В настоящее время при совершении сделок по отчуждению права собственности возникают проблемы в связи с тем, что большинство земельных участков не имеет точного описания местоположения границ. Из-за этого собственникам земельных участков приходится исправлять описание местоположения границ за свой счет. Поскольку меняется местоположение границ одного земельного участка, это затрагивает смежные земельные участки и требует, в свою очередь, уточнение и их границ тоже.
Понятие «комплексные кадастровые работы» содержится в ст.42.1 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), так под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех земельных участков, расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов.
В результате выполнения комплексных кадастровых работ:
  • уточняются границы земельных участков;
  • уточняются (устанавливаются) расположенные на них здания, сооружения и объекты незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН);
  • образуются земельные участки общего пользования;
  • исправляются реестровые ошибки в сведениях о границах объектов недвижимости.
По итогам проведения комплексных кадастровых работ подготавливается карта-план территории, содержащая необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельных участках, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.
Поскольку комплексные кадастровые работы в отношении земельных участков проводятся по одному или нескольким кадастровым кварталам, их проведение осуществляется не по инициативе правообладателей таких земельных участков. Заказчиком таких работ будет выступать уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа.
Финансирование выполнения таких работ будет осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или бюджетов муниципальных районов, городских округов. В эти же средства будут входить и субсидии из федерального бюджета, которые направляются в субъекты Российской Федерации.
Исполнителями комплексных кадастровых работ выступают кадастровые инженеры, которые будут отбираться по конкурсу. На основе муниципального или государственного контракта на проведение комплексных кадастровых работ заказчик работ заключает договор с индивидуальным предпринимателем, которым может являться сам кадастровый инженер, или с юридическим лицом, в штате которого работает кадастровый инженер.
Комплексные кадастровые работы выполняются только при наличии утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке либо проекта межевания территории соответствующего элемента или соответствующих элементов планировочной структуры, либо проекта межевания земельного участка или земельных участков, утвержденного в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», либо проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
В отношении земельных участков, расположенных на территориях садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, комплексные кадастровые работы выполняются при наличии утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории такого объединения либо другого устанавливающего распределение земельных участков в таком объединении документа.
О начале комплексных кадастровых работ правообладатели, чьи объекты недвижимости располагаются на территории их проведения, уведомляются путем направления извещения по почтовому адресу или адресу электронной почты, если они содержатся в ЕГРН.
Кроме того, информация о проведении таких работ размещается на сайте органа местного самоуправления, а также в официальном средстве массовой информации органа местного самоуправления.
Следует учитывать, что при проведении комплексных кадастровых работ могут возникать конфликтные ситуации между правообладателями смежных земельных участков. В связи с этим законодатель предусмотрел создание согласительной комиссии, которая формируется в течение 20 дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ.
Для согласования местоположения границ согласительная комиссия проводит собрание, куда приглашает заинтересованных лиц и исполнителя кадастровых работ. Извещение о таком заседании предоставляется не менее чем за 15 дней до слушания.
В случае если правообладатель не согласен с тем, как будет изменена граница участка, то он вправе заявить об этом комиссии, представив в обоснование документы, либо провести кадастровые работы за свой счет. Если компромисс не найден, то граница фиксируется как спорная. Далее вопрос может быть решен либо в судебном порядке, либо граница остается в том виде, в котором была установлена при проведении комплексных кадастровых работ. В последнем случае через 15 лет (срок приобретательной давности, установленный Гражданским кодексом Российской Федерации) спорная граница будет считаться согласованной.
Комплексные кадастровые работы начаты с 1 июня 2015 г. К этой дате были подготовлены подзаконные акты, необходимые для их проведения.
Таким образом, проведение комплексных кадастровых работ позволяет решить ряд проблем, в частности, по установлению границ земельных участков.
Департамент по управлению государственной собственностью Томской области определен исполнительным органом государственной власти Томской области, ответственным за проведение комплексных кадастровых работ, в связи с чем, на его официальном сайте в сети интернет опубликован Приказ Департамента по управлению государственной собственностью Томской области №6 от 19.02.2019 «Об организации проведения комплексных кадастровых работ на территории Томской области в 2020 года».