Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Несколько лет назад купил небольшой домик с землей в Томске. Потом пристроил к дому 2 пристроя, но не мог оформить право собственности, так как документов на пристрои у меня нет. Вроде бы сейчас можно их зарегистрировать в упрощенном порядке. Так ли это и что для этого нужно?
Начальник отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения, договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области Ия Колыванова:
«Да, с 19.12.2020 года перечень объектов, кадастровый учет и права на которые могут быть осуществлены в упрощенном порядке, расширен. Если ранее такой порядок действовал только в отношении жилых или садовых домов, созданных на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства, то в настоящее время он действует и в отношении домов, созданных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующих параметрам объекта индивидуального жилищного строительства.
Чтобы соответствовать таким параметрам, объект должен быть отдельно стоящим зданием с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначенным для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Неважно, как называется объект - "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом". Все эти понятия равнозначны.
Порядок называется упрощенным, так как предполагает предоставление меньшего количества документов. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав проводятся на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Упрощенный порядок осуществления кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав действует, как в случае создания (строительства) объекта индивидуального жилищного строительства, так и образования его в результате реконструкции.
В описанной Вами ситуации фактически проведена реконструкция жилого дома, путем возведения к нему пристроев. И если принадлежащий Вам дом расположен на земельном участке с указанным выше назначением, то Вы сможете воспользоваться упрощенным порядком. Вам необходимо обратиться за внесением изменений в ЕГРН, представив технический план.
Документы, подтверждающие права на земельный участок, представлять необходимо только в том случае, когда право на земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН.
Хотя период действия упрощенного порядка продлен до 1 марта 2026 года, но нет смысла затягивать процесс, лучше своевременно привести документы на свою недвижимость в порядок. Это позволит избежать проблем при отчуждении реконструированных домов, а также с налогообложением, с оформлением прав при наследовании, оформлением ипотеки и т.д.».
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов.
Ранее финансирование таких работ было возможно за счёт средств местных бюджетов и субсидий, направляемых из региональных и федерального бюджетов, а заказчиками могли выступать только органы местного самоуправления.
Одного желания правообладателей объектов недвижимости исправить технические и реестровые ошибки в местоположении таких объектов было недостаточно, реализация зависела от решения уполномоченных органов о проведении комплексных кадастровых работ на соответствующих территориях.
С 23 марта 2021года Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. № 445-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень заказчиков комплексных кадастровых работ расширен. Финансирование выполнения таких работ стало возможно как за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов (бюджетных средств), так и за счет средств физических и (или) юридических лиц, заинтересованных в выполнении таких работ (внебюджетных средств).
Теперь участники садовых и гаражных товариществ, собственники недвижимости в коттеджных поселках и т. д. получили возможность самостоятельно инициировать проведение комплексных кадастровых работ, оформить единый документ на всю территорию, определить точные характеристики объектов недвижимости, как земельных участков, так и расположенных на них зданий, и при необходимости исправить реестровые ошибки.
Проведение таких работ - это возможность для частных лиц снизить затраты при выполнении кадастровых работ, поскольку стоимость кадастровых работ, выполняемых индивидуально в отношении объекта недвижимости, может значительно превышать стоимость межевания аналогичного объекта недвижимости в рамках выполнения комплексных кадастровых работ.
«Для собственников объектов недвижимости проведение комплексных кадастровых работ будет способствовать урегулированию земельных споров и защите прав собственности» - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.
Главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области Юлия Васецкая
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
С 1 июля 2015 г. действуют дополнения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон 294-ФЗ), в соответствии с которыми создан Единый реестр проверок (далее - ЕРП).
В соответствии со ст. 13.3 Закона 294-ФЗ ЕРП предназначен для обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов. ЕРП является федеральной государственной информационной системой. Оператором ЕРП является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 утверждены правила формирования и ведения ЕРП (далее - Правила).
ЕРП содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Законом 294-ФЗ, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В силу положений ч. 3 ст. 13.3 Закона 294-ФЗ оператор ЕРП обеспечивает размещение на специализированном сайте в сети «Интернет» следующих общедоступных сведений:
- учетный номер проверки;
- информацию, указываемую в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- информацию, указываемую в акте проверки;
- указание результатов проверки (были ли выявлены в ходе проверки нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами);
- указание на принятые меры в отношении нарушений, выявленных при проведении проверки, включая выдачу предписаний юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, привлечение к административной ответственности виновных лиц.
