Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 
В 2018 году в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, созданную в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.11.2012 № П/550 при Управлении Росреестра по Томской области (далее – Комиссия), поступило 329 заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (далее – заявление) в отношении 351 земельного участка и 11 объектов капитального строительства (нежилые здания).
Преобладающим основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в Комиссии является установление рыночной стоимости объектов недвижимости (99,8 % заявлений, поступивших в Комиссию).
Поток заявителей в Комиссию в 2018 году ниже уровня 2017 года (415 заявлений) на 26%. Пик заявлений приходился на 2016 год, когда в Комиссию поступило 486 заявлений.
В 2018 году заявителями в Комиссию в большинстве случаев (59% от обратившихся) были собственники земельных участков, которые несут налоговую нагрузку. Арендаторы, у которых арендная плата за земельные участки рассчитывается от кадастровой стоимости, обратились в Комиссию с 71 заявлением (22% обратившихся). Заявители, которые выкупают в собственность земельные участки, направили в Комиссию 62 заявления (19% обратившихся).
Большинство заявлений подано в Комиссию на пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных в границах муниципального образования «Город Томск», утвержденных постановлением Администрации г.Томска от 26.11.2014 № 1240, - 286 заявлений, что составляет 87% от общего количества поступивших заявлений о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков. 43 заявления направлены в Комиссию с целью пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Томской области (за исключением муниципального образования «Город Томск»), утвержденных приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 14.11.2014 № 134. В основном, это земельные участки городского округа Стрежевой, Томского, Колпашевского, Шегарского районов, ЗАТО Северск. На сегодняшний день истек срок оспаривания результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), утвержденных постановлением Администрации Томской области от 20.09.2012 №356а.
С заявлением в Комиссию в 2018 году обратились: физические лица - 188 заявителей (57% обратившихся в Комиссию), юридические лица – 141 заявитель (43% от обратившихся в Комиссию). В 2017-2018 гг. количество обратившихся в комиссию физических и юридических лиц практически сравнялось. В 2015-2016 гг. преобладающими заявителями в Комиссию выступали юридические лица. Физические лица в соответствии с положениями действующего законодательства имеют возможность выбора обращения с целью пересмотра кадастровой стоимости либо в комиссию либо в суд. Юридические лица обязаны пройти досудебную процедуру обжалования в Комиссии.
По 9 заявлениям, поступившим в Комиссию в 2018 году, отказано в приеме к рассмотрению, в связи с некомплектом документов, приложенных к заявлению.
Все заявители повторно обратились в Комиссию после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления к рассмотрению.
По 4 заявлениям отказано в приеме к рассмотрению, в связи с тем, что результаты определения кадастровой стоимости не затрагивают права и обязанности заявителей, по 9 заявлениям отказано в приеме по причине истечения срока оспаривания в Комиссии, а также возможностью оспаривания результатов определения кадастровой стоимости только в судебном порядке. Отозвано заявителями 4 заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
За указанный период принято к рассмотрению в Комиссии 303 заявления по пересмотру кадастровой стоимости 326 земельных участков и 5 объектов капитального строительства (нежилые здания).
Проведено 18 заседаний Комиссии, на которых рассмотрено 341 заявление в отношении 374 земельных участков, 5 объектов капитального строительства (нежилое здание) (52 заявления по 63 земельным участкам, 1 объекту капитального строительства поступили в Комиссию в декабре 2017 года, а рассмотрены в январе 2018 года).
Из 341 заявления, рассмотренного на заседаниях Комиссии в 2018 году:
- отклонено 97 заявлений по 105 земельным участкам, 3 объектам капитального строительства (нежилое здание) (28% от общего количества рассмотренных заявлений);
- определена кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости по 244 заявлениям (72% от общего количества рассмотренных заявлений), включающим в себя пересмотр кадастровой стоимости 269 земельных участков и 2 объектов капитального строительства.
Число положительных решений о пересмотре кадастровой стоимости, принимаемых Комиссией, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года осталось на прежнем уровне в диапазоне 72-74%.
Практика работы Комиссии показывает, что качество отчетов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости улучшается, так как основной причиной, по которой отклоняются заявления, является нарушение требований законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки при подготовке этих отчетов.
Суммарная величина кадастровой стоимости объектов недвижимости (до оспаривания и после оспаривания) снизилась за 2018 год на 50,5% с 10,9 млрд. рублей до 5,4 млрд. рублей.
Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество в нашей стране существует уже более 20 лет. Сегодня каждый гражданин, желающий стать законным правообладателем недвижимого имущества, знает, что для этого необходимо зарегистрировать свое право в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
С этой целью гражданин обращается в указанные органы и предоставляет необходимые документы для оказания государственной услуги в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. По истечении установленного действующим законодательством срока государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, гражданину выдают документы, на основании которых была оказана государственная услуга.
В силу различных жизненных обстоятельств возможны случаи, когда гражданин не смог обратиться за получением документов в установленный срок выдачи документов. Соответственно, у гражданина возникает вопрос – каким образом получить документы в такой ситуации.
В этой связи хотелось бы отметить, что в течение 30 календарных дней документы будут храниться в том же пункте приема-выдачи документов многофункционального центра, куда обращался гражданин, и где он может получить документы, неполученные им по истечении срока регистрации.
После истечения 30-дневного срока, невостребованные заявителем документы из пункта приемы-выдачи документов многофункционального центра передаются для последующего хранения в филиал ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по субъекту Российской Федерации.
При этом выдача документов заявителям, не получившим документы в установленное время, осуществляется также специалистом многофункционального центра, но уже на основании заявок заявителей. Заявка должна содержать ФИО заявителя, адрес объекта, номер обращения при подаче документов на оказание государственной услуги.
Срок обработки заявки составляет семь рабочих дней от даты подачи заявителем заявки. По истечении данного срока гражданин повторно обращается в пункт приема - документов многофункционального центра за получением неполученных вовремя документов. Необходимо отметить, что срок хранения документов, поступивших на основании заявки заявителя из архива филиала ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии», составляет две недели с момента их получения многофункциональным центром. После чего, документы вновь будут переданы на архивное хранение в филиал ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной регистрационной службы государственной регистрации кадастра и картографии».
При этом, обращаем внимание, что при подаче заявителем заявки в офис многофункционального центра на выдачу неполученных документов, находящихся на хранении в другом городе или районе Томской области (экстерриториальный запрос), указать конкретный срок обработки заявки не представляется возможным, т.к. он определяется индивидуально в соответствии с логистикой перемещения документов, о чем заявитель уведомляется.
Получить консультацию по вопросам получения государственных услуг Росреестра можно в Службе поддержки сайта Росреестра через раздел: «Помощь и поддержка» или по телефону горячей линии 8-800-100-34-34.
 
Начальник отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН Т.А. Федорова
Федеральным законом от 03.08.2018 года N 338-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 338-ФЗ) внесены изменения в ряд законов. В частности, в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 (далее по тексту - Основы).
В статью 21 Закона о регистрации внесены изменения относительно требований к заявлениям о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, подаваемых нотариусами, а именно такие документы в орган регистрации предоставляются в форме электронного документа, в том числе электронного образа документа.
С 01.02.2019 года вступили в действия изменения, внесенные в Основы, а именно, в случае, если нотариальный документ должен быть подписан лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, это лицо обязано подписать документ в присутствии нотариуса простой электронной подписью. В то время как нотариально удостоверенный документ в электронной форме или свидетельство, выданное нотариусом в электронной форме, будет подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.
Также нововведения Закона № 338–ФЗ закрепляют срок направления нотариусом нотариального удостоверенного договора в орган регистрации после нотариального удостоверения (нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом.).
Также устанавливается обязанность нотариуса после выдачи свидетельства незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав.
 
И.о.заместителя начальника отдела регистрации
объектов недвижимости жилого назначения, договоров 
долевого участия в строительстве Г.Ю.Телицына
Как следует из Гражданского кодекса Российской Федерации, сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).
В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.
Таким образом, нотариальное удостоверение обязательно не для любой сделки, влекущей возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, а только для такой сделки, обязательность удостоверения которой установлена законом или соглашением сторон, хотя бы по закону нотариальное удостоверение данной сделки не требовалось (п. 2 ст. 163 ГК
Федеральный закон (далее-ФЗ) устанавливает, если нотариальное удостоверение сделки в силу закона является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.
В соответствии с ФЗ об ипотеке (залоге недвижимости) участник общей долевой собственности может заложить свою долю в праве на общее имущество без согласия других собственников.
Общая долевая собственность возникает тогда, когда имущество находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности. Доля в праве- умозрительная, идеальная конструкция, призванная регулировать отношения, возникающие при поступлении в собственность нескольких лиц одной вещи- квартиры, жилого дома, земельного участка. Доли определяется не в самой недвижимой вещи, а в праве на нее.
Федеральным законом от 03.08.2018 № 338-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению. Исключение составляют сделки, связанные с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемого для включения в состав паевого инвестиционного фонда, и ряд других сделок, определенных законом.
