Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Москва, 19 июня 2020 года. В Государственную Думу внесен законопроект, направленный на повышение качества и доступности государственной услуги по осуществлению кадастрового учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на них. Законопроект в числе прочего предусматривает право ФГБУ «ФКП Росреестра» в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выполнять кадастровые работы.

В настоящий момент в России работают 25 109 кадастровых инженеров (состоят в саморегулируемых организациях). Они получат новые возможности для осуществления своей деятельности, будут созданы дополнительные рабочие места, а для клиентов услуги будут оказываться более качественно.

Что предлагается изменить

Данный законопроект закрепляет ряд полномочий органа регистрации прав за ФГБУ «ФКП Росреестра» и полномочия по выполнению кадастровых работ в качестве «государственного кадастрового инженера» в установленных Правительством РФ случаях. Предлагаемые изменения не содержат положений, предусматривающих какую-либо монополию государственного учреждения на осуществление кадастровой деятельности и деятельности по подготовке документов для внесения сведений в реестр границ.

После принятия законопроекта все кадастровые инженеры будут так же работать в рамках единого правового поля на условиях, предусмотренных законодательством о конкуренции. Более того, у них появится дополнительная возможность трудоустроиться в Федеральную кадастровую палату и гарантированно принимать участие в государственных проектах.

 

 

Поддержка реализации масштабных государственных задач

Предлагаемый подход направлен на решение задач по завершению кадастрового учета государственного имущества, определение границ лесничеств, особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ между субъектами Российской Федерации и других объектов публичного характера.

Важнейшей задачей для выполнения национальных проектов является обеспечение высоких темпов строительства новых объектов. Принятие данного законопроекта способствует этому и позволит повысить качество предоставления услуг по кадастровому учету и оформлению прав для государственных и муниципальных объектов, сократить сроки и затраты для людей.

Приоритет – клиент

В результате проведения кадастровых работ ненадлежащего качества возникают риски внесения недостоверных сведений в один из важнейших государственных информационных ресурсов страны – Единый государственный реестр недвижимости. Сведения о характеристиках объектов недвижимости, содержащиеся в ЕГРН, являются гарантией права собственности, а также определяющими при установлении размера кадастровой стоимости, которая, в свою очередь, необходима для исчисления имущественных налогов и сборов. Ошибки в этих данных могут привести к существенным рискам для правообладателей и налогоплательщиков.

Больше всего рисков возникает при реализации масштабных проектов в силу их сложности и необходимости применения комплексного подхода в условиях ограниченных сроков. Например, такие риски проявились при выполнении кадастровых работ в отношении объектов Минобороны России, спортивных объектов, возведенных для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, и других объектов федерального значения.

 

Будет развиваться сервис «Личный кабинет кадастрового инженера»

Закрепление новых полномочий за Федеральной кадастровой палатой позволит повысить эффективность системы государственного кадастрового учета и регистрации прав в целом. Прежде всего в части минимизации количества приостановок и отказов, сокращения сроков и издержек заявителей.

Законопроектом также предусмотрено развитие электронного сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера», что позволит вывести процесс информационного взаимодействия кадастрового инженера и органа регистрации на новый уровень и сделать его более прозрачным, доступным и эффективным.

Лучшие международные практики

Модель «государственного» кадастрового инженера в качестве основной применяется в развитых странах, в том числе с совмещением с частным рынком кадастровых работ. Например, в Швеции и Финляндии процесс кадастрового учета и регистрации осуществляется государственной функцией. Аналогичная ситуация в Норвегии, где функции кадастровых инженеров выполняют сотрудники муниципалитетов.

В Белоруссии государственные кадастровые инженеры составляют 90%. В Литве и Нидерландах государственные и частные кадастровые инженеры работают в партнёрстве.

 

 

 

 

Государственная пошлина – это сбор, взимаемый с физических лиц и организаций, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий (статья 333.16 "Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ, далее - Закон).

