

1) заявление о снятии с учёта объекта недвижимости. Такое заявление вправе представить собственник здания или собственник земельного участка, на котором был расположен дом, либо его представитель на основании нотариально удостоверенной доверенности. Бланк заявления можно скачать заранее на официальном сайте Росреестра или заполнить в офисах приёма;

2) правоустанавливающие документы на объект недвижимости, подлежащий снятию с кадастрового учёта (только в случае, если права на разрушенный объект возникли до 01.01.1998 и не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);

3) документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя;

4) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости. Такой акт обследования составляется кадастровым инженером по результатам осмотра разрушенного дома. Форма акта обследования и требования к его подготовке утверждены приказом минэкономразвития РФ от 13.12.2010 № 627.

В результате проведения учётных действий заявителю или его представителю будет выдана кадастровая выписка об объекте недвижимости, содержащая внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении существования объекта недвижимости».

 

Ранее возникшие права – это права, которые возникли до 31.01.1998, то есть до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Например, если надо подтвердить право на объект недвижимости в настоящее время.

При совершении сделки с недвижимостью, права на которую возникли до 31 января 1998 г., регистрация производится одновременно с регистрацией перехода права на объект недвижимости либо с регистрацией сделки. Для этого нужно дополнительно заполнить еще одно заявление.

Зарегистрировать ранее возникшее право можно заблаговременно и без оплаты госпошлины. Для этого нужно подать документы в Кадастровую палату либо в МФЦ, независимо от места нахождения недвижимости и независимо от места жительства.

Также документы можно направить:

- почтовым отправлением в Росреестр с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении. При подаче документов по почте подлинность подписи на заявлении нужно засвидетельствовать нотариально (в сельских поселениях, где нет нотариуса, это может сделать специалист Администрации поселения, наделенный полномочиями нотариуса);

- в электронной форме через Единый портал госуслуг, официальный сайт Росреестра или с использованием веб-сервисов;

- через нотариуса в порядке, установленном Основами законодательства РФ о нотариате.

«Существенным отличием прав, сведения о которых содержатся в ЕГРН, от ранее возникших прав, сведения о которых в реестре недвижимости отсутствуют, является возможность подтверждения достоверности сведений о недвижимости, что исключает возможные споры о праве на такое имущество. Так, при утрате документов, подтверждающих право собственности на квартиру, жилой дом и т.п., достаточно запросить выписку о содержании правоустанавливающих документов либо копию такого документа, хранящегося в Росреестре», - отметила Елена Ковальчук, исполняющая обязанности руководителя Управления Росреестра по Томской области.

 

 

Исполняющая обязанности начальника

Парабельского межмуниципального отдела       

Управления Росреестра по Томской области                                             

Наталья Петрова

С 2022 года сведения, содержащиеся в ЕГРН, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О государственной регистрации недвижимости" предоставляются публично-правовой компанией "Роскадастр" (далее - Роскадастр), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, среди которых сеть "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), официальные сайты Росреестра, Роскадастра (далее - официальные сайты) с использованием единой системы идентификации и аутентификации, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения ЕГРН (далее - ФГИС ЕГРН) (п.2 Приказа Росреестра от 08.04.2021 №П/0149).

До завершения процедуры реорганизации предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, отнесено к полномочиям филиала Кадастровой палаты по Томской области.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, размещаются на официальном сайте, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, сведений о правообладателях объектов недвижимости, в том числе их персональных данных.

Кроме того, в случае принятия уполномоченными органами в соответствии с федеральными законами решений о наложении запрета на выдачу сведений о защищаемых лицах и их близких, объектах государственной охраны и членах их семей сведения о таких лицах, содержащиеся в ЕГРН, не предоставляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами либо указом Президента Российской Федерации.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются на основании запроса, форма которого установлена Приказом Росреестра от 08.04.2021 №П/0149. Также данным Приказом установлены порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН (в том числе порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, состав и порядок заполнения таких запросов и форм), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН.

