Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Для пресечения нарушений требований земельного законодательства Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр) и ее территориальные органы наделены полномочиями осуществлять государственный земельный надзор.

Должностные лица органов государственного земельного надзора (уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

В случае выявления при проведении Управлением проверки соблюдения требований земельного законодательства нарушения государственным инспектором в обязательном порядке выдается предписание об устранении нарушения с установлением конкретного срока его исполнения.

Невыполнение законного требования органа государственного земельного надзора об устранении нарушений земельного законодательства является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет наказание в виде штрафа в размере:
●на граждан - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
●на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;
●на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, выразившееся в неисполнении предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства, влечет повышенную административную ответственность лица, допустившего данное правонарушение. В соответствии с ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ размер штрафа составит:
● для граждан -  от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
● на должностных лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;
● на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Таким образом, в целях избежания негативных последствий в виде дополнительных штрафных санкций, выявленное в ходе проверки нарушение земельного законодательства должно быть устранено правонарушителем в срок, установленный соответствующим предписанием.

Порой возникают объективные причины, не позволяющие завершить оформление документов на земельный участок, и тем самым исполнить предписание в срок, установленный органом государственного земельного надзора.

Для таких случаев законодатель предусмотрел возможность продления срока исполнения предписания на основании ходатайства лица, которому такое предписание выдано.

Ходатайство подается государственному инспектору, выдавшему предписание, заблаговременно – не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения.

К ходатайству в обязательном порядке прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения.

Ходатайство о продлении срока исполнения предписания рассматривается государственным инспектором в течение 3 рабочих дней с момента поступления. По результатам рассмотрения ходатайства выносится определение об удовлетворении ходатайства и продлении срока исполнения предписания либо об отклонении ходатайства и оставлении срока устранения нарушения земельного законодательства без изменения (в случае если в установленный предписанием срок нарушение возможно устранить, но нарушителем не приняты все зависящие от него меры, необходимые для устранения выявленного нарушения).  

 

 

Начальник отдела государственного земельного надзора                                               А.И. Ткачев

 

 

 

В настоящее время на территории Томской области действует кадастровая стоимость земельных участков, полученная по результатам государственной кадастровой оценки, проведенной в 2014 году. Она прежде всего используется для налогообложения, также для определения госпошлин, при определении ставки арендной платы за объект недвижимости и других целей. При этом законодательством предусмотрена периодичность проведения государственной кадастровой оценки - не реже чем раз в пять лет и не чаще чем раз в три года. В связи с чем, назрела необходимость проведения очередного тура государственной кадастровой оценки земельных участков. По решению уполномоченного органа - Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в 2020 году на территории Томской области проводится очередная государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, земель промышленности и иного назначения, земель особо-охраняемых территорий и объектов.

В соответствии с новым Законом о государственной кадастровой оценке она проводится на региональном уровне, кадастровая стоимость объектов определяется специально созданными бюджетными учреждениями.

На территории Томской области таким учреждением является Областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (ОГБУ «ТОЦИК»).

До 1 января 2020 года ОГБУ «ТОЦИК» проведена подготовка к проведению государственной кадастровой оценки земельных участков, которая включала сбор и обработку необходимой информации. При этом любой правообладатель объектов недвижимости для уточнения характеристик объектов недвижимости, а также для исключения ошибок в сведениях об объектах недвижимости вправе предоставить в ОГБУ «ТОЦИК» декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости.

Исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости Управлением Росреестра по Томской области в феврале 2020 года сформирован и предоставлен перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке. 

В настоящее время ОГБУ «ТОЦИК» проводит мероприятия по определению кадастровой стоимости земельных участков в рамках  государственной кадастровой оценки 2020 года. Кадастровая стоимость рассчитывается на дату составления перечня земельных участков, а именно на 1 января 2020 года и определяется из расчета наиболее вероятной цены недвижимости, по которой она может быть приобретена, независимо от наличия ограничений на ее распоряжение. При этом учитывается фактический вид использования земельного участка.

По результатам определения кадастровой стоимости ОГБУ «ТОЦИК» будут сформированы промежуточные отчетные документы,  и размещены на официальном сайте учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://kadastr.gov70.ru  в разделе «Кадастровая оценка, а также в Фонде данных государственной кадастровой оценки на официальном сайте Росреестра https: //rosreestr.ru. Планируемый срок размещения в Фонде данных государственной кадастровой оценки - июль 2020 года. Поэтому каждый из правообладателей может ознакомиться с  новой кадастровой стоимостью земельных участков, посмотреть расчеты, и в случае замечаний представить их в адрес ОГБУ «ТОЦИК».