В соответствии с подпунктом 28.1 пункта 1 статьи 333.33 Закона за внесение изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке государственная пошлина уплачивается в размере:

  • для физических лиц - 200 рублей;
  • для организаций - 600 рублей.

В случае, если договор об ипотеке или договор, включающий соглашение об ипотеке, обеспечивающее исполнение обязательства, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, заключен между физическим лицом и юридическим лицом, государственная пошлина за юридически значимые действия, взимается в размерах, установленных для физических лиц.

Государственная пошлина не уплачивается в случае государственной регистрации соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости (подпункт 7 пункта 3 статьи 333.35 Закона).

 

Начальник Асиновского межмуниципального отдела  Л.Ю. Елькина

 

 

 

Электронные госуслуги и сервисы Росреестра с каждым годом набирают все большую популярность. Граждане и организации могут оперативно через Интернет знакомиться с информацией об объектах недвижимости, получать различные услуги Росреестра в режиме реального времени и отслеживать статус своей заявки на получение этих услуг.

 

В личном кабинете пользователь (как физическое, так и юридическое лицо) может просматривать информацию о принадлежащих ему объектах недвижимости. В разделе "Мои объекты" владелец может увидеть кадастровый номер, адрес, площадь, кадастровую стоимость принадлежащих ему объектов, а также сведения о правах, ограничениях и обременениях прав на свою недвижимость. Чтобы воспользоваться сервисом, необходимо авторизоваться, то есть иметь логин и пароль на сайте www.gosuslugi.ru (используется Единая система идентификации и аутентификации для получения доступа к государственным услугам в электронном виде).

 

В настоящее время в личном кабинете можно подать в электронном виде заявление на получение всех наиболее востребованных услуг Росреестра: это регистрация прав, кадастровый учет, единая процедура (одновременное проведение этих процедур), получение сведений из ЕГРН.

 

В разделе "Мои заявки" пользователь имеет возможность отслеживать статус исполнения тех государственных услуг, за которыми он обратился, получать уведомления о ходе их исполнения. Кроме того, владелец личного кабинета в разделе "Мой баланс" получает уведомления о поступлении платы за пользование сервисами "Личный кабинет кадастрового инженера" и "Подготовка схемы расположения земельного участка". Правообладатель также может подготовить схему расположения земельного участка (СРЗУ) на кадастровом плане территории в форме электронного документа, а также создать "ключ доступа" к сервису "Запрос посредством подступа к ФГИС ЕГРН" в разделе "Мои ключи".

 

В личном кабинете можно запрашивать результат кадастровых работ, помещенный на временное хранение в электронное хранилище, а также проверять статус этого запроса или заявления в режиме реального времени (в случае, если кадастровый инженер предварительно провел проверку электронных документов, полученных им в результате кадастровых работ, и результаты этой проверки были помещены во временное хранилище). С помощью специальных сервисов – получить справочную информацию об объекте недвижимости в режиме онлайн, зная его адрес, кадастровый номер, номер права или ограничения права. А также просматривать сведения из ЕГРН, полученные в электронном виде в формате xml, в удобном для восприятия виде, проверять корректность электронной цифровой подписи, которой они подписаны.

 

 

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), об учтенном недвижимом имуществе, его характеристиках, зарегистрированных на такое имущество правах, ограничениях (обременениях) прав, сделках с объектами недвижимости, являются общедоступными, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц. Исключение составляют сведения, доступ к которым ограничен Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) и которые могут быть предоставлены только правообладателям, их представителям, другим,  установленным законом, категориям лиц (например, судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям) (ч. 1, 13 - 17 ст. 62 Закона о регистрации).

