Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Выписка из ЕГРН необходима при проведении различных операций с недвижимостью. Она является источником достоверной информации об объекте недвижимости и гарантирует законность предстоящей сделки, это единственный документ, подтверждающий право собственности, наличие или отсутствие ограничений, обременений. Заказав выписку непосредственно перед сделкой, можно обезопасить себя от мошенников и недобросовестных продавцов.

«Всего в 2021 году Кадастровая палата по Томской области выдала 869 тыс. выписок из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), что в 1,4 раза превысило количество запрашиваемых сведений из реестра недвижимости в 2020 году. Из всего объема предоставленных сведений почти 94 % выписок представлено в электронном виде, в 2020 году - 92 %», - рассказал Виталий Файт, директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области.

Популярность электронного способа подачи запросов о предоставлении сведений из ЕГРН обусловлена возможностью отправить запрос в любое время из любого удобного места, что особенно важно в условиях нынешней эпидемиологической обстановки. Кроме того, электронные документы значительно дешевле бумажных.

Наиболее востребована среди жителей Томской области выписка об объекте недвижимости. В 2021 году выдано около 371 тыс. таких сведений, что составляет 43% всех запрашиваемых сведений. Стабильно интересует граждан выписка о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости (222 тыс. или 26%) и выписка об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (180 тыс. или 21%).

 «1 февраля 2022 года вступил в силу закон, по которому органы власти и местного самоуправления обязаны передавать в Росреестр данные о признании дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции. После внесения их регистрирующим органом сведения отразятся в выписке из ЕГРН. Доступность информации об аварийном жилье позволит избежать покупки непригодного для проживания жилья, а также поможет при заключении сделок с использованием ипотечных средств банков. В полной мере норма заработает с 1 июля 2022 года», - подчеркнула Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

Подать запрос о предоставлении сведений из ЕГРН можно лично, обратившись в офисы МФЦ, в электронном виде с помощью сервисов на сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru), а также направив запрос почтой в адрес регионального органа регистрации прав или воспользовавшись выездным обслуживанием Кадастровой палаты. Сведения из реестра недвижимости предоставляются в срок не более трех рабочих дней.

 

Собственник земельного участка или земельной доли должен использовать их по целевому назначению. Если земельный участок не используется или заброшен, то налоги всё равно необходимо платить.

Лицо, желающее отказаться от права собственности на земельный участок, должно подать заявление о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав. На территории нашего региона это Управление Росреестра по Томской области. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

Такое заявление собственник может подать бесплатно, одним из способов: лично в любом офисе МФЦ, либо почтовым отправлением с объявленной ценностью и уведомлением о вручении (с нотариальным удостоверением прилагаемых документов), а также в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru. Информацию об адресах и времени работы офисов приема МФЦ можно получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru/, либо по телефону регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области).

К заявлению на прекращение права должен быть приложен правоустанавливающий документ на земельный участок либо документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельную долю. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если право собственности на эти земельный участок или земельную долю ранее было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля.

В течение пяти рабочих дней с даты государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю орган регистрации направляет уведомление об этом лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности, а также в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.

 

Заместитель начальника Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Е.В. Черногубова

С 1 июля 2021 г. действуют положения Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон 248-ФЗ), в соответствии с которыми создан Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее - ЕРКНМ).

В соответствии со ст. 19 Закона 248-ФЗ ЕРКНМ предназначен для учета проводимых контрольными (надзорными) органами профилактических мероприятий, принятых контрольными (надзорными) органами мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений; для учета решений и действий должностных лиц контрольных (надзорных) органов, решений контрольных (надзорных) органов, принятых при проведении мероприятий и принятии мер, а также принятых по итогам рассмотрения жалоб контролируемых лиц; для обеспечения взаимодействия контрольных (надзорных) органов и органов прокуратуры в рамках планирования и согласования проведения контрольных (надзорных) мероприятий; а также для учета информации о жалобах контролируемых лиц.

ЕРКНМ является федеральной государственной информационной системой. Оператором ЕРКНМ является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 № 604 утверждены правила формирования и ведения ЕРКНМ (далее - Правила).

