Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

С 2022 года сведения, содержащиеся в ЕГРН, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О государственной регистрации недвижимости" предоставляются публично-правовой компанией "Роскадастр" (далее - Роскадастр), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, среди которых сеть "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), официальные сайты Росреестра, Роскадастра (далее - официальные сайты) с использованием единой системы идентификации и аутентификации, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения ЕГРН (далее - ФГИС ЕГРН) (п.2 Приказа Росреестра от 08.04.2021 №П/0149).

До завершения процедуры реорганизации предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, отнесено к полномочиям филиала Кадастровой палаты по Томской области.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, размещаются на официальном сайте, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, сведений о правообладателях объектов недвижимости, в том числе их персональных данных.

Кроме того, в случае принятия уполномоченными органами в соответствии с федеральными законами решений о наложении запрета на выдачу сведений о защищаемых лицах и их близких, объектах государственной охраны и членах их семей сведения о таких лицах, содержащиеся в ЕГРН, не предоставляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами либо указом Президента Российской Федерации.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются на основании запроса, форма которого установлена Приказом Росреестра от 08.04.2021 №П/0149. Также данным Приказом установлены порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН (в том числе порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, состав и порядок заполнения таких запросов и форм), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН.

Запрос, представленный не по установленной форме и (или) с нарушением установленного порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, считается неполученным и не рассматривается, о чем заявитель уведомляется не позднее срока, установленного частью 9 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения Роскадастром запроса о предоставлении сведений. В случае если плата вносится после представления запроса, днем получения Роскадастром запроса считается день, следующий за днем получения Роскадастром сведений об оплате.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН и переданные на основании запроса о предоставлении сведений, независимо от способа их предоставления являются актуальными (действительными) на дату подписания органом регистрации прав соответствующей выписки из ЕГРН.

 

 

Заместитель начальника

Шегарского межмуниципального отдела                                             

Управления Росреестра по Томской области                                                        

София Хадкевич

Закладная — это ценная бумага, которая подтверждает, что на время ипотеки банк получает недвижимость в залог. Раньше этот документ оформляли только в бумажном виде. С 1 июля 2018 закладная в ипотечных сделках может оформляться как в документарной, так и в электронной форме. Также, электронная закладная может быть выдана взамен документарной закладной. Однако выдача документарной закладной взамен электронной законом не предусмотрена.

Существующие правила о документарной закладной применяются и к электронной закладной, которая, в свою очередь представляет собой бездокументарную ценную бумагу, права по которой закрепляются в форме электронного документа, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью. Подчеркнем, что такая закладная в соответствии с законом об ипотеке подлежит обязательной передаче на хранение в депозитарий, т.е. в электронное «хранилище» данных, подтверждающее право владельцев на ценные бумаги. Депозитарий - это профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и/или осуществляющий услуги по учету перехода прав собственности на ценные бумаги.

Также законом определено содержание электронной закладной, которое во многом повторяет содержание документарной. Однако, помимо обязательных сведений, электронная закладная должна содержать наименование депозитария, адрес его электронной почты, посредством которого орган регистрации прав будет осуществлять связь с указанным депозитарием, а также иную информацию, необходимую для зачисления электронной закладной на счета депо.

Составляется такая закладная посредством заполнения формы электронной закладной на едином портале государственных и муниципальных услуг или на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru).

Подписывается электронная закладная усиленной квалифицированной электронной подписью залогодателя и залогодержателя и направляется в орган регистрации прав вместе с заявлением о выдаче электронной закладной.

С таким заявлением может обратиться также нотариус, в том числе в случае отсутствия у залогодателя и у должника усиленной квалифицированной электронной подписи, такие заявление и электронная закладная подписываются только усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.

Орган регистрации прав вносит в регистрационную запись об ипотеке сведения об электронной закладной, в том числе о депозитарии, в который такая закладная направлена на хранение, подписывает электронную закладную усиленной квалифицированной электронной подписью и передает электронную закладную на хранение в указанный в электронной закладной депозитарий.

Принятые изменения по ипотечным сделкам имеют своей целью ускорение процедуры государственной регистрации залога недвижимости без дополнительных действий со стороны заемщика, а именно: минимизация временных и материальных издержек, свойственных старой форме документа при подготовке, получении, хранении, ликвидация рисков утраты закладной. Это еще один ключевой шаг на пути к переходу на оформление ипотеки в онлайн-режиме.

