Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
09 апреля 2021 года с 10:00 до 16:00 специалисты отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии ответят на вопросы граждан по теме: «Порядок предоставления материалов и данных из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства» по телефону 8(38 22) 51-30-22.
09 апреля 2021 года с 09:00 до 16:00 начальник Асиновского межмуниципального отдела Елькина Людмила Юрьевна ответит на вопросы граждан по теме: «Государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав на жилые дома и земельные участки» по телефону 8(38 241) 2-39-77.
13 апреля 2021 года с 09:00 до 13:00 специалист-эксперт Молчановского межмуниципального отдела Зайцева Ольга Владимировна ответит на вопросы граждан по теме: «Земельный надзор» по телефону 8(38 256) 2-19-84.
16 апреля 2021 года с 09:00 до 16:00 начальник Стрежевского межмуниципального отдела Ляшенко Алена Павловна ответит на вопросы граждан по теме: «Исправление реестровой ошибки» по телефону 8(38 259) 3-92-69.
16 апреля 2021 года с 14:00 до 17:00 начальник Парабельского межмуниципального отдела Новиков Михаил Иванович ответит на вопросы граждан по теме: «Регистрация объектов недвижимого имущества» по телефону 8(38 252) 2-10-45.
16 апреля 2021 года с 12:00 до 13:00 главный специалист-эксперт Колпашевского межмуниципального отдела Гладких Ирина Владиславовна ответит на вопросы граждан, касающиеся государственного земельного надзора по телефону 8(38 254) 5-31-55.
20 апреля 2021 года с 09:00 до 13:00 начальник Северского отдела Валеев Илья Зайнулович ответит на вопросы граждан по теме: «Порядок отмены доверенности» по телефону 8(38 23) 90-11-76.
21 апреля 2021 года с 10:00 до 12:30 ведущий специалист-эксперт Шегарского межмуниципального отдела Малюгин Сергей Иванович ответит на вопросы граждан по теме: «Государственная регистрация прав» по телефону 8(38 249) 2-32-11.
27 апреля 2021 года с 15:00 до 17:00 начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Никитюк Татьяна Михайловна ответит на вопросы граждан по теме: «Государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав, обременений (ограничений) на объекты недвижимости нежилого назначения» по телефону 8(38 22) 65-56-15.
30 апреля 2021 года с 14:00 до 15:00 руководство отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения, договоров долевого участия в строительстве ответит на вопросы граждан по теме «Государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав на объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом по заявлению органа местного самоуправления» по телефонам 8(38 22) 65-02-46, 8(38 22) 65-02-47.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
С 1 июля 2018 г. вступили в силу положения, установленные Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 25.11.2017 N 328-ФЗ, которые внесли существенные изменения в закон об ипотеке.
С указанного периода закладная в ипотечных сделках может оформляться как в документарной, так и в электронной форме. Также, электронная закладная может быть выдана взамен документарной закладной. Однако выдача документарной закладной взамен электронной законом не предусмотрена.
Существующие правила о документарной закладной применяются и к электронной закладной, которая, в свою очередь представляет собой бездокументарную ценную бумагу, права по которой закрепляются в форме электронного документа, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью. Подчеркнем, что такая закладная в соответствии с законом об ипотеке подлежит обязательной передаче на хранение в депозитарий, т.е. в электронное «хранилище» данных, подтверждающее право владельцев на ценные бумаги. Депозитарий - это профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и/или осуществляющий услуги по учету перехода прав собственности на ценные бумаги.
Также законом определено содержание электронной закладной, которое во многом повторяет содержание документарной. Однако, помимо обязательных сведений, электронная закладная должна содержать наименование депозитария, адрес его электронной почты, посредством которого орган регистрации прав будет осуществлять связь с указанным депозитарием, а также иную информацию, необходимую для зачисления электронной закладной на счета депо.
