Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

В рамках ведомственной программы цифровой трансформации Росреестром запланировано проведение реинжиниринга бизнес-процессов и создание цифровой платформы для предоставления госуслуг в электронном виде по принципу «одного окна».

С целью повышения качества предоставления государственных услуг Росреестр проводит комплексный анализ клиентского пути для выявления и устранения «болевых точек» заявителей.

Для успешной реализации такой задачи Росреестром досконально изучается процесс взаимодействия с заявителями от приема документов в МФЦ до их последующей передачи в территориальные органы Росреестра и филиалы Федеральной кадастровой палаты, обработки данных, принятия решения регистратором и возвращения результатов оказания услуг в МФЦ.

В результате такой работы будут созданы цифровые клиентоориентированные сервисы и усовершенствован процесс предоставления госуслуг Росреестром.

«В Томской области на сегодняшний день значительная часть взаимодействия жителей с органами власти осуществляется в электронном виде. В нынешних условиях без развития цифровизации и приобретения специалистами необходимых для работы в новых условиях компетенций, совершенствовать этот процесс сложно», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

Росреестром уже утверждены основные этапы реализации программы цифровой трансформации. Ее ключевые задачи - увеличение доли массовых государственных услуг, доступных в электронном виде, повышение качества оказания государственных услуг Росреестра и повышение его эффективности.

В этих целях создан архитектурно-технический совет ведомства, который координирует работу по стратегическому управлению цифровой трансформацией Росреестра.

В конце декабря 2020 года в Росреестре состоялось первое заседание межрегиональной рабочей группы по цифровой трансформации, созданной в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика». В мероприятии были задействованы представители центрального аппарата Росреестра, цифровые региональные лидеры, руководители территориальных органов ведомства, филиалов Федеральной кадастровой палаты.

 

 

Начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Т.А. Федорова

 

 Росреестр предоставляет гражданам, бизнесу, органам власти и местного самоуправления весь комплекс государственных услуг в области регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), а также в области ведения и предоставления сведений из государственных реестров саморегулируемых организаций в сфере оценочной, кадастровой деятельности, деятельности арбитражных управляющих и операторов электронных площадок.

    Основные государственные услуги Росреестра можно получить одним из удобных и современных способов − на сайте Росреестра в электронном виде, в офисах многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), расположенных на всей территории Российской Федерации, т.е. при предоставлении заявления и документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрацией прав в отношении объекта недвижимости, расположенного в другом субъекте Российской Федерации. У заявителей также есть возможность отправить документы для получения государственных услуг Росреестра почтовым отправлением.

     Электронные госуслуги и сервисы Росреестра с каждым годом набирают все большую популярность. Граждане и организации могут оперативно через Интернет знакомиться с информацией об объектах недвижимости, получать различные услуги Росреестра в режиме реального времени и отслеживать статус своей заявки на получение этих услуг.

    В личном кабинете пользователь (как физическое, так и юридическое лицо) может просматривать информацию о принадлежащих ему объектах недвижимости. В разделе "Мои объекты" владелец может увидеть кадастровый номер, адрес, площадь, кадастровую стоимость принадлежащих ему объектов, а также сведения о правах, ограничениях и обременениях прав на свою недвижимость. Чтобы воспользоваться сервисом, необходимо авторизоваться, то есть иметь логин и пароль на сайте www.gosuslugi.ru (используется Единая система идентификации и аутентификации для получения доступа к государственным услугам в электронном виде).

    В настоящее время в личном кабинете можно подать в электронном виде заявление на получение всех наиболее востребованных услуг Росреестра: это регистрация прав, кадастровый учет, единая процедура (одновременное проведение этих процедур), получение сведений из ЕГРН.

   В разделе "Мои заявки" пользователь имеет возможность отслеживать статус исполнения тех государственных услуг, за которыми он обратился, получать уведомления о ходе их исполнения. Кроме того, владелец личного кабинета в разделе "Мой баланс" получает уведомления о поступлении платы за пользование сервисами "Личный кабинет кадастрового инженера" и "Подготовка схемы расположения земельного участка". Правообладатель также может подготовить схему расположения земельного участка (СРЗУ) на кадастровом плане территории в форме электронного документа, а также создать "ключ доступа" к сервису "Запрос посредством подступа к ФГИС ЕГРН" в разделе "Мои ключи".

