Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

«За прошедший год в Управление Росреестра по Томской области поступило 166 жалоб в отношении арбитражных управляющих. Более чем половина таких обращений содержала просьбу о проведении проверки деятельности арбитражного управляющего в рамках процедуры банкротства.

Однако при обращении в Управление с такой жалобой необходимо учитывать следующее.

Порядок проведения проверок деятельности арбитражных управляющих законодательно закреплен. В соответствии с законом должностные лица Управления не наделены вышеуказанными полномочиями.

Полномочия по рассмотрению жалоб на действия члена саморегулируемой организации, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, контроль их профессиональной деятельности и проведение проверок осуществляют саморегулируемые организации арбитражных управляющих», - рассказала руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

Таким образом, если в жалобе содержится просьба о проведении проверки в отношении арбитражного управляющего, заявителю дается ответ с разъяснением полномочий Управления и такое обращение перенаправляется в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий.

Не наделено Управление и полномочиями по привлечению арбитражных управляющих к ответственности, хотя просьба о привлечении к ответственности также зачастую содержится в обращениях.

При наличии в обращении сведений о нарушениях законодательства о банкротстве в деятельности арбитражного управляющего в отношении него возбуждается дело об административном правонарушении и проводится административное расследование, о чем также сообщается заявителю в письменной форме.

Должностные лица Управления в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномочены возбуждать дела об административных правонарушениях и проводить административное расследование по фактам нарушений арбитражными управляющими законодательства о банкротстве. По результатам проведенного административного расследования, при наличии оснований, составляется протокол об административном правонарушении, в котором фиксируются нарушения, и который с материалами (доказательствами) направляется в арбитражный суд. Именно арбитражным судом принимается решение о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности в виде предупреждения, штрафа или дисквалификации, судом также может быть принято решение об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного нарушения.

 

Заместитель начальника отдела правового обеспечения,

по контролю (надзору) в сфере

саморегулируемых организаций                                                                           

Управления Росреестра по Томской области

Елена Винокурова

С сентября 2021 г. вступил в силу так называемый Закон о «гаражной амнистии».

В целях оказания содействия гражданам в оформлении прав на гаражи и земельные участки под ними Росреестром подготовлены и размещены на официальном сайте Росреестра ответы на часто задаваемые вопросы по применению Закона о «гаражной амнистии», с которыми граждане могут ознакомиться при подготовке документов для оформления прав на объекты недвижимости.

Ответы на вопросы можно посмотреть здесь.

 

Заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Управления Росреестра по Томской области Мария Коломиец

 

 

29 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в том числе в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в части наполнения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) сведениями о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости (далее – Закон о выявлении).

Закон о выявлении направлен, прежде всего, на внесение в ЕГРН актуальных и достоверных сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, а также на защиту их прав и имущественных интересов.

На территории Томской области существуют объекты недвижимости, которые прошли процедуру кадастрового учета, но в ЕГРН отсутствует информация о зарегистрированных правах на них, поскольку правообладатели не обращались в Росреестр за регистрацией прав.

С 29 июня 2021 года Закон о выявлении предоставил право органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, в ходе которых органы местного самоуправления самостоятельно проводят анализ сведений в своих архивах, а также в целях установления правообладателей запрашивают информацию в налоговом органе, Пенсионном фонде России, органах внутренних дел, органе записи актов гражданского состояния, у нотариусов и т.д.

В случае выявления правообладателя ранее учтенного объекта недвижимого имущества муниципалитеты самостоятельно подают документы в Росреестр для внесения сведений в ЕГРН.

Закон о выявлении правообладателей не ограничивает при этом граждан в возможности осуществить государственную регистрацию прав на принадлежащие им объекты недвижимости по собственной инициативе.

15 марта 2022 года состоялось очередное заседание Оперативного штаба, созданного при Управлении Росреестра по Томской области в целях координации мероприятий по реализации Закона о выявлении на территории Томской области.

В ходе заседания были подведены итоги совместной деятельности по реализации Закона о выявлении, заслушаны доклады представителей органов местного самоуправления, определены приоритетные направления дальнейшей деятельности для повышения результативности данной работы.

По словам руководителя Управления имущественных отношений Администрации Первомайского района Ольги Фокиной, усилия органов местного самоуправления в настоящее время направлены, прежде всего, на информирование всеми доступными способами граждан и юридических лиц о необходимости подтверждения своих ранее возникших прав на объекты недвижимости в целях защиты своего имущества.

