Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Регулирование данного вопроса исчерпывается двумя правовыми источниками: Семейный Кодекс РФ и Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

По общему правилу, установленному ст. 34 Семейного Кодекса РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. При этом право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Статья 421 Гражданского Кодекса РФ предоставляет гражданам свободу в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор).

Если средства материнского капитала направляются в качестве оплаты полной или части суммы на приобретение готового жилья, то между продавцом и покупателями может быть заключен договор купли-продажи с указанием размера долей для каждого из покупателей.

В п.1 ст. 33 Семейного кодекса РФ законным режимом имущества супругов установлена совместная собственность, в ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ установлен вид собственности - общая долевая. Таким образом, приобретение супругами имущества в долевую собственность не является их волеизъявлением на изменение установленного законом режима совместной собственности, а требованием закона, соответственно такой договор не подлежит нотариальному удостоверению.

При этом размеры долей, которые должны принадлежать каждому члену семьи, законом не установлены, а лишь, установлено, что доли в праве собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, определяются по соглашению.

Исходя из нормативного правового регулирования и выводов изложенных в судебной практике следует, что имущество по указанным правилам подлежит разделу следующим образом: доля в имуществе, которая была оплачена за счет средств материнского капитала, делится в равных долях между супругами и детьми, а остальная часть имущества признается совместной собственностью и делится исключительно между супругами, так как дети не имеют долю в общей совместной собственности супругов.

На сегодняшний день внесен ряд изменений в правила ведения Единого государственного реестра недвижимости и Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», появилась возможность провести выделение долей детям без нотариуса, по соглашению в простой письменной форме после оформления жилья в собственность или снятия обременения (ограничения).

В случае если недвижимость принадлежит обоим родителям на праве общей совместной собственности, то они могут оставить за собой право совместной собственности на долю в праве общей долевой собственности и наделить долями только детей.

Если средства капитала направляются в качестве недостающей суммы на покупку жилья, право на заключение подобной сделки возникает у родителей при наступлении ребенку 3-х лет (после рождения которого возникло право на получение материнского сертификата). В данном случае нет необходимости составлять обязательство и в дальнейшем обращаться к нотариусу для выделения долей, так как имеется возможность зарегистрировать право собственности сразу на всех членов семьи. Для этого стороны составляют договор купли-продажи, по условиям которого родители и дети будут выступать в роли покупателей жилья. При оформлении данной сделки в договоре купли-продажи указывается условие, согласно которому часть суммы будет оплачена продавцу из средств материнского капитала. После подписания договора стороны регистрируют право собственности, однако недвижимость будет находиться в залоге у продавца до полной оплаты договора. После проведения регистрации права собственности покупатели должны обратиться с заявлением о выдаче средств капитала в ПФР. Если все оформлено должным образом, то Пенсионный фонд переводит средства на счет продавца, после чего стороны сделки должны снять обременение с жилья в Росреестре.

Условия приобретения супругами имущества в долевую собственность с использованием средств материнского (семейного) капитала должны быть отражены в документах, представляемых на государственную регистрацию.

 

Ведущий специалист-эксперт Шегарского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Сергей Малюгин

 

 

За совершение юридически значимых действий при государственной регистрации права на недвижимость предусмотрено взимание государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Предоставление услуги по государственному кадастровому учету  осуществляется бесплатно.

При предоставлении услуги по регистрации прав в электронном виде физическим лицам размер госпошлины сокращается на 30%. При обращении нескольких лиц за одной услугой одновременно размер госпошлины уплачивается ими в равных долях. Кроме того, законодательством установлены категории лиц, для которых установлены льготы при проведении этой процедуры.

Государственная пошлина не уплачивается: за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности; за государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности;  за государственную регистрацию возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на объект недвижимости; за государственную регистрацию арестов, прекращения арестов недвижимого имущества; за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона, а также за погашение регистрационной записи об ипотеке; за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости и т.д.

 Государственная пошлина уплачивается до или после подачи заявления и документов на получение услуги, но до принятия документов к рассмотрению Росреестром. Факт уплаты госпошлины подтверждается квитанцией установленной формы или платежным поручением с отметкой банка, а также с использованием информации об уплате госпошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

Представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. При этом заявитель вправе представить в Росреестр документ об уплате государственной пошлины по собственной инициативе.

Если на момент представления заявления на оказание услуги государственная пошлина не уплачена, заявителю одновременно с уведомлением о приеме таких документов выдается или направляется информация, содержащая уникальный идентификатор платежа для уплаты государственной пошлины, с указанием даты, до которой необходимо уплатить государственную пошлину.