К сведениям открытого доступа относятся (ч. 7 ст. 62 Закона о регистрации):

1) описание объекта недвижимости;

2) зарегистрированные права на объект недвижимости;

3) ограничения прав и обременения такого объекта;

4) сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости;

5) сведения о возражении в отношении зарегистрированного права на него;

6) либо о невозможности государственной регистрации без личного участия правообладателя или его законного представителя;

7) сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;

8) сведения о наличии поступивших, но не рассмотренных заявлений о проведении государственной регистрации права (перехода, прекращения права), ограничения права или обременения объекта, сделки в отношении объекта;

9) сведения об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан, являющихся участниками долевого строительства, на строительство (создание) многоквартирных домов на земельном участке;

10) сведения, указанные в ч.6 ст.48 Закона о регистрации;

11) иные сведения, определяемые органом нормативно-правового регулирования.

Хотя сведения и именуются «общедоступными» — они предоставляются за плату.

Размер платы установлен Приказом Минэкономразвития от 10.05.2016 № 291.

Размер платы зависит от вида запрашиваемой информации, формы предоставления сведений (на бумажном носителе или в виде электронного документа), статуса заявителя (физическое или юридическое лицо).

На безвозмездной основе доступна только справочная информация о наличии либо отсутствии сведений об объекте недвижимости в ЕГРН, об имеющемся обременении /ограничении объекта недвижимости (без указания реквизитов документа, на основании которого зарегистрировано ограничение/ обременение), а также кадастровая стоимость, кадастровый (условный) номер и площадь, посредством сервисов, размещенных на официальном сайте Росреестра в разделе: «Электронные услуги и сервисы» или через «Личный кабинет правообладателя» (https://rosreestr.ru/site).

Общедоступные сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в форме выписки из ЕГРН (ч. 6 ст. 62 Закона о регистрации):

- об объекте недвижимости (характеристики недвижимости и сведения о собственнике, а также ограничения и обременения);

- о переходе прав (история собственников недвижимости);

- о кадастровой стоимости.

Подать запрос на предоставление сведений можно одним из следующих способов:

- в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении в любой офис приема МФЦ независимо от места нахождения объекта недвижимости (по экстерриториальному принципу);

- в виде бумажного документа, отправленного по почте в один из органов регистрации прав согласно перечню, размещенному на официальном сайте Росреестра;

- в электронной форме, заполнив форму запроса, размещенную в разделе: «Электронные услуги и сервисы» или в «Личном кабинете» на официальном сайте Росреестра.

В случае представления запроса при личном обращении должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя (его представителя).

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения Росреестром запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен законом (ч. 9 ст. 62 Закона о регистрации).

При предоставлении сведений в форме электронного документа, такой документ заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица органа регистрации.

При предоставлении сведений в форме бумажного документа, такой документ подписывается уполномоченным должностным лицом и заверяется оттиском печати данного органа.

 

Начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Т.А. Фёдорова  

 

 

 

 

 

Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, в границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для  определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.  Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.

Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.

Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя:

- перечень и сведения о площади образуемых земельных участков;

- перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования;

- вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории;

- сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

 На чертежах межевания территории отображаются:

- границы планируемых и существующих элементов планировочной структуры;

- границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков;

- границы публичных сервитутов.

 Материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются:

1) границы существующих земельных участков;

2) границы зон с особыми условиями использования территорий;

3)местоположение существующих объектов капитального строительства;

4) границы особо охраняемых природных территорий;

5) границы территорий объектов культурного наследия.

 При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности.  

Таким образом, проект межевания территории это документ, необходимый для образования земельных участков, из государственных или муниципальных земель, который определяет границы образуемых и измененяемых земельных участков, расположенных на территории, в отношении которой он составляется. Проект межевания территории необходим при комплексном освоении территории, при заключении договора о развитии территории, расположения линейных объектов регионального или местного уровня и так далее.

В зависимости от ситуации принимают решение и готовят проект межевания территории:

-  орган местного самоуправления поселения или городского округа;  

- орган местного самоуправления муниципального района, если объекты (в том числе местного значения) размещаются на территории нескольких поселений и (или) межселенной территории в границах района;

-  орган исполнительной власти субъекта РФ, если объект (в том числе регионального значения) размещается на территории двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов).