Составляется такая закладная посредством заполнения формы электронной закладной на едином портале государственных и муниципальных услуг или на официальном сайте Росреестра. Подписывается электронная закладная усиленной квалифицированной электронной подписью залогодателя и залогодержателя и направляется в орган регистрации прав вместе с заявлением о выдаче электронной закладной.
С таким заявлением может обратиться также нотариус, в том числе в случае отсутствия у залогодателя и у должника усиленной квалифицированной электронной подписи, такие заявление и электронная закладная подписываются только усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.
Орган регистрации прав вносит в регистрационную запись об ипотеке сведения об электронной закладной, в том числе о депозитарии, в который такая закладная направлена на хранение, подписывает электронную закладную усиленной квалифицированной электронной подписью и передает электронную закладную на хранение в указанный в электронной закладной депозитарий.
Принятые изменения по ипотечным сделкам имеют своей целью ускорение процедуры государственной регистрации залога недвижимости без дополнительных действий со стороны заемщика, а именно: минимизация временных и материальных издержек, свойственных старой форме документа при подготовке, получении, хранении, ликвидация рисков утраты закладной. Это еще один ключевой шаг на пути к переходу на оформление ипотеки в онлайн-режиме.
Начальник Стрежевского межмуниципального отдела Ляшенко А.П.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- 17 марта 2021 года с 09:00 до 18:00 (перерыв на обед с 13:00 до 14:00) специалисты отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН ответит на вопросы граждан по теме: «Порядок получения сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество» по телефону 8(38 22) 65-19-39 (доб.2089, 2175).
- 17 марта 2021 года с 09:00 до 17:00 начальник Асиновского межмуниципального отдела Елькина Людмила Юрьевна ответит на вопросы граждан по теме: «Недействительные (оспоримые и ничтожные) сделки. Правовые последствия недействительности сделок» по телефону 8(38 241)2-39-77.
- 17 марта 2021 года с 09:00 до 13:00 специалист-эксперт, государственный регистратор Молчановского межмуниципального отдела Бойчик Татьяна Анатольевна ответит на вопросы граждан по теме: «Кадастровый учёт и регистрация прав на недвижимое имущество» по телефону 8(38 257) 2-24-76.
- 17 марта 2021 года с 10:00 до 13:00 начальник Колпашевского межмуниципального отдела Немельгин Борис Терентьевич ответит на вопросы граждан, касающиеся государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта по телефону 8(38 254) 4-17-07.
- 18 марта 2021 года с 10:00 до 18:00 (перерыв на обед с 13:00 до 14:00) заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Шмыков Антон Александрович ответит на вопросы граждан по теме: «Привлечение к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка» по телефону 8(38 22) 51-28-48.
- 19 марта 2021 года с 09:00 до 13:00 начальник Парабельского межмуниципального отдела Новиков Михаил Иванович ответит на вопросы граждан по теме: «Порядок и основания осуществления государственного земельного надзора» по телефону 8(38 252) 2-10-45.
- 23 марта 2021 года с 14:00 до 18:00 начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Никитюк Татьяна Михайловна ответит на вопросы граждан по теме: «Государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав, обременений (ограничений) на объекты недвижимости нежилого назначения» по телефону 8(38 22) 65-56-15.
- 26 марта 2021 года с 14:00 до 16:00 руководство отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения, договоров долевого участия в строительстве ответит на вопросы граждан по теме «Государственная регистрация прав на объекты недвижимости жилого назначения, жилые дома, имеющие пристройки с неоформленными правами» по телефонам 8(38 22) 65-02-46, 8(38 22) 65-02-47.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Росреестр активно развивает клиентские сервисы для оказания государственных услуг в электронном виде. В настоящее время на сайте Росреестра доступны для получения в электронном виде все базовые услуги ведомства - государственная регистрация прав, постановка на кадастровый учет, учет изменений объектов недвижимости, получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости.