ЕРКНМ содержит информацию о плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, проводимых в соответствии с Законом 248-ФЗ, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Предоставление информации, содержащейся в ЕРКНМ, осуществляется посредством обеспечения доступа к единому реестру проверок на безвозмездной основе.

Таким образом, используя сайт ЕРКНМ (https://proverki.gov.ru/) индивидуальные предприниматели, юридические лица и граждане имеют возможность заблаговременно получить информацию о планируемых в отношении них контрольных (надзорных) мероприятиях, а также о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях.

Наличие у индивидуального предпринимателя, юридического лица или гражданина данной информации позволит подготовиться проверяемому лицу к проверочным мероприятиям.

 

 

Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по томской области Александр Ткачев

Ранее возникшим считается право, которое возникло до 31 января 1998 г. Право собственности, возникшее до указанной даты, считается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, сведения по которым отсутствует в ЕГРН, обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости. Заявление о государственной регистрации прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости.

Государственная регистрация прав также является обязательной, если с заявлением о внесении сведений как о ранее учтенном объекте обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

«Государственная пошлина за регистрацию ранее возникших прав на объекты недвижимости не уплачивается. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей. Для этого нужно обратиться в любой офис МФЦ - представить соответствующее заявление и ранее полученный документ, удостоверяющий право на объект недвижимости», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

Информацию об адресах и времени работы офисов приема МФЦ Вы можете получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru/, либо по телефону регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области).

 

Начальник Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Н.В. Фриc

Согласно статье 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства.

В случае признания здания, сооружения движимым имуществом, они подлежат снятию с государственного кадастрового учёта и записи о правах, ограничениях на них в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) подлежат прекращению.   

В соответствии с ч. 20 ст. 70 Федерального  закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости) в случае, если в соответствии с законодательством РФ объекты, сведения о которых содержатся в ЕГРН, не являются объектами недвижимого имущества (в том числе в связи с исключением таких объектов из числа недвижимых вещей в соответствии с внесением изменений в федеральный закон) и (или) не подлежат государственному учёту в соответствии с правилами, установленными настоящим Федеральным законом, записи о таких объектах и правах на них исключаются из ЕГРН по заявлению лица, указанного в ЕГРН в качестве собственника (обладателя иных вещных прав) такого объекта, или по заявлению собственника земельного участка, на котором расположен такой объект, если в ЕГРН права на указанный объект не зарегистрированы.

Орган регистрации прав самостоятельно запрашивает необходимую для принятия решения об исключении из ЕГРН таких записей информацию (документы) у органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществивших государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, или у организации, осуществляющей хранение документов, в отношении объектов, ранее включенных в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости.

Также в соответствии с ч. 8 ст. 58 Закона о недвижимости в случае, если решением суда, вступившим в законную силу, установлено, что объект, сведения о котором содержатся в ЕГРН, не является недвижимостью, такой объект подлежит снятию с государственного кадастрового учета с одновременной государственной регистрацией прекращения прав на него (в случае, если права были зарегистрированы). При этом подготовка каких-либо иных документов для осуществления органом регистрации прав указанных действий не требуется.

Таким образом, в настоящее время существует два способа снятия с кадастрового учета вышеуказанных объектов недвижимости и прекращения на них прав:

- путем подачи заявления на основании ч.20 ст.70 Закона о недвижимости и поступления из осуществивших государственный технический учет зданий, сооружений органов необходимых сведений о характеристиках объекта как о движимом;

- на основании судебного акта в соответствии с ч.8 ст.58 Закона о недвижимости.

 Представление каких-либо заключений иных технических специалистов, организаций либо иных документов, свидетельствующих о том, что объект является движимым, не является основанием для совершения соответствующих учетно-регистрационных действий, что следует также из сложившейся судебной практики.

 

 

Заместитель начальника отдела

регистрации объектов недвижимости

нежилого назначения  и ипотеки                                                       

Управления Росреестра по Томской области

Мария Коломиец

 

 

Управление Росреестра по Томской области сообщает, что важная информация и новости о недвижимости появляются в группах Управления в социальных сетях, где их можно обсудить, оценить и поделиться информацией. Подпишитесь на Управление Росреестра по Томской области в любом удобном для вас ресурсе, и вы всегда будете владеть актуальной информацией. Ждём вас в нашей группе

  1. VK (Управление Росреестра по Томской области): https://vk.com/public196926452

 

 

Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) – это документ градостроительного зонирования, которым устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты. ПЗЗ утверждаются актами органов местного самоуправления. ПЗЗ устанавливают перечень видов разрешенного использования, предельные размеры земельных участков, а также предельные параметры разрешенного строительства.

