Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Правообладатели (собственники) земельных участков, помимо представляемых им законом правомочий по распоряжению, владению, пользованию своими земельными участками также несут определенные обязанности.

Одной из таких обязанностей является необходимость использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Целевое назначение земельного участка определяется исходя из его принадлежности к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Если земельный участок имеет вид разрешенного использования, связанный с садоводством (огородничеством), то это обстоятельство налагает на собственника (правообладателя) земельного участка обязанность использовать свой земельный участок именно для садоводства (огородничества).

Неисполнение данной обязанности в течение определенного законом срока влечет административную ответственность.

В соответствии со ст. 284 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Таким образом, по общему правилу неиспользование земельного участка, предназначенного для садоводства (огородничества), в течение трех лет является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ (неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом).

Размер штрафа устанавливается в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, но для граждан – не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) – не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – не менее четырехсот тысяч рублей.

Надзор за соблюдением требований земельного законодательства при использовании земельных участков, предназначенных для садоводства, огородничества осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) и ее территориальные органы. На территории Томской области – это Управление Росреестра по Томской области.

Кроме того, полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением требований земельного законодательства при использовании земельных участков также наделены органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный земельный контроль. Таким органом, на территории г. Томска является Департамент недвижимости администрации города Томска.

Согласно нормам КоАП РФ полномочиями по рассмотрению административных дел по фактам самовольного занятия земельных участков наделены только должностные лица Управления Росреестра по Томской области.

С начала 2020 года за неиспользование земельных участков, предусмотренных для садоводства, огородничества 26 лиц привлечено к административной ответственности, общая сумма наложенных штрафов составила 320 тыс. рублей.

Во избежание привлечения к административной ответственности собственникам земельных участков, предназначенных для садоводства (огородничества), необходимо привести свои участки в надлежащее состояние, во избежание обоснованных жалоб от соседей и председателей СНТ в соответствующие органы.

 

Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области А.И. Ткачев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основания и порядок проведения переустройства и перепланировки жилого помещения регулируются нормами главы 4 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ).

Так, в соответствии со статьей 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.         

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Переустройство либо перепланировка жилых помещений осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого находится жилое помещение. Согласование осуществляется посредством принятия соответствующим органом местного самоуправления решения о перепланировке или переустройстве жилого помещения (ч. 1 ст. 26 ЖК РФ).

Многие собственники приступают к переустройству или перепланировке без учёта правовых и технических аспектов в полной уверенности, что со своей жилплощадью они могут  совершать любые действия. Но на самом деле в многоквартирном доме (МКД) все жилые и нежилые помещения неразрывно связаны друг с другом и перепланировка и переустройство одной квартиры может затронуть конструкцию всего дома.  Поэтому такая ошибочная уверенность может впоследствии привести к ряду серьезных проблем.

Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если  переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такое переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Обращаем Ваше внимание, что законом не допускается перепланировка квартир, ведущая к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций  здания, нарушению в работе инженерных систем и  (или) оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, повреждению противопожарных устройств.

Собственники помещений в многоквартирном доме, владельцы помещений, не являющиеся собственниками, а также объединения собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и жилищно-строительные кооперативы, вправе самостоятельно обращаться в суд с требованиями к лицам, самовольно переустроившим и (или) перепланировавшим помещение, в порядке, предусмотренном соответственно ст. ст. 304 и 305 Гражданского кодекса РФ, и такие требования подлежат рассмотрению судами.

При этом требования собственников помещений в многоквартирном доме, владельцев помещений, не являющихся собственниками, а также объединений собственников помещений в многоквартирном доме, заявленные в порядке ч. 5 ст. 29 ЖК РФ, рассмотрению не подлежат.

 

 

Начальник Парабельского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области М.И. Новиков

                                     

С внедрением Федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости на территории Российской Федерации существует возможность воспользоваться экстерриториальным принципом приема заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.

Такая возможность закреплена ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Под экстерриториальным принципом понимается возможность обращаться с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрацией прав в офис приема-выдачи документов в любом регионе России, независимо от места расположения объекта недвижимости.