   В личном кабинете можно запрашивать результат кадастровых работ, помещенный на временное хранение в электронное хранилище, а также проверять статус этого запроса или заявления в режиме реального времени (в случае, если кадастровый инженер предварительно провел проверку электронных документов, полученных им в результате кадастровых работ, и результаты этой проверки были помещены во временное хранилище). С помощью специальных сервисов – получить справочную информацию об объекте недвижимости в режиме онлайн, зная его адрес, кадастровый номер, номер права или ограничения права. А также просматривать сведения из ЕГРН, полученные в электронном виде в формате xml, в удобном для восприятия виде, проверять корректность электронной цифровой подписи, которой они подписаны.

   Сведения, содержащиеся в ЕГРН, можно получить по экстерриториальному принципу в любом МФЦ, предоставляющем соответствующую услугу.

   Заявитель может обратиться по вопросу получения соответствующей помощи по единому номеру центра телефонного обслуживания Росреестра 8 (800) 100-34-34 (звонок бесплатный). Также по указанному номеру можно получить квалифицированную консультацию по вопросам деятельности Росреестра.

 

Стрежевской межмуниципальный отдел

 Автор статьи начальник отдела А.П. Ляшенко

 

Управление Росреестра по Томской области обращает внимание кадастровых инженеров и правообладателей объектов недвижимого имущества на следующее.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.10.2020 № П/0393 (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.11.2020 №60938) утверждены требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места.

Настоящий приказ вступил в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2026 года.

Приказом введён новый метод определения координат характерных точек - комбинированный метод, который представляет из себя сочетание геодезического метода и метода спутниковых геодезических измерений (определений).

Характерные точки границ земельных участков, определенные геодезическим методом, методом спутниковых геодезических измерений (определений) или комбинированным методом, закрепляются межевыми или иными знаками, в случае если это предусмотрено договором подряда на выполнение кадастровых работ или иным документом, на основании которого выполняются кадастровые работы. Сведения о закреплении характерных точек границ земельных участков отражаются в межевом плане.

Допустимые расхождения первоначальных и последующих (контрольных) определений координат характерных точек не должны превышать удвоенного значения средней квадратической погрешности.

Измерения для определения площади здания, сооружения, помещения или машино-места рекомендуется проводить по завершении строительных, в том числе отделочных, работ.

С 1 января 2021 года утратил силу аналогичный Приказ Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90.

 

 

Начальник отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области  А.Н. Юркевич

 

Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 утвержден новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее – Классификатор Росреестра). Вышеуказанный приказ вступит в силу с даты признания утратившим силу аналогичного классификатора, утвержденного приказом Минэкономразвития России.

Классификатор Росреестра включает в себя наименование видов разрешенного использования земельных участков и их описания.

В связи с чем, любое заинтересованное лицо может получить представление о том, каким образом можно использовать земельный участок, какие объекты допустимо на нём строить, размещать и эксплуатировать, и какой деятельностью можно заниматься на земельном участке.

Например, на земельном участке с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства» кроме размещения индивидуального жилого дома (под которым понимается отдельно стоящее здание количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости) разрешено выращивание сельскохозяйственных культур, размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.

С другой стороны, перечень объектов и разрешенной деятельности, содержащийся в описании вида разрешенного использования, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Следовательно, если размещенные объекты или деятельность не предусмотрены видом разрешенного использования земельного участка (например, размещение магазина на земельном участке с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство»), то это является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению).

Во избежание привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и соблюдения обязанности по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением, установленной ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственникам земельных участков и лицам, не являющимися собственниками земельных участков, необходимо соблюдать целевое назначение земельных участков (категорию и вид разрешенного использования земельных участков).

 

 

Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области А.И. Ткачев

При разрешении споров о границах используемых земельных участков, часто возникает вопрос о наличии самого факта самовольного занятия земельного участка.

