Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Большинство заявлений подано в Комиссию на пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных в границах муниципального образования «Город Томск», утвержденных постановлением Администрации г.Томска от 26.11.2014 № 1240, - 286 заявлений, что составляет 87% от общего количества поступивших заявлений о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков. 43 заявления направлены в Комиссию с целью пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Томской области (за исключением муниципального образования «Город Томск»), утвержденных приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 14.11.2014 № 134. В основном, это земельные участки городского округа Стрежевой, Томского, Колпашевского, Шегарского районов, ЗАТО Северск. На сегодняшний день истек срок оспаривания результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), утвержденных постановлением Администрации Томской области от 20.09.2012 №356а.
С заявлением в Комиссию в 2018 году обратились: физические лица - 188 заявителей (57% обратившихся в Комиссию), юридические лица – 141 заявитель (43% от обратившихся в Комиссию). В 2017-2018 гг. количество обратившихся в комиссию физических и юридических лиц практически сравнялось. В 2015-2016 гг. преобладающими заявителями в Комиссию выступали юридические лица. Физические лица в соответствии с положениями действующего законодательства имеют возможность выбора обращения с целью пересмотра кадастровой стоимости либо в комиссию либо в суд. Юридические лица обязаны пройти досудебную процедуру обжалования в Комиссии.
По 9 заявлениям, поступившим в Комиссию в 2018 году, отказано в приеме к рассмотрению, в связи с некомплектом документов, приложенных к заявлению.
Все заявители повторно обратились в Комиссию после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления к рассмотрению.
По 4 заявлениям отказано в приеме к рассмотрению, в связи с тем, что результаты определения кадастровой стоимости не затрагивают права и обязанности заявителей, по 9 заявлениям отказано в приеме по причине истечения срока оспаривания в Комиссии, а также возможностью оспаривания результатов определения кадастровой стоимости только в судебном порядке. Отозвано заявителями 4 заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
За указанный период принято к рассмотрению в Комиссии 303 заявления по пересмотру кадастровой стоимости 326 земельных участков и 5 объектов капитального строительства (нежилые здания).
Проведено 18 заседаний Комиссии, на которых рассмотрено 341 заявление в отношении 374 земельных участков, 5 объектов капитального строительства (нежилое здание) (52 заявления по 63 земельным участкам, 1 объекту капитального строительства поступили в Комиссию в декабре 2017 года, а рассмотрены в январе 2018 года).
Из 341 заявления, рассмотренного на заседаниях Комиссии в 2018 году:
- отклонено 97 заявлений по 105 земельным участкам, 3 объектам капитального строительства (нежилое здание) (28% от общего количества рассмотренных заявлений);
- определена кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости по 244 заявлениям (72% от общего количества рассмотренных заявлений), включающим в себя пересмотр кадастровой стоимости 269 земельных участков и 2 объектов капитального строительства.
Число положительных решений о пересмотре кадастровой стоимости, принимаемых Комиссией, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года осталось на прежнем уровне в диапазоне 72-74%.
Практика работы Комиссии показывает, что качество отчетов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости улучшается, так как основной причиной, по которой отклоняются заявления, является нарушение требований законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки при подготовке этих отчетов.
Суммарная величина кадастровой стоимости объектов недвижимости (до оспаривания и после оспаривания) снизилась за 2018 год на 50,5% с 10,9 млрд. рублей до 5,4 млрд. рублей.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
повышения качества данных ЕГРН Т.А. Федорова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Федеральный закон (далее-ФЗ) устанавливает, если нотариальное удостоверение сделки в силу закона является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.
В соответствии с ФЗ об ипотеке (залоге недвижимости) участник общей долевой собственности может заложить свою долю в праве на общее имущество без согласия других собственников.
Общая долевая собственность возникает тогда, когда имущество находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности. Доля в праве- умозрительная, идеальная конструкция, призванная регулировать отношения, возникающие при поступлении в собственность нескольких лиц одной вещи- квартиры, жилого дома, земельного участка. Доли определяется не в самой недвижимой вещи, а в праве на нее.
