Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 
С 4 августа 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 340-ФЗ), которым введен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства (далее - объект ИЖС) взамен ранее действовавшего разрешительного порядка, а также изменены отдельные положения Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Установленные виды разрешенного использования земельных участков "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), либо указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными, а значит, являются садовыми земельными участками. Расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых уже внесены в ЕГРН до дня вступления в силу Федерального закона N 217-ФЗ с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами.
Кроме этого, с 1 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ), которым, в частности вводится понятие "садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании». Садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом.
Для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома представляет в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым, выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, если право зарегистрировано в ЕГРН и заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Таким образом, параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства - это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, т.е. и садовый дом должен включать в себя не только комнаты для проживания, а также вспомогательные помещения: кухни, ванные и (или) душевые, туалет или совмещенный санузел, и не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
В случае строительства или реконструкции ИЖС или садового дома, после 1 марта 2019 года застройщик, правообладатель соответствующего земельного участка, обязан уведомить органы местного самоуправления о планируемом строительстве ИЖС или садового дома. Далее органами местного самоуправления проводится проверка на соответствие указанных в этом уведомлении параметров объектов ИЖС или садового дома разрешенного строительства, установленным правилам землепользования и застройки, обязательным требованиям к параметрам объектам капитального строительства.
Государственный кадастровый учет созданных объектов ИЖС, садовых домов и государственная регистрация прав на них осуществляется одновременно на основании заявления органа местного самоуправления, поданного в электронном виде. К заявлению должны быть приложены документы, а именно уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома, с указанием, в том числе информации об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию права на созданный объект недвижимости; технический план, представленный застройщиком вместе с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома, отвечающий требованиям части 12 статья 24 Федерального закона N 218-ФЗ, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Кадастровая палата напоминает жителям Томской области о том, что официальный сайт Росреестра (rosreestr.ru) предоставляет гражданам возможность проверить статус поданного заявления или запроса в режиме он-лайн. Проверить статус поданного запроса или заявления возможно посредством электронного сервиса "Проверка исполнения запроса (заявления)" на официальном сайте Росреестра.
На странице электронного сервиса для заполнения доступны два поля: в первом поле необходимо ввести номер заявки, во втором - текст с картинки с целью проверки безопасности.
Статус запроса (заявления) может быть следующим: "в работе", "на подписи", "документы готовы". Статус "в работе" свидетельствует о том, что заявка находится на рассмотрении. Статус "на подписи" говорит о скором завершении работы.
Если запрос (заявление) обозначен пометкой "проверка не пройдена", то данный запрос (заявление) не будет рассмотрен и не перейдет на следующий этап обработки. Возможно, запрос (заявление) изложен в некорректной форме или допущена ошибка. В этом случае запрос (заявление) необходимо подать повторно.
В настоящее время на портале Росреестра доступны все наиболее востребованные услуги ведомства: осуществление учетно-регистрационных действий в отношении объектов недвижимости, получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
В 2018 году рост электронной регистрации недвижимости составил 60% по сравнению с 2017 годом. С января по декабрь 2018 года в Управление Росреестра по Томской области поступило почти 13,5 тыс. заявлений на постановку на кадастровый учет и регистрацию прав, поданных в электронном виде. За аналогичный период 2017 года количество электронных заявлений составило около 8,1 тыс.
Сервис по подаче документов на регистрацию прав на портале Росреестра позволяет гражданам и бизнесу напрямую обращаться в ведомство за получением одной из наиболее популярных и сложных услуг. Активными пользователями данного сервиса являются нотариусы Томской области – от них поступает 30% от общего количества электронных дел. 
При Управлении организована «Школа электронных услуг», где все желающие могут бесплатно осваивать электронные сервисы Росреестра. Обучение в «школе» состоит из двух частей – теоретической и практической. Специалисты ведомства наглядно показывают на сайте, каким образом пользоваться тем или иным сервисом.
Документы, поданные посредством сайта Росреестра, требуется удостоверить с электронной подписью. Получить электронную подпись можно в Удостоверяющем центре Росреестра, открытом на базе филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области. Заявку на получение электронной подписи можно оформить непосредственно на сайте Удостоверяющего центра.
За 2018 год на территории Томской области возведено и поставлено на кадастровый учет свыше 1400 объектов индивидуального жилищного строительства. Наибольшее количество жилых домов построено в Томском, Шегарском и Кожевниковском районах, а также городе Томске.
Кадастровая палата по Томской области сообщает, что в связи с отменой разрешений на строительство индивидуальных жилых домов, гражданам необходимо обращаться в орган местного самоуправления. Причем, сделать это нужно будет дважды: перед началом строительства или реконструкции, а также после их окончания. Кроме того, в указанный орган придется обратиться и тем, кто уже возвёл на своем участке садовый дом.