В случае подачи заявления по экстерриториальному принципу кадастровый учет, регистрацию прав, сделок, ограничений и обременений проводит орган регистрации по месту нахождения объекта недвижимости. Учетно-регистрационные действия проводятся на основании электронных документов, созданных органом регистрации по месту приема от заявителя документов в бумажном виде и подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора этого органа.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Учетно-регистрационные действия по экстерриториальному принципу проводятся также как и при обычном порядке подачи документов, выписка из Единого государственного реестра недвижимости выдается в установленный срок».

На территории Томской области правом приема документов по экстерриториальному принципу наделен филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Томской области (далее – Филиал).

Для подачи документов по экстерриториальному принципу следует обращаться в офисы филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области приема документов по адресам:

634029, Томская область, г.Томск, Советский, ул.Белинского, д.8;

636035, Томская область, г. ЗАТО Северск, ул. Ленина, д. 88.

Подача документов по экстерриториальному принципу осуществляется по предварительной записи на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) или по номеру телефона: 8(800)100-34-34.

 

 

Начальник отдела правового обеспечения,по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Томской области Т.Н. Казакова

С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).

В целях реализации нового закона создана федеральная государственная информационная система ведения  Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Одним из способов пополнения сведений ЕГРН является межведомственное информационное взаимодействие.

Межведомственное взаимодействие представляет собой обмен документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами власти, органами государственных внебюджетных фондов в целях предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг. 

Организация межведомственного взаимодействия с Росреестром происходит через интерфейс веб-сервисов по каналам СМЭВ.

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) ориентирована на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск, обработку и представление информации в электронной форме.

Так, в рамках межведомственного взаимодействия с Росреестром с февраля 2019 г. произошло упрощение порядка регистрации права собственности на имущество, полученное по наследству. Сегодня подача необходимого пакета документов в орган регистрации прав на недвижимое имущество является необходимым этапом работы нотариуса сразу после выдачи им свидетельства о праве на наследство. Все документы для регистрации права собственности на имущество, полученное в порядке наследования, направляются нотариусом в электронном виде через специальный сервис Единой информационной системы нотариата посредством межведомственного взаимодействия с Росреестром.

С сентября 2019 года органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о признании жилого дома садовым домом или садового дома жилым домом, обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Кроме того, в орган регистрации прав в порядке межведомственного взаимодействия регулярно поступают сведения об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости; о результатах проведения государственного земельного надзора; об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования; о присвоении адресов объектам адресации, об изменении или аннулировании адресов объектов адресации и другие, предусмотренные Законом о регистрации сведения.

 

Ведущий специалист-эксперт Шегарского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области С.И. Малюгин

Государственная Дума Федерального собрания  Российской Федерации 18 ноября 2020 приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект о продлении еще на пять лет, то есть до 1 марта 2026 года упрощенного порядка регистрации прав на недвижимость, называемого в обществе как «Дачная амнистия».

Отдельные положения «Дачной амнистии» должны были закончить свое действие 1 марта 2021 года. В частности, это норма об упрощенном порядке оформления прав на жилые или садовые дома, созданные на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, при котором государственная регистрация прав  происходит на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок.

После этой даты о начале и завершении строительства жилых и садовых домов пришлось бы уведомлять органы местного самоуправления.

Положения об упрощенном порядке регистрации прав планируется теперь распространить и на владельцев домов, расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.

 

 

Начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Управления Росреестра по Томской области Т.М. Никитюк