Предоставление информации, содержащейся в ЕРП, осуществляется посредством обеспечения доступа к единому реестру проверок на безвозмездной основе.
Таким образом, используя сайт ЕРП (https://proverki.gov.ru/) индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют возможность заблаговременно получить информацию о планируемых в отношении них проверках, а также о проведении внеплановых проверок.
Наличие у индивидуального предпринимателя и юридического лица данной информации позволит подготовиться проверяемому лицу к проверочным мероприятиям.
Начальник отдела государственного
земельного надзора Управления
Росреестра по Томской области
Александр Ткачев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Закладная является ценной бумагой, удостоверяющей права ее законного владельца на получение исполнения по денежным обязательствам, обеспеченным ипотекой, без представления других доказательств существования этих обязательств, а также право залога на имущество, обремененное ипотекой.
Закладная является именной документарной ценной бумагой (документарная закладная) или бездокументарной ценной бумагой, права по которой закрепляются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), который хранится в депозитарии (электронная закладная).
Электронная закладная составляется посредством заполнения формы электронной закладной на едином портале государственных и муниципальных услуг, или на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", или с использованием иных информационных технологий взаимодействия с органами регистрации, подписывается УКЭП залогодателя и залогодержателя, а в случае, если залогодатель является третьим лицом, также и должника по обеспеченному ипотекой обязательству и направляется в орган регистрации прав вместе с заявлением о выдаче электронной закладной.
Закладная выдается первоначальному залогодержателю органом регистрации прав после государственной регистрации ипотеки. Закладная может быть составлена и выдана залогодержателю в любой момент до прекращения обеспеченного ипотекой обязательства.
Орган регистрации прав не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подачи заявления о выдаче электронной закладной, если это заявление подается после государственной регистрации ипотеки, либо не позднее одного рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации ипотеки, вносит в регистрационную запись об ипотеке сведения об электронной закладной, в том числе о депозитарии, в который такая закладная направлена на хранение, подписывает электронную закладную УКЭП и передает электронную закладную на хранение в указанный в электронной закладной депозитарий.
Депозитарий осуществляет хранение электронной закладной, учет и переход прав на нее. Электронная закладная считается выданной первоначальному владельцу электронной закладной с момента внесения депозитарием, осуществляющим учет и переход прав на электронную закладную, записи по счету депо первоначального владельца электронной закладной или иного лица, осуществляющего права по электронной закладной, открытому в депозитарии и указанному в электронной закладной.
Электронная закладная может быть выдана взамен документарной закладной, которая должна быть представлена в орган регистрации прав до подачи заявления о выдаче электронной закладной. Выдача документарной закладной взамен электронной не допускается.
Заместитель начальника Северского отдела Управления Росреестра по Томской области Денис Авдеев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 5 апреля 2021 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым вводится упрощенный порядок оформления прав граждан на гаражи и расположенные под ними земельные участки, так называемый закон о «гаражной амнистии».
В Законе максимально учтены пожелания граждан, а также позиции органов власти, предлагается комплексное решение вопроса, что позволит всем категориям граждан воспользоваться новым механизмом и зарегистрировать права на свои гаражные объекты.
Упрощенный порядок при оформлении прав будет действовать на земельные участки и расположенные на них гаражные боксы, возведенные до 31 декабря 2004 года (до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон вступает в силу 1 сентября 2021 года и предусматривает действие «гаражной амнистии» до 1 сентября 2026 года.
«Реализация основных положений законопроекта будет во многом зависеть от работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, в связи с чем регионы наделяются полномочиями по установлению дополнительного перечня документов, которые позволят гражданам приобрести право на землю под гаражами. Соответствующее письмо направлено Управлением в адрес губернатора Томской области», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.
В связи с этим, говорить об окончательном перечне документов, необходимом для государственной регистрации прав на гаражи и земельные участки под гаражами, будет возможно только после проработки соответствующих механизмов на территории субъектов Российской Федерации.
Заместитель начальника отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки
Управления Росреестра по Томской области
Мария Коломиец
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Согласно пункту 2 статьи 163 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) нотариальное удостоверение сделок обязательно:
1) в случаях, указанных в законе;
2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
В силу ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости) сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением:
- сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке,
- сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда,
- сделок по отчуждению земельных долей,
- сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона),
- а также договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями.