В случае если информация об уплате государственной пошлины за проведение регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи заявления на оказание услуги отсутствует в ГИС ГМП и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем, документы возвращаются заявителю без рассмотрения.

 

Заместитель начальника Парабельского межмуниципального отдела  Управления Росреестра по Томской области Наталья Харькив

 

 

 

 

Для проведения геодезических работ в полевых условиях используют известные координаты точек, закрепленных на местности специальными знаками. Такие точки называются пунктами государственной геодезической сети (пункты ГГС). Без этих геодезических пунктов профессиональная деятельность кадастровых инженеров невозможна, поскольку координаты этих пунктов необходимы для выполнения геодезических измерений и подготовки технической документации, являющейся результатом выполнения работ по договору с заказчиком. Кадастровые инженеры обязаны лично выезжать на место нахождения обследуемого объекта, а в качестве исходных данных использовать близлежащие пункты ГГС, благодаря которым они определяют точные координаты земельного участка или иного объекта недвижимости. В случае обнаружения повреждения или утраты пункта ГГС кадастровый инженер в течение 15 дней обязан сообщить об этом в Управление Росреестра по Томской области. Эта же обязанность возлагается и на правообладателей объектов недвижимости, на которых расположены такие пункты. Кроме того, правообладатели объектов недвижимости должны обеспечивать сохранность пунктов ГГС, а также беспрепятственный доступ к ним лиц, выполняющих геодезические работы.

На территории Томской области расположено 2845 пунктов ГГС, используемых кадастровыми инженерами в качестве геодезической основы. В целях получения актуальной достоверной информации о состоянии данных геодезических пунктов, Управлением Росреестра по Томской области осуществляется обследование пунктов ГГС с использованием высокоточного оборудования, а также сбор и систематизация сведений о состоянии геодезических пунктов от лиц, выполняющих геодезические и кадастровые работы.

Мероприятия по обследованию пунктов ГГС проводятся Управлением на постоянной основе в соответствии с утвержденными графиками. В 2021 году запланировано обследование 34 геодезических пунктов.

По состоянию на 01.05.2021 сотрудниками Управления обследовано 136 геодезических пунктов, от исполнителей геодезических и кадастровых работ получена информация о состоянии 544 геодезических пунктов.

Кадастровые инженеры и правообладатели объектов недвижимости, на которых расположены геодезические пункты, могут узнать сведения об утраченных пунктах ГГС на сайте Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных» https://cgkipd.ru/fsdf/ggs/monitoring-ggs/.

 

Главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области Татьяна Крупиненко

 

В мае 2021 года в Управлении Росреестра по Томской области прошло очередное заседание Оперативного штаба по реализации мероприятий Дорожной карты «Наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями».

В ходе заседания были рассмотрены вопросы организации наполнения ЕГРН достоверными недостающими сведениями, включая сведения, необходимые для определения кадастровой стоимости, а также об отсутствующих правообладателях объектов недвижимости.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Мероприятия по обеспечению полноты, точности и достоверности сведений, содержащихся в ЕГРН, всегда являлись приоритетными для Управления Росреестра по Томской области. Так, за 2020 год исправлены незасвидетельствованные сведения ЕГРН в 306621 объекте, исправлены некорректные адреса в 24917 записях. Данные ЕГРН имеют значение и влияние на многие факторы, начиная от качества оказания услуг и заканчивая инвестиционной привлекательностью региона».

30 апреля 2021 года вступил в силу Федеральный закон №120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), которым внесены существенные изменения и дополнения в процедуру государственной регистрации недвижимости и кадастрового учета.

Изменения коснулись порядка получения сведений из Единого государственного реестра недвижимости, исправления ошибок, регистрации договоров долевого участия, аренды части здания, сделок с долями в общей собственности и ряда других вопросов.

По мнению руководителя Управления Росреестра по Томской области Елены Золотковой, поправки в закон о государственной регистрации недвижимости направлены на повышение качества и доступности услуг ведомства, на дальнейшую их цифровизацию в интересах заявителей.

Изменения позволят сделать работу государственных регистраторов прав более прозрачной. Так, Законом установлен конкретный срок – три дня, когда регистратор прав обязан рассмотреть дополнительно представленные документы для снятия приостановления государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета.

