Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В процессе межевания земельного участка или установления границ и определения площади иного объекта недвижимости кадастровый инженер должен выявить поворотные точки такого участка или объекта и определить их координаты в соответствующей системе координат.
При проведении кадастровых работ важными показателями являются точность измерений и их погрешность.
Измерительные приборы не могут определить абсолютно достоверно измеряемые величины, что связано с некоторыми допустимыми отклонениями и помехами, такими как человеческий фактор, погодные условия, особенности рельефа местности. Это приводит к определенной неточности.
С 01.01.2021 вступает в силу приказ Росреестра от 23.10.2020 № П/0393, которым утверждены требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка и контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места, который заменит приказ Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения».
Новым приказом вводится такое понятие как «комбинированный метод определения координат», который широко используется кадастровыми инженерами и включает в себя геодезический метод и метод спутниковых геодезических измерений.
Вносится требование об установке межевых знаков, в случае если это предусмотрено договором подряда на выполнение кадастровых работ или иным документом, на основании которого выполняются кадастровые работы.
Уточняются формулы для определения средней квадратической погрешности координат характерных точек границ объектов недвижимости.
Определение координат характерных точек земельного участка должно быть выполнено с точностью, не превышающей точность, установленную приказом Росреестра для определенных категорий земель.
Кроме того, новый приказ устанавливает требования к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места и включает в себя рекомендации о проведении измерений только после завершения всех строительных и отделочных работ. Уточнены элементы здания, которые включаются и не включаются в площадь объекта.
Настоящий приказ вступает в силу с 01.01.2021 и действует до 31.12.2026. Управление Росреестра по Томской области обращает внимание кадастровых инженеров на соблюдение требований, установленных данным приказом.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Управление Росреестра по Томской области сообщает, что новости, появляющиеся в региональном блоке официального сайта Росреестра (https://rosreestr.gov.ru), также появляются и в группах Управления в социальных сетях, где их можно обсудить, оценить и рассказать друзьям. Подпишитесь на Управление Росреестра по Томской области в любом удобном для вас ресурсе, и вы всегда будете владеть актуальной информацией. Ждём вас в наших группах:
- Twitter (Управление Росреестра по Томской области): https://twitter.com/RosreestrTomsk
- VK (Управление Росреестра по Томской области): https://vk.com/public196926452
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
01.01.2021 вступят в силу изменения, касающиеся порядка уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 23.11.2020 №374-ФЗ, в соответствии с которыми за государственную регистрацию права на объект недвижимости, возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная пошлина не уплачивается.
Кроме того, закреплена новая норма, согласно которой за государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости в связи с реорганизацией юридического лица в форме преобразования, государственная пошлина уплачивается в размере 1 000 рублей.
Начальник отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН
Управления Росреестра по Томской области Т.А. Федорова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В 2020 году на территории Томской области проведена очередная государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, земель промышленности и земель особо охраняемых территорий и объектов. Однако в связи с напряженной экономической ситуацией результаты ее не были утверждены. В соответствии с периодичностью, установленной Федеральным законом от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», государственная кадастровая оценка земельных участков должна быть проведена в 2022 году во всех субъектах Российской Федерации.
До момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов очередной государственной кадастровой оценки у заинтересованных лиц существует возможность пересмотреть кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения, установленную по итогам проведения государственной кадастровой оценки 2014 года. Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданная при Управлении Росреестра по Томской области, продолжает свою деятельность.
Основанием для пересмотра кадастровой стоимости в комиссии является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (например: неправильное указание сведений об объекте (площадь, местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка и др.), или установление рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Для оспаривания нужно подготовить заявление о пересмотре кадастровой стоимости и необходимые документы:
- выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- копию правоустанавливающего (правоудостоверяющего) документа, если заявление подает правообладатель объекта недвижимости;
- отчет об оценке рыночной стоимости в бумажном виде и в форме электронного документа на электронном носителе, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости, в случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений.
И направить вышеназванное заявление и документы в комиссию по рассмотрению споров при Управлении Росреестра по Томской области почтовым отправлением по адресу: 634003, г. Томск, ул. Пушкина, 34/1. Телефоны для справок: (83822) 51-11-67, 51-37-82.
Для юридических лиц и органов власти досудебное урегулирование споров о кадастровой стоимости обязательно. Перед подачей иска в суд им необходимо обратиться в комиссию. Физические лица имеют право выбора либо обращаться в комиссию, либо сразу в суд.
Срок рассмотрения заявления в комиссии - 1 месяц. По результатам рассмотрения заявления комиссия принимает решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отклонении заявления.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости будет применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Деятельность комиссии носит открытый характер. Информация о ее работе, в том числе формы заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, протоколы заседаний комиссии и принятые решения без указания персональных данных заявителей размещены на официальном сайте Росреестра по адресу: http:// rosreestr.gov.ru в региональном блоке Томской области во вкладке: «Деятельность» в разделе «Кадастровая оценка» в подразделе «Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости» - «Информация о работе комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» во вкладке «Томская область».