Таким образом, с 4 августа 2018 года если участники долевой собственности будут передавать свое недвижимое имущество в залог, то такой договор теперь подлежит удостоверению у нотариуса (вне зависимости: один участник - в отношении своей доли либо все участники долевой собственности одновременно).
С 1 февраля 2019 г. после удостоверения договора ипотеки, нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в Росреестр. Но стороны договора, также могут отказаться от подачи документов через нотариуса.
Если нотариус не может подать в электронной форме заявление на регистрацию и другие документы в Росреестр по независящим от него причинам, то он должен подать их на бумажном носителе. Сделать это нужно не позднее двух рабочих дней со дня удостоверения договора, а в случае, если такой срок определен сторонами в договоре, не позднее двух рабочих дней по истечении такого срока.
Перечень независящих от нотариуса причин, при наличии которых предоставление документов в Росреестр в электронной форме является невозможным, установлен Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой.
При этом нотариус не вправе брать плату за услуги правового и технического характера за представление в Росреестр заявления о регистрации. Эту услугу они будут оказывать бесплатно. Таким образом, услуга по предоставлению документов в Росреестр будет входить в состав единого нотариального действия по удостоверению сделки. Но это не означает, что для сторон договора об ипотеке отменяется уплата государственной пошлины за регистрацию юридически значимых действий.
Говоря о наиболее значительных изменениях в законодательстве о нотариате, связанных с государственной регистрацией прав, хотелось бы обратить внимание на следующие изменения.
С 4 августа 2018 года вступили в силу изменения в ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», призванные защитить интересы собственников долей в праве собственности на недвижимость.
Ранее в законодательстве было установлено обязательное нотариальное удостоверение сделок только по отчуждению долей в праве собственности на недвижимость. Теперь обязательному нотариальному удостоверению подлежат также договоры ипотеки долей в праве собственности на недвижимое имущество.
Федеральный закон от 03.08.2018 № 338-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" также внес ряд существенных изменений в "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (далее – Основы о нотариате), связанных с развитием «электронного нотариата» и которые вступили в силу с 1 февраля 2019 года.
Так, теперь согласно ст. 55 Основ о нотариате после удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (долю в праве собственности на недвижимое имущество), подлежащее государственной регистрации, нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом.
Раньше это услуга, в том числе и в электронном виде, оказывалась нотариусом по желанию заявителя.
Также после выдачи свидетельства о праве на наследство по закону или по завещанию нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав.
В случае возникшей по причинам, за которые нотариус не отвечает, невозможности представить заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав в электронной форме, нотариус обязан представить их в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе не позднее двух рабочих дней со дня удостоверения договора, а в случае, если такой срок определен сторонами в договоре, не позднее двух рабочих дней по истечении такого срока.
В случае, если стороны сделки возражают против обращения нотариуса в орган регистрации прав, они сами направляют заявление и иные необходимые для государственной регистрации прав документы в Росреестр в порядке, установленном законом (в электронной форме, либо личного обращения в МФЦ, либо посредством отправки почтового отправления).
При этом, если ранее услуга предоставления на государственную регистрацию документов являлась самостоятельным нотариальным действием и тарифицировалась отдельно, теперь она будет входить в состав единого нотариального действия по удостоверению сделки и становится бесплатной для граждан.
Теперь в законе четко определены действия нотариуса при удостоверении сделки с недвижимостью. Так, согласно новой редакции ст. 22 Основ о нотариате, нотариусу, занимающемуся частной практикой, в связи с совершением нотариального действия оплачиваются услуги правового и технического характера, включающие в себя правовой анализ представленных документов, проектов документов, полученной информации, консультирование по вопросам применения норм законодательства, осуществление обязанностей и полномочий, предусмотренных законодательством, в связи с совершением нотариального действия, изготовление документов, копий, скан-образов документов, отображений на бумажном носителе образов электронных документов и информации, полученной в том числе в электронной форме, техническое обеспечение хранения документов или депонированного имущества, в том числе денежных сумм, иные услуги правового и технического характера.
Хотелось бы обратить отдельное внимание также на следующие изменения. Если прежде, чтобы получить документ в электронном виде, гражданину нужно было иметь личную квалифицированную электронную подпись, то теперь электронные документы нотариус говорит самостоятельно. Клиент в присутствии нотариуса подписывает электронный документ простой электронной подписью, а нотариус удостоверяет этот документ своей усиленной квалифицированной подписью.
Таким образом, вступившими в законную силу изменениями в Основы о нотариате полномочия и ответственность нотариуса значительно были изменены. Нотариус теперь в обязательном порядке осуществляет проверку законности сделки, разъясняет заявителям правовые последствия совершаемого действия, консультирует их, а также несет полную имущественную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.
