Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 
В результате взаимодействия с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Томской области в электронном виде в Управление Росреестра по Томской области поступило 74 680 пакетов документов о наложении/снятии ограничений на имущество должников.
По словам начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Фёдоровой Т.А. :
«С момента начала функционирования на территории Томской области сервиса электронного взаимодействия Росреестра с Федеральной службой судебных приставов по загрузке Выписок из постановлений судебных приставов-исполнителей, т.е. с 18.03.2019, в Управление поступило в электронном виде 74 680 пакетов документов о наложении/снятии ограничений. Государственная регистрация наложения/снятия арестов (запрещений) на основании таких документов проводится в кратчайший срок (не более 3 рабочих дней). Граждане узнают о данном факте при получении соответствующего уведомления от государственного регистратора прав, осуществляющего свою деятельность на территории Томской области.
Что может послужить причиной ограничения права распоряжаться принадлежащим собственнику недвижимым имуществом? Это могут быть неоплаченные штрафы ГИБДД, долги за коммунальные услуги, невнесенные налоги, сборы, алименты и т.д., даже если это весьма незначительные суммы. Как правило, после получения такого уведомления граждане сразу спешат обратиться в Управление за выяснением причины его наложения. Однако к компетенции Росреестра не относятся полномочия по вынесению актов о наложении и снятии арестов. Управление осуществляет их государственную регистрацию на основании решений уполномоченных органов. Поэтому, после получения указанного уведомления следует тщательно изучить информацию в полученном уведомлении, в котором указывается орган, наложивший арест (запрещение), и реквизиты документов, на основании которых в ЕГРН зарегистрировано данное ограничение. Снятие арестов (запрещений) осуществляется также на основании документов, поступивших из уполномоченных органов. Таким образом, по вопросу снятия арестов или запрещений, наложенных судебными органами или судебными приставами-исполнителями, Управление рекомендует в первую очередь обращаться именно в орган, наложивший арест (запрещение).

Начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Т.А. Федорова

Развитию системы оказания государственных услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде, в последнее время уделяется очень большое внимание. Выбор способа подачи документов для оказания государственных услуг определяется заявителем самостоятельно.
Вместе с тем, все указанные услуги Росреестра могут быть получены без личного посещения офисов приема-выдачи – в электронном виде (при наличии доступа к сети «Интернет»). В результате у заявителей появилась возможность в одном месте получить всю необходимую и полную информацию о деятельности Росреестра и оказываемых услугах, а также возможность воспользоваться наиболее востребованными из них в электронном виде.
Пользоваться электронными услугами Росреестра просто и удобно. На портале даны пошаговые инструкции получения каждой услуги, сроки ее предоставления и стоимость. Получение услуг Росреестра в электронном виде имеет явные преимущества по сравнению с традиционным способом – обращением непосредственно в офис приема-выдачи документов. Во-первых, заявитель не теряет времени на визит в офис, а может получить услугу в любое удобное время, находясь дома или на работе. Во-вторых, при получении услуги в электронном виде размер платы и государственной пошлины сокращается на 30-50%. В-третьих, информация при получении услуг в электронном виде надежно защищена, так как предусмотрено резервное копирование данных на всех уровнях.
Основной целью развития данного направления деятельности является повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению и бизнесу путем использования общих информационных ресурсов, обеспечения возможности оперативного получения достоверной информации в максимально короткие сроки по защищённым каналам связи без участия заявителя.
Обмен сведениями, необходимыми для оказания услуг между органами власти производится с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, так называемой СМЭВ.
В настоящее время Управлением Росреестра по Томской области (Управление) и филиалом Кадастровой палаты осуществляется активное межведомственное взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления как в части предоставления информации по запросам, так и в части получения информации от указанных органов для оказания услуг.
В свою очередь, основной объем информации, необходимой Управлению для оказания государственной услуги по регистрации прав, запрашивается на данный момент в федеральных органах исполнительной власти - это ФНС, ФМС, Пенсионный фонд. Управление приступило к промышленный эксплуатации сервиса, позволяющего получать информацию от органов власти субъекта и органов местного самоуправления в электронном виде, так называемые р-сведения.
В целях популяризации электронных сервисов, позволяющих оперативно обмениваться информацией, Управлением на регулярной основе анализируется осуществляемое электронное взаимодействия, направляются различного рода информационные письма, проводятся рабочие встречи.
В дальнейшем совместные усилия органов власти должны быть направлены на активизацию использования электронных сервисов, позволяющих осуществлять межведомственное взаимодействие исключительно в электронном виде, поскольку это способствует значительному сокращению как временных, так и материальных затрат, ускоряет процесс оказания государственных и муниципальных услуг, повышая их качество, формирует тем самым положительное отношение граждан к органам власти.