 

 

Начальник Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Н.В. Фрис

 

Сведения о недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Информация из ЕГРН является общедоступной. Это означает, что любое лицо может получить открытую информацию о любом объекте недвижимости в виде выписки из ЕГРН.

Перед проведением сделки потенциальный покупатель может запросить выписку из ЕГРН об определенном доме, квартире, земельном участке и удостовериться, что объект недвижимости принадлежит именно этому продавцу, не находится в залоге, под арестом, не имеет иных ограничений.

Также актуальна будет и информация из ЕГРН в виде выписки о переходе прав на объект недвижимости – история смены владельцев объекта недвижимости на основании конкретных документов.

Выписку из ЕГРН можно получить не только в виде бумажного документа, обратившись в приемные пункты многофункционального центра, но и в электронном виде через официальный сайт Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) или Единый портал государственных услуг (Госуслуги).

Кроме того, для просмотра данных об объекте недвижимости в режиме реального времени на официальном сайте Росреестра реализован информационно-справочный сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Данный сервис предоставляет открытые данные о недвижимости на безвозмездной основе  всем желающим и является очень полезным для оперативного получения справочной информации об объектах недвижимости.

По кадастровому номеру или адресу объекта недвижимости можно узнать актуальные сведения об объекте недвижимости, включая данные о кадастровой стоимости и площади объекта, о наличии или отсутствии зарегистрированных прав (без указания собственника), а также об имеющихся обременениях/ограничениях объекта недвижимости.

 «Чтобы застраховать себя от неприятных ситуаций при совершении сделок с недвижимостью – закажите выписку из ЕГРН. Выписка из ЕГРН является самым простым, надежным и официальным способом получения актуальной информации об объекте недвижимости.

Надо отметить, что тенденция к цифровизации распространяется на все сферы оказания государственных услуг. Все чаще граждане предпочитают электронный формат выписок из ЕГРН, потому что это быстро и удобно. На сегодняшний день в Томской области более 90% всех сведений из  ЕГРН предоставляется в электронном виде», - рассказала руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

 

Заместитель начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Наталья Соболевская                                                      

Закладная — это ценная бумага, которая подтверждает, что на время ипотеки банк получает недвижимость в залог. Раньше этот документ оформляли только в бумажном виде. С 1 июля 2018 закладная в ипотечных сделках может оформляться как в документарной, так и в электронной форме. Также, электронная закладная может быть выдана взамен документарной закладной. Однако выдача документарной закладной взамен электронной законом не предусмотрена.

Существующие правила о документарной закладной применяются и к электронной закладной, которая, в свою очередь представляет собой бездокументарную ценную бумагу, права по которой закрепляются в форме электронного документа, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью. Подчеркнем, что такая закладная в соответствии с законом об ипотеке подлежит обязательной передаче на хранение в депозитарий, т.е. в электронное «хранилище» данных, подтверждающее право владельцев на ценные бумаги. Депозитарий - это профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и/или осуществляющий услуги по учету перехода прав собственности на ценные бумаги.

Также законом определено содержание электронной закладной, которое во многом повторяет содержание документарной. Однако, помимо обязательных сведений, электронная закладная должна содержать наименование депозитария, адрес его электронной почты, посредством которого орган регистрации прав будет осуществлять связь с указанным депозитарием, а также иную информацию, необходимую для зачисления электронной закладной на счета депо.

Составляется такая закладная посредством заполнения формы электронной закладной на едином портале государственных и муниципальных услуг или на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru).

Подписывается электронная закладная усиленной квалифицированной электронной подписью залогодателя и залогодержателя и направляется в орган регистрации прав вместе с заявлением о выдаче электронной закладной.

С таким заявлением может обратиться также нотариус, в том числе в случае отсутствия у залогодателя и у должника усиленной квалифицированной электронной подписи, такие заявление и электронная закладная подписываются только усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.

Орган регистрации прав вносит в регистрационную запись об ипотеке сведения об электронной закладной, в том числе о депозитарии, в который такая закладная направлена на хранение, подписывает электронную закладную усиленной квалифицированной электронной подписью и передает электронную закладную на хранение в указанный в электронной закладной депозитарий.

Принятые изменения по ипотечным сделкам имеют своей целью ускорение процедуры государственной регистрации залога недвижимости без дополнительных действий со стороны заемщика, а именно: минимизация временных и материальных издержек, свойственных старой форме документа при подготовке, получении, хранении, ликвидация рисков утраты закладной. Это еще один ключевой шаг на пути к переходу на оформление ипотеки в онлайн-режиме.