Следует отметить, что Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой и графической формах и состоит, в том числе, из  сведений о проектах межевания территорий. Так, например, в реестр границ ЕГРН вносятся следующие сведения об утвержденном проекте межевания территории:

1) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории (дата принятия решения, номер решения);

2) описание местоположения границ земельных участков, подлежащих образованию в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) вид или виды разрешенного использования земельных участков, указанные в утвержденном проекте межевания территории;

4) описание местоположения границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания.

 Органы государственной власти и органы местного самоуправления Томской области обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов), в том числе, об утверждении проекта межевания территории.

 

Исполняющая обязанности начальника отдела регистрации земельных участков И.А. Гончарова

Для пресечения нарушений требований земельного законодательства Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр) и ее территориальные органы наделены полномочиями осуществлять государственный земельный надзор.

Должностные лица органов государственного земельного надзора (уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

В случае выявления при проведении Управлением проверки соблюдения требований земельного законодательства нарушения государственным инспектором в обязательном порядке выдается предписание об устранении нарушения с установлением конкретного срока его исполнения.

Невыполнение законного требования органа государственного земельного надзора об устранении нарушений земельного законодательства является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет наказание в виде штрафа в размере:
●на граждан - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
●на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;
●на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, выразившееся в неисполнении предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства, влечет повышенную административную ответственность лица, допустившего данное правонарушение. В соответствии с ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ размер штрафа составит:
● для граждан -  от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
● на должностных лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;
● на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Таким образом, в целях избежания негативных последствий в виде дополнительных штрафных санкций, выявленное в ходе проверки нарушение земельного законодательства должно быть устранено правонарушителем в срок, установленный соответствующим предписанием.

Порой возникают объективные причины, не позволяющие завершить оформление документов на земельный участок, и тем самым исполнить предписание в срок, установленный органом государственного земельного надзора.

Для таких случаев законодатель предусмотрел возможность продления срока исполнения предписания на основании ходатайства лица, которому такое предписание выдано.

Ходатайство подается государственному инспектору, выдавшему предписание, заблаговременно – не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения.

К ходатайству в обязательном порядке прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения.

Ходатайство о продлении срока исполнения предписания рассматривается государственным инспектором в течение 3 рабочих дней с момента поступления. По результатам рассмотрения ходатайства выносится определение об удовлетворении ходатайства и продлении срока исполнения предписания либо об отклонении ходатайства и оставлении срока устранения нарушения земельного законодательства без изменения (в случае если в установленный предписанием срок нарушение возможно устранить, но нарушителем не приняты все зависящие от него меры, необходимые для устранения выявленного нарушения).  

 

 

Начальник отдела государственного земельного надзора                                               А.И. Ткачев

 

 

 

В настоящее время на территории Томской области действует кадастровая стоимость земельных участков, полученная по результатам государственной кадастровой оценки, проведенной в 2014 году. Она прежде всего используется для налогообложения, также для определения госпошлин, при определении ставки арендной платы за объект недвижимости и других целей. При этом законодательством предусмотрена периодичность проведения государственной кадастровой оценки - не реже чем раз в пять лет и не чаще чем раз в три года. В связи с чем, назрела необходимость проведения очередного тура государственной кадастровой оценки земельных участков. По решению уполномоченного органа - Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в 2020 году на территории Томской области проводится очередная государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, земель промышленности и иного назначения, земель особо-охраняемых территорий и объектов.

В соответствии с новым Законом о государственной кадастровой оценке она проводится на региональном уровне, кадастровая стоимость объектов определяется специально созданными бюджетными учреждениями.

На территории Томской области таким учреждением является Областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (ОГБУ «ТОЦИК»).

До 1 января 2020 года ОГБУ «ТОЦИК» проведена подготовка к проведению государственной кадастровой оценки земельных участков, которая включала сбор и обработку необходимой информации. При этом любой правообладатель объектов недвижимости для уточнения характеристик объектов недвижимости, а также для исключения ошибок в сведениях об объектах недвижимости вправе предоставить в ОГБУ «ТОЦИК» декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости.

Исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости Управлением Росреестра по Томской области в феврале 2020 года сформирован и предоставлен перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке. 

В настоящее время ОГБУ «ТОЦИК» проводит мероприятия по определению кадастровой стоимости земельных участков в рамках  государственной кадастровой оценки 2020 года. Кадастровая стоимость рассчитывается на дату составления перечня земельных участков, а именно на 1 января 2020 года и определяется из расчета наиболее вероятной цены недвижимости, по которой она может быть приобретена, независимо от наличия ограничений на ее распоряжение. При этом учитывается фактический вид использования земельного участка.

По результатам определения кадастровой стоимости ОГБУ «ТОЦИК» будут сформированы промежуточные отчетные документы,  и размещены на официальном сайте учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://kadastr.gov70.ru  в разделе «Кадастровая оценка, а также в Фонде данных государственной кадастровой оценки на официальном сайте Росреестра https: //rosreestr.ru. Планируемый срок размещения в Фонде данных государственной кадастровой оценки - июль 2020 года. Поэтому каждый из правообладателей может ознакомиться с  новой кадастровой стоимостью земельных участков, посмотреть расчеты, и в случае замечаний представить их в адрес ОГБУ «ТОЦИК».

Разъяснения о порядке и сроках представления  замечаний, а также рекомендуемая форма для таких замечаний размещены на официальном сайте ОГБУ «ТОЦИК» по адресу: https://kadastr.gov70.ru  в разделе «Кадастровая оценка». Их можно подать лично в бюджетное учреждение,  направить почтой либо через Интернет, или обратиться в МФЦ.

  В результате рассмотрения замечаний кадастровая стоимость объектов может быть пересчитана.

Все изменения в проект отчета должны быть внесены до окончания шестидесятидневного срока со дня размещения сведений в Фонде данных государственной кадастровой оценки.

После чего отчет утверждается уполномоченным органом субъекта РФ и принимается акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости. Такой акт вступит в силу на территории Томской области с 1 января 2021 года. В связи с чем, новая кадастровая стоимость земельных участков будет применяться для налогообложения с 1 января 2021 года.

По вопросам, связанным с проведением государственной кадастровой оценки, уточнением характеристик объектов недвижимости, предоставлением разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, рассмотрением обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, необходимо обращаться в ОГБУ «ТОЦИК» по адресу: 634009, г.Томск, ул. Розы Люксембург, д.17, стр.2, а также по телефону: 90-79-33.

 

До 1 марта 2021 года осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, допускается на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости (часть 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", далее – Закон о регистрации).

В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 вышеназванного Закона о регистрации. При этом не требуется наличие уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

В силу части 2 статьи 23 ФЗ-217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства. Часть 12 статьи 70 закона о регистрации отменяет это требование. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в этом случае осуществляются вне зависимости от соблюдения таких требований.

В соответствии с пунктом 56 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 24.04.2020) для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) заявление, или выписку из ЕГРН, или заключение по обследованию технического состояния объекта, или нотариально удостоверенное согласие (в случае, если садовый или жилой дом обременён правами третьих лиц).

Гражданам, у  которых имеются такие объекты, следует обратить внимание, что упрощённый порядок регистрации прав собственности действует до 1 марта 2021 г, продления порядка может и не быть.

 

Начальник Парабельского межмуниципального отдела  М. Новиков

 

Электронный способ подачи документов в российские вузы, во-первых, позволяет экономить время и деньги, которые абитуриенты могли бы потратить на дорогу, а во-вторых, актуален в сложившейся эпидемиологической обстановке в стране, так как позволяет избежать физического контакта с другими людьми. Всё, что понадобится для дистанционной подачи документов в вуз, – пакет необходимых документов и наличие сертификата электронной подписи у поступающего.