 «Зарегистрировать ранее возникшее право в ЕГРН – значит повысить степень защиты имущественных прав и законных интересов собственников недвижимости, поскольку наличие сведений в ЕГРН гарантирует признание и подтверждение государством прав на объект недвижимости.

Необходимо подчеркнуть, что для правообладателей объектов с ранее возникшими правами эта процедура абсолютно бесплатна!

Любой собственник объекта, в целях защиты своей собственности, может представить заявление о невозможности совершения любых действий с его имуществом без его личного участия и в этом случае, до снятия записи по заявлению правообладателя, третьи лица, в том числе по доверенности, не смогут распоряжаться его недвижимостью.

По итогам работы по наполнению ЕГРН недостающими сведениями о правообладателях по состоянию на 1 марта 2022 года в отношении  3965 ранее учтенных объектов недвижимости осуществлена государственная регистрация ранее возникшего права, в том числе 1411 объектов недвижимости - за муниципальными образованиями.

3787 объектов сняты с государственного кадастрового учета в связи с тем, что прекратили свое существование», - рассказала руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

 

Заместитель начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Наталья Соболевская

 

В сегодняшних реалиях широкое распространение получило стремительное развитие онлайн коммуникаций в различных сферах деятельности.

Законодатель указанные тенденции развития современного общества не оставил без внимания.

Так, Федеральным законом от 30.12.2021 №440-ФЗ были внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, касающиеся, в том числе, и возможности участия в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.

Согласно указанных изменений с 1 января 2022 года любой участник процесса наделен правом принять участие в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.

Для этого ему необходимо обратиться в суд с соответствующим ходатайством, которое будет рассмотрено судом и, в случае наличия у последнего технической возможности, онлайн присутствие будет реализовано.

Установление личности лица, участвующего в судебном заседании в режиме веб-конференции, осуществляется с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия (единой системы идентификации и аутентификации, единой биометрической системы).

Удобство и актуальность введенных изменений отмечают и арбитражные управляющие, являющиеся участниками большого количества судебных заседаний, назначаемых арбитражными судами в рамках рассмотрения дел о банкротстве.

«География рассмотрения дел с личным участием арбитражного управляющего очень широка. Порой возникает необходимость присутствия в арбитражных судах разных субъектов Российской Федерации практически одновременно. К тому же внесенные изменения позволяют сокращать  финансовые и временные издержки», - рассказал  арбитражный управляющий Артем Волков.

Для участия в судебном заседании  путем использования системы веб-конференции достаточно наличия у участника процесса компьютера либо смартфона подключенного к сети «Интернет».

По словам руководителя Управления Росреестра по Томской области Елены Золотковой, в Управлении также имеется техническая возможность участия в судебном заседании вышеуказанным способом, чем и планируют воспользоваться при необходимости сотрудники, представляющие в судах интересы Управления.

 

Начальник отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Томской области Татьяна Казакова

Указами Президента РФ от 1 и 5 марта (№ 81 и № 95) на территории страны установлен и действует особый порядок осуществления сделок (операций) с недвижимостью, влекущих за собой возникновение права собственности в том числе на недвижимое имущество, осуществляемых (исполняемых) с указанными в них лицами только иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении России.

Перечень недружественных России стран и территорий утвержден Распоряжением Правительства от 5 марта 2022 года № 430-р. В него вошли Австралия, Албания, Андорра, Великобритания, включая Джерси, Ангилья, Британские Виргинские острова, Гибралтар, государства - члены Евросоюза, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Микронезия, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Сан-Марино, Северная Македония, Сингапур, США, Тайвань (Китай), Украина, Черногория, Швейцария и Япония.

При этом пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» установлено, что лицами иностранных государств, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, не признаются лица, отвечающие одновременно следующим требованиям:

а) они находятся под контролем российских юридических лиц или физических лиц (конечными бенефициарами являются Российская Федерация, российские юридические лица или физические лица), в том числе в случае, если этот контроль осуществляется через иностранные юридические лица, связанные с такими иностранными государствами;