 

 

Начальник Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области  Наталья Фрис

Ранее возникшим считается право, которое возникло до 31 января 1998 г., то есть до даты вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Право собственности, возникшее до указанной даты, считается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации. Следовательно, в обязательном порядке регистрировать его не нужно. Однако можно зарегистрировать его по своему желанию, например, если нужно подтвердить право на объект недвижимости в настоящее время. При отсутствии регистрации невозможно предоставить выписку из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), подтверждающую право собственности, так как сведения о регистрации в нем отсутствуют.

«Регистрация ранее возникших прав является правоподтверждающей, т.е. она лишь подтверждает уже существующее право, а не заново порождает его», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

Однако, в соответствии с ч. 3 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации)  регистрация ранее возникшего права обязательна в следующих случаях:

- при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости. Заявление о государственной регистрации прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости;

- при внесении сведений о таких объектах недвижимости как о ранее учтенных в ЕГРН в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

30 декабря 2020 г. Президентом Российской Федерации был подписан Закон № 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 518-ФЗ) в соответствии с которым, органы местного самоуправления наделяются полномочиями проводить мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, а также полномочиями по принятию решений о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и направлению сведений о них для внесения в ЕГРН (в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости, подлежащих внесению в кадастр недвижимости). Данный закон вступил в силу с 29.06.2021 года.

Законом № 518-ФЗ внесены изменения в ст.8 Закона о регистрации, а именно, часть 5 указанной статьи дополнена пунктом 25, из которого следует, что в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества – о вещных правах на данный объект недвижимости, а также о выявленном в порядке, предусмотренном статьей 69.1 Закона о регистрации, правообладателе данного объекта недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на данный объект недвижимости или документы, удостоверяющие права на данный объект недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и указанные права не были зарегистрированы в ЕГРН.

 Правообладатель ранее учтенного объекта по желанию может сам обратиться в Росреестр с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права. Заявление и прилагаемые к нему документы можно представить в орган регистрации прав одним из следующих способов:

- лично (либо через представителя по доверенности) в ФГБУ "ФКП Росреестра" или МФЦ, в том числе независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений и МФЦ, размещенному на сайте Росреестра;

- при выездном приеме;

- почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении согласно перечню подразделений, размещенному на сайте Росреестра (в этом случае, в частности, подлинность подписи на заявлении должна быть засвидетельствована нотариально, соглашение (при его наличии) должно быть нотариально удостоверено, к заявлению приложена копия документа, удостоверяющего личность);

- через нотариуса, засвидетельствовавшего подпись на заявлении о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав;

- в электронной форме, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием сети Интернет, в том числе посредством официального сайта Росреестра.

Госпошлина за государственную регистрацию права гражданина, возникшего до 31.01.1998 права на объект недвижимости, не взимается.

 

Ведущий специалист-эксперт Северского отдела Управления Росреестра по Томской области Надежда Алтухова

 

 

 

 

 

Федеральным законом от 30.04.2021 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены масштабные изменения в положения норм Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон о кадастре) и Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).

Статья 36 Закона о кадастре была дополнена частью 2.1, в соответствии с которой договор подряда на выполнение кадастровых работ может содержать условие об обязанности кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя или работника юридического лица, представлять без доверенности документы, подготовленные в результате выполнения кадастровых работ, в орган регистрации прав в порядке, установленном Законом о регистрации, в случаях, если:

1) кадастровые работы выполняются в связи с подготовкой межевого плана в целях образования земельных участков и заказчиком кадастровых работ является либо собственник земельного участка, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с земельным участком образованы новые земельные участки, либо лицо, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, из которого в результате раздела или объединения образуются новые земельные участки, предоставлен в пожизненное наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование;

2) кадастровые работы выполняются в связи с подготовкой межевого плана в целях уточнения границ земельных участков и заказчиком кадастровых работ является собственник земельного участка, границы которого уточняются, либо лицо, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, в аренду или безвозмездное пользование на срок более пяти лет;

3) кадастровые работы выполняются в связи с подготовкой акта обследования и заказчиком кадастровых работ является либо собственник прекратившего существование здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, либо принявший наследство наследник физического лица, которому до дня открытия наследства принадлежали прекратившие свое существование здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, либо собственник земельного участка, на котором были расположены указанные объекты недвижимости, если собственник этих объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица) или если его правоспособность прекращена в связи со смертью (в отношении физического лица);

4) кадастровые работы выполняются в связи с подготовкой технического плана в целях осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости, для строительства которого в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не предусматривается выдача разрешения на строительство и (или) разрешения на ввод в эксплуатацию, и заказчиком кадастровых работ является собственник земельного участка либо лицо, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, или лицо, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления или установления сервитута.