Рассматривая случаи, когда сведения о координатах участка отсутствуют в кадастре недвижимости либо границы установлены и заявлено требование о признании кадастровых работ недействительными, в связи с чем установить их местоположение на местности не представляется возможным, а так же случаи, когда границы участка истца или ответчика определены в кадастре недвижимости по результатам кадастровых работ.

В первом случае нужны доказательства того, что спорная часть земельного участка входит в состав принадлежащего ему участка. Установление местонахождения спорной границы участка осуществляется путем сравнения фактической площади с указанной в правоустанавливающих документах с помощью существующих на местности многолетних насаждений, жилого дома, хозяйственных и бытовых построек, трубопроводов при условии, что они зафиксированы в планах обмеров органов технической инвентаризации, топографических съемках или иных документах, отражающих ранее существовавшие фактические границы.  В ситуации, когда площадь земельного участка с учетом фактических границ больше или меньше площади, указанной в правоустанавливающем документе, уточняем, за счет каких земель образовалась данная разница, производился ли кем-либо из сторон или прежних владельцев участков перенос спорной границы, осуществлялась ли субъектами спора дополнительная прирезка к своему земельному участку, и имеет ли данная прирезка отношение к той части участка, по поводу которой заявлен спор, а также как давно стороны пользуются участками в имеющихся границах.

Во втором случае, когда сведения о границах содержатся в ЕГРН, эти сведения не оспариваются, доказательством нарушения прав истца является несовпадение фактических границ его земельного участка с границами карты (плана) по результатам кадастровых работ.

Наиболее часто встречающиеся проблемы среди садоводов и огородников:

1) споры, причиной которых является установка садоводами и огородниками заборов и ограждений таким образом, что осуществляется самовольное занятие части соседнего земельного участка;

2) споры, связанные с нарушением процедуры согласования границ земельных участков с правообладателями смежных земельных участков. Также распространенным  явлением в  садоводческих  и огороднических товариществах является  частичное  занятие  земельных участков общего назначения со стороны садоводов и огородников, прежде всего в случаях, когда сведения о

местоположении границ таких земельных участков отсутствует в Едином государственном реестре недвижимости. В действительности ситуация выглядит следующим образом. Соглашение о временном занятии земельного участка на согласование энергетиками направлено, но по каким-то причинам не подписано (чаще всего стороны имеют разногласия по цене). Если во время согласования появляются или уже существуют признаки аварийности либо иной чрезвычайной ситуации, то энергетики самовольно используют земельный участок, проводят необходимые работы, а в дальнейшем ставят собственников, землепользователей, землевладельцев в известность о фактически выполненных работах с просьбой подписать соглашение и акт выполненных работ, но, как правило, на этом разногласия только усиливаются, и в итоге собственники, землепользователи, землевладельцы обращаются в суд с иском к организации энергоснабжения и просят взыскать причиненный им вред, который чаще всего выражается в виде убытков, неполученной выгоды, процентов за пользование чужими денежными средствами, а также расходы, связанные с рассмотрением данного дела.

Наиболее часто встречаются споры об освобождении части участка, который примыкает к участку ответчика. В этом случае ответчик нарушает право и условия пользования им. Согласно нормам жилищного законодательства, пользоваться участком разрешается только в границах собственной земли, самовольно расширять границы запрещено. Так, например, в ходе судебного разбирательства было установлено, что у ответчика нет правоустанавливающих документов на придомовую территорию возле жилого дома. Ответчик пояснил, что при приобретении дома перед домом уже были столбы и натянут трос. Суд установил, что данные действия считаются самовольными и нарушают права муниципальных органов, которые являются собственником данной земли.

В результате суд решил, что действия ответчика незаконны, т.е. нарушают права арендаторов и землепользователей. Практика показывает, что при возврате самовольно занятого участка рассматриваются и требования о сносе построек. В итоге построение стоянки считается самовольной постройкой, поэтому подлежит сносу.