б) информация о контроле над ними раскрыта российскими юридическими лицами или физическими лицами, названными в подпункте «а» пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95, налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Таким образом, лицам, подпадающим под требования пункта 12 Указа Президента от 5 марта № 95, с целью проведения учетно-регистрационных действий необходимо представлять в орган регистрации прав (Росреестр) в пакете документов также документы, подтверждающие раскрытие информации о контроле над ними российскими юридическими или физическими лицами налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Подтверждением раскрытия является квитанция налогового органа по месту нахождения организации, месту жительства физического лица о приеме электронного документа (при представлении документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика) - уведомления об иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами, отметка о принятии документа (при представлении документа на бумажном носителе непосредственно в налоговые органы) или почтовая квитанция с описью вложения с отметкой органа почтовой связи (при направлении документа по почте).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 №81 постановлением Правительства РФ от 6 марта 2022 года № 295 утверждены Правила выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений на осуществление (исполнение) резидентами сделок (операций) с иностранными лицами в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации. Перечень лиц, подпадающих под действие постановления Правительства, и порядок выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Комиссия) разрешений указан в Правилах (п. 1).

Если лицом, которое подпадает под действие Указа № 81, постановления Правительства № 295, получено соответствующее разрешение на осуществление сделки со стороны Комиссии, то с пакетом представляемых в Росреестр документов заявитель также подает такое разрешение. Государственный регистратор прав проводит правовую экспертизу и принимает решение об осуществлении регистрационных действий в установленные сроки.

Новые правила затрагивают российских резидентов (преимущественно россиян), если они покупают или продают недвижимость у людей или компаний, связанных с иностранными государствами, «совершающими недружественные действия» против Российской Федерации.

Если в сделке участвуют два российских резидента, но один из них купил недвижимость у лица «недружественной страны» после 22 февраля 2022 года, ему также потребуется разрешение Комиссии.

К российским резидентам относятся граждане России, иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно живут в стране на основании вида на жительство, а также российские юридические лица.

К иностранным лицам, связанным с иностранными «недружественными государствами», относятся люди, которые имеют гражданство этих государств, зарегистрированы в них, работают там или получают в них основной доход, а также компании, «которые находятся под контролем указанных иностранных лиц».

Обращаем внимание, что под недвижимым имуществом понимаются и земельные участки, и здания, помещения, прочие объекты недвижимости, права на которые подлежат регистрации в установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке.

При этом действие Указа № 81 не распространяется на сделки, одной из сторон которых является Центральный банк Российской Федерации и государственные органы.

«Все учётно-регистрационные действия с недвижимостью, совершаемые между российскими гражданами и юридическими лицами, иными лицами, не подпадающими под действие вышеназванных указов, осуществляются в штатном режиме и в установленные законом сроки», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

Лицам, не подпадающим под действие указов Президента № 81 и № 95, при подаче в Росреестр заявления на осуществление учетно-регистрационных действий никаких дополнительных документов помимо стандартного набора документов не требуется.

Напоминаем, что подать документы на регистрацию права собственности на недвижимость или поставить объект на кадастровый учет можно в «Личном кабинете» на официальном сайте Росреестра, в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) «Мои документы» и посредством веб-сервисов. Также получить услуги можно у нотариуса или воспользоваться выездным приёмом.

Проверить статус поданного заявления (а также запроса), в том числе при отсутствии указанного разрешения – о приостановлении регистрационных действий по заявлению, можно посредством электронного сервиса «Проверка исполнения запроса (заявления)» на официальном сайте Росреестра. Онлайн- проверка статуса запроса или заявления доступна через 3 – 5 дней после подачи заявления на предоставление услуг.

14 марта 2022 года вступил в силу Федеральный закон  от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым в том числе внесены изменения статью 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», исключающие необходимость государственному регистратору прав при проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, проверять наличие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено здание или сооружение, введенные в эксплуатацию, а также соответствие таких введенных в эксплуатацию здания или сооружения виду разрешенного использования данного земельного участка и установленным применительно к данному земельному участку ограничениям прав на землю.

Также при проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении объектов капитального строительства:

- расположенных в границах водоохранных зон, проверка на предмет оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, государственным регистратором прав не осуществляется;

- расположенных в границах зон затопления, подтопления, проверка на предмет обеспечения инженерной защиты таких объектов и (или) территорий, на которых они расположены, государственным регистратором прав также не осуществляется.

«Таким образом, в рамках антикризисных мер был принят важный федеральный закон, исключающий двойную проверку наличия правоустанавливающих документов на землю в сфере регистрации недвижимости при вводе объекта в эксплуатацию», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

 

 

Заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения  и ипотеки Управления Росреестра по Томской области Мария Коломиец

 

На вопрос отвечает главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области Татьяна Крупиненко:

- С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения согласно которым перечень выполняемых работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию, дополняется видом работ по установлению и изменению границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории. При этом заявление о предоставлении лицензии осуществляется соискателем лицензии посредством использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»  в форме электронных документов.