Разъяснения о порядке и сроках представления  замечаний, а также рекомендуемая форма для таких замечаний размещены на официальном сайте ОГБУ «ТОЦИК» по адресу: https://kadastr.gov70.ru  в разделе «Кадастровая оценка». Их можно подать лично в бюджетное учреждение,  направить почтой либо через Интернет, или обратиться в МФЦ.

  В результате рассмотрения замечаний кадастровая стоимость объектов может быть пересчитана.

Все изменения в проект отчета должны быть внесены до окончания шестидесятидневного срока со дня размещения сведений в Фонде данных государственной кадастровой оценки.

После чего отчет утверждается уполномоченным органом субъекта РФ и принимается акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости. Такой акт вступит в силу на территории Томской области с 1 января 2021 года. В связи с чем, новая кадастровая стоимость земельных участков будет применяться для налогообложения с 1 января 2021 года.

По вопросам, связанным с проведением государственной кадастровой оценки, уточнением характеристик объектов недвижимости, предоставлением разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, рассмотрением обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, необходимо обращаться в ОГБУ «ТОЦИК» по адресу: 634009, г.Томск, ул. Розы Люксембург, д.17, стр.2, а также по телефону: 90-79-33.

 

В Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области часто поступают вопросы граждан о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков.

Решение о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков может быть принято, в том числе, в отношении:

исходного (преобразуемого) земельного участка (участков), из которого (которых) образуется один или несколько новых земельных участков (например, в случае раздела земельного участка или перераспределения земельных участков. Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (ч. 3 ст. 41 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ (далее – Закон о регистрации);

земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета такого земельного участка не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства (ч. 14, 15 ст. 41 Закона о регистрации);

части земельного участка, в случае государственной регистрации прекращения обременения земельного участка, в связи с установлением которого была образована и поставлена на государственный кадастровый учет часть такого земельного участка,  при отсутствии сведений о том, что в отношении такой части земельного участка зарегистрировано другое обременение (ч. 2 ст. 44 Закона о регистрации);

части земельного участка, сведения о которой внесены в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" до 1 января 2013 года в связи с наличием на соответствующем земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, в случае снятия с государственного кадастрового учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с прекращением их существования, либо внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений об описании местоположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке (ч.1 ст. 70 Закона о регистрации);

земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН (ч.3 ст. 70 Закона о регистрации);

земельного участка, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществлены до 1 сентября 2018 года, в случае, если право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком или право аренды такого земельного участка переоформлено на публичный сервитут в соответствии со статьей 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Основанием для осуществления снятия с государственного кадастрового учета земельного участка может являться, например, межевой план, вступившие в законную силу судебные акты, иные документы, предусмотренные федеральным законом.

 

 

Начальник отдела регистрации

земельных участков                                                               

Управления Росреестра

по Томской области Анастасия Юркевич

До 1 марта 2021 года осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, допускается на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости (часть 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", далее – Закон о регистрации).

В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 вышеназванного Закона о регистрации. При этом не требуется наличие уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

В силу части 2 статьи 23 ФЗ-217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства. Часть 12 статьи 70 закона о регистрации отменяет это требование. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в этом случае осуществляются вне зависимости от соблюдения таких требований.

В соответствии с пунктом 56 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 24.04.2020) для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) заявление, или выписку из ЕГРН, или заключение по обследованию технического состояния объекта, или нотариально удостоверенное согласие (в случае, если садовый или жилой дом обременён правами третьих лиц).

Гражданам, у  которых имеются такие объекты, следует обратить внимание, что упрощённый порядок регистрации прав собственности действует до 1 марта 2021 г, продления порядка может и не быть.

 

Начальник Парабельского межмуниципального отдела  М. Новиков

 

Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество в нашей стране существует уже более 20 лет. Сегодня каждый гражданин, желающий стать законным правообладателем недвижимого имущества, знает, что для этого необходимо зарегистрировать свое право в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

С этой целью гражданин обращается в указанные органы и предоставляет необходимые документы для оказания государственной услуги в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. По истечении установленного действующим законодательством сроков, гражданину выдают документы, на основании которых была оказана государственная услуга.    

