Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Порядок взаимодействия между Управлением Росреестра по Томской области (далее – Управление) и органами муниципального земельного контроля определен ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и Правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль (далее – ОМС), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1515 (далее – Правила).
В первую очередь указанное взаимодействие осуществляется при составлении ежегодных планов проверок и в случае выявления ОМС нарушений земельного законодательства, в рамках проводимых ими мероприятий.
В целях недопущения проведения в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя (далее – ЮЛ, ИП) Управлением и органами муниципального земельного контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, установленных законодательством РФ, а также обеспечения соблюдения установленной законодательством РФ периодичности проведения плановых проверок ОМС обязаны согласовывать свои планы проверок ЮЛ и ИП с Управлением.
Планы проведения ОМС проверок в отношении физических лиц с Управлением не согласовываются.
ОМС направляют в Управление проекты ежегодных планов проверок ЮЛ, ИП в срок до 1 июня года, предшествующего году проведения соответствующих проверок. Представление проектов планов после указанной даты Правилами не предусмотрено.
Например: ОМС, которые планируют проводить проверки в отношении ЮЛ, ИП в 2022 году, обязаны в срок до 01.06.2021 представить проекты своих планов в Управление.
После чего Управление в течение 15 рабочих дней рассматривает представленный проект ежегодного плана муниципальных проверок и согласует его либо направляет в адрес представившего ежегодный план муниципальных проверок органа муниципального земельного контроля решение об отказе в согласовании проекта ежегодного плана муниципальных проверок (далее - решение об отказе).
Имеются случаи несогласования. Основаниями для отказа в согласовании проекта ежегодного плана муниципальных проверок являются:
а) включение ЮЛ или ИП в проект ежегодного плана проведения плановых проверок соблюдения требований земельного законодательства РФ, разрабатываемый территориальным органом федерального органа государственного земельного надзора;
б) нарушение предусмотренных законодательством РФ требований к разработке ежегодного плана муниципальных проверок, включая требования к периодичности проведения плановых проверок.
ОМС вправе доработать проект плана проверок и повторно направить в Управление.
Кроме того, существует порядок взаимодействия Управления и ОМС в случае выявления ОМС в ходе проведения ими мероприятий по контролю исполнения требований земельного законодательства нарушений.
Приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области от 19.02.2020 № 45 утвержден порядок взаимодействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области с органами муниципального земельного контроля по поступившим от них материалам проверок.
Основными нарушениями требований земельного законодательства, которые могут быть выявлены в рамках муниципального земельного контроля, являются:
- самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ);
- использование земельного участка не по целевому назначению (ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ);
- неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом (ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ).
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в Управление.
По поступившим материалам проверок от ОМС, в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления, Управление обязано рассмотреть копию акта проверок и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в ОМС.
Таким образом, ОМС наделены полномочиями по выявлению нарушения в рамках проводимых проверок, а Управление наделено полномочиями по привлечению виновных лиц к административной ответственности на основании материалов проверок, проведенных ОМС.
Вместе с тем, необходимо учитывать один из принципов контрольно-надзорной деятельности – недопустимость проведения проверок в отношении одного и того же лица разными контролирующими органами по проверке одних и тех же требований законодательства (ст. 1 положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон № 294-ФЗ).
На основании указанных положений законодательства по материалам проверок, проведенных ОМС, Управление не имеет возможности проводить повторную проверку, а принимает решение о возбуждении административного дела или об отказе в возбуждении административного дела на основании представленных в Управление материалов.
Главный специалист-эксперт Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Е.С. Арндт
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Согласно статьи 25 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" регистрационная запись об ипотеке погашается в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган регистрации прав:
в случае, если выдана закладная:
- совместного заявления залогодателя и законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная;
- заявления законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная;
- заявления залогодателя с одновременным представлением документарной закладной, содержащей отметку владельца закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме;
в случае, если не выдана закладная:
- совместного заявления залогодателя и залогодержателя;
- заявления залогодержателя.
Регистрационная запись об ипотеке погашается также по решению суда или арбитражного суда о прекращении ипотеки в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В случае, если жилое помещение приобретено или построено полностью или частично с использованием накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, предоставленных по договору целевого жилищного займа в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", регистрационная запись об ипотеке погашается в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган регистрации прав заявления федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Для погашения регистрационной записи об ипотеке предоставление иных документов не требуется.
Начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Л.Ю. Елькина
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В Земельном кодексе РФ закреплено, что земельный участок как объект права собственности или иного права на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно положениям Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в т.ч. описание местоположения объекта недвижимости.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Таким образом, на основании указанных положений закона сведения о границах земельного участка, выраженные в координатах его поворотных точек, являются уникальной характеристикой земельного участка, позволяющих определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи. В связи с чем, с момента определения поворотных точек границ земельного участка и внесения их в государственный реестр (ЕГРН, ранее – Государственный кадастр недвижимости) земельный участок становится индивидуально-определенной вещью, границы которой установлены.
На практике часто возникает ситуация когда фактическое ограждение земельного участка (забор, столбы или иные конструкции) не соответствует реестровой границе, т.е. сведениям которые установлены в ЕГРН (координатам поворотных точек).
С целью устранения данной ситуации заинтересованное лицо вправе обратиться к услугам геодезистов или кадастровых инженеров, т.е. к лицам, имеющим соответствующее образование, специальное оборудование и оказывающим соответствующие услуги, а, следовательно, и отвечающим за качество оказанных услуг. В настоящее время на рынке услуг дефицита в данных специалистах нет. Также как показывает практика, во избежание дальнейших споров с соседями относительно изменения местоположения фактических ограждений, лучше стараться приглашать на данную процедуру собственников или землепользователей смежного земельного участка, со стороны которых и выявлено несоответствие фактической границы сведениями ЕГРН.
Дополнительно сообщаем, что Управление Росреестра по Томской области в соответствии с нормами действующего законодательства не уполномочено на оказание услуг населению по установке межевых знаков или проведения геодезических, кадастровых работ в отношении принадлежащих им земельных участков.
Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области А.И. Ткачев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.07.2020 № 1108 на территории Российской Федерации проводится эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц. В 2021 году к данному эксперименту в полной мере присоединяется и Росреестр.
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Целью эксперимента является создание механизма защиты прав контролируемых лиц при взаимодействии с контрольными (надзорными) органами в рамках проведения мероприятий по контролю, сведения о которых подлежат внесению в единый реестр проверок».
Жалоба может быть подана юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении которых было принято юридически значимое решение, совершено действие (бездействие), при этом, по их мнению, были нарушены права и законные интересы.
Постановление Правительства РФ от 24.07.2020 № 1108 содержит перечень требований к такой жалобе.
В случае если жалоба подана с соблюдением предъявляемых требований, орган, уполномоченный на ее рассмотрение, обязан отреагировать и принять одно из перечисленных в указанном Постановлении решений.
Таким образом, для перечисленных лиц появляется возможность предотвратить обращение в суд, а для государственного органа - избежать возможную отмену судом принятого им решения.
Начальник отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Томской области Т.Н. Казакова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Отделом правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Томской области (далее – Управление) проанализирована и обобщена судебная практика по делам в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также государственного кадастрового учета с участием Управления за 2020 год.
Анализ работы за 12 месяцев 2020 года показал, что в указанном периоде вступил в законную силу 71 судебный акт с привлечением Управления в качестве заинтересованного лица (административного ответчика, ответчика) по делам в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также государственного кадастрового учета, из них:
- 7 судебных актов об удовлетворении требований заявителей, о признании решений государственных регистраторов прав Управления незаконными (2 из них – в связи с ликвидацией второй стороны). В аналогичном периоде 2019 года подобных судебных актов было 9 из 86 вступивших в силу;
- 24 судебных акта вынесено в пользу Управления, в том числе: 19 - об отказе в удовлетворении требований заявителей о признании решения об отказе в государственной регистрации и (или) кадастрового учета незаконным; по 5 делам – в порядке искового производства;
- 40 определений о прекращении производства по делу или оставлении без рассмотрения.
Таким образом, соотношение количества вступивших в силу судебных актов, вынесенных в пользу и не в пользу Управления, составляет 32,3% и 10,2% соответственно.