Согласно ч. 2 ст. 54 Закона о недвижимости сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.
Учитывая, что договор об ипотеке не является сделкой по отчуждению недвижимого имущества, в случае заключения договора об ипотеке в отношении недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетним лицам, он не подлежит обязательному нотариальному удостоверению.
При этом договоры ипотеки долей в праве общей собственности на имущество, принадлежащее несовершеннолетним, подлежат нотариальному удостоверению в силу ч. 1 ст. 42 Закона о недвижимости, если они не подпадают под исключительные случаи.
Согласно ч. 3 ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 ГК РФ).
В пункте 2 ст. 37 ГК РФ, в свою очередь, сказано, что опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.
Данный правовой механизм, связанный с необходимостью получения родителями разрешений от органов опеки и попечительства на совершение соответствующих сделок, может в достаточной мере способствовать защите прав и законных интересов несовершеннолетних при распоряжении их имуществом.
Заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Управления Росреестра по Томской области Мария Коломиец
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
09 апреля 2021 года с 10:00 до 16:00 специалисты отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии ответят на вопросы граждан по теме: «Порядок предоставления материалов и данных из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства» по телефону 8(38 22) 51-30-22.
09 апреля 2021 года с 09:00 до 16:00 начальник Асиновского межмуниципального отдела Елькина Людмила Юрьевна ответит на вопросы граждан по теме: «Государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав на жилые дома и земельные участки» по телефону 8(38 241) 2-39-77.
13 апреля 2021 года с 09:00 до 13:00 специалист-эксперт Молчановского межмуниципального отдела Зайцева Ольга Владимировна ответит на вопросы граждан по теме: «Земельный надзор» по телефону 8(38 256) 2-19-84.
16 апреля 2021 года с 09:00 до 16:00 начальник Стрежевского межмуниципального отдела Ляшенко Алена Павловна ответит на вопросы граждан по теме: «Исправление реестровой ошибки» по телефону 8(38 259) 3-92-69.
16 апреля 2021 года с 14:00 до 17:00 начальник Парабельского межмуниципального отдела Новиков Михаил Иванович ответит на вопросы граждан по теме: «Регистрация объектов недвижимого имущества» по телефону 8(38 252) 2-10-45.
16 апреля 2021 года с 12:00 до 13:00 главный специалист-эксперт Колпашевского межмуниципального отдела Гладких Ирина Владиславовна ответит на вопросы граждан, касающиеся государственного земельного надзора по телефону 8(38 254) 5-31-55.
20 апреля 2021 года с 09:00 до 13:00 начальник Северского отдела Валеев Илья Зайнулович ответит на вопросы граждан по теме: «Порядок отмены доверенности» по телефону 8(38 23) 90-11-76.
21 апреля 2021 года с 10:00 до 12:30 ведущий специалист-эксперт Шегарского межмуниципального отдела Малюгин Сергей Иванович ответит на вопросы граждан по теме: «Государственная регистрация прав» по телефону 8(38 249) 2-32-11.
27 апреля 2021 года с 15:00 до 17:00 начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Никитюк Татьяна Михайловна ответит на вопросы граждан по теме: «Государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав, обременений (ограничений) на объекты недвижимости нежилого назначения» по телефону 8(38 22) 65-56-15.
30 апреля 2021 года с 14:00 до 15:00 руководство отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения, договоров долевого участия в строительстве ответит на вопросы граждан по теме «Государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав на объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом по заявлению органа местного самоуправления» по телефонам 8(38 22) 65-02-46, 8(38 22) 65-02-47.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
С 1 июля 2018 г. вступили в силу положения, установленные Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 25.11.2017 N 328-ФЗ, которые внесли существенные изменения в закон об ипотеке.
С указанного периода закладная в ипотечных сделках может оформляться как в документарной, так и в электронной форме. Также, электронная закладная может быть выдана взамен документарной закладной. Однако выдача документарной закладной взамен электронной законом не предусмотрена.
Существующие правила о документарной закладной применяются и к электронной закладной, которая, в свою очередь представляет собой бездокументарную ценную бумагу, права по которой закрепляются в форме электронного документа, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью. Подчеркнем, что такая закладная в соответствии с законом об ипотеке подлежит обязательной передаче на хранение в депозитарий, т.е. в электронное «хранилище» данных, подтверждающее право владельцев на ценные бумаги. Депозитарий - это профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и/или осуществляющий услуги по учету перехода прав собственности на ценные бумаги.