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «Необходимо отметить, что среди жителей Томской области популярность получения услуг Росреестра посредством электронных сервисов растет с каждым годом. Так, в 2020 году в Управление на государственную регистрацию прав поступило 71 879 пакетов документов в электронном виде, что превышает уровень 2019 года практически в полтора раза (48 379 пакетов документов в электронном виде). От органов государственной власти и органов местного самоуправления (ОГВ и ОМСУ) за весь 2020 год в электронном виде поступило 19 187 заявлений. Таким образом, количество заявлений от ОГВ и ОМСУ, поступивших в электронном виде по сравнению с аналогичным периодом 2019 года увеличилось на 51% (в 2019 году поступило 12 716 заявлений). Более 90% всех сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) также запрашивается в электронном виде».
Получение услуг в электронном виде имеет множество преимуществ: отсутствие очередей, возможность получить услугу в любое удобное время; исключение так называемого человеческого фактора; снижение стоимости и другие.
Например, стоимость получения Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в электронном виде для физического лица на 170 рублей ниже, чем получение Выписки на бумаге.
При подаче документов для государственной регистрации прав в электронном виде Налоговым кодексом предоставляется скидка 30% от размера пошлины.
Воспользоваться услугами Росреестра в электронном виде заявители могут на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru/) через универсальный сервис «Личный кабинет».
Сервис «Личный кабинет» на сайте Росреестра позволяет собственнику не только просматривать информацию о принадлежащих ему на территории всей Российской Федерации объектах недвижимости, а также гарантирует оперативное уведомление собственника об изменении характеристик объектов недвижимости, об ограничении (обременении) прав на объект недвижимости, о фактах наложения или снятия арестов на имущество, что дает возможность собственнику контролировать действия, осуществляемые в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости.
Понятный и доступный для восприятия пользователя интерфейс сервиса «Личный кабинет» правообладателя и пошаговые инструкции к любому из выбранных действий упрощают доступ заявителя к получению услуг Росреестра в электронном виде и обеспечивают удобство пользования данным сервисом.
Посредством сервиса «Личный кабинет» правообладатель может подать заявление на государственный кадастровый учет или государственную регистрацию права, а также запросить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
Кроме того, возможности «Личного кабинета» позволяют отслеживать статус исполнения заказанной услуги, получать и сохранять результаты проведенных учетно-регистрационных действий в едином интернет-пространстве в разделе сервиса «Мои заявки».
Для получения доступа к сервису «Личный кабинет» необходимо пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на едином портале государственных и муниципальных услуг (https://esia.gosuslugi.ru/).
Через сервис «Жизненные ситуации» на сайте Росреестра можно уточнить перечень необходимых для предоставления документов по каждому конкретному случаю.
Таким образом, на сайте Росреестра доступны все наиболее востребованные государственные услуги ведомства. Электронные сервисы позволяют напрямую обратиться в Росреестр из дома или офиса, и тем самым сберечь личное время.
Также, на официальном сайте Росреестра доступна справочная информация об объектах недвижимости в режиме «онлайн».
В личном кабинете правообладателя на сайте Росреестра отражаются объекты недвижимости, принадлежащие конкретному собственнику, расположенные на всей территории Российской Федерации, со всеми характеристиками, согласно сведениям ЕГРН. Таким образом, личный кабинет дает возможность собственнику контролировать действия, осуществляемые в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости.
Начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Т.А. Федорова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Для проведения геодезических работ в полевых условиях используют известные координаты точек, закрепленных на местности специальными знаками. Такие точки называются геодезическими пунктами.
Геодезические пункты носят общегосударственное, стратегическое значение и являются геодезической основой единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), охраняются государством, о чем сообщается на специальных табличках, расположенных рядом с пунктом. Контроль за соблюдением установленных действующим законодательством требований к обеспечению сохранности геодезических пунктов, расположенных на территории Томской области, осуществляет Управление Росреестра по Томской области.
Для ведения ЕГРН на территории Томской области используется 1865 пунктов государственной геодезической сети (ГГС). В целях обеспечения сохранности геодезических пунктов Управлением установлены охранные зоны, сведения о которых внесены в ЕГРН.