Наиболее актуальными с точки зрения практики государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также кадастрового учета и судебной практики являются следующие дела:
- Рассмотрев дело по обращению Банка к Управлению с требованиями о признании незаконными уведомлений о приостановлении государственной регистрации прав и уведомлений об отказе в государственной регистрации прав, обязании устранить допущенные нарушения прав путем восстановления в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) безосновательно исключенных сведений об объектах недвижимости: жилой дом, пристрой к жилому дому, суд пришел к выводу о правомерности действий государственного регистратора в связи с тем, что часть жилого дома не является самостоятельным объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, а документы, подтверждающие право собственности на самовольно возведенные строения, обозначенные литерами, на государственную регистрацию не представлены.
- В результате рассмотрения дела о признании незаконными отказов во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, возложении на Управление обязанности по устранению нарушений прав и законных интересов административного истца путём повторного рассмотрения заявлений об изменении вида разрешенного использования, суд отметил, что действия должностных лиц Управления в полной мере отвечали установленным законом требованиям, поскольку данные земельные участки являются землями сельскохозяйственных угодий, поэтому изменение вида разрешенного использования таких земель в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Геодезический пункт – это закрепленная на местности специальной инженерной конструкцией точка земной поверхности, координаты которой определены с высокой точностью. Геодезические пункты носят общегосударственное и стратегическое значение, а также являются геодезической основой единого государственного реестра недвижимости.
Часто по причине неосведомленности граждан и юридических лиц о наличии на земельном участке, здании либо сооружении геодезического пункта, либо по причине незнания действующего законодательства в отношении обеспечения охраны геодезических пунктов происходит их уничтожение или повреждение.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством.
На территории Томской области контроль за соблюдением установленных действующим законодательством требований к обеспечению сохранности геодезических пунктов осуществляет Управление Росреестра по Томской области.
Правообладателям земельных участков либо иных объектов недвижимости, на которых расположены пункты государственной геодезической сети (ГГС), а также лицам, выполняющим геодезические и картографические работы, необходимо информировать Управление Росреестра по Томской области о фактах их повреждения или уничтожения в течение 15 календарных дней со дня обнаружения такого повреждения или уничтожения.
Порядок уведомления о случаях повреждения или уничтожения пунктов ГГС, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети утвержден приказом Росреестра от 21.10.2020 № П/0391.
У собственников и пользователей объектов недвижимости, на которых расположены геодезические пункты, возникает административная ответственность за неуведомление территориального органа Росреестра об уничтожении, повреждении или о сносе таких пунктов в виде штрафа. Граждане заплатят от 5000 до 10 000 рублей, должностные лица - от 10 000 до 50 000, юридические лица - от 50 000 до 200 000 рублей.
Проконсультироваться по вопросам уведомления о случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов можно в Управлении Росреестра по Томской области по номеру телефона 8(3822)51-36-22.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
C 08.02.2021 ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (Томский МФЦ) приступил к приему документов на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по экстерриториальному принципу.
Это означает, что граждане могут обращаться в офисы приема-выдачи документов Томского МФЦ за совершением учетно-регистрационных действий в отношении объектов недвижимости, расположенных в любом субъекте Российской Федерации.
Такая возможность появилась у россиян еще в 2017 году с вступлением в силу закона «О государственной регистрации недвижимости», однако правом приема документов по экстерриториальному принципу на территории Томской области был наделен только филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Томской области.
Исполняющая обязанности начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Н.А. Соболевская
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования.
На каждую территориальную зону устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Например, градостроительные регламенты не устанавливаются на земли лесного фонда, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию при органе местного самоуправления. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения
Итак, чтобы изменить вид разрешённого использования земельного участка необходимо руководствоваться правилами землепользования и застройки (далее – ПЗЗ), утверждёнными для муниципального образования, на территории которого находится земельный участок. Основной и вспомогательный виды разрешённого использования земельного участка выбирается правообладателем самостоятельно. Для этого необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг. С графиком работы отделов ОГКУ «ТО МФЦ» можно ознакомиться на сайте http://www.md.tomsk.ru. Региональный центр телефонного обслуживания: 8-800-350-08-50, 602-999.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов), в том числе, об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Заместитель начальника отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области И.А. Гончарова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество в нашей стране существует уже более 20 лет. Сегодня каждый гражданин, желающий стать законным правообладателем недвижимого имущества, знает, что для этого необходимо зарегистрировать свое право в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
С этой целью гражданин обращается в указанные органы и предоставляет необходимые документы для оказания государственной услуги в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. По истечении установленного действующим законодательством срока, гражданину выдают документы, на основании которых была оказана государственная услуга.