Начальник Шегарского межмуниципального отдела
В.А. Михеев

 

С 14.08.2018 вступил в силу порядок, который носит уведомительный характер направления органом регистрации права уведомлений о погашении регистрационной записи об ипотеке и некоторых других документов.
Уведомление о погашении регистрационной записи об ипотеке направляется в случае, если права залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству или по договору об ипотеке удостоверены электронной закладной, и должно содержать номер электронной закладной, дату погашения регистрационной записи об ипотеке и кадастровый номер объекта недвижимости.
Данное уведомление направляется в депозитарий, осуществляющий хранение электронной закладной, в порядке взаимодействия между депозитарием, осуществляющим хранение обездвиженной документарной закладной или электронной закладной, и органом регистрации прав, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в форме электронного документа в формате XML-документа, созданного с использованием XML-схем.
Уведомления залогодержателя и залогодателя, а если залогодатель является третьим лицом, также и должника по обеспеченному ипотекой обязательству о депозитарии, осуществляющем хранение электронной закладной, и о дате внесения депозитарием записи по счету депо залогодержателя, первоначально указанного в электронной закладной, направляется в случае выдачи электронной закладной и должно содержать номер электронной закладной, наименование депозитария, осуществляющего хранение электронной закладной, адрес его электронной почты, а также дату внесения записи по счету депо залогодержателя, первоначально указанного в электронной закладной.
Уведомления об отказе в выдаче электронной закладной и уведомления об отказе в выдаче соглашения об изменении условий электронной закладной направляются и должны содержать номер электронной закладной, кадастровый номер объекта недвижимости, а также причины отказа в выдаче электронной закладной или соглашения об изменении условий электронной закладной.
Уведомления залогодержателя и залогодателя, уведомления об отказе в выдаче электронной закладной и уведомления об отказе в выдаче соглашения об изменении условий электронной закладной направляются в форме электронного документа в формате XML-документа, созданного с использованием XML-схем, а также в виде файла в формате PDF одним из следующих способов:
1) посредством направления электронного документа с использованием веб-сервисов в случае представления заявления и прилагаемых к нему документов с использованием веб-сервисов;
2) посредством направления ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт), по указанным в заявлении адресам электронной почты в случае представления заявления и прилагаемых к нему документов посредством сетей связи общего пользования, официального сайта.
Ссылки на предусмотренные уведомления, размещенные на официальном сайте, доступны для первого перехода с целью просмотра и скачивания электронных документов в течение трех месяцев с даты отправки ссылки органом регистрации прав.
Уведомления доступны для просмотра и скачивания, в том числе в виде, пригодном для восприятия человеком, в течение десяти рабочих дней с момента первого перехода по ссылке на такие уведомления, размещенные на официальном сайте.
Днем направления указанных уведомлений в форме электронных документов считается дата отправки органом регистрации прав электронного документа или ссылки на такой документ, указанная в реквизитах соответствующего документа.
Уведомления, направляемые в форме электронных документов, заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора прав.