При обращении в орган местного самоуправления необходимо представить соответствующие уведомления, составленные по формам, утвержденным Минстроем России. Всего их семь. Гражданам следует обратить внимание на следующие формы:
  • форма уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
  • форма уведомления об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
  • форма уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
К уведомлению должны быть приложены документы, перечень которых предусмотрен законодательством.
Так, при направлении уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома необходимо приложить:
  • 1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
  • 2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
По окончании строительства или реконструкции гражданин должен в течение месяца направить уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, к которому должны быть приложены:
  • 1) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление об окончании строительства направлено представителем застройщика;
  • 2) технический план, составленный кадастровым инженером (в электронном виде);
  • 3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенный или реконструированный объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
Уведомление об окончании строительства или реконструкции должно включать в себя, в том числе, сведения об оплате госпошлины за регистрацию права.
Уполномоченные исполнительные органы в течение семи рабочих дней после подачи уведомления об окончании строительства (при соответствии строительства градостроительным нормам и правилам) направят в электронном виде в орган регистрации документы для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и регистрации прав.
Таким образом, гражданам не нужно обращаться через МФЦ в орган регистрации прав, за него это сделают муниципальные органы власти.
Следует отметить, что все требования и нововведения касаются исключительно жилых домов. Для тех, кто захочет построить баню, беседку или сарай, по-прежнему не потребуется разрешений и уведомлений. Жилой дом должен иметь не более трёх надземных этажей. Введено ограничение по предельной высоте такого объекта — не более 20 м. Исключено указание на то, что индивидуальный жилой дом предназначен для проживания одной семьи. При этом индивидуальный жилой дом не может быть разделен на самостоятельные объекты, например квартиры.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) установлен порядок проведения государственной кадастровой оценки.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 02.10.2018 №76-о «О проведении государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории Томской области» принято решение о проведении в 2019 году государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области.
В соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации создается бюджетное учреждение и наделяется полномочиями по определению кадастровой стоимости.
На территории Томской области полномочиями по определению кадастровой стоимости наделено областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (далее – ОГБУ «ТОЦИК»).
В настоящее время ОГБУ «ТОЦИК» проводит подготовку к проведению государственной кадастровой оценки, которая включает сбор и обработку необходимой информации.
В целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости. Это позволит исключить ошибки в сведениях об объектах недвижимости. Формы деклараций, а также рекомендации по их заполнению размещены на официальном сайте ОГБУ «ТОЦИК» https://kadastr.gov70.ru/.
По всем вопросам, связанным с проведением государственной кадастровой оценки, уточнению характеристик объектов недвижимости, обращаться в ОГБУ «ТОЦИК» по адресу: г.Томск, ул. Розы Люксембург, д.17, стр.2, а также по телефонам: 90-79-33, 90-79-44.
Согласно ст. 64 ЗК РФ земельные споры разрешаются в судебном порядке.
Одним из споров, подлежащих рассмотрению в судебном порядке, является спор об установлении границ земельных участков.
Например, гражданка З. обратилась в суд с иском об установлении границ земельного участка. В обоснование своих требований истица пояснила, что она является собственником земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке. С целью уточнения и установления границ земельного участка она приняла меры к подготовке межевых документов, однако сосед, ответчик А., отказался подписывать проект межевого плана, согласовывать границы земельных участков.
При рассмотрении заявленного требования судом применяются положения ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Руководствуясь указанной нормой, суд удовлетворил заявленное требование З. и установил границу земельного участка.
При этом суд указал, что граница между земельными участками истицы и ответчика сложилась, она обозначена забором, возведенным много лет тому назад (более 20 лет). Несмотря на то, что забор частично разрушен, граница между соседними земельными участками хорошо просматривается.
При обжаловании данного решения в вышестоящую инстанцию, решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.
Указанный пример ярко демонстрирует эффективность судебной защиты прав граждан при разрешении земельных споров.
 
Начальник отдела 
государственного земельного надзора А.И. Ткачев
Наступивший 2019 год принёс существенные перемены в правовое регулирование «дачной» жизни россиян. И хотя не все юридические новшества прямо касаются полномочий Росреестра, стоит разъяснить суть основных новаций подробно.
Ведь на земельных участках люди занимаются не только садоводством и огородничеством, но и строят – создают объекты недвижимости и регистрируют их.
При этом Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 217-ФЗ в юридической практике взаимодействует с другими законами и правовыми актами.
В чём же основные изменения?
  • Если раньше закон допускал девять различных вариантов объединений, то теперь действует одна организационно-правовая форма – товарищество собственников недвижимости и два вида такого товарищества - садоводческое товарищество и огородническое товарищество.