С 4 августа 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 340-ФЗ), которым введен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства (далее - объект ИЖС) взамен ранее действовавшего разрешительного порядка, а также изменены отдельные положения Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Установленные виды разрешенного использования земельных участков "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), либо указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными, а значит, являются садовыми земельными участками. Расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых уже внесены в ЕГРН до дня вступления в силу Федерального закона N 217-ФЗ с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами.
Кроме этого, с 1 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ), которым, в частности вводится понятие "садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании». Садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом.
Для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома представляет в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым, выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, если право зарегистрировано в ЕГРН и заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Таким образом, параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства - это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, т.е. и садовый дом должен включать в себя не только комнаты для проживания, а также вспомогательные помещения: кухни, ванные и (или) душевые, туалет или совмещенный санузел, и не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
В случае строительства или реконструкции ИЖС или садового дома, после 1 марта 2019 года застройщик, правообладатель соответствующего земельного участка, обязан уведомить органы местного самоуправления о планируемом строительстве ИЖС или садового дома. Далее органами местного самоуправления проводится проверка на соответствие указанных в этом уведомлении параметров объектов ИЖС или садового дома разрешенного строительства, установленным правилам землепользования и застройки, обязательным требованиям к параметрам объектам капитального строительства.
Государственный кадастровый учет созданных объектов ИЖС, садовых домов и государственная регистрация прав на них осуществляется одновременно на основании заявления органа местного самоуправления, поданного в электронном виде. К заявлению должны быть приложены документы, а именно уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома, с указанием, в том числе информации об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию права на созданный объект недвижимости; технический план, представленный застройщиком вместе с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома, отвечающий требованиям части 12 статья 24 Федерального закона N 218-ФЗ, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Кадастровая палата напоминает жителям Томской области о том, что официальный сайт Росреестра (rosreestr.ru) предоставляет гражданам возможность проверить статус поданного заявления или запроса в режиме он-лайн. Проверить статус поданного запроса или заявления возможно посредством электронного сервиса "Проверка исполнения запроса (заявления)" на официальном сайте Росреестра.
На странице электронного сервиса для заполнения доступны два поля: в первом поле необходимо ввести номер заявки, во втором - текст с картинки с целью проверки безопасности.
Статус запроса (заявления) может быть следующим: "в работе", "на подписи", "документы готовы". Статус "в работе" свидетельствует о том, что заявка находится на рассмотрении. Статус "на подписи" говорит о скором завершении работы.
Если запрос (заявление) обозначен пометкой "проверка не пройдена", то данный запрос (заявление) не будет рассмотрен и не перейдет на следующий этап обработки. Возможно, запрос (заявление) изложен в некорректной форме или допущена ошибка. В этом случае запрос (заявление) необходимо подать повторно.
В настоящее время на портале Росреестра доступны все наиболее востребованные услуги ведомства: осуществление учетно-регистрационных действий в отношении объектов недвижимости, получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
За 2018 год на территории Томской области возведено и поставлено на кадастровый учет свыше 1400 объектов индивидуального жилищного строительства. Наибольшее количество жилых домов построено в Томском, Шегарском и Кожевниковском районах, а также городе Томске.
Кадастровая палата по Томской области сообщает, что в связи с отменой разрешений на строительство индивидуальных жилых домов, гражданам необходимо обращаться в орган местного самоуправления. Причем, сделать это нужно будет дважды: перед началом строительства или реконструкции, а также после их окончания. Кроме того, в указанный орган придется обратиться и тем, кто уже возвёл на своем участке садовый дом.
При обращении в орган местного самоуправления необходимо представить соответствующие уведомления, составленные по формам, утвержденным Минстроем России. Всего их семь. Гражданам следует обратить внимание на следующие формы:
  • форма уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
  • форма уведомления об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
  • форма уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
К уведомлению должны быть приложены документы, перечень которых предусмотрен законодательством.
Так, при направлении уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома необходимо приложить:
  • 1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
  • 2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
По окончании строительства или реконструкции гражданин должен в течение месяца направить уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, к которому должны быть приложены:
  • 1) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление об окончании строительства направлено представителем застройщика;
  • 2) технический план, составленный кадастровым инженером (в электронном виде);
  • 3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенный или реконструированный объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
Уведомление об окончании строительства или реконструкции должно включать в себя, в том числе, сведения об оплате госпошлины за регистрацию права.