Заместитель начальника Парабельского
межмуниципального отдела
Н. Харькив

Положения о банкротстве сельскохозяйственных организаций закреплены в главе 9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), которая, в свою очередь, предусматривает ряд особенностей по сравнению с общими положениями Закона о банкротстве.
Закон о банкротстве определяет, что под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки.
Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, предусмотренные Законом о банкротстве, применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и уловов водных биологических ресурсов составляет не менее чем семьдесят процентов общей суммы выручки.
На законодательном уровне закреплены следующие признаки неблагополучной экономической ситуации, которая может привести к выводу о несостоятельности:
• образовавшаяся кредиторская задолженность свыше 500 тыс. руб.;
• срок ее превышает 3 месяца.
Закон также предусматривает особенности процедур банкротства сельскохозяйственных организаций, вызванные спецификой их деятельности, поскольку важнейшим фактором, который следует учитывать в процессе банкротства сельскохозяйственного производителя, является сезонность производства.
Так, например, в ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.
Финансовое оздоровление и внешнее управление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.
В случае, если в ходе финансового оздоровления либо внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления либо внешнего управления может быть продлен на год.
Статьей 179 Закона о банкротстве также предусмотрен ряд особенностей продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций.
При продаже имущества должника - сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий должен выставить на продажу предприятие должника - сельскохозяйственной организации путем проведения торгов.
В случае, если предприятие должника - сельскохозяйственной организации не было продано на торгах, арбитражный управляющий должен выставить на торги единым лотом имущество должника - сельскохозяйственной организации, которое используется в целях производства сельскохозяйственной продукции, ее хранения, переработки, реализации.
Закон также предусматривает случаи преимущественного приобретения имущества, которые имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к земельному участку должника, либо, в случае их отсутствия, сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в той же местности.
 
Исполняющая обязанности начальника отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки М.Г. Коломиец

Основные положения об обращении взыскания на заложенное имущество закреплены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Так, согласно статье 348 ГК РФ взыскание на заложенное имущество для удовлетворения требований залогодержателя может быть обращено в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного залогом обязательства.

Это основание непосредственно следует из положений части 1 ст. 334 ГК РФ, определяющих понятие залога: в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя).

Обращение взыскания на заложенное имущество не допускается, если допущенное должником нарушение обеспеченного залогом обязательства незначительно и размер требований залогодержателя вследствие этого явно несоразмерен стоимости заложенного имущества. При этом нарушение признается незначительным, если:

1) сумма неисполненного обязательства составляет менее чем пять процентов от размера стоимости заложенного имущества;

2) период просрочки исполнения обязательства, обеспеченного залогом, составляет менее чем три месяца.

Должник и являющийся третьим лицом залогодатель вправе прекратить в любое время до реализации предмета залога обращение на него взыскания и его реализацию, исполнив обеспеченное залогом обязательство или ту его часть, исполнение которой просрочено. Соглашение, ограничивающее это право, ничтожно.

Ряд особенностей обращения взыскания заложенного имущества также закреплен в статье 50 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее – Закон об ипотеке).

Статьей 349 ГК РФ закреплен порядок обращения взыскания на заложенное имущество, который по общему правилу осуществляется по решению суда, если соглашением залогодателя и залогодержателя не предусмотрен внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество.

Но и в случае, если соглашением сторон предусмотрен внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество, залогодержатель вправе предъявить в суд требование об обращении взыскания на заложенное имущество.

Положениями указанной статьи, а так же статьями 51, 55 Закона об ипотеке весьма подробно предусмотрены случаи, когда допускается взыскание на предмет залога исключительно по решению суда (например, когда предметом залога является единственное жилое помещение, принадлежащее на праве собственности гражданину, имущество, имеющее значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества и т.д.) и когда допускается внесудебный порядок взыскания заложенного имущества.

Если обращение взыскания на заложенное имущество осуществляется во внесудебном порядке, залогодержатель или нотариус, который производит обращение взыскания на заложенное имущество в порядке, установленном законодательством о нотариате, обязан направить залогодателю, известным им залогодержателям, а также должнику уведомление о начале обращения взыскания на предмет залога.

Реализация заложенного имущества допускается не ранее чем через десять дней с момента получения залогодателем и должником уведомления залогодержателя или нотариуса, если иной срок не предусмотрен законом, а также если больший срок не предусмотрен соглашением между залогодержателем и залогодателем.

Порядок осуществления государственной регистрации при переходе прав на заложенное недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него закреплен в статье 50 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости).

Закон о недвижимости предусматривает несколько вариантов государственной регистрации прав на такое имущество, в зависимости от вида процедуры взыскания и, соответственно, перечня документов, которые должны быть представлены на государственную регистрацию.

Государственная регистрация права при переходе права собственности на недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него проводится на основании совместного заявления приобретателя и залогодержателя или заявления залогодержателя, оставляющего предмет ипотеки за собой.