В перечисленных случаях, документами, подтверждающими полномочия кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя или кадастрового инженера - работника юридического лица на подачу заявления в орган регистрации прав, являются договор подряда на выполнение кадастровых работ и (или) справка с места работы, подтверждающая, что кадастровый инженер, выполняющий кадастровые работы, является работником юридического лица, а также документы, свидетельствующие о приемке заказчиком результатов кадастровых работ и его согласии с содержанием подготовленных по результатам таких работ документов.

Статьей 15 Закона о регистрации предусмотрена возможность осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно, а также государственного кадастрового учёта без одновременной государственной регистрации прав на основании заявления кадастрового инженера.

Предусмотренные частью 2.1 статьи 36 Закона о кадастре документы, подтверждающие полномочия кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя или кадастрового инженера - работника юридического лица на представление заявления в орган регистрации прав без доверенности, должны соответствовать требованиям, установленным статьей 21 Закона о регистрации. Указанные документы не предназначены для включения в приложение межевого плана, технического плана, акта обследования, являются самостоятельными документами, прилагаемыми к заявлению с целью подтверждения правомочий на обращение в орган регистрации прав.

 

Начальник отдела регистрации

земельных участков 

Управления Росреестра по Томской области

Анастасия Юркевич                                                                     

 

На публичной кадастровой карте Росреестра (ПКК) в качестве картографической подложки стали отображаться сведения единой электронной картографической основы (ЕЭКО).

Использование сведений ЕЭКО для отображения на публичной кадастровой карте предусмотрено Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Согласно данному закону ПКК представляет собой тематическую карту, картографической подложкой которой является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии.

ЕЭКО, как совокупность пространственных данных, в настоящее время сформирована на всю территорию России в масштабах от 1:2 500 000 до 1:50 000. В масштабе 1:25 000 покрыта вся территория страны с высокой плотностью населения. Этого достаточно для решения прикладных задач территориального планирования.

Топографические карты и планы в составе ЕЭКО включают информацию о таких объектах, как рельеф суши, гидрография и гидротехнические сооружения, населенные пункты, промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты, дорожная сеть и дорожные сооружения, растительный покров и грунты, границы и ограждения, наименования географических объектов.

Вывод на публичную кадастровую карту сведений ЕЭКО стал возможным благодаря запуску в декабре 2021 года государственной информационной системы ведения единой электронной картографической основы (ГИС ЕЭКО).

В основе ГИС ЕЭКО лежит платформа, включенная в реестр программного обеспечения Минкомсвязи России. Информационная система позволяет создавать, обновлять и осуществлять мониторинг актуальности сведений ЕЭКО, а также предоставлять ее в различных видах и форматах.

Новый ресурс позволяет предоставлять пользователям публичной кадастровой карты актуальную государственную мультимасштабную карту и ортофотопокрытие (фотографические планы местности с точной привязкой к заданной системе координат), а также заменить зарубежные картографические подложки.

Кроме ЕЭКО, на публичной кадастровой карте остались представлены две предыдущие картографические подложки: карта России из открытых данных и картографическая основа ПКК. Это связано с тем, что создание ЕЭКО полностью не завершено, поэтому при необходимости пользователи смогут переключить слои и найти нужную информацию. Завершение работ по созданию ЕЭКО крупных масштабов в виде ортофопланов предусмотрено госпрограммой «Национальная система пространственных данных» до конца 2024 года.

«Отображение на публичной кадастровой карте сведений ЕЭКО, а также ввод в эксплуатацию ГИС ЕЭКО и ГИС «Федеральный портал пространственных данных» (ФППД) – первые шаги будущей системы. В 2022 году будет продолжена работа над созданием новых удобных инструментов по использованию и применению пространственных данных в разных сферах в интересах людей, органов государственной власти и бизнеса» - отметила руководитель управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

 

Главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области Юлия Васецкая

Геодезические пункты предназначены для обеспечения выполнения геодезических и картографических работ. Они носят общегосударственное и стратегическое значение, а также являются геодезической основой единого государственного реестра недвижимости. Подавляющее количество геодезических пунктов создано за счет средств федерального бюджета и относится к федеральной собственности.