На основании вышесказанного необходимо отметить, что восстановить нарушенное право на земельный участок возможно только в судебном порядке. Подав виндикационный иск с перечнем документов, которые подтверждают факт вашего владения земельным участком, вы сможете вернуть самовольно занятый участок. Не стоит забывать о сроках исковой давности, ведь после его истечения ответчик может стать добросовестным приобретателем земельного участка на законных основаниях. В таком случае он сможет оформить право собственности на него, а вы, в свою очередь, не сможете вернуть свою утраченную собственность. В суд необходимо обратиться в ближайшее время после того, как вы узнали о вашем нарушенном праве. Только тогда у вас не будет проблем с возвратом собственности в законное владение.

Земельные участки, которые расположены по соседству - на смежных территориях, даже при условии, что они разграничены забором, не могут существовать отдельно друг от друга. Об этом надо помнить всегда: и на стадии покупки участка, и в дальнейшем, в процессе пользования своим имуществом.

При рассмотрении земельных споров, возникающих между соседями, суды руководствуются не только действующими законами и подзаконными актами, но и судебными актами высших судебных инстанций, содержащими разъяснения по вопросам применения гражданского и земельного законодательства.

 

Старший специалист 2 разряда Шегарского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области О.В. Горбунов

В 2020 году специалисты Управления Росреестра по Томской области поставили на кадастровый учёт 1304 индивидуальных жилых дома, в том числе 957 в сельских населённых пунктах. Количество поставленных на кадастровый учёт жилых домов, расположенных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства – 395, в том числе 214 в сельских населённых пунктах.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «В 2020 году жители Томской области чаще строили деревянные одноэтажные жилые дома и деревянные двухэтажные жилые дома на садовых участках. Общая площадь построенных жилых домов составила 189 230,30 кв.м.».

 

Сотрудниками Управления Росреестра по Томской области в 2020 году поставлены на государственный кадастровый учет четыре детских сада, построенных и введенных в эксплуатацию по нацпроекту «Демография».

Данный нацпроект включает в себя пять федеральных проектов, в том числе рассчитанных на увеличение рождаемости и улучшение благосостояния семей, срок реализации которого рассчитан на 2019-2024 годы.

Так, на сегодняшний день в Едином государственном реестре недвижимости уже числятся записи в отношении:

- дошкольной образовательной организации на 220 мест общей площадью 4230,3 кв.м. по адресу: Томская область, Томский муниципальный район, Зональненское сельское поселение, п. Зональная Станция, ул. Титова, д. 8б;

- детского сада - яслей на 280 мест общей площадью 5 740, 4 кв.м. по адресу: Томская область, Томский район, Муниципальное образование «Заречное сельское поселение» д. Кисловка, МКР «Северный», ул. Марины Цветаевой, д. 11/2;

- дошкольной образовательной организации на 145 мест по ул. Парковая, 1а в с. Кожевниково Кожевниковского района Томской области площадью 2703,6 кв.м.;

- дошкольной образовательной организации на 145 мест площадью 2700,5 кв.м. по адресу: Томская область, Шегарский район, Шегарское сельское поселение, с. Мельниково, ул. Калинина, 43.

 

 

Начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Т.М. Никитюк                            

 

В рамках ведомственной программы цифровой трансформации Росреестром будут переосмыслены все процессы по оказанию государственных услуг в целях достижения максимального эффекта для получателей услуг Росреестра. Будет разработана цифровая платформа для предоставления государственных услуг, создано эффективное пространство для обмена данными в режиме онлайн, при этом основой для реализации этих задач станет плотное взаимодействие территориальных органов Росреестра и филиалов Федеральной кадастровой палаты (ФКП).

Росреестром уже утверждены основные этапы реализации программы цифровой трансформации. Ее ключевые задачи - увеличение доли массовых государственных услуг, доступных в электронном виде, повышение качества оказания государственных услуг Росреестра и повышение эффективности.

В целях обучения и повышения квалификации своих служащих ведомство будет сотрудничать с ведущими университетами и центрами по подготовке специалистов в области цифровой экономики.