Лицензиаты, ранее получившие лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности для выполнения работ по установлению и изменению границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, с 01.03.2022 года также вправе выполнять работы по установлению и изменению границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории. Внесение изменений в реестр лицензий осуществляется лицензирующим органом до 01.04.2022 года и не требует проведения оценки соответствия лицензиатов лицензионным требованиям.

Также сообщаем, что с 14.03.2022 уплата государственной пошлины за предоставление лицензии, внесение изменений в реестр лицензий по заявлениям, поданным с 14.03.2022, не требуется.

При уплате соискателем лицензии, лицензиатом государственной пошлины за предоставление лицензии, внесение изменений в реестр лицензий по заявлениям, поданным с 14.03.2022, такая государственная пошлина подлежит возврату в порядке, установленном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Для получения более подробной информации по вопросам лицензирования геодезической и картографической деятельности можно обратиться в Управление Росреестра по Томской области по номеру телефона 8(3822)51-36-22.

Нужно ли обращаться за регистрацией права на недвижимость, если оно признано судом? Да, ведь регистрация права проводится в заявительном порядке.

Таким образом, лицо,  в  чью пользу судом   принято решение, должно подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав. На территории нашего региона это Управление Росреестра по Томской области.

Такое заявление можно подать одним из способов: лично в любом офисе МФЦ, почтовым отправлением с объявленной ценностью и уведомлением о вручении (с нотариальным удостоверением прилагаемых документов), а также в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru. Подробную информацию об адресах и времени работы офисов приема МФЦ можно получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru/, либо по телефону регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области).

К заявлению о государственной  регистрации права должен быть приложен судебный акт, вступивший в законную силу. Он предоставляется в виде заверенной копии, в одном экземпляре, и после осуществления государственной регистрации прав возвращается заявителю.

Если одновременно проводится регистрация права на объект недвижимости, установленного решением суда, и кадастровый учет этого объекта, то дополнительно потребуются межевой план, для земельного участка, или технический план, для других объектов недвижимости.

Также при государственной регистрации прав на недвижимое имущество уплачивается госпошлина, размер которой установлен Налоговым кодексом РФ.

Государственная регистрация права собственности подтверждается выпиской из ЕГРН.

 

Заместитель начальника Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Е.В. Черногубова

Предметом государственного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (далее - обязательные требования):

1) требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;

2) требований о переоформлении юридическими лицами в установленный федеральным законом срок права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;

3) требований законодательства об использовании земельного участка по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;

4) требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом;

5) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

6) требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

7) требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Росреестра и его территориальных органов в рамках компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Результатом исполнения государственной функции является установление наличия (либо отсутствия) нарушений юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований и пресечение таких нарушений путем применения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Юридическими фактами завершения проведения проверки являются:

1) составление акта проверки;

2) выдача обязательных для исполнения предписаний (в случае обнаружения правонарушений по результатам проведения проверки);

3) принятие иных мер административного воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Росреестр и его территориальные органы вправе привлекать к  административной ответственности по ст. 7.1, 7.34, ч.1,3,4 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.  

Статьей 7.34 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность.  

Частью 1 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.  

Частью 3 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неиспользование земельного участка, предназначенного для  жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение срока предусмотрена федеральным законом.  

Частью 4 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому использованию.

Материнский (семейный) капитал – это мера государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 года родился или был усыновлен второй ребенок (а также третий, четвертый и любой следующий ребенок, если до этого право на материнский капитал не возникало или не оформлялось).

Семьи,  в которых,  начиная с 1 января 2020 года появился первый ребенок, также имеют право на материнский капитал.

Материнский капитал можно использовать исключительно на следующие цели:

1)      улучшение жилищных условий на территории РФ;

2)      получение образования ребенком (детьми);

3)      формирование женщиной накопительной пенсии;

4)      приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

5)      получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.

Срок действия (использования) материнского капитала не ограничен. Владелец сертификата может использовать его в любое время по своему усмотрению. В настоящее время выплата материнского капитала продлена до 31.12.2026, то есть ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на материнский капитал, должен родиться (или быть усыновленным) не позднее указанной даты (ст. 13 Закона № 256-ФЗ).

Материнский капитал можно расходовать одновременно на несколько целей. Например, часть средств разрешено потратить на улучшение жилищных условий, а часть на получение образования ребенком (ст. 7 Закона № 256-ФЗ).