Государственная регистрация прав на объект недвижимости осуществляется без заявления собственника (правообладателя) объекта недвижимости при переходе права собственности на недвижимое имущество, права аренды недвижимого имущества или права участника долевого строительства в результате обращения залогодержателем взыскания на недвижимое имущество или указанные права либо в результате оставления залогодержателем за собой недвижимого имущества или указанных прав в связи с признанием повторных торгов несостоявшимися.

Начальник отдела регистрации объектов недвижимости

нежилого назначения и ипотеки Т.М. Никитюк

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) провела государственную экспертизу и вынесла положительное экспертное заключение в отношении землеустроительной документации, составленной по результатам описания местоположения границы между субъектами Российской Федерации – Томской областью и Красноярским краем. Ранее землеустроительная документация была доработана с учётом замечаний экспертной комиссии Росреестра.
Описание местоположения границы между субъектами Российской Федерации согласовано с губернаторами и руководителями комитетов по земельным ресурсам и землеустройству Томской области и Красноярского края.
Землеустроительная документация поступила из государственного предприятия «Красноярский технический центр». Заказчиком землеустроительных работ выступило Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края.
Росреестр включил полученную в результате проведения землеустроительных работ документацию в государственный фонд данных. Включение землеустроительной документации в фонд данных позволит органам государственной власти Красноярского края обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о местоположении границы между Томской областью и Красноярским краем.
Томская область имеет общую границу с 6 субъектами Российской Федерации (Красноярским краем, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Тюменской областями и Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой).
На сегодняшний день в ЕГРН внесены сведения об участках границы Томской области с 3 соседними регионами (Тюменской областью, Красноярским краем, Омской областью), что составляет 50% от общего числа.


Пресс-служба Управления
Росреестра по Томской области

Управление Росреестра по Томской области сообщает о возможности получения информации о кадастровой стоимости объекта недвижимости с помощью онлайн-сервисов, размещенных на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) в разделе: «Электронные услуги и сервисы» или в «Личном кабинете правообладателя».

Получение информации о кадастровой стоимости имущества требуется в первую очередь для расчета налоговых платежей.

С помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online».

Чтобы получить справочную информацию по объекту недвижимости в режиме online, можно использовать специальный сервис в разделе «Электронные услуги и сервисы» или в «Личном кабинете правообладателя». По кадастровому номеру, условному номеру или адресу объекта недвижимости можно получить справочную информацию об объекте недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости.

С помощью сервиса «Публичная кадастровая карта».

Публичная кадастровая карта содержит сведения Единого государственного реестра недвижимости. Нужный объект можно найти на карте по кадастровому номеру, а также использовать расширенный поиск. По каждому объекту недвижимости, данные о котором содержит сервис, можно узнать общую информацию, в том числе площадь и кадастровую стоимость объекта, а также характеристики объекта и кто его обслуживает. Информация сервиса является справочной и не может быть использована в качестве юридически значимого документа.

С помощью сервиса «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки» можно также узнать информацию о кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащуюся в фонде данных государственной кадастровой оценки.

В данном случае можно узнать включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки сведения о кадастровой стоимости в случаях, если:

1) кадастровая стоимость объектов недвижимости определена в рамках государственной кадастровой оценки;

2) кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в размере его рыночной стоимости.

Поиск информации о кадастровой стоимости в сервисе осуществляется по кадастровому номеру интересующего объекта в поле поиска. После ввода кадастрового номера нужно нажать на кнопку «Найти». Откроется ссылка на вкладку с информацией о запрашиваемом объекте недвижимости или надпись об отсутствии таких данных (в случае их отсутствия в фонде данных государственной кадастровой оценки). Можно также скачать отчет об определении кадастровой стоимости, в котором содержатся сведения об интересующем объекте недвижимости. Информация сервиса предоставляется бесплатно в режиме реального времени.

Узнать кадастровую стоимость можно также обратившись в любой офис «Мои документы» ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (МФЦ) с запросом о предоставлении сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Адреса офисов размещены на Официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/).