  • Понятия «дача» и «дачное хозяйство» ушли в прошлое, поскольку, как констатировал Конституционный суд, различий между садоводством и дачным хозяйством сегодня нет, также как и нет разницы между правовыми режимами садовых и дачных земельных участков.
  • Уменьшилось и число видов взносов, которые ранее уплачивались в потребительских кооперативах дачников, садоводов и огородников. Исключены вступительные, паевые и дополнительные – остались только членские и целевые.
  • Не вступившие в товарищество садоводы и огородники получили новые права и обязанности. Если раньше с ними заключали договоры на самых разных условиях (или не заключали вообще), то теперь предусмотрена фиксированная плата. Она рассчитывается по правилам членских взносов на базе финансово-экономического обоснования. Критериями могут быть размер земельного участка и имеющиеся на нем объекты капитального строительства. Внесение платы стало обязанностью по закону. Новое право - возможность по ряду вопросов участвовать в общих собраниях и обжаловать решения собраний.
  • Сами собрания радикально изменились: например, исключен институт собрания уполномоченных, но предусмотрена очно-заочная форма проведения.
  • При передаче имущества в общую долевую собственность применяются принципы управления имуществом многоквартирного дома.
  • Однозначно решён вопрос со шлагбаумами, охраной и прочими препятствиями на пути к своему участку. Новый закон чётко говорит: никто не вправе препятствовать доступу на свой участок и взимать за это плату.
Часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) определяет государственный кадастровый учет недвижимого имущества как внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Вместе с тем, согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объектом капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. При решении вопроса об отнесении объектов к объектам недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на которые должны осуществляться в порядке, установленном Законом о регистрации, необходимо руководствоваться наличием у таких объектов признаков, способных относить их в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым вещам, наличием самостоятельного функционального (хозяйственного) назначения, а также их возможностью выступать в гражданском обороте в качестве самостоятельного объекта гражданских прав.
Следует отметить, что ГрК РФ не содержит определения строений и сооружений вспомогательного использования. Как отмечено в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.12.2012 № ВАС-15260/12, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 11.03.2015 № 308-ЭС15-1282) вспомогательные объекты предназначены только для обслуживания основного объекта. Вместе с тем, если объект недвижимости является объектом капитального строительства, подлежащим государственному кадастровому учету в соответствии с Законом о регистрации, то кадастровый учет в отношении него осуществляется независимо от того, является он самостоятельным или вспомогательным. А вот является ли объект недвижимостью, решается в процессе разработки проектной документации, получения разрешительных документов, а также в процессе проведения кадастровых работ, в рамках которых кадастровый инженер осуществляет установление характеристик объекта, позволяющих его отнести к объектам недвижимости, исходя из имеющихся документов, прочной связи с землей и руководствуясь положениями федеральных законов. В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Закон № 221-ФЗ) кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с установленными требованиями договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом.
Начальник Асиновского межмуниципального отдела Л.Ю. Елькина
В соответствии с ч.1 ст. 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» обжалование решения о приостановлении государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах (далее - Апелляционная комиссия).
С этой целью Распоряжением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 05.04.2017 № Р/0092/17, при Управлении Росреестра по Томской области создан постоянно действующий коллегиальный орган - Апелляционная комиссия по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на территории Томской области. В ее состав вошли два представителя Управления Росреестра по Томской области, представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области, три представителя национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров. 
Обратиться в Апелляционную комиссию с заявлением об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав вправе заявитель или его представитель, а также кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическое лицо, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета, в течение тридцати дней с даты принятия такого решения органом регистрации прав.
Заявление об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав рассматривается Апелляционной комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.
В 2018 году Апелляционной комиссией проведено 15 заседаний, на которых рассмотрено 29 заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Из числа рассмотренных Апелляционной комиссией заявлений по 6 принято решение об отказе в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении, по 19 принято решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении, 4 заявления отозваны заявителями.
Апелляционная комиссия отказывала в принятии к рассмотрению заявлений в случаях истечения тридцатидневного срока, установленного для обжалования решения о приостановлении, в случаях представления в апелляционную комиссию заявлений, не соответствующих утвержденной форме заявления об обжаловании решения о приостановлении, а также в случаях, когда представленные в Апелляционную комиссию заявления касались обжалования решения о приостановлении осуществления государственной регистрации права собственности, которые не подлежат рассмотрению Апелляционной комиссией.
В 2018 году в Апелляционную комиссию поступали заявления об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по основаниям, связанным с несоответствием технических и межевых планов требованиям действующего законодательства, непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, таких например, как разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, либо не представлены (не поступили) документы, запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам, для учета изменений категории и разрешенного использования земельного участка, а также если с заявлением обратилось лицо, не имеющее права на такой объект недвижимости и (или) не уполномоченное распоряжаться правом на такой объект недвижимости.
