Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Продажа недвижимого имущества, собственником которого является несовершеннолетний, имеет ряд особенностей.

Во-первых, такую сделку в обязательном порядке должны одобрить органы опеки и попечительства. Для получения согласия опеки нужно обратиться в органы местного самоуправления.

Во-вторых, за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, сделки,  могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет обладают частичной дееспособностью и могут самостоятельно заключать договоры и расписываться в документах, но с письменного согласия родителей или других законных представителей. Однако, даже не достигшее совершеннолетия лицо может быть признано судом полностью дееспособным вследствие эмансипации или вступления в брак.

В-третьих, сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, подлежат обязательному нотариальному удостоверению.

          

 

Главный специалист-эксперт Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Ш.Д.Сегизбаева

Под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории одного или нескольких кадастровых кварталов, а также на определенных территориях. Заказчиком выступает при бюджетном финансировании - орган местного самоуправления либо уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, а при внебюджетном финансировании - правообладатель объекта недвижимости, расположенного на определенной территории.

Исключение – это линейные объекты и земельные участки, расположенные в границах территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии.

При выполнении таких работ осуществляется сбор необходимых документов, согласовываются границы земельных участков, составляется карта-план территории. Такая карта-план утверждается уполномоченным органом, на ее основании вносятся сведения в ЕГРН.

Комплексные кадастровые работы выполняются одновременно в отношении всех объектов, расположенных на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов или территориях, указанных в ч. 1 ст. 42.11 Закона о кадастровой деятельности (ч. 1 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности).

Комплексные кадастровые работы не выполняются в отношении:

  • линейных объектов;
  • земельных участков, расположенных в границах территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии.

Если на территории кадастрового квартала (кварталов) такие работы проведены, их повторное выполнение не допускается.

Необходимо отметить, что в результате выполнения комплексных кадастровых работ:

  • уточняется местоположение границ земельных участков;
  • устанавливается (уточняется) местоположение на них зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН;
  • обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания (в том числе многоквартирные дома) и сооружения (кроме линейных объектов);
  • обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых в том числе, улицами, набережными, скверами;
  • обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

По итогам выполнения таких работ подготавливается карта-план территории, которая содержит необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в пределах территории, на которой проводились эти работы. На основании утвержденной карты-плана территории сведения вносятся в ЕГРН.

Исполнитель работ направляет извещения правообладателям объектов недвижимости, в отношении которых проводятся комплексные кадастровые работы, по адресам и (или) адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРН (при наличии). О начале проведения работ можно узнать, в частности, на сайте органа регистрации прав и на сайте органов, по заказу которых выполняются комплексные кадастровые работы. Подробно порядок информирования приведен в ст. 42.7 Закона о кадастровой деятельности.

Правообладатели могут, в частности:

-  в течение 30 рабочих дней со дня опубликования извещения предоставить исполнителю в письменной форме:

  • сведения об адресе и (или) адресе электронной почты правообладателя. Например, если адрес изменился либо удобнее получать информацию по почте, адреса которой нет в ЕГРН;
  • заверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на ранее учтенные объекты недвижимости, сведений о которых нет в ЕГРН либо права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен;
  • требовать от исполнителя указать на местности местоположение границ земельных участков в соответствии с подготовленным проектом карты-плана территории. Исполнитель должен сделать это бесплатно.

При уточнении местоположения границ земельного участка его площадь может измениться. Законом установлены минимальные и максимальные параметры возможного уменьшения или увеличения площади участка. По общему правилу она может уменьшиться не более чем на 10% по сравнению с указанной в ЕГРН.

Если площадь участка уменьшилась более чем на 10%, сведения о таком участке включаются в карту-план территории только с письменного согласия правообладателя с результатами комплексных кадастровых работ. Такое согласие включается в состав приложения к карте-плану территории. Без такого согласия осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается.

  • требовать от кадастрового инженера, непосредственно выполняющего комплексные кадастровые работы, подтвердить полномочия. Кадастровый инженер обязан представить, в частности, заверенную копию государственного или муниципального контракта и документ, удостоверяющий личность.