Также законом определено содержание электронной закладной, которое во многом повторяет содержание документарной. Однако, помимо обязательных сведений, электронная закладная должна содержать наименование депозитария, адрес его электронной почты, посредством которого орган регистрации прав будет осуществлять связь с указанным депозитарием, а также иную информацию, необходимую для зачисления электронной закладной на счета депо.
Составляется такая закладная посредством заполнения формы электронной закладной на едином портале государственных и муниципальных услуг или на официальном сайте Росреестра. Подписывается электронная закладная усиленной квалифицированной электронной подписью залогодателя и залогодержателя и направляется в орган регистрации прав вместе с заявлением о выдаче электронной закладной.
С таким заявлением может обратиться также нотариус, в том числе в случае отсутствия у залогодателя и у должника усиленной квалифицированной электронной подписи, такие заявление и электронная закладная подписываются только усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.
Орган регистрации прав вносит в регистрационную запись об ипотеке сведения об электронной закладной, в том числе о депозитарии, в который такая закладная направлена на хранение, подписывает электронную закладную усиленной квалифицированной электронной подписью и передает электронную закладную на хранение в указанный в электронной закладной депозитарий.
Принятые изменения по ипотечным сделкам имеют своей целью ускорение процедуры государственной регистрации залога недвижимости без дополнительных действий со стороны заемщика, а именно: минимизация временных и материальных издержек, свойственных старой форме документа при подготовке, получении, хранении, ликвидация рисков утраты закладной. Это еще один ключевой шаг на пути к переходу на оформление ипотеки в онлайн-режиме.
Начальник Стрежевского межмуниципального отдела Ляшенко А.П.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Росреестр активно развивает клиентские сервисы для оказания государственных услуг в электронном виде. В настоящее время на сайте Росреестра доступны для получения в электронном виде все базовые услуги ведомства - государственная регистрация прав, постановка на кадастровый учет, учет изменений объектов недвижимости, получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости.
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «Необходимо отметить, что среди жителей Томской области популярность получения услуг Росреестра посредством электронных сервисов растет с каждым годом. Так, в 2020 году в Управление на государственную регистрацию прав поступило 71 879 пакетов документов в электронном виде, что превышает уровень 2019 года практически в полтора раза (48 379 пакетов документов в электронном виде). От органов государственной власти и органов местного самоуправления (ОГВ и ОМСУ) за весь 2020 год в электронном виде поступило 19 187 заявлений. Таким образом, количество заявлений от ОГВ и ОМСУ, поступивших в электронном виде по сравнению с аналогичным периодом 2019 года увеличилось на 51% (в 2019 году поступило 12 716 заявлений). Более 90% всех сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) также запрашивается в электронном виде».
Получение услуг в электронном виде имеет множество преимуществ: отсутствие очередей, возможность получить услугу в любое удобное время; исключение так называемого человеческого фактора; снижение стоимости и другие.
Например, стоимость получения Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в электронном виде для физического лица на 170 рублей ниже, чем получение Выписки на бумаге.
При подаче документов для государственной регистрации прав в электронном виде Налоговым кодексом предоставляется скидка 30% от размера пошлины.
Воспользоваться услугами Росреестра в электронном виде заявители могут на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru/) через универсальный сервис «Личный кабинет».
Сервис «Личный кабинет» на сайте Росреестра позволяет собственнику не только просматривать информацию о принадлежащих ему на территории всей Российской Федерации объектах недвижимости, а также гарантирует оперативное уведомление собственника об изменении характеристик объектов недвижимости, об ограничении (обременении) прав на объект недвижимости, о фактах наложения или снятия арестов на имущество, что дает возможность собственнику контролировать действия, осуществляемые в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости.
Понятный и доступный для восприятия пользователя интерфейс сервиса «Личный кабинет» правообладателя и пошаговые инструкции к любому из выбранных действий упрощают доступ заявителя к получению услуг Росреестра в электронном виде и обеспечивают удобство пользования данным сервисом.
Посредством сервиса «Личный кабинет» правообладатель может подать заявление на государственный кадастровый учет или государственную регистрацию права, а также запросить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
Кроме того, возможности «Личного кабинета» позволяют отслеживать статус исполнения заказанной услуги, получать и сохранять результаты проведенных учетно-регистрационных действий в едином интернет-пространстве в разделе сервиса «Мои заявки».