Запрос, представленный не по установленной форме и (или) с нарушением установленного порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, считается неполученным и не рассматривается, о чем заявитель уведомляется не позднее срока, установленного частью 9 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения Роскадастром запроса о предоставлении сведений. В случае если плата вносится после представления запроса, днем получения Роскадастром запроса считается день, следующий за днем получения Роскадастром сведений об оплате.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН и переданные на основании запроса о предоставлении сведений, независимо от способа их предоставления являются актуальными (действительными) на дату подписания органом регистрации прав соответствующей выписки из ЕГРН.

 

 

Заместитель начальника

Шегарского межмуниципального отдела                                             

Управления Росреестра по Томской области                                                        

София Хадкевич

Закладная — это ценная бумага, которая подтверждает, что на время ипотеки банк получает недвижимость в залог. Раньше этот документ оформляли только в бумажном виде. С 1 июля 2018 закладная в ипотечных сделках может оформляться как в документарной, так и в электронной форме. Также, электронная закладная может быть выдана взамен документарной закладной. Однако выдача документарной закладной взамен электронной законом не предусмотрена.

Существующие правила о документарной закладной применяются и к электронной закладной, которая, в свою очередь представляет собой бездокументарную ценную бумагу, права по которой закрепляются в форме электронного документа, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью. Подчеркнем, что такая закладная в соответствии с законом об ипотеке подлежит обязательной передаче на хранение в депозитарий, т.е. в электронное «хранилище» данных, подтверждающее право владельцев на ценные бумаги. Депозитарий - это профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и/или осуществляющий услуги по учету перехода прав собственности на ценные бумаги.

Также законом определено содержание электронной закладной, которое во многом повторяет содержание документарной. Однако, помимо обязательных сведений, электронная закладная должна содержать наименование депозитария, адрес его электронной почты, посредством которого орган регистрации прав будет осуществлять связь с указанным депозитарием, а также иную информацию, необходимую для зачисления электронной закладной на счета депо.

Составляется такая закладная посредством заполнения формы электронной закладной на едином портале государственных и муниципальных услуг или на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru).

Подписывается электронная закладная усиленной квалифицированной электронной подписью залогодателя и залогодержателя и направляется в орган регистрации прав вместе с заявлением о выдаче электронной закладной.

С таким заявлением может обратиться также нотариус, в том числе в случае отсутствия у залогодателя и у должника усиленной квалифицированной электронной подписи, такие заявление и электронная закладная подписываются только усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.

Орган регистрации прав вносит в регистрационную запись об ипотеке сведения об электронной закладной, в том числе о депозитарии, в который такая закладная направлена на хранение, подписывает электронную закладную усиленной квалифицированной электронной подписью и передает электронную закладную на хранение в указанный в электронной закладной депозитарий.

Принятые изменения по ипотечным сделкам имеют своей целью ускорение процедуры государственной регистрации залога недвижимости без дополнительных действий со стороны заемщика, а именно: минимизация временных и материальных издержек, свойственных старой форме документа при подготовке, получении, хранении, ликвидация рисков утраты закладной. Это еще один ключевой шаг на пути к переходу на оформление ипотеки в онлайн-режиме.

 

 

Начальник Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Н.В. Фрис

 

Закладная — это ценная бумага, которая подтверждает, что на время ипотеки банк получает недвижимость в залог. Раньше этот документ оформляли только в бумажном виде. С 1 июля 2018 закладная в ипотечных сделках может оформляться как в документарной, так и в электронной форме. Также, электронная закладная может быть выдана взамен документарной закладной. Однако выдача документарной закладной взамен электронной законом не предусмотрена.

Существующие правила о документарной закладной применяются и к электронной закладной, которая, в свою очередь представляет собой бездокументарную ценную бумагу, права по которой закрепляются в форме электронного документа, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью. Подчеркнем, что такая закладная в соответствии с законом об ипотеке подлежит обязательной передаче на хранение в депозитарий, т.е. в электронное «хранилище» данных, подтверждающее право владельцев на ценные бумаги. Депозитарий - это профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и/или осуществляющий услуги по учету перехода прав собственности на ценные бумаги.