Но в силу различных жизненных обстоятельств возникают случаи, когда гражданин не смог обратиться за получение документов в указанный срок выдачи документов. Соответственно, у гражданина возникает вопрос- как действовать в такой ситуации.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что в течение 30 календарных дней заявитель еще может обратиться в тот же пункт приема-выдачи документов многофункционального центра или филиала ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии» и сразу  же получить документы, неполученные им вовремя.  

После истечения 30-дневного срока невостребованные заявителем документы из пункта приемы-выдачи документов многофункционального центра передаются для последующего архивного хранения в филиал ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии». По этой причине, у заявителя будет отсутствовать  возможность получить необходимые документы в день обращения в пункт приема-выдачи документов многофункционального центра.

Выдача документов заявителям, не получившим документы в установленное время, осуществляется так же специалистом  многофункционального центра, но уже на основании заявок заявителей. Заявка должна содержать ФИО заявителя, адрес объекта, номер обращения при подаче документов на оказание государственной услуги.

Срок обработки заявки составляет семь рабочих дней от даты подачи заявителем заявки. По истечении данного срока гражданин повторно обращается в пункт приема-документов документов многофункционального центра за получением неполученных вовремя документов. Необходимо отметить, что срок хранения документов, поступивших на основании заявки заявителя из архива филиала ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии», составляет две недели с момента их получения многофункциональным центром. После чего, документы вновь будут переданы на архивное  хранение в филиал ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии».

При этом, обращаем внимание, что при подаче заявителем заявки в офис многофункционального центра на выдачу неполученных документов, находящихся на хранении в другом городе или районе Томской области (экстерриториальный запрос), указать конкретный срок обработки заявки не представляется возможным, т.к. он определяется индивидуально в соответствии с логистикой перемещения документов, о чем заявитель уведомляется.

 

 

 

Исполняющая обязанности

начальника отдела ведения ЕГРН,

повышения качества данных ЕГРН                                               

Управления Росреестра по

Томской области

Елена Терехова

 

 

Электронный способ подачи документов в российские вузы, во-первых, позволяет экономить время и деньги, которые абитуриенты могли бы потратить на дорогу, а во-вторых, актуален в сложившейся эпидемиологической обстановке в стране, так как позволяет избежать физического контакта с другими людьми. Всё, что понадобится для дистанционной подачи документов в вуз, – пакет необходимых документов и наличие сертификата электронной подписи у поступающего.

Применение электронной подписи существенно увеличивает возможности при выборе вуза у поступающих – абитуриенты могут подать документы сразу в несколько понравившихся вузов – и упрощает их взаимодействие с приемной комиссией. Так, например, абитуриент из Ставрополя может подать документы в московский вуз, не выезжая из родного региона. Таким образом, экономится не только время – документы попадают в приемную комиссию мгновенно, – но и деньги, которые поступающие тратят на дорогу до выбранного учебного заведения.

Для дистанционной подачи собранного пакета документов по списку вуза необходимо наличие квалифицированной электронной подписи для физического лица. Получить ее может любой гражданин старше 14 лет. Сделать это можно в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи России. В перечень аккредитованных центров с гарантией государственного учреждения входит удостоверяющий центр Федеральной кадастровой палаты.

Чтобы получить сертификат электронной подписи в удостоверяющем центре Кадастровой палаты, нужно зарегистрироваться на сайте uc.kadastr.ru, подать запрос в личном кабинете и оплатить услугу. Для создания сертификата электронной подписи понадобятся паспорт, СНИЛС, ИНН (оригиналы документов). Далее необходимо пройти процедуру удостоверения личности в пункте оказания услуги. Кроме того, можно заказать выезд специалиста по удобному адресу. Процедура идентификации личности подтверждает получение сертификата электронной подписи его законным владельцем. Для уточнения возможной даты и времени приема с заявителем связывается сотрудник удостоверяющего центра. В текущей эпидемиологической обстановке при проведении процедуры сотрудники соблюдают все меры предупредительного характера, в том числе они обеспечиваются средствами индивидуальной защиты. Для удобства и безопасности граждан Кадастровая палата также ввела предварительную запись на процедуру в офисах ведомства. Квалифицированный сертификат ЭП физического лица нельзя получить на имя другого человека по доверенности или на основании иного документа, подтверждающего подобные полномочия.

Отличие процесса получения сертификата электронной подписи в Кадастровой палате от других удостоверяющих центров заключается в том, что после удостоверения личности готовый сертификат можно получить только в личном кабинете на официальном сайте удостоверяющего центра Кадастровой палаты. Таким образом, никто, кроме законного владельца, не получит доступа к созданному сертификату. Срок действия сертификата электронной подписи, выданного удостоверяющим центром Кадастровой палаты, составляет 15 месяцев.