Если гражданином была заключена сделка с органами государственной власти и местного самоуправления в виде документа на бумажном носителе, такие органы государственной власти и местного самоуправления наделяются правом подготовить скан-образ подписанного собственноручно гражданином документа, удостоверить его равнозначность подлинному документу и обратиться с заявлением о регистрации прав в электронном виде. Необходимость заверения такого скан-образа электронной подписью гражданина отсутствует.

Предусмотрено расширение функционала личного кабинета правообладателя на сайте Росреестра, посредством которого без использования усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) можно подать документы для уточнения границ земельных участков, учета жилых и садовых домов и некоторых других, не связанных с отчуждением объектов недвижимости, действий.

Изменения коснулись также сроков регистрации договоров долевого участия. После вступления закона в силу сроки регистрации первого договора долевого участия остались прежними, а последующих – сократились на два дня и составляют семь рабочих дней, если документы подавались в МФЦ на бумажном носителе, и три дня, если документы подавались в электронной форме.

Закон предусматривает запрет на перепродажу сведений ЕГРН, в том числе посредством сайтов-двойников, поскольку рынок таких перепродаж нарушает права собственников недвижимости и иных пользователей услуг Росреестра. Принятые нормы позволят защитить правообладателей от получения недостоверных сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, ограничениях (обременениях).

Закон вступил в силу с 30 апреля, однако для некоторых положений предусмотрен отложенный срок вступления в силу.

 

Заместитель начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Наталья Соболевская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В целях сохранения исторической памяти и в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в 2020 году Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии совместно с ФГБУ «Центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных» было подготовлено издание «Имена героев на карте России». Издание посвящено героям времён Великой Отечественной войны и героям военных действий современных реалий, чьи имена были увековечены в наименованиях более чем 30 географических объектов решениями Правительства Российской Федерации, в том числе на основании предложений органов власти субъектов Российской Федерации.

Управлением Росреестра по Томской области вышеназванное издание передано в дар Томской областной универсальной библиотеке имени А.С. Пушкина.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в душе каждого человека. Победа в войне была достигнута благодаря неимоверным усилиям советских солдат. Имена героев, отдавших жизни за мир на Земле, увековечены теперь и на карте нашей страны».

Теперь на Едином портале государственных услуг (Госуслуги) возможно получить самые востребованные виды выписок из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН): об объекте недвижимости, об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, о переходе прав на объект недвижимости.

Для направления запроса на получение выписки ЕГРН пользователям - физическим и юридическим лицам - необходимо иметь подтвержденную учетную запись на Госуслугах.

Выписки поступают прямо в личный кабинет пользователя в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной подписью органа регистрации прав. Такой документ равноценен традиционной бумажной выписке из ЕГРН, заверенной должностным лицом Росреестра и печатью органа.

За получение выписок надо будет заплатить по установленным Росреестром тарифам. Так, получение выписки об объекте недвижимости для физического лица обойдется в 350 рублей, для юридического - в 700 рублей. Выписка о характеристиках и правах на объект будет стоить 290 и 820 рублей соответственно, а выписка о переходе прав - 290 и 580 рублей.

По словам руководителя Управления Росреестра по Томской области Елены Золотковой, новый сервис – это часть программы цифровой трансформации Росреестра.

В рамках цифровой трансформации Росреестра запланировано также создание целого ряда сервисов для быстрого оформления недвижимости, в том числе ипотеки, удобного поиска земли для жилья и бизнеса, взаимодействия с кадастровыми инженерами и проведения аналитики рынка недвижимости в онлайн-режиме.

 

 

Заместитель начальника отдела ведения ЕГРН,

повышения качества данных ЕГРН 

Управления Росреестра по Томской области

Наталья Соболевская                                             

 

 

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон 101-ФЗ) иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В случае если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований ст. 3 и (или) п. 2 ст. 4 Закона 101-ФЗ, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником (п. 1 ст. 5 Закона 101-ФЗ).

 

 

Начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина

 

Арбитражный управляющий - гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих, который при утверждении является одним из лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Для вступления в дело о несостоятельности (банкротстве) и реализации своих полномочий, арбитражный управляющий утверждается арбитражным судом в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Арбитражный управляющий Артем Волков (Ассоциация «Национальная организация арбитражных управляющих) рассказал: «По общему правилу арбитражный управляющий утверждается арбитражным судом при принятии решения о признании должника несостоятельным (банкротом) и (или) введении соответствующей процедуры банкротства из предложенных кандидатур. У заявителя отсутствует возможность выбрать конкретную кандидатуру финансового управляющего. При подаче заявления о банкротстве гражданина (правило одинаково и для индивидуальных предпринимателей, и для граждан, не имеющих такого статуса) инициатор может сделать выбор только в отношении саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден управляющий».