Также законом определено содержание электронной закладной, которое во многом повторяет содержание документарной. Однако, помимо обязательных сведений, электронная закладная должна содержать наименование депозитария, адрес его электронной почты, посредством которого орган регистрации прав будет осуществлять связь с указанным депозитарием, а также иную информацию, необходимую для зачисления электронной закладной на счета депо.

Составляется такая закладная посредством заполнения формы электронной закладной на едином портале государственных и муниципальных услуг или на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru).

Подписывается электронная закладная усиленной квалифицированной электронной подписью залогодателя и залогодержателя и направляется в орган регистрации прав вместе с заявлением о выдаче электронной закладной.

С таким заявлением может обратиться также нотариус, в том числе в случае отсутствия у залогодателя и у должника усиленной квалифицированной электронной подписи, такие заявление и электронная закладная подписываются только усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.

Орган регистрации прав вносит в регистрационную запись об ипотеке сведения об электронной закладной, в том числе о депозитарии, в который такая закладная направлена на хранение, подписывает электронную закладную усиленной квалифицированной электронной подписью и передает электронную закладную на хранение в указанный в электронной закладной депозитарий.

Принятые изменения по ипотечным сделкам имеют своей целью ускорение процедуры государственной регистрации залога недвижимости без дополнительных действий со стороны заемщика, а именно: минимизация временных и материальных издержек, свойственных старой форме документа при подготовке, получении, хранении, ликвидация рисков утраты закладной. Это еще один ключевой шаг на пути к переходу на оформление ипотеки в онлайн-режиме.

 

 

Начальник Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области  Наталья Фрис

Федеральным законом от 30.04.2021 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены масштабные изменения в положения норм Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон о кадастре) и Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).

Статья 36 Закона о кадастре была дополнена частью 2.1, в соответствии с которой договор подряда на выполнение кадастровых работ может содержать условие об обязанности кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя или работника юридического лица, представлять без доверенности документы, подготовленные в результате выполнения кадастровых работ, в орган регистрации прав в порядке, установленном Законом о регистрации, в случаях, если:

1) кадастровые работы выполняются в связи с подготовкой межевого плана в целях образования земельных участков и заказчиком кадастровых работ является либо собственник земельного участка, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с земельным участком образованы новые земельные участки, либо лицо, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, из которого в результате раздела или объединения образуются новые земельные участки, предоставлен в пожизненное наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование;

2) кадастровые работы выполняются в связи с подготовкой межевого плана в целях уточнения границ земельных участков и заказчиком кадастровых работ является собственник земельного участка, границы которого уточняются, либо лицо, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, в аренду или безвозмездное пользование на срок более пяти лет;

3) кадастровые работы выполняются в связи с подготовкой акта обследования и заказчиком кадастровых работ является либо собственник прекратившего существование здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, либо принявший наследство наследник физического лица, которому до дня открытия наследства принадлежали прекратившие свое существование здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, либо собственник земельного участка, на котором были расположены указанные объекты недвижимости, если собственник этих объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица) или если его правоспособность прекращена в связи со смертью (в отношении физического лица);

4) кадастровые работы выполняются в связи с подготовкой технического плана в целях осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости, для строительства которого в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не предусматривается выдача разрешения на строительство и (или) разрешения на ввод в эксплуатацию, и заказчиком кадастровых работ является собственник земельного участка либо лицо, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, или лицо, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления или установления сервитута.

В перечисленных случаях, документами, подтверждающими полномочия кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя или кадастрового инженера - работника юридического лица на подачу заявления в орган регистрации прав, являются договор подряда на выполнение кадастровых работ и (или) справка с места работы, подтверждающая, что кадастровый инженер, выполняющий кадастровые работы, является работником юридического лица, а также документы, свидетельствующие о приемке заказчиком результатов кадастровых работ и его согласии с содержанием подготовленных по результатам таких работ документов.