Начальник отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН Т.А. Фёдорова

С 4 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 340-ФЗ), которым введен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства (далее - объект ИЖС) и садовых домов взамен ранее действовавшего разрешительного порядка, а также изменены отдельные положения Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о недвижимости).
Частью 7 статьи 16 Федерального закона N 340-ФЗ в отношении жилых строений, жилых домов, созданных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства до 1 марта 2019 года устанавливалась отсрочка действия уведомительного порядка.
В отношении объектов недвижимости нежилого назначения, в частности садовых домов, Федеральный закон № 340-ФЗ не содержал отдельных положений об отложении начала применения уведомительного порядка строительства, в связи с чем уведомительный порядок строительства в отношении садовых домов действовал с 04.08.2018.
Однако Федеральным законом N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" со 02.08.2019 в статью 70 Закона о недвижимости внесены изменения, согласно которых до 1 марта 2021 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок.
При этом если права на земельный участок уже зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок на государственную регистрацию садового дома не требуется.
Сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации об объекте недвижимости, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
Форма технического плана, подготавливаемого кадастровым инженером, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 № 953.
При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется.
Следует обратить внимание, что льготный период распространяется только на жилые и садовые дома, созданные на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства.

Начальник отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки Т.М. Никитюк

За последние пять лет средний срок постановки на государственный кадастровый учет снизился с десяти до четырех дней. Это стало возможным благодаря внедрению электронных сервисов и развитию различных форм межведомственного взаимодействия.

В 2014 году срок постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет составлял десять календарных дней. К 2019 году его удалось сократить до четырех рабочих дней. В текущем году быстрее всего поставить недвижимость на кадастровый учет можно в Республиках Мордовия и Северная Осетия, а также в Ставропольском крае – средний срок проведения процедуры ГКУ в этих регионах составляет всего 2 дня.

В 22 субъектах РФ в среднем на кадастровый учет ставят в течение трех дней. Это Белгородская область, Брянская область, Калужская область, Курская область, Тульская область, Ярославская область, Ростовская область, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Саратовская область, Чувашская Республика, Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский АО, Челябинская область, Алтайский край, Забайкальский край, Приморский край, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская Республика. Немногим дольше – в течение четырех дней ставят на кадастровый учет еще в 19 регионах.

Согласно закону «О государственной регистрации недвижимости» постановка на кадастровый учет осуществляется в течение пяти рабочих дней с даты приема документов органом регистрации прав. Подать заявление о постановке недвижимости на кадастровый учет можно и в офисах многофункциональных центров. В таком случае, согласно действующему законодательству, процедура должна быть проведена в течение семи рабочих дней с момента получения документов МФЦ.

В то же время, внедрение электронных сервисов в сферу государственных услуг позволили существенно сократить сроки постановки недвижимости на государственный кадастровый учет. В настоящее время действуют сервисы, направленные на упрощение получения государственных услуг в сфере кадастрового учета и регистрации права.

Всего, по состоянию на начало 2019 года, в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) учтено 162,5 млн объектов недвижимости.

Как отмечает замглавы Федеральной кадастровой палаты Марина Семенова, кадастровый учет – это внесение сведений об объектах недвижимости в единый госреестр, эта процедура носит заявительный характер. В то же время, как подчеркивает эксперт, кадастровый учет позволяет зарегистрировать на данную недвижимость право собственности и в дальнейшем распоряжаться ей в полной мере. Если собственник в дальнейшем планирует продавать, дарить или передавать свою недвижимость по наследству, ее нужно поставить на учет и зарегистрировать свои права. «Так, например, если гражданин получает вновь образованный участок от местной администрации, проведение кадастрового учета будет необходимо для возможности в дальнейшем регистрации права на этот земельный участок», - говорит Марина Семенова.

В процессе проведения кадастрового учета в реестр вносятся основные сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах с их характеристиками, позволяющими определить их в качестве индивидуально-определенной вещи (например, сведения о местоположении границ, площади, номере кадастрового квартала, в котором расположен объект). Каждому объекту недвижимости, сведения о котором вносятся в реестр, присваивается уникальный кадастровый номер.

Кадастровый учет может проводиться как одновременно с регистрацией права, так и без нее. Например, кадастровый учет без одновременной регистрации права осуществляется, если в реестр вносятся изменения в характеристики объекта недвижимости (например, изменилась площадь земельного участка и местоположение его границ в результате межевания) или снесли объект недвижимости, право на который не было зарегистрировано. Если же необходимо поставить на кадастровый учет жилой дом, расположенный на приусадебном земельном участке, кадастровый учет такого дома будет осуществляться с одновременной регистрацией прав на него.