Кроме того, уже создан архитектурно-технический совет ведомства, который координирует работу по стратегическому управлению цифровой трансформацией Росреестра.

В конце декабря 2020 года состоялось первое заседание рабочей группы по цифровой трансформации, в котором участвовало более 300 представителей центрального аппарата Росреестра, цифровые региональные лидеры, руководители территориальных органов ведомства, филиалов ФКП, представители Университета "Иннополис".

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова:

«В целях поэтапного совершенствования деятельности Росреестра путем применения цифровых технологий важно сформировать полный и качественный Единый государственный реестр недвижимости.

Для этого Управление Росреестра по Томской области, как и прочие территориальные органы Росреестра, совместно с региональной властью реализует Дорожную карту по наполнению Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) необходимыми сведениями, утвержденную Губернатором Томской области и руководителем Управления Росреестра по Томской области.

В ходе реализации мероприятий Дорожной карты ЕГРН будет наполняться сведениями о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, категории и виде разрешенного использования земельных участков, назначении зданий, помещений, сооружений.

В ЕГРН будут внесены сведения о границах между субъектами РФ, муниципальными образованиями, населенными пунктами, границы территориальных зон, лесничеств, земельных участков.

Запланировано также проведение анализа и сверка данных ЕГРН и иных информационных ресурсов об объектах культурного наследия, границах территорий объектов культурного наследия, об объектах недвижимости, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, об особо охраняемых природных территориях, о земельных участках с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения»,  а также «земли лесного фонда»».

 

Начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Т.А. Федорова

 

 

 

С июля 2020 года начал действовать Федеральный закон № 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который внес изменения в ряд федеральных законов, в том числе определил пределы правовой экспертизы государственных регистраторов прав при осуществлении учетно-регистрационных действий в отношении созданных  объектов недвижимости.

Теперь законом прямо закреплено, что при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданные здания, сооружения, помещения, в том числе на садовые дома, государственным регистратором прав не осуществляется проверка законности выдачи уполномоченным органом или организацией разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, актов приемочной комиссии, а также законности направления уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.  Представленные документы в части их содержания проверяются государственным регистратором прав исключительно на соответствие сведений, указанных в техническом плане (площади объекта, количества этажей).

Приостановить учетно-регистрационные действия можно, если указанная площадь в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, техническом плане, отличается более чем на пять процентов от площади, указанной в проектной документации и (или) разрешении на строительство, а также если указанное в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и (или) проектной документации количество этажей, помещений (при наличии) и (или) машино-мест (при наличии) в здании, сооружении не соответствует аналогичным сведениям, указанным в техническом плане данных здания, сооружения.

 

 

Начальник Молчановского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области А.Н. Алишин

 

В 2020 году в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, созданную  в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.11.2012 № П/550 при Управлении Росреестра по Томской области (далее – комиссия), поступило 224 заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (далее  – заявление) в отношении 264 земельных участков и 4 объектов капитального строительства.

Преобладающим основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в комиссии является установление рыночной стоимости объектов недвижимости (98,2% заявлений, поступивших в комиссию).

Количество поступивших заявлений в комиссию за 2020 год на 35%  меньше аналогичного периода 2019 года (344 заявления).

В частности это объясняется тем, что 01.01.2020 закончился пятилетний, установленный ранее действовавшим законодательством, срок оспаривания в комиссии результатов определения кадастровой стоимости, полученных в результате проведения в 2014 году государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения, и внесенных в ЕГРН 01.01.2015. В связи с чем заявители либо напрямую обращались за оспариванием кадастровой стоимости в суд, либо уже не стремились ее оспаривать.

В настоящее время в соответствии с действующим законодательством оспорить кадастровую стоимость земель вышеназванных категорий возможно до момента внесения в ЕГРН результатов очередной государственной кадастровой оценки земель.

В отчетный период заявителями в комиссию в большинстве случаев (77% от обратившихся) были собственники объектов недвижимости, которые несут налоговую нагрузку (173 заявления). Арендаторы, у которых арендная плата за земельные участки рассчитывается от кадастровой стоимости, обратились в комиссию с 41 заявлением (18% обратившихся). Заявители, которые выкупают в собственность земельные участки, направили в комиссию 10 заявлений (5% обратившихся).