Статьей 15 Закона о регистрации предусмотрена возможность осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно, а также государственного кадастрового учёта без одновременной государственной регистрации прав на основании заявления кадастрового инженера.

Предусмотренные частью 2.1 статьи 36 Закона о кадастре документы, подтверждающие полномочия кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя или кадастрового инженера - работника юридического лица на представление заявления в орган регистрации прав без доверенности, должны соответствовать требованиям, установленным статьей 21 Закона о регистрации. Указанные документы не предназначены для включения в приложение межевого плана, технического плана, акта обследования, являются самостоятельными документами, прилагаемыми к заявлению с целью подтверждения правомочий на обращение в орган регистрации прав.

 

Начальник отдела регистрации

земельных участков 

Управления Росреестра по Томской области

Анастасия Юркевич                                                                     

 

Геодезические пункты предназначены для обеспечения выполнения геодезических и картографических работ. Они носят общегосударственное и стратегическое значение, а также являются геодезической основой единого государственного реестра недвижимости. Подавляющее количество геодезических пунктов создано за счет средств федерального бюджета и относится к федеральной собственности.

Мероприятия по обеспечению сохранности пунктов государственной геодезической сети, расположенных на территории Томской области, проводятся Управлением Росреестра по Томской области в соответствии с действующим законодательством в области геодезии и картографии.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является повреждение и уничтожение геодезических пунктов. Причиной этому является неосведомленность граждан и юридических лиц о наличии на земельном участке, здании либо сооружении геодезического пункта, либо по причине незнания действующего законодательства в отношении обеспечения охраны геодезических пунктов.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29.03.2017 № 138 «Об установлении структуры государственной геодезической сети и требований к созданию государственной геодезической сети, включая требования к геодезическим пунктам» пункты считаются утраченными, если отсутствуют верхний и нижний центры и их утрата подтверждена данными инструментально-геодезического поиска. Геодезический пункт считается разрушенным, если отсутствует верхний центр пункта.

Правообладателям земельных участков либо иных объектов недвижимости, на которых расположены пункты государственной геодезической сети (ГГС), а также лицам, выполняющим геодезические и картографические работы, необходимо информировать Управление Росреестра по Томской области о фактах их повреждения или уничтожения в течение 15 календарных дней со дня обнаружения такого повреждения или уничтожения.

Порядок уведомления о случаях повреждения или уничтожения пунктов ГГС, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической   сети   утвержден   приказом  Росреестра  от  21.10.2020  № П/0391.

У собственников и пользователей объектов недвижимости, на которых расположены геодезические пункты, возникает административная ответственность за неуведомление территориального органа Росреестра об уничтожении, повреждении или о сносе таких пунктов в виде штрафа. Граждане заплатят от 5000 до 10000 рублей, должностные лица - от 10000 до 50 000, юридические лица - от 50000 до 200000 рублей.

Проконсультироваться по вопросам уведомления о случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов можно в Управлении Росреестра по Томской области по номеру телефона 8(3822)51-36-22.

 

Главный специалист-эксперт отдела

землеустройства и мониторинга земель,

кадастровой оценки недвижимости,

геодезии и картографии

Управления Росреестра по Томской области

Татьяна Крупиненко

Внеплановые проверки могут быть проведены Управлением Росреестра по Томской области в связи с:

- истечением срока исполнения выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ;

- наличием сведений о причинении (либо угрозе причинения) вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

- поручением Президента РФ, поручение Правительства РФ о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

- требованием прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая проверка может быть документарная, либо выездная.

В случае выявления нарушения государственным инспектором в обязательном порядке выдается предписание об устранении нарушения с установлением конкретного срока его исполнения.

При этом необходимо учитывать, что «анонимные обращения» или обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, также не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Внеплановые выездные проверки могут быть проведены только после согласования с органом прокуратуры.

 

 

Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области Александр Ткачев