Границы охранной зоны пункта на местности представляют собой квадрат (сторона 4 метра), стороны которого ориентированы по сторонам света, центральная точка (точка пересечения диагоналей) которого является центром пункта. В пределах границ охранных зон пунктов запрещается использование земельных участков для осуществления видов деятельности, приводящих к повреждению или уничтожению наружных опознавательных знаков пунктов, нарушению неизменности местоположения их центров, уничтожению, перемещению, засыпке или повреждению составных частей пунктов. В случае уничтожения или повреждения геодезического пункта у лица, совершившего правонарушение, в соответствии с частью 3 статьи 7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возникает административная ответственность в виде штрафа для граждан в размере до пяти тысяч рублей, для должностных лиц - до десяти тысяч рублей, для юридических лиц - до ста тысяч рублей.
В отношении всех объектов недвижимости, на которых расположены пункты ГГС, используемые для ведения ЕГРН на территории Томской области, выявлены правообладатели, в адрес которых Управлением Росреестра по Томской области направлены уведомления об ответственности за уничтожение, повреждение данных пунктов.
Правообладателям земельных участков либо иных объектов недвижимости, на которых расположены пункты ГГС, а также лицам, выполняющим геодезические и картографические работы, необходимо информировать Управление Росреестра по Томской области о фактах их повреждения или уничтожения в течение 15 календарных дней со дня обнаружения такого повреждения или уничтожения. По вопросам уведомления о таких случаях необходимо обращаться в отдел землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления по адресу: 634069, г. Томск, пр. Ленина, 111, каб. 53, тел. 8(3822) 51-36-22.
Главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области Т.В. Крупиненко
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Управление Росреестра по Томской области представляет обзор основных изменений законодательства, которые прошли в сфере государственного земельного надзора в 2020-2021 гг.
До 1 марта 2026 г. продлён срок упрощенного порядка оформления прав граждан на жилые и садовые дома, созданные на садовых земельных участках.
Также до 1 марта 2026 г. продлён упрощенный порядок направления уведомлений о строительстве объектов недвижимости, строительство которых начато до 4 августа 2018 года.
Разработан проект Федерального закона № 1023005-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в целях обеспечения соблюдения требований по защите информации с ограниченным доступом.
В законопроекте предлагается повысить размер административного штрафа за совершение данного правонарушения до десяти тысяч рублей для граждан и до пятидесяти тысяч рублей для должностных лиц, что позволит эффективно бороться с соответствующими правонарушениями, повысит эффективность превентивной функции КоАП России и укрепит общественный порядок.
Федеральным законом от 22.12.2020 № 445-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлена возможность финансирования выполнения комплексных кадастровых работ за счет средств физических или юридических лиц, заинтересованных в выполнении таких работ.
Определены, в том числе особенности выполнения комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет внебюджетных средств. Предусмотрено, что заказчиками комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет внебюджетных средств, являются правообладатели объектов недвижимости, за счет средств которых осуществляется выполнение таких работ в отношении принадлежащих им объектов недвижимости, расположенных, в том числе в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.
Проектом Федерального закона № 1076374-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены», определяется механизм предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых размещены гаражи, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, а также перечень документов, необходимых для приобретения гражданами земельных участков, расположенных под такими объектами гаражного назначения.
Предлагается осуществлять размещение гаражей, не являющихся объектами капитального строительства, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в порядке, установленном в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Согласно Постановления Правительства РФ от 05.12.2020 № 2029 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2020 г. № 1108», с 17 августа 2020 года по 30 июня 2021 года в России проводится эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых осуществляется эксперимент, будет определяться межведомственной рабочей группой по обеспечению проведения эксперимента;
скорректированы требования к содержанию жалобы контролируемого лица (теперь, в частности, жалоба может содержать также ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы);
установлены основания, по которым орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее рассмотрении.