Для получения доступа к сервису «Личный кабинет» необходимо пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на едином портале государственных и муниципальных услуг (https://esia.gosuslugi.ru/).
Через сервис «Жизненные ситуации» на сайте Росреестра можно уточнить перечень необходимых для предоставления документов по каждому конкретному случаю.
Таким образом, на сайте Росреестра доступны все наиболее востребованные государственные услуги ведомства. Электронные сервисы позволяют напрямую обратиться в Росреестр из дома или офиса, и тем самым сберечь личное время.
Также, на официальном сайте Росреестра доступна справочная информация об объектах недвижимости в режиме «онлайн».
В личном кабинете правообладателя на сайте Росреестра отражаются объекты недвижимости, принадлежащие конкретному собственнику, расположенные на всей территории Российской Федерации, со всеми характеристиками, согласно сведениям ЕГРН. Таким образом, личный кабинет дает возможность собственнику контролировать действия, осуществляемые в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости.
Начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Т.А. Федорова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Управление Росреестра по Томской области представляет обзор основных изменений законодательства, которые прошли в сфере государственного земельного надзора в 2020-2021 гг.
До 1 марта 2026 г. продлён срок упрощенного порядка оформления прав граждан на жилые и садовые дома, созданные на садовых земельных участках.
Также до 1 марта 2026 г. продлён упрощенный порядок направления уведомлений о строительстве объектов недвижимости, строительство которых начато до 4 августа 2018 года.
Разработан проект Федерального закона № 1023005-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в целях обеспечения соблюдения требований по защите информации с ограниченным доступом.
В законопроекте предлагается повысить размер административного штрафа за совершение данного правонарушения до десяти тысяч рублей для граждан и до пятидесяти тысяч рублей для должностных лиц, что позволит эффективно бороться с соответствующими правонарушениями, повысит эффективность превентивной функции КоАП России и укрепит общественный порядок.
Федеральным законом от 22.12.2020 № 445-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлена возможность финансирования выполнения комплексных кадастровых работ за счет средств физических или юридических лиц, заинтересованных в выполнении таких работ.
Определены, в том числе особенности выполнения комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет внебюджетных средств. Предусмотрено, что заказчиками комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет внебюджетных средств, являются правообладатели объектов недвижимости, за счет средств которых осуществляется выполнение таких работ в отношении принадлежащих им объектов недвижимости, расположенных, в том числе в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.
Проектом Федерального закона № 1076374-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены», определяется механизм предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых размещены гаражи, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, а также перечень документов, необходимых для приобретения гражданами земельных участков, расположенных под такими объектами гаражного назначения.
Предлагается осуществлять размещение гаражей, не являющихся объектами капитального строительства, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в порядке, установленном в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Согласно Постановления Правительства РФ от 05.12.2020 № 2029 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2020 г. № 1108», с 17 августа 2020 года по 30 июня 2021 года в России проводится эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых осуществляется эксперимент, будет определяться межведомственной рабочей группой по обеспечению проведения эксперимента;
скорректированы требования к содержанию жалобы контролируемого лица (теперь, в частности, жалоба может содержать также ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы);
установлены основания, по которым орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее рассмотрении.
Предусмотрено право органа, уполномоченного на рассмотрение жалобы, запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительные информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Неполучение от контролируемого лица указанных информации и документов не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», зарегистрированном в Минюсте России 15.12.2020 № 61482, разработан классификатор включающий в себя: наименование вида разрешенного использования земельного участка (сельскохозяйственное использование, растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, и прочее); описание вида разрешенного использования земельного участка (ведение сельского хозяйства, осуществление хозяйственной деятельности, и прочее); код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка.
Приказом Росреестра от 31.12.2020 № П/0528 «Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставлении лицензий», с 1 января 2021 года вводятся в действие актуализированные перечни нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Росреестром.
Признается утратившими силу приказ Росреестра от 7 июня 2019 г. № П/0225, которым утверждены аналогичные перечни, с внесенными в него изменениями.
В соответствии с Письмом Росреестра от 29.12.2020 № 18-04836/20 «Об установлении административных границ», Росреестром даны рекомендации по установлению административных границ и исключения пересечений таких границ с границами земельных участков.
В частности, рекомендуется:
- при проектировании административных границ - использовать актуальные сведения ЕГРН о местоположении границ земельных участков;
- в случае возникновения пересечения административной границы с границами земельного участка - провести мероприятия по выявлению реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ такого земельного участка.