Порядок проведения плановых проверок установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, Административным регламентом осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденного приказом Росреестра от 18.06.2019 №П/0240 (далее - Административный регламент).
Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся территориальными органами Росреестра в соответствии с ежегодными планами проверок. Планы ежегодно разрабатываются, утверждаются и согласовываются с органами прокуратуры.
Как правило, плановые проверки проводятся один раз в три года, но в отдельных случаях могут проводиться чаще. Они могут быть документарными и выездными.
О проведении проверки проверяемые лица уведомляются не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала.
В процессе проведения плановой документарной проверки должностными лицами Росреестра (территориального органа) рассматриваются документы юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина, имеющиеся в распоряжении Росреестра (территориального органа).
Плановая выездная проверка проводится в присутствии руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, гражданина, его законного или уполномоченного представителя, а также может быть проведена в отсутствие указанных лиц в случае их надлежащего уведомления.
При проведении плановой выездной проверки должностные лица:
1) проверяют документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина или их представителя;
2) запрашивают имеющиеся документы, подтверждающие возникновение права владения и пользования объектом земельных отношений, и иные документы, относящиеся к предмету проверки, с учетом ограничений, указанных в Административном регламенте;
3) осуществляют:
обмер границ проверяемого земельного участка;
определение местоположения характерных точек границ проверяемого земельного участка (при наличии технической возможности);
фотосъемку;
4) устанавливают:
фактическое использование земельного участка, его соответствие установленным для земельного участка целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенному использованию;
соблюдение требования о приведении земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
соответствие площади земельного участка площади, указанной в Едином государственном реестре недвижимости и в правоустанавливающих документах;
соответствие местоположения характерных точек границ земельного участка сведениям об их местоположении в Едином государственном реестре недвижимости (в случае необходимости);
соблюдение требования о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельного участка или приобретения его в собственность;
По итогам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых вручается проверяемому лицу.

 

Главный специалист-эксперт Молчановского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области И.Ю. Кондратьева

 

В рамках работы по реализации мероприятий «Дорожной карты» по проекту «Наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями», утвержденной на территории Томской области Губернатором Томской области и руководителем Росреестра по Томской области 12.08.2020 (далее – Дорожная карта), в Сибирском Федеральном округе (СФО) прошло совещание с участием руководителя Росреестра Олега Скуфинского и полномочного представителя Президента РФ в СФО Сергея Меняйло с губернаторами, представителями регионов Сибири и территориальных органов Росреестра.

Участники совещания обсудили, в частности, важность внесения полных и точных сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), что будет являться определяющим для качества оказания услуг Росреестра и работы электронных сервисов.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Мероприятия по обеспечению полноты, точности и достоверности сведений, содержащихся в ЕГРН, всегда являлись приоритетными для Управления Росреестра по Томской области.

В рамках реализации Плана-графика верификации сведений ЕГРН на 2019-2021 годы, утвержденного Росреестром в сентябре 2019 года, подлежало анализу на предмет полноты, целостности и достоверности более 800 тысяч сведений ЕГРН. На сегодняшний день приведены в соответствие данные почти в 400 тысячах объектов недвижимости.

Кроме того, во исполнение одного из подпроектов «Дорожной карты» - «Качество данных ЕГРН» - в рамках внесения необходимых сведений в ЕГРН, в адрес органов местного самоуправления Томской области ежемесячно направляются перечни объектов капитального строительства (ОКС), у которых отсутствует связь с земельными участками, на которых они расположены. После поступления сведений об установлении связи ОКС с земельными участками, данная информация вносится в ЕГРН. Только за 3 месяца с августа по октябрь 2020 года на основании поступивших от органов документов, установлена и внесена в ЕГРН связь с земельными участками более чем у 1200 ОКС».

В рамках взаимодействия с региональными органами власти продолжается совместная работа Росреестра с ОГКУ «Томский МФЦ» (далее – МФЦ) в части порядка приема заявлений и сканирования документов. МФЦ осуществляют прием документов по всем основным государственным услугам Росреестра. То, как сработает МФЦ значительно влияет на качество и доступность услуг ведомства. Поэтому в Томской области на постоянной основе проводятся обучающие мероприятия, семинары с сотрудниками многофункционального центра, ведется работа над повышением качества приема и сканирования документов.

С целью контроля за надлежащим исполнением МФЦ возложенных полномочий, Управлением Росреестра по Томской области ежемесячно проводится обобщение ошибок, допускаемых сотрудниками МФЦ при приеме документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию недвижимости, и запросов о предоставлении информации, результаты которого направляются руководителю МФЦ для принятия мер, направленных на повышение качества принимаемых документов.

Результатом такой работы стало то, что по итогам первого полугодия 2020 года достигнуты показатели по качеству приема и сканирования документов в МФЦ, выполнение которых было запланировано на конец 2020 года.

 

 

Начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Т.А. Фёдорова

 

 

Согласно статье 42 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее – Закон о регистрации, сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке.

Частью 2 статьи 59 Закона о регистрации определено, что при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется. В связи с чем, для разъяснения по заключению таких сделок, содержании договора, необходимых для заключения договора документах следует обращаться к нотариусам.