Стоит оговориться, что не все учебные заведения принимают документы в электронном виде. У каждого учебного заведения собственные требования, следует обязательно проконсультироваться с приемной комиссией.

Подробнее об Удостоверяющем центре Федеральной кадастровой палаты можно узнать на сайте ведомства.

В мае 2020 года Кадастровая палата Томской области отмечает 20-летний юбилей. Это хороший повод вспомнить, как создавалось учреждение, с какими результатами мы подошли к юбилею и что сделали за эти 20 лет.

 

16 мая 2000 года Приказом №103 Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике создано государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Томской области.

К концу 2001 года подразделения Кадастровой палаты уже открыты во всех районах области. В начале своей деятельности Кадастровая палата приступила к созданию единого государственного реестра земель, началась активная работа по кадастровому делению Томской области, постановке земельных участков на кадастровый учет.

Ежемесячно сотрудниками Кадастровой палаты рассматривается около 25 тысяч обращений на осуществление государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав, а также иных обращений, обрабатывается около 38 тыс. запросов на предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН. 

Приоритетной и наиболее эффективной формой взаимодействия сегодня является направление обращений и запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в электронной форме через официальный сайт Росреестра. Так, в 2019 году 85% всех исполненных запросов поступило в электронном виде.

Помимо этого, специалисты учреждения переводят  в электронную форму кадастровые дела, хранящиеся в архиве на бумажных носителях. Оцифровка документов позволяет повысить скорость проведения учетно-регистрационных действий, в том числе экстерриториально, и упрощает процесс подачи обращений с помощью электронных сервисов. На сегодняшний день в электронный вид переведено более 239 тыс(более 67%) кадастровых дел.

 

Директор В. К. Файт: «Кадастровая палата год за годом расширяет свои полномочия, что помогает сделать процесс получения услуг Росреестра максимально комфортным и доступным для граждан и заинтересованных лиц. Для удобства заявителей организовано выездное обслуживание по предоставлению услуг Росреестра, курьерская доставка документов, создан собственный удостоверяющий центр. Специалисты Кадастровой палаты проводят консультации для физических, юридических лиц и лекции для кадастровых инженеров».

 

Кроме этого, в 2019 году Кадастровая палата по Томской области участвует в работе  «Школы Электронных услуг Росреестра», двери которой открыты для всех, кому это интересно и необходимо - граждан, представителей строительных компаний, кредитных организаций, агентств недвижимости, представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также их подведомственных учреждений.

Справочно:

В 2010 году все полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества и предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы в подведомственное Росреестру учреждение – Федеральную кадастровую палату.

В 2011 году в Томской области осуществлен переход на централизованную технологию ведения государственного кадастра недвижимости, создана единая база данных – государственный кадастр недвижимости, и установлена местная система координат МСК-70. На тот момент времени, в государственном кадастре недвижимости содержались сведения о 366 тыс. земельных участков.

В результате реорганизации в 2012 году Кадастровая палата по Томской области становится одним из филиалов Федеральной кадастровой палаты. К полномочиям добавились обеспечение государственного технического учета объектов капитального строительства, прием-выдача документов на государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав. К концу 2012 года на государственном кадастровом учете состояло 928 тыс. объектов недвижимости:

- 382 тыс. земельных участков;

- 546 тыс. объектов капитального строительства.

В 2018 году Томская область вошла в число регионов, перешедших на ведение единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в ФГИС ЕГРН, уникальном сервисе, являющемся единой базой данных объектов недвижимости и обеспечивающем выполнение единых учетно-регистрационных действий.

 За весь период работы в ЕГРН внесены сведения о 1 млн. 192 тыс. объектах недвижимости:

- 441 тыс. земельных участков;

- 751 тыс. зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машиномест, а также единых недвижимых комплексов.

Кроме объектов недвижимости, в ЕГРН внесены сведения о 8244 границах, в том числе:

- 312 границ населенных пунктов Томской области;

- 6 границ муниципальных образований;

- 7375 границ зон с особыми условиями использования территорий;

- 155 особо охраняемых природных территорий;

- 308 территорий объектов культурного наследия

и других.

Изначально в штате учреждения было 40 человек, сегодня Кадастровая палата Томской области насчитывает 172 человека.