Но в силу различных жизненных обстоятельств возникают случаи, когда гражданин не смог обратиться за получением документов в указанный срок выдачи документов. Соответственно, у гражданина возникает вопрос - как действовать в такой ситуации.
В течение 30 календарных дней заявитель еще может обратиться в тот же офис приема-выдачи документов ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (МФЦ) или филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области (Филиал кадастровой палаты) и сразу же получить документы, не полученные им вовремя.
После истечения 30-дневного срока невостребованные заявителем документы из МФЦ передаются для последующего архивного хранения в Филиал кадастровой палаты, в связи с чем, у заявителя будет отсутствовать возможность получить свои документы в день обращения в офис приема МФЦ.
Выдача документов заявителям, не получившим документы в установленное время, осуществляется также специалистом МФЦ, но уже на основании предварительной заявки.
Заявка должна содержать ФИО заявителя, адрес объекта, номер обращения при подаче документов на оказание государственной услуги. Срок обработки заявки составляет семь рабочих дней от даты подачи заявителем заявки.
Необходимо отметить, что срок хранения документов, поступивших на основании заявки из архива Филиал кадастровой палаты, составляет две недели с момента их получения МФЦ, по истечении которых снова возвращаются в архив.
Следует учитывать, что при подаче заявителем заявки в МФЦ на выдачу не полученных документов, находящихся на хранении в другом городе или районе Томской области (экстерриториальный запрос), указать конкретный срок обработки заявки не представляется возможным, так как он определяется индивидуально в соответствии с логистикой перемещения документов, о чем заявитель уведомляется.
Исполняющая обязанности начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Н.А. Соболевская
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации существует несколько способов возникновения новых земельных участков:
-Раздел (один участок делится на несколько);
-Выдел одного или объединение нескольких участков;
-Перераспределение земельных участков
Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
3) иной документ, на основании которого в соответствии с иными федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица. Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным Кодексом РФ.
Государственная регистрация права на земельный участок, образуемый при выделе его в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в общей долевой собственности более чем пяти лиц (земельной доли), может быть осуществлена на основании:
1) заявления, поданного лицом, уполномоченным общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
2) заявления, поданного лицом или лицами, являющимися собственниками земельной доли (долей) и образующими земельный участок путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.
Данное правило не применяется при государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении земельных участков или выделе из земельных участков, предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, а также на земельные участки, образуемые при выделе из земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности более чем пяти лиц.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Специалист-эксперт Шегарского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области С.В. Шароварина
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами.
Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся, это использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по использованию земель в соответствии с их целевым назначением собственник земельного участка (лицо, не являющееся собственником земельного участка) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Например, если Вам принадлежит на праве собственности земельный участок с разрешенным видом использования: под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), то на данном земельном участке у Вас должен стоять жилой дом и использовать земельный участок Вы можете для строительства жилого дома и обслуживание этого дома. А если Вы на данном земельном участке построили магазин или используете свой жилой дом под магазин, то усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению).
Чтобы не допустить данное нарушение, необходимо:
- использовать участок в соответствии с целевым назначением.
- сведения о целевом назначении земельного участка содержатся в ЕГРН и в правоустанавливающих документах на земельный участок. Информацию можно получить путем запроса выписки из ЕГРН, а также посмотрев свои правоустанавливающие документы на земельный участок.
- любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Также если Вам принадлежит на праве собственности земельный участок с видом разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)», то Вы должны приступить к использованию данного земельного участка по целевому назначению, то есть освоить данный земельный участок (получить разрешение на строительство и приступить к строительству индивидуального жилого дома на данном земельном участке) в течение трёх лет с момента, когда Вы стали собственником земельного участка. А если с момента возникновения у Вас права собственности на земельный участок прошло более трёх лет и Вами не предприняты меры по использованию земельного участка в соответствии с видом разрешённого использования, Вы нарушаете ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 284 Гражданского кодекса РФ, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ.
Обращаем Ваше внимание, что все меры, направленные на самостоятельное выявление и устранение нарушений, следует принимать заранее и заблаговременно до осуществления контрольных мероприятий.
Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области А.И. Ткачев