- при отсутствии реестровой ошибки в сведениях о местоположении земельного участка, границы которого пересекают административную границу - проработать возможность раздела земельного участка в соответствии с прохождением такой границы либо внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительную документацию с целью корректировки административной границы.
В проекте «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предполагается внести существенные изменения.
Так, например, выделена категория грубых административных правонарушений, к которым предлагается отнести административные правонарушения экстремистской и коррупционной направленности.
Нормативно закреплены понятия таких видов административных правонарушений как: длящиеся, продолжаемые, однородные и повторные.
Главный специалист-эксперт Шегарского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области С.А. Кобзарев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
С 1 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ), которым, в частности:
признается утратившим силу Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ);
исключаются из законодательства понятия "дачный земельный участок", "жилое строение", вводится понятие "садовый дом" (пункт 2 статьи 3 Закона N 217-ФЗ);
садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 23 Закона N 217-ФЗ);
виды разрешенного использования земельных участков "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными, земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками (часть 7 статьи 54 Закона N 217-ФЗ).
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 340-ФЗ) в Федеральный Закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), государственный кадастровый учет созданных садовых домов и государственная регистрация прав на них должны осуществляться одновременно на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство. Заявление указанными органами подается в электронном виде, к заявлению должны прилагаться документы, перечисленные в п.1.2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ.
Особенности данных изменений состоят в следующем. Строительство садовых домов осуществляется по согласованию с органом государственной власти или местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство (далее - уполномоченный орган). Для этого в указанный орган до начала строительства застройщик (правообладатель земельного участка) направляет уведомление о планируемом строительстве с приложением необходимых документов. В течение семи рабочих дней уполномоченный орган должен рассмотреть представленные документы и направить застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров садового дома установленным параметрам и допустимости размещения садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения садового дома на земельном участке. Полученное уведомление о соответствии либо не направление уполномоченным органом в предусмотренные сроки уведомления о несоответствии считается согласованием строительства и дает застройщику право осуществлять строительство в соответствии с указанными параметрами. Указанное право сохраняется при переходе прав на земельный участок.
После окончания строительства застройщик должен направить в указанный орган уведомление об окончании строительства и иные необходимые документы.
Кадастровый учет и регистрация права собственности на построенный садовый дом, как указывалось выше, осуществляются по заявлению уполномоченного органа в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства садового дома при отсутствии предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенного садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. В случае ненаправления в установленный срок такими органом государственной власти или органом местного самоуправления указанного заявления о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации прав застройщик вправе направить указанное заявление в орган регистрации прав самостоятельно.
Вместе с тем, Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу 2 августа 2019 г., (далее - Закон N 267-ФЗ) с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.12.2020 N 404-ФЗ "О внесении изменений в статью 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 404-ФЗ), статья 70 Закона N 218-ФЗ дополнена частью 12, согласно которой до 1 марта 2026 г. допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на основании только технического плана и, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости, - правоустанавливающего документа на земельный участок. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 Закона № 218-ФЗ. При этом наличие уведомления о планируемом строительстве садового дома, уведомления об окончании строительства садового дома не требуется.
При этом необходимо обратить внимание на следующее. Часть 12 статьи 70 Закона № 218 не содержат указаний о том, что положения данной нормы применяются к объектам, строительство которых осуществлено в какой-либо определенный период времени, соответственно особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на садовые дома, установленные Законом № 267-ФЗ, могут применяться в отношении объектов недвижимости, созданных как до, так и после его вступления в силу, независимо от того, направлено или не направлено уведомление о планируемом строительстве указанных объектов и какое уведомление уполномоченного органа получено в этом случае застройщиком. Таким образом, застройщик (правообладатель соответствующего земельного участка) вправе самостоятельно выбирать, в каком порядке оформлять садовый дом, строительство которого начато или осуществлено (закончено) до или после 04.08.2018, до или после 19.12.2020: в упрощенном порядке в соответствии с частью 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ или в уведомительном порядке в соответствии со статьей 51.1 и частями 16 - 21 статьи 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
После 1 марта 2026 года правообладатели садовых земельных участков будут обязаны руководствоваться новым уведомительным порядком строительства объектов без каких-либо послаблений.
Начальник Северского отдела Управления Росреестра по Томской области И.З. Валеев