Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
С 13.04.2022 Управлением Росреестра по Томской области (Управление) было организовано консультирование посетителей МФЦ по вопросам осуществления Управлением полномочий в учётно-регистрационной сфере посредством сеансов видео-конференц-связи.
Такой возможностью теперь могут воспользоваться жители региона, предварительно записавшись на консультацию в МФЦ по Кировскому району г. Томска и ЗАТО Северск. Время проведения консультаций – еженедельно по средам с 15:00 до 17:00.
«После изучения поступившего вопроса и документов, обратившийся за консультацией гражданин получил ответы на свои вопросы с подробными пояснениями о возможных вариантах оформления прав покупателя в случае ликвидации продавца», - рассказала заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Управления Мария Коломиец, проводившая консультацию.
Для удобства посетителей в МФЦ работает Региональный Центр Телефонного обслуживания, позвонив в который можно получить консультации по комплектности пакетов документов для кадастрового учета и регистрации права, размерам государственной пошлины и пр. Вопросы можно задать по телефонам 8 800-350-08-50, 8 (3822) 602-999.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В Управлении Росреестра по Томской области продолжается активная работа по наполнению Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) сведениями о правообладателях объектов недвижимости. Отсутствие в ЕГРН информации о праве собственности существенно ограничивает самих правообладателей в совершении каких-либо действий с недвижимостью.
Возникшее до 1998 года право собственности на недвижимость, когда недвижимое имущество регистрировали другие организации, такие как органы технической инвентаризации и органы местного самоуправления, называется ранее возникшим правом. Одной из основных причин отсутствия сведений о данных правах либо их неактуальность в ЕГРН является то, что владелец недвижимости просто не регистрировал свое право собственности, так как данная процедура носит заявительный характер.
Зарегистрировать ранее возникшее право можно и заблаговременно, не дожидаясь совершения каких-либо юридических действий с недвижимостью. За государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимости государственная пошлина не уплачивается.
«За период действия Закона № 518-ФЗ с 29.06.2021 и по 01.04.2022 в отношении 4530 ранее учтенных объектов недвижимости осуществлена государственная регистрация ранее возникшего права, в связи с прекращением существования 4129 объектов сняты с государственного кадастрового учета», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.
Начальник Шегарского
межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Владимир Михеев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Правительством и Президентом продолжают приниматься антикризисные меры, в том числе, ориентированные на поддержание строительного комплекса и других участников предпринимательского сообщества, в том числе по вопросам землепользования и регистрации недвижимости. Такие изменения подготавливаются с учетом предложений Росреестра.
Так, в сфере регистрации недвижимости исключается двойная проверка наличия правоустанавливающих документов на землю при вводе объекта в эксплуатацию. Ранее такая проверка по одному и тому же предмету должна была проводиться как со стороны уполномоченного органа, который принимает решение о вводе объекта в эксплуатацию, так и в рамках правовой экспертизы Росреестра.
В целях повышения прозрачности процедуры государственного кадастрового учета и регистрации прав уточнены законодательные положения применительно к объектам в водоохранных зонах и в зонах затопления и подтопления, занимающих значительные по площади территории страны. Согласно новому закону, требования о наличии инженерной защиты таких объектов и сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов, должны проверяться на стадии строительства и при вводе объектов в эксплуатацию, а не на стадии государственного кадастрового учета и регистрации прав.
Предложен и упрощенный порядок оформления прав на объекты государственной и муниципальной собственности, права на которые возникли при разграничении госсобственности в 1991 году. Для государственного кадастрового учета и регистрации прав на данные объекты может быть использована выписка из соответствующего реестра государственной или муниципальной собственности. Такая мера поможет эффективнее вовлекать в гражданский оборот государственное или муниципальное имущество, в том числе с целью его предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, увеличения налоговой базы.
«На территории Томской области при сотрудничестве областной власти, Управления Росреестра и непосредственных участников строительного рынка активно реализуются принимаемые нововведения в указанной сфере»,- сообщила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.
Начальник отдела правового обеспечения,
по контролю (надзору) в сфере
саморегулируемых организаций
Управления Росреестра по Томской области
Татьяна Казакова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В рамках реализации Закона о «Лесной амнистии» Управлением Росреестра по Томской области (Управление) в 2022 году продолжается работа межведомственной рабочей группы для решения вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений государственных реестров о лесных участках на территории Томской области.