Предусмотрено право органа, уполномоченного на рассмотрение жалобы, запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительные информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Неполучение от контролируемого лица указанных информации и документов не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», зарегистрированном в Минюсте России 15.12.2020 № 61482, разработан классификатор включающий в себя: наименование вида разрешенного использования земельного участка (сельскохозяйственное использование, растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, и прочее); описание вида разрешенного использования земельного участка (ведение сельского хозяйства, осуществление хозяйственной деятельности, и прочее); код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка.
Приказом Росреестра от 31.12.2020 № П/0528 «Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставлении лицензий», с 1 января 2021 года вводятся в действие актуализированные перечни нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Росреестром.
Признается утратившими силу приказ Росреестра от 7 июня 2019 г. № П/0225, которым утверждены аналогичные перечни, с внесенными в него изменениями.
В соответствии с Письмом Росреестра от 29.12.2020 № 18-04836/20 «Об установлении административных границ», Росреестром даны рекомендации по установлению административных границ и исключения пересечений таких границ с границами земельных участков.
В частности, рекомендуется:
- при проектировании административных границ - использовать актуальные сведения ЕГРН о местоположении границ земельных участков;
- в случае возникновения пересечения административной границы с границами земельного участка - провести мероприятия по выявлению реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ такого земельного участка.
- при отсутствии реестровой ошибки в сведениях о местоположении земельного участка, границы которого пересекают административную границу - проработать возможность раздела земельного участка в соответствии с прохождением такой границы либо внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительную документацию с целью корректировки административной границы.
В проекте «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предполагается внести существенные изменения.
Так, например, выделена категория грубых административных правонарушений, к которым предлагается отнести административные правонарушения экстремистской и коррупционной направленности.
Нормативно закреплены понятия таких видов административных правонарушений как: длящиеся, продолжаемые, однородные и повторные.
Главный специалист-эксперт Шегарского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области С.А. Кобзарев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Порядок проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Земельным кодексом РФ.
В соответствии с указанными законодательными актами внеплановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть проведены в связи с истечением срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного ему предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, по итогам проведенного административного обследования земельного участка, в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки, либо по обращениям граждан и организаций.
Обращения граждан и организаций наиболее часто выступают основаниями для проведения внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства.
Обращение может выступать в качестве основания для проведения проверки, если оно содержит сведения о фактах возникновение угрозы причинения (или причинения) вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо сведения о нарушении имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
Если обращение не содержит указанной информации, то оно не может быть основанием для проведения внеплановой проверки.
При этом необходимо учитывать, что «анонимные обращения» или обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), также не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В связи с чем, обращения, поступившие в Управление Росреестра по Томской области (далее – Управление), без указания сведений о почтовом адресе заявителя, рассматриваются как обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Управление, что не позволяет организовать и провести внеплановую проверку в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Внеплановые выездные проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть проведены только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В связи с чем, проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся Управлением после согласования таких проверок с Прокуратурой Томской области. Основными причинами для отказа Прокуратурой Томской области в согласовании проверок являются несоответствие заявлений и обращений граждан и организаций указанным выше требованиям законодательства, либо отсутствие оснований для проведения проверок (когда в обращениях не указаны вопросы надзор за исполнением которых отнесен к компетенции Управления).
Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области А.И. Ткачев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
С 1 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ), которым, в частности:
признается утратившим силу Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ);
исключаются из законодательства понятия "дачный земельный участок", "жилое строение", вводится понятие "садовый дом" (пункт 2 статьи 3 Закона N 217-ФЗ);
садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 23 Закона N 217-ФЗ);
виды разрешенного использования земельных участков "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными, земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками (часть 7 статьи 54 Закона N 217-ФЗ).
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 340-ФЗ) в Федеральный Закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), государственный кадастровый учет созданных садовых домов и государственная регистрация прав на них должны осуществляться одновременно на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство. Заявление указанными органами подается в электронном виде, к заявлению должны прилагаться документы, перечисленные в п.1.2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ.