Как правило, начать использовать материнский капитал можно не ранее чем через три года со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на материнский капитал. В отдельных случаях воспользоваться им можно непосредственно после его рождения (усыновления). Например, в случае направления средств (части средств) материнского капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам (займам), взятым на приобретение и строительство жилья, а также на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (ст. 7 Закона № 256-ФЗ;  ст. 1, ст. 3 Закона № 418-ФЗ).

К улучшению жилищных условий, на которые может быть использован материнский капитал, закон относит следующие случаи:

1)      приобретение жилого помещения. В том числе средства (часть средств) материнского капитала могут быть направлены на счет эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения;

2)      строительство жилого помещения с привлечением строительной организации;

3)      строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения организации-подрядчика;

4)      компенсация затрат на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС);

5)      уплата первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплата процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты;

6)      погашение основного долга и уплата процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным, на погашение ранее предоставленного кредита или займа на приобретение или строительство жилья;

7)      оплата участия в долевом строительстве;

8)      уплата вступительного взноса в качестве участника жилищных, жилищно-строительных, жилищных накопительных кооперативов и др.

Приобретаемое (построенное, реконструированное) жилое помещение с использованием средств материнского капитала должно быть оформлено в общую собственность владельца сертификата, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению. Такое соглашение не требует обязательного нотариального удостоверения.  В случае если жилое помещение приобретено не в общую собственность, для получения материнского (семейного) капитала необходимо предоставить письменное обязательство оформить жилое помещение в общую (долевую) собственность в течение 6 месяцев с момента перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации денежных средств.

Как уже ранее говорилось, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительств.

Необходимо обратить внимание, что не всякий дом может быть рассмотрен как полноценный объект недвижимости. Чтобы удовлетворять условиям программы приобретения жилья на средства материнского (семейного) капитала, дом должен быть не просто строением с крышей и стенами. Жилище должно обеспечивать максимальный комфорт для владельцев - в первую очередь, для детей.

Основные требования к дому, приобретаемому под семейные деньги:

- расположение на территории Российской Федерации;

- статус объекта индивидуального жилищного строительства;

- наличие системы отопления;

- наличие электроснабжения, водопровода и канализации;

- изношенность не выше 50%.

Покупка на материнский капитал дома в аварийном состоянии или требующего капитального ремонта запрещена законом.

Еще одно необходимое условие - земельный участок, на котором расположен дом, должен быть в собственности или взят в аренду владельцем сертификата или его супругом.

Следует также учитывать, что держатель сертификата не ограничен в выборе способа улучшения жилищных условий. Гражданин вправе иметь в собственности неограниченное количество объектов недвижимости, владеть и пользоваться ими по своему усмотрению.

Управление Росреестра по Томской области напоминает собственникам объектов недвижимости о возможности дополнительной защиты своего имущества от мошеннических действий.

Снизить риск утраты права собственности в случае потери документов, долгосрочного отъезда или в случае, когда собственником недвижимости является престарелый гражданин, которого легче ввести в заблуждение, позволяет обращение собственника в Росреестр с заявлением о запрете осуществления регистрационных действий без его личного участия.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «Каждый владелец недвижимого имущества может подать заявление о невозможности регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия его собственника.

При подаче такого заявления в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) вносится соответствующая запись. Наличие такой записи в ЕГРН является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного на государственную регистрацию прав на эту недвижимость другим лицом».

Заявление о невозможности регистрации без личного участия собственника можно подать как лично в любом офисе МФЦ, так и в электронном виде через личный кабинет Росреестра.

Однако существуют законодательно предусмотренные случаи, когда запрет осуществления регистрационных действий без личного участия собственника не действует – это случаи, когда недвижимость продаётся по решению суда или судебного пристава.

При необходимости, запись в ЕГРН о невозможности государственной регистрации без личного участия собственника объекта недвижимости можно погасить по соответствующему заявлению собственника.

Кроме того, в целях обеспечения дополнительной защиты прав граждан при оформлении сделок с недвижимостью с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), в федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в 2019 году были внесены изменения, в соответствии с которыми гражданам для проведения в электронном виде сделок об отчуждении недвижимости, принадлежащей им на праве собственности, с использованием УКЭП необходимо представить лично (через офисы МФЦ), либо направить посредством почтовой связи в Росреестр заявление, подлинность подписи заявителя на котором должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, о возможности проведения таких действий.