В 1 квартале 2022 года группой ежемесячно рассматривались ситуации о пересечении лесных участков с земельными участками, исключении земельных участков из состава земель лесного фонда, в случае установления возникновения прав граждан, сопоставлении сведений о площади лесных участках в Государственном лесном реестре (далее – ГЛР) и Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).
В соответствии с совместными Рекомендациями Росреестра, Рослесхоза, Росимущества была проведена работа по анализу и выявлению противоречий в сведениях ЕГРН о лесных участках, составляющих территорию Асиновского, Бакчарского, Зырянского, Кожевниковского, Молчановского, Тегульдетского, Шегарского лесничеств. Все противоречия по площади лесных участков в государственных реестрах устранены.
«Работа по наполнению сведений ЕГРН достоверными данными о лесных участках, расположенных на территории Томской области, успешно продолжилась в 1 квартале 2022 года. Это позволяет защитить законные интересы и права граждан и бизнеса. Работы по сопоставлению сведений государственных реестров позволяют муниципальным образованиям правильно установить свои границы и внести сведения в генеральные планы и в ЕГРН, правильно формировать земельные участки для предоставления гражданам и юридическим лицам, и исключают возникновение спорных территорий», - рассказала Елена Золоткова, руководитель Управления и Председатель межведомственной рабочей группы.
Заместитель начальника отдела
регистрации земельных участков
Управления Росреестра по Томской области
Инесса Гончарова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
По всей стране прошла Неделя приёмов граждан по вопросам садоводческих и огороднических товариществ, организатором которой выступила Всероссийская политическая партия «Единая Россия».
В городе Томске 13 апреля 2022 года был организован «круглый стол» под председательством депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Самокиша В.И. В мероприятии приняли участие: руководство Управления Росреестра по Томской области (Управление), председатель регионального отделения «Союза садоводов России», представители управлений Росимущества, Россельхознадзора, МЧС, департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области, председатели садоводческих товариществ.
Как отметила Елена Ковальчук, заместитель руководителя Управления, весна - это долгожданная и ответственная пора для многих дачников. У садоводов и огородников всегда много насущных вопросов, в том числе связанных с государственной регистрацией прав, как на земельные участки, так и на садовые дома.
В ходе мероприятия от председателей садоводческих товариществ представителям различных структур и ведомств были заданы вопросы. Так, представителю Управления были заданы вопросы по оформлению права собственности в упрощённом порядке на садовые дома и земельные участки.
На вопросы дачников ответила Инесса Гончарова, заместитель начальника отдела регистрации земельных участков Управления:
- До 1 марта 2026 года допускается оформление садового дома на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок. При этом требуется одновременная постановка садового дома на государственный кадастровый учет на основании технического плана, который готовит кадастровый инженер. Документы на землю не требуются, если права на земельный участок ранее были зарегистрированы.
«Администрация города Томска открыта для диалога и взаимодействия с садоводческими товариществами и готова предоставить консультации по вопросам предоставления земельных участков, оказать помощь в оформлении документов, а также в предоставлении копий государственных актов и иных документов для оформления земель общего пользования», - отметил Александр Огородников, председатель Комитета по земельным правоотношениям департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Управление Росреестра по Томской области (Управление) уделяет большое внимание повышению доли электронных услуг и переводу рынка ипотеки в электронный формат для удобства и экономии времени получателей услуг.
По состоянию на середину апреля 2022 года практически все поданные в электронном виде заявления по ипотеке обрабатываются Управлением в течение одного рабочего дня, а иногда и нескольких часов.
«Доля электронных ипотечных сделок зарегистрированных в Управлении в течение одного дня составляет 95,4 % от общего числа поданных по указанной категории дел заявлений, что значительно превышает среднероссийский показатель - 73,5%», - сообщила руководитель Управления Елена Золоткова.
Заместитель начальника отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки
Управления Росреестра по Томской области
Мария Коломиец
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Электронная закладная – это бездокументарная ценная бумага, права по которой закрепляются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), которая хранится в депозитарии.