Федеральным законом от 03.08.2018 № 338-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению. Исключение составляют сделки, связанные с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемого для включения в состав паевого инвестиционного фонда, и ряд других сделок, определенных законом.
Таким образом, с 4 августа 2018 года если участники долевой собственности будут передавать свое недвижимое имущество в залог, то такой договор теперь подлежит удостоверению у нотариуса (вне зависимости: один участник - в отношении своей доли либо все участники долевой собственности одновременно).
С 1 февраля 2019 г. после удостоверения договора ипотеки, нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в Росреестр. Но стороны договора, также могут отказаться от подачи документов через нотариуса.
Если нотариус не может подать в электронной форме заявление на регистрацию и другие документы в Росреестр по независящим от него причинам, то он должен подать их на бумажном носителе. Сделать это нужно не позднее двух рабочих дней со дня удостоверения договора, а в случае, если такой срок определен сторонами в договоре, не позднее двух рабочих дней по истечении такого срока.
Перечень независящих от нотариуса причин, при наличии которых предоставление документов в Росреестр в электронной форме является невозможным, установлен Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой.
При этом нотариус не вправе брать плату за услуги правового и технического характера за представление в Росреестр заявления о регистрации. Эту услугу они будут оказывать бесплатно. Таким образом, услуга по предоставлению документов в Росреестр будет входить в состав единого нотариального действия по удостоверению сделки. Но это не означает, что для сторон договора об ипотеке отменяется уплата государственной пошлины за регистрацию юридически значимых действий.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Федеральный закон от 03.08.2018 № 338-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" также внес ряд существенных изменений в "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (далее – Основы о нотариате), связанных с развитием «электронного нотариата» и которые вступили в силу с 1 февраля 2019 года.
Так, теперь согласно ст. 55 Основ о нотариате после удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (долю в праве собственности на недвижимое имущество), подлежащее государственной регистрации, нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом.
Раньше это услуга, в том числе и в электронном виде, оказывалась нотариусом по желанию заявителя.
Также после выдачи свидетельства о праве на наследство по закону или по завещанию нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав.
В случае возникшей по причинам, за которые нотариус не отвечает, невозможности представить заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав в электронной форме, нотариус обязан представить их в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе не позднее двух рабочих дней со дня удостоверения договора, а в случае, если такой срок определен сторонами в договоре, не позднее двух рабочих дней по истечении такого срока.
В случае, если стороны сделки возражают против обращения нотариуса в орган регистрации прав, они сами направляют заявление и иные необходимые для государственной регистрации прав документы в Росреестр в порядке, установленном законом (в электронной форме, либо личного обращения в МФЦ, либо посредством отправки почтового отправления).
При этом, если ранее услуга предоставления на государственную регистрацию документов являлась самостоятельным нотариальным действием и тарифицировалась отдельно, теперь она будет входить в состав единого нотариального действия по удостоверению сделки и становится бесплатной для граждан.
Теперь в законе четко определены действия нотариуса при удостоверении сделки с недвижимостью. Так, согласно новой редакции ст. 22 Основ о нотариате, нотариусу, занимающемуся частной практикой, в связи с совершением нотариального действия оплачиваются услуги правового и технического характера, включающие в себя правовой анализ представленных документов, проектов документов, полученной информации, консультирование по вопросам применения норм законодательства, осуществление обязанностей и полномочий, предусмотренных законодательством, в связи с совершением нотариального действия, изготовление документов, копий, скан-образов документов, отображений на бумажном носителе образов электронных документов и информации, полученной в том числе в электронной форме, техническое обеспечение хранения документов или депонированного имущества, в том числе денежных сумм, иные услуги правового и технического характера.
Хотелось бы обратить отдельное внимание также на следующие изменения. Если прежде, чтобы получить документ в электронном виде, гражданину нужно было иметь личную квалифицированную электронную подпись, то теперь электронные документы нотариус говорит самостоятельно. Клиент в присутствии нотариуса подписывает электронный документ простой электронной подписью, а нотариус удостоверяет этот документ своей усиленной квалифицированной подписью.