Правообладатели объектов недвижимости, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы, не могут препятствовать проведению комплексных кадастровых работ. Более того, они обязаны обеспечить исполнителю доступ к объектам недвижимости.

Начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина

 

Упрощенный порядок оформления прав граждан на жилые или садовые дома – дачная амнистия действует с момента вступления в силу Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".

В связи со вступившими в силу изменениями, внесенными в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»  (ч. 12 ст. 70), до 01 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее - ГК), на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости.

В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садоводческий дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

При этом жилой дом должен соответствовать, в частности, установленным параметрам объекта, определенных Градостроительным кодексом,  индивидуального жилищного строительства,  виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан.

Если в отношении жилого дома, созданного на садовом земельном участке либо земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, до дня вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществлен государственный кадастровый учет, то государственная регистрация прав, на такие объекты индивидуального жилищного строительства, осуществляется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты недвижимости. В случае, если право заявителя на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН, представление правоустанавливающего документа на такой земельный участок не требуется.

Сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком разрешения на строительство здания, сооружения (в случае, если для строительства таких здания, сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется получение такого разрешения), проектной документации таких объектов недвижимости. В техническом плане указываются сведения о такой документации и дополнительное представление таких документов не требуется. Технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

С целью подготовки технического плана собственникам необходимо самостоятельно обратиться к любому кадастровому инженеру, осуществляющему свою деятельность по местонахождению объекта недвижимого имущества.

 

 

Ведущий специалист-эксперт Шегарского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Сергей Малюгин

Во многих населенных пунктах нашей страны существуют заброшенные земельные участки. Из-за отсутствия владельца их территория не облагорожена и не используется по целевому назначению. Как правило, такие участки часто хотят приобрести в собственность. Но даже при видимом отсутствии собственника спешить не стоит.

Существует несколько способов приобретения заброшенной недвижимости:

Способ 1. Найти владельца и купить участок.

Для начала следует выяснить, существует ли у заброшенного дома и земельного участка, на котором он расположен, владелец. Для этого нужно:

1) обратиться к председателю садового товарищества (СНТ), на территории которого находится заброшенное владение, либо в орган местного самоуправления, если земельный участок с домом находятся в населенном пункте;

2) поискать информацию о владельце на публичной кадастровой карте по кадастровым номерам земельного участка и дома;

3) запросить выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), которая также позволит проверить наличие на территории обременений.

Если таким образом удалось установить, что у объекта недвижимости есть собственник, то приобрести дом и земельный участок можно только в рамках гражданско-правовой сделки, то есть по договору купли-продажи.

Способ 2. Хозяин должен отказаться от запущенного участка.

Этот вариант реализуется на практике довольно редко, однако такие случаи тоже встречаются. Для этого хозяин дачи или дома сам должен обратиться в Росреестр с заявлением об отказе от участка. Тогда на такой земельный участок регистрируется право собственности, например, муниципалитета, на территории которого этот участок находится (одновременно с регистрацией прекращения права его прежнего собственника, который от него отказался).

Затем его выставят на торги или передадут в аренду новому собственнику.

Способ 3. Получение участка после его изъятия.

По законодательству земельный участок может быть изъят, если он предназначен для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и не используется по целевому назначению в течение 3 лет (если более длительный срок не установлен законом). Однако стоит помнить, что изъятие земельных участков является исключительной мерой и возможно лишь в том случае, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения, и только на основании решения суда.

Важно! Процедура принудительного изъятия проводится только при отказе (уклонении) устранить выявленное нарушение и привлечении к административной ответственности.

Если все-таки так произошло, что земельный участок был изъят, он становится частью муниципальной собственности и заинтересованное лицо может его приобрести.

Способ 4. Оформить участок, если владельца найти не удалось.

Если владельца объекта недвижимости найти не удалось, то, возможно, это бесхозяйное имущество.

Важно! По закону под бесхозяйным понимается объект, у которого отсутствует владелец, он не известен или отказался от права собственности. При этом бесхозяйной вещью может быть признано только здание (например, дом); земельный участок бесхозяйной вещью быть не может.