Справочно:

Федеральная кадастровая палата (ФКП) – оператор Федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН). В сентябре 2019 года Кадастровой палатой в пилотном режиме был запущен сервис по выдаче сведений из ЕГРН, который позволяет получить выписку за несколько минут.

Кадастровая палата работает в сфере кадастрового учета, регистрации прав собственности и сделок с недвижимостью, оказывает связанные с этим услуги населению и бизнесу в каждом регионе России. С 2009 года находится в ведении Росреестра.

Федеральная кадастровая палата предоставляет сведения из ЕГРН, принимает заявления о кадастровом учете и (или) регистрации прав, вносит сведения о границах субъектов РФ, муниципальных образований и населенных пунктов, зон с особыми условиями использования территории, объектов культурного наследия и других объектов в ЕГРН.

В 2019 году Кадастровой палатой запущен проект по реинжинирингу существующих электронных сервисов предоставления госуслуг для физических и юридических лиц. Также, согласно плану трансформации учреждения, на базе ФКП будет создан Аналитический центр для участников рынка недвижимости и бизнес-сообщества.


Федеральная кадастровая палата

Государственная геодезическая сеть (далее – ГГС) представляет собой совокупность геодезических пунктов, местоположение которых определено в государственной системе координат. ГГС служит для создания государственных топографических карт и планов, решения общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач, в том числе при проведении кадастровых и землеустроительных работ.
В целях обеспечения сохранности геодезических пунктов Управление Росреестра по Томской области (далее - Управление) выполняет работы по установлению охранных зон пунктов ГГС и внесению сведений в единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН). На сегодняшний день сведения о границах охранных зон 1865 пунктов ГГС на территории 16 районов Томской области: Александровского, Асиновского, Бакчарского, Верхнекетского, Зырянского, Каргасокского, Кожевниковского, Колпашевского, Кривошеинского, Молчановского, Парабельского, Первомайского, Тегульдетского, Томского, Чаинского и Шегарского внесены в ЕГРН.
Охранная зона пункта ГГС на местности - это квадрат со стороной четыре метра, его стороны ориентированы по сторонам света. Точка пересечения диагоналей квадрата - это центр пункта. Границы охранных зон пунктов ГГС и государственной нивелирной сети, центры которых размещаются в стенах зданий, в подвалах (пунктов государственной гравиметрической сети), устанавливаются по контуру этих зданий.
Существует ряд ограничений деятельности внутри охранных зон геодезических пунктов. В частности, в пределах границ охранных зон пунктов запрещается использование земельных участков для осуществления видов деятельности, приводящих к повреждению или уничтожению наружных опознавательных знаков пунктов, нарушению неизменности местоположения их центров, уничтожению, перемещению, засыпке или повреждению составных частей пунктов. Также на земельных участках в границах охранных зон пунктов запрещается проведение работ, размещение объектов и предметов, которые могут препятствовать доступу к пунктам.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых размещены геодезические пункты, обязаны уведомлять Управление обо всех случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов, а также предоставлять возможность подъезда и подхода к геодезическим пунктам при проведении геодезических и картографических работ, которые в соответствии с действующим законодательством разрешено осуществлять без согласования с правообладателями указанных земельных участков.
По вопросам уведомления о случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов обращаться в отдел землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления по адресу: 634069, г. Томск, пр. Ленина, 111, каб. 53, тел. 8(3822) 51-36-22. 

Начальник отдела
землеустройства и мониторинга земель,
кадастровой оценки недвижимости,
геодезии и картографии О.Г. Бобкова