«Из ПЗЗ граждане могут узнать, где на территории муниципального образования можно строить жилые дома, где должны размещаться социальные объекты, например, школы и больницы, а где возможно строить торговый центр или автосервис. Также в ПЗЗ четко установлены зоны, в которых запрещено капитальное строительство», - рассказала Елена Ковальчук, исполняющая обязанности руководителя Управления Росреестра по Томской области.

 ПЗЗ значительно упрощают и ускоряют решение вопросов по установлению и изменению вида разрешенного использования земельных участков. Для изменения вида разрешенного использования правообладатель земельного участка может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете изменения, указав в заявлении необходимый вид разрешенного использования, без приложения дополнительных разрешений и согласований со стороны органов власти, в случаях, установленных действующим земельным и градостроительным законодательством.

 Если в ПЗЗ нет необходимого вида разрешенного использования, то нужно обратиться в орган местного самоуправления и в ПЗЗ могут быть внесены изменения. В целях внесения изменений в ПЗЗ, в том числе,  однократного изменения видов разрешенного использования земельных участков, проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки и подготовка заключения комиссии не требуются. При этом должны соблюдаться следующие условия – по установленным предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (установленные градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны) допускается однократное увеличение параметров не более, чем на 10%.  

 Как заметила Елена Ковальчук, качественно подготовленная градостроительная документация и ПЗЗ упрощают и ускоряют процесс государственного кадастрового учета. Всё это направлено на обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, а также создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.

 

Заместитель начальника

отдела регистрации земельных участков                                    

Управления Росреестра по Томской области

Инесса Гончарова

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 56 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ) одним из контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом является выездное обследование (ст. 75 Закон № 248-ФЗ). Под выездным обследованием понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля. В ходе такого обследования инспектор может осуществлять осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов. Мероприятие проводится без информирования контролируемого лица. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.

 Выездное обследование может проводиться в следующих случаях:

- явное использование земельного участка не по целевому назначению (для установления которого достаточно провести осмотр общедоступных территорий, либо с общедоступных территорий). Например, автостоянка/ магазин, кафе на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо личного подсобного хозяйства;

- самовольное занятие общедоступных земель. Например, киоск, гараж или забор занимает земли общего пользования и обмер можно провести с общедоступных земель.

В рамках выездного обследования допустимо проводить следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, инструментальное обследование.

Выездное обследование является мероприятием без взаимодействия с контролируемым лицом, в связи с чем, Законом № 248-ФЗ предусмотрено не вручение контролируемому лицу акта выездного обследования на месте его проведения, а направление контролируемому лицу акта выездного обследования в порядке, предусмотренном ст. 21 Закона № 248-ФЗ (в электронном виде, либо по почте).

В соответствии с п. 5 ст. 75, ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ по результатам проведения выездного обследования:

- инспектор обязан принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности (при установлении достаточных данных, свидетельствующих о наличии события правонарушения);

- инспектор не вправе выдавать предписание об устранении нарушения требований земельного законодательства.

С целью выдачи предписания об устранении нарушения требований земельного законодательства может быть проведена документарная проверка, в рамках которой изучаются материалы выездного обследования, и по результатам которой контролируемому лицу может быть выдано такое предписание.

 

Специалист-эксперт Молчановского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Ольга Зайцева

 

 

 

 

 

 

 

 

На вопрос отвечает начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина:

«Действующее законодательство предусматривает снятие объектов недвижимости с кадастрового учёта при их гибели или уничтожении. Для этого необходимо обратиться в Кадастровую палату или МФЦ со следующими документами:

1) заявление о снятии с учёта объекта недвижимости. Такое заявление вправе представить собственник здания или собственник земельного участка, на котором был расположен дом, либо его представитель на основании нотариально удостоверенной доверенности. Бланк заявления можно скачать заранее на официальном сайте Росреестра или заполнить в офисах приёма;

2) правоустанавливающие документы на объект недвижимости, подлежащий снятию с кадастрового учёта (только в случае, если права на разрушенный объект возникли до 01.01.1998 и не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);

3) документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя;

4) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости. Такой акт обследования составляется кадастровым инженером по результатам осмотра разрушенного дома. Форма акта обследования и требования к его подготовке утверждены приказом минэкономразвития РФ от 13.12.2010 № 627.

В результате проведения учётных действий заявителю или его представителю будет выдана кадастровая выписка об объекте недвижимости, содержащая внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении существования объекта недвижимости».

 

С 1 июля 2021 г. действуют положения Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон 248-ФЗ), в соответствии с которыми создан Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее - ЕРКНМ).

В соответствии со ст. 19 Закона 248-ФЗ ЕРКНМ предназначен для учета проводимых контрольными (надзорными) органами профилактических мероприятий, принятых контрольными (надзорными) органами мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений; для учета решений и действий должностных лиц контрольных (надзорных) органов, решений контрольных (надзорных) органов, принятых при проведении мероприятий и принятии мер, а также принятых по итогам рассмотрения жалоб контролируемых лиц; для обеспечения взаимодействия контрольных (надзорных) органов и органов прокуратуры в рамках планирования и согласования проведения контрольных (надзорных) мероприятий; а также для учета информации о жалобах контролируемых лиц.

ЕРКНМ является федеральной государственной информационной системой. Оператором ЕРКНМ является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 № 604 утверждены правила формирования и ведения ЕРКНМ (далее - Правила).

ЕРКНМ содержит информацию о плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, проводимых в соответствии с Законом 248-ФЗ, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Предоставление информации, содержащейся в ЕРКНМ, осуществляется посредством обеспечения доступа к единому реестру проверок на безвозмездной основе.

Таким образом, используя сайт ЕРКНМ (https://proverki.gov.ru/) индивидуальные предприниматели, юридические лица и граждане имеют возможность заблаговременно получить информацию о планируемых в отношении них контрольных (надзорных) мероприятиях, а также о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях.

Наличие у индивидуального предпринимателя, юридического лица или гражданина данной информации позволит подготовиться проверяемому лицу к проверочным мероприятиям.

 

Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по томской области Александр Ткачев

Ранее возникшие права – это права, которые возникли до 31.01.1998, то есть до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Например, если надо подтвердить право на объект недвижимости в настоящее время.

При совершении сделки с недвижимостью, права на которую возникли до 31 января 1998 г., регистрация производится одновременно с регистрацией перехода права на объект недвижимости либо с регистрацией сделки. Для этого нужно дополнительно заполнить еще одно заявление.

Зарегистрировать ранее возникшее право можно заблаговременно и без оплаты госпошлины. Для этого нужно подать документы в Кадастровую палату либо в МФЦ, независимо от места нахождения недвижимости и независимо от места жительства.

Также документы можно направить:

- почтовым отправлением в Росреестр с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении. При подаче документов по почте подлинность подписи на заявлении нужно засвидетельствовать нотариально (в сельских поселениях, где нет нотариуса, это может сделать специалист Администрации поселения, наделенный полномочиями нотариуса);

- в электронной форме через Единый портал госуслуг, официальный сайт Росреестра или с использованием веб-сервисов;

- через нотариуса в порядке, установленном Основами законодательства РФ о нотариате.

«Существенным отличием прав, сведения о которых содержатся в ЕГРН, от ранее возникших прав, сведения о которых в реестре недвижимости отсутствуют, является возможность подтверждения достоверности сведений о недвижимости, что исключает возможные споры о праве на такое имущество. Так, при утрате документов, подтверждающих право собственности на квартиру, жилой дом и т.п., достаточно запросить выписку о содержании правоустанавливающих документов либо копию такого документа, хранящегося в Росреестре», - отметила Елена Ковальчук, исполняющая обязанности руководителя Управления Росреестра по Томской области.

 

 

Исполняющая обязанности начальника

Парабельского межмуниципального отдела       

Управления Росреестра по Томской области                                             

Наталья Петрова