В соответствии положением о порядке формирования и работы Апелляционной комиссии при рассмотрении заявлений комиссия оценивает обоснованность принятия решения о приостановлении. При необходимости запрашивает в органах государственной власти, в том числе в органе регистрации прав, а также в органах местного самоуправления, организациях и у кадастровых инженеров необходимые для принятия решения по результатам рассмотрения заявления об обжаловании решения о приостановлении документы, материалы и информацию.
По итогам рассмотрения поступивших заявлений Апелляционной комиссией была доказана обоснованность принятых решений, а кадастровым инженерам даны разъяснения об особенностях подготовки документов, необходимых для проведения процедуры государственного кадастрового учета. Кроме того, в саморегулируемые организации кадастровых инженеров Управлением была направлена информация об ошибках, допущенным кадастровыми инженерами - их членами, послужившими основаниями для приостановления государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
Таким образом, деятельность Апелляционной комиссии направлена на защиту интересов правообладателей объектов недвижимости и кадастровых инженеров, а также на сокращение количества приостановлений осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
01 февраля 2019 года вступили в силу изменения ст.55 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы). В частности, положения, определяющие, что после удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (долю в праве собственности на недвижимое имущество), подлежащее госрегистрации, нотариус обязан в течении одного рабочего дня без взимания платы представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом. 
В случае возникшей невозможности представить заявление о госрегистрации прав и прилагаемые к нему документы в Росреестр в электронной форме по причинам за которые нотариус не отвечает, он обязан представить их в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе не позднее двух рабочих дней со дня удостоверения договора, а в случае, если такой срок определен сторонами в договоре, не позднее двух рабочих дней по истечении такого срока.
Новый закон обеспечивает оперативность регистрации перехода права собственности, исключает необходимость самостоятельно подавать документы через многофункциональные центры и направлен на обеспечение безопасности и снижение рисков нарушения прав сторон при переходе права собственности. Нотариальная форма удостоверения сделок с недвижимостью гарантирует чистоту сделки, которая обеспечивается имущественной ответственностью нотариуса.

 
Контакты для СМИ
Пресс-служба Управления Росреестра по Томской области
3822 65-19-39 (доб.2121)
 
04 августа 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрК РФ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее– ФЗ-340). Он направлен на совершенствование законодательства в сфере индивидуального жилищного строительства (ИЖС), государственного строительного надзора, экспертизы проектной документации, сноса объектов капитального строительства и самовольных построек.
Федеральным законом, в частности, уточняется определение объекта ИЖС. Теперь согласно п.39 ст.1 ИЖС – это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в ГрК РФ других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении.
Кроме этого:
  • устанавливаются единые требования к строительству объектов ИЖС;
  • вводится уведомительный порядок начала и окончания строительства объекта ИЖС и садовых домов.
  • вводится обязанность органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, направить по окончании строительства объекта ИЖС или садового дома в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на возведенный объект;
  • ГрК РФ дополняется новой главой, регулирующей порядок сноса объектов капитального строительства;
  • вводятся положения о членстве лиц, осуществляющих снос объектов капитального строительства в СРО в области строительства;
  • вводятся нормы об изъятии земельного участка (части земельного участка) у собственника, иного обладателя, не осуществившего в установленный срок снос или приведение самовольной постройки в соответствие с требованиями законодательства;
  • на органы местного самоуправления возлагается обязанность снести самовольную постройку в случае если не выявлено лицо, осуществившее самовольную постройку, правообладатель земельного участка, на котором расположена самовольная постройка и данный земельный участок не передан новому правообладателю.
Согласно п.1.1. ч.17 ст.51 ГрК РФ теперь не требуется разрешение на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства. Теперь вводится уведомительный порядок начала и окончания строительства объекта ИЖС и садовых домов.
С 04.08.2018 г. специально уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления должен подать в орган регистрации прав в течение 7 рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее – уведомление об окончании строительства) при отсутствии предусмотренных ГрК РФ оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав (далее – ГКУ и ГРП) на такие объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом и прилагаемые к нему документы.
Так под прилагаемыми документами (документами, также предоставляемыми на государственную регистрацию прав) понимается:
  • технический план (а также декларация и уведомления, являющиеся неотъемлемой частью технического плана);
  • уведомление об окончании строительства.
По всем интересующим вопросам обращаться в Парабельский межмуниципальный отдел по адресу: с. Парабель, ул. Советская, 18, каб. 5-6. тел. 838 (252) 2-10-45.