Уполномоченные исполнительные органы в течение семи рабочих дней после подачи уведомления об окончании строительства (при соответствии строительства градостроительным нормам и правилам) направят в электронном виде в орган регистрации документы для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и регистрации прав.
Таким образом, гражданам не нужно обращаться через МФЦ в орган регистрации прав, за него это сделают муниципальные органы власти.
Следует отметить, что все требования и нововведения касаются исключительно жилых домов. Для тех, кто захочет построить баню, беседку или сарай, по-прежнему не потребуется разрешений и уведомлений. Жилой дом должен иметь не более трёх надземных этажей. Введено ограничение по предельной высоте такого объекта — не более 20 м. Исключено указание на то, что индивидуальный жилой дом предназначен для проживания одной семьи. При этом индивидуальный жилой дом не может быть разделен на самостоятельные объекты, например квартиры.
Согласно ст. 64 ЗК РФ земельные споры разрешаются в судебном порядке.
Одним из споров, подлежащих рассмотрению в судебном порядке, является спор об установлении границ земельных участков.
Например, гражданка З. обратилась в суд с иском об установлении границ земельного участка. В обоснование своих требований истица пояснила, что она является собственником земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке. С целью уточнения и установления границ земельного участка она приняла меры к подготовке межевых документов, однако сосед, ответчик А., отказался подписывать проект межевого плана, согласовывать границы земельных участков.
При рассмотрении заявленного требования судом применяются положения ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Руководствуясь указанной нормой, суд удовлетворил заявленное требование З. и установил границу земельного участка.
При этом суд указал, что граница между земельными участками истицы и ответчика сложилась, она обозначена забором, возведенным много лет тому назад (более 20 лет). Несмотря на то, что забор частично разрушен, граница между соседними земельными участками хорошо просматривается.
При обжаловании данного решения в вышестоящую инстанцию, решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.
Указанный пример ярко демонстрирует эффективность судебной защиты прав граждан при разрешении земельных споров.
 
Начальник отдела 
государственного земельного надзора А.И. Ткачев
Часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) определяет государственный кадастровый учет недвижимого имущества как внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Вместе с тем, согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объектом капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. При решении вопроса об отнесении объектов к объектам недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на которые должны осуществляться в порядке, установленном Законом о регистрации, необходимо руководствоваться наличием у таких объектов признаков, способных относить их в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым вещам, наличием самостоятельного функционального (хозяйственного) назначения, а также их возможностью выступать в гражданском обороте в качестве самостоятельного объекта гражданских прав.
Следует отметить, что ГрК РФ не содержит определения строений и сооружений вспомогательного использования. Как отмечено в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.12.2012 № ВАС-15260/12, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 11.03.2015 № 308-ЭС15-1282) вспомогательные объекты предназначены только для обслуживания основного объекта. Вместе с тем, если объект недвижимости является объектом капитального строительства, подлежащим государственному кадастровому учету в соответствии с Законом о регистрации, то кадастровый учет в отношении него осуществляется независимо от того, является он самостоятельным или вспомогательным. А вот является ли объект недвижимостью, решается в процессе разработки проектной документации, получения разрешительных документов, а также в процессе проведения кадастровых работ, в рамках которых кадастровый инженер осуществляет установление характеристик объекта, позволяющих его отнести к объектам недвижимости, исходя из имеющихся документов, прочной связи с землей и руководствуясь положениями федеральных законов. В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Закон № 221-ФЗ) кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с установленными требованиями договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом.
Начальник Асиновского межмуниципального отдела Л.Ю. Елькина
01 февраля 2019 года вступили в силу изменения ст.55 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы). В частности, положения, определяющие, что после удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (долю в праве собственности на недвижимое имущество), подлежащее госрегистрации, нотариус обязан в течении одного рабочего дня без взимания платы представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом. 
В случае возникшей невозможности представить заявление о госрегистрации прав и прилагаемые к нему документы в Росреестр в электронной форме по причинам за которые нотариус не отвечает, он обязан представить их в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе не позднее двух рабочих дней со дня удостоверения договора, а в случае, если такой срок определен сторонами в договоре, не позднее двух рабочих дней по истечении такого срока.
Новый закон обеспечивает оперативность регистрации перехода права собственности, исключает необходимость самостоятельно подавать документы через многофункциональные центры и направлен на обеспечение безопасности и снижение рисков нарушения прав сторон при переходе права собственности. Нотариальная форма удостоверения сделок с недвижимостью гарантирует чистоту сделки, которая обеспечивается имущественной ответственностью нотариуса.

 
Контакты для СМИ
Пресс-служба Управления Росреестра по Томской области
3822 65-19-39 (доб.2121)