Особенности данных изменений состоят в следующем. Строительство садовых домов осуществляется по согласованию с органом государственной власти или местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство (далее - уполномоченный орган). Для этого в указанный орган до начала строительства застройщик (правообладатель земельного участка) направляет уведомление о планируемом строительстве с приложением необходимых документов. В течение семи рабочих дней уполномоченный орган должен рассмотреть представленные документы и направить застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров садового дома установленным параметрам и допустимости размещения садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения садового дома на земельном участке. Полученное уведомление о соответствии либо не направление уполномоченным органом в предусмотренные сроки уведомления о несоответствии считается согласованием строительства и дает застройщику право осуществлять строительство в соответствии с указанными параметрами. Указанное право сохраняется при переходе прав на земельный участок.
После окончания строительства застройщик должен направить в указанный орган уведомление об окончании строительства и иные необходимые документы.
Кадастровый учет и регистрация права собственности на построенный садовый дом, как указывалось выше, осуществляются по заявлению уполномоченного органа в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства садового дома при отсутствии предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенного садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. В случае ненаправления в установленный срок такими органом государственной власти или органом местного самоуправления указанного заявления о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации прав застройщик вправе направить указанное заявление в орган регистрации прав самостоятельно.
Вместе с тем, Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу 2 августа 2019 г., (далее - Закон N 267-ФЗ) с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.12.2020 N 404-ФЗ "О внесении изменений в статью 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 404-ФЗ), статья 70 Закона N 218-ФЗ дополнена частью 12, согласно которой до 1 марта 2026 г. допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на основании только технического плана и, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости, - правоустанавливающего документа на земельный участок. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 Закона № 218-ФЗ. При этом наличие уведомления о планируемом строительстве садового дома, уведомления об окончании строительства садового дома не требуется.
При этом необходимо обратить внимание на следующее. Часть 12 статьи 70 Закона № 218 не содержат указаний о том, что положения данной нормы применяются к объектам, строительство которых осуществлено в какой-либо определенный период времени, соответственно особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на садовые дома, установленные Законом № 267-ФЗ, могут применяться в отношении объектов недвижимости, созданных как до, так и после его вступления в силу, независимо от того, направлено или не направлено уведомление о планируемом строительстве указанных объектов и какое уведомление уполномоченного органа получено в этом случае застройщиком. Таким образом, застройщик (правообладатель соответствующего земельного участка) вправе самостоятельно выбирать, в каком порядке оформлять садовый дом, строительство которого начато или осуществлено (закончено) до или после 04.08.2018, до или после 19.12.2020: в упрощенном порядке в соответствии с частью 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ или в уведомительном порядке в соответствии со статьей 51.1 и частями 16 - 21 статьи 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
После 1 марта 2026 года правообладатели садовых земельных участков будут обязаны руководствоваться новым уведомительным порядком строительства объектов без каких-либо послаблений.
Начальник Северского отдела Управления Росреестра по Томской области И.З. Валеев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Управление Росреестра по Томской области рекомендует собственникам объектов недвижимости обратить внимание на основные способы защиты своих прав от мошенников.
В соответствии с законодательством Российской Федерации сделки с недвижимостью можно проводить без личного присутствия собственника. Например, если получить электронную подпись, то продать или подарить квартиру можно через интернет, а также распорядиться недвижимостью можно по доверенности.
Как защитить свое имущество?
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Каждый владелец недвижимого имущества может подать заявление о запрете совершать сделки без личного участия собственника. При подаче такого заявления в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) будет внесена соответствующая запись. Наличие такой записи в ЕГРН является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного на государственную регистрацию прав на эту недвижимость другим лицом».
Заявление о невозможности регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия его собственника можно подать как лично в любом офисе ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (далее - МФЦ), так и в электронном виде через личный кабинет Росреестра (сервис расположен на главной странице).