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Геодезический пункт – это закрепленная на местности специальной инженерной конструкцией точка земной поверхности, координаты которой определены с высокой точностью. Геодезические пункты носят общегосударственное и стратегическое значение, а также являются геодезической основой единого государственного реестра недвижимости.
На территории Томской области контроль за соблюдением установленных действующим законодательством требований к обеспечению сохранности геодезических пунктов осуществляет Управление Росреестра по Томской области.
Правообладателям земельных участков либо иных объектов недвижимости, на которых расположены пункты государственной геодезической сети (ГГС), а также лицам, выполняющим геодезические и картографические работы, необходимо информировать Управление Росреестра по Томской области о фактах их повреждения или уничтожения в течение 15 календарных дней со дня обнаружения такого повреждения или уничтожения.
Порядок уведомления о случаях повреждения или уничтожения пунктов ГГС, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети утвержден приказом Росреестра от 21.10.2020 № П/0391 и вступает в силу с 01.01.2021.
У собственников и пользователей объектов недвижимости, на которых расположены геодезические пункты, возникает административная ответственность за неуведомление территориального органа Росреестра об уничтожении, повреждении или о сносе таких пунктов в виде штрафа. Граждане заплатят от 5 000 до 10 000 рублей, должностные лица - от 10 000 до 50 000 рублей, юридические лица - от 50 000 до 200 000 рублей.
В свою очередь Управление Росреестра по Томской области проводит мероприятия по обследованию пунктов государственной геодезической сети, установлению охранных зон данных пунктов и внесению их в Единый государственный реестр недвижимости.
Проконсультироваться по вопросам уведомления о случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов можно в Управлении Росреестра по Томской области по номеру телефона 8(3822)51-36-22.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Правообладатели (собственники) земельных участков, помимо представляемых им законом правомочий по распоряжению, владению, пользованию своими земельными участками также несут определенные обязанности.
Одной из таких обязанностей является необходимость использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Целевое назначение земельного участка определяется исходя из его принадлежности к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Если земельный участок имеет вид разрешенного использования, связанный с садоводством (огородничеством), то это обстоятельство налагает на собственника (правообладателя) земельного участка обязанность использовать свой земельный участок именно для садоводства (огородничества).
Неисполнение данной обязанности в течение определенного законом срока влечет административную ответственность.
В соответствии со ст. 284 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Таким образом, по общему правилу неиспользование земельного участка, предназначенного для садоводства (огородничества), в течение трех лет является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ (неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом).
Размер штрафа устанавливается в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, но для граждан – не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) – не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – не менее четырехсот тысяч рублей.
Надзор за соблюдением требований земельного законодательства при использовании земельных участков, предназначенных для садоводства, огородничества осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) и ее территориальные органы. На территории Томской области – это Управление Росреестра по Томской области.
Кроме того, полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением требований земельного законодательства при использовании земельных участков также наделены органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный земельный контроль. Таким органом, на территории г. Томска является Департамент недвижимости администрации города Томска.
Согласно нормам КоАП РФ полномочиями по рассмотрению административных дел по фактам самовольного занятия земельных участков наделены только должностные лица Управления Росреестра по Томской области.
С начала 2020 года за неиспользование земельных участков, предусмотренных для садоводства, огородничества 26 лиц привлечено к административной ответственности, общая сумма наложенных штрафов составила 320 тыс. рублей.
Во избежание привлечения к административной ответственности собственникам земельных участков, предназначенных для садоводства (огородничества), необходимо привести свои участки в надлежащее состояние, во избежание обоснованных жалоб от соседей и председателей СНТ в соответствующие органы.
Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области А.И. Ткачев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Основания и порядок проведения переустройства и перепланировки жилого помещения регулируются нормами главы 4 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ).
Так, в соответствии со статьей 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство либо перепланировка жилых помещений осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого находится жилое помещение. Согласование осуществляется посредством принятия соответствующим органом местного самоуправления решения о перепланировке или переустройстве жилого помещения (ч. 1 ст. 26 ЖК РФ).
Многие собственники приступают к переустройству или перепланировке без учёта правовых и технических аспектов в полной уверенности, что со своей жилплощадью они могут совершать любые действия. Но на самом деле в многоквартирном доме (МКД) все жилые и нежилые помещения неразрывно связаны друг с другом и перепланировка и переустройство одной квартиры может затронуть конструкцию всего дома. Поэтому такая ошибочная уверенность может впоследствии привести к ряду серьезных проблем.
Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такое переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Обращаем Ваше внимание, что законом не допускается перепланировка квартир, ведущая к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, повреждению противопожарных устройств.