Итак, если у вас есть желание приобрести такую недвижимость, советуем запастись терпением. Алгоритм действий будет выглядеть так:

  1. Для начала сведения о бесхозяйном объекте должны быть внесены в ЕГРН. С заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта в орган регистрации прав обращается муниципальный орган, на территории которого он находится.
  2. Через год со дня постановки бесхозяйного объекта недвижимости на учет муниципальный орган может обратиться в суд с требованием о признании на него права муниципальной собственности.
  3. Получив вступившее в законную силу решение суда, муниципалитет обращается в Росреестр с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на этот объект.
  4. После этого землю вместе с домом можно приобрести на торгах, арендовать или выкупить.

В то же время может возникнуть ситуация, когда вы оформили бесхозяйную недвижимость в собственность, но неожиданно объявился предыдущий владелец. На практике такие ситуации возникают довольно редко. Бывший хозяин наверняка захочет оспорить право нового собственника. В этом случае вопрос решается в судебном порядке.

Способ 5. Приобретательная давность.

Еще одним способом стать законным владельцем заброшенного садового участка (дома) является приобретательная давность. Согласно положениям статьи 234 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, которые не являются собственниками имущества, но непрерывно и добросовестно владеют им как своим собственным имуществом в течение 15 лет, могут приобрести на него право собственности в силу приобретательной давности.

Для этого необходимо подготовить пакет документов и вместе с заявлением подать в суд общей юрисдикции по месту нахождения такого имущества. После получения судебного решения можно обращаться в Росреестр, чтобы зарегистрировать право собственности. Как правило, такие дела в упрощенном производстве рассматриваются в течение двух месяцев с момента поступления заявления в суд.

 

Начальник Молчановского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области  Алексей Алишин

Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до 30.10.2001 г., для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется на основании следующих документов:

1) акт о предоставлении гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления;

2) акт (свидетельство) о праве гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти;

3)выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на указанный земельный участок, если участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства

Если  же к гражданину в порядке наследования или по иным основаниям перешло право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, то государственная регистрация права собственности на земельный участок может быть осуществлена на основании  свидетельства о праве на наследство либо иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности гражданина или прежнего собственника.

 

Заместитель начальника Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Елена Черногубова

Нужно ли обращаться за регистрацией права на недвижимость, если оно признано судом? Да, ведь регистрация права проводится в заявительном порядке.

Таким образом, лицо,  в  чью пользу судом   принято решение, должно подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав. На территории нашего региона это Управление Росреестра по Томской области.

Такое заявление можно подать одним из способов: лично в любом офисе МФЦ, почтовым отправлением с объявленной ценностью и уведомлением о вручении (с нотариальным удостоверением прилагаемых документов), а также в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru. Подробную информацию об адресах и времени работы офисов приема МФЦ можно получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru/, либо по телефону регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области).

К заявлению о государственной  регистрации права должен быть приложен судебный акт, вступивший в законную силу. Он предоставляется в виде заверенной копии, в одном экземпляре, и после осуществления государственной регистрации прав возвращается заявителю.

Если одновременно проводится регистрация права на объект недвижимости, установленного решением суда, и кадастровый учет этого объекта, то дополнительно потребуются межевой план, для земельного участка, или технический план, для других объектов недвижимости.

Также при государственной регистрации прав на недвижимое имущество уплачивается госпошлина, размер которой установлен Налоговым кодексом РФ.

Государственная регистрация права собственности подтверждается выпиской из ЕГРН.

 

Заместитель начальника Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Елена Черногубова

Собственник объекта недвижимости, или его законный представитель может  представить заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений об адресе электронной почты и (или) о почтовом адресе, по которым осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано, а также лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права и обременение объекта недвижимости. В  ЕГРН в срок не более трех рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления вносится запись о таком адресе.

Заявление можно подать одним из способов: лично в любом офисе МФЦ, почтовым отправлением с объявленной ценностью и уведомлением о вручении (с нотариальным удостоверением прилагаемых документов), а также в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru. Подробную информацию об адресах и времени работы офисов приема МФЦ можно получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru/, либо по телефону регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области).