Кроме того, в целях обеспечения дополнительной защиты прав граждан при оформлении сделок с недвижимостью с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), в федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в 2019 году были внесены изменения, в соответствии с которыми гражданам для проведения в электронном виде сделок об отчуждении принадлежащей им на праве собственности недвижимости с использованием УКЭП необходимо представить лично (через офисы МФЦ), либо направить посредством почтовой связи в Росреестр заявление о возможности проведения таких действий. Заявление должно быть оформлено на бумаге с личной подписью собственника объекта недвижимости.
Не требуется специального заявления от собственника, если электронный пакет документов на регистрацию сделок с его недвижимостью подает в Росреестр:
- нотариус или орган власти, которые взаимодействуют с Росреестром в электронном виде;
- кредитная организация;
- а также, если пакет документов подписан электронной подписью, выданной Федеральной кадастровой палатой Росреестра.
Заместитель начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Н.А. Соболевская
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
29 июня 2021 года вступает в силу Федеральный закон № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон о выявлении), в соответствии с которым будут проводиться работы по выявлению собственников ранее учтенных объектов недвижимости.
Ранее учтенными объектами недвижимости считаются те, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
С целью внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, Законом о выявлении предусмотрено наделение органов местного самоуправления полномочиями по выявлению таких правообладателей и направлению соответствующих сведений в Росреестр.
В Законе о выявлении также определена общая процедура выявления собственников объектов недвижимости, включающая следующие мероприятия:
анализ архивных данных;
запросы в органы государственной власти, организации и нотариусам, работавшим с недвижимостью до 1998 года;
опубликование сведений в СМИ с целью поиска владельцев недвижимости.
Закон о выявлении при этом не ограничивает граждан в возможности осуществить государственную регистрацию прав на указанные объекты недвижимости в любой период времени по их усмотрению.
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова:
«В настоящее время Управлением Росреестра по Томской области совместно с Управлением ФНС России по Томской области ведется работа по сверке перечня сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, в данных о правообладателях которых недостаточно сведений для постановки их на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им объектов недвижимости, с целью дальнейшей передачи перечня таких объектов в органы местного самоуправления.».
По мнению Елены Золотковой, практическая реализация положений Закона о выявлении во многом повысит качество содержащихся в ЕГРН данных, с одной стороны, с другой – повысит степень защиты имущественных интересов (прав собственности и иных вещных прав) правообладателей ранее учтенной недвижимости.
Заместитель начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Н.А. Соболевская
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В соответствии со ст. 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством (ст. 44 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права (п. 2 ст. 53 ЗК РФ).
Согласно частям 1, 2 статьи 56 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявления собственника земельного участка. К заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если право собственности на такой земельный участок или такую земельную долю ранее было зарегистрировано в ЕГРН.
Статьей 18 Закона № 218-ФЗ установлен следующий порядок представления заявления об осуществлении государственной регистрации права (прекращения права):
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
Заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления направляются в подразделение органа регистрации прав согласно перечню подразделений органа регистрации прав, который опубликован на официальном сайте.
Кроме того, при представлении заявления о государственной регистрации прав посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица - также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом.
В случае представления заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством почтового отправления:
- подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя;
- к заявлению прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), и копия документа, удостоверяющего личность физического лица - представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).
Для проведения государственной регистрации прекращения права собственности вследствие отказа от права на указанный земельный участок собственник может обратиться:
- лично либо через представителя с соответствующим заявлением через многофункциональный центр (ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг», http://www.md.tomsk.ru, региональный центр телефонного обслуживания: 8-800-350-08-50, 602-999);
- посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
- в электронной форме через Интернет, в том числе через Единый портал госуслуг или сайт Росреестра (https://www.gosuslugi.ru/, https://rosreestr.gov.ru/).
При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности муниципального образования, к собственности которого будет отнесен такой земельный участок.
Начальник отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области А.Н. Юркевич