20-летие — хороший повод вспомнить о богатой и насыщенной событиями истории, о замечательных, увлеченных своим делом профессионалах, благодаря труду и таланту которых закладывались существующие традиции. За это время была проведена колоссальная работа, главным результатом которой стало значительное улучшение качества предоставления государственных услуг. За 20 лет Филиал достойно выдержал испытание на прочность.

Регистрация прав и кадастровый учет  на такие дома могут проводиться на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимости, без направления уведомлений о планируемом строительстве (реконструкции) жилого или садового дома и об окончании их строительства (реконструкции). Правоустанавливающий документ на участок представляется только в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости (далее-ЕГРН) не зарегистрировано право заявителя на этот участок. При этом сведения о жилом или садовом доме указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации об объекте недвижимости. 

Постройки на садовом участке должны иметь определенные параметры. В частности, объекты индивидуального жилищного строительства на садовых участках должны быть отдельно стоящими зданиями, состоять не более чем из 3 надземных этажей и быть не выше 20 метров. Также при планировании строительства садовых и жилых домов, расположенных на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства, необходимо учитывать ограничения, установленные законодательством для садового земельного участка (например, в связи с нахождением такого участка в границах зоны с особыми условиями использования территорий).

Росреестр также обращает внимание, что такой порядок оформления прав не распространяется на объекты индивидуального жилищного строительства, созданные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) или ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), в границах населенного пункта. Для таких объектов требуется направлять в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) и об окончании строительства (реконструкции).

При этом правообладатели земельных участков, предназначенных для ИЖС или ЛПХ, в границах населенного пункта, на которых строительство (или реконструкция) жилого дома начато до 4 августа 2018 года без получения разрешения на строительство, имеют право до 1 марта 2021 года направить уведомление о начале строительства в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство государственный орган власти.

 

Документы на регистрацию права собственности и кадастровый учет можно представить в офис МФЦ.

В связи с принятием мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции и с целью исключения скопления большого количества людей в зале многофункциональных центров Томской области с 13 апреля 2020 года прием и выдача готовых документов в отделах МФЦ осуществляется только по предварительной записи!

Записаться на прием, выдачу готовых документов или получить консультацию по услугам можно по телефонам:

 

- 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный);

 

- 8 (3822) 602-999;

 

- 8 (3822) 602-955.

 

 

Стрежевской межмуниципальный отдел

Автор статьи начальник отдела А.П. Ляшенко

 

Согласно п. 3 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.

Если нотариальное удостоверение сделки является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность (п. 3 ст.163 ГК РФ).

В силу ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости) сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона), а также договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями.

Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В связи с вышеизложенным считаем, что соглашение о перераспределении (изменении размера) долей в праве общей долевой собственности, в результате которого не изменяется состав участников общей долевой собственности, то есть не происходит отчуждение  долей (переход права), не должно рассматриваться как сделка по отчуждению доли в праве и не требует, соответственно,  нотариального удостоверения.

При этом, в отдельных аналогичных случаях сделки по изменению долей требуют  нотариального оформления.

Так, если в соглашении о разделе наследственного имущества, заключенном после принятия наследства и выдачи свидетельства о праве на наследство, наследники перераспределяют принадлежащие им (согласно свидетельства о наследстве) доли в праве собственности на наследуемое имущество таким образом, что каждый (один) из них становится единоличным собственником одного из наследуемых объектов недвижимости, то есть на основании такого соглашения о разделе  наследственного имущества изменяется вид права, состав правообладателей объектов недвижимости и, поскольку право общей долевой  стоимости у наследников уже возникло, совершается, по  сути, мена долей в праве общей долевой собственности на объекты недвижимости – сделка по отчуждению долей в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество в понимании ст. 218 ГК РФ, такое соглашение о разделе наследственного имущества подлежит  нотариальному удостоверению.

 

 

Начальник отдела

регистрации объектов недвижимости

нежилого назначения и ипотеки Т.М. Никитюк

 

 

 

Как отметила вице-премьер Виктория Абрамченко, Росреестром были обобщены все возникающие на практике вопросы граждан, организаций строительного комплекса, кредитных организаций, профессиональных участников рынка - нотариусов, кадастровых инженеров, самих государственных регистраторов прав, и органов местного самоуправления, и фактически создан полноценный регуляторный ответ на  поступающие запросы общества. Законопроект содержит несколько десятков изменений, которые серьезно упростят проведение учетно-регистрационных действий, а также конкретизируют механизмы получения государственных услуг в сфере обращения с недвижимостью.