Применение электронной подписи существенно увеличивает возможности при выборе вуза у поступающих – абитуриенты могут подать документы сразу в несколько понравившихся вузов – и упрощает их взаимодействие с приемной комиссией. Так, например, абитуриент из Ставрополя может подать документы в московский вуз, не выезжая из родного региона. Таким образом, экономится не только время – документы попадают в приемную комиссию мгновенно, – но и деньги, которые поступающие тратят на дорогу до выбранного учебного заведения.

Для дистанционной подачи собранного пакета документов по списку вуза необходимо наличие квалифицированной электронной подписи для физического лица. Получить ее может любой гражданин старше 14 лет. Сделать это можно в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи России. В перечень аккредитованных центров с гарантией государственного учреждения входит удостоверяющий центр Федеральной кадастровой палаты.

Чтобы получить сертификат электронной подписи в удостоверяющем центре Кадастровой палаты, нужно зарегистрироваться на сайте uc.kadastr.ru, подать запрос в личном кабинете и оплатить услугу. Для создания сертификата электронной подписи понадобятся паспорт, СНИЛС, ИНН (оригиналы документов). Далее необходимо пройти процедуру удостоверения личности в пункте оказания услуги. Кроме того, можно заказать выезд специалиста по удобному адресу. Процедура идентификации личности подтверждает получение сертификата электронной подписи его законным владельцем. Для уточнения возможной даты и времени приема с заявителем связывается сотрудник удостоверяющего центра. В текущей эпидемиологической обстановке при проведении процедуры сотрудники соблюдают все меры предупредительного характера, в том числе они обеспечиваются средствами индивидуальной защиты. Для удобства и безопасности граждан Кадастровая палата также ввела предварительную запись на процедуру в офисах ведомства. Квалифицированный сертификат ЭП физического лица нельзя получить на имя другого человека по доверенности или на основании иного документа, подтверждающего подобные полномочия.

Отличие процесса получения сертификата электронной подписи в Кадастровой палате от других удостоверяющих центров заключается в том, что после удостоверения личности готовый сертификат можно получить только в личном кабинете на официальном сайте удостоверяющего центра Кадастровой палаты. Таким образом, никто, кроме законного владельца, не получит доступа к созданному сертификату. Срок действия сертификата электронной подписи, выданного удостоверяющим центром Кадастровой палаты, составляет 15 месяцев.

Стоит оговориться, что не все учебные заведения принимают документы в электронном виде. У каждого учебного заведения собственные требования, следует обязательно проконсультироваться с приемной комиссией.

Подробнее об Удостоверяющем центре Федеральной кадастровой палаты можно узнать на сайте ведомства.

Регистрация прав и кадастровый учет  на такие дома могут проводиться на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимости, без направления уведомлений о планируемом строительстве (реконструкции) жилого или садового дома и об окончании их строительства (реконструкции). Правоустанавливающий документ на участок представляется только в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости (далее-ЕГРН) не зарегистрировано право заявителя на этот участок. При этом сведения о жилом или садовом доме указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации об объекте недвижимости. 

Постройки на садовом участке должны иметь определенные параметры. В частности, объекты индивидуального жилищного строительства на садовых участках должны быть отдельно стоящими зданиями, состоять не более чем из 3 надземных этажей и быть не выше 20 метров. Также при планировании строительства садовых и жилых домов, расположенных на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства, необходимо учитывать ограничения, установленные законодательством для садового земельного участка (например, в связи с нахождением такого участка в границах зоны с особыми условиями использования территорий).

Росреестр также обращает внимание, что такой порядок оформления прав не распространяется на объекты индивидуального жилищного строительства, созданные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) или ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), в границах населенного пункта. Для таких объектов требуется направлять в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) и об окончании строительства (реконструкции).