Таким образом, вступившими в законную силу изменениями в Основы о нотариате полномочия и ответственность нотариуса значительно были изменены. Нотариус теперь в обязательном порядке осуществляет проверку законности сделки, разъясняет заявителям правовые последствия совершаемого действия, консультирует их, а также несет полную имущественную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Кроме этого, с 1 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ), которым, в частности вводится понятие "садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании». Садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом.
Для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома представляет в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым, выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, если право зарегистрировано в ЕГРН и заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Таким образом, параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства - это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, т.е. и садовый дом должен включать в себя не только комнаты для проживания, а также вспомогательные помещения: кухни, ванные и (или) душевые, туалет или совмещенный санузел, и не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
В случае строительства или реконструкции ИЖС или садового дома, после 1 марта 2019 года застройщик, правообладатель соответствующего земельного участка, обязан уведомить органы местного самоуправления о планируемом строительстве ИЖС или садового дома. Далее органами местного самоуправления проводится проверка на соответствие указанных в этом уведомлении параметров объектов ИЖС или садового дома разрешенного строительства, установленным правилам землепользования и застройки, обязательным требованиям к параметрам объектам капитального строительства.
Государственный кадастровый учет созданных объектов ИЖС, садовых домов и государственная регистрация прав на них осуществляется одновременно на основании заявления органа местного самоуправления, поданного в электронном виде. К заявлению должны быть приложены документы, а именно уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома, с указанием, в том числе информации об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию права на созданный объект недвижимости; технический план, представленный застройщиком вместе с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома, отвечающий требованиям части 12 статья 24 Федерального закона N 218-ФЗ, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Статус запроса (заявления) может быть следующим: "в работе", "на подписи", "документы готовы". Статус "в работе" свидетельствует о том, что заявка находится на рассмотрении. Статус "на подписи" говорит о скором завершении работы.
Если запрос (заявление) обозначен пометкой "проверка не пройдена", то данный запрос (заявление) не будет рассмотрен и не перейдет на следующий этап обработки. Возможно, запрос (заявление) изложен в некорректной форме или допущена ошибка. В этом случае запрос (заявление) необходимо подать повторно.
В настоящее время на портале Росреестра доступны все наиболее востребованные услуги ведомства: осуществление учетно-регистрационных действий в отношении объектов недвижимости, получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
При обращении в орган местного самоуправления необходимо представить соответствующие уведомления, составленные по формам, утвержденным Минстроем России. Всего их семь. Гражданам следует обратить внимание на следующие формы:
- форма уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
- форма уведомления об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
- форма уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Так, при направлении уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома необходимо приложить:
- 1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
- 2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
- 1) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление об окончании строительства направлено представителем застройщика;
- 2) технический план, составленный кадастровым инженером (в электронном виде);
- 3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенный или реконструированный объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
Уполномоченные исполнительные органы в течение семи рабочих дней после подачи уведомления об окончании строительства (при соответствии строительства градостроительным нормам и правилам) направят в электронном виде в орган регистрации документы для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и регистрации прав.
Таким образом, гражданам не нужно обращаться через МФЦ в орган регистрации прав, за него это сделают муниципальные органы власти.
Следует отметить, что все требования и нововведения касаются исключительно жилых домов. Для тех, кто захочет построить баню, беседку или сарай, по-прежнему не потребуется разрешений и уведомлений. Жилой дом должен иметь не более трёх надземных этажей. Введено ограничение по предельной высоте такого объекта — не более 20 м. Исключено указание на то, что индивидуальный жилой дом предназначен для проживания одной семьи. При этом индивидуальный жилой дом не может быть разделен на самостоятельные объекты, например квартиры.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
При рассмотрении заявленного требования судом применяются положения ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Новый закон обеспечивает оперативность регистрации перехода права собственности, исключает необходимость самостоятельно подавать документы через многофункциональные центры и направлен на обеспечение безопасности и снижение рисков нарушения прав сторон при переходе права собственности. Нотариальная форма удостоверения сделок с недвижимостью гарантирует чистоту сделки, которая обеспечивается имущественной ответственностью нотариуса.
Пресс-служба Управления Росреестра по Томской области
3822 65-19-39 (доб.2121)