Дополнительно сообщаем, что в случае, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки, заявление о государственной регистрации перехода права и права собственности может быть представлено нотариусом.

 

 

И.о. заместителя начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области Г.Ю. Телицына

 

По общему правилу, установленному статьей 14 Федерального закона от 13.07.2017 № 218-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав носит заявительный характер.

Исходя из положений частей 1, 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ для государственной регистрации права собственности юридического лица на объект недвижимости, возникшего на основании договора об отчуждении данного объекта недвижимости необходимы:

1) Заявление(я) о государственной регистрации (оригинал):

- перехода права - представляет лицо, отчуждающее объект недвижимости;

- права собственности - представляет лицо, приобретающее объект недвижимости;

- ипотеки в силу закона - представляет залогодержатель или залогодатель.

В случае если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки, заявление о государственной регистрации перехода права и права собственности (а также в соответствующих случаях ипотеки в силу закона) может быть представлено нотариусом (работником нотариуса) либо одной из сторон такой сделки (в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 15 Закона № 218-ФЗ).

2) Документ, удостоверяющий личность представителя юридического лица (оригинал).

3) Документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя юридического лица, если с заявлением обращается его представитель

4) Документ, подтверждающий полномочия лица на подписание договора лицом, не являющимся руководителем или иным лицом, действующим от имени юридического лица без доверенности (оригинал и копия).

5) Документ, подтверждающий право собственности лица, отчуждающего объект недвижимости, если право на отчуждаемый объект недвижимости возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок к ним», то есть до 31 января 1998 г.

6) Договор об отчуждении объекта недвижимости (если договор совершен в простой письменной форме - оригинал, не менее 2-х экземпляров; если договор нотариально удостоверен - не менее 2-х экземпляров, один из которых оригинал).

7) Закладная и документы, названные в закладной в качестве приложений (если возникает ипотека в силу закона и в случае составления закладной) (оригинал и копия).

8) Иные документы, которые в установленных законодательством случаях необходимы для государственной регистрации, в том числе для проверки законности сделки, включая:

- письменное согласие получателя ренты, если отчуждаемое нежилое помещение было передано лицу, отчуждающему объект недвижимости, в обеспечение пожизненного содержания (оригинал и копия);

- письменное согласие залогодержателя на отчуждение имущества, если объект находится в залоге и иное не предусмотрено договором об ипотеке (оригинал и копия);

- решение компетентного органа юридического лица об одобрении крупной сделки или сделки, в совершении которой имеется заинтересованность (оригинал и копия).

Также за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 17 Закона № 218-ФЗ).

 

Начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Л.Ю. Елькина

Управление Росреестра по Томской области обращает внимание кадастровых инженеров и правообладателей объектов недвижимого имущества на то, что в Министерстве юстиции РФ 16.11.2020 г. зарегистрирован приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.10.2020 № П/0393. Настоящим приказом утверждены требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2026 года

 

 

Начальник отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области А.Н. Юркевич

Полномочиями по признанию заявителя потерпевшим, орган, рассматривающий жалобу на действия арбитражного управляющего, действующим законодательством не наделен. Нормы Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) не предусматривают вынесение должностным лицом административного органа какого-либо правоприменительного акта о признании соответствующего лица потерпевшим. Физическое или юридическое  лицо приобретает статус потерпевшего по делу об административном правонарушении с того момента, когда он фиксируется в данном качестве в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. С этого момента у лица, признанного потерпевшим, возникают процессуальные права и обязанности. Статьей 4.7 КоАП РФ установлено, что споры о возмещении имущественного ущерба и морального вреда разрешаются судом. Только судебные акты по делу о банкротстве, принятые в соответствии со статьями 20.4 и 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ и вступившие в законную силу будут являться доказательствами причинения заявителю убытков действиями (бездействием) арбитражного управляющего.

Таким образом, заявитель, обратившийся  с жалобой на арбитражного управляющего, может быть признан потерпевшим, и его статус потерпевшего будет указан в протоколе об административном правонарушении, только при наличии судебного акта о причинении ему ущерба /убытков.

  

Заместитель начальника отдела Правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере СРО Управления Росреестра по Томской области  Е.Б. Винокурова