 

Заместитель начальника Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Елена Черногубова

На вопрос отвечает заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области Галина Телицына:

- В настоящее время у заявителей имеется возможность представить документы не по месту нахождения объекта недвижимости, а по своему месту нахождения.

        В случае, если вы намерены представить документы на государственную регистрацию права собственности  и (или)  государственный кадастровый учет в отношении объекта недвижимого имущества посредством личного обращения, заявление о государственной регистрации прав и (или) государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню многофункциональных центров.

Информацию об адресах времени работы офисов приема можно получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru, либо по телефонам регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области), 8 (3822) 602-999 (городской номер телефона).

В связи с возникающими вопросами о лицах, которые могут обратиться в Управление Росреестра по Томской области с жалобой на действия арбитражного управляющего в процедуре банкротства, а также на основании чего специалисты Управления могут возбудить дело об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего, поясняем следующее.

Полномочия, а также обязанности арбитражного управляющего определены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее – Закон о банкротстве). Общая норма гласит, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.13 КоАП РФ (неправомерные действия при банкротстве), являются:

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

 - сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

«Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из вышеперечисленных поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.  

 

Начальник отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Томской области Татьяна Казакова

Росреестр не будет проводить плановые проверки земельного законодательства до конца 2022 года. Речь идёт о федеральном государственном земельном контроле (надзоре).

«С учетом ограничений в 2022 году акцент будет сделан на проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» с 10 марта 2022 года введен мораторий на проведение плановых проверок и ограничения на проведение внеплановых проверок.

Внеплановые проверки в отношении физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будут проводиться по согласованию с прокуратурой только в случае угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, а также возникновения ЧС природного и техногенного характера.

Исполнение ранее выданных предписаний об устранении нарушений требований законодательства (если их срок исполнения наступил после 10 марта 2022 года) автоматически продлевается на 90 дней со дня истечения срока исполнения.

 

Начальник отдела государственного земельного надзора  Управления Росреестра по Томской области Александр Ткачев

Приоритетным направлением деятельности Росреестра является развитие и совершенствование процесса оказания государственных услуг путем упрощения и повышения доступности регистрационных процедур для граждан и юридических лиц, сокращение сроков рассмотрения заявлений.

Основным способом решения данной задачи является переход на оказание государственных услуг в электронном виде, увеличение количества по-настоящему востребованных электронных сервисов, учитывающих запросы всех участников рынка недвижимости.

В условиях действующих ограничений электронный способ получения услуг Росреестра становится все более востребованным.

На сегодняшний день доля услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых Управлением Росреестра по Томской области в электронном виде, составляет более 48% от общего числа заявлений. Более 92% всех сведений из  Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) также предоставляется в электронном виде.

Воспользоваться услугами Росреестра в электронном виде можно на официальном сайте  Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) через универсальный сервис «Личный кабинет». Посредством сервиса можно как подать заявление на государственный кадастровый учет или государственную регистрацию права, так и запросить сведения, содержащиеся в ЕГРН. Кроме того, возможности личного кабинета позволяют отслеживать статус исполнения заказанной услуги, получать и сохранять результаты проведенных учетно-регистрационных действий в разделе сервиса «Мои заявки».

Получение государственных услуг в электронном виде предоставляет заявителям ряд преимуществ: возможность получения услуги из любой точки России; отсутствие необходимости предварительной записи и посещения офиса МФЦ; прозрачность процедуры - возможность получения информации о ходе предоставления государственных услуг в режиме online; сокращение финансовых затрат физических лиц, обращающихся за государственной регистрацией прав в электронном виде; сокращение сроков регистрации.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «Сокращение сроков регистрации – важный показатель качества и доступности государственных услуг Росреестра, в связи с чем Управлением принято решение о сокращении срока оказания государственных услуг в учетно-регистрационной сфере по всем заявлениям, представленным в электронном виде, до 24 часов при условии полного соответствия представленных документов требованиям действующего законодательства».

 

Заместитель начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Наталья Соболевская