Федеральная кадастровая палата официально запустила сервис по выдаче сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Сейчас в соответствии с законодательством выдавать сведения об объектах недвижимости ведомство должно в течение трех суток. Сервис позволил сократить время выдачи сведений до нескольких минут.
Главной особенностью сервиса spv.kadastr.ru стала оперативность предоставления сведений и удобство использования. Получить информацию о характеристиках объектов недвижимости, проверить собственников или уточнить наличие обременений можно за несколько минут. В пилотном режиме сервис заработал для объектов недвижимости 51 региона, которые переведены на ФГИС ЕГРН. С переходом всех субъектов на ЕГРН платформа будет доступна для объектов по всей стране.
Сервис позволяет получить несколько видов информации: выписку об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, об объекте недвижимости, о переходе прав на объект недвижимости, о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве, а также кадастровый план территории.
Новая платформа существенно упрощает способ подачи запросов и минимизирует ввод данных. При разработке учтена синхронизация с информационными системами: чтобы воспользоваться сервисом достаточно авторизоваться через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), откуда автоматически заполняются данные о заявителе, а характеристики об объекте недвижимости заполняются напрямую из ЕГРН. Поиск объектов происходит автоматически по адресу или кадастровому номеру.
Предпосылкой для создания сервиса стала необходимость реинжиниринга существующих механизмов в связи с высоким запросом на получение госуслуг в электронном виде, говорит заместитель Министра экономического развития РФ – руководитель Росреестра Виктория Абрамченко. «Ведомство стабильно удерживает лидирующие позиции по оказанию государственных услуг в электронном виде - достаточно сказать, что в прошлом году 65% всех услуг оказаны в «цифре». В то же время, технологии развиваются очень динамично, и многие решения уже устарели. Гражданам иногда было проще обратиться к сайтам-посредникам, которые оказывают свои услуги в разы дороже, но не могут гарантировать актуальность выданных сведений. Наша задача – предоставить заявителям интуитивно-понятные, быстрые и безопасные сервисы, которые позволяют получить информацию практически в режиме онлайн», - сказала Виктория Абрамченко.
Сведения из ЕГРН, предоставляемые в электронной форме посредством нового сервиса, имеют такую же юридическую силу, как и в виде бумажного документа. Выписки с сайта Кадастровой палаты заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью органа регистрации прав.
«Выписки из ЕГРН могут потребоваться гражданам при проведении различных сделок с недвижимостью. Например, когда необходимо проверить объект перед покупкой, уточнить собственников, проанализировать возможные ограничения и обременения. При разработке сервиса мы учитывали все функциональные возможности, которые так необходимы пользователям – удобную архитектуру по принципу «интернет-магазина», гибкость заполнения, простой поиск. Но, что особенно важно, благодаря новым техническим инструментам мы смогли сократить время предоставления сведений с нескольких дней до нескольких минут, что особенно важно для получения актуальной информации на момент сделки», - сказал глава Федеральной кадастровой палаты Парвиз Тухтасунов.
Платформа позволяет пользователю выбрать до тысячи объектов за одну сессию. Ранее при выдаче сведений обрабатывались запросы по каждому объекту отдельно, что существенно увеличивало время работы заявителей. В дальнейшем сервис будет также поддерживать функцию загрузки файлов со списком объектов недвижимости, по которым необходимо сделать запрос, и автоматически переносить их в онлайн корзину.
Важно отметить, что внутри сервиса предусмотрена дистанционная оплата благодаря интеграции с интернет-эквайрингом банка с минимальной комиссией. Оплату всего пакета запросов пользователи смогут провести одним платежом и получить мгновенное подтверждение.
Федеральная кадастровая палата Росреестра – оператор ФГИС ЕГРН. Приказом Министерства экономического развития РФ определяется возможность предоставления сведений из ЕГРН Федеральной кадастровой палатой. В 2018 году объём обработанных запросов Федеральной кадастровой палатой вырос более чем на 20% до 74 млн. В первом полугодии 2019 – уже более 51 млн.
Ранее стало известно о разработке проекта федерального закона, направленного на противодействие незаконному предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Целью законопроекта является исключение деятельности «сайтов-двойников». Для предотвращения деятельности таких сайтов законопроект предусматривает административную ответственность за перепродажу сведений ЕГРН третьим лицам за плату.
Как отмечал глава Федеральной кадастровой палаты Парвиз Тухтасунов, рынок перепродажи сведений оценивается в 3 млрд рублей, и данную проблему необходимо рассматривать комплексно. «С точки зрения административного регулирования, Минэкономразвития совместно с Росреестром подготовили проект изменений в КоАП, чтобы предотвратить возможность перепродажи сведений. Но одно из важнейших направлений – модернизациях самих сервисов Росреестра и Кадастровой палаты. Если сервисы будут удобнее, а цена у государства в любом случае дешевле, чем у сайтов-двойников, то все будут пользоваться именно этими сервисами», - говорил Тухтасунов.
 
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области