При этом правообладатели земельных участков, предназначенных для ИЖС или ЛПХ, в границах населенного пункта, на которых строительство (или реконструкция) жилого дома начато до 4 августа 2018 года без получения разрешения на строительство, имеют право до 1 марта 2021 года направить уведомление о начале строительства в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство государственный орган власти.

 

Документы на регистрацию права собственности и кадастровый учет можно представить в офис МФЦ.

В связи с принятием мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции и с целью исключения скопления большого количества людей в зале многофункциональных центров Томской области с 13 апреля 2020 года прием и выдача готовых документов в отделах МФЦ осуществляется только по предварительной записи!

Записаться на прием, выдачу готовых документов или получить консультацию по услугам можно по телефонам:

 

- 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный);

 

- 8 (3822) 602-999;

 

- 8 (3822) 602-955.

 

 

Стрежевской межмуниципальный отдел

Автор статьи начальник отдела А.П. Ляшенко

 

Как отметила вице-премьер Виктория Абрамченко, Росреестром были обобщены все возникающие на практике вопросы граждан, организаций строительного комплекса, кредитных организаций, профессиональных участников рынка - нотариусов, кадастровых инженеров, самих государственных регистраторов прав, и органов местного самоуправления, и фактически создан полноценный регуляторный ответ на  поступающие запросы общества. Законопроект содержит несколько десятков изменений, которые серьезно упростят проведение учетно-регистрационных действий, а также конкретизируют механизмы получения государственных услуг в сфере обращения с недвижимостью.

Прежде всего, законопроект предусматривает нормы, направленные на дальнейшую «цифровизацию» услуг, что особо актуально в сложившихся условиях новой коронавирусной инфекции. Так, при заключении сделок с органами публичной власти гражданам не потребуется оформление электронной цифровой подписи, поскольку такие органы наделяются правом подготовить скан-образ подписанного гражданином от руки документа, удостоверить его равнозначность и обратиться с заявлением о регистрации. Кроме того, посредством личного кабинета без использования электронной подписи можно будет подать документы для уточнения границ земельных участков, государственного кадастрового учета жилых и садовых домов, для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. Например, если были образованы два и более земельных участков в результате раздела или владелец садового дома хочет самостоятельно зарегистрировать свою постройку – приобретать электронную подпись для проведения учетно-регистрационных действий не потребуется. Законопроект предусматривает нормы, позволяющие обеспечить взаимодействие с Росреестром посредством порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, что позволит в полной мере использовать «цифровой» потенциал регионов.

Также законопроект расширяет перечень заявителей, которые могут обратиться за получением услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Теперь, например, наследник сможет сразу подать заявление на снятие с кадастрового учета уже снесенного садового дома без проведения регистрации права собственности. Таким образом, ликвидирован правовой пробел в отношении объектов недвижимости, которые прекратили свое существование, но сведения о них содержатся в ЕГРН.

Существенным нововведением является указание в законопроекте на возможность осуществления выездного приема документов для государственного кадастрового учета и регистрации. При этом предусматривается осуществление такого приема без взимания платы для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной Войны, людей с ограниченными возможностями.

Одно из новшеств законопроекта – исключение требований к предельным размерам машино-мест. Ранее минимально допустимые размеры одного машино-места как объекта недвижимости были установлены в размере 5,3 х 2,5 м, а максимально допустимые – 6,2 х 3,6 м. Согласно поправкам, минимальные габариты сохраняются в прежнем виде, но не ограничивается максимальная площадь машино-места. Застройщики смогут самостоятельно устанавливать максимальную площадь машино-мест при планировании паркинга.

«Мы фундаментально подошли к исправлению недостатков законодательства, основываясь, прежде всего, на мнении потребителей государственных услуг – бизнеса, отраслевых специалистов, участников рынка и, конечно, граждан. Поэтому предложенный пакет изменений существенно упростит большинство процедур для участников рынка, и ликвидирует правовые пробелы учетно-регистрационной сферы, сложившиеся за три года с момента вступления в силу закона о регистрации недвижимости», - сказала заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко.