Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
На сегодняшний день заявитель, независимо от места своего нахождения, может получить сведения из ЕГРН о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, расположенные в любом субъекте Российской Федерации, как в виде бумажного документа, так и в электронном виде.
Если представить запрос на получение сведений из ЕГРН можно в виде бумажного документа только при личном обращении в офисы приема документов филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области (далее – Кадастровая палата) и в офисы приема «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – МФЦ), то при направлении запроса о предоставлении сведений в электронном виде путем заполнения его формы на официальном сайте Росреестра в сети Интернет (www.rosreestr.ru) возможно в любое удобное для заявителя время и в любом месте.
При формировании запроса на предоставление сведений ограниченного доступа в электронном виде запрос заверяется квалифицированной электронной подписью заявителя (ЭЦП). К сведениям ограниченного доступа относятся: сведения о правах отдельного лица на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости; сведения о содержании правоустанавливающего документа; сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным; информация о лицах, получивших сведения об объекте недвижимости. Также к сведениям ограниченного доступа относится предоставление копий договоров и иных документов, на основании которых сведения внесены в ЕГРН.
К общедоступным сведениям относятся, например, сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости и сведения о переходе прав. Запрос на предоставление таких сведений в электронном виде не требует заверения ЭЦП.
Взаимодействие с заявителем в электронном виде направлено на улучшение качества предоставления государственных услуг, уменьшение временных и материальных затрат заявителя, комфортные условия получения услуги, возможность в любое удобное время заполнить форму запроса на предоставление сведений из ЕГРН. При заполнении формы запроса на официальном сайте Росреестра в сети Интернет заявители могут выбрать наиболее удобный для них способ получения сведений из ЕГРН: в электронном виде или в виде бумажного документа. Сведения из ЕГРН, предоставляемые в электронной форме, имеют такую же юридическую силу, как и сведения из ЕГРН, предоставленные в виде бумажного документа, так как электронный документ заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа, осуществляющего государственную регистрацию прав.
В качестве пользователей информационного ресурса, содержащего сведения ЕГРН, могут выступать представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физические и юридические лица, арбитражные управляющие и нотариусы.
Получение сведений из ЕГРН в виде электронного документа менее затратно, чем в бумажном виде. Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 №291 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» установлен размер платы за предоставление информации. Например, размер платы за копию договора или иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенной в простой письменной форме, содержащегося в реестровом деле (кроме предприятия как имущественного комплекса), для физических лиц составляет 300 руб., для юридических лиц - 950 руб.; при подаче запросов в электронном виде размер платы для физических лиц составляет - 150 руб., для юридических лиц - 400 руб.
Размер платы за выписку о содержании правоустанавливающих документов для физических лиц составляет 600 руб., для юридических лиц - 1700 руб.; при подаче запросов в электронном виде размер платы для физических лиц 400 руб., для юридических лиц - 800 руб.
Наиболее оперативным и менее затратным способом получения сведений из ЕГРН в электронном виде является получение сведений посредством ключа доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРН, который позволяет получать сведения, содержащиеся в ЕГРН, в электронной форме через специальный раздел официального сайта Росреестра в сети Интернет (www.rosreestr.ru) с использованием соответствующих уникальных кодов (ключей доступа), выдача которых производится бесплатно.
Существует два способа получения ключа доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРН. Получить ключ доступа можно при личном обращении с запросом на предоставление ключа доступа к информационному ресурсу в виде бумажного документа в офисы приема филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области либо путем направления запроса по почте. Также получить ключ доступа можно самостоятельно посредством заполнения электронной формы запроса на портале Росреестра (www.rosreestr.ru) по ссылке «Государственные услуги» - «Получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН)» - «Запросить ключ доступа для физических лиц» либо «Запросить ключ доступа для юридических лиц».
После того, как ключ доступа получен либо сформирован самостоятельно для получения сведений посредством ключа доступа на портале Росреестра (www.rosreestr.ru) необходимо пройти по ссылке: «Государственные услуги» - «Получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН)» - «Запрос к информационному ресурсу», где ввести полученный ключ доступа (на этой же странице можно прочитать детальное руководство для пользователя сервиса «Запрос к информационному ресурсу ЕГРН», получить код платежа и произвести оплату. После зачисления денежных средств можно самостоятельно формировать заявки на интересующие объекты, выписки на которые будут сформированы автоматически.
Также получение справочной информации о наличии или отсутствии данных об объекте недвижимости в ЕГРН возможно в режиме реального времени (online) бесплатно на официальном сайте Росреестра в сети Интернет (www.rosreestr.ru) в сервисе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Данная услуга позволяет осуществить поиск любого объекта недвижимости, права на который зарегистрированы. Поиск можно осуществлять по кадастровому либо условному номерам объекта, адресу объекта или по номеру государственной регистрации права. Указанный сервис является весьма удобным, он представляет собой информационно-ознакомительный ресурс. Данная информация не является документом, подтверждающим зарегистрированное право. С помощью данного сервиса заявитель может убедиться в том, что регистрация права, обременения проведена.
Шегарский межмуниципальный отдел
Специалист-эксперт
Борзунова Е.С.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Следует учитывать, что сведения в первоначально выданной выписке из ЕГРН актуальны лишь на момент регистрации, и указанные в них данные могут уже не соответствовать действительности.
Поэтому при совершении сделок с недвижимостью понадобится свежая выписка из ЕГРН, поскольку именно она содержит актуальную информацию об объекте и правах на него. Сведения в выписке действительны на дату ее выдачи (ч. 4, 7 ст. 62 Закона о регистрации).
Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. При этом специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки и представленном в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора прав
Форма специальной регистрационной надписи, утверждена Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки".
И.о.заместителя начальника отдела регистрации прав на объекты недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Г.Ю.Телицына
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
повышения качества данных ЕГРН Т.А. Федорова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Государственная кадастровая оценка должна проводиться не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет.
Исключение составляет внеочередная кадастровая оценка. При этом ее проведение не влияет на периодичность кадастровой оценки в плановом порядке.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. В решении определяются виды объектов недвижимости, категории земель, по которым проводится оценка, год проведения работ по определению кадастровой стоимости. Кадастровая оценка может проводиться одновременно по всем категориям земель и видам объектов недвижимости.
В соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации создается бюджетное учреждение и наделяется полномочиями по определению кадастровой стоимости.
На территории Томской области полномочиями по определению кадастровой стоимости наделено областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (далее – ОГБУ «ТОЦИК»).
Бюджетное учреждение проводит подготовку к проведению государственной кадастровой оценки, которая включает сбор и обработку необходимой информации.
В целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости. Это позволит исключить ошибки в сведениях об объектах недвижимости.
По запросу уполномоченного органа субъекта РФ Росреестр готовит перечни объектов недвижимости, которые подлежат государственной кадастровой оценке. В них включаются все объекты недвижимости, указанные в решении о проведении кадастровой оценки. Сведения ЕГРН по ним приводятся по состоянию на 1 января года, в котором определяется кадастровая стоимость. Росреестр также размещает сформированный перечень в Фонде данных государственной кадастровой оценки на официальном сайте (https://rosreestr.ru).
Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Кадастровая стоимость рассчитывается на дату составления перечня объектов и определяется из расчета наиболее вероятной цены недвижимости, по которой она может быть приобретена, независимо от наличия ограничений на ее распоряжение. При этом учитывается фактический вид использования объекта недвижимости.
По результатам определения кадастровой стоимости бюджетное учреждение составляет в форме электронного документа проект отчета и размещает его на своем сайте. В этот же срок оно должно направить сведения о месте его размещения и сам проект отчета в Росреестр для проверки на его соответствие установленным требованиям. Сведения и материалы из проекта отчета в установленном объеме размещаются в Фонде данных государственной кадастровой оценки на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/site/). Ознакомиться с ними можно в течение 60 дней со дня их размещения. Также в Фонде данных указывается, где размещен сам проект отчета на сайте бюджетного учреждения.
Если у правообладателей имеются какие-либо возражения или уточнения, то можно представить замечания в течение 50 дней со дня публикации сведений и материалов в Фонде данных. Их можно подать лично в бюджетное учреждение или МФЦ, направить почтой либо через Интернет. В результате рассмотрения замечаний бюджетное учреждение может пересчитать кадастровую стоимость. Все изменения в проект отчета должны быть внесены до окончания 60-дневного срока со дня размещения сведений в Фонде данных государственной кадастровой оценки.
После этого отчет утверждается уполномоченным органом субъекта РФ. Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу с 1 января года, следующего после проведения оценки. После чего сведения о кадастровой стоимости вносятся в ЕГРН. Отчет и копия акта об утверждении размещаются в Фонде данных государственной кадастровой оценки на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.ru).
В соответствии с распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 02.10.2018 №76-о «О проведении государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории Томской области» в 2019 году проводится государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области.
По всем вопросам, связанным с проведением государственной кадастровой оценки, уточнению характеристик объектов недвижимости, обращаться в ОГБУ «ТОЦИК» по адресу: г.Томск, ул. Розы Люксембург, д.17, стр.2, а также по телефонам: 90-79-33, 90-79-44. Формы деклараций, а также рекомендации по их заполнению, проект отчета размещаются на официальном сайте ОГБУ «ТОЦИК» https://kadastr.gov70.ru/.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Большинство заявлений подано в Комиссию на пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных в границах муниципального образования «Город Томск», утвержденных постановлением Администрации г.Томска от 26.11.2014 № 1240, - 286 заявлений, что составляет 87% от общего количества поступивших заявлений о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков. 43 заявления направлены в Комиссию с целью пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Томской области (за исключением муниципального образования «Город Томск»), утвержденных приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 14.11.2014 № 134. В основном, это земельные участки городского округа Стрежевой, Томского, Колпашевского, Шегарского районов, ЗАТО Северск. На сегодняшний день истек срок оспаривания результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), утвержденных постановлением Администрации Томской области от 20.09.2012 №356а.
С заявлением в Комиссию в 2018 году обратились: физические лица - 188 заявителей (57% обратившихся в Комиссию), юридические лица – 141 заявитель (43% от обратившихся в Комиссию). В 2017-2018 гг. количество обратившихся в комиссию физических и юридических лиц практически сравнялось. В 2015-2016 гг. преобладающими заявителями в Комиссию выступали юридические лица. Физические лица в соответствии с положениями действующего законодательства имеют возможность выбора обращения с целью пересмотра кадастровой стоимости либо в комиссию либо в суд. Юридические лица обязаны пройти досудебную процедуру обжалования в Комиссии.
По 9 заявлениям, поступившим в Комиссию в 2018 году, отказано в приеме к рассмотрению, в связи с некомплектом документов, приложенных к заявлению.
Все заявители повторно обратились в Комиссию после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления к рассмотрению.
По 4 заявлениям отказано в приеме к рассмотрению, в связи с тем, что результаты определения кадастровой стоимости не затрагивают права и обязанности заявителей, по 9 заявлениям отказано в приеме по причине истечения срока оспаривания в Комиссии, а также возможностью оспаривания результатов определения кадастровой стоимости только в судебном порядке. Отозвано заявителями 4 заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
За указанный период принято к рассмотрению в Комиссии 303 заявления по пересмотру кадастровой стоимости 326 земельных участков и 5 объектов капитального строительства (нежилые здания).
Проведено 18 заседаний Комиссии, на которых рассмотрено 341 заявление в отношении 374 земельных участков, 5 объектов капитального строительства (нежилое здание) (52 заявления по 63 земельным участкам, 1 объекту капитального строительства поступили в Комиссию в декабре 2017 года, а рассмотрены в январе 2018 года).
Из 341 заявления, рассмотренного на заседаниях Комиссии в 2018 году:
- отклонено 97 заявлений по 105 земельным участкам, 3 объектам капитального строительства (нежилое здание) (28% от общего количества рассмотренных заявлений);
- определена кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости по 244 заявлениям (72% от общего количества рассмотренных заявлений), включающим в себя пересмотр кадастровой стоимости 269 земельных участков и 2 объектов капитального строительства.
Число положительных решений о пересмотре кадастровой стоимости, принимаемых Комиссией, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года осталось на прежнем уровне в диапазоне 72-74%.
Практика работы Комиссии показывает, что качество отчетов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости улучшается, так как основной причиной, по которой отклоняются заявления, является нарушение требований законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки при подготовке этих отчетов.
Суммарная величина кадастровой стоимости объектов недвижимости (до оспаривания и после оспаривания) снизилась за 2018 год на 50,5% с 10,9 млрд. рублей до 5,4 млрд. рублей.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В результате выполнения комплексных кадастровых работ:
- уточняются границы земельных участков;
- уточняются (устанавливаются) расположенные на них здания, сооружения и объекты незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН);
- образуются земельные участки общего пользования;
- исправляются реестровые ошибки в сведениях о границах объектов недвижимости.
Поскольку комплексные кадастровые работы в отношении земельных участков проводятся по одному или нескольким кадастровым кварталам, их проведение осуществляется не по инициативе правообладателей таких земельных участков. Заказчиком таких работ будет выступать уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа.
Финансирование выполнения таких работ будет осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или бюджетов муниципальных районов, городских округов. В эти же средства будут входить и субсидии из федерального бюджета, которые направляются в субъекты Российской Федерации.
Исполнителями комплексных кадастровых работ выступают кадастровые инженеры, которые будут отбираться по конкурсу. На основе муниципального или государственного контракта на проведение комплексных кадастровых работ заказчик работ заключает договор с индивидуальным предпринимателем, которым может являться сам кадастровый инженер, или с юридическим лицом, в штате которого работает кадастровый инженер.
Комплексные кадастровые работы выполняются только при наличии утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке либо проекта межевания территории соответствующего элемента или соответствующих элементов планировочной структуры, либо проекта межевания земельного участка или земельных участков, утвержденного в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», либо проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
В отношении земельных участков, расположенных на территориях садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, комплексные кадастровые работы выполняются при наличии утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории такого объединения либо другого устанавливающего распределение земельных участков в таком объединении документа.
О начале комплексных кадастровых работ правообладатели, чьи объекты недвижимости располагаются на территории их проведения, уведомляются путем направления извещения по почтовому адресу или адресу электронной почты, если они содержатся в ЕГРН.
Кроме того, информация о проведении таких работ размещается на сайте органа местного самоуправления, а также в официальном средстве массовой информации органа местного самоуправления.
Следует учитывать, что при проведении комплексных кадастровых работ могут возникать конфликтные ситуации между правообладателями смежных земельных участков. В связи с этим законодатель предусмотрел создание согласительной комиссии, которая формируется в течение 20 дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ.
Для согласования местоположения границ согласительная комиссия проводит собрание, куда приглашает заинтересованных лиц и исполнителя кадастровых работ. Извещение о таком заседании предоставляется не менее чем за 15 дней до слушания.
В случае если правообладатель не согласен с тем, как будет изменена граница участка, то он вправе заявить об этом комиссии, представив в обоснование документы, либо провести кадастровые работы за свой счет. Если компромисс не найден, то граница фиксируется как спорная. Далее вопрос может быть решен либо в судебном порядке, либо граница остается в том виде, в котором была установлена при проведении комплексных кадастровых работ. В последнем случае через 15 лет (срок приобретательной давности, установленный Гражданским кодексом Российской Федерации) спорная граница будет считаться согласованной.
Комплексные кадастровые работы начаты с 1 июня 2015 г. К этой дате были подготовлены подзаконные акты, необходимые для их проведения.
Таким образом, проведение комплексных кадастровых работ позволяет решить ряд проблем, в частности, по установлению границ земельных участков.
Департамент по управлению государственной собственностью Томской области определен исполнительным органом государственной власти Томской области, ответственным за проведение комплексных кадастровых работ, в связи с чем, на его официальном сайте в сети интернет опубликован Приказ Департамента по управлению государственной собственностью Томской области №6 от 19.02.2019 «Об организации проведения комплексных кадастровых работ на территории Томской области в 2020 года».
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Федеральный закон (далее-ФЗ) устанавливает, если нотариальное удостоверение сделки в силу закона является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.
В соответствии с ФЗ об ипотеке (залоге недвижимости) участник общей долевой собственности может заложить свою долю в праве на общее имущество без согласия других собственников.
Общая долевая собственность возникает тогда, когда имущество находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности. Доля в праве- умозрительная, идеальная конструкция, призванная регулировать отношения, возникающие при поступлении в собственность нескольких лиц одной вещи- квартиры, жилого дома, земельного участка. Доли определяется не в самой недвижимой вещи, а в праве на нее.
Федеральным законом от 03.08.2018 № 338-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению. Исключение составляют сделки, связанные с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемого для включения в состав паевого инвестиционного фонда, и ряд других сделок, определенных законом.
Таким образом, с 4 августа 2018 года если участники долевой собственности будут передавать свое недвижимое имущество в залог, то такой договор теперь подлежит удостоверению у нотариуса (вне зависимости: один участник - в отношении своей доли либо все участники долевой собственности одновременно).
С 1 февраля 2019 г. после удостоверения договора ипотеки, нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в Росреестр. Но стороны договора, также могут отказаться от подачи документов через нотариуса.
Если нотариус не может подать в электронной форме заявление на регистрацию и другие документы в Росреестр по независящим от него причинам, то он должен подать их на бумажном носителе. Сделать это нужно не позднее двух рабочих дней со дня удостоверения договора, а в случае, если такой срок определен сторонами в договоре, не позднее двух рабочих дней по истечении такого срока.
Перечень независящих от нотариуса причин, при наличии которых предоставление документов в Росреестр в электронной форме является невозможным, установлен Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой.
При этом нотариус не вправе брать плату за услуги правового и технического характера за представление в Росреестр заявления о регистрации. Эту услугу они будут оказывать бесплатно. Таким образом, услуга по предоставлению документов в Росреестр будет входить в состав единого нотариального действия по удостоверению сделки. Но это не означает, что для сторон договора об ипотеке отменяется уплата государственной пошлины за регистрацию юридически значимых действий.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Федеральный закон от 03.08.2018 № 338-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" также внес ряд существенных изменений в "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (далее – Основы о нотариате), связанных с развитием «электронного нотариата» и которые вступили в силу с 1 февраля 2019 года.
Так, теперь согласно ст. 55 Основ о нотариате после удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (долю в праве собственности на недвижимое имущество), подлежащее государственной регистрации, нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом.
Раньше это услуга, в том числе и в электронном виде, оказывалась нотариусом по желанию заявителя.
Также после выдачи свидетельства о праве на наследство по закону или по завещанию нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав.
В случае возникшей по причинам, за которые нотариус не отвечает, невозможности представить заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав в электронной форме, нотариус обязан представить их в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе не позднее двух рабочих дней со дня удостоверения договора, а в случае, если такой срок определен сторонами в договоре, не позднее двух рабочих дней по истечении такого срока.
В случае, если стороны сделки возражают против обращения нотариуса в орган регистрации прав, они сами направляют заявление и иные необходимые для государственной регистрации прав документы в Росреестр в порядке, установленном законом (в электронной форме, либо личного обращения в МФЦ, либо посредством отправки почтового отправления).
При этом, если ранее услуга предоставления на государственную регистрацию документов являлась самостоятельным нотариальным действием и тарифицировалась отдельно, теперь она будет входить в состав единого нотариального действия по удостоверению сделки и становится бесплатной для граждан.
Теперь в законе четко определены действия нотариуса при удостоверении сделки с недвижимостью. Так, согласно новой редакции ст. 22 Основ о нотариате, нотариусу, занимающемуся частной практикой, в связи с совершением нотариального действия оплачиваются услуги правового и технического характера, включающие в себя правовой анализ представленных документов, проектов документов, полученной информации, консультирование по вопросам применения норм законодательства, осуществление обязанностей и полномочий, предусмотренных законодательством, в связи с совершением нотариального действия, изготовление документов, копий, скан-образов документов, отображений на бумажном носителе образов электронных документов и информации, полученной в том числе в электронной форме, техническое обеспечение хранения документов или депонированного имущества, в том числе денежных сумм, иные услуги правового и технического характера.
Хотелось бы обратить отдельное внимание также на следующие изменения. Если прежде, чтобы получить документ в электронном виде, гражданину нужно было иметь личную квалифицированную электронную подпись, то теперь электронные документы нотариус говорит самостоятельно. Клиент в присутствии нотариуса подписывает электронный документ простой электронной подписью, а нотариус удостоверяет этот документ своей усиленной квалифицированной подписью.
Таким образом, вступившими в законную силу изменениями в Основы о нотариате полномочия и ответственность нотариуса значительно были изменены. Нотариус теперь в обязательном порядке осуществляет проверку законности сделки, разъясняет заявителям правовые последствия совершаемого действия, консультирует их, а также несет полную имущественную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.