Мероприятия по обеспечению сохранности пунктов государственной геодезической сети, расположенных на территории Томской области, проводятся Управлением Росреестра по Томской области в соответствии с действующим законодательством в области геодезии и картографии.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является повреждение и уничтожение геодезических пунктов. Причиной этому является неосведомленность граждан и юридических лиц о наличии на земельном участке, здании либо сооружении геодезического пункта, либо по причине незнания действующего законодательства в отношении обеспечения охраны геодезических пунктов.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29.03.2017 № 138 «Об установлении структуры государственной геодезической сети и требований к созданию государственной геодезической сети, включая требования к геодезическим пунктам» пункты считаются утраченными, если отсутствуют верхний и нижний центры и их утрата подтверждена данными инструментально-геодезического поиска. Геодезический пункт считается разрушенным, если отсутствует верхний центр пункта.

Правообладателям земельных участков либо иных объектов недвижимости, на которых расположены пункты государственной геодезической сети (ГГС), а также лицам, выполняющим геодезические и картографические работы, необходимо информировать Управление Росреестра по Томской области о фактах их повреждения или уничтожения в течение 15 календарных дней со дня обнаружения такого повреждения или уничтожения.

Порядок уведомления о случаях повреждения или уничтожения пунктов ГГС, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической   сети   утвержден   приказом  Росреестра  от  21.10.2020  № П/0391.

У собственников и пользователей объектов недвижимости, на которых расположены геодезические пункты, возникает административная ответственность за неуведомление территориального органа Росреестра об уничтожении, повреждении или о сносе таких пунктов в виде штрафа. Граждане заплатят от 5000 до 10000 рублей, должностные лица - от 10000 до 50 000, юридические лица - от 50000 до 200000 рублей.

Проконсультироваться по вопросам уведомления о случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов можно в Управлении Росреестра по Томской области по номеру телефона 8(3822)51-36-22.

 

Главный специалист-эксперт отдела

землеустройства и мониторинга земель,

кадастровой оценки недвижимости,

геодезии и картографии

Управления Росреестра по Томской области

Татьяна Крупиненко

С 1 февраля 2022 года вступили в силу изменения в Закон «О государственной регистрации недвижимости», предусматривающие внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о признании многоквартирного дома аварийным, данных о непригодных для проживания квартирах и жилых домах

Для этого органы государственной власти и органы местного самоуправления в случае принятия ими решений о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и (или) о признании жилого помещения, в том числе жилого дома, непригодным для проживания, обязаны направлять в орган регистрации прав документы для внесения сведений в ЕГРН.

После внесения регистрирующим органом сведений в ЕГРН, сведения о признании многоквартирного дома аварийным или о признании жилого помещения, в том числе жилого дома, непригодным для проживания, станут общедоступными, то есть будут отражаться в выписке из ЕГРН.

«Это очень актуальное нововведение, поскольку направлено, прежде всего, на защиту интересов граждан. Доступность информации об аварийном жилье позволит избежать покупки непригодного для проживания жилья, а также поможет при заключении сделок с использованием ипотечных средств банков», - прокомментировала изменение законодательства руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

В полной мере норма заработает с 1 июля 2022 года. Именно до этой даты законодатель обязал органы государственной власти и органы местного самоуправления направить в орган государственной регистрации прав принятые ими до 01.02.2022 решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и (или) о признании жилого помещения, в том числе жилого дома, непригодным для проживания.

 

Начальник отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве  Управления Росреестра по Томской Ия Колыванова

Внеплановые проверки могут быть проведены Управлением Росреестра по Томской области в связи с:

- истечением срока исполнения выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ;

- наличием сведений о причинении (либо угрозе причинения) вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

- поручением Президента РФ, поручение Правительства РФ о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

- требованием прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая проверка может быть документарная, либо выездная.

В случае выявления нарушения государственным инспектором в обязательном порядке выдается предписание об устранении нарушения с установлением конкретного срока его исполнения.

При этом необходимо учитывать, что «анонимные обращения» или обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, также не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Внеплановые выездные проверки могут быть проведены только после согласования с органом прокуратуры.

 

 

Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области Александр Ткачев

  Росреестр опубликовал очередной дайджест законодательных изменений в сфере земли и недвижимости за IV квартал 2021 года. Документ разработан для оперативного информирования представителей органов власти, профессионального сообщества и граждан о правовых нововведениях по направлениям деятельности ведомства.

Материалы изложены в доступной и понятной форме, они помогут широкому кругу лиц быстро разобраться в сути и содержании нормативных документов. С обзором законодательных изменений в 2021 году можно ознакомиться по ссылке.