Электронная закладная, как и документарная (бумажная) закладная, содержит сведения о залогодателе и о заемщике по ипотечному кредиту, название кредитного договора с указанием даты и места его заключения, сумму ипотечного кредита и срок ее уплаты, название и описание приобретенного в ипотеку имущества. Вместе с тем помимо указанных и иных обязательных для закладной сведений, электронная закладная должна содержать номер счета депо первоначального владельца электронной закладной или иного лица, осуществляющего права по электронной закладной, номер счета депо номинального держателя (при наличии), наименование депозитария, адрес его электронной почты, посредством которого орган регистрации прав будет осуществлять связь с указанным депозитарием, а также иную информацию, необходимую для зачисления электронной закладной на счета депо.
После внесения органом регистрации прав сведений об электронной закладной в регистрационную запись об ипотеке, электронная закладная подписывается УКЭП государственного регистратора и передается на хранение в указанный в электронной закладной депозитарий.
Депозитарий – это профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и/или осуществляющий услуги по учету перехода прав собственности на ценные бумаги. Информационное взаимодействие органа регистрации прав и депозитария осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Орган регистрации прав не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подачи заявления о выдаче электронной закладной, если это заявление подается после государственной регистрации ипотеки, либо не позднее одного рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации ипотеки, вносит в регистрационную запись об ипотеке сведения об электронной закладной, в том числе о депозитарии, в который такая закладная направлена на хранение, подписывает электронную закладную усиленной квалифицированной электронной подписью и передает электронную закладную на хранение в указанный в электронной закладной депозитарий.
Если ипотека погашена в Росреестре, то необходимости в передаче соответствующих сведений для аннулирования закладной нет (уведомление отправляет сам регистрирующий орган).
До введения в гражданский оборот электронных закладных право залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству и по договору об ипотеке удостоверялось документарной закладной, которая оформлялась в форме документа на бумажном носителе. Наличие документарной (бумажной) закладной являлось, пожалуй, основным препятствием для перехода всех ипотечных сделок в электронный формат, поскольку наличие документарной ценной бумаги, перевод в электронную форму которой законом предусмотрен не был, требовало от заявителя необходимости личного обращения в МФЦ, даже если заявления на регистрацию прав и все документы были представлены в Росреестр в электронной форме.
Преимущество электронной закладной заключается в возможности оформления электронной закладной и ускорении регистрации залога без дополнительных действий со стороны клиента. Банк сам в электронной форме направляет документы в Росреестр. Таким образом, сторонам ипотечной сделки больше не нужно обращаться в МФЦ лично для того, чтобы сначала сдать документы на государственную регистрацию прав, а затем получить их.
Кроме того, при наличии электронной закладной ускоряется и упрощается и процесс погашения в Росреестре регистрационной записи об ипотеке при погашении ипотечного кредита. Для погашения в Едином государственном реестре недвижимости регистрационной записи об ипотеке, при условии выдачи электронной закладной, запрашивать бумажную закладную в банке и ожидать ее получения лицам, погасившим ипотечный кредит, теперь не нужно. Поскольку электронная закладная хранится в электронном депозитарии, банк, как законный владелец закладной, самостоятельно обращается в Росреестр с заявлением о погашении регистрационной записи об ипотеке, а государственный регистратор самостоятельно направляет в депозитарий, осуществляющий хранение электронной закладной, уведомление о погашении регистрационной записи об ипотеке.
Также преимуществом электронной закладной является тот факт, что в отличие от документарной электронную закладную невозможно потерять, поскольку она хранится в электронной форме в депозитарии. Вероятность ошибки при заполнении электронной закладной также сведена к минимуму, поскольку при заполнении её стандартной формы система просто не пропустит неверные данные.
В результате данных изменений в законодательстве процедура регистрации залога будет происходить гораздо быстрее, а заемщику не потребуется совершать ряд дополнительных действий.
Начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
С 01.03.2022 вступили в силу основные нормы, определяющие новый порядок лицензирования геодезической и картографической деятельности.
Теперь работы по установлению, изменению границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории, подлежат обязательному лицензированию. К таким работам относятся определение координат характерных (поворотных точек) границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территорий в целях установления и изменения границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования и работы по установлению и изменению границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территорий на местности (в случаях, когда такие границы подлежат установлению на местности), а том числе подготовка документов и иных материалов по результатам выполнения соответствующих работ.
Если у юридического лица или индивидуального предпринимателя уже получена лицензия, в которой указана возможность выполнения работ по установлению и изменению границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, то такая лицензия не требует переоформления.