Прежде всего, законопроект предусматривает нормы, направленные на дальнейшую «цифровизацию» услуг, что особо актуально в сложившихся условиях новой коронавирусной инфекции. Так, при заключении сделок с органами публичной власти гражданам не потребуется оформление электронной цифровой подписи, поскольку такие органы наделяются правом подготовить скан-образ подписанного гражданином от руки документа, удостоверить его равнозначность и обратиться с заявлением о регистрации. Кроме того, посредством личного кабинета без использования электронной подписи можно будет подать документы для уточнения границ земельных участков, государственного кадастрового учета жилых и садовых домов, для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. Например, если были образованы два и более земельных участков в результате раздела или владелец садового дома хочет самостоятельно зарегистрировать свою постройку – приобретать электронную подпись для проведения учетно-регистрационных действий не потребуется. Законопроект предусматривает нормы, позволяющие обеспечить взаимодействие с Росреестром посредством порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, что позволит в полной мере использовать «цифровой» потенциал регионов.

Также законопроект расширяет перечень заявителей, которые могут обратиться за получением услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Теперь, например, наследник сможет сразу подать заявление на снятие с кадастрового учета уже снесенного садового дома без проведения регистрации права собственности. Таким образом, ликвидирован правовой пробел в отношении объектов недвижимости, которые прекратили свое существование, но сведения о них содержатся в ЕГРН.

Существенным нововведением является указание в законопроекте на возможность осуществления выездного приема документов для государственного кадастрового учета и регистрации. При этом предусматривается осуществление такого приема без взимания платы для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной Войны, людей с ограниченными возможностями.

Одно из новшеств законопроекта – исключение требований к предельным размерам машино-мест. Ранее минимально допустимые размеры одного машино-места как объекта недвижимости были установлены в размере 5,3 х 2,5 м, а максимально допустимые – 6,2 х 3,6 м. Согласно поправкам, минимальные габариты сохраняются в прежнем виде, но не ограничивается максимальная площадь машино-места. Застройщики смогут самостоятельно устанавливать максимальную площадь машино-мест при планировании паркинга.

«Мы фундаментально подошли к исправлению недостатков законодательства, основываясь, прежде всего, на мнении потребителей государственных услуг – бизнеса, отраслевых специалистов, участников рынка и, конечно, граждан. Поэтому предложенный пакет изменений существенно упростит большинство процедур для участников рынка, и ликвидирует правовые пробелы учетно-регистрационной сферы, сложившиеся за три года с момента вступления в силу закона о регистрации недвижимости», - сказала заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко. 

 

В интересах собственников и пользователей объектов недвижимости при оформлении прав на такие объекты точно определить местоположение их границ.

Местоположение границ объекта недвижимости устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ объекта недвижимости и деления их на части.

Для определения координат характерных точек границ объектов недвижимости необходимо обратиться к кадастровому инженеру.

Кадастровый инженер проведет работы по определению координат объекта недвижимости одним из следующих методов: геодезическим, методом спутниковых геодезических измерений, фотограмметрическим, картометрическим или аналитическим.

Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на территории Томской области кадастровыми инженерами применяются в основном геодезический метод, метод спутниковых геодезических измерений, картометрический и аналитический.

При геодезическом методе и методе спутниковых геодезических измерений кадастровый инженер выезжает на местность с геодезическими приборами и оборудованием.

Для оценки точности определения координат характерных точек данными методами рассчитывается средняя квадратическая погрешность по заданной формуле. Оба способа отличаются от остальных высокой точностью.

При использовании картометрического метода координаты характерных точек границ объектов недвижимости кадастровым инженером определяются по картографическому материалу.

В этом случае величина средней квадратической погрешности будет равна 5 метров в масштабе соответствующего  картографического материала.

Аналитическим методом координаты характерных точек границ объектов недвижимости кадастровый инженер сможет определить без выезда на местность, применяя программное обеспечение, но только в том случае, если сведения о границах соседних объектов недвижимости внесены в ЕГРН.

Точность определения  координат поворотных точек границ объектов недвижимости принимается равной точности местоположения поворотных точек соседних объектов недвижимости.

Специалисты, оказывающие услуги по определению местоположения границ объектов недвижимости, выберут наиболее подходящий метод определения координат характерных точек границ объектов недвижимости при оформлении собственности.

 

Начальник отдела землеустройства

и мониторинга земель, кадастровой

оценки недвижимости, геодезии и

картографии О.Г. Бобкова