Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Сегодня в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержаться сведения о тысячах различных объектах. При этом некоторые из них полуразрушены из-за своей ветхости и не подлежат восстановлению или вовсе перестали существовать – например, были снесены или сгорели. Такие объекты продолжают оставаться налогооблагаемой базой. Их необходимо снимать с государственного кадастрового учёта, а также прекращать на них вещные права, если они были ранее зарегистрированы.

Для снятия с кадастрового учёта объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы, правообладатель обращается с заявлением в МФЦ:

- заявление о снятии с учёта объекта недвижимости, его составляет сотрудник МФЦ при приеме документов. Если на такой объект зарегистрировано право собственности, то заявление подается одновременно и на снятие с кадастрового учёта объекта недвижимости и на регистрацию прекращения права собственности на указанный объект, а если у объекта несколько собственников, то заявления подаются всеми правообладателями.

Также с заявлением может обратиться представитель правообладателя на основании нотариально удостоверенной доверенности.

- акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости, указанный документ подготавливается кадастровым инженером по итогам осмотра места нахождения объекта. Он подтверждает, что указанный объект уничтожен.

- документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя.

Если права не зарегистрированы в ЕГРН, то дополнительно:

- правоустанавливающий документ на объект недвижимости, который вы хотите снять с кадастрового учёта.

Для снятия с кадастрового учёта объектов недвижимости, ранее учтённых объектов недвижимости (зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства), прекративших своё существование, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, заинтересованным лицам можно обратиться к специалистам органов местного самоуправления, которые проводят необходимые мероприятия и самостоятельно подают заявление в Росреестр о снятии с государственного кадастрового учёта и акта осмотра такого объекта недвижимости.

Предполагается, что данный упрощенный порядок по снятию с кадастрового учёта, прекративших своё существование объектов недвижимости, на основании подготовленного органами местного самоуправления  акта осмотра такого объекта, позволит правообладателям ранее учтенных объектов недвижимости избежать дополнительных расходов, связанных с обращением к кадастровым инженерам.

 

 

Начальник Молчановского

межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области                        

Алексей Алишин

После проведения государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав заявители не всегда успевают вовремя забрать из МФЦ документы, представленные в бумажном виде. Соответственно возникают вопросы - где искать и как получить свои документы?

«После оказания государственной услуги готовые документы в течение 45 календарных дней хранятся в пункте приема-выдачи документов в МФЦ, по месту обращения. Если в течение этого срока заявитель не заберёт документы, то для дальнейшего хранения их направят в архив филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Томской области (Филиал). По состоянию на 1 марта 2022 года Филиалом принято на хранение 23 616 невостребованных документов, за 2021 год заявителям выдано 2 227 документов», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

Чтобы получить невостребованные вовремя документы, заявителю, или его законному представителю, необходимо обратиться в Филиал либо МФЦ и подать заявление установленной формы о выдаче невостребованных документов, указав способ получения документов и свой контактный телефон.

Выдача заявителю невостребованных документов может осуществляться следующими способами:

-бесплатно в МФЦ по месту обращения за невостребованными документами;

-бесплатно в Филиале по месту хранения документов;

-за плату курьерской доставкой.

 

 

Начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Тамара Фёдорова

Продажа недвижимого имущества, собственником которого является несовершеннолетний, имеет ряд особенностей.

Во-первых, такую сделку в обязательном порядке должны одобрить органы опеки и попечительства. Для получения согласия опеки нужно обратиться в органы местного самоуправления.

Во-вторых, за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, сделки,  могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет обладают частичной дееспособностью и могут самостоятельно заключать договоры и расписываться в документах, но с письменного согласия родителей или других законных представителей. Однако, даже не достигшее совершеннолетия лицо может быть признано судом полностью дееспособным вследствие эмансипации или вступления в брак.

В-третьих, сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, подлежат обязательному нотариальному удостоверению.

          

 

Главный специалист-эксперт Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Ш.Д.Сегизбаева

Государственная регистрация права собственности на земельный участок, на котором расположен гараж, возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, и который предоставлен в собственность бесплатно в соответствии с так называемым Законом о «гаражной амнистии», осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом такого гаража (в случае, если ранее его государственный кадастровый учет не был осуществлен) и государственной регистрацией права собственности данного гражданина на такой гараж, которые осуществляются по заявлению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших данному гражданину указанный земельный участок.

При этом решение о бесплатном предоставлении такого земельного участка в собственность гражданину также принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Следовательно, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, как обязанное по закону лицо, выступает заявителем при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией права собственности на гараж и земельный участок под ним.

В части необходимости уплаты государственной пошлины  Министерство финансов Российской  Федерации в своем письме от 09.02.2022 №03-05-04-03/8680 разъяснило, что в случае обращения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления за государственной регистрацией прав на объекты недвижимости в рамках Закона о «гаражной амнистии» государственная пошлина уплачиваться не должна.

 

Заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения  и ипотеки Управления Росреестра по Томской области Мария Коломиец

 

 

Под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории одного или нескольких кадастровых кварталов, а также на определенных территориях. Заказчиком выступает при бюджетном финансировании - орган местного самоуправления либо уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, а при внебюджетном финансировании - правообладатель объекта недвижимости, расположенного на определенной территории.

Исключение – это линейные объекты и земельные участки, расположенные в границах территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии.

При выполнении таких работ осуществляется сбор необходимых документов, согласовываются границы земельных участков, составляется карта-план территории. Такая карта-план утверждается уполномоченным органом, на ее основании вносятся сведения в ЕГРН.

Комплексные кадастровые работы выполняются одновременно в отношении всех объектов, расположенных на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов или территориях, указанных в ч. 1 ст. 42.11 Закона о кадастровой деятельности (ч. 1 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности).

Комплексные кадастровые работы не выполняются в отношении:

  • линейных объектов;
  • земельных участков, расположенных в границах территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии.

Если на территории кадастрового квартала (кварталов) такие работы проведены, их повторное выполнение не допускается.

Необходимо отметить, что в результате выполнения комплексных кадастровых работ:

  • уточняется местоположение границ земельных участков;
  • устанавливается (уточняется) местоположение на них зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН;
  • обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания (в том числе многоквартирные дома) и сооружения (кроме линейных объектов);
  • обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых в том числе, улицами, набережными, скверами;
  • обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

По итогам выполнения таких работ подготавливается карта-план территории, которая содержит необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в пределах территории, на которой проводились эти работы. На основании утвержденной карты-плана территории сведения вносятся в ЕГРН.

Исполнитель работ направляет извещения правообладателям объектов недвижимости, в отношении которых проводятся комплексные кадастровые работы, по адресам и (или) адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРН (при наличии). О начале проведения работ можно узнать, в частности, на сайте органа регистрации прав и на сайте органов, по заказу которых выполняются комплексные кадастровые работы. Подробно порядок информирования приведен в ст. 42.7 Закона о кадастровой деятельности.

Правообладатели могут, в частности:

-  в течение 30 рабочих дней со дня опубликования извещения предоставить исполнителю в письменной форме:

  • сведения об адресе и (или) адресе электронной почты правообладателя. Например, если адрес изменился либо удобнее получать информацию по почте, адреса которой нет в ЕГРН;
  • заверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на ранее учтенные объекты недвижимости, сведений о которых нет в ЕГРН либо права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен;
  • требовать от исполнителя указать на местности местоположение границ земельных участков в соответствии с подготовленным проектом карты-плана территории. Исполнитель должен сделать это бесплатно.

При уточнении местоположения границ земельного участка его площадь может измениться. Законом установлены минимальные и максимальные параметры возможного уменьшения или увеличения площади участка. По общему правилу она может уменьшиться не более чем на 10% по сравнению с указанной в ЕГРН.

Если площадь участка уменьшилась более чем на 10%, сведения о таком участке включаются в карту-план территории только с письменного согласия правообладателя с результатами комплексных кадастровых работ. Такое согласие включается в состав приложения к карте-плану территории. Без такого согласия осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается.

  • требовать от кадастрового инженера, непосредственно выполняющего комплексные кадастровые работы, подтвердить полномочия. Кадастровый инженер обязан представить, в частности, заверенную копию государственного или муниципального контракта и документ, удостоверяющий личность.

Правообладатели объектов недвижимости, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы, не могут препятствовать проведению комплексных кадастровых работ. Более того, они обязаны обеспечить исполнителю доступ к объектам недвижимости.

Начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина

 

Традиционно контрольная (надзорная) деятельность осуществлялась по следующей схеме: выявление нарушения по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, последующее привлечение лица к административной ответственности по факту выявленного нарушения. В таких случаях граждане, привлекаемые к административной ответственности, говорили о том, что они не знали о совершенном нарушении, либо у них отсутствовал умысел на совершение нарушения и высказывали пожелания о том, перед привлечением к административной ответственности граждан, впервые совершивших нарушения, необходимо уведомлять о противоправности их действий. Тем самым, граждане желали заранее знать о том, что их действия противоправные, чтобы иметь возможность прекратить свое противоправное поведение.

С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который направлен на стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований путем проведения профилактических мероприятий.

Одной из мер профилактики является объявление контрольным (надзорным) органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Предостережения выносятся в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований.

Например, собственник земельного участка планирует использовать его не по целевому назначению – разместить автомойку на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома. Так, при осмотре земельного участка могут быть установлены признаки готовящегося нарушения: осуществление строительства нового объекта, нахождение рекламных плакатов, согласно которым на земельном участке планируется открытие автомойки.

В этом случае усматривается готовящееся нарушение – использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его видом разрешенного использования, за совершение которого предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Выдавая в этом случае предостережение контрольный (надзорный) орган не констатирует, что в деятельности лица уже есть нарушение, а лишь указывает лицу на недопустимость возможного неправомерного поведения. При этом в предостережении указывается какое конкретно поведение (действие) лица может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку при вынесении предостережения факт нарушения не установлен, то дело об административном правонарушении по результатам вынесения предостережения не возбуждается.

В этом и состоит смысл профилактики нарушений: не реагировать по факту выявленного нарушения путем привлечения нарушителей к административной ответственности, а предпринять меры в целях недопущения совершения административного правонарушения.

Предостережение должно содержать предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

В связи с чем, контролируемое лицо не обязано представлять в контрольный (надзорный) орган какой-либо отчет об исполнении им мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в т.ч. принимались ли им такие меры и какие именно.

Поскольку законодательством не предусмотрена обязанность представления информации об исполнении предостережения, то не установлена ответственность за ее непредставление в контрольный (надзорный) орган.

Таким образом, предостережение – это не угроза контрольного (надзорного) органа в адрес контролируемого лица об обязательном применении штрафных санкций, а разъяснение контрольного (надзорного) органа по конкретным обстоятельствам с указанием возможных негативных последствий для граждан в случае совершения ими административного правонарушения.

Тем самым, предостережение является формой наименее обременительного воздействия контрольного (надзорного) органа для граждан, нежели привлечение их к административной ответственности.

Вместе с тем, если лицо, которому объявлено предостережение будет игнорировать предостережение и будет осуществлять действия, которые приведут к совершению административного правонарушения, то такое лицо будет подлежать административной ответственности с назначением административного наказания.

 

 

 

Начальник отдела

государственного земельного надзора 

Управления Росреестра по Томской области                               

Александр Ткачев

Упрощенный порядок оформления прав граждан на жилые или садовые дома – дачная амнистия действует с момента вступления в силу Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".

В связи со вступившими в силу изменениями, внесенными в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»  (ч. 12 ст. 70), до 01 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее - ГК), на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости.

В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садоводческий дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

При этом жилой дом должен соответствовать, в частности, установленным параметрам объекта, определенных Градостроительным кодексом,  индивидуального жилищного строительства,  виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан.

Если в отношении жилого дома, созданного на садовом земельном участке либо земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, до дня вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществлен государственный кадастровый учет, то государственная регистрация прав, на такие объекты индивидуального жилищного строительства, осуществляется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты недвижимости. В случае, если право заявителя на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН, представление правоустанавливающего документа на такой земельный участок не требуется.

Сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком разрешения на строительство здания, сооружения (в случае, если для строительства таких здания, сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется получение такого разрешения), проектной документации таких объектов недвижимости. В техническом плане указываются сведения о такой документации и дополнительное представление таких документов не требуется. Технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

С целью подготовки технического плана собственникам необходимо самостоятельно обратиться к любому кадастровому инженеру, осуществляющему свою деятельность по местонахождению объекта недвижимого имущества.

 

 

Ведущий специалист-эксперт Шегарского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Сергей Малюгин

Сведения о недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Причиной отсутствия в ЕГРН актуальных сведений о правах на недвижимое имущество и их правообладателях часто является отсутствие волеизъявления собственника объекта недвижимости на регистрацию прав на него.

В связи с тем, что государственная регистрация прав носит заявительный характер, в ЕГРН также отсутствуют сведения и о правах не недвижимость, которые считаются ранее возникшими.

Ранее возникшие права на недвижимое имущество – это права, которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть до 31.01.1998, в период, когда права на недвижимое имущество регистрировали органы технической инвентаризации и органы местного самоуправления.

Такие права признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. То есть, выданные в 90-х годах государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на объекты недвижимости, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Но, для подтверждения наличия ранее возникших прав, рекомендуется все-таки внести сведения о них в ЕГРН.

Основным существенным отличием прав на недвижимость, сведения о которых содержатся в ЕГРН, от ранее возникших прав (сведения о которых в ЕГРН отсутствуют), является возможность подтверждения достоверности сведений о недвижимости, содержащихся в ЕГРН, в том числе посредством получения выписок из ЕГРН, что исключает возможные споры о праве на такое имущество. Также, при утрате документов, подтверждающих право собственности на квартиру, жилой дом и т.п., достаточно запросить выписку из ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов либо копию такого документа, хранящегося в органе регистрации прав.

В целях защиты прав собственников, сведения о правах которых отсутствуют в ЕГРН, Государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный закон от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости).

Мероприятия по выявлению и внесению в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости проводят органы местного самоуправления Томской области. Центром компетенций в данном вопросе является Управление Росреестра по Томской области.

Для внесения в ЕГРН сведений о правах на недвижимое имущество собственнику нужно обратиться в МФЦ, представив имеющийся на руках правоустанавливающий документ на объект недвижимости, или, если объектом недвижимости является земельный участок, государственный акт или свидетельство о праве на землю. Можно это сделать и через «Личный кабинет» на сайте Росреестра по электронному адресу https://rosreestr.gov.ru.

Кроме того, с 01.01.2021 в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми, гражданам больше не нужно платить государственную пошлину при регистрации в ЕГРН ранее возникших прав на объекты недвижимости.

С начала реализации Закона о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, т.е. с 29.06.2021 и по 01.04.2022 по заявлениям самих правообладателей Управлением Росреестра по Томской области зарегистрированы ранее возникшие права на 4530 таких объектов, снято с учета 4129 объектов, прекративших свое существование.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «Зарегистрировать ранее возникшее право в ЕГРН – значит защитить свое имущество, поскольку наличие сведений в ЕГРН гарантирует признание и подтверждение государством прав на объект недвижимости, а также позволяет наполнить ЕГРН контактными данными правообладателей (адресами электронной почты, почтовыми адресами). Это позволит органу регистрации прав оперативно направлять в адрес собственника различные уведомления, в том числе о поступлении обращений на совершение регистрационных действий с его имуществом, а также обеспечить согласование с правообладателями земельных участков местоположение границ смежных земельных участков, что поможет избежать возникновения земельных споров.

Кроме того, только при наличии записи о ранее возникшем праве в ЕГРН можно воспользоваться таким дополнительным способом защиты своего имущества от мошеннических действий, как подача заявления о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя».

 

Начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Тамара Фёдорова

 

Во многих населенных пунктах нашей страны существуют заброшенные земельные участки. Из-за отсутствия владельца их территория не облагорожена и не используется по целевому назначению. Как правило, такие участки часто хотят приобрести в собственность. Но даже при видимом отсутствии собственника спешить не стоит.

Существует несколько способов приобретения заброшенной недвижимости:

Способ 1. Найти владельца и купить участок.

Для начала следует выяснить, существует ли у заброшенного дома и земельного участка, на котором он расположен, владелец. Для этого нужно:

1) обратиться к председателю садового товарищества (СНТ), на территории которого находится заброшенное владение, либо в орган местного самоуправления, если земельный участок с домом находятся в населенном пункте;

2) поискать информацию о владельце на публичной кадастровой карте по кадастровым номерам земельного участка и дома;

3) запросить выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), которая также позволит проверить наличие на территории обременений.

Если таким образом удалось установить, что у объекта недвижимости есть собственник, то приобрести дом и земельный участок можно только в рамках гражданско-правовой сделки, то есть по договору купли-продажи.

Способ 2. Хозяин должен отказаться от запущенного участка.

Этот вариант реализуется на практике довольно редко, однако такие случаи тоже встречаются. Для этого хозяин дачи или дома сам должен обратиться в Росреестр с заявлением об отказе от участка. Тогда на такой земельный участок регистрируется право собственности, например, муниципалитета, на территории которого этот участок находится (одновременно с регистрацией прекращения права его прежнего собственника, который от него отказался).

Затем его выставят на торги или передадут в аренду новому собственнику.

Способ 3. Получение участка после его изъятия.

По законодательству земельный участок может быть изъят, если он предназначен для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и не используется по целевому назначению в течение 3 лет (если более длительный срок не установлен законом). Однако стоит помнить, что изъятие земельных участков является исключительной мерой и возможно лишь в том случае, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения, и только на основании решения суда.

Важно! Процедура принудительного изъятия проводится только при отказе (уклонении) устранить выявленное нарушение и привлечении к административной ответственности.

Если все-таки так произошло, что земельный участок был изъят, он становится частью муниципальной собственности и заинтересованное лицо может его приобрести.

Способ 4. Оформить участок, если владельца найти не удалось.

Если владельца объекта недвижимости найти не удалось, то, возможно, это бесхозяйное имущество.

Важно! По закону под бесхозяйным понимается объект, у которого отсутствует владелец, он не известен или отказался от права собственности. При этом бесхозяйной вещью может быть признано только здание (например, дом); земельный участок бесхозяйной вещью быть не может.

Итак, если у вас есть желание приобрести такую недвижимость, советуем запастись терпением. Алгоритм действий будет выглядеть так:

  1. Для начала сведения о бесхозяйном объекте должны быть внесены в ЕГРН. С заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта в орган регистрации прав обращается муниципальный орган, на территории которого он находится.
  2. Через год со дня постановки бесхозяйного объекта недвижимости на учет муниципальный орган может обратиться в суд с требованием о признании на него права муниципальной собственности.
  3. Получив вступившее в законную силу решение суда, муниципалитет обращается в Росреестр с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на этот объект.
  4. После этого землю вместе с домом можно приобрести на торгах, арендовать или выкупить.

В то же время может возникнуть ситуация, когда вы оформили бесхозяйную недвижимость в собственность, но неожиданно объявился предыдущий владелец. На практике такие ситуации возникают довольно редко. Бывший хозяин наверняка захочет оспорить право нового собственника. В этом случае вопрос решается в судебном порядке.

Способ 5. Приобретательная давность.

Еще одним способом стать законным владельцем заброшенного садового участка (дома) является приобретательная давность. Согласно положениям статьи 234 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, которые не являются собственниками имущества, но непрерывно и добросовестно владеют им как своим собственным имуществом в течение 15 лет, могут приобрести на него право собственности в силу приобретательной давности.

Для этого необходимо подготовить пакет документов и вместе с заявлением подать в суд общей юрисдикции по месту нахождения такого имущества. После получения судебного решения можно обращаться в Росреестр, чтобы зарегистрировать право собственности. Как правило, такие дела в упрощенном производстве рассматриваются в течение двух месяцев с момента поступления заявления в суд.

 

Начальник Молчановского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области  Алексей Алишин

В марте 2022 года на учётно-регистрационные действия в Управление Росреестра по Томской области было подано в общей сложности 13 980 заявлений, из них в электронном виде - 7 442 (53%), за аналогичный период прошлого года в электронном виде было подано 5 484 (42%).

Так, например, число поданных заявлений на регистрацию ипотеки за прошедший месяц составило 1402, из них в электронном виде – 879 (63 %).       Заявлений о государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве - 577, поданных в форме электронного документа - 462 (80,1%.).

«Достичь показателя удалось за счет проведения рабочих встреч с застройщиками, сокращения сроков государственной регистрации прав до 1 рабочего дня по заявлениям, поданным в электронной форме. Заявителям нет необходимости посещать офисы МФЦ для подачи документов. Электронный формат регистрации не только экономит время, но и снижает финансовые затраты», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

 

 

Ведущий специалист-эксперт отдела

организации, мониторинга и контроля                                       

Управления Росреестра по  Томской области

Анна Шиянова

Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до 30.10.2001 г., для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется на основании следующих документов:

1) акт о предоставлении гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления;

2) акт (свидетельство) о праве гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти;

3)выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на указанный земельный участок, если участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства

Если  же к гражданину в порядке наследования или по иным основаниям перешло право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, то государственная регистрация права собственности на земельный участок может быть осуществлена на основании  свидетельства о праве на наследство либо иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности гражданина или прежнего собственника.

 

Заместитель начальника Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Елена Черногубова