Большинство заявлений (90%) направлены в комиссию на пересмотр кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории г. Томска.

В 2020 году с заявлением в комиссию обратились:  физические лица - 98 заявителей (44% обратившихся в комиссию), юридические лица и органы государственной власти –  126 заявителей (56% от обратившихся в комиссию). В аналогичном периоде 2019 года количество заявлений, направленных физическими лицами, составило 54% от всех заявлений, поступивших в комиссию.

По 30 заявлениям, поступившим в комиссию за 2020 год, отказано в приеме к рассмотрению (14% от общего количества заявлений), в частности в связи с некомплектом документов, приложенных к заявлению, либо по причине истечения срока оспаривания в комиссии. 2 заявления отозваны заявителями.

В 2020 году проведено 18 заседаний комиссии, на которых рассмотрено 198 заявлений в отношении 234 земельных участков, 1 объекта капитального строительства. Все заявления рассматриваются комиссией в течение одного месяца с даты их поступления.

По итогам рассмотрения комиссией отклонено 31 заявление (16% от общего количества рассмотренных заявлений), определена кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости по 167 заявлениям (84% от общего количества рассмотренных заявлений). При этом число положительных решений о пересмотре кадастровой стоимости, принимаемых комиссией, по сравнению с прошлыми периодами выросло до 84%. Основной причиной, по которой отклоняются заявления, является нарушение требований законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки при подготовке этих отчетов.

Суммарная величина кадастровой стоимости объектов недвижимости в 2020 году (до оспаривания и после оспаривания) снизилась на 62,5%  с 7,7 млрд. рублей до 2,9 млрд. рублей.

Комиссия при Управлении Росреестра по Томской области работает уже седьмой год. За весь период работы, начиная с 2015 года по настоящее время, в комиссию поступило 2167 заявлений о пересмотре кадастровой стоимости в отношении 2557 земельных участков и 33 объектов капитального строительства.

В 2020 году на территории Томской области проведена очередная государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, земель промышленности и земель особо охраняемых территорий и объектов. Однако в связи с напряженной экономической ситуацией результаты ее не были утверждены. Оспаривание кадастровой стоимости земельных участков до проведения очередного тура государственной кадастровой оценки по-прежнему остается в ведении комиссии, созданной при Управлении Росреестра по Томской области. В соответствии с периодичностью, установленной Федеральным законом от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», государственная кадастровая оценка земельных участков всех категорий должна быть проведена в 2022 году во всех субъектах Российской Федерации. 

Заявления об оспаривании кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов недвижимости (за исключением земельных участков), полученной по итогам проведения государственной кадастровой оценки в 2019 году, рассматривает комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданная при Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, уполномоченном органе на проведение государственной кадастровой оценки на территории Томской области.

За 11 месяцев 2020 года Управлением Росреестра по Томской области проведено 1399 проверок соблюдения земельного законодательства, а также 121 административное обследование. В рамках осуществления государственного земельного надзора Управлением выявлено 977 нарушений земельного законодательства и нарушений против порядка управления. По итогам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях сумма наложенных штрафов составила 2,7 млн. руб. В результате мер, принятых к нарушителям земельного законодательства, устранено 361 нарушение.

Большинство выявленных нарушений, по которым составляются протоколы об административных правонарушениях являются:

- самовольное занятие земельного участка (статья 7.1 КоАП РФ);

- использование земельного участка не по целевому назначению (часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ).

Для устранения нарушений требований земельного законодательства, предусмотренных ст. 7.1 КоАП РФ, необходимо освободить самовольно занятые земли, либо оформить права на них.

Для устранения требований земельного законодательства, предусмотренных ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, необходимо использовать земельный участок в соответствии с его категорией и видом разрешенного использования, либо изменить характеристики земельного участка (категорию, вид разрешенного использования) в соответствии с фактическим видом использования земельного участка.

 

 

Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области А.И. Ткачев