В соответствии с Законом о банкротстве, решение о представлении кандидатуры арбитражного управляющего принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.

После утверждения судом арбитражный управляющий обязан заключить дополнительный договор страхования ответственности арбитражного управляющего и представить данный договор в арбитражный суд и в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, членом которой он является, в срок не позднее десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом.

В случае если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в течение трех месяцев с даты, когда арбитражный управляющий должен быть утвержден, арбитражный суд прекращает производство по делу.

«Необходимо учитывать, что при утверждении арбитражного управляющего для проведения процедуры банкротства должника, имеющего доступ к государственной тайне, существуют определенные особенности», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

 

 

 

Начальник отдела правового обеспечения,

по контролю (надзору) в сфере

саморегулируемых организаций

Управления Росреестра по Томской области                                             

Татьяна Казакова

Росреестром осуществляются полномочия по государственному надзору за соблюдением земельного законодательства, в рамках которого проводятся проверки в отношении граждан, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при использовании ими земельных участков.

При осуществлении проверочных мероприятий должностным лицом Росреестра может быть обнаружено строение, возведенное для целей, не соответствующих виду разрешённого использования земельного участка. Например, на земельном участке с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, может быть построен - магазин, который в указанном случае будет обладать признаками самовольной постройки, так как противоречит виду разрешенного использования земельного участка.

Кроме того, признаками самовольной постройки будет обладать капитальное строение (например, гараж), расположенное частично или полностью за границами земельного участка, принадлежащего проверяемому лицу и находящееся на землях государственная собственность на которые не разграничена, либо на земельном участке, принадлежащем иному лицу.

При выявлении вышеуказанных объектов, обладающих признаками самовольной постройки, должностное лицо Росреестра в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки.

В свою очередь орган местного самоуправления, после получения от Росреестра уведомления о выявлении самовольной постройки в срок, не превышающий двадцати рабочих дней, рассматривает указанное уведомление и принимает по нему решение о сносе самовольной постройки, в том числе в судебном порядке, либо о приведении постройки в соответствие с установленными требованиями.

Таким образом, органы государственной власти в лице Росреестра, совместно с органами местного самоуправления осуществляют борьбу с самовольными постройками, что в свою очередь способствует использованию земельных участков, а также  возведению и оформлению объектов капитального строительства в соответствии с требованиями земельного законодательства.

 

Ведущий специалист-эксперт отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области Кристина Литвинова

 

 

Исходя из положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости), снятие объекта недвижимости (здания, сооружения) с кадастрового учета в связи с его гибелью (сносом) и прекращение права собственности (права на которые зарегистрированы в ЕГРН) осуществляется по заявлению его собственника (пункт 4 ч. 1 ст. 15).

В соответствии с положениями пункта 2 ч. 2 ст. 15 Закона о недвижимости снятие объекта недвижимости (здания, сооружения) с кадастрового учета в связи с прекращением существования объекта недвижимости (права на который не зарегистрированы в ЕГРН) также осуществляются по заявлению его собственника.

На практике возникают случаи, когда собственник соответствующего здания не известен либо данные о зарегистрированных правах на это здание отсутствуют в реестре прав ЕГРН.

До внесения соответствующих изменений в Закон о недвижимости в подобной ситуации необходимо было обращение в суд, так как Законом о недвижимости данный вопрос был не урегулирован.

Однако Федеральный закон от 13.07.2020 № 202-ФЗ дополнил часть 2 статьи 15 Закона о недвижимости положениями, согласно которым снятие объекта недвижимости (здания, сооружения, помещения или машино-места в них, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса) с кадастрового учета в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, если собственник таких объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица), или если правоспособность собственника таких объектов недвижимости и правообладателя земельного участка (не являющегося собственником), на котором они были расположены, прекращена в связи со смертью и право на данный земельный участок не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица), или если такие объекты недвижимости не имели собственника, осуществляется:

- по заявлению собственника земельного участка, на котором были расположены прекратившие существование объекты недвижимости;

- по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления (в случае, если земельный участок, на котором расположены вышеуказанные объекты, не имел собственника).

К заявлению должен быть приложен акт обследования, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения объекта с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования объекта недвижимости (ч. 1 ст. 23 Закона о недвижимости).

 

Начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения  и ипотеки Управления Росреестра по Томской области Татьяна Никитюк