Срок предоставления лицензии составляет 15 рабочих дней.
Еще одним изменением является отмена оплаты госпошлины за оказание услуг по предоставлению лицензии, а также внесение изменений в реестр лицензий по заявлениям, поданным в период с 14 марта по 31 декабря 2022 года в соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 № 353.
За информацией по вопросу предоставления или переоформления лицензии на геодезическую и картографическую деятельность можно обратиться в отдел землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области по телефону 8(3822)51-36-22.
Главный специалист-эксперт отдела организации,
мониторинга и контроля
Управления росреестра по Томской области
Татьяна Крупиненко
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Государственный кадастр недвижимости – это федеральный государственный информационный ресурс, систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных сведений, предусмотренных действующим законодательством;.
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К основным сведениям относится, например: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид), кадастровый номер, описание местоположения объекта недвижимости, его площадь, основная характеристика сооружения и ее значение, количество этажей, степень готовности, проектируемое назначение здания, сооружения, строительство которых не завершено, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства, сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование и другое (полный перечень сведений указан в ч.4 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости" – далее по тексту Федеральный закон).
Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании таких документов:
-межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка, государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади);
-карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
-технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении);
-акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места);
При осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости с заявлением об осуществлении такого государственного кадастрового учета вправе обратиться собственник объекта недвижимости либо кадастровый инженер в случаях, установленных Федеральным законом;
По итогам учета изменений выдается Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об объекте недвижимости.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных Федеральным законом.
К дополнительным сведениям относятся, например: кадастровая стоимость объекта, категория земель, вид (виды) разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения (кроме вспомогательных видов разрешенного использования), помещения, назначение и при наличии наименование здания (сооружения, помещения и т.д.), сведения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, адрес объекта недвижимости, сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, территории или в связи с установлением публичного сервитута (полный перечень сведений указан в ч.5 ст.8 Федерального закона).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения таких сведений в ЕГРН. В случае, если указанные сведения не внесены в ЕГРН, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН.
Орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица направляет такому лицу уведомление о внесении сведений в ЕГРН в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. Госпошлина за внесение в ЕГРН сведений (изменений в сведения) по заявлению заинтересованного лица, которые не были внесены в порядке межведомственного информационного взаимодействия, не уплачиваются.
Специалист-эксперт Молчановского
межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Татьяна Бойчик
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году» упрощен порядок предоставления земельных участков российским гражданам и организациям.
«Установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается регионом», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.
В том числе допускается продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения ЛПХ за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду гражданину, при условии отсутствия информации о выявленных и неустраненных нарушениях законодательства при использовании такого земельного участка.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 года № 1001 «О федеральном государственном контроле (надзоре) в области геодезии и картографии» основным объектом федерального государственного контроля (надзора) в области геодезии и картографии является деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области геодезии и картографии, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие), а также результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования.
Такая деятельность включает в себя геодезические работы по определению координат и высот точек земной поверхности, по определению параметров фигуры Земли, ее гравитационного поля, а также по созданию геодезических, нивелирных и гравиметрических сетей, работы по созданию специальных и топографических карт и планов.
Поправками в статью 22 Федерального закона от 30 декабря 2015 года № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что с 1 июля 2021 года геодезические и картографические работы, осуществляемые при градостроительной деятельности, кадастровой деятельности, землеустройстве, недропользовании и их результат не являются предметом федерального государственного контроля (надзора) в области геодезии и картографии.
Согласно постановлению Правительства РФ № 1001 контрольные функции в области геодезии и картографии осуществляются без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий посредством проведения инспекционного визита, документарной проверки, выездной проверки, наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) и выездного обследования.
Правительство РФ для поддержки российского бизнеса ввело мораторий на проведение в 2022 году плановых проверок (кроме некоторых социальных объектов и объектов с большой долей риска) и ограничения на внеплановые.
Таким образом, действия Росреестра в отношении субъектов геодезической и картографической деятельности в 2022 году ограничатся наблюдением за соблюдением обязательных требований и в случае необходимости выездным обследованием.
Главный специалист-эксперт отдела
землеустройства и мониторинга земель,
кадастровой оценки недвижимости,
геодезии и картографии
Управления Росреестра по Томской области
Татьяна Крупиненко