Собственники помещений в многоквартирном доме, владельцы помещений, не являющиеся собственниками, а также объединения собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и жилищно-строительные кооперативы, вправе самостоятельно обращаться в суд с требованиями к лицам, самовольно переустроившим и (или) перепланировавшим помещение, в порядке, предусмотренном соответственно ст. ст. 304 и 305 Гражданского кодекса РФ, и такие требования подлежат рассмотрению судами.
При этом требования собственников помещений в многоквартирном доме, владельцев помещений, не являющихся собственниками, а также объединений собственников помещений в многоквартирном доме, заявленные в порядке ч. 5 ст. 29 ЖК РФ, рассмотрению не подлежат.
Начальник Парабельского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области М.И. Новиков
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).
В целях реализации нового закона создана федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Одним из способов пополнения сведений ЕГРН является межведомственное информационное взаимодействие.
Межведомственное взаимодействие представляет собой обмен документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами власти, органами государственных внебюджетных фондов в целях предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг.
Организация межведомственного взаимодействия с Росреестром происходит через интерфейс веб-сервисов по каналам СМЭВ.
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) ориентирована на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск, обработку и представление информации в электронной форме.
Так, в рамках межведомственного взаимодействия с Росреестром с февраля 2019 г. произошло упрощение порядка регистрации права собственности на имущество, полученное по наследству. Сегодня подача необходимого пакета документов в орган регистрации прав на недвижимое имущество является необходимым этапом работы нотариуса сразу после выдачи им свидетельства о праве на наследство. Все документы для регистрации права собственности на имущество, полученное в порядке наследования, направляются нотариусом в электронном виде через специальный сервис Единой информационной системы нотариата посредством межведомственного взаимодействия с Росреестром.
С сентября 2019 года органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о признании жилого дома садовым домом или садового дома жилым домом, обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Кроме того, в орган регистрации прав в порядке межведомственного взаимодействия регулярно поступают сведения об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости; о результатах проведения государственного земельного надзора; об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования; о присвоении адресов объектам адресации, об изменении или аннулировании адресов объектов адресации и другие, предусмотренные Законом о регистрации сведения.
Ведущий специалист-эксперт Шегарского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области С.И. Малюгин
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Порядок проведения плановых проверок установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, Административным регламентом осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденного приказом Росреестра от 18.06.2019 №П/0240 (далее - Административный регламент).
Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся территориальными органами Росреестра в соответствии с ежегодными планами проверок. Планы ежегодно разрабатываются, утверждаются и согласовываются с органами прокуратуры.
Как правило, плановые проверки проводятся один раз в три года, но в отдельных случаях могут проводиться чаще. Они могут быть документарными и выездными.
О проведении проверки проверяемые лица уведомляются не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала.
В процессе проведения плановой документарной проверки должностными лицами Росреестра (территориального органа) рассматриваются документы юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина, имеющиеся в распоряжении Росреестра (территориального органа).
Плановая выездная проверка проводится в присутствии руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, гражданина, его законного или уполномоченного представителя, а также может быть проведена в отсутствие указанных лиц в случае их надлежащего уведомления.
При проведении плановой выездной проверки должностные лица:
1) проверяют документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина или их представителя;
2) запрашивают имеющиеся документы, подтверждающие возникновение права владения и пользования объектом земельных отношений, и иные документы, относящиеся к предмету проверки, с учетом ограничений, указанных в Административном регламенте;
3) осуществляют:
обмер границ проверяемого земельного участка;
определение местоположения характерных точек границ проверяемого земельного участка (при наличии технической возможности);
фотосъемку;
4) устанавливают:
фактическое использование земельного участка, его соответствие установленным для земельного участка целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенному использованию;
соблюдение требования о приведении земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
соответствие площади земельного участка площади, указанной в Едином государственном реестре недвижимости и в правоустанавливающих документах;
соответствие местоположения характерных точек границ земельного участка сведениям об их местоположении в Едином государственном реестре недвижимости (в случае необходимости);
соблюдение требования о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельного участка или приобретения его в собственность;
По итогам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых вручается проверяемому лицу.
Главный специалист-эксперт Молчановского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области И.Ю. Кондратьева
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Согласно статье 42 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее – Закон о регистрации, сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке.
Частью 2 статьи 59 Закона о регистрации определено, что при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется. В связи с чем, для разъяснения по заключению таких сделок, содержании договора, необходимых для заключения договора документах следует обращаться к нотариусам.
Дополнительно сообщаем, что в случае, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки, заявление о государственной регистрации перехода права и права собственности может быть представлено нотариусом.
И.о. заместителя начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области Г.Ю. Телицына
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Управление Росреестра по Томской области обращает внимание кадастровых инженеров и правообладателей объектов недвижимого имущества на то, что в Министерстве юстиции РФ 16.11.2020 г. зарегистрирован приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.10.2020 № П/0393. Настоящим приказом утверждены требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2026 года
Начальник отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области А.Н. Юркевич